Педагогический опыт

Орлов Александр Михайлович

Педагогический опыт

Повышение мотивации студентов к производственному обучению через применение технологии мастерских

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО ВО «Муромский промышленно-гуманитарный техникум»

Педагогический опыт

Повышение мотивации студентов к производственному обучению

                    через применение

технологии мастерских

                                                          Мастер производственного обучения

                                                          высшей квалификационной категории

                                                          Орлов А.М.

                                            2012 год

                                                   Содержание

  1. Условия возникновения опыта
  2. Актуальность и перспективность опыта
  3. Ведущая идея опыта
  4. Новизна опыта
  5. Теоретическая база опыта
  6. Технология опыта
  1. Диагностика развития личности
  2. Профессиональное обучение
  3. Внеклассная работа
  4. Способы и приемы формирования мотивации
  5. Новые подходы к оценке деятельности студентов
  1. Результативность
  2. Адресная направленность
  3. Приложение

1.Схема «Создание условий для развития познавательной активности студентов на уроках производственного обучения»

              2.Диагностическая карта «Отношение к учебному труду»

              3.Методика «Выявление тревожности у подростков»

              4.Методика «Характеристика мотивов деятельности учащихся»

             5.Методика «Мотивы учебной деятельности»

  6.Модель выпускника техникума

           

                 

                           

                       

                                      Условия возникновения

        В современных рыночных условиях резко возросли требования к уровню профессиональной подготовки кадров. Уровень профессиональной компетентности обучающихся НПО  и студентов СПО обусловлен многими причинами: качеством теоретического и производственного обучения, степенью мотивированности обучения,  особенностями материально-технического, программного и научно-методического обеспечения учебного процесса. В Муромском промышленно-гуманитарном техникуме, где я работаю,   педагогический коллектив работает над методической темой  «Обеспечение рынка труда высококвалифицированными кадрами, готовыми к участию в модернизации экономики  через повышение качества  и эффективности профессионального образования», решая следующие задачи:

  1. повышение качества  и эффективности профессионального образования через внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
  2. разработка основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО в рамках новых государственных образовательных стандартов;
  3. развитие сотрудничества учебного заведения  с работодателями с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
  4. повышение квалификации педагогического коллектива техникума.

В течение 3 лет я работаю над темой «Повышение мотивации студентов к производственному обучению  через применение технологии мастерских». В рамках внеклассной работы я веду факультативный курс «Обработка материалов  резанием» для студентов I и II курсов, являюсь мастером производственного обучения группы АМ-24, веду большую внеклассную работу: кружок технического творчества, организую выставки лучших работ студентов,  работаю по программе  индивидуального развития «Введение в материаловедение» со студентами СПО.  Накопленный опыт позволяет при проектировании учебно-воспитательного процесса

  1. учитывать возрастные особенности развития студентов;
  2. целенаправленно работать над развитием  мотивации учения;
  3. создавать комфортные условия для обучения,  для самореализации студентов;
  4. формировать творческие умения студентов, их способности к самосовершенствованию и саморазвитию;
  5.  осуществлять  индивидуализацию и дифференциацию в обучении;
  6.  реализовывать воспитательный потенциал учебного процесса;
  7.  развивать субъект - субъектные отношения участников учебно-воспитательного процесса.

                      II. Актуальность и перспективность опыта

На заседании Государственного Совета РФ на тему «Приоритеты развития профессионального образования в России» от 31 августа 2010 года президент Российской Федерации  Д.А. Медведев, отметил, что  развитие профессионального образования должно стать частью процесса модернизации экономики.

В проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» изложены основные направления развития Российского профессионального образования:

  1. Модернизация системы подготовки рабочих кадров специалистов среднего звена;
  2. Изменение уровней профессионального  образования;
  3. Введение кредитно-модульной системы организации образовательного процесса при реализации профессиональных образовательных программ.

       Новые экономические условия требуют квалифицированных работников, способных к самореализации, социально мобильных, адаптирующихся к рынку труда. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Современное общество и экономические условия выдвигают новые требования к выпускнику профшколы XXI века: «высокий профессионализм и компетентность, способность оперативно включаться в профессиональную деятельность сразу же после окончания учебного заведения, фундаментальная теоретическая и практическая подготовка, потребность и способность к переподготовке и повышению квалификации, коммуникативные способности; наличие экономического, предпринимательского сознания».

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что наше учебное заведение, а именно специфика его деятельности, государственный стандарт по профессии «Токарь - универсал» и  мнение работодателя обязывают мастеров производственного обучения  строить учебно-воспитательный процесс,  при котором ученика не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, а создают такие условия, в которых он учится.

В последние годы в педагогике обращается внимание на необходимость создания системы диагностики мотивационной сферы, дидактическое обеспечение по повышению уровня мотивации, идет поиск новых подходов к оценке знаний обучающихся, что должно привести к повышению результативности учебно-воспитательного процесса.

                             

III. Ведущая педагогическая идея

        

          В проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» были провозглашены цели образования: обучать студентов учиться быть, учиться знать, учиться уметь, учиться жить вместе.

              Этим целям полностью соответствует технология мастерских.

Учиться быть – значит, заботиться о своем здоровье. Технология мастерских является здоровьесберегающей, так как подразумевает субъект-субъектные отношения учителя и ученика, что обеспечивает комфортность, бесконфликтность, успешность в обучении.

Учиться знать – создавая деталь, студент учится выбирать пути и средства для достижения цели,  темп работы,  разрабатывать алгоритмы, пользоваться различными источниками информации.

Учиться уметь – в соответствии с тремя основными видами учебных компетентностей технология мастерских дает возможность научиться работать в группе, работать с информацией, самостоятельно решать проблемы.

Учиться жить вместе – работая над проектом, студенты учатся сотрудничать, уважать других.

                                            IV. Новизна опыта

Мотивация студентов – основа их осознанной и успешной деятельности. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности предполагает работу по обеспечению взаимосвязи содержания материала и методических подходов с потенциалом студентов.

Новизна опыта состоит  в усовершенствовании известных методов обучения, предлагаемых А.Гином (ТРИЗ), Г.Селевко. Использование технологии мастерских позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, придает новую окраску педагогическому общению, способствует повышению мотивации студентов к производственному обучению и самореализации выпускника.

Кроме того, в работе рассматриваются инновационные подходы к оценке деятельности студентов: ранговая оценка (рейтинг), портфолио и др.

  1. Теоретическая база опыта

                  Роль новых технологий в практике обучения следует рассматривать как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития студентов. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практики?

        Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни?

Какую роль должно играть учебное заведение и каким оно должно быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

        Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно техникум готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль учебного заведения как базового звена образования чрезвычайно важна, способность его достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеют чрезвычайно важное значение.     

          В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность  находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования средств обучения административных работников, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это стало особенно очевидно, когда образование во всех практически развитых странах приобрело характер обязательного массового среднего образования. Важность такого подхода к образованию, по-моему, очень точно выразил один видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

        Итак, общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX - середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

        Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

  1. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  2. самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  3. грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
  4. быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  5. самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для того чтобы решить эти задачи, прежде всего важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности.

        Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения являются:

  1. "обучение в сотрудничестве" (cooperative learning);
  2. метод проектов;
  3. индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  4. технология мастерских

        Все эти направления новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

.                                        

                                               VI. Технология опыта

         Системная работа по созданию условий для  профессионального обучения включает несколько этапов.

1 этап – диагностика личностных качеств студентов (проводится регулярно)

2 этап – производственное обучение

3этап – внеурочная и внеклассная работа со студентами

4 этап – социализация и профессиональное самоопределение студентов

  1. Диагностика развития личности 

Одна из задач профессионального обучения – диагностические исследования, позволяющие  с помощью наблюдений, тестов, анкетирования, интервьюирования определять динамику развития личности. При этом большое значение имеет изучение   состояния мотивационной сферы  студентов.

Формирование мотивационной сферы необходимо начать  с диагностики уровня тревожности (до 40% теоретическая часть производственного обучения вызывает тревожность), с затруднений в  производственном процессе. Учебное затруднение ставит препятствие мотиву учения, образует логический разрыв между сферой мотива и целью деятельности. Целесообразно объединить учебные затруднения в три группы, зная причины затруднений, каждой группы через ключевые слова для преодоления затруднений можно работать индивидуально с каждым и организовать парную и коллективную работу студентов. Этому хорошо способствует работа по коррекции перед контролем и закреплению материала, что создает ситуацию успеха.

При характеристике мотивов деятельности студентов исследуются особенности проявления учебно-познавательного интереса. Результаты показали преобладание у студентов ситуативного и устойчивого и обобщенного  учебного интереса, что соответствует повышенному уровню.

Диагностика мотивации  к производственному  обучению  способствует отслеживанию внешней и внутренней мотивации студентов. Такие исследования проводятся 2-3 раза в год совместно с психологом, результаты фиксируются в диагностических картах. Результаты исследований показывают, что больше внимания следует уделять развитию внутренней мотивации, так как именно она способствует развитию творческой познавательной деятельности студентов.

                                       

                                     2. Профессиональное  обучение.

      Важнейший вопрос  организации профессионального обучения  - определение структуры и направлений работы. При этом следует исходить из таких факторов как требования Государственного образовательного стандарта профессионального образования (ФГОС), методическое и материально-техническое обеспечение.

      Цель этой работы – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Организовывать собственную деятельность, работать в команде, осуществлять поиск информации, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль. Модель выпускника предусматривает эти качества личности.

Для обеспечения повышения мотивации студентов к  производственному обучению через  метод мастерских мною создан так называемый инновационный банк педагогических средств и методов обучения.

         Основные методические приемы — элементы технологии: алгоритм, индукция, самоконструкция, социоконструкция, разрыв.

Алгоритм - это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности студентов.

В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции и т.п.

Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей.

Пример алгоритма по теме: «Обработка наружных конических поверхностей на токарном станке» (он разделен на три малых занятия-алгоритма).

Алгоритм А-1.

Панель (этап актуализации знаний в данной области)

 - выделение проблемы: определить  способы обработки детали и применить знания на практике;

 - работа со справочной  литературой: изучить технологию обработки детали;

 - обсуждение в парах: изучить и обсудить достоинства и недостатки способов обработки детали.  

Алгоритм А-2.


   
Представление проблем 

- представление вопросов группе и выбор проблемы для исследования:      выбор продуктивного способа обработки детали;

- каждая пара представляет группе свое понимание проблемы;

- формулирует гипотезу решения проблемы;

- выбирает в группе наиболее вероятную гипотезу;

- планирует и проводит эксперимент по проверке гипотезы;

- формулирует выводы.

Алгоритм А-3.

Представление результатов работы 

 - составление и обмен вопросами по представленным результатам;

- ответы на вопросы и корректировка результатов;

-составление группами серии заданий на применение результатов;

- обмен заданиями между группами;

- знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.

Считаю, что метод «Алгоритм», слово мастера, работа с документами - все это предоставляет группе возможность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, организовать ее опытную проверку. Но, конечно, опыт не дает полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо ее логическое обоснование, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку умозаключений и с опорой на утверждения, приходят к выводу об истинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому необходим критический анализ всей проделанной работы (рефлексия). На последнем этапе группы представляют друг другу все, что они сделали.

Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние субъекта (студента), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индукцией (индуктором). Например: практическое занятие по теме: «Нарезание крепежной резьбы».

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у студентов. Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации. Студентам предлагается рассмотреть изделия с резьбой двух видов и определить несоответствие деталей. Ребята формулируют тему и проблему урока, ставят цели и определяют пути их достижения. В процессе работы студенты самостоятельно делают выводы и находят разные способы решения проблемы.

Этот метод позволяет формировать  познавательную потребность, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоциональном контакте, в двигательной активности, в игре и др.

Итак, главное в этом методе - осознать возможность решения проблемы самостоятельно, так как это  могучее средство для стимулирования мотивации.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, чертежа.

Например: тема занятия  «Рабочий чертеж детали». Студентам предлагаются вспомнить и осмыслить несколько пройденных тем, по которым они должны создать рабочий чертеж, отражающий  материал каждой из этих тем.

Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (выделяются малые группы, образуются из студентов разных групп, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств студентов (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Например: тема занятия «Универсальная делительная головка». Ребята делятся на 6 рабочих групп. Мастер представляет головоломку, которая состоит из 6 элементов. Каждая группа получает свой элемент головоломки с чертежом, выбирает методы и способы обработки детали и изготавливает копию. В результате вся группа собирает готовую головоломку.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.         

Например: «Заточка режущего инструмента». Студенты для решения проблемы правильной заточки режущего инструмента должны воспользоваться справочной литературой, т.к. им необходимо определить какой материал обрабатывается каким видом инструмента.

3. Внеклассная работа

                Содержание спецкурса «Введение в материаловедение» предназначено для подготовки квалифицированных рабочих, связанных с механической обработкой материалов, сборкой и ремонтом машин, сваркой металлоконструкций. Представляет собой углубленный вариант дисциплины «Материаловедение».  Занятия направлены на формирование интереса к изучению специальных дисциплин, развитие технического творчества, познавательной активности, усвоение студентами знаний о составе, структуре, свойствах, марках металлических сплавов, неметаллических материалов и условиях применения их в промышленности и быту. В процессе изучения спецкурса развивается  умение самостоятельной работы с учебниками и справочной литературой. Повышению мотивации способствуют активные формы деятельности: проведение тематических вечеров, научно - практических конференций, экскурсий.          Целенаправленная работа позволила добиться положительных результатов: 15% учащихся являются постоянными участниками научно-технических конференций, составлены презентации по разделам спецкурса, разработаны таблицы и схемы по предмету.

Программа факультативного курса "Обработка материалов резанием" направлена  на формирование знаний о процессах резания материалов и  о структуре и тенденциях развития современных видов обработки на производстве; понимание внутренней логической связи между физико-химическими явлениями в процессах получения материалов и формообразующими свойствам.  

      Студенты учатся самостоятельно работать с технической литературой и технологической документацией, принимать технические решения. Ребята приобретают практические навыки расчета и конструирования режущего

инструмента и оснастки, изготовления чертежей и технологических карт, производят расчет детали или приспособления станка.

    Занятия имеют практическую направленность, они проводятся в производственных мастерских, читальном зале, компьютерном классе. Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации, индивидуальные консультации. Для учащихся интересно использование надпрограммного материала. Например,  "Основы производства", "Техническая механика", "Основы электротехники".

Приобретаемые знания, умения и навыки используются студентами на

технологических практиках и практикумах.

     

         С внедрением программы факультативного курса увеличилось количество призовых мест на городских, областных и Всероссийских  олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.  

4. Способы и приемы технологии мастерских,  способствующие  формированию мотивов

  1. Новый материал должен лишь предлагаться студенту, но не навязываться.
  2. Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства студентов.
  3. На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.
  4. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  5. В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
  6. Студент имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
  7. Мастер - для студента, а не студент для мастера.
  8. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
  9. Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.

5. Новые подходы к оценке деятельности студентов

     Создавая условия для включения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, можно предложить им задания по выбору или по желанию (творческий уровень). Оценка за такое задание может стать накопительной, или возможно использование разнообразных видов поощрения (грамота, медаль, приз и т.д.).

Для создания ситуации успеха, поддержки эмоционального фона личности ставлю не только отметку, но и оценку («интересно», «здорово», «спорно» и т.д.).

      С целью усиления мотивов познания использую дескриптивную (описательную) оценку творческих работ  студентов. После проверки студент получает письменную рецензию мастера производственного обучения на свою работу – в этом случае качественный показатель результативности для студента более важен, чем количественный.

      На достижение студентами личностно значимого результата, внутренние позитивные изменения личности студента направлена накопительная оценка – портфолио (portfolio assessment – «папка достижений», с лат. – «оценка человека, выполняющего определенные действия»). В этом случае учитываются  достижения  студентов – победы, участие в олимпиадах, творческих конкурсах и т.д. В папке содержатся и документальные подтверждения заслуг (грамоты, благодарности, свидетельства), и творческие работы ребенка, иллюстрирующие личностный рост.

     

        Итак, мотивационную среду в практике работы мастре производственного обучения может создать, если

-стремится к объективной оценке результатов учебного труда каждого студента;

-использует разнообразные безоценочные формы поощрения, степень которых зависит от уровня реальных достижений студентов;

-определяет сложность учебного задания в соответствии с уровнем реальных учебных возможностей студента и работает с ним в зоне его ближайшего развития;

-планирует достижение результатов при нормальном напряжении сил студента;

-ориентирует студента на достижение позитивных результатов, используя положительные эмоции;

-создает для каждого студента ситуацию успеха, закрепляя в памяти  успешный опыт;

-оказывает личностное воздействие на студента, вызывая положительные эмоции  своим профессиональным оптимизмом, эрудицией.

    Таким образом, познавательно-побуждающая мотивация появляется в процессе продуктивной познавательной деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Познавательная мотивация побуждает студента развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.

                                        VII. Результативность

 Практическое использование  технологии мастерских способствует  повышению уровня учебной мотивации, что в свою очередь положительно отразилось на результатах обучения.      

Отслеживается развитие внутренней мотивации: мотивы благополучия  стали выше, что  говорит о повышении внутренней мотивации, студенты  стали мотивировать свою деятельность познанием содержания, включением в познавательную деятельность, приобрели навыки методов объяснения, аргументации, обобщения, систематизации знаний.

 При анализе результативности у студентов отмечается позитивная динамика качества знаний.

                                   

                                                   2009 год

- областная олимпиада профессионального мастерства среди обучающихся по профессии «Токарь», г. Владимир, II место обучающийся Урлин Михаил, III место – обучающийся Иголкин Андрей;

- межучилищный конкурс профессионального мастерства по профессии «Токарь» между командами ПЛ №1 г. Ковров и ПЛ №37 г.Муром - I место;

2010 год

- финал окружного конкурса профессионального мастерства «Мастера Центральной России» среди обучающихся по профессии   «Фрезеровщик»    г.    Рязань   —   обучающийся Сазанов Александр победитель в номинации «За лучшую организацию рабочего места»;

- областной конкурс профессионального мастерства среди молодых рабочих «Золотые руки», г. Владимир,    1 место   -   обучающийся  Кузьмин   Михаил;    II    место  - Сазанов Александр.

- Всероссийская      олимпиада      профмастерства      среди обучающихся по профессии «Токарь», г.Чебоксары, III место- обучающийся   Кузьмин   Михаил (президентский   гранд ЗО тыс.руб.)

2011        год

  1. областная   олимпиада   профессионального   мастерства   по профессии «Токарь» г. Муром. I место - Бауров Дмитрий, II место Климовцов Павел.
  2. Областная олимпиада профессионального мастерства среди учреждений СПО г. Муром. Бауров Дмитрий - победитель практической части конкурса.
  3. областной    конкурс    профессионального    мастерства    по профессии токарь «Мастер золотые руки» среди молодых рабочих Бауров Дмитрий занял III место.

                                     VIII. Адресная направленность

Опыт данной работы,  сложившийся в  процессе   работы в техникуме, адресован мастерам производственного обучения, работающим в  начальном и  среднем профессиональном образовании. Предлагаемые материалы помогут  мастерам  производственного обучения использовать в своей деятельности  технологию мастерских и стимулировать   студентов  к творческой деятельности.

Вопросы развития познавательной активности и повышения мотивации  студентов через технологию  мастерских рассматривались на педагогических советах техникума, на заседании МК спецдисциплин. При творческом подходе данные материалы могут быть использованы мастерами, интересующимися вопросами развития личности студентов, поскольку   при проектировании уроков производственного обучения необходимо учитывать возрастные особенности и направленность личности студентов.  Диагностика мотивационной сферы - необходимое условие для проектирования учебно-методического комплекса для включения студентов в познавательную деятельность.

Модель выпускника техникума

                         

        

Проявление инициативности, технической компетентности

Предприимчивость, активность, другие интеллектуальные способности

Готовность развивать сотрудничество

Сочетать самостоятельность с готовностью помогать лидеру в достижении организационных целей

Умение убедительно представлять свои идеи

Эффективно работать в команде