Классный час посвящённый Международному дню стандартизации

Польских Елена Владимировна

Предлагаю Вашему вниманию классный час к 14 октябрю о стандартизации для студентов техникума. Так же, к  материалу можно добавить различные правила используемые в жизни,на транспорте,на улице и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час посвящённый Международному дню стандартизации

Классный руководитель – Мы сегодня собрались с Вами на классный час посвящённый Международному дню стандартизации. Празднуют его 14 октября. Что такое стандартизация? Её цели, задачи? Для чего она нужна человечеству? Значение, роль в жизни человека? На все эти вопросы мы подготовили – доклады, рефераты, провели конкурс газет, изучили стандарты по предметам – материаловеденье, техническая механика, стандартизация, инженерная графика.

Знания в области стандартизации одинаково важны как специалистам в сфере производства и реализации продукции, так и специалистам железнодорожного транспорта, занятых как перевозками грузов и пассажиров так и ремонтом технических средств железнодорожного транспорта.

Только при своевременной качественной доставке пассажиров, багажа, грузов, при хорошем сервисном обслуживании возможен выигрыш в конкурентной борьбе с другими видами транспорта, такими как автомобильный, морской, речной, авиационный.

Об истории развития стандартизации нам подготовил доклад студент …

Студент 1 – Слово «стандарт» происходит от английского слова «standart» и обозначает «норма», «мера», «образец»  «модель». Ещё на заре человеческой цивилизации люди поняли преимущества определённых ограничений. Например. Из ограниченного количества символов возникла письменность. Вначале – это пиктограммы, означающие целое поведение людей, затем – иероглифы и, наконец, алфавит.

В процессе трудовой деятельности появилась необходимость отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты. В древнем Египте при фараоне Тутмосе I для строительства применяли кирпич определённого размера.

Были также установлены размеры для каменных блоков при строительстве пирамид. В античной Греции применяли нормы для колонн при строительстве зданий, в древнем Риме – размеры водопроводных труб. Для выбора размеров водяных колёс римляне применяли ступенчато – арифметическую прогрессию.

В средние века интенсивно развивалось мореплавание. Возникла острая необходимость в строительстве большого количества кораблей. В Венеции сборка кораблей осуществлялась из заранее изготовленных деталей и узлов.

В  России в 1837 году была построена первая железная дорога между Царским Селом и Санкт-Петербургом. Ширина колеи составляла 6 футов (1830мм). Официальная колея шириной 5 футов (1524мм) была установлена 18 марта 1960 года постановлением Министерства путей сообщения. В этом же году были установлены нормы предельных очертаний для приближения строений и подвижного состава. В 1904 году были введены единые технические требования МПС на поставки грузовых и пассажирских вагонов.

Особый интерес представляет работа, проведённая в нашей стране по стандартизации рельсов. В !9 столетии в России каждая из имеющихся железных дорог устанавливала свои нормы на профили размеры рельсов и соответственно их скреплений. Значительное внимание железнодорожниками было уделено в первую очередь разработке ряда общих норм. В НКПС в этот период были разработаны нормы на чертежи, условные графические обозначения, метрическую резьбу, болтовые скрепления и их детали (болты, гайки, шайбы, шплинты), нормальные валики (шарнирных соединений) с кольцами, шайбами и шплинтами, мелкие винты различного типа, заклёпки, винты для дерева и тр.

Ряд таких норм был утверждён в период 1921-1924 гг.

В 1966 году была прекращена постройка паровозов, и локомотиво – строительные заводы перешли на выпуск только электровозов и тепловозов. Это потребовало разработать новые стандарты в области электрической и тепловой тяги.

Классный руководитель – Молодец! Может, кто из вас, ещё об истории стандартизации, что-нибудь знает?

Студент …

Студент 2 – Это произошло в городе Балтиморе в США.

Стаяло жаркое, засушливое лето. Пожар вспыхнул внезапно, сразу в нескольких местах и пламя сразу охватило город со всех сторон. Но ещё быстрее к очагам пожаров помчались машины с пожарными командами. Казалось, всё делалось вовремя, но вода оказалось далеко от воспламенившихся зданий. Тогда люди попытались соединить между собой пожарные рукава. И тут выяснилось что гайки, соединяющие рукава, разные. Их начали подбирать, а на это уходило драгоценное время.

И тут пламя обогнало пожарных и город, насчитывающий более 1500000 жителей, сгорел дотла. Случилось это в 1997 году.

Это был один из самых трагических уроков, преподанный людям стихией и технической непредусмотрительностью.

С необходимостью взаимной замены одинаковых предметов в быту и не производстве встречаются довольно часто. Пренебрежение этим правилом внесло бы в нашу жизнь немало сложностей.

На это обратил внимание Владимир Маяковский в стихотворении «Нормализованная гайка»:

Подходи, рабочий!

Обсудим, дай-ка

Что это за вещь такая – гайка?

Что гайка?

Ерунда! Малость!

А попробуй-ка

Езжай, ежели сломалась.

Без этой вещи,

Без гайки той-

Ни взад, ни вперёд.

Становись и стой!

Наконец отыскали гайку эту…

Прилаживают…

Никакой возможности нету!..

Эта мала,

та велика,-

словом,

не приладишь её никак.

И пошли пешком,

Как гуляки праздные.

Отчего?

Оттого, что гайки разные.

А если гайки одинаковые весть,

Сломалась-

Новая сейчас же есть.

И нечего долго раздумывать тут:

Бери любую-

Хоть эту, хоть ту!

И не только в гайке наше счастье.

Надо

всем машинам

одинаковые части…

Другие факты приведены в газете, которую вы видите.

Итак, фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила в жизни общества: письменности, счёта, денежных единиц, счётоисчисления, архитектурных стилей, международных обычаев.

Официальная стандартизация проявляется в виде стандартов, нормативных документов и является результатом целенаправленной деятельности специалистов. Какие же задачи стоят перед стандартизации?

Студент 3 –

- Обеспечение взаимопонимания между разработчиками и изготовителями, продавцами и потребителями.

- Установление требований к качеству продукции в интересах потребителя и государства, обеспечивающих её безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья.

- Установление норм, правил, требований.

- Содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

Классный руководитель – Решением этих задач стандартизации способствует применению крупных комплексов стандартов. В число таких комплексов входит ЕСКД – единая система конструкторской документации, разработанная в конце 60х годов.

Основное назначение стандартов ЕСКД – установить единые правила выполнения и оформления технической документации. В техникуме железнодорожного транспорта – технической документацией являются отчёты к практическим и лабораторным работам, курсовые работы и дипломные проекты. На 4 курсе Вы будете оформлять дипломные проекты, которые состоят из пояснительной записки и графической части – чертежей и схем. Чтобы успешно завершить эту работу – необходимы знания стандартов.

А чтобы улучшить эти знания в техникуме существует служба стандартизации – нормоконтроль.

Какое же значение стандартизация оказывает на жизнь людей?

Студент 4 – Роль стандартов - в обеспечении высокого качества продукции, надёжность и долговечность продукции и приведение этих показателей в соответствие с возрастающими требованиями народного хозяйства и международного рынка. Применение стандартов способствует развитию автоматизации производства и процессов, росту эффективности эксплуатации и ремонта изделий и конструкций. Как наука стандартизация тесно связана с математикой и рядом технических дисциплин, в частности материаловеденье, технологией изготовления строительных изделий и конструкций. Стандартизация позволяет обобщить достижения науки, техники и практического опыта, тем самым определить линию перспективного развития той или иной отрасли народного хозяйства.

Развитие и совершенствование стандартизации преследует цели:

- Ускорение технического прогресса, повышение эффективности общественного производства

- Улучшение качества продукции

- Создание условий для развития экспорта товаров, обеспечивающих требованиям мирового рынка

- Развитие специализации при проектировании

- Обеспечение безопасности труда работников, охрана здоровья населения и сохранение окружающей среды.

Классный руководитель – Целью стандартизации является выполнение обязательных требований стандартов, к которым можно отнести разработку норм, правил, обеспечивающих безопасность для жизни и здоровья людей.

С такими же правилами внутреннего распорядка для студентов мы знакомились на первом классном часе.

Эти правила были разработаны на заседании Совета техникума. Проверим, знаете ли Вы их.

Обыграем в деловой форме.

Обязанности студентов.

А) 2.2.8 При входе преподавателя и сотрудников техникума в аудиторию приветствовать их, вставая с места;

    2.2.11 Входить и выходить во время занятий из аудитории, только с разрешения преподавателя.

    2.3     В помещениях техникума студентам запрещается:

    2.3.1 Хождение в тёплой зимней одежде и головных уборах.

Б) Какую ответственность несут студенты за несоблюдение правил?

Меры дисциплинарного воздействия.

- Замечание.

- Выговор.

- Отчисление из техникума.

Выйдя из техникума мы встречаемся с другими стандартами – правилами пассажиров.

В) «Волгоградской думой от 24.11.2006 утверждены правила пользования трамваем, троллейбусами и подземными станциями скоростного трамвая в Волгограде.»

Какие обязанности пассажиров вы знаете?

Студент 4 – Продемонстрируем… (выходят 5 студентов)

2.1 Пассажиры, обязаны соблюдать очерёдность при входе в салон трамвая и выходе из него. Вход в салон осуществляется после выхода пассажиров.

2.2 Вход в переднюю дверь разрешается пассажирам с детьми дошкольного возраста, лицам престарелого возраста, беременным женщинам и инвалидам.

Пассажирам запрещается.

5.3.4 Высовываться из окон и выбрасывать из них предметы

Классный руководитель – Как вы думаете полезный ли наш классный час? Мы с Вами убедились, что нам стандарты встречаются ежедневно и они нужны и полезны.

Несоблюдение стандартов наказывается.

Но если мы хотим жить достойно, в демократичном обществе, то соблюдать эти правила любой воспитанный и грамотный человек обязан.

Заканчивая проведение классного часа, я хотела бы процитировать известного архитектора, доктора искусствоведенья Т.Б. Борисовского:

«Будь дан мне талант поэта, я воспел бы современный стандарт в звонких строках, полных любви и благодарности. Я представил бы его в виде доброго гения, обладающего чудодейственной способностью дорогую вещь делать дешёвой. Подобно тому, как греческий царь Мидас, если верить легенде, одним своим прикосновением превращал любую вещь в золотую, так и стандарт обладает свойством уникальное изделие превращать в массовое, общедоступное.

Это больше чем золото.»

Ведь это своеобразный гимн Стандарту!

Я благодарю студентов помогающих нам разобраться в вопросах стандартизации и в заключении прошу прочесть нам оду о стандартизации.

Студент 5 –

Кроха – сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

Пап, стандарты хорошо

Или это плохо?

Нестандартен был вопрос,

Но отец ответил:

Что-то общее должно

Быть на белом свете

Надо нам, сынок, в стране

На стандарт ровняться,

А иначе есть угроза

И в хвосте остаться.

Если в разных странах есть

Общие стандарты,

Значит, по морю плывут

По единой карте

Если есть стандарт один

В запчастях и шинах,

То удобно это всем,

Людям и машинам.

Шаблон, стандарты, нормативы

И эффективны и красивы.

Я понял, папа,- сын ответил-

Но скучно жить на белом свете,

Когда кругом одни стандарты.

А как же быть тогда с талантам?

Ведь мы с тобой не будем рады

Стандартным мыслям, общим взглядам!

Ты прав, мой сын, ты – не стандарт.

Быть может, даже, ты талант!

Когда стандартен человек,

Он скучно проживает век.

И мне понятна мысль твоя,

Но без стандартов нам нельзя.