Рабочая программа по предмету безопасность дорожного движения

Коваленко Анна Анатольевна

Рабочая программа по предмету безопасность дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op._06.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1.

Паспорт рабочей программы  учебной дисциплины

4

2.

Структура и примерное содержание учебной дисциплины

6

3.

Условия реализации рабочей программы

учебной дисциплины

23

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

26


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Правила безопасности дорожного движения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт  автомобильного транспорта.

Рабочая    программа   учебной  дисциплины  используется   в образовании в области технического обслуживания и ремонта автомобилей при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная  дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам

освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- пользоваться дорожными знаками и разметкой;
- ориентироваться по сигналам регулировщика;
- определять очередность проезда различных транспортных средств;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных  происшествиях;
- управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства;
- уверенно действовать в нештатных ситуациях;

- обеспечивать безопасное размещение и  перевозку грузов;
- предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;
- организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- причины дорожно-транспортных происшествий;
- зависимость дистанции от различных факторов;
- дополнительные требования к движению различных транспортных средств и  движению в колонне;
- особенности перевозки людей и грузов;

- порядок действий при оказании первой медицинской помощи;
- влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;
- основы законодательства в сфере дорожного движения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 76 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 38 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:

практические занятия

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

в том числе:

Реферат; работа со справочной литературой и Федеральными законами; подготовка презентаций и сообщений к выступлению на занятиях; моделирование   сложных   дорожно-транспортных   ситуаций; решение тематических задач повышенной сложности; использование Интернета для получения дополнительной информации  по подготовке домашнего задания;

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам и главам учебных пособий;  

подготовка к практическим работам;  оформление отчётов практических работ и подготовка к их защите

Итоговая аттестация в форме: экзамен


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Правила безопасности дорожного движения:

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа обучающегося

Объём

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и термины.

Структура дисциплины.

2

1

Раздел1.

Психологические основы безопасного управления транспортным средством

20

Тема 1.1.

Понятие надежности водителя

Содержание учебного материала:

Задачи управления автомобилем, получение водителем информации, переключение внимания, обработка информации, быстрота реакций, психомоторика.

2

2

Практическая работа № 1

Время реакции водителя

2

2

Тема1.2.

Мастерство водителя

Содержание учебного материала:

Составляющие элементы профессионального мастерства. Положительные и негативные навыки. Ошибки восприятия, оценка  опасности дорожного  движения.

2

2

Тема 1.3.

Психофизиологические основы

деятельности водителя.

Содержание учебного материала:

Понятие  о   психических   процессах   (внимание,   память,   мышление, психомоторика,  ощущение  и  восприятие)  и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его  свойства.  Основные   признаки потери внимания. Различные причины отвлечения внимания. Влияние эмоций  и  воли   на управление транспортным средством. Качества, которыми должен обладать идеальный водитель.  Ценности   и цели  водителя,  обеспечивающие  безопасное   управление     транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль  в аварийности.

2

2

Практическая работа №2

Аварийные ситуации при потере внимания

2

2

Тема 1.4.

Основы  саморегуляции  психических  состояний

в   процессе управления транспортным средством.

Содержание учебного материала:

Психические  состояния,  влияющие   на   управление транспортным средством:  утомление,  монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Профилактика утомления. Влияние  болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных   препаратов на  безопасность  дорожного  движения.  Приемы  и   способы  повышения работоспособности.

2

2

Практическая работа №3

Аварийные ситуации при болезни и утомлении

2

2

Тема 1.5.

Основы бесконфликтного взаимодействия участников   дорожного движения.

Содержание учебного материала:

Этика  водителя  как   важнейший элемент его активной безопасности. Понятие конфликта. Возможности снижения агрессии в конфликте. Режим труда и отдыха водителей. Охрана труда водителей.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся к разделу 3: 

Проработка конспектов занятий. Подготовка сообщений и рефератов, докладов, презентаций по индивидуальным  темам.

4

3

Раздел 2.

Основы управления транспортным средством и безопасность движения

92

Тема 2.1.

Дороги, их виды и влияние дорожных условий на безопасность движения

Содержание учебного материала:

Влияние  дорожных  условий  на  безопасность  движения. Виды  и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных   условиях движения.

Выбор маршрута движения и  оценка   времени для  поездки. Причины  и  условия    возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.

2

2

Практическая работа №4

Причины  и  условия    возникновения дорожно-транспортных происшествий.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.1.:  Проработка конспекта занятия.  Подготовка сообщений подготовка докладов, презентаций по  индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии.

4

3

Тема 2.2

ДТП и их  виды.

Содержание учебного материала:

Дорожно-транспортные ситуации, дорожно-транспортные происшествия, виды и типы ДТП, причины ДТП. Государственная система  обеспечения безопасности движения, Водитель на месте ДТП.

2

2

Практическое занятие №5 по теме 4.2

Анализ ДТП, причин, составление  экрана аварийности, выявление мест скопления ДТП, составление рекомендаций по совершенствованию безопасности движения.

Практическая работа №11 Анализ причин ДТП

2

3

Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.2.: Подготовка к  практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.  Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите.

4

3

Тема  2.3.  

Оценка  уровня  опасности   воспринимаемой     информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством.

Содержание учебного материала:

Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30 - 120 секунд), средняя

(12 - 15 секунд) и ближняя (4 - 6 секунд).  Особенности  наблюдения  за обстановкой  в населенных пунктах и при движении по загородным  дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и  задним  ходом,  при торможении, перед поворотом, перестроением  и  обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом   головы. Преимущества  боковых  зеркал  заднего  вида  панорамного  типа. Ситуационный анализ дорожной обстановки.

2

2

Практическая работа № 6

Пользование зеркалами заднего вида

2

2

Тема  2.4.  

Оценка  тормозного

и  остановочного  пути.   Формирование безопасного  пространства  вокруг  транспортного  средства  при    разных скоростях движения.

Содержание учебного материала:

Время  реакции  водителя.  Время  срабатывания  тормозного   привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Безопасный  боковой  интервал. Формирование безопасного  пространства  вокруг  транспортного  средства  в  различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических  условий) и при  остановке.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.3.: 

Проработка конспекта занятия.  Подготовка сообщений по индивидуальным

темам с использованием Интернета для выступления на занятии.

4

3

Практическая работа №7

Безопасная дистанция в секундах и метрах

2

2

Тема 2.5.

Техника управления

транспортным средством в штатных ситуациях

Содержание учебного материала:

Посадка водителя  за  рулем.  Использование  регулировок   положения сиденья

и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов;  включению   систем очистки, обдува и обогрева  стекол;  очистки  фар;  включению   аварийной сигнализации, регулированию систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов. Техника руления. Пуск двигателя. Прогрев двигателя. Начало движения и разгон с последовательным переключением   передач. Действия  педалью  тормоза. Особенности управления транспортным средством при наличии АБС. Специфика управления транспортным средством с АКПП.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.4: 

Проработка разделов учебника по управлению автомобилем по вопросам составленным преподавателем.

5

3

Практическая работа №8

Посадка водителя за рулем

2

2

Тема 2.6.

Действия водителя

при управлении транспортным средством.

Содержание учебного материала:

Управление  ТС  в ограниченном  пространстве,   на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях  ограниченной видимости, на крутых поворотах,  подъемах  и  спусках,  при  буксировке. Управление ТС  в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости. Способы парковки и стоянки ТС. Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.5.: 

Проработка конспекта занятия.  Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии.

4

3

Практическая работа №9

Способы парковки и стоянки ТС.

2

2

Тема 2.7.

Действия водителя

в нештатных ситуациях.

Содержание учебного материала:

Действия  водителя  при  угрозе столкновения спереди и сзади. Действия водителя при  отказе  рабочего  тормоза,  разрыве    шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве  продольной  или   поперечной рулевых тяг привода рулевого управления. Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.6: 

Проработка разделов учебника по управлению автомобилем по вопросам, составленным преподавателем.

4

3

Практическая работа № 10

Аварийные ситуации при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля.

2

2

Тема 2.8

Экономичный алгоритм регулирования  скорости движения

Содержание учебного материала:

Продолжительность разгона. Наибольшая  экономия  топлива при разгоне. Снижение  скорости движения.

2

2

Тема 2.9

Эксплуатационные  свойства автомобиля

Тема 2.9.1

Свойства автомобиля, обеспечивающие безопасность

Содержание учебного материала:

Свойства активной безопасности: тягово-скоростные, тормозные свойства, устойчивость, управляемость, проходимость, информативность. Пассивная безопасность.

4

2

Практическая работа № 11

Пассивная безопасность

2

2

Тема 2.9.2

Параметры, влияющие на безопасность

Содержание учебного материала:

Габариты автомобиля, Параметры массы автомобиля. Тягово-скоростные  свойства автомобиля, тормозные свойства, тормозной путь

4

2

Практическая работа № 12

Тормозной путь

2

2

Тема 2.9.3

Силы, действующие на автомобиль

Содержание учебного материала:

Внешние силы, действующие на автомобиль во время движения. Сила сопротивления качению, сила сопротивления подъему. Сила сопротивления воздуха, сила, разгоняющая автомобиль, сила тяги, сила сцепления шины с

дорогой. Силы, действующие на автомобиль при торможении и остановке. Поперечная устойчивость автомобиля. Силы, действующие на автомобиль при движении в повороте.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.9:

Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по вопросам

к параграфам и главам учебных пособий.        

4

3

Практическая работа № 13

Силы действующая на автомобиль при повороте

2

2

Тема 2.10

 Особенности управления  автомобилями категории «Д», «Е»

Содержание учебного материала:

Особенности управления автобусом с точки зрения комфорта пассажиров. Работа городского автобуса. Особенности управления  автопоездом. Траектория движения прицепа. Движение задним ходом, поворот.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.10: 

Проработка конспекта занятия.  Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии.

5

3

Всего:

114


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

3.1. Требования к минимальному материально-техническому  

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Правила безопасности дорожного движения».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов:

I. Технических средств обучения:

- компьютер с программным обеспечением;

- телевизор

- комплект учебно-методической документации;

-тренажёр сердечно-легочной и мозговой  реанимации.

      «Максим »

- доска магнитная:

              а) схема упражнений автодрома,

              б) движение по городу,

              в) перекрестки,

              г) перекресток с кольцевым движением;

-автомобиль ВАЗ-21099.

II. Учебные  пособия:

А. Интерактивные Мультимедийные Системы Обучения (ИМСО)

    /СD-диск – Мультимедийное пособие/:

- Электронное пособие «Мастерство вождения»;

- Электронное пособие «ПДД. Учебное пособие для автошкол, вождение»;

- Электронное пособие «Автоэкзамен ПДД ГИБДД»;

- Электронное пособие «Движение в сложных условиях».

Б. Стенды:

- Эксплуатационные свойства автомобиля;

- Анализ статистики ДТП.

В. Пособия для практических занятий:

  1) Иммобилизатор шейный регулируемый, взрослый (регулируемый).

  2) Маска для проведения вспомогательной искусственной вентиляции легких.

  3) Перевязочные средства:

       - бинты,

       - бактерицидные салфетки,

       - лейкопластырь.  

 4) Жгут резиновый.

 5) Аптечка первой помощи (автомобильная).

 6) Наглядные пособия:

    -Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи»

  7) Расходные материалы:

      - запасные дыхательные пути для манекена-тренажера,

      - запасные лицевые маски для манекена-тренажера,

      - плёнки с клапаном для проведения искусственной вентиляции лёгких.

      - табельные средства для оказания первой медицинской помощи.

Г. Плакаты:

- Комплект плакатов «Знаки дорожного движения»;

- Комплект плакатов «Безопасность автомобиля»;

- Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».

3.2. Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы.

I. Основные источники:

1) Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и  

    иллюстрациями, М, изд. «Третий Рим», 2013

2) О.В.  Майборода Учебник «Основы управления автомобилем и безопасность движения», М, изд. «За рулём», издательский центр «ACADEMA», 2010 г.

3) А.В. Смагин  «Правовые основы деятельности водителя:  водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е»  М.: «ACADEMA», 2010 г.

II. Дополнительные источники:

1) В.Н.,  Блувштейн Г.А.,  Карнаухов Г.М Николенко «Первая доврачебная медицинская помощь:  водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е»        М.: «Академия», "За рулем” 2010 г.

2) Ю.И Шухман. «Основы управления автомобилем и безопасность движения:  водителя автотранспортных средств категорий В         М.: «Академия», "За рулем” 2010 г.

III. Методические пособия:

1) Г.Б. Громоковский  С.Г. Бачманов Я.С.  Репин и др., Экзаменационные тематические задачи  с комментариями для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», «С» и «Д»,        М, изд. «Третий Рим», 2013 г.

2) Г.Б. Громоковский  С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий  «А» и «В» с комментариями, М, изд. «Рецепт-холдинг», 2013 г.

3) Г.Б. Громоковский  С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий   «С» и «Д» с комментариями, М, изд. «Рецепт-холдинг», 2013 г.

IV.Справочная литература:

1) И.Ф. Богоявленский «Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи  на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций», изд. СПб: «ОАО Медиус»,  2005 г.

2) А.Е.  Финкель «Юридический справочник водителя», М, изд. «Эксмо», 2011г.

3) http://lexed.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Формы и методы  контроля и оценки результатов обучения

2

3

Умения:

- Пользоваться дорожными

знаками и разметкой
- Ориентироваться по сигналам
регулировщика
- Определять очередность проезда различных транспортных средств

- Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
- Управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства

- Уверенно действовать в нештатных  ситуациях.

- Обеспечивать безопасное размещение

и  перевозку грузов

- Предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств

- Организовывать работу водителя

с соблюдением правил безопасности дорожного движения

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении  практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля.

Знания:

- Причины дорожно-транспортных
происшествий

- Зависимости дистанции

от различных факторов

- Дополнительных требований

к движению различных транспортных средств и движению

в колонне

- Особенностей перевозки людей

и грузов

- Влияния алкоголя и наркотиков

на трудоспособность водителя

и безопасность движения

-Оказание первой медицинской помощи

- Основ законодательства

в сфере дорожного движения

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении  практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля.