Образовательная программа по курсу журналистики
Образовательная программа
«Журналистика»
Педагог
Михайлов Максим Андреевич
Возраст учащихся с 12-16 лет
г. Санкт – Петербург
2016 год
Содержание программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Ожидаемые результаты
Учебно – тематический план 1 года обучения
Содержание изучаемого курса 1 года обучения
Учебно – тематический план 2 года обучения
Содержание изучаемого курса 2 года обучения
Виды контроля учащихся
Методические рекомендации по реализации программы
Рекомендуемая литература для учащихся и педагогов
Пояснительная записка
Во все времена средства массовой информации оказывали влияние на формирование мышления подростка, его жизненных приоритетов, системы взглядов. Информация, получаемая при помощи СМИ, стала уже привычной, наравне информации из книг, учебников, от учителей, родителей. Самым популярным видом СМИ является телевидение, которое по своему эмоциональному и психологическому воздействию на человека преобладает над другими формами отражения реальной жизни. Такой способ познания действительности становится для подростков интереснее, доступнее, что отчасти связано и с развитием новых технологий, которые молодое поколение осваивает довольно оперативно. Владение новыми информационными технологиями - одно из условий конкурентоспособности человека в современном мире. Следовательно, уже сегодня можно начинать обучать детей основам телевидения – это предоставит им значительные конкурентные преимущества в их будущей сфере деятельности.
Актуальность
Поэтому создание студии детского телевидения внутри школы является актуальным и способствует правильному восприятию и интерпретированию подростками фактов современной действительности. Участвуя в создании информации с помощью новых технологий, учащиеся становятся участниками творческого процесса, итогом которого являются реализованные проекты – новостной блок, телепередача, видеофильм. В результате работы над проектами создается эффект эстетического переживания, эмоционального комфорта, чувства удовлетворения, что весьма близко к задачам, решаемым в процессе воспитания.
Программа студии детского телевидения «Школьный репортер» направлена содействие участия самих ребят в разработке авторских сюжетов, которые включают в себя написание сценария, видеосъемку, монтаж и озвучивание материала. Таким образом, они осваивают на практике особенности телевизионных технологий и профессий журналиста, оператора, режиссера.
Важная особенность телевизионной работы состоит в том, что она является коллективной социально-значимой деятельностью. Телевизионная передача, новостной блок, тематические видеоролики могут быть подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но с другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, участвующего в работе студии детского телевидения:
Ø жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения предлагаемых знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности.
Ø психологические особенности конкретного ребенка: умение общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению, повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих действий. Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение.
Ø потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление заслужить уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность, проявление интереса к новым видам деятельности.
Программа школьной видеостудии представляет систему занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста, которые интересуются искусством тележурналистики и хотят научиться создавать видеосюжеты, собственные телепередачи, овладеть современными компьютерными технологиями. Она составлена в соответствии с законом «Об образовании Санкт - Петербурга», федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи формирования личности школьника в современной образовательной среде, обеспеченной компьютерными технологиями и направлена на развитие креативности мышления, творческого потенциала в деятельности подростков.
Одна из особенностей программы - её практико-ориентированный характер. Учащиеся проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом – регулярным выпуском новостей и специальных передач для школьного телеканала «Перекресток».
Цель программы:
Ø Содействие в приобретении учащимися начальных навыков профессии тележурналиста, оператора, режиссера, монтажера, в развитии творческих способностей учащихся.
Задачи обучения:
Обучающие:
Ø Обучение учащихся теории и методике журналистского творчества, быстро реагировать на события, происходящие вокруг них.
Ø Обучение учащихся теории и методики операторского искусства и видеомонтажа.
Развивающие:
Ø Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, литературных и творческих способностей.
Ø Развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей личности.
Ø Развитие способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способности принимать решения и нести за них ответственность.
Ø Развитие аналитического мышления, способности к обобщению полученных знаний, развитие коммуникативных качеств.
Воспитательные:
Ø Создание образовательной среды, направленной на становление личности ребенка как гражданина общества.
Кадровое обеспечение: руководитель телецентра, медиа – инженер, филолог, верстальщик (или художник).
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие, по заявлению родителей.
Возраст детей: от 12 – 16 лет.
Срок реализации образовательной программы: 4 года.
Формы и режимы занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа.
Занятия проводятся в форме: беседа, дискуссия, экскурсия, лекция, консультация, собеседование, практические упражнения, инструктаж, тренинги, мастер-классы, игровые формы работы, моделирование ситуаций, самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет, самостоятельная работа с обучающими компьютерными программами.
Программа нацелена на использование групповых, фронтальных, индивидуальных занятий по теории и практике, свободный выбор темпа и объема работы. Развитие умения обрабатывать различную информацию с помощью компьютерных технологий достигается в процессе самостоятельной работы каждого учащегося над индивидуальным заданием.
Ожидаемые результаты.
Пройдя курс обучения, учащиеся приобретут начальные навыки профессии тележурналиста, узнают историю, виды и формы СМИ, виды жанров телевизионной журналистики, научатся собирать и обрабатывать информацию, сформируют свою жизненную позицию.
В итоге образовательный результат выражается в овладении ребенком некоторым набором профессиональных качеств, знаний, умений и навыков.
Ø способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности;
Ø умение общаться с собеседниками и партнерами;
Ø навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач;
Ø умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
Ø владение основами тележурналистики.
Учащиеся должны овладеть основами видеомонтажа, а именно должны знать:
Ø основы цифрового видео;
Ø различные программы видеомонтажа;
и уметь:
Ø владеть способами работы с изученными программами;
Ø создавать собственные фильмы по выбранной тематике;
Ø владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению видеопродукта.
Воспитательный результат предусматривает:
Ø умение увидеть интересное в обычном окружающем мире;
Ø работа над собственным имиджем (манера речи, стиль одежды и поведение) в зависимости от задачи программы;
Ø воспитание умения импровизировать и творческой смелости;
Ø воспитание волевых качеств.
В процессе медиа образования формируются умения:
Ø перерабатывать информацию, понимать ее суть;
Ø находить требуемую информацию в различных источниках;
Ø визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
Ø аргументировать собственные высказывания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Правительства
Санкт – Петербурга
Образовательная программа
«Журналистика»
Педагог
Михайлов Максим Андреевич
Возраст учащихся с 12-16 лет
г. Санкт – Петербург
2016 год
Содержание программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Ожидаемые результаты
Учебно – тематический план 1 года обучения
Содержание изучаемого курса 1 года обучения
Учебно – тематический план 2 года обучения
Содержание изучаемого курса 2 года обучения
Виды контроля учащихся
Методические рекомендации по реализации программы
Рекомендуемая литература для учащихся и педагогов
Пояснительная записка
Во все времена средства массовой информации оказывали влияние на формирование мышления подростка, его жизненных приоритетов, системы взглядов. Информация, получаемая при помощи СМИ, стала уже привычной, наравне информации из книг, учебников, от учителей, родителей. Самым популярным видом СМИ является телевидение, которое по своему эмоциональному и психологическому воздействию на человека преобладает над другими формами отражения реальной жизни. Такой способ познания действительности становится для подростков интереснее, доступнее, что отчасти связано и с развитием новых технологий, которые молодое поколение осваивает довольно оперативно. Владение новыми информационными технологиями - одно из условий конкурентоспособности человека в современном мире. Следовательно, уже сегодня можно начинать обучать детей основам телевидения – это предоставит им значительные конкурентные преимущества в их будущей сфере деятельности.
Актуальность
Поэтому создание студии детского телевидения внутри школы является актуальным и способствует правильному восприятию и интерпретированию подростками фактов современной действительности. Участвуя в создании информации с помощью новых технологий, учащиеся становятся участниками творческого процесса, итогом которого являются реализованные проекты – новостной блок, телепередача, видеофильм. В результате работы над проектами создается эффект эстетического переживания, эмоционального комфорта, чувства удовлетворения, что весьма близко к задачам, решаемым в процессе воспитания.
Программа студии детского телевидения «Школьный репортер» направлена содействие участия самих ребят в разработке авторских сюжетов, которые включают в себя написание сценария, видеосъемку, монтаж и озвучивание материала. Таким образом, они осваивают на практике особенности телевизионных технологий и профессий журналиста, оператора, режиссера.
Важная особенность телевизионной работы состоит в том, что она является коллективной социально-значимой деятельностью. Телевизионная передача, новостной блок, тематические видеоролики могут быть подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но с другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, участвующего в работе студии детского телевидения:
- жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения предлагаемых знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности.
- психологические особенности конкретного ребенка: умение общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению, повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих действий. Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение.
- потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление заслужить уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность, проявление интереса к новым видам деятельности.
Программа школьной видеостудии представляет систему занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста, которые интересуются искусством тележурналистики и хотят научиться создавать видеосюжеты, собственные телепередачи, овладеть современными компьютерными технологиями. Она составлена в соответствии с законом «Об образовании Санкт - Петербурга», федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи формирования личности школьника в современной образовательной среде, обеспеченной компьютерными технологиями и направлена на развитие креативности мышления, творческого потенциала в деятельности подростков.
Одна из особенностей программы - её практико-ориентированный характер. Учащиеся проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом – регулярным выпуском новостей и специальных передач для школьного телеканала «Перекресток».
Цель программы:
- Содействие в приобретении учащимися начальных навыков профессии тележурналиста, оператора, режиссера, монтажера, в развитии творческих способностей учащихся.
Задачи обучения:
Обучающие:
- Обучение учащихся теории и методике журналистского творчества, быстро реагировать на события, происходящие вокруг них.
- Обучение учащихся теории и методики операторского искусства и видеомонтажа.
Развивающие:
- Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, литературных и творческих способностей.
- Развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей личности.
- Развитие способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способности принимать решения и нести за них ответственность.
- Развитие аналитического мышления, способности к обобщению полученных знаний, развитие коммуникативных качеств.
Воспитательные:
- Создание образовательной среды, направленной на становление личности ребенка как гражданина общества.
Кадровое обеспечение: руководитель телецентра, медиа – инженер, филолог, верстальщик (или художник).
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие, по заявлению родителей.
Возраст детей: от 12 – 16 лет.
Срок реализации образовательной программы: 4 года.
Формы и режимы занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа.
Занятия проводятся в форме: беседа, дискуссия, экскурсия, лекция, консультация, собеседование, практические упражнения, инструктаж, тренинги, мастер-классы, игровые формы работы, моделирование ситуаций, самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет, самостоятельная работа с обучающими компьютерными программами.
Программа нацелена на использование групповых, фронтальных, индивидуальных занятий по теории и практике, свободный выбор темпа и объема работы. Развитие умения обрабатывать различную информацию с помощью компьютерных технологий достигается в процессе самостоятельной работы каждого учащегося над индивидуальным заданием.
Ожидаемые результаты.
Пройдя курс обучения, учащиеся приобретут начальные навыки профессии тележурналиста, узнают историю, виды и формы СМИ, виды жанров телевизионной журналистики, научатся собирать и обрабатывать информацию, сформируют свою жизненную позицию.
В итоге образовательный результат выражается в овладении ребенком некоторым набором профессиональных качеств, знаний, умений и навыков.
- способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности;
- умение общаться с собеседниками и партнерами;
- навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач;
- умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
- владение основами тележурналистики.
Учащиеся должны овладеть основами видеомонтажа, а именно должны знать:
- основы цифрового видео;
- различные программы видеомонтажа;
и уметь:
- владеть способами работы с изученными программами;
- создавать собственные фильмы по выбранной тематике;
- владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению видеопродукта.
Воспитательный результат предусматривает:
- умение увидеть интересное в обычном окружающем мире;
- работа над собственным имиджем (манера речи, стиль одежды и поведение) в зависимости от задачи программы;
- воспитание умения импровизировать и творческой смелости;
- воспитание волевых качеств.
В процессе медиа образования формируются умения:
- перерабатывать информацию, понимать ее суть;
- находить требуемую информацию в различных источниках;
- визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
- аргументировать собственные высказывания.
Учебно – тематический план 1 года обучения
Раздел программы | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Тележурналистика | 1. Введение в тележурналистику | 8 | 8 | 0 |
2.Фотография. | 15 | 6 | 9 | |
3.Телевизионный сюжет | 16 | 6 | 10 | |
4. Новости | 20 | 4 | 16 | |
5. Интервью | 15 | 4 | 11 | |
6. Репортаж | 14 | 4 | 10 | |
7.Документальный видео фильм | 20 | 6 | 12 | |
8. Ток-шоу | 14 | 4 | 10 | |
9. Ведущий телепрограммы | 10 | 6 | 4 | |
10. Опрос | 12 | 4 | 8 | |
Итого | 144 | 52 | 90 | |
Содержание изучаемого курса 1 года обучения
Раздел: Тележурналистика.
Тема 1. Введение в тележурналистику.
История создания телевидения. Современная деятельность журналистов. Значения и функции СМИ в современном мире.
Тема 2.Фотография.
Виды фотографий. Фотооборудование. Приемы обработки качественного изображения на фото. Программы для редакции фото.
Тема 3.Телевизионный сюжет.
Сюжет — основа формы произведения. Виды сюжетов. Как выбрать сюжет. Событийный ряд.
Тема 4. Новости.
Новость — оперативное информационное сообщение. Как создают новости. Рубрики в новостях.
Тема 5. Интервью.
Интервью, как жанр публицистики. Виды интервьюеров. Формы организации интервью.
Тема 6. Репортаж
Репортаж, как жанр журналистики. Специфика работы. Понятие и виды стендапа.
Тема 7. Документальный видео фильм.
Задачи документалистики. Особенности. Поджанры документального кино. Мокьюментари.
Тема 8. Ток-шоу.
Ток шоу, как вид телепередачи. Современные жанровые формы и виды. Секреты успеха ток-шоу.
Тема 9. Ведущий телепрограммы.
Особенности. Плюсы и минусы профессии. Правила поведения в кадре. Основы орфоэпии речи телеведущего.
Тема 10. Опрос.
Общие сведения. Виды. Правила составления.
Учебно – тематический план 2 года обучения
Раздел программы | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Операторское мастерство | 1. Фотокамера | 18 | 8 | 10 |
2. Видеокамера | 20 | 8 | 12 | |
3. Видеоряд | 22 | 8 | 14 | |
4. Композиция кадра | 16 | 4 | 12 | |
5. Человек в кадре | 15 | 5 | 10 | |
6.Внутрикадровый монтаж | 15 | 4 | 11 | |
7. Технология фотографии | 13 | 6 | 7 | |
8. Съемка телесюжета | 25 | 6 | 19 | |
Итого | 144 | 49 | 95 | |
Содержание изучаемого курса 2 года обучения
Раздел : Операторское мастерство.
Тема 1. Фотокамера.
Современные виды и производители. Выбор фотокамеры. Устройство и значение.
Тема 2. Видеокамера
Современные виды и производители. Выбор видеокамеры. Устройство и значение.
Тема 3. Видеоряд.
Законы драматургии построения видеоряда. Примеры.
Тема 4. Композиция кадра.
Понятие. Правила и рекомендации при выборе кадра. Современные требования формата кадрирования.
Тема 5. Человек в кадре.
Правила мизансцен. Практическое руководство. Ракурсы.
Тема 6. Внутрикадровый монтаж.
История развития. Средства осуществления. Правильно использование метода.
Тема 7. Технология фотографии.
Изучения современных методов создания фотографии. Специфика.
Тема 8. Съемка телесюжета.
Выбор сюжета. Написание сценария. Предварительная подготовка и процесс.
Учебно – тематический план 3 года обучения
Раздел программы | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Видео-монтаж | 1. Монтажный план сюжета | 26 | 6 | 20 |
2. Программа видеомонтажа | 30 | 10 | 20 | |
3. Звуковой ряд телесюжета | 20 | 8 | 12 | |
4. Построение видеоряда | 22 | 6 | 16 | |
5. Создание файла телесюжета | 26 | 6 | 20 | |
6.Специальные инструменты видеомонтажа | 20 | 8 | 12 | |
Итого | 144 | 44 | 100 | |
Содержание изучаемого курса 3 года обучения.
Раздел: Видео-монтаж
Тема 1. Монтажный план сюжета.
План размещения оборудования. Описание последовательности работ.
Тема 2. Программа видеомонтажа.
Изучение компьютерных программ по обработке звука и видео.
Тема 3. Звуковой ряд телесюжета.
Правила наложения звука. Использование необходимого материала для качественного звучания. Подбор музыкального потенциала и ресурсов.
Тема 4. Построение видеоряда.
Пробное выстраивание ряда. Важность и задачи. Элементы видеоряда.
Тема 5. Создание файла телесюжета.
Сюжет и фабула. Типология сюжетов. Процедура создания.
Тема 6.Специальные инструменты видеомонтажа.
Функции современных инструментов видеомонтажа. Правильное использование панели инструментов. Практические советы.
Учебно – тематический план 4 года обучения
Раздел программы | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Основы теле- и кинорежиссуры | 1. Искусство кино и его виды | 26 | 6 | 20 |
2.Короткоме-тражные фильмы | 62 | 10 | 52 | |
3. Создание роликов и клипов | 56 | 10 | 46 | |
Итого | 144 | 26 | 118 | |
Содержание изучаемого курса 4 года обучения.
Раздел: Основы теле- и кинорежиссуры.
Тема 1. Искусство кино и его виды.
История кино. Виды искусства кино. Современный кинематограф. Демонстрация фильмов. Детальное изучения процесса киносъемки.
Тема 2.Короткометражные фильмы.
Понятие короткометражных фильмов. Особенности и специфика создания. Изучение примеров. Самостоятельные пробы, съемка и монтаж.
Тема 3. Создание роликов и клипов.
Специфика жанров. Драматургия построения. Практика.
Структура и содержание методического обеспечения
образовательной программы
Раздел программы | Название темы | Форма занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
1 год обучения | ||||
Тележур-налистика | 1. Введение в тележурналистику | Лекция, беседа, дискуссия, экскурсия, собеседование, игра, моделирование ситуаций. Групповая, индивидуальная формы работы. | Развивающее обучение, ИКТ, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ. Фихтелиус Э., «Десять заповедей журналистики», Стокгольм, 1999. Учебное пособие. Компьютер, видеопроектор. |
2.Фотография. | Лекция, беседа, тренинг, консультация, практические упражнения. Групповая, индивидуальная формы работы. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ. Фихтелиус Э., «Десять заповедей журналистики», Стокгольм, 1999. Учебное пособие. Компьютер, видеопроектор. | |
3.Телевизио-нный сюжет | Лекция, беседа, тренинг, консультация, практические упражнения. Групповая, индивидуальная формы работы. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Компьютер, видеопроектор. Учебный проект. Как делать телевидение.8 серий. Телеканал BBS. | |
4. Новости | Лекция. Практическое занятие – обучающие тренинги, мастер-класс. Групповая, индивидуальная работа. Консультации, моделирование ситуаций. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Компьютер, видеопроектор. Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. – М., 2008. http://journ-port.ru/publ/28-1-0-176 | |
5. Интервью | Лекция. Практическое занятие проходит в форме мастер-класса, тренинга. Индивидуальная и групповая работа. Консультации. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Лукина М.М., «Технология интервью», М, 2005Компьютер, видеопроектор. Андрей Максимов. Мастер-класс. Как взять интервью. http://salesreport.ru/2011/03/06/андрей-максимов-мастер-класс/ | |
6. Репортаж | Лекция. В практической части преимущественно использование мастер-классов, тренингов. Индивидуальная, групповая работа, консультации. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Компьютер, видеопроектор. Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS. | |
7.Документа-льный видео фильм | Лекция с использованием ИКТ, беседа. Практическое занятие в форме мастер-классов, тренингов. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы, консультации. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Компьютер, видеопроектор. Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS. | |
8. Ток-шоу | Лекция с использованием ИКТ, беседа. Практическое занятие в форме мастер-классов, тренингов. Индивидуальная работа, консультации. Присущи игровые формы работы, моделирование ситуаций. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Компьютер, видеопроектор. Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS. | |
9. Ведущий телепрогра-ммы | Лекция, беседа с использованием ИКТ. На практических занятиях могут использоваться этюды, тренинги. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы, собеседование в виде игры, тренинги, консультации, моделирование ситуаций. По возможности – экскурсия | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Компьютер, видеопроектор. | |
10. Опрос | Лекция. Инструктаж. Практическая работа. Индивидуальная и групповая формы работы. Консультации. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение | Фото и видеокамера. Компьютер, проектор. Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. | |
2 год обучения | ||||
Операто-рское мастерство | 1. Фотокамера | Лекция. Инструктаж. Практическое занятие может проходить в виде мастер-классов. Групповая, индивидуальная формы работы. Консультации | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение | Фотокамера, инструкции по работе с фотокамерой. Технический паспорт фотокамеры. Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2, М. 2000. |
2. Видеокамера | Лекция. Инструктаж. Практическое занятие может проходить в виде мастер-классов. Групповая, индивидуальная формы работы. Консультации. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Видеокамера, инструкции по работе с видеокамерой. Технический паспорт видеокамеры. Мастер-класс по операторскому мастерству. Костромская духовная семинария практической журналистики. | |
3. Видеоряд | Теоретическое занятие может проходить в форме лекции с использованием ИКТ. Групповая и фронтальная формы работы. Практические занятия преимущественно являются индивидуальной работой с видеокамерой. Консультации. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Видеокамера, инструкции по работе с видеокамерой. Технический паспорт видеокамеры. Компьютер, видеопроектор. Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS. Мастер-класс по операторскому мастерству. Костромская духовная семинария практической журналистики. | |
4. Композиция кадра | Теоретическое занятие с использованием ИКТ. Групповая и фронтальная формы работы. Практические -– мастер-классы, индивидуальная работа, консультации. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Видеокамера, фотокамера, инструкции по работе с фото и видеокамерой. Технический паспорт фото и видеокамеры. Компьютер, видеопроектор. Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS. Мастер-класс по операторскому мастерству. Костромская духовная семинария практической журналистики. | |
5. Человек в кадре | Теоретическое занятие с использованием ИКТ. Групповая и фронтальная формы работы. Практические -– мастер-классы, индивидуальная работа, консультации. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Фото и видеокамера, инструкции по работе с фото и видеокамерой. Технический паспорт фото и видеокамеры. Компьютер, видеопроектор. Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS. Мастер-класс по операторскому мастерству. Костромская духовная семинария практической журналистики. | |
6.Внутрика-дровый монтаж | Теоретическое занятие с использованием ИКТ. Групповая и фронтальная формы работы. Практические -– мастер-классы, индивидуальная работа, консультации. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Видеокамера, инструкции по работе с видеокамерой. Технический паспорт видеокамеры. Компьютер, видеопроектор. Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2, М. 2000.Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS. Мастер-класс по операторскому мастерству. Костромская духовная семинария практической журналистики. | |
7. Технология фотографии | Теоретическое занятие с использованием ИКТ. Групповая и фронтальная формы работы. Практические -– мастер-классы, индивидуальная работа, консультации. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение | Фотокамера, инструкции по работе с фотокамерой. Технический паспорт фотокамеры. Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2, М. 2000. | |
8. Съемка телесюжета | Теоретическое занятие с использованием ИКТ. Групповая и фронтальная формы работы. Практические -– мастер-классы, индивидуальная работа, консультации. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Фото и видеокамера, инструкции по работе с видеокамерой. Технический паспорт видеокамеры. Компьютер, видеопроектор. Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS. Локтев Д. EuroNews: работа редакторов и выпускающих. | |
3 год обучения | ||||
Видео-монтаж | 1. Монтажный план сюжета | Лекция, беседа. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. Консультация, инструктаж. Экскурсия. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Компьютерные программы: Pinnacle Studio 12. Русская версия, Sound Forge, Adobe Premiere. Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2, М. 2000. Суворов В. В. Видеомонтаж на компьютере. Pinnacle Studio 12. Соколов А. Г., «Монтаж», Части 2, М. 2000. Русская версия. Компьютер, видеокамера. |
2. Программа видеомонтажа | Индивидуальная работа, консультации, практические упражнения. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Компьютерные программы: Pinnacle Studio 12. Русская версия, Sound Forge, Adobe Premiere. Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2, М. 2000.Суворов В. В. Видеомонтаж на компьютере. Pinnacle Studio 12. Русская версия. Компьютер, видеокамера. | |
3. Звуковой ряд телесюжета | Индивидуальная работа, консультации, практические упражнения. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Компьютерные программы: Pinnacle Studio 12. Русская версия, Sound Forge, Adobe Premiere. Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2, М. 2000. Суворов В. В. Видеомонтаж на компьютере. Pinnacle Studio 12. Русская версия. Компьютер, видеокамера, микрофон. | |
4. Построение видеоряда | Индивидуальная работа, консультации, практические упражнения. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Компьютерные программы: Pinnacle Studio 12. Русская версия, Sound Forge, Adobe Premiere. Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2, М. 2000.Суворов В. В. Видеомонтаж на компьютере. Pinnacle Studio 12. Русская версия. Компьютер, видеокамера, микрофон. | |
5. Создание файла телесюжета | Индивидуальная работа, консультации, практические упражнения. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Компьютерные программы: Pinnacle Studio 12. Русская версия, Sound Forge, Adobe Premiere. Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2, М. 2000.Суворов В. В. Видеомонтаж на компьютере. Pinnacle Studio 12. Русская версия. Компьютер, видеокамера, микрофон. | |
6.Специа-льные инструменты видеомонтажа | Индивидуальная работа, консультации, практические упражнения. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение. | Компьютерные программы: Pinnacle Studio 12. Русская версия, Sound Forge, Adobe Premiere. Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2, М. 2000.Суворов В. В. Видеомонтаж на компьютере. Pinnacle Studio 12. Русская версия. Компьютер, видеокамера, микрофон. | |
4 год обучения | ||||
Основы теле- и кинорежиссуры | 1. Искусство кино и его виды | Лекция, беседа, собеседование, тренинг, мастер-класс, консультации, игра, моделирование ситуаций. Индивидуальная, групповая, коллективная формы работы. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Компьютер, видеопроектор. |
2.Короткоме-тражные фильмы | Лекция, беседа, собеседование, тренинг, мастер-класс, консультации, игра, моделирование ситуаций. Индивидуальная, групповая, коллективная формы работы. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Компьютер, видеопроектор. | |
3. Создание роликов и клипов | Лекция, беседа, собеседование, тренинг, мастер-класс, консультации, игра, моделирование ситуаций. Индивидуальная, групповая, коллективная формы работы. | Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, развивающее обучение, активное обучение. | Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Компьютер, видеопроектор. Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS. | |
Виды контроля за формированием умений учащихся
(форма аттестации).
- Предварительный. Выявление подготовленности ребенка, позволяет определить исходный уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент – владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические занятия, упражнения).
- Промежуточный. Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Позволяет получить информацию о ходе и качестве усвоения материала. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развитие творческих способностей.
- Итоговый. Направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения (выпуски новостей, тематические видеоролики, телепередачи).
- Педагог проверяет и оценивает успеваемость учащихся, руководствуясь определенными педагогическими требованиями: индивидуальный характер проверки, тематическая направленность, дифференцированный контроль.
- Способы проверки реализации программы: создание видероликов, тематических видеосюжетов, телевизионных телепередач (съемка, монтаж, редактирование, озвучивание, сохранение, демонстрация).
Методические рекомендации.
Научить детей основам телевизионной журналистике, операторскому искусству, видеомонтажу – сложная задача, требующая комплексного подхода.
Теоретические и практические занятия осуществляются параллельно. Занятия построены так, что учащиеся сразу активно включаются в процесс обучения, практически не имея представления об основах телевизионной журналистики. Таким образом, происходит процесс опережающего обучения, у ребят усиливается мотивация, воспитываются социально значимые качества личности: ответственность, дисциплинированность, самостоятельность.
Применение комплексного подхода помогает усовершенствовать отдельные элементы в обучении, что способствует полному усвоению материала. На занятиях студии необходимо применять разнообразные формы и методы работы, такие как, собеседования, тренинги, ролевые игры, круглые столы, этюды, нестандартные формы организации занятий с использованием методов моделирования.
Рекомендуемая литература для учащихся и педагогов
- Жанры радио- и тележурналистики: методические указания/ сост. В. В. Захаров. – Тамбов, 2010.
- Компьютерные программы: Pinnacle Studio 12. Русская версия, Sound Forge, Adobe Premiere.
- Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
- Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. – М., Высшая школа, МГУ, 2002. http://evartist.narod.ru/text6/23.htm
- Лукина М.М., «Технология интервью», М, 2005.
- Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2, М. 2000.
- Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. – М., 2008. http://journ-port.ru/publ/28-1-0-176
- Суворов В. В. Видеомонтаж на компьютере. Pinnacle Studio 12. Русская версия. – М., 2009.
- Фихтелиус Э., «Десять заповедей журналистики», Стокгольм, 1999.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%F3%F0%ED%E0%EB%E8%F1%F2%E8%EA%E0
Демонстрационные ролики
- Андрей Максимов. Мастер-класс. Как взять интервью. http://salesreport.ru/2011/03/06/андрей-максимов-мастер-класс/
- Локтев Д. EuroNews: работа редакторов и выпускающих.
- Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS.
- Мастер-класс по операторскому мастерству. Костромская духовная семинария практической журналистики.
Список использованной литературы и сайтов
- Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987.
- Васильева Л. А. Делаем новости! – М., 2002.
- Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 2011.
- Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ. Учебное пособие. – М., 2000.
- Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. Пособие для ВУЗов. Серия: «Практическая журналистика». - М., 2002.
- Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 2007.
- Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. - М., 2003.
- Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики.- М., 2004.
- Цвик В. Л., Назаров Я. В. Телевизионные новости России. - М., 2002.
- Как сделать цифровой видеофильм на компьютере: Серия обучающих программ. - М., 2008
- http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-40.html
- http://school88.vseversk.ru/statja-filatova-sv-kabelnoe-televidenie-shkoly
- http://ido.tsu.ru/schools/journ/shkolnikam/progpammu/tele_gazeta/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%F3%F0%ED%E0%EB%E8%F1%F2%E8%EA%E0
- http://www.media-edu.ru/index.php?id=1472
- http://evartist.narod.ru/text1/09.htm
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Телевидение
- http://www.journ-lessons.com/litra.html
