Главные вкладки

    ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ для учащихся 9-х классов Из профессий наших дней нет автомеханика важней (по профессии «Автомеханик»)

    дАННАЯ ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА 8 ЧАСОВ В ГРУППАХ ЧИСЛЕННОСТЬЮ 5-8 ЧЕЛОВЕК.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon profproba_avtomehanik.doc111 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Промышленно-технологический колледж»

    Утверждаю:

    Председатель экспертной

    комиссии

    ____________________________

    «____»________________20____ г.

    Утверждаю:

    Директор ТОГАПОУ

    «Промышленно-технологический

    колледж»

    ________________ Е.А. Бабайцева

    «____»________________ 20____ г.

    ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

    для учащихся 9-х классов

    Из профессий наших дней нет автомеханика важней

    (по профессии «Автомеханик»)

    Мичуринск 2016

    Информационная карта

    Организация-разработчик:

    Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

    «Промышленно-технологический колледж»

    Программа профессиональной

    пробы:

    Из профессий наших дней нет автомеханика важней

    Автор-составитель:

    Калочков Сергей Борисович, преподаватель

    Область применения программы профессиональной

    пробы:

    Технология и технические науки, сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки, оборона и безопасность государства, военные науки

    Аннотация:

    На сегодняшний день профессия автомеханик остаётся востребованной абсолютно в любом регионе, т.к. количество выпускаемых автомобилей неуклонно растёт. Автомеханик выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью оборудования и приборов. Благодаря работе автомеханика срок службы автомобиля значительно увеличивается. Поэтому перспективы этой профессии практически безграничны.

    Участие в  профессиональной пробе способствует формированию у обучающихся представления о специфике профессии автомеханик, получению начальных навыков профессиональной деятельности.

    В ходе профессиональной пробы обучающимся представляется возможность принять участие по ежедневному обслуживанию автомобиля и замене эксплуатационных материалов.

    Результатом участия в профессиональной пробе будет самостоятельное выполнение работ по ежедневному обслуживанию автомобиля и замене эксплуатационных материалов         (моторное масло, масляный фильтр, воздушный фильтр).

    Продолжительность программы:

    Программа рассчитана на 8 часов        в группах численностью 5−8 человек

    Количество страниц программы:

    12


    Пояснительная записка

    В настоящее время профессия автомеханика является одной из самых востребованных. Автомеханик производит как обслуживание транспортных средств, так и их последующий ремонт. Именно этот многопрофильный специалист следит за техническим состоянием разных видов автотранспортной техники. Для работы автомеханика необходимы приборы и сложное оборудование, при помощи которых любого рода дефекты диагностируются и устраняются. Качественно выполненная работа автомеханика может значительно снизить риск возникновения аварийных ситуаций, тем самым позволяя гарантировать безопасность водителя и его пассажиров. А для того, чтобы стать специалистом в этой сфере, необходимо приобрести определенные профессиональные навыки:

    • уметь выявлять причину любого дефекта и неисправности машины;
    • ориентироваться во всех видах горюче-смазочных материалов и топлива;
    • уметь управляться с различными видами ручных инструментов, диагностическим и ремонтным оборудованием;
    • обладать знаниями о принципах и устройствах работы автотранспортных средств всевозможных марок и моделей;
    • неоспорим и тот факт, что любой специалист автосервиса должен уметь водить автомобиль.

    Целью программы профессиональной пробы является формирование у учащихся 9-х классов интереса к профессии автомеханик и содействии профессиональному самоопределению обучающихся посредством погружения в профессию.

    Задачи программы:

    • сообщение базовых сведений о профессиональной деятельности автомеханика;
    • моделирование основных элементов профессиональной деятельности автомеханика;
    • выявление интересов школьников к данному виду профессиональной деятельности;
    • формирование у учащихся школ реалистических представлений о своих личностных характеристиках, способностях и об их соотношении с профессионально важными качествами представителя данной профессии;
    • определение уровня готовности школьников к выбору данной профессии.

    Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активации творческого потенциала личности школьников.

    В рамках профессиональной пробы пройдут практикоориентированные занятия на базе лаборатории по разборке, сборке узлов и агрегатов автомобилей и лаборатории по техническому обслуживанию автомобилей, где учащихся школ не только наглядно увидят возможности современного оборудования, но и сами попробуют себя в избранной профессии.

    В процессе профессиональной пробы обучающиеся приобретут начальные навыки профессиональной деятельности автомеханика, соблюдая санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.

    Обучающиеся, освоившие программу профессиональной пробы, должны овладеть следующими компетенциями:

    • уметь устанавливать связь между учебными предметами, образованием и профессией;
    • уметь соотносить свои личностные характеристики и способности с требованиями профессии;
    • владеть простейшими операциями по ежедневному обслуживанию автомобиля и замене эксплуатационных материалов (моторное масло, масляный фильтр, воздушный фильтр).
    • уметь определять уровень своей готовности к выбору профессии.

    Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельно выполненной практической работы и подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.

    На этапе моделирования профессиональной деятельности в рамках профессиональной пробы виды профессиональной деятельности до получения завершенного ее продукта разделяются на несколько циклов.

    Каждый цикл содержит специфические особенности изучаемого вида профессиональной деятельности, демонстрирует стадии создания завершенного элемента продукта трудовой деятельности.

    Выделенные циклы взаимосвязаны и в совокупности достаточно полно характеризуют содержание деятельности представителя изучаемой профессии, включая ситуации для проявления профессионально важных качеств.

    Циклы отличаются по целям и орудиям труда, характеру, условиям, формам организации и способами выполнения работы.


    Тематический план

    п/п

    Темы

    Всего часов

    1.

    Общее устройство автомобилей

    1

    2.

    Инструктаж по технике безопасности

    1

    3.

    Замена моторного масла и масленого фильтра

    2

    4.

    Замена воздушного фильтра

    2

    5.

    Осмотр автомобиля перед выездом

    1

    6.

    Заключительное занятие

    1

    Итого:

    8

    Содержание профессиональной пробы

    Занятие № 1. Общее устройство автомобилей. Инструктаж по технике безопасности.

    Значение автомобилей в различных отраслях экономики.

    История развития автомобиля, появление двигателя внутреннего сгорания, начало развития отечественного автомобилестроения.

    Общее устройство, принцип работы двигателя внутреннего сгорания, трансмиссия, ходовая часть и тормозная система автомобиля.

    Техника безопасности. Требования к спецодежде. Средства индивидуальной защиты. Ознакомление с инструментами, оборудованием и приспособлениями.

    Занятие № 2. Замена моторного масла и масленого фильтра.

    Первую замену масла на новом автомобиле производят через 2000−3000 км, дальше в процессе эксплуатации автомобиля каждые 10000−15000 км (в зависимости от используемого масла).

    Для замены потребуется 3,5 литра масла, поэтому лучше купить 4 литровую канистру, чтобы осталось немного на доливку. Масло необходимо менять на горячем двигателе, чтобы оно полностью стекло, поэтому перед заменой масла необходимо хорошо прогреть двигатель.

    Практическая работа.

    Загоняем автомобиль (ВАЗ 2110-2112) на эстакаду или смотровую яму. Устанавливаем подготовленную емкость для отработанного масла под двигатель. Отворачиваем пробку масло-заливной горловины.

    Далее ключом на 17 откручиваем сливную пробку на картере двигателя и полностью сливаем отработанное масло. Отворачиваем рукой или съемником масляный фильтр.

    Протираем привалочную плоскость масляного фильтра на блоке цилиндров чистой тряпкой. Перед установкой нового фильтра рекомендуется на 2/3 объема заполнить его маслом. Далее нанести чистое моторное масло на уплотнительное резиновое кольцо на фильтре и закрутить фильтр на место.

    Закручивать фильтр нужно аккуратно, чтобы не повредить уплотнительное кольцо и только усилием рук. Далее заливаем через лейку новое моторное масло, контролируя уровень с помощью измерительного щупа (масло должно быть посредине между min и шах), и закручиваем крышку заливной горловины.

    Запускаем двигатель и внимательно смотрим на приборную панель, если все было сделано правильно, то значок масла должен потухнуть через несколько секунд после пуска.

    Занятие № 3. Замена воздушного фильтра.

    Замену воздушного фильтра на автомобилях рекомендуется производить каждые 30000 км пробега (это согласно заводу-производителю). Однако все зависит от условий эксплуатации автомобиля и загрязненности воздуха.

    Практическая работа (работа на тренажере).

    Откручиваем крестовой отверткой 4-ре болта крепления крышки воздушного фильтра. Вынимаем фильтрующий элемент и протираем полость корпуса от грязи и пыли. Теперь нужно вставлять новый фильтрующий элемент в корпус фильтра. Дальше устанавливаем крышку на место и закручиваем болты крепления.

    Занятие № 4. Осмотр автомобиля перед выездом.

    Ежедневный осмотр и проверка автомобиля, своевременный ремонт и техническое обслуживание − это гарантия вашей безопасности. Если вы будете ежедневно обращать внимание на состояние вашего автомобиля, то, даже не имея большого водительского опыта, сумеете заметить первые симптомы появления любой неисправности на подсознательном уровне − с машиной что-то не так: не тот звук работы мотора, где-то появился новый стук, машину стало тянуть в сторону во время движения, увеличился расход топлива, появился дым из выхлопной трубы, после долгой стоянки под машиной появляется лужица, вдруг стал снижаться уровень тосола (масла, тормозной жидкости) и т.д. Процедура ежедневного осмотра автомобиля (или перед каждой поездкой, если вы ездите реже) должна стать для вас привычкой.

    Практическая работа.

    Ежедневную проверку начинают с общего осмотра автомобиля.

    Обращают внимание на следующее:

    −        наличие под автомобилем следов утечек масла, тормозной и охлаждающей жидкости;

    −        состояние шин (не спустило ли колесо, не появились ли «грыжи», порезы);

    −        общую комплектность автомобиля − наличие зеркал, щеток стеклоочистителей, болтов крепления колес, грязезащитных фартуков (брызговиков), государственных номерных знаков;

    −        чистоту стекол фар, указателей поворота и задних фонарей, ветрового, боковых и заднего стекол, наружных зеркал заднего вида, государственных номерных знаков (при необходимости протирают).

    Занятие № 5. Заключительное занятие.

    Демонстрация навыков по ежедневному обслуживанию автомобиля и замене эксплуатационных материалов (моторное масло, масляный фильтр, воздушный фильтр).

    Подведение итогов.

    Рефлексия приобретенного практического опыта (анкетирование).


    Методические рекомендации

    Реализация программы предполагает постепенное усложнение выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся, внесение в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. При этом учитываются интересы, склонности, способности, ПВК личности обучающегося, а также возрастные психолого-педагогические и валеологические особенности развития подростков.

    Выполнение практических заданий в ходе профессиональной пробы осуществляется поэтапно. Каждый этап практического занятия предполагает выполнение обучающимся заданий, требующих овладения начальными профессиональными умениями и навыками, результатом чего является получение навыков по ежедневному обслуживанию автомобиля и замене эксплуатационных материалов.

    Показатели качества выполнения практических заданий пробы:

    • самостоятельность;
    • соответствие конечного результата целям задания;
    • обоснованность принятого решения;
    • аккуратность;
    • активность и целеустремленность в достижении качественного результата;
    • стремление выполнить условия и требования практического задания;
    • проявление общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);
    • рефлексия результатов собственной деятельности.

    В процессе реализации программы профессиональной пробы должное внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни обучающихся.

    Профессиональная проба завершается демонстрацией навыков по ежедневному обслуживанию автомобиля и замене эксплуатационных материалов, подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.


    Материально-техническое обеспечение программы

    профессиональной пробы

    Оборудование:

    1. Автомобиль ВАЗ-2110.
    2. Компьютер.
    3. Мультимедийный проектор.

    Инструменты и приспособления:

    1. Набор слесарных инструментов.
    2. Расходный материал.

    Список литературы

    Основные источники:

    1. Родичев В.А. Грузовой автомобиль. − М.: Академия, 2012. −
      320 с.
    2. Чумаченко Ю.Т. Автослесарь. − М.: Академия, 2011. − 208 с.
    3. Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: учебник. − 2 изд., стер. − М.: Академия, 2013. − 240 с.
    4. Покровский Б.С. Слесарное дело. − М.: Академия. 2014. − 260 с.

    Дополнительные источники:

    1. Соколов        А. Д. Подъемно-транспортное и такелажное оборудование. − М.: Академия, 2012. − 285 с.
    2.  Чумаченко Ю.Т. Автомобильный практикум. − М.: Феникс, 2012. − 205 с.

    Интернет-ресурсы:

    1. Устройство автомобиля:        электрон, ресурс. − Режим доступа: http://autorelease.ru/articles.html (дата обращения: 13.06.2016).
    2. Устройство        автомобиля:        электрон, ресурс. −         Режим доступа: http://www.avtotut.ru/ustroistvoavto/ (дата обращения: 13.06.2016).
    3. Устройство        и принципы        работы различных систем автомобиля: электрон.        ресурс. −         Режим доступа: http://www.bmwgtn.ru/carsystem/carsystem.php (дата обращения: 13.06.2016).
    4. Системы современного автомобиля: электрон, ресурс. − Режим доступа: http://systemsauto.ru/ (дата обращения: 13.06.2016).
    5. Техническое устройство автомобилей: электрон, ресурс. − Режим доступа: http://www.kolpashewo.ru/autol (дата обращения: 13.06.2016).
    6. Устройство        автомобиля:        электрон, ресурс. −         Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/KaTeropHfl (дата обращения: 13.06.2016).
    7. Устройство автомобилей волга ГАЗ-31029,общее устройство автомобиля газ 31029: электрон. ресурс. − Режим доступа: http://www.contiteh.ru/page443 (дата обращения: 13.06.2016).
    8. Полезные схемы для автолюбителя: электрон, ресурс. − Режим доступа: http://cxem.net/avto/electronics/4.php (дата обращения: 13.06.2016).
    9. Библиотека автомобилиста: электрон. ресурс. − Режим доступа:http://www.viamobile.ru/index.php (дата обращения: 13.06.2016).

    Приложение

    Анкета

    (выберите один из вариантов ответов)

    1. Понравилась ли вам работа по ремонту автомобилей:

    а) да;

    б) нет;

    в) затрудняюсь ответить.

    1. Как вы думаете, сложна ли работа автомеханика:

    а) да;

    б) нет;

    в) затрудняюсь ответить.

    1. Как вы думаете, в перспективе будет ли востребована профессия автомеханик:

    а) да;

    б) нет;

    в) затрудняюсь ответить.

    1. Как вы думаете, выполнять ремонт автомобиля это сложно:

    а) да;

    б) нет;

    в) затрудняюсь ответить.

    1. Как вы думаете, можно ли в современное время обойтись без автомобиля:

    а) да;

    б) нет;

    в) затрудняюсь ответить.

    1. Испытываете ли вы желание обучаться по профессии автомеханик:

    а) да;

    б) нет;

    в) затрудняюсь ответить.

    1. Как вы думаете, сколько зарабатывает в месяц автомеханик:

    а) от 10000 до 20000 т.р.;

    б) от 20000 до 40000 т.р.;

    в) затрудняюсь ответить.

    1. Если профессия, вам понравится, хотите ли вы знать о ней все:

    а) да;

    б) нет;

    в) затрудняюсь ответить.

    1. Хотите ли вы овладеть профессией автомеханик:

    а) да;

    б) нет;

    в) затрудняюсь ответить.

    1. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

    а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

    б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

    в) преимуществ, которые она обеспечит.