УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кудряшова Наталья Юрьевна

Что такое проектирование, характерные особенности, сложности, возникающие при нововведении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_doklad_na_konferentsiyu.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ  РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

          Управление развитием образовательного процесса включает следующие основные организационные процедуры:

- профессиональное целеполагание;

- выработка гипотезы и разработка теоретического материала предполагаемой  профессиональной деятельности;

- определение приоритетов и стратегических ориентиров;

- педагогическое проектирование;

- реализация разработанных педагогических проектов;

- внесение корректив, как в перспективное проектирование развития образовательной системы, так и в текущую деятельность, на основе полученных данных.

      Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.  Для каждого студента проектируется комплекс мер, обеспечивающих наличие и использование во внутритехникумовской среде разнообразных развивающих возможностей, соответствующих индивидуальным потребностям, согласно имеющимся изначально и воспитанным ценностям. Именно профессиональная установка педагогов на организацию возможностей, направленных на удовлетворение потребностей студентов, позволяет им достигать максимальных темпов своего развития. Соединение мотивации и действия, направленного на ее удовлетворение является необходимым условием эффективного образования.

Под компетентностным подходом понимается совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Моделирование компетентностно - ориентированного обучения является важной педагогической задачей. Одной из характерных черт концепции компетентности студента является повышение его роли в социальных преобразованиях и усовершенствованиях.  Компетентность – это способность к актуальному выполнению деятельности. Эти требования профессиональной компетентности определяются образовательной политикой государства, государственным заказом. Реализация совместной деятельности проектирования образовательного процесса   преподавателя и студента возможна в том случае, если между ними существует явное или неявное соглашение о месте и роли каждого из них. При этом нельзя говорить о достижении абсолютного тождества участвующих в проектировании субъектов – различия сохраняются, но достигается единство по принципиальным вопросам, касающихся целей и средств совместной деятельности. Это создает необходимые предпосылки для совместного существования субъектов путем формирования ориентировочной основы согласованной деятельности. Каждый занимает в структуре совместной деятельности свое собственное место и благодаря сформированным представлениям о целях и средствах совместной деятельности может сформировать представление о важности ее лично для себя. Данное обстоятельство дает возможность субъекту почувствовать то, что в деятельности реализуется его деятельностное начало, что в свою очередь можно рассматривать как реальную предпосылку запуска процесса по саморазвитию, направленную, прежде всего на формирование качеств, являющихся условием успешной реализации совместной деятельности. Таким образом, диалог является необходимым условием достижения гармоничного сосуществования преподавателя и студента. Их взаимодействие является ключевым условием проектирования образовательного процесса и повышения качества обучения.

       Сложность введения компетентностного подхода состоит в том, что, к сожалению, учебная и методическая базы для такого перехода сформированы слабо.

      Несмотря на сложности, накоплен определенный опыт педагогами учебного учреждения по формированию ключевых компетенций: реализуются новые педагогические технологии, новые подходы к организации контрольно-оценочной деятельности, новые формы обучения.

       Управление развитием образовательного процесса подразумевает планомерную продуманную подготовку и реализацию комплекса педагогических мер, обеспечивающих разнообразные возможности для всестороннего развития и личностного совершенствования каждого участника образовательного процесса.

     

Литература

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  2. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
  3. Новые ценности образования. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус, 2005