Проведение урока теоретического обучения по учебной дисциплине «Основы слесарных и сборочных работ»

Гундоров Анатолий Геннадьевич

Проведение урока теоретического обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 113

Методическая разработка

   

Проведение урока теоретического обучения по учебной дисциплине «Основы слесарных и сборочных работ»

На тему: «Рубка металла»

Выполнил преподаватель: Гундоров А.Г.

пос. Сосновка 2017г.

                   

                                                                                            3

                                                                                                4

                                                                                7

                                                                                         21

                              22

1.АННОТАЦИЯ

Цель методической разработки: научиться рациональной организации рабочего места и правильному положению при рубке, приемам закрепления деталей и нанесению ударов; правилам заточки инструмента; приемам рубки, разрубания и прорубания; работе механизированным инструментом.

Дать учащимся основные понятия об правильной организации рабочего места; овладению различными видами движений при рубке, соблюдение техники безопасности при рубке металла.

Уметь правильно производить рубку металла. 

Развить умение правильной организации рабочего места; овладению различными видами движений при рубке; правильному движению молотка; освоению замахов (кистевой, локтевой, плечевой); точному попаданию по головке зубила; правильному держанию зубила; отработке правильного темпа и меткости ударов с предельной степенью силового, напряжения в зависимости от установки.

Данная разработка необходима и полезна как преподавательскому составу, так и ученикам изучающим предмет основы слесарных и сборочных работ технику рубки металла.

2. ВВЕДЕНИЕ

Детали машин и узлы в процессе работы из-за износа теряют свои первоначальные качества (размеры, форму, твердость и т. п.). Эти детали и узлы в дальнейшей работе можно использовать только после восстановления.

Восстановить можно все детали, но ремонтируют только те, восстановление которых экономично: чем дороже деталь, тем целесообразней ее восстановление.

При ремонте деталей восстанавливают их первоначальные качества. При ремонте различных деталей эту задачу решают по-разному: в одном случае восстанавливают все конструктивные параметры, в другом — достаточно восстановить конструктивный зазор.

Детали швейных машин восстанавливают в основном механической и слесарно-механической обработкой, пайкой, сваркой, склеиванием, хромированием.

В методической разработке представлена информация об правильной организации рабочего места; овладению различными видами движений при рубке, соблюдение техники безопасности при рубке металла; изложены приемы рубки, разрубания и прорубания.

Учащийся должен знать организацию рабочего места и правильное положение при рубке; приемы рубки, разрубания и прорубания; технику безопасности при рубке металла.

Уметь: закреплять детали в тисках; наносить удары молотком по зубилу, крейцмейселю.

Тема  программы: Основные виды слесарных работ, применяемые инструменты и приспособления.

Тема урока        Рубка металла 

Цель урока:        Научить учащихся правильным приёмам рубки металла при соблюдении необходимой технологии и правил техники безопасности.

Обучения: изучение нового материала. Рубка металла.

- стимулирование познавательного интереса учеников к предмету с помощью использования знаний, полученных при изучении темы.

- формирование знаний и умений по межсетевому взаимодействию.

Воспитания: развитие познавательного интереса посредством применения информационных технологий:

- развитие способности понимать друг друга;

- воспитание ответственного отношение к учебному труду, культуре мышления и речи;

- привлечение студентов к самостоятельной работе;

Методическая: методика эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ;

- методика организации самостоятельной работы учащихся.

Тип урока: комбинированный (урок актуализации и закрепления полученных знаний, с применением современных компьютерных технологий).

Время на тему: 2 ч 

Учащийся должен:

знать: организацию рабочего места и правильное положение при рубке; приемы рубки, разрубания и прорубания; технику безопасности при рубке металла.

уметь: закреплять детали в тисках; наносить удары молотком по зубилу, крейцмейселю.

Время

п/п

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

5 мин

1

Организационный момент

2

Актуализация опорных знаний, умений, навыков, мотивационных состояний.

15 мин

45 мин

Сообщить тему и цели урока.

Опрос, необходимый для изучения нового материала по следующим вопросам:

1. Требования безопасности при рубке металла

2. Виды движений при рубке

3. Способы рубки металла и заточки инструмента

4. Раоота ручным пневматическим инструментом

Изучение нового материала:

1. Требования безопасности при рубке металла.

2. Кистевой удар молотком

3. Локтевой удар молотком.

4. Плечевой удар молотком

5. Удар молотком по зубилу

6. Рубка листовой стали по уровню губок тисков.

7. Рубка стали выше уровня губок тисков

8. Рубка металла навесным ударом

9. Вырубание крейцмейселем прямых пазов

10. Срубание слоя металла с широких поверхностей

11. Вырубание крейцмейселем криволинейных пазов

12 Работа ручным пневматическим рубильным молотком

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Требования безопасности при рубке металла

Перед проведением работы по рубке инструктор производственного обучения обязан внимательно осмотреть весь инструмент и приспособления.

Инструменты, находящиеся в работе, должны соответствовать следующим условиям:

а)        молотки должны быть прочно насажены на рукоятки и расклинены в отверстии стальными клиньями; рабочая поверхность молотка должна иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без трещин и отколов, а рукоятка — овальное сечение с равномерным утолщением к концу; поверхность рукоятки должна быть чистой и гладкой, без сучков, трещин и отколов; длина рукоятки для молотков массой 500—600 г должна быть 350—380 мм;

б)        зубила и крейцмейсели не должны иметь трещин и отколов; ребра боковых сторон средней части должны быть закругленными и зачищенными, поверхность ударной части — гладкой и слегка выпуклой,Дйина зубила или крейцмейселя должна быть такой, чтобы его ударная часть находилась на расстоянии 25 мм от большого пальца. Угол заострения зубила и крейцмейселя колеблется в пределах 45—60—70° в зависимости от твердости обрабатываемого металла. Режущая кромка зубила должна представлять собой прямую или слегка выпуклую линию с одинаковой шириной фасок.

Во время занятий инструктор должен уделять особое внимание установке в тисках тяжелых деталей, так как они легко вырываются из тисков и могут вызвать ушибы рук и ног обучающихся. Инструктор должен также следить за тем, чтобы обрубаемые куски металла отлетали в сторону защитной сетки, а работающий имел защитные очки. Для предохранения рук от повреждений (в начальный период обучения) на зубило следует надеть предохранительную резиновую шайбу. Перед началом работы на заточных станках инструктор должен проверить знание обучающимся требований по безопасной работе на заточных станках, изложенных в гл. 2.

Рассмотрим общие требования безопасной работы ручными пневматическими инструментами.

Запрещается:

а)        работать пневматическим инструментом без рукавиц:

б)        держать пневматический инструмент за шланг или рабочий инструмент и работать им на приставной лестнице;

в)        производить ремонт и частичную разборку пневматического инструмента без отключения его от воздухопровода;

г)        вставлять и вынимать рабочий инструмент во время работы пневматического инструмента.

Шланг не должен иметь изломов, разрывов и потертостей.

Следует избегать натяжения, петления и перекручивания шланга.

Присоединять резиновый шланг к пневматическому инструменту можно только при закрытом кране воздухопровода на подводящей линии.

Прежде чем отсоединить шланг от пневматического инструмента, следует закрыть кран, подающий сжатый воздух из воздухопровода в шланг (сжатый воздух, выходящий из отверстия шланга, может вырвать шланг из рук и вызвать травму).

Необходимо проверять на прочность закрепление всех частей инструмента, наличие смазочного материала в подшипниках и трущихся частях.

Кроме общих существуют и дополнительные требования безопас- йости труда. Например, при работе пневматическим молотком: а) необходимо надевать защитные очки; место рубки ограждать металлической сеткой;

б) при регулировании числа ударов нельзя пробовать молоток, поддерживая боек руками, он может вылететь из молотка и нанести травму; в) подачу воздуха в пневматический инструмент можно производить только после установки молотка в рабочее положение.

2. Виды движений при рубке

        Кистевой удар молотком. При рубке металла качество обработки зависит от правильных приемов работы ударным инструментом (молотком). Сила удара определяется характером выполняемой работы и зависит от массы молотка, длины рукоятки, величины взмаха и скорости движения молотка.

На рабочем месте молоток должен лежать с правой стороны тисков и быть повернутым к ним круглым бойком. Тренировочное приспособление для ударов размещается с левой стороны тисков зажимной частью к работающему. Приспособление устанавливают в средней части губок тисков. Губки зажимают только усилием рук, а не массой всего тела.

Производительность труда и снижение утомляемости зависят от сохранения правильного положения ступней ног и корпуса работающего. Высота положения тисков должна соответствовать росту работающего, и при вертикальном положении корпуса работающего и горизонтальном положении локтевой части руки, лежащей на губках тисков, угол между локтевой и плечевой частью руки должен быть равен 90°.

При рубке следует стоять прямо и устойчиво, вполоборота к тискам

Существует кистевой удар, при котором в начале взмаха при движении кисти руки вверх рукоятку молотка держат всеми пальцами с незначительным разжимом трех пальцев (рис. 36, б). При ударе сжимают все пальцы, изгибая кисть вперед, наносят удары по головке тренировочного приспособления.

Локтевой удар молотком. Упражнение предусматривает тренировочные движения, молотком при локтевом ударе. Положения ступней ног, корпуса тела и держание левой рукой приспособления при этом упражнении такие же, как при выполнении кистевого удара. Удары молотком производят по головке приспособления с помощью сложного движения правой руки (рис. 37),(рис. 34), а молоток держать в правой руке на расстоянии 15— 30 мм от конца ручки.

Тренировочное приспособление держат левой рукой на расстоянии 30 мм от ударной части (рис. 35). Кистевой удар осуществляется движением только кисти руки без сгибания локтя (рис. 36, а).

При взмахе молотком вверх сначала рука сгибается в запястье, а затем в локте. В момент завершения взмаха незначительно разжимаются мизинец, безымянный и средний пальцы. При нанесении удара сначала всеми пальцами сжимают ручку молотка, затем делают резкое движение локтевой части руки от себя и, наконец, выпрямляют запястье.

Плечевой удар молотком. Этот удар используется при рубке, когда необходимо наносить удары большой силы.

При нанесении плечевых ударов следует держать тренировочное приспособление левой рукой и наносить меткие удары молотком по ударной части приспособления. Движение правой руки, надо осуществлять по следующей сложной схеме.

При взмахе руку сгибают одновременно в запястье, локте и плечевом суставе с полным охватом ручки молотка всеми пальцами руки. В момент завершения взмаха разжимают мизинец, безымянный и средний пальцы (рис. 38). При ударе плечевую часть руки резко опускают вниз, одновременно разгибают руку в локте, завершая удар распрямлением запястья.

Удар молотком по зубилу. Для выполнения этой работы зубило должно быть притуплено. На верстаке его размещают с левой стороны тисков режущей частью к работающему.

Чугунную плитку устанавливают горизонтально (выше уровня тисков на б—10 мм). Упорная выемка для зубила должна быть расположена под углом 45° к боковым сторонам платки (рис. 39, а).

Зубило следует держать в левой руке за среднюю часть таким образом, чтобы большой палец лежал на указательном (рис. 39, б). Расстояние от руки до ударной части и зубила 20—25 мм. (Правильное положение ног и корпуса было рассмотрено ранее.) Зубило устанавливают к упору на чугунной плитке под углом 45° к оси губок тисков и под углом 30—35° к горизонту. Во время нанесения кистевых ударов молотком по зубилу (рис. 39) обучающийся должен смотреть только на рабочую часть зубила. Чтобы предохранить левую руку от возможных ушибов при промахе, на зубило надевают резиновую шайбу.

3. Способы рубки металла и заточки инструмента.

Рубка листовой стали по уровню губок тисков. 

Учебное задание 1 по срубанию большого припуска на листовом металле в тисках выполняется в следующей последовательности.

1.Размеченную заготовку устанавливают и зажимают между губками тисков таким образом, чтобы риска разметки находилась на уровне губок тисков.

2.Зубило берут в левую руку, молоток — в правую и принимают правильную стойку.

3.Зубило устанавливают к краю заготовки так, чтобы режущая кромка лежала на поверхности двух губок, а середина режущей кромки соприкасалась с обрубаемым материалом на 2/3 ее длины. Угол наклона зубила к обрабатываемой поверхности должен быть равен 30—35° (рис. 40, а), а угол наклона зубила к оси губок тисков 45° (рис. 40, б). Подобная установка зубила обеспечивает наименьшую утомляемость работающего и не допускает повреждения поверхности губрк и режущей части зубила.

Рубку производят только хорошо заточенным зубилом. Правой рукой точно и метко наносят удары молотком по зубилу и в промежутке между ударами перемещают зубило по заготовке. Особое внимание следует сосредоточить на режущей части зубила и срубаемой стружке, ослабляя удары в конце рубки до полного срубания металла по первой риске.

При этом способе рубки срубаемый слой всегда закручивается и в дальнейшем не аспользуется.

После окончания рубки по первой риске кладут молоток и зубило на верстак, разжимают тиски, переставляют заготовку второй риской вверх на уровне губок и повторяют рубку. Таким же способом следует срубать излишек металла по другим рискам.

Учебное задание 2 по разрубанию материала в тисках по размеченным рискам выполняется в той же последовательности что и рубка на уровне тисков, но с применением другого способа рубки, при. котором листовой материал не деформируется

1. Берут в руки зубило и молоток, принимают правильную стойку.

Зубило устанавливают на краю заготовки так, чтобы грань режущей кромки зубила полностью соприкасалась с плоскостью заготовки, образуя угол наклона зубила к горизонту в 30—35ч (рис. 41, а), а ось зубила была перпендикулярна к плоскости заготовки (рис. 41, б).

Правой рукой наносят слабые удары молотком по зубилу, а левой, в промежутке между ударами, перемещают зубило на рисунке на 2/3 длины режущей кромки, выполняя предварительное надрубание по всей длине риски.

Рубку продолжают сильными ударами с перемещением зубила в несколько проходов (применяя локтевые и плечевые удары).

В конце разрубания силу удара ослабляют до полного отделения одной части металла от другой.

Листовой материал толщиной 3—5 мм разрубают в два приема. Сначала делают глубокое (не менее половины толщины листа) надрубание с одной стороны заготовки, а затем переворачивают ее другой стороной и разрубают окончательно, сочетая удары молотка с перемещением зубила.

Рубка стали выше уровня губок тисков. 

Рассмотрим прием рубки полосового или толстого листового материала по рискам, расположенным выше уровня тисков.

1. Риски, ограничивающие величину срубания, размечают разметочными инструментами. На производительность рубки, точность обработки и шероховатость обработанной поверхности влияет толщина срубаемого слоя (стружки), поэтому практически установлено,

что толщина стружки не должна превышать 0,5—1 мм. После разметки рисок на двух сторонах заготовки наносят наклонные риски (скосы), являющиеся исходной плоскостью в начальный момент рубки.

1.Заготовку зажимают в тисках и ранее изученным приемом (рубка по уровню тисков) срубают скосы.

2.Заготовку устанавливают в средней части между губками тисков так, чтобы риска была направлена параллельно губкам и расположена выше их уровня, на 4—8 мм. При этом приеме рубки особое внимание должно быть уделено надежности закрепления заготовки в тисках для предотвращения смещения ее между губками.

3.Взяв в руки зубило и молоток, принимают рабочее положение; среднюю часть режущей кромки зубила устанавливают на грань скоса (строго по первой риске). Угол наклона зубила к обрабатываемой поверхности должен составлять 30—35° (рис. 42, а), а по отношению к оси губок тисков должен.быть расположен вдоль срубаемого слоя (рис. 42, б).

4.При рубке металла наносят локтевые удары. По мере срубания стружки левая рука с зубилом будет перемещаться вдоль кромки заготовки. Обычно при рубке приходится регулировать угол наклона зубила к горизонтальной плоскости.

При большом угле наклона режущая кромка зубила будут врезаться в заготовку, снимая толстую стружку, а при малом угле — срывать слой металла. Подтверждением правильности выбора угла наклона зубила явится равномерная по толщине стружка. В конце рубки силу удара ослабляют, чтобы избежать срыва зубила и повреждения рук.

Такими же приемами производят рубку по следующим рискам. Прямолинейность плоскости среза проверяют линейкой.

Рубка металла навесным ударом. 

Рубка навесным ударом является наиболее эффективной и применяется для заготовок больших размеров, когда невозможно применить рубку в тисках.

Учебное задание 1 по рубке полосового и круглого металла на наковальне (плите) выполняют в следующей последовательности.

1.Разметочными инструментами (чертилкой и измерительной линейкой) проводят риски, по которым будет производиться разрубание.

2.Полосовой или круглый металл укладывают на плиту или наковальню; режущие кромки зубила устанавливают на риску при вертикальном положении зубила; металл предварительно надрубают ударом вредней силы молотка по зубилу; сильными плечевыми ударами надрубают полосу до половины толщины (рис. 43), переворачивают ее и надрубают с другой стороны; устанавливают место надруба у кромки плиты и, нажимая руками, производят излом.

Учебное задание 2 по вырубанию заготовок из листовой стали.

1.Зубило затачивают таким образом, чтобы режущая кромка была закругленной.

2.Заготовку размечают по шаблону или путем геометрического построения, затем параллельно размеченному контуру (на расстоянии 1—2 мм от первой риски) наносят вторую риску.

3.Для вырубания заготовки зубило устанавливают наклонно по второй риске разметки (рис. 44,6).

После проверки правильного положения на риске зубило устанавливают в вертикальное положение (рис. 44, б) и наносят по нему легкие удары молотком, перемещая вдоль разметки. Аналогичным образом производят предварительное надрубание всего контура (рис. 44, а). После предварительного надрубания следует продолжать рубку сильными плечевыми ударами с одной стороны заготовки на глубину более половины толщины листа. Число проходов зависит от толщины заготовки.

При рубке навесным ударом необходимо действовать обеими руками, правой рукой точно и метко наносить сильные удары молотком по зубилу, а левой рукой перемещать зубило (в промежутке между ударами) вдоль предварительного надруба. Каждый сдвиг зубила по заготовке не должен превышать 2/3—3/4 длины его режущей кромки.

Для окончательной вырубки необходимо перевернуть заготовку другой стороной (по заметным следам рубки), установить режущую кромку зубила так, чтобы она не касалась плоскости плиты.

4. Качество рубки проверяют визуально, особое внимание обращая на величину припуска, оставленного для дальнейшей обработки, на отсутствие надрубов, изгибов заготовки, полученных в процессе рубки.

Вырубание крейцмейселем прямых пазов. 

Вырубание в металле прямых пазов на заданную глубину выполняется в следующей последовательности.

1. Все боковые поверхности чугунной плитки окрашивают меловым раствором и просушивают, наносят риски (расстояние между канавками должно быть не более 10 мм).

2. В тисках плитку размещают таким образом, чтобы риска, определяющая глубину паза, располагалась над уровнем губок тисков не менее чем на 5 мм. Крейцмейсель следует держать в левой руке за среднюю часть, свободно обхватывая его всеми пальцами так, чтобы большой палец лежал на указательном. Расстояние от руки до ударной части крейцмейселя должно быть не менее 20— 25 мм (рис. 45, а).

3. Режущую кромку крейцмейселя устанавливают наклонно у кромки плитки по направлению рисок и на углах плитки в местах расположения пазов вырубают наклонные фаски (рис. 46).

Одним из главных условий в прорубании пазов является заточка крейцмейселя с поднутрением, что обеспечивает получение чистых кромок канавок (см. рис. 45, б).

4. Режущую кромку крейцмейселя устанавливают на плоскость фаски (см. рис. 45, б), и, ударяя молотком по ударной части крейцмейселя, прорубают по рискам предварительную канавку на глубину не более 1 мм. Для удобства рубку следует начинать с правой канавки. При последующих проходах необходимо последовательно снимать слой металла толщийой не более 1 мм, оставив около 0,5 мм для чистой рубки.

Аналогичным способом прорубают остальные канавки. Затем нанося более легкие удары молотком по креицмейсеру выполняют чистовую обрубку (выравнивание) всех канавок. Прямолинейность боковых сторон проверяют линейкой, глубину канавки - измерительной линейкой.

Срубание слоя металла с широких поверхностей. 

Если с поверхности вручную необходимо срубить слой металла, то на ней прорубают ряд канавок на глубину снимаемого слоя, а затем срубают образовавшиеся выступы, причем ширина выступов должна соответствовать длине режущей кромки зубила.

Срубание выступов выполняют в следующей последовательности.

Чугунную плитку с вырубленными пазами зажимают в тиски так, чтобы риска на боковой кромке была выше уровня губок тисков на 5 мм.

Для удобства срубание выступов выполняют с правой стороны плитки. У края выступа устанавливают среднюю часть режущей кромки зубила под углом 45° к направлению паза и, нанося удары молотком по зубилу, срубают выступ до середины плитки (рис. 47).

Таким же приемом срубают остальные выступы металла, затем переворачивают плитку на 180° и срубают выступы с противоположной стороны, стараясь не допускать скалывания металла у кромки плитки. Во избежание вырыва в конце рубки силу удара следует уменьшить.

Вся плоскость выравнивается зубилом, по которому наносят слабые удары молотком, снимая стружку толщиной не более 0,5 мм.

Плоскость должна быть сравнительно гладкой и ровной.

Вырубание крейцмейселем криволинейных пазов.

Для смазывания трущихся поверхностей в различных машинах и механизмах приходится выполнять специальные криволинейные пазы (канавки) с сечением различной конфигурации. Операция вырубания

крейцмейселем криволинейных пазов требует большей аккуратности и внимательности по сравнению с операцией вырубания прямых пазов и выполняется в следующем порядке.

1.Верхнюю плоскость чугунной плитки окрашивают раствором купороса. Разметочными инструментами (циркулем и измерительной линейкой) на поверхность плитки наносят контуры канавок и накернивают их. На боковых сторонах, в местах выхода канавок, размечают полукруглое сечение.

2. Плитку зажимают в тисках так,чтобы риски глубины канавок были выше уровня губок иа 4—8 мм, а одна из боковых сторон (с выходом канавок) была обращена к работающему. При подготовке к рубке необходимо правильно заточить крейцмейсель, чтобы режущая кромка была закругленной, острой и соответствовала радиусу канавки.

3. Боковое поднутрение канавок выполняют опиливанием круглым напильником для образования скоса на глубину канавок у их выхода и входа (рис. 48). Режущую кромку крейцмейселя устанавливают на скос между рисками, наносят легкие удары молотком по крейцмейселю, направляя его между рисками для нанесения следа канавки глубиной до 0,5 мм. Эта операция выполняется сначала от одного края плиты до середины канавки, а затем встречно от другого края до середины.

Глубина последующих проходов 1 мм, предварительный припуск на чистовую рубку около 0,5 мм. Чистовую рубку выполняют с двух концов, выравнивая имеющиеся неровности и придавая канавкам одинаковую глубину и шероховатость.

4. Повторяя приемы по прорубанию первой канавки, последовательно прорубают вторую канавку. -

Качество вырубания канавок определяют по шероховатости радиусной поверхности, а ширину и глубину канавок — по радиусному шаблону.

Заточка зубила и крейцмейселя. Качество рубки металла зависит от исправности и правильной заточки режущего инструмента. Угол заострения выбирают в зависимости от вида обрабатываемого металла: 70° — для чугуна и бронзы; 60° — для стали; 45° — для меди и латуни.

Зубило нли крейцмейсель затачивают на заточном станке в следующей последовательности.

Сначала изучают требования безопасности труда при работе на заточных станках, затем осматривают заточный станок и подготавливают его к пуску.

Одевают предохранительные очки и включают двигатель заточного станка.

Зубило или крейцмейсель берут в руки (рис. 50), плавно подводят режущую кромку к цилиндрической поверхности шлифовального круга (навстречу движению).

Зубило или крейцмейсель с легким нажимом медленно передвигают влево и вправо по всей ширине круга, попеременно затачивая то одну, то другую поверхность. При заточке необходимо следить за тем, чтобы режущая кромка была прямолинейна, а скосы режущих поверхностей были симметрично расположены относительно оси зубила или крейцмейселя. Для уменьшения нагрева во время заточки конец зубила или крейцмейселя периодически охлаждают в воде.

Проверяют качество заточки: а) величину угла заострения контролируют с помощью плоского шаблона с угловыми вырезами 70, 60, 45 — на просвет (рис. 51); б) прямолинейность режущей кромки проверяют линейкой; в) правильность заточки угла заострения но отношению к оси зубила устанавливают на глаз.

4. Работа ручным пневматическим инструментом

Для механизации рубки, клепки и чеканки применяют пневматические рубильные и клепальные молотки. Рубку металла пневматическим молотком выполняют в следующей последовательности.

Перед началом работы пневматическим молотком изучают требования безопасности,

повторяют общие приемы и способы подготовки пневматического инструмента.

Отверстие втулки и хвостовик зубила протирают начисто; проверяют положение втулки, которая должна быть плотно посажена в отверстие; зубило устанавливают во втулку с плотной посадкой.

Через специальное отверстие в корпус молотка заливают смазочный материал, нажимают курок и через открытое отверстие смазочный материал вводят во внутренние рабочие части.

Надевают рукавицы и защитные очки; принимают рабочее положение; правой рукой берут рукоятку молотка, накладывая большой палец на курок, а левой — держат корпус молотка (рис. 49).

Режущую кромку зубила устанавливают иа место рубки; нажимают на курок и срубают слой металла. Зубило при рубке ставят под углом 30—35° к обрабатываемой поверхности. Рубку выполняют только остро заточенным зубилом.

При переносе пневматического молотка нельзя допускать натяжки, петления и перекручивания шланга. После окончания рубки следует перекрыть кран трубопровода и отключить пневматический молоток от воздушной магистрали, вынуть рабочий инструмент, очистить молоток от пыли, грязи и начисто протереть; тщательно смотать шланг.

Время

п/п

Деятельность преподавателя

20 мин

3

Формирование умений и навыков. Текущее повторение и первичное закрепление нового материала.

1. Перечислите основные приемы рубки металла и то, когда применяют кистевой, локтевой и плечевой удары?

2. В каких случаях применяют в работе зубило и крейцмейсельг1

3. Каковы углы заострения зубила и крейцмейселя для рубки чугуна, алюминия?

4. Каковы требования безопасной работы при ручной рубке и заточке зубила и крейцмейселя?

5 мин

4

Задание на самоподготовку  

Учить тему: «Рубка металла»

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Профессия слесаря является одной из наиболее распространенных профессий, и ее значение с ростом механизации и автоматизации процессов возрастает, так как в значительной мере качество и бесперебойная работа, например автоматических линий и устройств, зависят от слесарей-сборщиков, слесарей-наладчиков, слесарей-инструменталыциков, обслуживающих эти автоматические линии.

Слесарь должен владеть основными слесарными приемами и уметь выполнять слесарные работы в соответствии с установленными техническими требованиями.

Слесарные работы встречаются во всех отраслях промышленности. Круг их настолько велик, что слесари, как правило, специализируются по одному из видов работы. Но основой работ слесарей-сборщиков, слесарей-ремонтников, слесарей-нструменталыциков, слесарей-лекалыциков, слесарей-водопроводчиков является выполнение слесарных операций — разметки, рубки,правки и гибки, резки, опиливания, сверления,зенкерования и развертывания отверстий, нарезания резьбы, шабрения, притирки и доводки, клепки и пайки.

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Новиков В.Ю. Слесарь-ремонтник: учебник –М, Издательский центр «Академия», 2014 г.

Макиенко Н. И. Слесарное дело. «Высшая школа», 1990, 400 стр.

Крупицкий Э. И. Справочник молодого слесаря. «Высшая школа», 1973.

Скакун В.А.  Руководство по обучению слесарному делу. «Высшая школа», 1993 г.