Контрольная работа предмет Безопасность жизнедеятельности
Контрольная работа предмет Безопасность жизнедеятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota.docx | 159.14 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Блок № 1 ЗАЩИТА АТМОСФЕРНОГОВОЗДУХА………….……..…....3
- Задача 15……………………………………………………………...…… .3
- Блок № 2 ЗАЩИТА ОТ ВИБРАЦИИ…………...………………………..5
- Задача 15……………………………………………………………………6
- Блок № 3 ЗАЩИТА ОТ ШУМА………………………………..................8
- Задача 15……………………………………………………………………8
- Блок № 4 БЕЗАПАСНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ……………………11
- Задача 15………………………………………………………………….12
- Список используемой литературы………………………………………14
Блок № 1
ЗАЩИТА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
В атмосферу выбрасывается значительное количество загрязняющих
веществ в процессе работы автомобильного и железнодорожного транспорта, предприятий, заводов. Анализ источников вредных выбросов показывает, что от металло- и деревообрабатывающих станков в атмосферу поступает в основном абразивная, металлическая и древесная пыль. При сжигании топлива различными видами транспорта, отопительными и энергетическими предприятиями в атмосферу выбрасываются продукты неполного сгорания топлива (окись углерода, сажа), оксиды азота, сернистый ангидрид.
В качестве одной из мер по защите атмосферы можно отметить
регламентирование эмиссии загрязняющих веществ. Для каждого источника вредных выбросов устанавливается предельно допустимый выброс (ПДВ). Расчет нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу производится на основании фонового загрязнения и условий рассеивания вредных примесей. Загрязнение атмосферы выбросами от различных видов транспорта и предприятий определяется расчетным путем на основании данных об объеме работ и количестве расходуемого сырья. В целях рационального природопользования, снижения уровня загрязнений атмосферного воздуха от антропогенных источников на предприятиях дополнительно применяют очистку выбросов от вредных веществ.
Задача 15
Рассчитать валовой выброс древесной пыли от деревообрабатывающего участка: три кругопильных станка УН-1, один сверлильный ДЦА-2 при 8-часовом рабочем дне.
Решение:
Валовой выброс древесной пыли, кг/год, определяем по формуле:
,
где gg – удельный выброс древесной пыли при работе единицы оборудования, г/с (табл. 1); k – число установок одинаковой марки; t – время работы станка в день, ч; n = 256 – число дней работы станка в году;
,
.
Таблица 1
Удельные выбросы древесной пыли
при работе единицы оборудования, г/с [2]
Наименование станков | Марка | Удельный выброс древесной пыли, г/с |
Кругопильный | Ц-2М, Ц-ЗМ, Ц-5М, Ц-6М, Ц-6-2М | 1,83 |
УН, УН-1, УС-2М | 1,31 | |
ПАРК-8 | 0,69 | |
Сверлильный | СВПА | 0,42 |
ДЦА-2 | 1,33 | |
СВА-2М, СВП | 0,44 | |
СГВП-1 | 0,42 |
Общий выброс древесной пыли
.
Загрязнение атмосферного воздуха древесной пылью значительно – 39,7 т/год. Поэтому необходимо на деревообрабатывающем участке установить фильтр, улавливающий древесную пыль. Рабочим необходимо носить респираторы.
Блок № 2
ЗАЩИТА ОТ ВИБРАЦИИ
Вибрация – это вид механических колебаний в технике (машинах,
механизмах, средствах транспорта, конструкциях и др.). Источниками вибраций на предприятиях железнодорожного транспорта являются многие
технологические процессы: укладка бетонных смесей, формовка
железобетонных изделий на виброплощадках. Интенсивные вибрации
возникают на фундаментах машин, при работе ручного механизированного инструмента, в подвижном составе железных дорог, а также создаются компрессорами, вентиляторами, насосами, генераторами.
По характеру воздействия на человека различают общую и локальную (местную) вибрацию. Общей вибрации (тряске), передаваемой на организм через опорные поверхности тела человека, подвергаются работники поездных и локомотивных бригад, операторы путевых и самоходных машин, трактористы и другие рабочие, а также пассажиры. Локальная вибрация, действующая на руки человека, создается многочисленными ручными машинами и механизированным инструментом, широко применяемыми при самых разнообразных работах, связанных с изготовлением и ремонтом средств транспорта, пути, электрооборудования, средств автоматики и связи, при строительных и монтажных работах.
Систематическое воздействие общих вибраций в резонансной или
околорезонансной зоне может быть причиной вибрационной болезни – стойких нарушений физиологических функций, обусловленных преимущественно воздействием вибраций на центральную нервную систему. Эти нарушения проявляются в виде головных болей, головокружения, плохого сна, пониженной работоспособности, плохого самочувствия, нарушения сердечной деятельности.
Локальная вибрация вызывает спазмы сосудов, распространяющиеся от фаланг пальцев, на всю кисть, предплечье и сердце. Вследствие этого происходит нарушение периферического кровоснабжения. Одновременно происходит нарушение чувствительности кожи, окостенение сухожилий мышц, возникают боли и отложения солей в суставах кистей рук и пальцев, что приводит к деформации и уменьшению подвижности суставов.
Виброболезнь относится к группе профзаболеваний, эффективное лечение которых возможно лишь на ранних стадиях, причем восстановление нарушенных функций протекает очень медленно, а в особо тяжелых случаях в организме наступают необратимые изменения, приводящие к инвалидности.
Снижение вибраций машин и механизмов достигается либо воздействием на источник вибраций – переменные силы в конструкции, либо воздействием на колебательную систему, в которой эти силы действуют.
Основными направлениями борьбы с вибрацией машин и оборудования являются:
– снижение вибрации в источнике возникновения посредством снижения или ликвидации действующих переменных сил;
– отстройка от режима резонанса путем рационального выбора приведенной массы или жесткости системы;
– вибродемпфирование;
– динамическое гашение колебаний путем внесения в систему дополнительных реактивных импедансов (сопротивлений).
Виброизоляция осуществляется посредством введения в колебательную систему дополнительной упругой связи, препятствующей передаче вибраций от машины – источника колебаний – к основанию или смежным элементам конструкции. Для виброизоляции машин с вертикальной возмущающей силой применяют виброизолирующие опоры трех типов: резиновые, пружинные и комбинированные.
Расчет виброизоляторов сводится к определению потребной упругости резиновых прокладок или пружин и определению их геометрических параметров: диаметра, числа витков и радиуса витка пружин, высоты, площади и числа резиновых прокладок.
Задача 15
Определить какая часть динамических сил от вибрации частотой 115 Гц, создающейся электродвигателем, будет изолирована прокладкой из резины средней жесткости толщиной 5 см.
Решение:
Схема виброизоляции электродвигателя на резиновой прокладке
Определяем статическую осадку амортизаторов, см,
Число оборотов электродвигателя:
Определяем коэффициент виброизоляции:
Прокладкой из резины толщиной 5 см примерно 2,5% динамических сил от вибрации частотой 115 Гц будет передано основанию, а 97,5 % – изолировано.
Блок № 3
ЗАЩИТА ОТ ШУМА
На железнодорожном транспорте успешно выполняются мероприятия по технической реконструкции, внедряются средства автоматизации и
механизации во всех отраслях железнодорожного транспорта, строятся и
реконструируются многие депо и ремонтные заводы. Вся эта работа проводится с учетом требований по охране здоровья трудящихся, улучшению условий труда и отдыха. Однако на предприятиях имеется еще много агрегатов и технологических процессов, шум которых превышает нормы. На некоторых предприятиях при внедрении новых технологических процессов шум в производственных помещениях возрос.
Интенсивные производственные шумы неблагоприятно воздействуют на организм человека и могут привести к различным заболеваниям. При работе в условиях шума снижается производительность труда.
Уменьшение воздействия шума на работающего до допустимых величин является одним из непременных условий оздоровления условий труда и повышения его производительности.
Задача 15
При работе компрессора всасывающей трубы диаметром 160 мм излучается шум, уровень которого равен 130 дБ на расстоянии 1,5 м от фильтра. Спектр излучаемого шума в октановых полосах частот приведен в таблицет3,11. Предприятие расположено в промышленном районе и работает круглосуточно. На расстоянии 110 м от компрессорной находятся жилые здания. Требуется рассчитать уровень шума на расстоянии 4 м перед окнами зданий при работе компрессора без глушителя, определить превышение шума над нормами и подобрать такой глушитель, чтобы шум не превышал нормы.
Решение
Снижение уровня шума дБА, в открытом пространстве на расстоянии от источника определяем по формуле:
Зная уровень шума на расстоянии 1,5 м от источника и величину дополнительного затухания D
Дополнительное затухание происходит за счет поглощения звуковых колебаний в воздушной среде и может быть рассчитано по формуле:
Где f – частота звуковых колебаний, Гц (среднегеометрические частоты).
Величины затухания для среднегеометрических частот октановых полос показаны ниже:
Учитывая, что компрессор работает круглые сутки, нормы превышения шума на расстоянии 4 м перед окнами зданий принимаем для ночного времени [4, табл.2, п. 7] с учетом поправки на промышленный район (+5 дБ).
Расчет превышения шума над нормами сведен ниже в табл. 1 превышение шума над нормами:
Как видно с табл. 1, шум превышает нормы в двух октавах со среднегеометрическими частотами 500 и 1000 Гц. Максимальное превышение отмечается на частоте 500 Гц. Рассчитываем активный глушитель для этой частоты.
Принимаем внутреннюю трубу глушителя по диаметру всасывающей трубы составляющему 160 мм (0,16 м). Тогда периметр П будет равен длине окружности:
П =
Площадь определения глушителя определяется как:
Для облицовки глушителя выбираем минеральную шерсть при толщине слоя 50 мм. Коэффициенты звукопоглощения минеральной шерсти, покрытой перфорированной сталью, приведены в [4 табл.22].
Необходимую длину глушителя рассчитываем по формуле:
Блок № 4
БЕЗАПАСНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Строительство является одной из самых травмоопасных отраслей производства. На строительной площадке имеются различные опасные и вредные производственные факторы: движущиеся машины и механизмы;
подвижные и перемещаемые части производственного оборудования; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны и поверхностей оборудования; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; отсутствие или недостаток освещенности; расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола), физические перегрузки и другие факторы. Воздействие опасных факторов зачастую приводит к травмам при нарушении технологических процессов, техники безопасности и дисциплины труда, при неудовлетворительной организации работ.
Анализ травматизма в строительстве показывает, что наибольшее количество несчастных случаев приходится на монтажные и земляные работы.
Земляные работы выполняются во всех видах строительства: жилищном, гражданском, гидротехническом, железнодорожном и др. Основными видами земляных работ являются: разработка котлованов, траншей, карьеров; планировка участков, возведение земляных сооружений. Основной причиной травматизма при выполнении перечисленных работ служит обрушение грунта из-за разработки его без креплений с превышением критической высоты стенок траншей и котлованов, неправильной конструкции их креплений, нарушения крутизны откосов; возникновения неучтенных дополнительных нагрузок от строительных материалов, конструкций, механизмов.
Важнейшим вопросом техники безопасности на строительной площадке является определение границ зон с постоянно или потенциально действующими опасными производственными факторами. При производстве строительно-монтажных работ в этих зонах следует осуществлять организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих. Травматизм при монтаже строительных конструкций вызывается обрушением (падением) монтируемых конструкций; падением рабочих с высоты; несовершенством и ошибками при выборе монтажной оснастки и другими факторами.
В данном разделе рассмотрены задачи, возникающие при выполнении различных видов земляных и монтажных работ.
Задача 15
Для предупреждения обрушения грунтовых масс при разработке котлована рассчитать допустимую крутизну откоса котлована. Исходные данные: глубина котлована – 9 м, вид грунта – глина.
Решение:
Построим кривую равнопрочного откоса по приближенному методу проф. Н.Н. Маслова. Этот метод основывается на двух предпосылках: угол устойчивого откоса для любой горной породы есть угол ее сопротивления сдвигу; критическое напряжение в толще определяется равенством двух главных напряжений, равных весу столба грунта от горизонтальной поверхности до рассчитываемой точки [5].
Коэффициент сдвига Fp является тангенсом угла сдвига :
,
Где р – вертикальная равномерно распределенная нагрузка от веса грунта;
;
g – удельный вес грунта, кН/м3;
z – расстояние от уровня земли до различных отметок котлована, м;
j – угол внутреннего трения грунта, град;
с – удельное сцепление грунта, кПа.
Для построения кривой равнопрочного откоса задаются ординатой z и определяют угол наклона отрезка поверхности откоса к горизонту a z, равный углу сдвига . Расчет сводится в табл. 1
Таблица 1
Расчет кривой равнопрочного откоса
z, м | g , кН/м3 | , кН/м2 | tg j | , кПа | a z = | ||
1 | 20,0 | 20,0 | 0,42 | 38 | 1,9 | 2,32 | 67° |
2 | 20,0 | 40,0 | 0,42 | 38 | 0,95 | 1,37 | 54° |
3 | 20,0 | 60,0 | 0,42 | 38 | 0,63 | 1,05 | 46° |
4 | 20,0 | 80,0 | 0,42 | 38 | 0,48 | 0,9 | 42° |
5 | 20,0 | 100,0 | 0,42 | 38 | 0,38 | 0,8 | 39° |
6 | 20,0 | 120,0 | 0,42 | 38 | 0,32 | 0,74 | 37° |
7 | 20,0 | 140,0 | 0,42 | 38 | 0,27 | 0,69 | 35° |
8 | 20,0 | 160,0 | 0,42 | 38 | 0,24 | 0,66 | 33° |
9 | 20,0 | 180,0 | 0,42 | 38 | 0,21 | 0,63 | 32° |
На графике откладываем полученные значения a z, начиная построение сверху вниз (рис.1).
Рис. 1. Кривая равнопрочного откоса котлована глубиной 9 м в глине
Таким образом, рассчитана допустимая крутизна откоса котлована глубиной 9 м в глине.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Филиппов, Б.И. Охрана труда при эксплуатации строительных машин /
Б.И. Филиппов. – М.: Высшая школа, 1984. - Пчелинцев, В.А. Охрана труда в строительстве / В.А. Пчелинцев, Д.В.
Коптев, Д.Д. Орлов и др. – М.: Высшая школа, 1991. - Руководство по проектированию виброизоляции машин и оборудования / ЦНИИСК им. Кучеренко. – М.: Стройиздат, 1972.
- Охрана труда в грузовом хозяйстве железных дорог (с примерами решения задач) / В.И. Бекасов, Н.Е. Лысенко, В.А. Муратов и др. – М.: Транспорт, 1984.
- Охрана труда в строительстве. Инженерные решения: Справочник / В.И. Русин, Г.Г. Орлов, Н.М. Неделько и др. – Киев: Будивэльнык, 1990. – 208 с.
- Инженерные решения по технике безопасности в строительстве / Н.Д.
Золотницкий, А.М. Гнускин, В.И. Максимов и др. – М.: Стройиздат, 1969. – 264 с. - СНиП 2.01.07-85. Нагрузки и воздействия. – М., 1988. – 38 с.
- СНиП 2.06.05-84. Плотины из грунтовых материалов / Госстрой СССР. – М.:ЦИТП Госстроя СССР, 1985. – 32 с.