РП по УД Метрология, стандартизация и сертификация для специальности 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы"

Скрыпченкова Ольга Сергеевна
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (программы специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_op_06_ud_metrologiya_i_standartizatsiya_09.02.01.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06. Метрология, стандартизация и сертификация

специальность 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

г. Южно-Сахалинск, 2016 г.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 28 июля 2014 г. №849 и зарегистрированным в Минюсте России 21 августа 2014 г. №33748 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника и на основе примерной программы.

Рассмотрено на заседании

Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»

Протокол № 5 от «14» июня 2016 г.

Председатель МС ________ С.А. Блохина

Составитель: Скрыпченкова О.С., преподаватель первой квалификационной категории

ГБПОУ «СПЭТ»


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        4
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        6
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        10
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Метрология и стандартизация»

1.1.        Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (программы специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.

Место учебной дисциплины в структуре рабочей программы подготовки специалистов среднего звена:

учебная дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл.

1.3.        Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 

  • применять требования нормативных актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
  • применять документацию систем качества;
  • применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 

  • правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации;
  • основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
  • основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно- методических стандартов;
  • показатели качества и методы их оценки;
  • системы качества;
  • основные термины и определения в области сертификации;
  • организационную структуру сертификации;
  • системы и схемы сертификации.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.

ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.

ПК 3.3. Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов, инсталляции, конфигурировании программного обеспечения.

1.4.         Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа; самостоятельной работы обучающегося 26 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

     практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

Составление конспектов

4

Подготовка рефератов, сообщений, докладов

12

Выполнение индивидуальных заданий

4

Требования к сертификации программного обеспечения, лицензированию.

6

Итоговая аттестация в форме – дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология и стандартизация»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Теоретические основы метрологии.

10

Тема 1.1. Общие сведения о метрологии

Содержание учебного материала

2

1

Цель, предмет и задачи изучения дисциплины. Роль и место дисциплины в системе подготовки специалиста. Основные понятия и термины метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности.

1

Тема 1.2. Системы единиц.

Содержание учебного материала

2

2

1

Системы физических величин и их единиц. Физические свойства, величины и шкалы. Международная система единиц (система СИ). Воспроизведение единиц физических величин.

Практические занятия:

Определение относительных и логарифмических единиц, допускаемых к применению наравне с единицами СИ.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Единицы физических величин.

4

Раздел 2. Основы техники измерений параметров технических систем

16

Тема 2.1. Техника измерений.

Содержание учебного материала

4

2

1

Обобщенная схема измерения. Основные понятия, связанные с объектами и средствами измерений. Основные положения метрологии. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. Понятие метрологического обеспечения. Структура и функции метрологической службы РФ.

Самостоятельная работа обучающихся

Закон № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года. Об обеспечении единства измерений.

4

Тема 2.2. Измерения. Погрешности. Эталон.

Содержание учебного материала

4

2

1

Виды и методы измерений. Погрешности измерений. Классификация составляющих погрешностей измерения. Вероятностные оценки погрешности измерения. Понятие многократного измерения. Обработка результатов измерений. Оценивание систематических составляющих погрешности измерения и их исключение. Оценивание случайных составляющих погрешности измерения. Суммирование составляющих погрешности измерения.

Тема 2.3. Метрологический надзор за средствами измерения.

Содержание учебного материала

4

2

1

Государственные и отраслевые поверочные схемы. Государственные испытания средств измерений. Применение средств измерений и контроля. Техническое обслуживание средств измерений и контроля. Метрологическая аттестация средств измерений.

Раздел 3. Принципы метрологического обеспечения.

16

Тема 3.1. Техническое обслуживание технических средств.

Содержание учебного материала

4

2

1

Принципы построения и метрологические характеристики средств измерений, применяемых при техническом обслуживании технических средств. Основы эксплуатации средств измерений. Средства измерения энергетических параметров сигналов. Средства измерения частотных и временных параметров сигналов. Осциллографы. Средства измерения параметров цепей. Измерительные информационные системы.

Практические занятия:

 «Расчет погрешности измерения и выбор средства измерения».

4

Самостоятельная работа обучающихся:

 ГОСТ Р 8.654-2009 Государственная система обеспечения единства измерений ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

4

Тема 3.2. Обеспечение качества.

Содержание учебного материала

2

1

Предмет и задачи обеспечения качества. Показатели качества. Управление качеством. Системы менеджмента качества.

2

Практическое занятие:

 Информационная технология процессов жизненного цикла программных средств (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12.207-99)

2

Раздел 4.Основы стандартизации

27

Тема 4.1. Стандартизация.

Содержание учебного материала

4

1

Основные понятия стандартизации. Научная база стандартизации. Правовые основы стандартизации. Государственный контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов в Российской Федерации.

2

Самостоятельная работа обучающихся
ФЗ N 5151-1 от 10 июня 1993 года «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ»

4

Тема 4.2. Категории и виды стандартов.

Содержание учебного материала

4

2

1

Категории стандартов. Виды стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.

Тема 4.3. Международная сертификация.

Содержание учебного материала

4

2

1

Структура международной системы стандартизации. Роль стандартизации в повышении эффективности производства, повышение качества изделий. Организация межгосударственной стандартизации.

Практические занятия

Система менеджмента качества в "семействе" стандартов серии 9000 версии 2000 г.

Оптимизация требований стандартов

6

Самостоятельная работа обучающихся:

Межгосударственный стандарт ГОСТ 21552 – 84 от 01.01.86 , Общетехнические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.

5

Раздел 5. Основы сертификации.

9

Тема 5.1. Сертификация.

Содержание учебного материала

4

1

Основные понятия сертификации. Основные цели, объекты, схемы и системы сертификации. Роль сертификации в повышении качества программных, аппаратных и программно-аппаратных комплексов. Обязательная и добровольная сертификация. Правила и порядок проведения сертификации программных, аппаратных и программно-аппаратных комплексов. Методы сертификации и аттестации АСУ и их компонентов.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. ФЗ N 5154-1 10 июня 1993 года «О СТАНДАРТИЗАЦИИ»

2. Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации

Утверждено председателем Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации 25 ноября 1994 г.

5

всего

78

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета метрологии, стандартизации и сертификации.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Учебно-наглядные средства:

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины «Метрология и стандартизация»;

 - нормативные документы;

 - техническая документация;

 - средства измерений.

3.2.         Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Шишмарев,  В. Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. Ю. Шишмарев. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2013. - 320 с. - (Профессиональное образование).

Дополнительные источники:

  1. Зайцев С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике: Учебник / Зайцев С.А, А.Н. Толстов, А.Д. Грибанов, Р.В. Меркулов,  –3 изд.,- Москва : Издательский центр «академия», 2013 г. – 224 с. – (Профессиональное образование)
  2. Зайцев С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Учебник / Зайцев С.А, В.М. Клевлеев, И.А. Кузнецова, Ю.П. Попов. – Москва : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003 г. – 256 с. – (Профессиональное образование)
  3. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-Ф3 «О техническом регулировании» (с изм. и доп.).
  4. Федеральный закон от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (с изм. и доп.).
  5. Федеральный закон  от  23.11.2009  г.  № 261-ФЗ  «О защите прав потребителей» (с изм. и доп.).
  6. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп.).
  7. ГОСТ Р 8.417–2002. «ГСИ. Единицы измерения физических величин».
  8. ГОСТ Р 2.105–1995. «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам», (с изм. и доп.)
  9. ГОСТ Р 2. 111–68. «ЕСКД. Нормоконтроль» (с изм. и доп.).
  10. ГОСТ 1.12–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
  11. Правила по проведению сертификации в РФ (утв. Постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 г. № 26).
  12. ГОСТ Р 1.0–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. М.: Изд-во стандартов, 2005.
  13. ГОСТ Р 51000.4–2008. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий. М.: Изд-во стандартов, 2008.

Интернет-ресурсы:

15.  URL: http://www.kipis.ru/ - «Контрольно измерительные приборы и системы»: Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://window.edu.ru.

16. URL : http://standard.gost.ru/ - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии информационный портал по стандартизации

Журналы

17. «Компетентность» http://www.asms.ru 

18. "Метрология и приборостроение"

19. «Измерительная техника»


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

- применение требований нормативных актов к основным видам продукции (услуг) и процессов

Практическая работа, тестирование

- применение документации систем качества

Решение с задач

- применение основных  правил и документов системы  сертификации Российской Федерации

Практическая работа, тест

Решение задач

усвоенные знания:

- правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации

Устный опрос, индивидуальные письменные задания

- основные понятия и определения метрологии,  стандартизации и сертификации

Письменный опрос

- основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-

методических стандартов;

Тестирование

Практическая работа

- показатели качества и методы их оценки

Устный опрос, письменный тест

- системы качества

Устный опрос

- основные термины и определения в области сертификации

Тестирование

- организационную структуру в области сертификации

Практическая работа

Устный опрос

- системы и схемы сертификации

Тестирование

Решение задач


  1. Вопросы к дифференцированному зачету по учебной дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация

  1. Дайте определения: стандартизация, объекты стандартизации, нормативно-технический документ, стандарт, технические условия.
  2. Основные принципы стандартизации.
  3. Комплексная и опережающая стандартизация
  1. Систематизация, классификация, симплификация, специализация, типизация. Их сущность и применение.
  2. Унификация и агрегатирование.
  3. Ряды предпочтительных чисел, их построение и применение.
  4. Категории и виды стандартов.
  5. Органы и службы стандартизации.
  6. Содержание и назначение ЕСКД, ЕСТД.
  7. Общегосударственная система научно-технической информации.
  8. Основные источники экономической эффективности на различных стадиях жизненного цикла изделий.
  9. Экономическая эффективность внедрения стандартов.
  10. Роль метрологии в повышении качества выпускаемой продукции, интенсификации производства.
  11. Что такое "метрология", "измерения", "контроль"?
  12. Методы измерений.
  13. Средства измерений.
  14. Метрологическая характеристика измерительных средств.
  15. Физические единицы и их измерение.
  16. Международная система единиц (СИ).
  17. Определите размерность производных единиц системы: Ватт, Паскаль, Вольт.
  18. Точность, правильность, сходимость и воспроизводимость измерений.
  19. Истинное и  действительное назначение измеряемой величины. Абсолютная и относительная погрешность измерений.
  20. Классификация погрешностей измерения и причины их появления.
  21. Формы исключения и учёта систематических погрешностей.
  22. Определите размерность производных единиц системы: Ньютон, Джоуль, Ом.
  23. Виды эталонов, их назначение. Рабочие средства измерений.
  24. Поверочные схемы. Государственные и ведомственные поверки.
  25. Государственная система обеспечения единства измерений.
  26. Цели и задачи метрологического обеспечения производства.
  27. Значение повышения качества продукции на современном этапе.
  28. Основные понятия по качеству продукции: качество продукции, показатель качества, уровень качества, управление качеством.
  29. Показатели назначения, надёжности, технологичности.
  30. Показатели унификации, эргономические и эстетические показатели.
  31. Экологические, патентно-правовые показатели, показатели транспортабельности и безопасности.
  32. Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции.
  33. Комплексный метод оценки уровня качества продукции.
  34. Классификация отказов изделий.
  35. Показатели надёжности изделий.
  36. Международные стандарты по качеству.
  37. Карта технического уровня продукции.
  38. Виды контроля качества продукции.
  39. Статистический приёмочный контроль качества продукции.
  40. Правовые основы контроля качества продукции.
  41. Сертификация промышленной продукции.
  42. Система государственных испытаний продукции.
  43. Основные принципы и методы управления качеством продукции.
  44. Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП).
  45. Системы автоматического контроля.
  46. Государственный надзор за стандартами и средствами измерений.
  47. Виды ответственности за нарушение требований законодательства о качестве продукции.
  48. Международные организации по стандартизации, метрологии и качеству продукции.
  49. Основные понятия по допускам и посадкам.
  50. Единая система допусков и посадок.
  51. Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД), их назначение.
  52. Штангенинструмент и микрометрический инструмент. Устройство и приёмы измерения.