Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Товароведение однородных групп продовольственных товаров (раздел 6 Товароведение зерномучных товаров)"

Бучель Александр Витаутасович

 Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Товароведение однородных групп продовольственных товаров (раздел 6 Товароведение зерномучных товаров)  предназначена для обучающихся по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение (профили подготовки: Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и потребительских товаров, Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности, Товарный менеджмент), уровень высшего образования бакалавриат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_6_razdel_zernomuchnye.docx85.65 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра товароведения продовольственных товаров

и ветеринарно-санитарной экспертизы

БУЧЕЛЬ А.В.

ТОВАРОВЕДЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ ГРУПП  

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

 (Раздел 6 Товароведение зерномучных товаров)

Рабочая тетрадь

для обучающихся по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение

Уровень высшего образования бакалавриат

Форма обучения: очная, заочная

 

Студент(ка)______________________

_____ курс ______ группа

Факультет ветеринарной медицины

Троицк 2016

УДК 664.7 (07)

ББК 36.82 я 7

        Утверждены на заседании Методической комиссии факультета ветеринарной медицины (протокол №___от  «__» _______2016г)

        Рецензент: М.В. Киселева, кандидат  сельскохозяйственных наук, доцент кафедры управления качеством сельскохозяйственного сырья и потребительских товаров

        Бучель, А.В. Товароведение однородных групп продовольственных товаров (раздел 6 Товароведение зерномучных товаров): Рабочая тетрадь для обучающихся по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение, уровень высшего образования бакалавриат / А.В. Бучель - Троицк: ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ,  2016. – 31 с.        

 Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Товароведение однородных групп продовольственных товаров (раздел 6 Товароведение зерномучных товаров)  предназначена для обучающихся по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение (профили подготовки: Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и потребительских товаров, Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности, Товарный менеджмент), уровень высшего образования бакалавриат

УДК 664.7 (07)

ББК 36.82 я 7

© ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ

© Бучель А.В.

Содержание

Введение        

Техника безопасности и правила работы в лабораториях кафедры товароведения продовольственных товаров        

Тема 1. Товароведение и экспертиза зерновых культур        

Тема 2. Товароведение и экспертиза хлеба и хлебобулочных изделий        

Тема 2.1 Товароведение и экспертиза хлеба        

Тема 2.2 Товароведение и экспертиза бараночных и сухарных изделий        

Список использованной литературы        

Введение

Одним из разделов учебной дисциплины «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» является изучение зерномучных товаров которые  имеют важное значение в общей подготовке будущего товароведа продовольственных товаров, так как сама специфика работы специалиста данной профессии требует, чтобы он не только хорошо знал свойства зерномучных товаров, их классификацию, кодирование, условия хранения и реализации, но и умел правильно проводить товарную экспертизу и давать обоснованное заключение о качестве, обеспечивать выпуск только доброкачественной продукции.

Проведение товароведной экспертизы зерномучных товаров предусматривает установление соответствия потребительских свойств выпускаемого ассортимента продукции требованиям НТД. Для чего ведущими и главнейшими принципами в работе товароведа должны быть следующие задачи: выпуск для потребителя доброкачественной продукции; выпуск продукции в широком ассортименте; выпуск «экологически чистой» продукции; выпуск конкурентоспособной продукции.

 Товаровед в сфере зерномучного производства и реализации выступает в качестве государственного контролера, обеспечивающего санитарное благополучие выпускаемой продукции. Он же определяет возможность использования  продуктов, которые по санитарным критериям безопасности признаются условно годными или непригодными для пищевых целей.

В рабочей тетради представлены вопросы для самопроверки, индивидуальные задания, ситуационные задачи, протоколы испытания, заполняемые студентами по результатам исследований, проводимых на лабораторно-практических занятиях в соответствии с тематическим планом ее изучения. В конце каждого протокола студентом дается обоснованное заключение о качестве исследованного продукта и его товароведная  оценка.

Рабочая тетрадь предназначена для обучающихся по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение, уровень высшего образования бакалавриат очной и заочной формы обучения.


Техника безопасности и правила работы в лабораториях кафедры товароведения продовольственных товаров

  1. В помещения практикумов можно входить только в белом халате и колпачке или косынке (халат должен быть застегнут, волосы подобраны под колпачок или косынку).
  2. В помещениях практикумов запрещается курить, принимать пищу.
  3. На рабочем месте размещается только необходимое оборудование для выполнения конкретной работы.
  4. Перед началом работы проверить наличие оборудования, инструментов, посуды и т.д.
  5. Приступать к работе только с разрешения преподавателя и всю работу проводить в строгом соответствии с методиками исследований.
  6. Без ведома преподавателя или лаборанта нельзя включать электроприборы я аппаратуру, а после окончания работы не забывать их выключать.
  7. Не касаться металлическими и другими предметами приводов и контактных частей электросети.
  8. При работе соблюдать аккуратность, не загромождать стол, содержать в чистоте рабочее место и оборудование. Грязную химическую посуду мыть сразу же после окончания работы. По окончании исследования привести в порядок рабочее место.
  9. Не переносить реактивы, приборы и другое оборудование с места на место, т. е. работать по принципу: аппаратура стоит – человек движется.
  10. При использовании реактивов обращать внимание на этикетку. При взятии раствора из склянки пробку держать в руке или класть на стол так, чтобы входящая в горло склянки часть не касалась стола. По окончании работы с конкретным реактивом, склянку закрыть соответствующей пробкой. Не путать пробки от склянок, содержащих разные реактивы.
  11. Особую осторожность соблюдать при обращении с огнеопасными и вредными веществами, кислотами и щелочами. Работу с остропахнущими, испаряющимися веществами, кислотами проводить только в вытяжном шкафу.
  12. С огнеопасными реактивами работать вдали от огня и включенных электроприборов.
  13. Нельзя пробовать реактивы на вкус.
  14. Нельзя втягивать реактивы в пипетку ртом, надо использовать для этого резиновую грушу, дозатор или бюретку.
  15. При кипячении растворов в пробирках держать их отверстием от себя и окружающих.
  16. Бумагу, фильтры, используемые образцы продукции, битую посуду выбрасывать только в специальное ведро или посуду.
  17. Перед уходом из практикума вымыть руки.
  18. Выполнение правил работы и техники безопасности на занятиях контролирует дежурный студент под руководством преподавателя.


Тема 1. Товароведение и экспертиза зерновых культур

Цель формирование практических навыков по определению оценки качества и товарного ассортимента зерновых культур.

Задание 1 - Опишите алгоритм  проведения экспертизы зерновых культур.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2 - Определить процентно-видовой состав смеси зерна различных хлебных злаков и гречихи. Данные внести в таблицу 1.

Таблица 1 - Процентно-видовой состав смеси зерна различных хлебных злаков и гречихи

Смесь зерна

Содержание компонентов смеси

г

%

Пшеница

Рожь

Ячмень

Овес

Гречиха

г

%

г

%

г

%

г

%

г

%

100

Заключение

Задание 3 - Пользуясь справочной литературой и лабораторным оборудованием составить таблицу характеристики типов и подтипов зерновых культур. Данные внести в таблицу 2.

        Приборы и реактивы: технические весы, доска для разбора зерна; лупа, химический стакан; электрическая плитка; фильтровальная бумага; 5 %-й раствор едкого натра; образцы (эталоны) зерна пшеницы разных типов.

        Порядок  проведения анализа. Навеску зерна массой 20 г помещают на анализную доску и сравнивают с описанием или эталонами зерна пшеницы. Зерно с неявно выраженной окраской подсчитывают, взвешивают, помещают в стакан, заливают 5 %-м раствором едкого натра и выдерживают 15 минут. Затем щелочь сливают, зерно промывают водой и подсушивают на фильтровальной бумаге. Зерно белозерной пшеницы приобретает светло-кремовую окраску, а  краснозерной - бурую. При отсутствии едкого натра зерно с неявно выраженной окраской заливают кипятком и кипятят 20 минут. Белозерная пшеница остается светлой, краснозерная - буреет.

        Подтип зерна пшеницы устанавливают по цвету и стекловидности (таблица 1).

Таблица 1 - Подтип зерна пшеницы устанавливают по цвету и стекловидности

Тип пшеницы

Подтип пшеницы

Цвет

Общая стекловидность, %

I. Мягкая яровая краснозерная

Первый

Темно-красный

Не менее 75 (стекловидная)

Второй

Красный

Не менее 60 (стекловидная)

Третий

Светло-красный

Не менее 40

(полустекловидная)

Четвертый

Желто-красный

Не менее 40

(полустекловидная)

II. Твердая яровая (дурум)

Первый

Темно-янтарный

Не менее 70

Второй

Светло-янтарный

Не нормируется

III. Мягкая яровая белозерная

Первый

Не менее 60 (стекловидная)

Второй

Менее 60

IV. Мягкая озимая краснозерная

Делится на четыре подтипа аналогично типу I

V. Мягкая озимая белозерная

На подтипы не делится

VI. Твердая озимая

На подтипы не делится

        

Таблица 2 – Характеристика  типов и подтипов зерновых культур.

Культура

Типы

Подтипы

Заключение

Задание 4 – Провести оценку исследуемой зерновой культуры на жизнеспособность и поврежденность зерна плесневыми грибами.  Результаты исследования оформить в виде заключения.

Экспертизу жизнеспособности и поврежденности зерна плесневыми грибами проводят люминесцентным методом.

Приборы и пособия: люминоскоп, образцы зерна.

Порядок проведения анализа. Отобранные 100 зёрен помещают на чистый лист бумаги и просматривают на приборе ЛЮМ-1. Зерна, поврежденные плесневыми грибами, излучают фиолетовый цвет. Количество жизнеспособных и поврежденных зерен подсчитывают, и результат указывают в процентах.

Заключение

Задание 5 - Определить общий и фракционный состав сорной, зерновой примесей. Данные внести в таблицу 3.


Таблица 3 – Содержание общего и фракционного состава сорной, зерновой примесей

Наименование культуры

Наименование примеси

общее содержание сорной примеси

сорная примесь

зерновая примесь

испорченные и поврежденные зерна

вредная примесь

металломагнитная примесь

г

%

г

%

г

%

г

%

г

%

г

%

Заключение


Задание 6 – Провести экспертизу свежести (органолептическую оценку) зерновых культур, результаты исследования оформить в виде протокола испытания №1.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ  № 1

от "___" __________ 201__г.

Проба, поступившая с актом отбора от "___"__________________________ г.

Проба отобрана ____________________ на ____________________________

                                                            (кем)                                                   (наименование элеватора, ХПП)

Дата поступления пробы в испытательную лабораторию  _________________

Под наименованием_________________________________________________

(наименования зерновой культуры)

Заявитель _________________________________________________________

(ФИО)

Адрес заявителя  ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Урожай _______________ Вес партии - ________ тонн  Вес пробы _______кг

Вид зерна _______________________ сорт - ____________________________

Происхождение __________________ класс ____________________________

Вид испытаний ____________________________________________________

НД на продукцию __________________________________________________

КОД ОКПД _____________________ КОД ТН ВЭД ______________________

Наименование

показателей

НД на  методы испытаний

Нормы по НД

Фактическое значение

Условия проведения испытания: ______________________________________

Заключение

Исполнитель:

Эксперт  ______________________________________              ___________

Руководитель лаборатории  ______________________              ___________

Задание 7 -  В предложенном образце зерновой культуры определить  базисные  кондиции, результаты исследования представить в виде протокола испытания №2.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ  №2

от "___" __________ 201___г.

Проба, поступившая с актом отбора от "___"__________________________ г.

Проба отобрана ____________________ на ____________________________

                                                           (кем)                                                    (наименование элеватора, ХПП)

Дата поступления пробы в испытательную лабораторию  _________________

Под наименованием_________________________________________________

                   (наименования зерновой культуры)

Заявитель _________________________________________________________

(ФИО)

Адрес заявителя  ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Урожай _______________ Вес партии - ________ тонн  Вес пробы _______кг

Вид зерна _______________________ сорт - ____________________________

Происхождение __________________ класс ____________________________

Вид испытаний ____________________________________________________

НД на продукцию __________________________________________________

КОД ОКПД _____________________ КОД ТН ВЭД ______________________

Наименование

показателей

НД на  методы испытаний

Нормы по НД

Фактическое значение

Условия проведения испытания:  _____________________________________

Заключение

Исполнитель:

Эксперт  ______________________________________            ___________

Руководитель лаборатории  ______________________            ___________

Задание 8 – На основании лабораторных испытаний установите класс исследуемой зерновой культуры. Полученный результат оформите в виде заключения.

Заключение

Задание 9  -  Ответьте на вопросы для самопроверки

  1. Что понимают под партией зерна и указывают в документе о качестве?

  1. Как составляют объединенную пробу, среднюю пробу зерна для анализа?

3. Как определяют натуру зерна?

4. Для чего определяют влажность зерна?

5. Что относится к сорным, зерновым и вредным примесям?

6. Как определяют зараженность зерна вредителями хлебных запасов?

Тема 2. Товароведение и экспертиза хлеба и хлебобулочных изделий

Тема 2.1 Товароведение и экспертиза хлеба

Цель формирование практических навыков по определению оценки качества и товарного ассортимента хлеба

Задание 1-  Опишите алгоритм  проведения экспертизы хлебобулочных изделий

Задание 2 – Изучить упаковку и правильность нанесения маркировки, полученные результаты сравнить с требованиями ГОСТ    Р    51074, сделать заключение. Результаты исследования оформить в виде заключения.

Заключение

Задание 3Провести органолептическую оценку качества хлеба, результаты исследования оформить в виде протокола испытания №1.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ  № 1

от "___" __________ 201___ г.
Проба, поступившая с актом отбора от "___"__________________________ г.

Проба отобрана ____________________ в ____________________________

                                                        (кем)                                            (наименование магазина, ХПП)

Дата поступления пробы в испытательную лабораторию  _________________

Под наименованием_________________________________________________

(наименование хлеба)

Заявитель _________________________________________________________

(ФИО)

Адрес заявителя  ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Вид муки______________ _______________________ сорт  _______________

Вид испытаний ____________________________________________________

НД на продукцию __________________________________________________

КОД ОКПД _____________________ КОД ТН ВЭД ______________________

Наименование

показателей

НД на  методы испытаний

Нормы по НД

Фактическое значение

Условия проведения испытания: ______________________________________

Заключение

Исполнитель:

Эксперт  _____________________________________               ___________

Руководитель лаборатории  _____________________               ___________

Задание 4Провести органолептическую оценку качества хлебобулочного изделия, результаты исследования оформить в виде протокола испытания №2.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ  № 2

от "___" __________ 201___г.
Проба, поступившая с актом отбора от "___"__________________________ г.

Проба отобрана ____________________ в ____________________________

                                                        (кем)                                                (наименование магазина, ХПП)

Дата поступления пробы в испытательную лабораторию  _________________

Под наименованием_________________________________________________

(наименование хлеба)

Заявитель _________________________________________________________

(ФИО)

Адрес заявителя  ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Вид муки______________ _______________________ сорт  _______________

Вид испытаний ____________________________________________________

НД на продукцию __________________________________________________

КОД ОКПД _____________________ КОД ТН ВЭД ______________________

Наименование  

показателей  

НД на  методы испытаний  

Нормы по НД  

Фактическое значение

Условия проведения испытания: ______________________________________

Заключение

Исполнитель:

Эксперт  ______________________________________              ___________

Руководитель лаборатории  ______________________                ___________

Задание 5 – Провести лабораторные исследования хлеба, результаты испытания оформить в виде протокола испытания №3.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ  № 3

от "___" __________ 201___г.
Проба, поступившая с актом отбора от "___"__________________________ г.

Проба отобрана ____________________ в ____________________________

                                                    (кем)                                                   (наименование магазина, ХПП)

Дата поступления пробы в испытательную лабораторию  _________________

Под наименованием_________________________________________________

(наименование хлеба)

Заявитель _________________________________________________________

(ФИО)

Адрес заявителя  ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Вид муки______________ _______________________ сорт  _______________

Вид испытаний ____________________________________________________

НД на продукцию __________________________________________________

КОД ОКПД _____________________ КОД ТН ВЭД ______________________

Наименование

показателей

НД на  методы испытаний

Нормы по НД

Фактическое значение

Условия проведения испытания: ______________________________________

Заключение

Исполнитель:

Эксперт  ______________________________________              ___________

Руководитель лаборатории  ______________________                ___________

Задание 6 – Провести лабораторные исследования хлебобулочного изделия, результаты испытания оформить в виде протокола испытания №4.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ  № 4

от "___" __________ г.
Проба, поступившая с актом отбора от "___"__________________________ г.

Проба отобрана ____________________ в  ____________________________

                                                    (кем)                                              (наименование магазина, ХПП)

Дата поступления пробы в испытательную лабораторию  _________________

Под наименованием_________________________________________________

(наименование хлеба)

Заявитель _________________________________________________________

(ФИО)

Адрес заявителя  ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Вид муки______________ _______________________ сорт  _______________

Вид испытаний ____________________________________________________

НД на продукцию __________________________________________________

КОД ОКПД _____________________ КОД ТН ВЭД ______________________

Наименование

показателей

НД на  методы испытаний

Нормы по НД

Фактическое значение

Условия проведения испытания: ______________________________________

Заключение

Исполнитель:

Эксперт   _____________________________________               ___________

Руководитель лаборатории  ______________________                ___________

Задание 7 -   Решите ситуационную задачу

Задача 1. В магазин «Хлеб» г. Волгограда 27.09.2011 г. поступила партия нарезных батонов, выработанных из пшеничной хлебопекарной муки высшего сорта. Дата выработки - 26.09.2011 г. В накладной, выданной на данную партию, не было проставлено время выемки из печи. Количество батонов в партии – 200 шт. Масса НЕТТО, указанная в маркировке, - 500 г. Фактическая масса НЕТТО каждого батона в среднем образце составила 490 г. Товаровед отказался принимать данную партию нарезных батонов. При оценке качества нарезных батонов установлено: поверхность гладкая, без трещин и надрывов, с шестью неглубокими, четко выраженными косыми надрезами; корки батонов имеют неравномерную окраску от светло-коричневой до коричневой; в мякише обнаружены следы непромеса; вкус пересоленный; на зубах ощущался хруст; влажность мякиша - 45,8%; кислотность мякиша - 3,1 град; пористость мякиша – 65,4%.

Задания:

  • укажите правила отбора и размеры проб для определения органолептических и физико-химических показателей качества нарезных батонов;
  • дайте обоснованное заключение о качестве данной партии нарезных батонов;
  • почему товаровед отказался принимать данную партию нарезных батонов?

Задача 2. Дайте заключение о качестве Поляницы украинской из муки в/c, если форма ее округлая с боковым надрезом на ¾ окружности, с приподнятым и ясно выраженным козырьком; на поверхности имеются трещины, проходящие через всю верхнюю корку в нескольких направления, шириной 0,5-1 см; цвет светло-желтый; влажность – 43%; на нейтрализацию кислот 25 г хлеба затрачено 1,5 мл 0.1Н раствора NaOH; масса трех выемок (каждая по 27 см3) равна 44 г при плотности беспористой массы 1,32. Можно ли на основании проведенных исследований получить сертификат соответствия? Ответ обоснуйте.

Задача 3. Дайте заключение о качестве хлеба подовый Дарницкий, имеющего круглую форму, мучнистую нижнюю корку, развитую пористость, подрывы по всей окружности шириной 2,1 мм, пористость – 63%, влажность – 46%.

Задача 4. Дайте заключение о качестве хлеба Украинский, имеющего слегка сероватую поверхность, темно-коричневый цвет, развитую пористость, имеются также надрывы по всей длине боковой стороны размером 0,8 мм, пористость – 63%, влажность – 46%.

Задача 5. В магазин поступила сдоба обыкновенная из муки в/c (по сопроводительным документам масса каждого изделия – 150 г). При лабораторной проверке установлено: влажность – 35%, кислотность – 3,5 град., содержание сахара – 23%. При  проверке массы 10 изделий обнаружено: два изделия массой по 146 г, четыре – по 152, остальные – по 145 г. Возможна ли реализация? Можно ли предъявить претензии поставщику? Ваши действия как товароведа.

Задача 6. Масса трех выемок по 27 см3 каждая из хлеба Горчичный формовой из муки 1 сорта составляет 25,6 г. Чему равна пористость хлеба? Соответствует ли это нормам по стандарту?

 

Задача 7. На нейтрализацию кислот, содержащихся в навеске массой 25 г из батона Нарезной из муки 1 сорта, пошло 1,7 мл 0,1Н раствора NaOH. Чему равна кислотность батанов? Соответствует ли это нормам по стандарту?

Задача 8. Определите пористость пшеничного формового хлеба из муки 1 сорта массой 500 г, если масса трех выемок (каждая по 27 см3) равна 44 г при плотности беспористой массы 1,31. Дайте заключение о соответствии данного хлеба требованиям стандарта. Можно ли на основании проведенного анализа получить сертификат соответствия.

Задача 9. Дайте заключение о качестве Халы плетеной из муки 1 сорта, если форма ее продолговато-овальная с четко выраженным плетением, поверхность глянцевитая с небольшими разрывами в местах сплетения жгутов, пористость развитая, мелкая, слегка уплотненная, масса трех выемок (каждая по 27 см3) равна 30 г. Можно ли реализовать данный хлеб? Ваши действия как товароведа?

Задача 10. Дайте заключение о качестве хлеба подовый Российский, если форма его округлая, не расплывчатая, поверхность шероховатая, мучнистая, с трещинами длиной в 1/3 окружности, шириной 1,6-1,8 см; у десяти изделий корка отслоилась от мякиша; масса трех выемок (каждая по 27 см3) равна 43 г. Возможна ли реализация данного хлеба? Ваши действия как товароведа?

Тема 2.2 Товароведение и экспертиза бараночных и сухарных изделий

Цель формирование практических навыков по определению оценки качества и товарного ассортимента бараночных и сухарных изделий.

Задание 1 - Опишите алгоритм  проведения экспертизы бараночных и сухарных изделий

Задание 2 – Изучить упаковку и правильность нанесения маркировки, полученные результаты сравнить с требованиями ГОСТ    Р    51074, сделать заключение. Результаты исследования оформить в виде заключения.

Заключение

Задание 3 – Провести органолептическую оценку качества бараночных изделий, результаты исследования оформить в виде протокола испытания №1.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ  № 1

от "___" __________201___ г.
Проба, поступившая с актом отбора от "___"__________________________ г.

Проба отобрана ____________________ в  ____________________________

                                                (кем)                                                       (наименование магазина, ХПП)

Дата поступления пробы в испытательную лабораторию  _________________

Под наименованием_________________________________________________

(наименование продукции)

Заявитель _________________________________________________________

(ФИО)

Адрес заявителя  ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Вид испытаний ____________________________________________________

НД на продукцию __________________________________________________

КОД ОКПД _____________________ КОД ТН ВЭД ______________________

Наименование

показателей

НД на  методы испытаний

Нормы по НД

Фактическое значение

Условия проведения испытания: ______________________________________

Заключение

Исполнитель:

Эксперт   _____________________________________               ___________

Руководитель лаборатории  ______________________                ___________

Задание 4 – Провести органолептическую оценку качества сухарных  изделий, результаты исследования оформить в виде протокола испытания №2.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ  № 2

от "___" __________ 201__г.
Проба, поступившая с актом отбора от "___"__________________________ г.

Проба отобрана ____________________ в____________________________

                                                  (кем)                                                         (наименование магазина, ХПП)

Дата поступления пробы в испытательную лабораторию  _________________

Под наименованием_________________________________________________

(наименование  изделия)

Заявитель _________________________________________________________

(ФИО)

Адрес заявителя  ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Вид испытаний ____________________________________________________

НД на продукцию __________________________________________________

КОД ОКПД _____________________ КОД ТН ВЭД ______________________

Наименование

показателей

НД на  методы испытаний

Нормы по НД

Фактическое значение

Условия проведения испытания: _______________________________________

Заключение

Исполнитель:

Эксперт  ______________________________________             ___________

Руководитель лаборатории  ______________________               ___________

Задание 5 – Провести лабораторные исследования бараночных изделий, результаты испытания оформить в виде протокола испытания №3.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ  № 3

от "___" __________ 201__г.


Проба, поступившая с актом отбора от "___"__________________________ г.

Проба отобрана ____________________в ____________________________

                                                   (кем)                                                       (наименование магазина, ХПП)

Дата поступления пробы в испытательную лабораторию  _________________

Под наименованием_________________________________________________

(наименование продукции)

Заявитель _________________________________________________________

(ФИО)

Адрес заявителя  ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Вид испытаний ____________________________________________________

НД на продукцию __________________________________________________

КОД ОКПД _____________________ КОД ТН ВЭД ______________________

Наименование

показателей

НД на  методы испытаний

Нормы по НД

Фактическое значение

Условия проведения испытания: ______________________________________

Заключение

Исполнитель:

Эксперт  ______________________________________            ___________

Руководитель лаборатории  ______________________              ___________

Задание 6 – Провести лабораторные исследования сухарного изделия, результаты испытания оформить в виде протокола испытания №4.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ  № 4

от "___" __________201___ г.

Проба, поступившая с актом отбора от "___"__________________________ г.

Проба отобрана ____________________ в____________________________

                                                  (кем)                                                            (наименование магазина, ХПП)

Дата поступления пробы в испытательную лабораторию  _________________

Под наименованием_________________________________________________

(наименование изделия)

Заявитель _________________________________________________________

(ФИО)

Адрес заявителя  ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Вид испытаний ____________________________________________________

НД на продукцию __________________________________________________

КОД ОКПД _____________________ КОД ТН ВЭД ______________________

Наименование  

показателей  

НД на  методы испытаний  

Нормы по НД  

Фактическое значение

Условия проведения испытания: ______________________________________

Заключение

Исполнитель:

Эксперт  ______________________________________              ___________

Руководитель лаборатории   ______________________             ___________

Задание 7 - Решите ситуационную задачу

Задача 1. Дайте заключение о качестве весовых сухарей Ванильные, если в объединенной пробе массой 1 кг обнаружено: 0,07 сухарей уменьшенного размера; 0,06 кг лома; 0,03 кг горбушек. Возможна лм реализация? Можно ли предъявить претензии поставщику? Ваши действия как товароведа? Возможна ли пересортица сухарей при хранении?

Задача 2. Дайте заключение о качестве весовых сухарей Сливочные из муки пшеничной в/c (масса нетто – 40 кг), упакованных в крафт-мешки, если при сплошном контроле качества оказалось: 0,8 кг лома и 2,5 кг сухарей меньшего размера.

Задача 3. В магазин поступили фасованные в пакеты по 0,5 кг сухари Сливочные. В объединенной пробе, состоящей из одного пакета, оказались два сухаря-лома и одна горбушка. При проверке массы фасовки в 10 пакетах обнаружено: четыре пакета массой по 495г, два – по 480, остальные- по 500г. Возможна ли реализация? Можно ли предъявить претензии поставщику? Ваши действия как товароведа?

Задача 4.  Дайте заключение о качестве весовых сухарей Московские, если в объединенной пробе массой 1 кг обнаружено: 0,09 кг сухарей уменьшенного размера; 0,04 кг лома; 0,01 кг горбушек; на нейтрализацию кислот, содержащихся в 10 г сухарей, прошло 0,8 мл 0,1Н раствора NaOH. Возможна ли реализация? Можно ли предъявить претензии поставщику? Ваши действия как товароведа?

Задача 5. Дайте заключение о качестве бубликов Ванильные, если их форма в виде кольца; на некоторых изделиях имеются трещины ¼ поверхности; влажность – 22%; на нейтрализацию кислот 10 г изделий прошло 0,8 мл 0,1Н раствора NaOH.

Задача 6. В магазин поступили фасованные в пакеты сушки Челночок (масса пакета – 200г). В объединенной пробе обнаружено, что отдельные трещины длинной 1/3 поверхности; кислотность – 2,1 град; влажность – 8,8%. При проверке массы в 10 пакетах обнаружено: три пакета имеют массу по 185г; три – по 195; один – 201; остальные – по 200 г. Возможна ли реализация? Можно ли предъявить претензии поставщику? Ваши действия как товароведа?

Список использованной литературы

  1. Иванова, Т.Н. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров: учеб. / Т.Н. Иванова. – Москва: Академия, 2004. – 288 с.
  2. Казаков, Е.Д. Биохимия зерна и хлебопродуктов: Учебник / Е.Д. Казаков, Г.П. Карпиненко. – Санкт-Петербург: ГИОРД, 2005. – С. 510.
  3. Кострова, И.Е. Малое хлебопекарное производство (основные особенности) / И.Е. Кострова. – Санкт-Петербург: Гиорд, 2001. – С. 120.
  4. Малин, Н.И. Технология хранения зерна / Н.И. Малин. – Москва: КолосС, 2005. – 280 с.
  5. Матвеева, И.В. Биотехнологические основы изготовления хлеба: Учебник / И.В. Матвеева, Н.Г. Белявская. – Москва: ДеЛипринт, 2001. – С. 149.
  6. Мачихина Л.И. Научные основы продовольственной безопасности зерна: монография / Л.А. Мачихина, Л.В. Алексеева, Л.С. Львова. – Москва: Дели принт, 2007. – 382 с.
  7. Нилова, Л.П. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров: учеб. / Л.П. Нилова. – Санкт-Петербург: Гиорд, 2005. – 416 с.
  8. Отосина, В.Н. Практические работы по товароведению продовольственных товаров: Учебник / В.Н. Отосина. – Ростов-наДону.: Феникс, 2003. – С. 284.
  9. Позняковский, В.Н. гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов: Учебник / В.Н. Позняковский. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2002. – С. 554.
  10. Хлебников, В.Н. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. Товароведение и экспертиза однородных групп товаров: Сборник ситуационных задач / В.Н. Хлебников. – Москва: «Маркетинг»; МУПК, 2001. – С. 63.
  11. Хосни Р. К. Зерно и зернопродукт: научные основы и технологии/ Р.К. Хосни; пер. с англ. – Москва: Профессия, 2006. – 336 с.
  12. Экспертиза хлеба и хлебобулочных изделий. Качество и безопасность: Учебник /  В.М. Позняковский. – Новосибирск. Сиб. Унив. Изд., 2005. – С. 276.

Интернет-ресурсы:

  1. www.stq.ru. Официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество» [Электронный ресурс].
  2. www.foodprom.ru. Официальный сайт издательства «Пищевая промышленность». Журналы «Пищевая промышленность» [Электронный ресурс].
  3. www.spros.ru. Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос» [Электронный ресурс].
  4. www.tstu.ru/education/elib/pdf/2002/zaicev.pdf Денисова, А.Л. Теория и практика экспертной оценки товаров и услуг. Учебное пособие [Электронный ресурс] / А.Л.Денисова, Е.В.Зайцев – Тамбов: Изд-во Тамб.гос.техн.унив., 2002. – 41 с. – ISBN 5-8265-0181
  5. http://www.znaytovar.ru На сайте представлена подборка статей, посвященных характеристике потребительских свойств товаров, вопросам экспертизы и идентификации, обнаружения фальсификации товаров.
  6. http://www.falshivkam.net На данном сайте представлено большое количество статей и иллюстраций к ним, посвященных способам фальсификации товаров, методам борьбы с ними. Описаны меры по защите товарных знаков, представлен обширный музей фальсифицированных товаров.
  7. http://www.codexalimentarius.net. На сайте представлены международные стандарты качества и безопасности пищевых продуктов Комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус».

Для расчетов