Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Товароведение и экспертиза товаров растительного происхождения"

Бучель Александр Витаутасович

Методическое издание содержит цели, задачи и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров растительного происхождения», темы рефератов, вопросы для самоконтроля, цели и задания по каждой теме, список литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету и экзамену. Предназначены для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение, профиль подготовки: Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и потребительских товаров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_srs_prostye_tov.docx98.47 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Факультет ветеринарной медицины

Кафедра товароведения продовольственных товаров

и ветеринарно-санитарной экспертизы

А.В. Бучель

«ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации самостоятельной работы студентов

Направление подготовки: 38.03.07 Товароведение

Уровень высшего образования бакалавриат

Профиль подготовки: Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и потребительских товаров

Троицк 2016

УДК 664 (07)

ББК 36 – 9 я 7

Утверждены на заседании Методической комиссии факультета ветеринарной медицины  (протокол № 4 от « 14 » октября 2016 г.)

Рецензент: Е.П. Циулина, кандидат  ветеринарных наук, доцент кафедры незаразных болезней

Бучель, А.В. Товароведение и экспертиза товаров растительного происхождения: методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение, уровень высшего образования бакалавриат / А.В. Бучель - Троицк: ЮУрГАУ,  2016. – 49 с.

Методическое издание содержит цели, задачи и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров растительного происхождения», темы рефератов, вопросы для самоконтроля, цели и задания по каждой теме, список литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету и экзамену. Предназначены для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение, профиль подготовки: Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и потребительских товаров

УДК 664 (07)

ББК 36 – 9 я 7

        

©  ФГБОУ ВО  «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        

1 Тематика самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине        

2 Основные темы, вынесенные на самостоятельное изучение        

3 Темы научных докладов для выступлений на конференциях        

4 Общие методические рекомендации        

4.1 Устный опрос        

4.2 Написание реферата        

4.3 Составление конспекта        

4.4 Подготовка доклада на конференцию        

4.5 Поиск в Интернете        

4.6 Подготовка сообщения        

4.7 Подготовка к  зачету и экзамену        

5 Список использованной литературы        

Приложение         

Введение

Самостоятельная работа студентов – это учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общекультурных и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляется им.

Самостоятельная работа проводится с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе:

  • формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
  • качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;  
  • формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений студентов;
  • развития познавательных способностей студентов, формирования самостоятельности мышления;  
  • развития активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования способностей к саморазвитию;
  • развития научно-исследовательских навыков;
  • развития навыков межличностных отношений.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

  • ассортимент и потребительские свойства товаров растительного происхождения, факторы, формирующие и сохраняющие их качество;
  • методы идентификации, оценки качества товаров растительного происхождения;
  • виды, причины возникновения товарных потерь и порядок их списания;
  • нормативную и техническую документацию по приемке товаров по количеству и качеству;
  • требования к качеству товаров растительного происхождения, установленных в отечественных и международных стандартах, технических регламентах;
  • перечень и содержание товарно-сопроводительной документации.

Уметь:

  • определять показатели ассортимента и качества товаров;
  • определять объемы и причины возникновения товарных потерь и осуществлять их документальное оформление;
  • проводить приемку товаров по количеству, качеству и комплектности;
  • оценивать качество упаковки и маркировки товаров, контролировать условия транспортирования и реализации товаров;

Владеть:

  • методами классификации и средствами определения показателей ассортимента товаров растительного происхождения;
  • методами и средствами идентификации и оценки качества и безопасности товаров растительного происхождения;
  • методами определения товарных потерь, способами и средствами их снижения;
  • правилами приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.

1 Тематика самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине

Тематика самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Товароведение и экспертиза товаров растительного происхождения» представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Тематика самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Товароведение и экспертиза товаров растительного происхождения»

Раздел

Тема СРС

Виды СРС

Часы

1

2

3

4

1 Товароведение и экспертиза вкусовых товаров

1 Товароведная характеристика, классификация и ассортимент алкогольных напитков

1.1 Рынок вкусовых товаров: состояние и перспективы развития

1.2 Основное назначение и свойства вкусовых товаров

1.3 Спирт этиловый. Классификация, требования к качеству и безопасности

1.4  Водка. Классификация и характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности

1.5 Ликероводочные изделия. Классификация и характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности

1.6 Пиво. Классификация и  характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности

2 Товароведная характеристика, классификация и ассортимент безалкогольных напитков

2.1 Безалкогольные напитки (газированные безалкогольные напитки, соки плодово-ягодные, напитки на хлебном сырье, минеральные воды). Классификация и  характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности

2.2 Кофе. Классификация и  характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности

3 Товароведная характеристика, классификация и ассортимент табачных изделий, вкусоароматических добавок и пряностей

3.1 Отечественные и импортные пряности

3.2 Табачные изделия. Классификация и  характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности

3.4 Вкусоароматические добавки. Классификация и  характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности

По выбору студента*

22

2  Товароведение и экспертиза кондитерских товаров

4 Товароведная характеристика, классификация и ассортимент сахара и  кондитерских изделий с неоформленной структурой 

4.1 Рынок кондитерских товаров: состояние и перспективы развития

4.2 Сахар и заменители сахара. Требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению

4.3 Товароведная характеристика конфитюра, особенности  технологии  приготовления, экспертиза качества

4.4 Фруктовые подварки как сырье для фруктово-ягодных кондитерских изделий.

По выбору студента*

27

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5 Товароведная характеристика, классификация и ассортимент мучных кондитерских товаров

5.1 Коврижка. Классификация. Основные технологические этапы производства и их влияние на качество продукта

5.2 Мучные восточные сладости. Особенности  рецептур изделий. Ассортимент. Требования к

 качеству. Требования к маркировке, хранению, транспортировке, упаковке изделий

 6 Товароведная характеристика, классификация и ассортимент какао-продуктов и шоколада 

6.1 Плоды дерева Theobroma cacao. Ареол произрастания. Сбор урожая, ферментация какао-бобов, их классификация

6.2 Характеристика какао-продуктов, получаемых при производстве шоколада

6.3 Шоколадный напиток. Классификация и ассортимент, технология производства, требования к качеству и безопасности, к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению

6.4 Шоколадная паста. Классификация и ассортимент, технология производства, требования к качеству и безопасности, к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению

6.5 Способы идентификации натурального шоколада

3 Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров

7 Товароведная характеристика, классификация и ассортимент свежей плодоовощной продукции

7.1 Рынок кондитерских товаров: состояние и перспективы развития

7.2 Стандартизация и сертификация плодоовощной продукции

7.3 Системы управления качеством плодоовощной продукции: TNO, ISO, НАССР

7.4 Физические свойства плодов и овощей.

7.5 Факторы, формирующие качество плодов и овощей в период выращивания, уборки, транспортирования, хранения и реализации

7.6 Влияние микробиологических процессов на качество, безопасность и сохраняемость плодов и овощей.

7.7 Тара и упаковочные материалы плодов и овощей, маркировка плодоовощной продукции.

7.8 Классификация и товароведная характеристика  свежих дикорастущих плодов, ягод и травянистых растений, имеющих промышленное значение

7.9 Орехоплодные. Классификация, товароведная характеристика, экспертиза качества

7.10 Товароведение и экспертиза пряных и десертных овощей 

По выбору студента*

57

Продолжение таблицы

1

2

3

4

8 Товароведная характеристика, классификация и ассортимент переработанной  плодоовощной продукции

8.1 Теоретические основы консервирования плодов и овощей

8.2 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение консервов. Процессы, протекающие при хранении консервов.

8.3 Сушеные плоды, овощи и грибы. Классификация и характеристика ассортимента,  экспертиза качества

4 Товароведение и экспертиза зерномучных товаров

9 Товароведная характеристика, классификация и ассортимент зерновых культур, круп

9.1 Рынок зерна и зерномучных товаров: состояние и перспективы развития

9.2 Товароведная характеристика злаковых, просовидных, гречишных и бобовых культур, требования к качеству и безопасности

9.3 Крупа повышенной биологической ценности. Потери крупы, виды потерь и пути их сокращения

10 Товароведная характеристика, классификация и ассортимент хлебобулочных изделий

10.1Ликвидные и неликвидные потери хлеба, пути сокращения потерь

11 Товароведная характеристика, классификация и ассортимент пищевых концентратов на зерновой основе

11.1 Пищевые концентраты на зерновой основе. Классификация и ассортимент. Сырьё, процессы производства. Экспертиза качества. Тара, маркировка и транспортирование.

По выбору студента*

57

ВСЕГО

163

Примечание: * - по выбору студента: устный опрос, конспект, доклад, реферат, презентация и т.д.


2 Основные темы, вынесенные на самостоятельное изучение

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение могут быть представлены студентами в виде конспекта, доклада с презентацией, собеседования (устный опрос), подготовки сообщения или реферата, однако необходимо строго придерживаться плана раскрытия вопроса.

Раздел 1  Товароведение и экспертиза вкусовых товаров

Тема 1 - Товароведная характеристика, классификация и ассортимент алкогольных напитков.

Цель - формирование знаний в области товароведения, оценки качества и безопасности  алкогольных напитков.

Задание:

Изучите рынок алкогольной продукции, требования, предъявляемые к показателям качества и безопасности данного вида продукции в соответствии с ниже представленным планом.

План:

  1. Рынок вкусовых товаров: состояние и перспективы развития
  2. Основное назначение и свойства вкусовых товаров
  3. Спирт этиловый. Классификация, требования к качеству и безопасности
  4. Водка. Классификация и характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности
  5. Ликероводочные изделия. Классификация и характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности
  6. Пиво. Классификация и  характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности.

        Тема 2 - Товароведная характеристика, классификация и ассортимент безалкогольных напитков

Цель - формирование знаний в области товароведения, оценки качества и безопасности  безалкогольных напитков.

Задание: Изучите классификацию и характеристику товарного ассортимента безалкогольных напитков и кофе, требования, предъявляемые к показателям качества и безопасности данной продукции в соответствии с ниже представленным планом.

План:

1. Безалкогольные напитки (газированные безалкогольные напитки, соки плодово-ягодные, напитки на хлебном сырье, минеральные воды). Классификация и  характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности.

2. Кофе. Классификация и  характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности.

Тема 3 - Товароведная характеристика, классификация и ассортимент табачных изделий, вкусоароматических добавок и пряностей

Цель - формирование знаний в области товароведения, оценки качества и безопасности  табачных изделий, вкусоароматических добавок и пряностей.

Задание: Изучите классификацию и дайте  характеристику товарного ассортимента пряностей и вкусоароматических добавок, табачных изделий, требования, предъявляемые к показателям качества и безопасности данной продукции в соответствии с ниже представленным планом.

План:

1. Отечественные и импортные пряности.

2. Табачные изделия. Классификация и  характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности.

3. Вкусоароматические добавки. Классификация и  характеристика ассортимента, требования к качеству и безопасности.

Контрольные вопросы и задания по разделу 1

  1. Назовите общие принципы классификации вкусовых товаров.
  2. Назовите ассортимент и классификацию водок.
  3. Дайте классификацию спирта этилового, назовите требования к качеству и безопасности.
  4. Дайте понятие ликероводочным изделиям, охарактеризуете ассортимент отдельных групп ликероводочных изделий.
  5. Назовите классификацию и дайте характеристику товарного ассортимента пива.
  6. Дайте классификацию и характеристику товарного ассортимента газированных безалкогольных напитков и минеральных вод.
  7. Дайте классификацию и характеристику товарного ассортимента плодово-ягодным сокам и  напиткам на хлебном сырье.
  8.  Какие требования предъявляют к качеству и безопасности безалкогольным напиткам?
  9.  Дайте классификацию и  характеристику товарного ассортимента кофе?
  10.  Какие требования предъявляют в качеству и безопасности вкусоароматическим добавкам и пряностям?
  11.  Назовите классификацию и дайте характеристику товарного ассортимента табачных изделий.

Рекомендуемая литература по разделу 1

  1. Кажаева, О.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. И. Кажаева, Л. А. Манихина. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014. – 211 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258801; (дата обращения: 05.04.2016).
  2. Куликова, Н. Р. Товароведение и экспертиза чая и кофе : учеб. пособие / Н. Р. Куликова. – Москва : Дашков и Ко, 2011. – 168 с.
  3. Технология безалкогольных напитков [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Л. А. Оганесянц, А. Л. Панасюк, М. В. Гернет [и др.]. – Санкт-Петербург : Гиорд, 2012. - 340 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=134038; (дата обращения: 05.04.2016).
  4. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. И. Балаева, И. Ш. Дзахмишева, М. В. Блиева [и др.]. - 3-е изд. – Москва : «Дашков и К°», 2012. - 552 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112206; (дата обращения: 05.04.2016).
  5. Товароведение однородных групп продовольственных товаров [Электронный ресурс] : учебник / Л. Г. Елисеева, Т. Г. Родина, А. В. Рыжакова [и др.]. – Москва : «Дашков и К°», 2014. - 930 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426460; (дата обращения: 05.04.2016).
  6. Экспертиза напитков. Качество и безопасность [Электронный ресурс] / под ред. В. М. Поздняковский. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 408 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57533; (дата обращения: 05.04.2016).

Интернет-ресурсы:

  1. Codex Аlimentarius. Международные стандарты на пищевые продукты  [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.fao.org/fao-who-codexalimentarius/codex-home/ru/; (дата обращения: 24.03.2016).
  2. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: информационно-аналитический портал. – 2000-2015. – Режим доступа: http://elibrary.ru/; (дата обращения: 21.10.2015).
  3. Общероссийский классификатор стандартов [Электронный ресурс] // Complexdoc : база нормативной технической документации. – 2014.  Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/norms/oks/; (дата обращения: 21.10.2015).
  4. Россельхознадзор (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – 2007-2015.  Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps; (дата обращения: 21.10.2015).

Раздел 2  Товароведение и экспертиза кондитерских товаров

Тема 1 - Товароведная характеристика, классификация и ассортимент сахара и  кондитерских изделий с неоформленной структурой

Цель - формирование знаний в области товароведения, оценки качества и безопасности сахара и  кондитерских изделий с неоформленной структурой.

Задание: Изучите  классификацию и характеристику товарного ассортимента сахара и кондитерских изделий с неоформленной структурой, требования, предъявляемые к показателям качества и безопасности в соответствии с ниже представленным планом.

План:

  1. Рынок кондитерских товаров: состояние и перспективы развития
  2. Сахар и заменители сахара. Требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению
  3. Товароведная характеристика конфитюра, особенности  технологии  приготовления, экспертиза качества
  4. Фруктовые подварки как сырье для фруктово-ягодных кондитерских изделий.        

Тема 2 - Товароведная характеристика, классификация и ассортимент мучных кондитерских товаров

Цель - формирование знаний в области товароведения, оценки качества и безопасности  мучных кондитерских товаров.

Задание: Изучите классификацию и характеристику товарного ассортимента мучных кондитерских изделий, требования, предъявляемые к показателям качества и безопасности данной продукции в соответствии с ниже представленным планом.

План:        

  1. Коврижка. Классификация. Основные технологические этапы производства и их влияние на качество продукта
  2. Мучные восточные сладости. Особенности  рецептур изделий. Ассортимент. Требования к качеству. Требования к маркировке, хранению, транспортировке, упаковке изделий

Тема 3 - Товароведная характеристика, классификация и ассортимент какао-продуктов и шоколада

Цель - формирование знаний в области товароведения, оценки качества и безопасности какао-продуктов и шоколада.

 Задание: Изучите классификацию и характеристику товарного ассортимента какао-продуктов и шоколада, требования, предъявляемые к показателям качества и безопасности данной продукции в соответствии с ниже представленным планом.

План:

  1. Плоды дерева Theobroma cacao. Ареол произрастания. Сбор урожая, ферментация какао-бобов, их классификация
  2. Характеристика какао-продуктов, получаемых при производстве шоколада
  3. Шоколадный напиток. Классификация и ассортимент, технология производства, требования к качеству и безопасности, к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению
  4. Шоколадная паста. Классификация и ассортимент, технология производства, требования к качеству и безопасности, к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению
  5. Способы идентификации натурального шоколада

Контрольные вопросы и задания по разделу 2

  1. Назовите классификацию кондитерских изделий.
  2. Какие требования предъявляют к упаковке, маркировке, хранению и транспортированию шоколада?
  3. В чем отличие какао-порошка от шоколада?
  4. Назовите сырье, используемое для производства какао-порошка, шоколада, шоколадной пасты.
  5. Даете определение группе товаров «Мучные кондитерские изделия», и охарактеризуете особенности технологии производства.
  6.   Назовите  классификацию и ассортимент мучных кондитерских изделий.
  7. Какие требования предъявляют к упаковке, маркировке, хранению и транспортированию мучным кондитерским изделиям?
  8. Назовите требования, предъявляемые к качеству пряников и методики их исследования.
  9. Назовите требования, предъявляемые к качеству печенья и методики их исследования.
  10. Назовите требования, предъявляемые к качеству какао-порошка и методики их исследования.
  11. Назовите требования, предъявляемые к качеству шоколада и методики их исследования.
  12. Назовите требования, предъявляемые к качеству повидла и методики их исследования.
  13. Назовите требования, предъявляемые к качеству джема и методики их исследования.

Рекомендуемая литература по разделу 2

  1. Кажаева, О.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. И. Кажаева, Л. А. Манихина. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014. – 211 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258801; (дата обращения: 05.04.2016).
  2. Матвеева, Т. В. Мучные кондитерские изделия функционального назначения. Научные основы, технологии, рецептуры [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. В. Матвеева, С. Я. Корячкина. – Санкт-Петербуг : ГИОРД, 2016. — 360 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=69879; (дата обращения: 05.04.2016).
  3. Технология кондитерских изделий. Практикум [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Я. Олейникова, Г. О. Магомедов, И. В. Плотникова [и др.]. – Санкт-Петербург : ГИОРД, 2015. — 600 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=69872; (дата обращения: 05.04.2016).
  4. Технология кондитерских изделий. Технологические расчеты [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Я. Олейникова, Г. О. Магомедов, И. В. Плотникова [и др.]. – Санкт-Петербург : ГИОРД, 2015. — 296 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=69873; (дата обращения: 05.04.2016).
  5. Технология мучных кулинарных изделий [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. С. Родионова, А. А. Дерканосова, С. Н. Тефикова [и др.]. – Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014. - 220 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=336060; (дата обращения: 05.04.2016).
  6. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. И. Балаева, И. Ш. Дзахмишева, М. В. Блиева [и др.]. - 3-е изд. – Москва : «Дашков и К°», 2012. - 552 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112206; (дата обращения: 05.04.2016).
  7. Товароведение однородных групп продовольственных товаров [Электронный ресурс] : учебник / Л. Г. Елисеева, Т. Г. Родина, А. В. Рыжакова [и др.]. – Москва : «Дашков и К°», 2014. - 930 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426460; (дата обращения: 05.04.2016).

Интернет-ресурсы:

  1. Codex Аlimentarius. Международные стандарты на пищевые продукты  [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.fao.org/fao-who-codexalimentarius/codex-home/ru/; (дата обращения: 24.03.2016).
  2. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: информационно-аналитический портал. – 2000-2015. – Режим доступа: http://elibrary.ru/; (дата обращения: 21.10.2015).
  3. Общероссийский классификатор стандартов [Электронный ресурс] // Complexdoc : база нормативной технической документации. – 2014.  Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/norms/oks/; (дата обращения: 21.10.2015).
  4. Россельхознадзор (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – 2007-2015.  Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps; (дата обращения: 21.10.2015).

Раздел 3  Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров

Тема 1 - Товароведная характеристика, классификация и ассортимент свежей плодоовощной продукции.

Цель - формирование знаний в области товароведения, оценки качества и безопасности  свежей плодоовощной продукции.

 Задание: Изучите  классификацию и характеристику товарного ассортимента свежей плодоовощной продукции, требования, предъявляемые к показателям качества и безопасности в соответствии с ниже представленным планом.

План:

  1. Рынок плодоовощных товаров: состояние и перспективы развития
  2. Стандартизация и сертификация плодоовощной продукции
  3. Системы управления качеством плодоовощной продукции: TNO, ISO, НАССР
  4. Физические свойства плодов и овощей.
  5. Факторы, формирующие качество плодов и овощей в период выращивания, уборки, транспортирования, хранения и реализации
  6. Влияние микробиологических процессов на качество, безопасность и сохраняемость плодов и овощей.
  7. Тара и упаковочные материалы плодов и овощей, маркировка плодоовощной продукции.
  8. Классификация и товароведная характеристика  свежих дикорастущих плодов, ягод и травянистых растений, имеющих промышленное значение
  9. Орехоплодные. Классификация, товароведная характеристика, экспертиза качества
  10. Товароведение и экспертиза пряных и десертных овощей

Тема 2 - Товароведная характеристика, классификация и ассортимент переработанной  плодоовощной продукции

Цель - формирование знаний в области товароведения, оценки качества и безопасности  переработанной  плодоовощной продукции.

 Задание: Изучите  классификацию и характеристику товарного ассортимента переработанной  плодоовощной продукции, требования, предъявляемые к показателям качества и безопасности в соответствии с ниже представленным планом.

План:

  1. Теоретические основы консервирования плодов и овощей
  2. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение консервов. Процессы, протекающие при хранении консервов.
  3. Сушеные плоды, овощи и грибы. Классификация и характеристика ассортимента,  экспертиза качества

Контрольные вопросы и задания по разделу 3

  1. Дайте классификацию свежих  овощей и плодов.
  2. Назовите особенности строения, химического состава клубнеплодов и корнеплодов.
  3. Какие требования предъявляют к упаковке, маркировке, хранению и транспортированию свежих овощей и плодов?
  4.  Назовите товарный ассортимент капустных овощей.
  5. Назовите товарный ассортимент луковых,  салатно-шпинатных и пряных овощей.  
  6. Какие овощи относятся к группе тыквенных и  томатных овощей. Почему?
  7. Назовите особенности строения, химического состава семечковых, косточковых плодов.
  8. Назовите товарный ассортимент семечковых плодов.
  9. Назовите товарный ассортимент косточковых плодов.
  10. Какие требования предъявляют к упаковке, маркировке, хранению и транспортированию свежих ягод.
  11. Дайте классификацию группе переработанных  овощей и плодов.
  12. Назовите товарный ассортимент группы переработанных плодов и овощей.
  13. Какие требования предъявляют к упаковке, маркировке, хранению и транспортированию консервированных плодов и овощей.
  14. Назовите товарный ассортимент группы субтропические и тропические плоды.  
  15. Назовите товарный ассортимент группы орехоплодные.
  16. Какие требования предъявляют к упаковке, маркировке, хранению и транспортированию орехоплодных.

Рекомендуемая литература по разделу 3

  1. Березина, В. В. Товароведение и экспертиза качества плодоовощных товаров и грибов. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. В. Березина. – Москва : Дашков и К, 2015. — 200 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70587; (дата обращения: 05.04.2016).
  2. Елисеева, Л. Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей [Электронный ресурс] : учебник / Л. Г. Елисеева, Т. Н. Иванова, О. В. Евдокимова. – Москва : Дашков и К, 2016. — 374 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=72412; дата обращения: 05.04.2016).
  3. Кажаева, О.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. И. Кажаева, Л. А. Манихина. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014. – 211 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258801; (дата обращения: 05.04.2016).
  4. Колобов, С. В. Товароведение и экспертиза плодов и овощей [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. В. Колобов, В. К. Памбухчиянц. – Москва : Дашков и К, 2014. — 397 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56316; (дата обращения: 05.04.2016).
  5. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. И. Балаева, И. Ш. Дзахмишева, М. В. Блиева [и др.]. - 3-е изд. – Москва : «Дашков и К°», 2012. - 552 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112206; (дата обращения: 05.04.2016).
  6. Товароведение однородных групп продовольственных товаров [Электронный ресурс] : учебник / Л. Г. Елисеева, Т. Г. Родина, А. В. Рыжакова [и др.]. – Москва : «Дашков и К°», 2014. - 930 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426460; (дата обращения: 05.04.2016).
  7. Экспертиза продуктов переработки плодов и овощей. Качество и безопасность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. М. Позняковский, И. Э. Цапалова, Л. А. Маюрникова, Е. Н. Степанова. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. - 336 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57565; (дата обращения: 05.04.2016).
  8. Экспертиза продуктов переработки плодов и овощей. Качество и безопасность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. М. Позняковский, И. Э. Цапалова, Л. А. Маюрникова, Е. Н. Степанова. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. - 336 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57565; (дата обращения: 05.04.2016).

Интернет-ресурсы:

  1. Codex Аlimentarius. Международные стандарты на пищевые продукты  [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.fao.org/fao-who-codexalimentarius/codex-home/ru/; (дата обращения: 24.03.2016).
  2. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: информационно-аналитический портал. – 2000-2015. – Режим доступа: http://elibrary.ru/; (дата обращения: 21.10.2015).
  3. Общероссийский классификатор стандартов [Электронный ресурс] // Complexdoc : база нормативной технической документации. – 2014.  Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/norms/oks/; (дата обращения: 21.10.2015).
  4. Россельхознадзор (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – 2007-2015.  Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps; (дата обращения: 21.10.2015).

Раздел 4  Товароведение и экспертиза зерномучных товаров

Тема 1 - Товароведная характеристика, классификация и ассортимент зерновых культур, круп

Цель - формирование знаний в области товароведения, оценки качества и безопасности  зерновых культур, круп.

 Задание: Изучите  классификацию и характеристику товарного ассортимента зерновых культур, круп, требования, предъявляемые к показателям качества и безопасности в соответствии с ниже представленным планом.

План:

  1. Рынок зерна и зерномучных товаров: состояние и перспективы развития
  2. Товароведная характеристика злаковых, просовидных, гречишных и бобовых культур, требования к качеству и безопасности
  3. Крупа повышенной биологической ценности. Потери крупы, виды потерь и пути их сокращения

Тема 2 - Товароведная характеристика, классификация и ассортимент хлебобулочных изделий

Цель - формирование знаний в области товароведения, оценки качества и безопасности  хлебобулочных изделий.

 Задание: Изучите  классификацию и характеристику товарного ассортимента хлебобулочной продукции, требования, предъявляемые к показателям качества и безопасности в соответствии с ниже представленным планом.

План:

  1. Ликвидные и неликвидные потери хлеба, пути сокращения потерь

Тема 3 - Товароведная характеристика, классификация и ассортимент пищевых концентратов на зерновой основе

Цель - формирование знаний в области товароведения, оценки качества и безопасности  пищевых концентратов на зерновой основе.

Задание: Изучите  классификацию и характеристику товарного ассортимента пищевых концентратов на зерновой основе, требования, предъявляемые к показателям качества и безопасности в соответствии с ниже представленным планом.

План:

  1. Пищевые концентраты на зерновой основе. Классификация и ассортимент  макаронных изделий. Сырьё, процессы производства. Экспертиза качества. Тара, маркировка и транспортирование.

Контрольные вопросы и задания по разделу 4

  1. Дайте классификацию зерномучных товаров.
  2. Назовите особенности  строения зерна разных культур.
  3. Дайте определение «Крупа», назовите особенности химического состава и пищевой ценности.
  4. Какие требования предъявляют к показателям качества и безопасности крупы?
  5. Какие требования предъявляют к упаковке, маркировке, хранению и транспортированию крупы?
  6. Назовите ликвидные и неликвидные потери хлеба, пути сокращения потерь.
  7. Какие требования предъявляют к показателям качества и безопасности хлеба и хлебобулочных изделий?
  8. Назовите дефекты хлеба и хлебобулочных изделий.
  9. Дайте определение группе «Пищевые концентраты на зерновой основе», назовите особенности химического состава и пищевой ценности этой группы товаров.
  10.  Дайте классификацию и назовите товарный ассортимент пищевых концентратов на зерновой основе.
  11.  Какие требования предъявляют к показателям качества и безопасности пищевых концентратов на зерновой основе?
  12. Какие требования предъявляют к упаковке, маркировке, хранению и транспортированию пищевых концентратов на зерновой основе.

Рекомендуемая литература по разделу 4

  1. Ганиев, М.М. Вредители зерна и зернопродуктов при хранении : учеб. пособие / М. М. Ганиев, В. Д. Недорезков. – Москва : КолосС, 2009. – 208 с.
  2. Кажаева, О.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. И. Кажаева, Л. А. Манихина. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014. – 211 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258801; (дата обращения: 05.04.2016).
  3. Корячкина, С. Я. Функциональные пищевые ингредиенты и добавки для хлебобулочных и кондитерских изделий [Электронный ресурс] / С. Я. Корячкина, Т. В. Матвеева. – Санкт-Петербург : Гиорд, 2013. - 528 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270492; (дата обращения: 05.04.2016).
  4. Микулович, Л. С. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. С. Микулович, Д. П. Лисовская. – Минск : Вышэйшая школа, 2009. - 480 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235713; (дата обращения: 05.04.2016).
  5. Пашук, З. Н. Технология производства хлебобулочных изделий [Электронный ресурс] : справочник / З. Н. Пашук, Т. К. Апет, И. И. Апет. – Санкт-Петербург : ГИОРД, 2011. — 397 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=4901; (дата обращения: 05.04.2016).
  6. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. И. Балаева, И. Ш. Дзахмишева, М. В. Блиева [и др.]. - 3-е изд. – Москва : «Дашков и К°», 2012. - 552 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112206; (дата обращения: 05.04.2016).

Интернет-ресурсы:

  1. Codex Аlimentarius. Международные стандарты на пищевые продукты  [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.fao.org/fao-who-codexalimentarius/codex-home/ru/; (дата обращения: 24.03.2016).
  2. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: информационно-аналитический портал. – 2000-2015. – Режим доступа: http://elibrary.ru/; (дата обращения: 21.10.2015).
  3. Общероссийский классификатор стандартов [Электронный ресурс] // Complexdoc : база нормативной технической документации. – 2014.  Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/norms/oks/; (дата обращения: 21.10.2015).
  4. Россельхознадзор (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – 2007-2015.  Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps; (дата обращения: 21.10.2015).

3 Темы научных докладов для выступлений на конференциях

        Для повышения количества баллов, студентам предлагается участвовать в творческом рейтинге. Для этого необходимо выступить с докладом на  конференции (курсовой, вузовской, региональной). Выбрать тему доклада студенту предоставляется самостоятельно из числа тем, предложенных кафедрой, однако он может предложить свою тему с обоснованием ее актуальности и целесообразности, однако в любом случае необходимо обязательное согласование с руководителем с целью недопущения повторных работ.

Примерные темы докладов

  1. Особенности товарного менеджмента и оценки качества ........(наименование продукта), реализуемого в различных предприятиях торговли.
  2. Товароведная характеристика и оценка качества........(наименование продукта), реализуемой в торговой сети.
  3. Ассортимент и оценка качества........(наименование продукта), вырабатываемого … (название конкретного предприятия).
  4. Потребительские свойства и безопасность .... (наименование продукта), реализуемого в торговой сети г. Троицка.

Допускается выбор одной темы несколькими студентами при условии, что в качестве объектов будут выступать разные товары.

Для реализации некоторых тем необходимо определиться с конкретной группой товаров для дальнейшего исследования, причем необходимо учесть региональные практические особенности и актуальность исследуемых вопросов.

4 Общие методические рекомендации

4.1 Устный опрос

Преподаватель в начале семестра обговаривает темы по разделам дисциплины, которые будут зачитываться после устной беседы. Студента знакомят с литературой и методическими материалами, в том числе дополнительными, которые необходимо изучить при подготовке к беседе (новые официальные документы, статьи в периодических журналах, вновь вышедшие монографии и т. д.). Получив все необходимые консультации, рекомендуем студенту составить план-конспект по теме устного опроса, выписать основные определения. После подготовки для проверки своих знаний рекомендуем воспользоваться вопросами для самопроверки. Будьте готовы не только к пересказу изученного материала, но и к дискуссии с преподавателем или другими студентами.

4.2 Написание реферата

        Одной из форм отчетности по самостоятельным темам является написание реферата.

        Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.

        Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.

        Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.

        Рефераты в рамках учебного процесса в вузе оцениваются по следующим основным критериями:

- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;

- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

- простота и доходчивость изложения;

-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.

        Составление списка использованной литературы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, докладу, необходимо составить список литературы, использованной в работе над ним.

Основные этапы работы над  рефератом

        В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.

        Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

        Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

        Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.

Написание реферата. Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.

Структура реферата

Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Оно должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

в) цель данной работы;

г) задачи, требующие решения.

Объем введения при объеме реферата 10-15 страниц может составлять одну страницу.

        Основная часть.

В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.

В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.

        Заключение

Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются. Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.

        Список использованных источников

В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.

        Список использованных источников литературы оформляется в той же последовательности, которая указана в требованиях к оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ.

        Оформление титульного листа реферата представлено в Приложении 1.

        Порядок сдачи и защиты рефератов.

1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия.

2. При защите реферата преподаватель учитывает:

  1. полноту раскрытия вопроса
  2.  степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
  3.  связность, логичность и грамотность изложения материала
  4.  оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

3. Защита тематического реферата может проводиться на выделенном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции. Реферат может быть прослушен по одному при изучении соответствующей темы.

4. Защита реферата студентом предусматривает

  • доклад по реферату не более 5-7 минут
  • ответы на вопросы оппонента

4.3 Составление конспекта

        Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

        В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

        Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

- смешанный вариант.

        Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

  • проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;
  • выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
  • записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

- текстуальный

- плановый

- свободный

- тематический.

        Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.  Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время.  Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

        Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

        Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

        Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 

        Как составлять конспект:

        Определите цель составления конспекта.

        Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.

        Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

        Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

        Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите  своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и  примеры.

        Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова,  применять условные обозначения.

        Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

        Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").

        Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

4.4 Подготовка доклада на конференцию

У любой конференции есть регламент, отводящий на каждый доклад ограниченное время. Как правило, на устный доклад отводится 10 минут, дополнительные 5 минут предназначены для вопросов аудитории.

В течение 10 минут, что идет ваше выступление, вам важно успеть рассказать залу:

  • Актуальность избранного вами направления
  • Задачу, которую вы решаете
  • Самые важные результаты
  • Выводы, которые вы можете сделать из всего этого

Если вы желаете чтобы слушатели поняли ваш доклад, каждый из этих пунктов должен быть раскрыт достаточно полно.

Когда докладчик начинает превышать время доклада, нередко его останавливает ведущий секции и требует переходить к выводам. В подобной ситуации велик риск, что какая-то из частей вашего доклада получится неполной, скомканной и останется не понятой слушателями. Поэтому крайне важно заранее проработать детальный план, детализированную структуру доклада и определиться, сколько минут займет у вас рассказ по каждому из этих пунктов.

План выступления. Напишите детализированный план будущего выступления, в нем четко распишите, что и за чем вы будете говорить. В таком плане, вы можете, к примеру, указать, какие именно тезисы, обосновывающие значимость выбранной вами тематики, вы желаете проговорить, и о каких значимых результатах вашей научной работы хотите рассказать. Пишите план многоуровневым - все это вам поможет и классно подготовить слайды, и не забыть важных положений во время вашего доклада на конференции. Обратите внимание, что обоснование актуальности работы и зачитывание выводов не должны занимать много времени - оптимально, если вы уделите по минуте на каждый из этих пунктов во время рассказа.

Имея детальный план доклада, презентацию готовить очень легко. Просто по каждому пункту и подпункту плана создайте слайд, раскрывающий содержание данного подпункта/пункта. Вот тогда и докладывать будет удобно, и слайды будут более простыми, и сама очередность слайдов поможет не сбиться с мысли от напряжения.

Как только план написан и презентация для выступления готова, вам требуется сделать еще одну, крайне важную вещь. Вам нужно - открыть вашу презентацию в режим просмотра, и несколько раз рассказать ваше выступление, либо вслух, либо про себя. Здесь важно, чтобы вы рукой указывали на презентации то, о чем вы говорите - так, как будто вы рассказываете эти слайды на конференции.

Обязательно засеките, сколько времени занимает ваш рассказ. Вы обратите внимание, что хотя впервые доклад дался нелегко и занял много времени, в последующие разы вам все легче рассказывать, паузы между фразами в вашем рассказе сокращаются, а сам доклад длится все меньше времени.

Так происходит по причине того, что когда вы рассказываете ваш доклад в первый раз, время уходит на то, чтобы найти слова, на построение красивых фраз. А когда вы доклад уже несколько раз рассказали, то фразы и слова выстраиваются сами собой, а ваша речь становится все более уверенной и плавной.

Является важным умение выступающего вести себя перед аудиторией. Эти умения приветствует любая серьезная конференция.

4.5 Поиск в Интернете

 Поиск информации в Интернете начинают с работы в Интернет-каталоге.

1. Один из наиболее полных и хорошо систематизированных каталогов в русскоязычном секторе Интернета находится на сайте www.aport.ru. Есть много других Интернет-каталогов: www.yandex.ru, www.list.ru, www.rambler.ru (русскоязычные),    www.altavista.com (англоязычный) и др. Выбор каталога зависит от вкусов пользователя, степени проработанности его тематической структуры, скорости доступа к ресурсам каталога и т.д.

2. Чтобы попасть на эту страничку, вам надо вписать URL(адрес) данного сайта в адресную строку вашего Интернет-обозревателя (браузера), которая находится в верхней части окна.

3. Перед вами откроется главная страница поисковой системы, например «Апорт».

4. Находим на этой странице ссылку на подкаталог «Наука и образование» и кликаем на ней мышью. Теперь мы попадаем на следующую страницу каталога, где пользователю предлагается выбрать интересующую его рубрику.

5. Ищем на этой странице ссылку на рубрики. Кликаем на нее. Загружается следующая страница, на которой будут ссылки на подрубрики. Под списком рубрик появятся ссылки на конкретные Интернет-ресурсы. Вы выбираете интересующий вас ресурс (при этом можно пользоваться краткой аннотацией, рейтингом популярности сайта, информацией о времени его последнего обновления) и кликаете на его ссылке. Откроется новое окно браузера, в которое будет загружен выбранный вами сайт.

Помимо тематического поиска в любом Интернет-каталоге есть контекстный поиск. Попробуем по Интернет-каталогу найти ссылки на газету «География». 

1. Набираем в окне браузера адрес любого из русскоязычных каталогов.

2. В появившемся поисковом окне набираем целиком словосочетание, например «газета География», если система может работать со словосочетаниями, или слово «газета», а потом во втором поиске «география», если такой функции в системе не предусмотрено (www.aport.ru). Не забудьте только при втором поиске напротив поискового окна поставить галочку «Искать в найденном».

3. Через несколько секунд на экране вашего компьютера появятся первые десять или двадцать ссылок на Интернет-страницы, где поисковая система нашла указанные вами слова. При необходимости после просмотра первой порции ссылок на Интернет-ресурсы можно перейти к следующим. Ссылки на них вы найдете внизу экрана.

4. Для сохранения интересующих вас Интернет-страниц достаточно кликнуть мышкой на меню «файл» (оно находится в самой верхней части браузера) и выбрать пункт «сохранить как».

5. Появится диалоговое окно, где вам нужно будет указать папку для сохранения данной страницы, вписать имя, под которым она будет сохранена (по умолчанию страница сохраняется под тем же именем, что она имеет в Интернете).

6. Если все указано правильно, смело нажимайте на «ОК», в противном случае выбирайте «Отмену».

Часто бывает так, что всю страницу сохранять необязательно, так как интерес вызывают лишь отдельные ее элементы. Текстовая часть страницы без графики и средств мультимедиа сохраняется как файл языка HTML. Часто имеет смысл сохранять только текст, так как любые графические объекты занимают много места на дискетах и жестких дисках компьютера.

Если вам необходимо сохранить только графические элементы страницы (рисунки, фотографии и т.д.), достаточно кликнуть на интересующей вас картинке правой клавишей мыши. Появится диалоговое окно, в котором следует выбрать пункт «Сохранить рисунок как».

Следует помнить, что вы не сможете  редактировать составленные в формате  HTML Интернет-страницы. В случае если вам по каким-то причинам нужно внести в них правку, дополнить своими материалами, включить в готовый текстовый документ, то нужно:

  1. Выделить мышью в окне браузера необходимый фрагмент текста (весь текст выделяется после нажатия на команды меню «правка» и «выделить все»);
  2. Копировать его (команда «копировать» на вкладке «Правка» / «edit»);
  3. Вставить в нужный текстовый файл в программе Word (команда «Вставить» / «Paste»).

Вы также можете распечатать нужные вам страницы:

  1. Одновременно нажмите клавиши ctrl  и P или выберите команду «Печать» / «Print» на вкладке «Файл».
  2. Если вам не нужно распечатывать всю страницу, то вы можете распечатать ее фрагмент. Для этого вы выделяете интересующий участок страницы мышью, а в диалоговом окне печати, указывая диапазон печати, выберите пункт «Выделенный фрагмент».
  3. Если вы хотите вернуться на предыдущую страницу, достаточно кликнуть мышкой кнопку «Назад», которая находится в левом верхнем углу окна вашего браузера. Обратный шаг можно сделать, нажав на стрелку «Вперед».

Для того чтобы в следующий раз точно попасть на нужную вам страницу Интернета, совсем не обязательно переписывать ее адрес, часто громоздкий и сложный. Достаточно всего лишь добавить ссылку на страницу в папке «Избранное» (она расположена вверху экрана, на рабочей панели браузера). Если вы хотите запомнить много страниц и к тому же систематизировать их, то направляйтесь на специальный сайт www.zakladki.ru, где вы сможете сохранить гиперссылку на любую Интернет-страницу. В этом случае вы сможете работать не только со ссылками, подобранными вами, но и другими пользователями (при условии, что доступ к ним не закрыт паролем).

4.6 Подготовка сообщения

1. Определите тему, сформулируйте ее основную цель и задачи.

2. Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над сообщением, получите консультацию педагога.

3.  Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего сообщения. Составьте план на основе этого источника.

4.  Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.

5. Не забывайте обращаться к справочной литературе и правильно оформляйте выписки. По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к педагогу.

6.  Подготовьте окончательный текст сообщения.

7.  Приступайте к оформлению выступления: составьте подробный, развернутый план выступления, указывая в скобках фактический материал; не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы; свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.

8.  Несколько раз «проговорите» текст дома. Проконтролируйте отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное.

9. Подготовьте к своему выступлению наглядные пособия. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения.

4.7 Подготовка к  зачету и экзамену

Перед зачетами проводятся групповые и индивидуальные консультации, на которых преподаватели  знакомят студентов с принятой на кафедре методикой приема зачета и предлагают перечень основных вопросов для подготовки. С использованием лекционного материала, рекомендованной основной и дополнительной литературы необходимо закрепить знание содержания изученного курса.

Перечень вопросов к зачёту

  1.     Классификация типичных хлебов.
  2. Классификация просовидных культур.
  3. Классификация семейства гречишных.
  4. Классификация бобовых культур.
  5. Порядок проведения экспертизы зерномучных культур.
  6. Крупа повышенной биологической ценности.
  7. Органолептическая оценка муки пшеничной разных сортов.
  8. Органолептическая оценка муки ржаной.
  9. Лабораторные методы исследования муки пшеничной.
  10. Лабораторные методы исследования муки ржаной.
  11. Показатели хлебопекарных свойств муки.
  12. Изменения качества муки при хранении.
  13. Органолептическая оценка крупы гречневой.
  14. Органолептическая оценка крупы овсяной.
  15. Органолептическая оценка крупы рисовой.
  16. Лабораторные методы исследования крупы гречневой.
  17. Лабораторные методы исследования крупы овсяной.
  18. Лабораторные методы исследования крупы рисовой.
  19. Органолептическая оценка хлеба пшеничного.
  20. Органолептическая оценка хлеба ржано-пшеничного.
  21. Органолептическая оценка хлеба ржаного.
  22. Органолептическая оценка батонов.
  23. Органолептическая оценка булочной мелочи.
  24. Лабораторные методы экспертизы качества хлеба пшеничного.
  25. Лабораторные методы экспертизы качества хлеба ржано-пшеничного.
  26. Лабораторные методы экспертизы качества хлеба ржаного.
  27. Лабораторные методы экспертизы качества батонов.
  28. Лабораторные методы экспертизы качества булочной мелочи.
  29. Экспертиза качества сухарных изделий.
  30. Экспертиза качества бараночных изделий.
  31. Органолептическая оценка макаронных изделий.
  32. Лабораторные методы исследования макаронных изделий.
  33. Классификация плодов и овощей.
  34. Экспертиза качества корнеплодов .
  35. Экспертиза качества клубнеплодов .
  36. Экспертиза качества капустных овощей.
  37. Экспертиза качества луковых овощей.
  38. Экспертиза качества тыквенных овощей.
  39. Экспертиза качества томатных овощей.
  40. Экспертиза качества орехоплодных.
  41. Экспертиза качества свежих грибов.
  42. Экспертиза качества семечковых плодов.
  43. Экспертиза качества косточковых плодов.
  44. Экспертиза качества ягод.
  45. Органолептическая оценка маринованных овощей.
  46. Физико-химические методы исследования маринованных овощей.
  47. Органолептическая оценка маринованных грибов.
  48. Физико-химические методы исследования маринованных грибов.
  49. Экспертиза качества консервированных плодов.
  50. Органолептическая оценка натуральных плодоовощных консервов.
  51. Физико-химические методы исследования плодоовощных консервов.
  52. Экспертиза качества сушеных плодов .
  53. Экспертиза качества сушеных овощей.
  54. Экспертиза качества сушеных и замороженных грибов.
  55. Экспертиза пряных овощей.
  56. Экспертиза десертных овощей.
  57. Экспертиза качества замороженных плодов.
  58. Экспертиза качества замороженных  овощей.
  59. Дефекты переработанной плодоовощной продукции.
  60. Пороки переработанной плодоовощной продукции.

Экзаменационная сессия – очень тяжелый период работы для студентов и ответственный труд для преподавателей. Главная задача экзаменов – проверка качества усвоения содержания дисциплины.

На основе такой проверки оценивается учебная работа не только студентов, но и преподавателей: по результатам зачетов и экзаменов можно судить и о качестве всего учебного процесса. При подготовке к экзамену студенты повторяют материал курсов, которые они слушали и изучали в течение семестра, обобщают полученные знания, выделяют главное в предмете, воспроизводят общую картину для того, чтобы яснее понять связь между отдельными элементами дисциплины.

Экзаменам, как правило, предшествует сдача зачетов. К экзаменам допускаются только те студенты, которые сдали зачеты.

При подготовке к экзаменам  основное направление дают программы курса и конспект, которые указывают, что в курсе наиболее важно. Основной материал должен прорабатываться по учебнику, поскольку конспекта недостаточно для изучения дисциплины. Учебник должен быть проработан в течение семестра, а перед экзаменом важно сосредоточить внимание на основных, наиболее сложных разделах. Подготовку по каждому разделу следует заканчивать восстановлением в памяти его краткого содержания в логической последовательности.

До экзамена обычно проводится консультация, но она не может возместить отсутствия систематической работы в течение семестра и помочь за несколько часов освоить материал, требующийся к экзамену. На консультации студент получает лишь ответы на трудные или оставшиеся неясными вопросы. Польза от консультации будет только в том случае, если студент до нее проработает весь материал. Надо учиться задавать вопросы, вырабатывать привычку пользоваться справочниками, энциклопедиями, а не быть на иждивении у преподавателей, который не всегда может тут же, «с ходу» назвать какой-либо факт, имя, событие.

На экзамене нужно показать не только знание предмета, но и умение логически связно построить устный ответ.

Получив билет, надо вдуматься в поставленные вопросы для того, чтобы правильно понять их. Нередко студент отвечает не на тот вопрос, который поставлен, или в простом вопросе ищет скрытого смысла. Не поняв вопроса и не обдумав план ответа, не следует начинать писать. Конспект своего ответа надо рассматривать как план краткого сообщения на данную тему и составлять ответ нужно кратко. При этом необходимо показать умение выражать мысль четко и доходчиво.

Отвечать нужно спокойно, четко, продуманно, без торопливости, придерживаясь записи своего ответа.

На экзаменах студент показывает не только свои знания, но и учится владеть собой. После ответа на билет могут следовать вопросы, которые имеют целью выяснить понимание других разделов курса, не вошедших в билет. Как правило, на них можно ответить кратко, достаточно показать знание сути вопроса. Часто студенты при ответе на дополнительные вопросы проявляют поспешность: не поняв смысла того, что у них спрашивают, начинают отвечать и нередко говорят не по сути.

Следует помнить, что необходимым условием правильного режима работы в период экзаменационной сессии является нормальный сон, поэтому подготовка к экзаменам не должна быть в ущерб сну. Установлено, что сильное эмоциональное напряжение во время экзаменов неблагоприятно отражается на нервной системе и многие студенты из-за волнений не спят ночи перед экзаменами.

Перечень вопросов к экзамену

  1. Классификация свежих плодов и овощей. Классификационные признаки.  
  2. Качество плодоовощной продукции, номенклатура потребительских свойств и показателей.
  3. Особенности стандартизации плодоовощной продукции.
  4. Особенности химического состава, пищевая ценность и безопасность плодов и овощей.
  5. Физические свойства плодов и овощей. Факторы, формирующие качество плодов и овощей в период выращивания, уборки, транспортирования, хранения и реализации
  6. Микробиологические процессы. Влияние микробиологических процессов на качество, безопасность и сохраняемость плодов и овощей.
  7. Тара и упаковочные материалы плодов и овощей. Типы, виды и разновидности. Маркировка плодоовощной продукции.
  8. Классификация, товароведение и экспертиза свежих дикорастущих плодов, ягод и травянистых растений, имеющих промышленное значение.
  9. Орехоплодные. Классификация. Товароведная характеристика отдельных видов.
  10. Теоретические основы консервирования. Принципы и методы консервирования.
  11. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение консервов. Процессы, протекающие при хранении консервов. Сроки хранения.
  12. Экспертиза качества плодоовощных консервов. Правила и методы отбора проб. Показатели безопасности консервов.
  13. Сушеные плоды, овощи и грибы. Классификация и ассортимент.
  14. Технологические особенности сушки и характеристика основных сушильных установок. Требования к качеству сырья.  
  15. Общая характеристика муки. Классификация. Производство муки.  
  16. Факторы формирующие качество муки. Сорта муки.  Требования к качеству и безопасности муки.
  17. Классификация и ассортимент крупы. Принципы деления крупы на сорта, номера, марки.
  18. Экспертиза качества крупы. Тара, транспортирование, условия и сроки хранения.
  19. Классификация, ассортимент и потребительские свойства хлеба и хлебобулочных изделий.
  20. Технология производства хлеба. Организация и проведение экспертизы качества.
  21. Условия, предельные сроки хранения и реализации хлеба в торговой сети. Болезни и пороки хлеба.
  22. Общая характеристика сухарных и бараночных изделий. Технология производства. Организация и проведение экспертизы качества.
  23. Классификация и ассортимент  макаронных изделий. Сырьё, процессы производства. Экспертиза качества.
  24. Спирт этиловый. Классификация. Требования к качеству и безопасности.
  25. Водка. Классификация и ассортимент, качество и безопасность.
  26. Ликероводочные изделия, классификация и ассортимент. Требования к качеству и безопасности.
  27. Крепкие алкогольные напитки длительной выдержки: классификация и ассортимент, товароведная характеристика.
  28. Виноградные вина. Международная классификация, ассортимент, маркировка. Требования к качеству и безопасности.
  29. Игристые и газированные вина. Классификация, ассортимент, Требования к качеству и безопасности.
  30. Ароматизированные вина. Особенности производства, общая характеристика, ассортимент. Требования к качеству и безопасности.
  31. Плодовые вина.  Ассортимент,  классификация. Требования к качеству и безопасности.
  32. Безалкогольные напитки. Классификация, ассортимент, маркировка. Требования к качеству и безопасности.
  33. Газированные б/а напитки. Классификация, ассортимент, маркировка. Требования к качеству и безопасности.
  34. Соки плодово-ягодные. Классификация, ассортимент, маркировка. Требования к качеству и безопасности.
  35. Напитки на зерновой основе. Классификация, ассортимент, маркировка. Требования к качеству и безопасности.
  36. Приправы. Классификация, ассортимент, маркировка. Требования к качеству и безопасности.
  37. Вкусоароматические добавки. Классификация, ассортимент, маркировка. Требования к качеству и безопасности.
  38. Табак. Классификация, ассортимент, маркировка. Требования к качеству и безопасности.
  39. Сведения о пищевой ценности фруктово-ягодных кондитерских изделий с неоформленной структурой.
  40. Варенье. Понятие, классификация. Основные технологические процессы производства и их влияние качество конечного продукта.
  41. Экспертиза качества варенья. Требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению.
  42. Джем. Классификация, ассортимент. Особенности  технологии  приготовления. Требования к качеству и безопасности.
  43. Повидло. Классификация, ассортимент. Особенности  технологии  приготовления. Требования к качеству и безопасности.
  44. Мучные кондитерские изделия. Классификация, ассортимент, технологические процессы производства и их влияние на качество продукта.
  45. Пряники. Классификация, ассортимент. Требования к качеству и безопасности. Требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению.
  46. Мучные восточные сладости. Особенности  рецептур изделий. Ассортимент. Требования к качеству. Требования к маркировке, хранению, транспортировке, упаковке изделий.
  47. Какао-бобы. Виды, сорта, требования к качеству, упаковке, маркировке, транспортированию, хранению.
  48. Какао-продукты. Шоколад. Основные технологические процессы производства и факторы, формирующие качество. Экспертиза качества шоколада.
  49. Органолептическая оценка разных видов и сортов муки
  50. Лабораторные методы исследования разных видов муки
  51. Органолептическая оценка сортов и номеров крупы
  52. Лабораторные методы исследования крупы разных видов.
  53. Органолептическая оценка хлеба и хлебобулочных изделий
  54. Лабораторные методы экспертизы качества хлеба и хлебобулочных изделий
  55. Экспертиза качества сухарных и бараночных изделий
  56. Органолептическая оценка макаронных изделий
  57. Лабораторные методы исследования макаронных изделий
  58. Товароведная оценка качества варенья
  59. Товароведная оценка качества джема, повидла
  60. Товароведная оценка качества пряников
  61. Товароведная оценка качества шоколада
  62. Товароведная оценка качества мучных восточных сладостей
  63. Товароведная оценка качества крахмалопродуктов
  64. Товароведная оценка качества сахара и сахарозаменителей
  65. Товароведная оценка какао-порошка.
  66. Товароведная оценка качества мучных кондитерских изделий (печенья, крекера).
  67. Товароведная оценка качества мучных кондитерских изделий (галет, кексов)
  68. Товароведная оценка качества мучных кондитерских изделий (вафель)
  69. Анатомо-морфологические свойства свежих плодов и овощей. Экспертиза качества корне-, клубнеплодов
  70. Товароведение и экспертиза качества капустных овощей
  71. Товароведение и экспертиза качества луковых овощей
  72. Товароведение и экспертиза тыквенных овощей
  73. Товароведение и экспертиза томатных овощей
  74. Товароведение и экспертиза свежих грибов
  75. Товароведение и экспертиза качества семечковых и косточковых плодов
  76. Товароведение и экспертиза качества ягод
  77. Товароведение и экспертиза маринованных овощей
  78. Товароведение и экспертиза качества плодоовощных консервов
  79. Товароведение и экспертиза качества сушеных плодов и овощей
  80. Товароведение и экспертиза качества замороженных плодов и овощей
  81. Товароведение и экспертиза качества водки
  82. Товароведение и экспертиза качества ликеро-наливочных изделий.
  83. Товароведение и экспертиза качества коньяка.
  84. Товароведение и экспертиза качества вин виноградных.
  85. Товароведение и экспертиза качества игристых вин.
  86. Товароведение и экспертиза качества безалкогольных газированных напитков.
  87. Товароведение и экспертиза качества плодово-ягодных соков.
  88. Товароведение и экспертиза чая.
  89. Товароведение и экспертиза табака.
  90. Товароведение и экспертиза качества приправ.

5 Список использованной литературы

  1. Алханов, А. Самостоятельная работа студентов / А.Алханов // Высшее образование в России. – 2005. – №11. – С.86-89.
  2. Лапина, О.А. Как учиться самостоятельно: Учебно-методическое пособие / О.А. Лапина  – Иркутск: ИГЛУ, 2004. – 68 с.
  3. Плотникова, О. Самостоятельная работа студентов / О.Плотникова // Высшее образование в России. – 2005. – №1.
  4. Портных, В. О воспитании самостоятельности студентов / В.Портных // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.155-157.
  5. Росина, Н. Организация СРС в контексте инновационного образования / Н.Росина // Высшее образование в России. – 2006. – №7. – С.109-114.
  6. Рубаник, А. Самостоятельная работа студентов / А. Рубаник, Г. Большаков, Н. Тельных // Высшее образование в России. – 2005. – №6. – С.120-124.
  7. Сенашенко, В. Самостоятельная работа студентов, актуальные проблемы /В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.103-109.

Приложение А

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Факультет ветеринарной медицины

Кафедра товароведения продовольственных

   товаров и ветеринарно-санитарной

экспертизы

РЕФЕРАТ

на тему: « __________________________________»

       Выполнил:

                                                                                     Студент(ка) ____курса

_____________группы                  

_________________________

     (ФИО)                    

                                                                                     Проверил:

________________________  

Троицк 20___г