РП по УД Материаловедение для специальности 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (примерной программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op_04_23.02.04_materialovedenie.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 04. Материаловедение
специальность 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»
г. Южно-Сахалинск, 2016 г.
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 22 апреля 2014 г. №386 и зарегистрированным в Минюсте России 29 мая 2014 г. № 32500 по специальности среднего профессионального образования 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) и на основе примерной программы.
Рассмотрено на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол № 5 от «14» июня 2016 г.
Председатель МС ________ С.А. Блохина
Составители: Рыжов В.М. преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»
Фролова О.С., преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ РАЬОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (примерной программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре рабочей программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина Материаловедение является общепрофессиональной дисциплиной, входит в профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– технологию металлов и конструкционных материалов;
– физико-химические основы материаловедения;
– строение и свойства материалов;
– методы измерения параметров и свойств материалов;
– свойства металлов, сплавов, способы их обработки;
– допуски и посадки;
– свойства и область применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов;
– виды и свойства топливно-смазочных и защитных материалов.
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Обеспечивать безопасное и качественное выполнение работ при использовании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и механизмов.
ПК 2.2. Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 2.3. Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 3.2. Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ.
ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 90 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 60 часов; самостоятельной работы обучающегося — 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: лабораторные работы | 16 |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: работа с техническими справочниками | 16 |
реферативная работа, сообщения | 14 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Технология металлов | 68 | |||
Тема 1.1. Основы металловедения | Содержание учебного материала Свойства металлов: физические, химические, механические и технологические. Методы измерения параметров и определения свойств металлов. Основные типы кристаллических решеток | 4 | 2 | |
Лабораторная работа Определение ударной вязкости металлов Испытание материала на растяжение | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся (на выбор) Выполнение рефератов по теме: «Металлы и их свойства», «Кристаллизация металлов», «Применение металлов при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин» | 4 | |||
Тема 1.2. Железоуглеродистые и легированные сплавы | Содержание учебного материала Аллотропические формы чистого железа, структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Углеродистые стали и чугуны. Структура, свойства, влияние примесей, классификация, маркировка, область применения на транспорте. Основы термической и химико-термической обработки железоуглеродистых сплавов. Виды термической обработки. Легированные стали: классификация, маркировка, легирующие элементы. Твердые сплавы | 10 | 2 | |
Лабораторные работы Исследование микроструктуры углеродистых сталей. Исследование микроструктуры чугунов. Исследование микроструктуры сталей после термической и химико-термической обработки. Исследование микроструктуры легированной стали | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор режимов термической обработки для конкретной марки сплавов. Выбор сплавов для конкретной детали. Выполнение рефератов по теме: «Углеродистые стали и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин»», «Чугуны и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин», «Легированные стали и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин». «Твердые сплавы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин» | 4 | |||
Тема 1.3. Сплавы цветных металлов | Содержание учебного материала | 4 | 3 | |
Свойства сплавов цветных металлов. Сплавы на основе меди: свойства, маркировка по ГОСТу, область применения. Сплавы на основе алюминия: свойства, маркировка по ГОСТу, область применения. Антифрикционные сплавы | ||||
Лабораторная работа Исследование микроструктуры цветных металлов и их сплавов | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся (на выбор) | 4 | |||
Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор режимов термической обработки для конкретной марки сплавов. Выбор сплавов для конкретной детали. Выполнение рефератов по теме: «Латуни и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин», «Бронзы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин», «Алюминиевые сплавы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин», «Антифрикционные сплавы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин» | ||||
Тема 1.4. Способы обработки металлов | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
Основы литейного производства; виды обработки металлов давлением; применяемое оборудование и инструмент. Виды сварки и резки металлов; оборудование для сварки; виды пайки; характеристики припоев. Основы обработки металлов резанием. Процесс резания: режим; применяемый инструмент, принципы устройства станков | ||||
Лабораторная работа | 2 | |||
Измерение углов заточки режущих инструментов | ||||
Практическое занятие | 2 | |||
Выбор марки материала и способа обработки для конкретной детали | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов; определение их механических характеристик; выбор сплавов для изготовления конкретных деталей; выбор способа изготовления детали | ||||
Тема 1.5. Допуски и посадки | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
Взаимозаменяемость в производстве. Международная система допусков и посадок. Допуски, посадки. Квалитеты. Система отверстия, система вала | ||||
Практическое занятие | 2 | |||
Определение допускаемых размеров сопряженных деталей | ||||
Самостоятельная работа обучающихся (на выбор) | 4 | |||
Работа с техническими справочниками: чтение обозначений посадок на рабочих чертежах деталей; определение предельных отклонений для конкретных размеров деталей. Выполнение рефератов по теме «Шероховатость поверхности, ее обозначение на чертежах» | ||||
Раздел 2. Материалы, применяемые для ремонта и обслуживания подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин | 22 | |||
Тема 2.1. Электротехнические материалы | Содержание учебного материала Проводниковые, полупроводниковые, диэлектрические и магнитные материалы: виды, свойства и | 4 | 2 | |
применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин | ||||
Самостоятельная работа обучающихся (на выбор): | 4 | |||
Выполнение рефератов по теме: «Проводниковые материалы высокого удельного сопротивления», «Материалы высокой проводимости», «Применение проводниковых материалов при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин», «Полупроводниковые материалы и их свойства», «Применение полупроводниковых материалов при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин», «Магнитно-мягкие материалы», «Магнитно-твердые материалы», «Применение магнитных материалов при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин», «Диэлектрические материалы и их свойства», «Применение диэлектрических материалов при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин» | ||||
Тема 2.2. Неметаллические конструкционные и строительные материалы. Полимеры | Содержание учебного материала | 4 | 3 | |
Состав, строение и основные свойства полимеров, способы их получения. Материалы на основе | ||||
полимеров. Применение полимерных материалов на транспорте | ||||
Самостоятельная работа обучающихся (на выбор) | 2 | |||
Подготовить сообщение по теме: «Строение полимеров и способы их получения», «Свойства полимеров», «Термопластичные пластмассы и их применение на транспорте», «Термореактивные пластмассы и их применение на транспорте», «Материалы на основе полимеров и их применение на транспорте» | ||||
Тема 2.3. Экипировочные и защитные материалы | Содержание учебного материала | 4 | 3 | |
Топливо. Минеральные масла. Пластичные смазки. Классификация, марки, применение при ремонте | ||||
и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин». Защитные покрытия | ||||
Самостоятельная работа обучающихся (на выбор) | 4 | |||
Работа с техническими справочниками: расшифровка марок топлива; присадки к минеральным маслам; состав притирочных паст. Выполнение рефератов по теме: «Технические характеристики топлива»; «Область применения минеральных масел»; «Классы вязкости минеральных масел»; «Качество смазочных материалов»; «Коррозия металлов»; «Методы защиты металлов от коррозии» | ||||
Всего | 90 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Материаловедение».
Оборудование лаборатории и ее рабочих мест:
– посадочные места по количеству обучающихся:
– рабочее место преподавателя;
– учебно-наглядные пособия по разделам дисциплины «Материаловедение»;
- комплект учебно-методической документации;
– объемные модели металлической кристаллической решетки;
– образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
– образцы неметаллических материалов;
– отсчетный микроскоп (лупа);
– маятниковый копер (макет маятникового копра);
– набор измерительного инструмента.
Технические средства обучения:
– компьютер с базовым программным обеспечением;
– мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
- Черепахин, А. А. Материаловедение : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. А. Черепахин. - 6-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2013. - 272 с.
Дополнительная литература:
- Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка): Учебное пособие.-9-е изд., стер.-М.:Издательский центр Академия, 2012.-288с.
- Власов В.С. Металловедение: Учебное пособие для студентов / В.С. Власов. - М. : Альфа-М:ИНФРА-М, 2011. - 336с.
- Электротехнические и конструкционные материалы: Учебное пособие для студ. сред. проф. образования / В.Н. Бордулин и др.;Под ред. В.А. Филикова. - 7-е изд., испр. - М.: Издательский центр Академия, 2012. - 280с.
Интернет-источники:
- Электронный ресурс «Все о материалах и материаловедении». Форма доступа: http://materiall.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
умения: выбирать металлы и материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения | устный опрос, реферат | |
подбирать необходимые материалы для ремонта и обслуживания подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин | устный опрос, реферат | |
подбирать марки и состав различных эксплуатационных металлов и материалов | практические занятия | |
расшифровывать марки чугунов, легированных сталей и цветных сплавов | практические занятия | |
знания: технологии металлов и конструкционных материалов | лабораторные занятия, реферат | |
физико-химических основ материаловедения | реферат | |
строения и свойств материалов | лабораторные занятия, реферат | |
методов измерения параметров и свойств материалов | лабораторные занятия, реферат | |
свойств металлов и сплавов | лабораторные занятия, реферат | |
способов обработки металлов | практические занятия, реферат | |
допусков и посадок | практические занятия | |
свойств и областей применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов | реферат | |
видов и свойств топливно-смазочных и защитных материалов | реферат |
4.2. Вопросы к дифференцированному зачету по
учебной дисциплине Материаловедение
1. Типы кристаллических решеток
2. Физические и химические свойства металлов.
3. Механические и технологические свойства металлов.
4. .Испытание на растяжении.
5. Испытание на твердость.
6. Испытание на ударный изгиб.
7. Теория сплавов. Основные сведения о сплавах.
8. Диаграмма состояния сплавов с полной нерастворимостью компонентов в твердом состоянии.
9. Диаграмма состояния сплавов с неограниченной растворимостью компонентов в твердом состоянии.
10. Диаграмма состояния «железо-цементит»
11. Классификация, маркировка и применение серых чугунов.
12. Влияние на свойство чугуна углерода и постоянных примесей.
13. Отжиг первого рода.
14. Отжиг второго рода.
15. Закалка и основные параметры закалки.
16. Способы закалки.
17. Закалочные среды
18. Отпуск.
19. Влияние на свойство стали углерода и постоянных примесей.
20. Легирующие элементы стали.
21. Классификация сталей.
22. Маркировка легированных сталей.
23. Углеродистые стали обыкновенного качества, маркировка и применение.
24. Углеродистые качественные стали, маркировка и применение.
25. Цементуемые стали.
26. Улучшаемые (среднеуглеродистые) стали.
27. Рессорно - пружинные стали.
28. Шарикоподшипниковые стали.
29. Автоматные стали.
30. Углеродные инструментальные стали.
31. Легированные инструментальные стали.
32. Быстрорежущие стали.
33. Коррозионно - стойкие стали.
34. Магнитомягкие стали и сплавы.
35. Магнитотвердые стали и сплавы.
36. Медные сплавы (бронзы). Маркировка и применение.
37. Медные сплавы (латуни). Маркировка и применение.
38. Алюминиевые сплавы (АМг2. АМг5)
39. Алюминиевые сплавы (Д - 1. Д - 16, В 95).
40. Алюминиевые литейные сплавы.
41. Технический титан и его сплавы.
42. Технический магний и его сплавы.
43 Антифрикционные сплавы, маркировка свойства и применение.
44 Полиэтилен - характеристика, свойства и применение.
45. Слоистые пластмассы.
46. Основы литейного производства.
47. Виды обработки металлов давлением; применяемое оборудование и инструмент.
48. Виды сварки и резки металлов; оборудование для сварки.
49. Виды пайки; характеристики припоев.
50. Основы обработки металлов резанием.
51. Процесс резания: режим; применяемый инструмент.
52. Устройство металлообрабатывающих станков.
53. Взаимозаменяемость в производстве.
54. Система допусков и посадок. Квалитеты точности.
55. Система отверстия, система вала
56. Бензины, свойства марки и применение.
57. Дизельное топливо, свойства марки и применение.
58. Масла, классификация, свойства марки и применение.
59. Пластичные смазки, классификация, свойства марки и применение.
60. Защитные покрытия, виды, требования к качеству.