К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белый Вячеслав Сергеевич
Стратегия электронного институционализма есть конкретная модель структурной экономической политики, фундаментально ориентированная на формализацию экономических процессов информационно-технологическими средствами.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белый В.С., Середа Д.А.

К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современная Россия исторически складывается из двух ступеней общенационального инфраструктурного развития:

  1. Монетарно-рыночная ступень;
  2. Электронная ступень.

Идея электронно-институциональной России – значительно более широкая идея реформационного масштаба, нежели предусмотренные федеральной целевой программой «Электронная Россия» тенденции и перспективы внедрения, развития и взаимодействия многообразных систем автоматизации делопроизводства и электронного документооборота в контексте отношений различных уровней власти с населением. Стратегия электронного институционализма есть конкретная модель структурной экономической политики, фундаментально ориентированная на формализацию экономических процессов информационно-технологическими средствами.

Электронные институты, как правило, формируются на основе электронных рабочих групп. В процессе работы электронных рабочих групп формируется «электронный документооборот», первоначально связанный с ходом подготовительной и организационно-методической работы по формированию электронных институтов и расширяющийся до разработки элементов и форм экспертной, технической, мониторинговой и деловой документации электронных институтов.

Становление электронных институтов – это путь решения главной проблемы модернизации страны. Электронный институционализм проектирует совокупность электронных институтов для эффективных решений и соответствующего интеллектуального и материально-технологического обеспечения деятельности личности, общества, власти и бизнеса. Прикладные электронные институты должны занять повседневное место в среде традиционных институтов общества, государства, экономики. Такими могут стать институты мониторинга права, открытого образования, институты мониторинга бюджетного процесса и другие. Теория электронного институционализма как рыночно-экономическая теория создает методологию разработки и внедрения электронных институтов развития в реальную жизнь и деловую практику людей.

Появление компьютерных сетей способно с течением времени преодолеть главную причину развития представительной формы демократии – невозможность сбора регулярных собраний всех граждан государства для решения насущных вопросов. Организация деятельности граждан в решении общественных проблем – это не новое социальное понятие, однако, используя компьютерные технологии, можно использовать электронные коммуникации для расширения смысла, вкладываемого в термин «общественная деятельность».

Стратегия формирования информационной демократии в Российской Федерации основана на создании социальной информационной системы организации местного самоуправления. В стратегии формирования новой экономики и информационного общества монетарное взаимодействие дополняется электронно-коммуникационным. Говоря языком математики, монетарное взаимодействие является необходимым условием новой экономики, а электронно-коммуникационное взаимодействие – достаточным условием.

Важнейшим пространством реализации электронно-коммуникационной институционализации страны является реформа местного самоуправления. В ходе административной и муниципальной реформ в России создано свыше 12,5 тысяч муниципальных образований. Необходимо формирование перспективной инновационной программы разработки на местном уровне соответствующих национальных стандартов Российской Федерации, охватывающих фундаментальные аспекты развития жизнедеятельности поселений или муниципальных образований в рамках единой стратегии повышения интегрального качества жизни людей. Именно с поселенческого уровня начинается реальная «структуризация гражданского общества», о необходимости которой говорил Д. А. Медведев в своем выступлении на II Гражданском форуме «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке».

Важнейшая предметно-ориентированная задача поселенческой инноватики как эффективной институционализации муниципальных образований – это выработка стратегии информационно-коммуникационного благоустройства поселений. Ключевой здесь является идея комплексного благоустройства городских и сельских поселений. Под комплексным благоустройством понимается не только благоустройство территорий, но и системное благоустройство жизнедеятельности местных сообществ, включающее информационно-коммуникационные сети удовлетворения таких социальных нужд, как здравоохранение, питание, энергетическое и социальное обеспечение.

Организационно-методологическим ядром программы информационно-коммуникационного благоустройства поселений является проект «Инфопоселение». Настоящий проект становится основой конструктивно-созидательной муниципальной революции. Глобализация мировых процессов и интернетизация жизни обеспечат равный доступ к культуре, равно как и к информации о всех сторонах и сферах жизнеобеспечения. А это укрепит практику местного самоуправления, основанного на понятных законах гражданского общества".

Базовый стандарт «Инфопоселение» должен стать необходимым элементом технического регулирования и стандартизации комплексного благоустройства муниципальных образований. Инфопоселение должно стать базовым элементом единой информационно-коммуникационной системы местного самоуправления РФ.

Основные задачи, решаемые с помощью Инфопоселения:

  • комплексное, системное благоустройство жизнедеятельности местных сообществ, включающее создание и развитие информационно-коммуникационных сетей удовлетворения социальных нужд;
  • разработка и внедрение эффективного стандарта информационно-коммуникационного развития экономики поселения, включающего системы потребительской оценки качества услуг и продуктов, реализуемых в поселении, системы информационно-маркетингового содействия организациям, работающим в сфере экономики поселения, а также финансово-расчетные и платежные электронные системы;
  • решение целого комплекса проблем по обеспечению участия населения в стратегическом планировании муниципального социально-экономического развития через создание качественно новой среды информационно-коммуникационного взаимодействия населения, органов местного и территориального самоуправления, предприятий и организаций, занятых в сфере оказания услуг местным сообществам и создания условий их эффективной жизнедеятельности.

Важнейшим технологическим базисом для внедрения Инфопоселения являются повсеместно развивающиеся в стране – в форме малого и среднего бизнеса – локальные домашние компьютерные сети, осуществляющие поставку интернета и информационных услуг в каждый дом.

Проект «Инфопоселение» реализуется в новосибирском Академгородке (Советский район города Новосибирска). Решением главы администрации района А. А. Гордиенко создан Общественный координационный совет по информационно-коммуникационному благоустройству Советского района города Новосибирска. В состав совета вошли и эксперты Гуманитарного и политологического центра «Стратегия». В Декларации совета, принятой 24 января 2007 года, говорится: «Опыт показывает, что стихийно возникающие в общественных компьютерных сетях гражданские сообщества демократии будут иметь больший успех, если начнут работать в тесной взаимосвязи с муниципалитетами и органами территориального общественного самоуправления. В этом случае потенциальными участниками виртуального сетевого сообщества пользователей считаются все жители данной местности. Успешно работающие сетевые сообщества, образованные вокруг проектов «Электронного самоуправления», и станут, в конечном счете, важной частью структуры местного и территориального общественного самоуправления. Стандарт информационно-коммуникационного благоустройства поселения регламентирует вхождение местных сообществ в информационное общество. В целях утверждения данного стандарта необходимо будет ввести соответствующие коррективы в законодательство, прежде всего в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в законодательство о техническом регулировании и стандартизации, в ФЦП «Электронная Россия». Академгородок, действующий на территории Советского района города Новосибирска, является первым в мире поселением, образованным, по существу, на основе практической реализации идеалов «общества знаний» и «экономики знаний», на территории которого также реализуется комплексная целевая программа развития Технополиса. Поэтому в новую эпоху вызовов информационного общества местное сообщество района с богатой интеллектуальной традицией и научно-практической культурой призвано принять самое серьезное участие в разработке и реализации конкурентоспособной стратегии развития информационного общества. Кроме того, на своем примере всемерно способствовать обеспечению стратегической конкурентоспособности Российской Федерации на поселенческом уровне в грядущую эпоху становления мирового информационного общества»