РП по УД Материаловедение для специальности 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" (по отраслям)

Скрыпченкова Ольга Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (примерной программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_op_04_23.02.04_materialovedenie.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 04. Материаловедение

специальность 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

г. Южно-Сахалинск, 2016 г.


Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 22 апреля 2014 г. №386 и зарегистрированным в Минюсте России 29 мая 2014 г. № 32500 по специальности среднего профессионального образования 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) и на основе примерной программы.

Рассмотрено на заседании

Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»

Протокол № 5 от «14» июня 2016 г.

Председатель МС ________ С.А. Блохина

Составители:         Рыжов В.М. преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»

        Фролова О.С., преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАЬОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        4
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        6
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        10
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        11

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Материаловедение»

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (примерной программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).

1.2.        Место учебной дисциплины в структуре рабочей программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина Материаловедение является общепрофессиональной дисциплиной, входит в профессиональный учебный цикл.

1.3.        Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– технологию металлов и конструкционных материалов;

– физико-химические основы материаловедения;

– строение и свойства материалов;

– методы измерения параметров и свойств материалов;

– свойства металлов, сплавов, способы их обработки;

– допуски и посадки;

– свойства и область применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов;

– виды и свойства топливно-смазочных и защитных материалов.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.2. Обеспечивать безопасное и качественное выполнение работ при использовании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и механизмов.

ПК 2.2. Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 2.3. Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 3.2. Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ.

ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.

ПК 3.4. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 90 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 60 часов; самостоятельной работы обучающегося — 30 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

лабораторные работы

16

        практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

        работа с техническими справочниками

16

        реферативная работа, сообщения

14

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел   1. Технология металлов

68

Тема 1.1. Основы металловедения

Содержание учебного материала

Свойства металлов: физические, химические, механические и технологические. Методы измерения параметров и определения свойств металлов. Основные типы кристаллических решеток

4

2

Лабораторная работа

Определение ударной вязкости металлов

Испытание материала на растяжение

4

Самостоятельная работа обучающихся (на выбор)

Выполнение рефератов по теме: «Металлы и их свойства», «Кристаллизация металлов», «Применение металлов при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин»

4

Тема 1.2. Железоуглеродистые и легированные сплавы

Содержание учебного материала

Аллотропические формы чистого железа, структурные составляющие железоуглеродистых сплавов.

Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов.

Углеродистые стали и чугуны. Структура, свойства, влияние примесей, классификация, маркировка,

область применения на транспорте.

Основы термической и химико-термической обработки железоуглеродистых сплавов.   Виды термической обработки.

Легированные стали: классификация, маркировка, легирующие элементы. Твердые сплавы

10

2

Лабораторные работы

Исследование микроструктуры углеродистых сталей.

Исследование микроструктуры чугунов.

Исследование микроструктуры сталей после термической и химико-термической обработки.

Исследование микроструктуры легированной стали

8

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор режимов термической обработки для конкретной марки сплавов. Выбор сплавов для конкретной детали.

Выполнение рефератов по теме: «Углеродистые стали и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин»», «Чугуны и их применение  при ремонте  и обслуживании  подъемно-транспортных,  строительных,  дорожных машин», «Легированные    стали и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин». «Твердые сплавы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин»

4

Тема 1.3. Сплавы цветных металлов

Содержание учебного материала

4

3

Свойства сплавов цветных металлов. Сплавы на основе меди: свойства, маркировка по ГОСТу, область применения.  Сплавы на  основе алюминия:  свойства,  маркировка по ГОСТу,  область применения. Антифрикционные сплавы

Лабораторная работа

Исследование микроструктуры цветных металлов и их сплавов

2

Самостоятельная работа обучающихся (на выбор)

4

Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор режимов термической обработки для конкретной марки сплавов. Выбор сплавов для конкретной детали.

Выполнение рефератов  по  теме:  «Латуни     и  их  применение  при  ремонте  и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин», «Бронзы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин»,  «Алюминиевые сплавы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин», «Антифрикционные сплавы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин»

Тема 1.4. Способы обработки металлов

Содержание учебного материала

8

2

Основы литейного производства; виды обработки металлов давлением; применяемое оборудование и инструмент.

Виды сварки и резки металлов; оборудование для сварки; виды пайки; характеристики припоев. Основы обработки металлов резанием. Процесс резания: режим; применяемый инструмент, принципы устройства станков

Лабораторная работа

2

Измерение углов заточки режущих инструментов

Практическое занятие

2

Выбор марки материала и способа обработки для конкретной детали

Самостоятельная работа обучающихся

4

Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов; определение их механических характеристик; выбор сплавов для изготовления конкретных деталей; выбор способа изготовления детали

Тема 1.5. Допуски и посадки

Содержание учебного материала

2

3

Взаимозаменяемость в производстве. Международная система допусков и посадок. Допуски, посадки. Квалитеты. Система отверстия, система вала

Практическое занятие

2

Определение допускаемых размеров сопряженных деталей

Самостоятельная работа обучающихся (на выбор)

4

Работа с техническими справочниками: чтение обозначений посадок на рабочих чертежах деталей;

определение предельных отклонений для конкретных размеров деталей.

Выполнение  рефератов  по  теме  «Шероховатость  поверхности,  ее  обозначение  на чертежах»

Раздел  2. Материалы, применяемые для ремонта и обслуживания подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин

22

Тема  2.1.

Электротехнические

материалы

Содержание учебного материала

Проводниковые, полупроводниковые, диэлектрические и магнитные материалы: виды, свойства и

4

2

применение при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин

Самостоятельная работа обучающихся (на выбор):

4

Выполнение рефератов по теме: «Проводниковые материалы высокого удельного сопротивления», «Материалы высокой проводимости», «Применение проводниковых материалов при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин», «Полупроводниковые материалы и их свойства», «Применение полупроводниковых материалов при ремонте и обслуживании   подъемно-транспортных,   строительных,   дорожных   машин»,   «Магнитно-мягкие материалы», «Магнитно-твердые материалы», «Применение магнитных материалов при ремонте и обслуживании   подъемно-транспортных,   строительных,   дорожных   машин»,   «Диэлектрические материалы и их свойства», «Применение диэлектрических материалов при ремонте и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин»

Тема 2.2.

Неметаллические конструкционные и строительные материалы. Полимеры

Содержание учебного материала

4

3

Состав, строение и основные свойства полимеров, способы их получения. Материалы на основе

полимеров. Применение полимерных материалов на транспорте

Самостоятельная работа обучающихся (на выбор)

2

Подготовить сообщение по теме: «Строение полимеров и способы их получения», «Свойства полимеров», «Термопластичные пластмассы и их применение на транспорте», «Термореактивные пластмассы и их применение на транспорте», «Материалы на основе полимеров и их применение на  транспорте»

Тема 2.3.

Экипировочные и защитные материалы

Содержание учебного материала

4

3

Топливо. Минеральные масла. Пластичные смазки. Классификация, марки, применение при ремонте

и обслуживании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин». Защитные покрытия

Самостоятельная работа обучающихся (на выбор)

4

Работа с техническими справочниками: расшифровка марок топлива; присадки к минеральным маслам; состав притирочных паст.

Выполнение рефератов по теме: «Технические характеристики топлива»; «Область применения минеральных масел»;   «Классы вязкости минеральных масел»; «Качество смазочных материалов»; «Коррозия металлов»; «Методы защиты металлов от коррозии»

Всего

90

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Материаловедение».

Оборудование лаборатории и ее рабочих мест:

 – посадочные места по количеству обучающихся:

 – рабочее место преподавателя;

– учебно-наглядные пособия по разделам дисциплины «Материаловедение»;

- комплект учебно-методической документации;

– объемные модели металлической кристаллической решетки;

 – образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

 – образцы неметаллических материалов;

– отсчетный микроскоп (лупа);

 – маятниковый копер (макет маятникового копра);

 – набор измерительного инструмента.

Технические средства обучения:

 – компьютер с базовым программным обеспечением;

 – мультимедийное оборудование.

3.2.        Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Черепахин,  А. А.  Материаловедение : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. А. Черепахин. - 6-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2013. - 272 с.

Дополнительная литература:

  1. Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка): Учебное пособие.-9-е изд., стер.-М.:Издательский центр Академия, 2012.-288с.
  2. Власов В.С. Металловедение: Учебное пособие для студентов / В.С. Власов. - М. : Альфа-М:ИНФРА-М, 2011. - 336с.
  3. Электротехнические и конструкционные материалы: Учебное пособие для студ. сред. проф. образования / В.Н. Бордулин и др.;Под ред. В.А. Филикова. - 7-е изд., испр. - М.: Издательский центр Академия, 2012. - 280с.

Интернет-источники:

  1. Электронный ресурс «Все о материалах и материаловедении». Форма доступа: http://materiall.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения: выбирать металлы и материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения

устный опрос, реферат

подбирать необходимые материалы для ремонта и обслуживания подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин

устный опрос, реферат

подбирать марки и состав различных эксплуатационных металлов и материалов

практические занятия

расшифровывать марки чугунов, легированных сталей и цветных сплавов

практические занятия

знания:

технологии металлов и конструкционных материалов

лабораторные занятия, реферат

физико-химических основ материаловедения

реферат

строения и свойств материалов

лабораторные занятия, реферат

методов измерения параметров и свойств материалов

лабораторные занятия, реферат

свойств металлов и сплавов

лабораторные занятия, реферат

способов обработки металлов

практические занятия, реферат

допусков и посадок

практические занятия

свойств и областей применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов

реферат

видов и свойств топливно-смазочных и защитных материалов

реферат


4.2. Вопросы к дифференцированному зачету по
учебной дисциплине Материаловедение

1. Типы кристаллических решеток

2. Физические и химические свойства металлов.

3. Механические и технологические свойства металлов.

4. .Испытание на растяжении.

5. Испытание на твердость.

6. Испытание на ударный изгиб.

7. Теория сплавов. Основные сведения о сплавах.

8. Диаграмма состояния сплавов с полной нерастворимостью компонентов в твердом состоянии.

9. Диаграмма состояния сплавов с неограниченной растворимостью компонентов в твердом состоянии.

10. Диаграмма состояния «железо-цементит»

11. Классификация, маркировка и применение серых чугунов.

12. Влияние на свойство чугуна углерода и постоянных примесей.

13. Отжиг первого рода.

14. Отжиг второго рода.

15. Закалка и основные параметры закалки.

16. Способы закалки.

17. Закалочные среды

18. Отпуск.

19. Влияние на свойство стали углерода и постоянных примесей.

20. Легирующие элементы стали.

21. Классификация сталей.

22. Маркировка легированных сталей.

23. Углеродистые стали обыкновенного качества, маркировка и применение.

24. Углеродистые качественные стали, маркировка и применение.

25. Цементуемые стали.

26. Улучшаемые (среднеуглеродистые) стали.

27. Рессорно - пружинные стали.

28. Шарикоподшипниковые стали.

29. Автоматные стали.

30. Углеродные инструментальные стали.

31. Легированные инструментальные стали.

32. Быстрорежущие стали.

33. Коррозионно - стойкие стали.

34. Магнитомягкие стали и сплавы.

35. Магнитотвердые стали и сплавы.

36. Медные сплавы (бронзы). Маркировка и применение.

37. Медные сплавы (латуни). Маркировка и применение.

38. Алюминиевые сплавы (АМг2. АМг5)

39. Алюминиевые сплавы (Д - 1. Д - 16, В 95).

40. Алюминиевые литейные сплавы.

41. Технический титан и его сплавы.

42. Технический магний и его сплавы.

43 Антифрикционные сплавы, маркировка свойства и применение.

44 Полиэтилен - характеристика, свойства и применение.

45. Слоистые пластмассы.

46. Основы литейного производства.

47. Виды обработки металлов давлением; применяемое оборудование и инструмент.

48. Виды сварки и резки металлов; оборудование для сварки.

49. Виды пайки; характеристики припоев.

50. Основы обработки металлов резанием.

51. Процесс резания: режим; применяемый инструмент.

52. Устройство металлообрабатывающих  станков.

53. Взаимозаменяемость в производстве.

54. Система допусков и посадок. Квалитеты точности.

55. Система отверстия, система вала

56. Бензины, свойства марки и применение.

57. Дизельное топливо, свойства марки и применение.

58. Масла, классификация, свойства марки и применение.

59. Пластичные смазки, классификация, свойства марки и применение.

60. Защитные покрытия, виды, требования к качеству.