Игра солнечного зайчика

Медникова Инна Александровна

Научно-исследовательская работа ученика 3Д класса Горбачёва Матвея о возникновении и использовании световой энергии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Однажды, проснувшись утром, я увидел, что по стене и потолку моей комнаты скачет солнечный зайчик. Мне стало весело и интересно: почему  появляются солнечные зайчики. Родители объяснили мне, что солнечные зайчики появляются в результате отражения света. Тогда мне захотелось узнать всё о свете.

Слайд 2

 Поэтому объектом своего исследования я выбрал свет.

Слайд 3

Я знаю, что без света не могут жить  растения, животные и человек. Поэтому считаю, что тема моего исследования актуальна.

Слайд 4

Целью моего исследования является расширение представлений о свете.

Слайд 5

Меня заинтересовала проблема: как свет взаимодействует с окружающими  нас предметами.

Слайд 6

Задачи моего исследования:

- изучить природу возникновения света, его свойства;

- провести  практическое исследование свойств света ;

- познакомиться с видами источника света;

- разработать правила по экономии электроэнергии.

Слайд 7

В процессе исследования была выдвинута гипотеза, что если свет распространяется по прямой, то он преломляется и отражается.

Слайд 8

В результате изучения темы я узнал, что многие учёные работали над теорией света. Древнегреческий философ Аристотель считал, что свет – это  движение или действие, распространяемое в среде. Древнеримский философ Тит Лукреций Кар полагал, что свет состоит из мельчайших частиц – атомов.

 Английский учёный Исаак Ньютон считал, что свет состоит из потока прямо летящих частиц – корпускул.  Они,  наподобие пуль, «выстреливаются» светящимися телами.

         Нидерландский учёный Христиан Гюйгенс считал, что свет образует волны. В настоящее время нет однозначного ответа на вопрос, что же такое свет.

Слайд 9

Изучив свойства света, я решил исследовать на практике некоторые из них.

Сначала я сам  сделал солнечного зайчика. Для этого взял зеркало и поймал в него солнышко из окна. Затем поворачивал зеркало в стороны и увидел солнечного зайчика, который так же весело прыгал по стене, как и в то утро.

Значит, когда световые лучи соприкасаются с гладкой отражающей поверхностью, они отражаются.

Слайд 10

Изучая литературу я узнал, что свет движется по прямой. Мне захотелось доказать это путём практического опыта.

Я взял два листа картона. В центре каждого листа сделал отверстие. Установил листы картона так, чтобы отверстия были на одной высоте. На стопку книг я положил фонарик так, что свет от него падал на отверстие первой картонки. Затем я посмотрел в оба отверстия и увидел в них свет. Я  немного подвинул одну из картонок вправо и снова посмотрел в отверстия. Света я не увидел.

Таким образом подтвердилось одно из свойств света – свет движется только по прямой линии.

Слайд 11

Я знаю, что через прозрачные предметы проходит свет, а непрозрачные его задерживают. Проверил это свойство.

Для этого я поставил книгу напротив экрана и посветил на неё фонариком. Увидел, что свет не проходит через книгу и за ней образуется тень. Затем то же я сделал с прозрачным листом пластика и увидел, что за листом пластика не появилось тени.

В результате опыта я выяснил, что лучи света проходят только через прозрачные предметы. Непрозрачные предметы не пропускают их, за ними образуется тень.

Слайд 12

В результате изучения свойств света я выяснил, что тени бывают маленькие и большие. Я решил проверить, когда они большие, а когда маленькие.

Я поставил игрушечную машину между экраном и фонариком. Затем передвигал машину то ближе к стене, то ближе к свету. Увидел, что чем ближе моя машина стоит к фонарю, тем больше её тень на экране, а чем дальше она от  фонаря, тем меньше её тень.

Вывод: если предмет загораживает путь свету, за ним образуется тень. Лучи от света расходятся веером. Значит, когда предмет находится близко к источнику света, то тень от него будет большой.

Слайд 13

Интересным оказался опыт, показывающий изгиб света. Я взял прозрачную ёмкость, налил в неё воды, затем добавил в воду несколько капель молока. В центре листа чёрной бумаги я проделал отверстие с помощью кнопки. Затем выключил свет, включил фонарик и направил его на ёмкость с водой под углом. Я увидел, что луч света выходит из ёмкости с противоположной стороны.

 Следовательно, луч света движется прямо, но поверхность воды ведёт себя как зеркало, поэтому часть света отражается под углом.

Слайд 14

В процессе работы над темой я выяснил, что существует два вида источника света: естественные и искусственные.

К естественным относятся Солнце и звёзды. К искусственным источникам света относятся лампочки, свечи, экран телевизора, неоновые вывески на улицах.

В начале 20 века появилось электричество и оно полностью вытеснило старые приборы освещения.

Слайд 15

Благодаря новейшим технологиям и современному дизайну, сейчас освещение стало не только жизненной необходимостью, но и украшением нашей жизни.

Слайд 16

Однако,  в современном мире для получения электрической энергии сжигается огромное количество нефти, газа, торфа, угля. А ведь их запасы ограничены! В связи с этим все большее значение приобретают вопросы бережного отношения к электроэнергии.

Слайд 17

В процессе работы над темой мы решили выяснить, что знают ребята нашего класса об экономии электроэнергии. Мы провели тест, вопросы которого вы видите на слайде.

Слайд 18

В результате анализа теста мы выяснили, что

  • Правильно понимают, что такое энергосбережение 77  % обучающихся;

Слайд 19

  • На вопрос, почему надо беречь электроэнергию, ребята ответили:
  •  потому что энергия может закончиться;
  •  потому что надо экономить деньги;
  •  просто надо беречь;
  •  потому что люди не могут жить без света.

  •  знают приборы, работающие от электричества - все обучающиеся нашего класса;

Слайд 20

  •  правила экономии электроэнергии, знакомые детям, вы видите на слайде.

Слайд 21

Затем мы предложили ребятам нашего класса выбрать среди предложенных правил  только те, которые помогут экономить электроэнергию, и объяснить свой выбор.

Слайд 22

В результате мы разработали правила по экономии электроэнергии. Вы видите их на слайде.

Слайд 23

В процессе исследования мы искали материал в книгах, в сети Интернет, ставили опыты, анализировали и обобщали результаты, делали выводы. Таким образом я расширил своё представление о свете.

Моя гипотеза подтвердилась. Я пришел к выводу, что:

- свет – это одна из форм энергии,

- источниками этой энергии являются природные и искусственные факторы.

Изучение света помогает найти рациональное применение энергии и использовании её человеком.