РП УД Основы схемотехники и электроники

Куликов Виталий Сергеевич

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_elektroniki_i_shemotehniki.docx43.15 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДЕНО»

Педагогический совет

ОГБПОУ СОТА

Протокол № 1от 29.08.19.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ И СХЕМОТЕХНИКИ

2019 г.

 

РАССМОТРЕНО                                                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании                                                                                        Зам директора по УР

ЦМК электрорадиотехнических                                         _______________/Колесник Ю.С./

                   дисциплин                                                                                                   29.08.19.

Протокол № 1 от 28.08.19

Председатель ЦМК

______________/ Куликов В.С./

Организация-разработчик:  Областное государственное бюджетное е профессиональное образовательное учреждение «Смоленская областная технологическая академия»

Разработчик: Куликов Виталий Сергеевич, преподаватель

        Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электроники и схемотехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» укрупненной группы направлений подготовки специальности 13.00.00 «Электро- и теплоэнергетика».

СОДЕРЖАНИЕ                                      

                                                                                                                          Стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                        

              4

  1. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

              6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

             12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

             13


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:         

        Учебная дисциплина Основы электроники и схемотехники является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

        Учебная дисциплина «Основы электроники и схемотехники» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК1-ОК5,

ОК9, ОК10,

ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3

Подбирать устройства электронной техники и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

Рассчитывать параметры нелинейных электрических цепей;

Снимать показания и пользоваться электронными  измерительными приборами и приспособлениями;

Собирать электрические схемы;

Проводить исследования цифровых электронных схем с использованием средств схемотехнического моделирования

Классификацию электронных приборов, их устройство и область применения

Методы расчета и измерения основных параметров цепей;

Основы физических процессов в полупроводниках;

Параметры электронных схем и единицы их измерения;

Принципы выбора электронных устройств и приборов;

Принципы действия, устройство, основные характеристики электронных устройств и приборов;

Свойства полупроводниковых материалов;

Способы передачи информации в виде электронных сигналов;

Устройство, принцип действия и основные характеристики электронных приборов;

Математические основы построения цифровых устройств

Основы цифровой и импульсной техники:

Цифровые логические элементы


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

60

в том числе:

теоретическое обучение

28

лабораторные работы

28

Самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация                         дифференцированный  зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. Основы электроники

Тема 1.1

Физические принципы работы электронных приборов.

Содержание учебного материала

8

ОК1-ОК5,

ОК9, ОК10,

ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3

1

Полупроводниковые диоды и тиристоры. Назначение, классификация, маркировка, принцип функционирования, основные параметры.

2

Биполярные и полевые транзисторы.  Назначение, классификация, маркировка, принцип функционирования, основные параметры.

3

Оптоэлектронные приборы.  Назначение, классификация, маркировка, принцип функционирования, основные параметры.

4

Интегральные микросхемы (ИМС).  Назначение, классификация, маркировка, принцип функционирования, основные параметры.

Лабораторные работы

10

1

Определение параметров диода, построение ВАХ.

2

Исследование входных и выходных характеристик биполярного транзистора.

3

Исследование режимов работы тиристора.

4

Измерение выходного напряжения переменного источника, с фазоуправляемым тиристором в качестве регулирующего элемента.

5

Построение рабочих характеристик фоторезистора, фотодиода и светодиода с помощью осциллографа

Тема 1.2.

Электронные ключи и импульсные формирователи.

Содержание учебного материала

4

1

Общая характеристика импульсных устройств. Диодные и транзисторные электронные ключи.

ОК1-ОК5,

ОК9, ОК10,

ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3

2

Формирование импульсов: ограничители, дифференцирующие цепи, интегрирующие цепи.

РАЗДЕЛ 2. Основы схемотехники

Тема 2.1.

Комбинационные устройства.

Содержание учебного материала

4

ОК1-ОК5,

ОК9, ОК10,

ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3

1

Логические элементы "И", "ИЛИ", "НЕ, таблицы истинности логических элементов.

2

Шифраторы и дешифраторы. Триггеры. Счетчики импульсов. Регистры. Мультиплексоры и демультиплексоры.

Лабораторные работы

8

6

Исследование характеристик и параметров логических элементов и функций.

7

Исследование схем триггеров на логических элементах и микросхемах

8

Исследование схем счетчиков на логических элементах и микросхемах

9

Исследование схем регистров на логических элементах и микросхемах

Тема 2.2.

Источники вторичного электропитания

Содержание учебного материала

8

ОК1-ОК5,

ОК9, ОК10,

ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3

1

Неуправляемые и управляемые выпрямители.  Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения.

2

Инверторы.  Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения.

3

Импульсные стабилизаторы напряжения и тока.  Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения.

4

Импульсные преобразователи напряжения и частоты.  Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения.

Лабораторные работы

6

10

Исследование принципа действия схем выпрямления и сглаживания пульсаций.

11

Исследование принципа действия стабилизаторов напряжения и тока.

12

Исследование принципа действия преобразователей напряжения и частоты.

Тема 2.3.

Усилители

Содержание учебного материала

4

ОК1-ОК5,

ОК9, ОК10,

ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3

1

Усилители напряжения и тока.  Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения.

2

Усилители мощности. Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения.

3

Операционные усилители. Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения.

Лабораторные работы

4

4

13

Исследование схем инвертирующих усилителей постоянного тока.

14

Исследование схем инвертирующих усилителей переменного тока.

Самостоятельная работа: Подготовка рефератов на тему: «Операционные усилители на интегральных микросхемах»

Всего:

60

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

лаборатории «Электротехники и электроники»,

оснащенный оборудованием:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;
  • техническая документация, методическое обеспечение;
  • стенды и оборудование для выполнения лабораторных занятий; 
  • типовой тренажерный комплекс учебного оборудования «Теория электрических цепей», исполнение стендовое компьютерное;
  • типовой тренажерный комплекс учебного оборудования «Теоретические основы электротехники», исполнение стендовое компьютерное;
  • типовой тренажерный комплекс учебного оборудования «Теория электрических цепей и основы электроники», исполнение стендовое компьютерное;
  • комплект планшетов светодинамических «Электрические цепи»;
  • комплект планшетов светодинамических «Электротехника и основы электроники»;
  • электроизмерительные приборы для выполнения лабораторных работ;
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;
  • мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания

1. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО Миловзоров О.В., Панков И.Г.М.: ЮРАЙТ, 2018

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Электронный ресурс «Электронная электротехническая библиотека». Форма доступа:  http://www.electrolibrary.info/ (дата обращения: 30.08.18 г.)
  2. Электронный ресурс «Электрик. Электричество и энергетика». Форма доступа:   http://www.electrik.org/ (дата обращения: 30.08.18 г.)
  3. Электронный ресурс «Паяльник». Форма доступа:  http://cxem.net/ (дата обращения: 30.08.18 г.)
  4. Электронный ресурс «Практическая электроника». Форма доступа:  https://www.ruselectronic.com/  (дата обращения: 30.08.18 г.)
  5. Электронный ресурс «Сайт по схемотехнике промышленной электроники ». Форма доступа: http://pgurovich.ru/ (дата обращения: 30.08.18 г.)
  6. Электронный ресурс «Научно-технический каталог». Форма доступа: http://www.lfpti.ru/lp_electronic.htm (дата обращения: 30.08.18 г.)

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Электротехника и электроника Кузовкин В.А. М.: ЮРАЙТ, 2016
  2. Задачник по электротехнике и электронике Полещук В.И. М., Академия, 2013
  3. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники Данилов И.А., Иванов П.М М.: Мастерство, 2012


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:

Классификацию электронных приборов, их устройство и область применения

Методы расчета и измерения основных параметров цепей;

Основы физических процессов в полупроводниках;

Параметры электронных схем и единицы их измерения;

Принципы выбора электронных устройств и приборов;

Принципы действия, устройство, основные характеристики электронных устройств и приборов;

Свойства полупроводниковых материалов;

Способы передачи информации в виде электронных сигналов;

Устройство, принцип действия и основные характеристики электронных приборов;

Математические основы построения цифровых устройств

Основы цифровой и импульсной техники:

Цифровые логические элементы

Успешность освоения знаний соответствует выполнению следующих требований:

- обучающийся свободно владеет теоретическим материалом, без затруднений излагает его и использует на практике,

- знает оборудование

 правильно выполняет технологические операции

владеет приемами самоконтроля

соблюдает правила безопасности

Тестирование, фронтальный опрос, решение ситуационных задач

Текущий контроль в форме защиты лабораторных работ

Уметь:

Подбирать устройства электронной техники и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

Рассчитывать параметры нелинейных электрических цепей;

Снимать показания и пользоваться электронными  измерительными приборами и приспособлениями;

Собирать электрические схемы;

Проводить исследования цифровых электронных схем с использованием средств схемотехнического моделирования

Успешность освоения умений и умений соответствует выполнению следующих требований:

- обучающийся умеет готовить оборудование к работе

- выполняет лабораторные и практические работы в соответствии с методическими указаниями к ним

- правильно организовывает свое рабочее место и поддерживает его в порядке на протяжении  выполняемой лабораторной  работы

- умеет самостоятельно пользоваться справочной литературой

Оценка результатов выполнения лабораторных работ