Рабочая программа Профессия: 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики

Ахмадова Луиза Ярогиевна

Для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих. Наименование профиля: технический

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_dlya_op_03.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Рисунок1

Автономное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нефтеюганский политехнический колледж»

УТВЕРЖДЕНО:

Педагогический совет

«____» __________2017 г.

Протокол № _________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор АУ «Нефтеюганский

политехнический колледж»

________________ М.В. Гребенец

Приказ №_________

«___»______________2017 г.

МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

ОП.03 ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих

Профессия:  15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики

Наименование профиля: технический

Разработчик:

Преподаватель

Ахмадова Л.Я.

_________

«___»                2017г.

(подпись)

г. Нефтеюганск 2017 г.

     

   Рабочая программа учебной дисциплины профессионального цикла разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС СПО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 г. № 1579) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики

Организация-разработчик: автономное учреждение профессионального образования ХМАО - Югры «Нефтеюганский политехнический колледж».

Преподаватель: Ахмадова Луиза Ярогиевна

Рекомендовано предметно-цикловой комиссией, протокол

№_______ от «_____» ________________2017 г.

Руководитель предметно-цикловой комиссии профессионального цикла технического профиля

________________ /С.В. Орлова/

  (подпись)                       (ФИО)

СОДЕРЖАНИЕ:

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

12


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения примерной рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики, входящих в укрепленную группу 15.00.00 Машиностроение.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03.Планировать и реализовывать собственное профессиональное  и личностное развитие

ОК 04.Работать в коллективе и команде,эффективно взаимодействовать с коллегами,руководством,

Клиентами

ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию,демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 07.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,эффективно

действовать в чрезвычайных ситуациях

 

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности

и  поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном

Языках

ОК 11.Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

ПК 2.1.Определять последовательность и оптимальные режимы пусконаладочных работ приборов и систем автоматики в соответствии с заданием и требованиями технической документации

ПК 3.1.Осуществлять подготовку к использованию оборудования и устройств для поверки и проверки приборов и систем автоматики в соответствии с заданием

ПК 3.2. Определить последовательность и оптимальные режимы обслуживания приборов и систем автоматики в соответствии с заданием и требованиями технической документации

ПК 3.3.Осуществлять поверку и проверку  контрольно-измерительных приборов и систем автоматики в соответствии с заданием с соблюдением требований к качеству выполненных работ.

Читать схемы структур управления автоматическими линиями. Передавать схемы промышленной автоматики, телемеханики, связи в эксплуатацию. Передавать в эксплуатацию автоматизированные системы различной степени сложности на базе микропроцессорной техники.

Подбирать необходимые приборы и инструменты. Оценивать пригодность приборов и инструментов к использованию. Готовить приборы к работе.

Выполнять работы по восстановлению работоспособности автоматизированных систем, контроллеров и др. оборудования. Разрабатывать рекомендации для устранения отказов приборов кип и систем автоматики. Эксплуатировать и обслуживать безопасно системы автоматики. Выполнять техническое обслуживание различных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики. Проводить диагностику контрольно-измерительных приборов и систем автоматики. Восстанавливать контрольно-измерительные приборы и системы автоматики.

Контролировать линейные размеры деталей и узлов. Проводить проверку работоспособности блоков различной

сложности. Пользоваться поверочной аппаратурой. Работать с поверочной аппаратурой. Проводить проверку комплектации и основных характеристик приборов и материалов. Оформлять сдаточную документацию.

Контролировать линейные размеры деталей и узлов. Проводить проверку работоспособности блоков различной сложности. Пользоваться поверочной аппаратурой. Работать с поверочной аппаратурой. Проводить проверку комплектации и основных характеристик приборов и материалов. Оформлять сдаточную документацию.

Производственно-технологической и нормативной документации, необходимую для выполнения работ. Электроизмерительных приборов, их классификации, назначения и области применения (приборы для измерения давления, измерения расхода и количества, измерения уровня, измерения и контроля физико-механических параметров). Классификации и состава оборудования станков с программным управлением. Основных понятий автоматического управления станками.

Состава оборудования и видов программного управления станками., Классификации автоматических систем.

Основных понятий о гибких автоматизированных производствах, технических характеристиках промышленных роботов.

Видов систем управления роботами. Состава оборудования, аппаратуры и приборов управления металлообрабатывающих комплексов. Необходимых приборов, аппаратуры, инструментов, назначения и видов вспомогательных наладочных работ со следящей аппаратурой и ее блоками.

Устройства диагностической аппаратуры, созданной на базе микропроцессорной техники.

Схем и принципов работы "интеллектуальных" датчиков, ультразвуковых установок.

Способов наладки и технологи выполнения наладки контрольно-измерительных приборов и систем, приборов и аппаратуры, используемых при наладке.

Принципов наладки телевизионного и телеконтролирующего оборудования.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 70, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  – 60;

самостоятельной работы обучающегося – 14.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе: Рефераты,доклады,презентации

Промежуточная аттестация в форме:  дифференцированного зачета

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов, тем

занятия

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Вид

нагрузки (лекция (л), практическая работа (п), лабораторная работа (л/р))

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

5

6

Раздел

Тема 1.1

Основные понятия управления технологическими процессами

Содержание учебного материала

Технологические объекты управления.

л

       1

ОК-ОК11,

ПК2.1,

ПК3.1-ПК3.3

Выбор параметров управления

л

1

Системы управления технологическими процессами

1

Надёжность систем управления

л

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой изучение, периодической печатью, интернет-ресурсами.  Подготовит сообщение: Разновидность типовых технологических объектов

1

Тема 1. 2

Автоматизированные системы управления технологическими процессами

Содержание учебного материала

1

Задачи, структура АСУТП

л

1

ОК1-ОК11,

ПК2.1 , ПК3.1-ПК3.3

2

Назначение АСУТП

      1

3

Основные функции, режимы работ АСУТП. Виды обеспечения АСУТП

л

1

4

Техническое обеспечение систем управления.

л

1

Самостоятельная работа обучающихся

исследовательская работа: Использование микропроцессорных контроллеров в АСУТП

1

Тема 2.1.

Общие средства автоматизации

Содержание учебного материала

1

1

Основы метрологии.

л

2

Стандартизация измерений.

л

1

Самостоятельная работа обучающихся

исследовательская работа: Поверка средств измерения и средств автоматизации

1

Тема 2.2.

Первичные измерительные преобразователи технологических параметров

Содержание учебного материала

1

Первичные преобразователи измерения давления

л

1

ОК 1. –

ОК 11.,

ПК 2.1, ПК3.1. –

ПК 3.3.

2

Первичные преобразователи измерения температуры

л

1

3

Первичные преобразователи измерения расхода и количества

л

1

4

Первичные преобразователи измерения уровня.

л

1

5

Первичные преобразователи измерения состава и свойств веществ.

л

1

6

Первичные потенциометрические преобразователи измерения состава и свойств веществ.

л

1

7

Первичные преобразователи измерения физико-химических показателей веществ (по плотности)

л

1

8

Первичные преобразователи измерения физико-химических показателей веществ (по вязкости)

л

1

9

Первичные преобразователи измерения угловых и линейных перемещений.

л

1

10

Датчики линейного и углового перемещения

л

1

Тематика практических занятий и лабораторных работ

1

Практическая работа "Поверка преобразователя давления"

п

2

Самостоятельная работа обучающихся

исследовательская работа: Средства измерения промышленной группы "Метран"

1

Тема 2.3.

 Передающие измерительные преобразователи

Содержание учебного материала

ОК 1. –

ОК 11.,

ПК 2.1, ПК3.1. –

ПК 3.3.

1

Электрические передающие преобразователи.

л

1

2

Преобразователи неэлектрических величин в унифицирован-ные электрические сигналы.

л

1

3

Преобразователи электрических сигналов в давление сжатого воздуха.

л

1

4

Специальные преобразователи для пожаро- и взрывоопасных объектов.

л

1

Самостоятельная работа обучающихся

Исследовательская работа: Роль преобразователей в управлении технологическим процессом

2

Тема 2.4.

Вторичные приборы

Содержание учебного материала

ОК 1. –

ОК 11.,

ПК 2.1, ПК3.1. –

ПК 3.3.

1

Назначение, классификация вторичных приборов

л

1

2

Методы представления информации по вторичным приборам

л

1

Самостоятельная работа обучающихся

исследовательская работа: Роль преобразователей в управлении технологическим процессом

1

Тема 2.5.

Автоматические регуляторы и исполнительные устройства

Содержание учебного материала

ОК 1. –

ОК 11.

ПК 2.1, ПК3.1. –

ПК 3.3.

1

Классификация автоматических регуляторов

л

2

2

Основные законы регулирования

л

2

3

Требования к качеству работы автоматических регуляторов

л

2

4

Исполнительные механизмы

л

2

5

Регулирующие органы автоматических систем управления

л

2

Самостоятельная работа обучающихся

изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами. 

Подготовит сообщение: Исполнительные устройства и регулирующие органы п. г  "Метран"

2

Тема 2.6.

Комплекс технических средств в АСУТП

Содержание учебного материала

ОК 1. –

ОК 11.,

ПК 2.1, ПК3.1. –

ПК 3.3.

1

Средства представления информации в связи с пользователем в АСУТП

л

1

2

Устройство связи с объектом в АСУТП .Средства измерения, преобразования, регулирования в АСУТП

л

1

Самостоятельная работа обучающихся

изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами. 

Подготовит сообщение: Применение микропроцессоров в управлении технологическим процессом

2

Тема3.1

Выбор управляющих систем

Содержание учебного материала

ОК 1. –

ОК 11.,

ПК 2.1, ПК3.1. –

ПК 3.3.

1

Организация управления техпроцессом

л

1

2

Выбор параметров управления, регулирования, сигнализации, блокировки, защиты.

л

1

3

Информационные системы управления производством (ИСУП).

1

4

Выбор средств автоматизации для реализации управляющих систем.

л

1

Самостоятельная работа обучающихся

Исследовательская работа: Типовые схемы сигнализации.

1

Содержание учебного материала

Тема 3.2

Основы проектирования систем автоматического управления

1

Принципы построения схем автоматизации ГОСТ 21.404.-85.

л

1

ОК 1. –

ОК 11.,

ПК 2.1, ПК3.1. –

ПК 3.3.

2

Принцип составления ФСА

1

3

Графическое оформление ФСА

л

1

4

Этапы творческой формы ФСА

л

1

5

Составление ведомости текстовых документов

л

1

6

Область применения. Нормативные ссылки. Ведомость спецификаций.

л

1

7

Примерные изображения схем контроля технологических параметров температуры

л

2

8

9

Примерные изображения схем контроля технологических параметров давления и уровня

л

2

10

11

Примерные изображения схем контроля технологических параметров расхода и количества

л

2

12

13

Примерные изображения схем контроля технологических параметров показателей качества

л

2

14

Тематика практических занятий и лабораторных работ

1

Практическая работа "Составить ФСА процесса адсорбции"

п

2

2

Практическая работа "Составить ФСА процесса ректификации"

п

2

3

Практическая работа "Составить ФСА процесса кристаллизации"

п

2

4

Практическая работа "Составить ФСА процесса выпарки"

п

2

Самостоятельная работа обучающихся

исследовательская работа: Разработать ФСА типовых процессов

1

Промежуточная аттестация                                        Дифференцированный  зачёт

6

Всего 70

 Лекционных  часов указано  56, по плану 60 

Отсутствует оценка выполнения самостоятельной работы (часы на оценку берутся из практических часов)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Кабинет "Основ автоматизации технологических процессов", оснащенный оборудованием: стационарные лабораторные стенды с наборами измерительных приборов, техническими средствами обучения: демонстрационный комплекс, включающий в себя: экран, мультимедиапроектор, персональный компьютер или ноутбук с установленным лицензионным программным обеспечением

  1. Информационное обеспечение реализации программы

Основные источники:

  1. Келим Ю.М. Типовые элементы систем автоматического управления Учебное пособие для студентов СПО-М:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.
  2. Сотскова Е.Л. Головлева С.М. Основы автоматизации технологических процессов переработки нефти и газа. Учебное пособие для студентов. Издательский центр Академия2014-304с.2012.

Дополнительные источники:

1. Шишмарев, В. Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование: учебник для студ. учреждений СПО. - М. : Издательский центр "Академия", 2014.

Перечень-интернет ресурсов:

  1. . Электронный ресурс "Автоматизация технологических процессов" форма доступа http://window: edu/ru

        

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и др.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых общих и профессиональных компетенций  

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- применение производственно-технологической и нормативной документации.

Демонстрация устойчивых умений:

- применять производственно-технологическую и нормативную документацию по выполнению наладочных работ (приборов для измерения давления, измерения расхода и количества, измерения уровня, измерения и контроля физико-механических параметров);

- производить расчет параметров аппаратуры и приборов в схемах автоматического управления;

- грамотно применять основные понятия в области автоматического управления;

- подбирать параметры аппаратуры для контроля и регулирования автоматических процессов.

лабораторная работа

практическая работа

письменное тестирование

экзамен

- осуществлять расчет параметров аппаратуры и приборов в схемах автоматического управления;

- рассчитывать схемы автоматизированных систем различной степени сложности на базе микропроцессорной техники

- формировать план основных мероприятий по обслуживания системы автоматики.

Знать:

- основных понятий о гибких автоматизированных производствах, технические характеристики промышленных роботов.

Не менее 75% правильных ответов при оценке знаний, включая знания:

- принципов управления автоматическими линиями;

- схем промышленной автоматики, телемеханики, связи;

- состава оборудования, аппаратуры и приборов управления производственными процессами.

- правил расчета автоматических регуляторов и исполнительных устройств;

- типов и схем первичных измерительных преобразователей технологических параметров

- назначения, видов и схем передающих измерительных преобразователей;

- способов восстановления работоспособности автоматизированных систем, датчиков, контроллеров и др. оборудования;

- устройство диагностической аппаратуры, созданной на базе микропроцессорной техники.

- схем и принципов работы "интеллектуальных" датчиков, ультразвуковых установок.

лабораторная работа

практическая работа

письменное тестирование

экзамен

- схем промышленной автоматики, телемеханики, связи;

- типов и схем аппаратуры управления автоматическими линиями;

- правил расчета автоматических регуляторов и исполнительных устройств

- типов и схем первичных измерительных преобразователей технологических параметров

- назначения, видов и схем передающих измерительных преобразователей;

- идов и схемы включения вторичных приборов контроля и регистрации;

- принципов выбора средств автоматизации для реализации управляющих систем