Курсовая работа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности в ЧС

Чернецкий Виталий Валерьевич

Курсовая работа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности в ЧС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курсовая работа БЖЧС80.29 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБ ОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

специальность – 280700.62 Техносферная безопасность

Курсовая работа

        по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

Проверил:                                                                   Выполнил:                                                                                                              

       

_Варнавских С.М.______________                Студент:_Чернецкий В.В._______

        (заметка о зачете)

Рецензент:____________________                        Шифр: 1317-п/ТБб-1029______        

        

___________________________________

                                (подпись)

____________________________

                      (дата)

Калининград 2016 г

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 3. ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС……………………………3

Вопрос 14. ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЧС: ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ, ОПОЛЗНИ, СЕЛИ, СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ……………………………..6

Вопрос 20. ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЕГО ТРАНСПОРТА В ЧС…………………………………..15

ЗАДАЧА 5………………………………………………………………………..18

ЗАДАЧА 6………………………………………………………………………..19

Список используемой литературы…………………………………………...…20

ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС

Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий создают чрезвычайные ситуации (ЧС), которые изменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводят жизнедеятельность в состояние взаимодействия человека со средой обитания в условиях высокой травмоопасности или гибели. Переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих непревышение допустимых уровней негативного воздействия, и задач снижения риска воздействия опасностей на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановления жизнедеятельности.

Согласно Федеральному закону «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1996 г.) чрезвычайная ситуация  это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, причинили ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождались значительными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности людей.

В основе возникновения чрезвычайных ситуаций лежат внешние и внутренние причины. Внешними причинами ЧС являются, например, стихийные бедствия, внезапное прекращение подачи энергоносителей, терроризм, войны и др.Внутренние — это недостаточная квалификация персонала, ошибки в проектах, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина работников, неоправданная экономия средств на профилактических мероприятиях. Внутренним причинам, согласно статистике и мнению специалистов, принадлежит главная роль в возникновении техногенных катастроф. По оценке экспертов человеческие ошибки обусловливают 45 % экстремальных ситуаций на АЭС, 60 % авиакатастроф и 80 % катастроф на море.

Чрезвычайные ситуации классифицируют:

• по природе возникновения — природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;

• по масштабам распространения последствий — локальные, или объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные (национальные), трансграничные, глобальные;

• по причине возникновения — преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);

• по скорости развития — взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;

• по возможности предотвращения ЧС — неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные, антропогенные).

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами: пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах и системах жизнеобеспечения населения, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий и т.п.

К экологическим ЧС относятся: аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя Земли, опустынивание земель, кислотные дожди и др.

К биологическим ЧС относятся: эпидемия (массовое распространение инфекционного заболевания среди людей), эпизоотия (массовое распространение инфекционного заболевания среди животных) и эпифитотия (массовое распространение заболевания среди растений).

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, войны и др.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей, например диспетчеров поездов, самолетов и т.п.

К комбинированным можно отнести те ЧС, которые стали следствием, например, схода снежной лавины, в результате неосторожного взрыва боеприпаса.

Для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон чс и адекватного реагирования на них чс классифицируют на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Локальная  это такая ЧС, при возникновении которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения ЧС и зона ее распространения не выходит за пределы территории объекта. К местной относится ЧС, в результате которой пострадало от 10 до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 человек, либо материальный ущерб составляет от 1 до 5 тыс. МРОТ и ее зона не выходит за пределы населенного пункта, города, района. К территориальнойотносится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составляет от 5 до 500 тыс. МРОТ и зона ее не выходит за пределы субъекта РФ. К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн МРОТ и зона ее охватывает территорию двух субъектов РФ. К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн МРОТ и зона ее выходит за пределы двух субъектов РФ. Ктрансграничнойотносится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию России.

Локальная ЧС при известных условиях вполне может перерасти в региональную, федеральную или трансграничную.

Важная характеристика ЧС — темпы их формирования (развития). По продолжительности (от непосредственной причины возникновения ЧС до ее кульминационной точки) все чС можно разделить на «взрывные» и «плавные». Продолжительность развития ЧС первого типа составляет от нескольких секунд до нескольких часов. Примером таких экстремальных ситуаций могут служить стихийные бедствия и некоторые виды техногенных катастроф (аварии на крупных АЭС, ТЭС, газо- и нефтепроводах, а также на химических предприятиях. Продолжительность развития чрезвычайных ситуаций второго типа может исчисляться несколькими десятилетиями.

ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЧС: ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ, ОПОЛЗНИ, СЕЛИ, СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ

Землетрясения

Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие, в основном, в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния. 

Колебания грунта возбуждают колебания зданий и сооружений, вызывая в них инерционные силы. При недостаточной прочности (сейсмостойкости) происходит их разрушение. Сейсмическая опасность при землетрясениях определяется не только колебаниями грунта, но и возможными вторичными факторами, к которым можно отнести лавины, оползни, обвалы, опускание (просадку) и перекосы земной поверхности, разрушение грунта, наводнения при разрушении и прорыве плотин и защитных дамб, а также пожары.

Наиболее частой причиной землетрясений является появление чрезмерных внутренних напряжений и разрушение пород. Потенциальная энергия, накопленная при упругих деформациях породы, при разрушении (разломе) переходит в кинетическую энергию сейсмической волны в грунте. Землетрясение такого плана называется тектоническим.

Место разрушения породы называют гипоцентром. В зависимости от глубины гипоцентра, землетрясения подразделяются на нормальные (при глубине до 70 км), промежуточные (от 70 до 300 км) и глубокофокусные (более 300 км).Проекция гипоцентра на земную поверхность называется эпицентром.

Классификация землетрясений по его величине и мощности ведется по шкале магнитуд Рихтера. Магнитуда (М) землетрясения является мерой общего количества энергии, излучаемой при сейсмическом толчке в форме упругих волн.

Проявление землетрясения в тех или иных районах называют сейсмичностью. Интенсивность землетрясения характеризует силу землетрясения, которая зависит от расстояния, убывая от эпицентра к периферии. Интенсивность землетрясения на поверхности Земли оценивается по 12-балльной шкале.

Наряду с тектоническими процессами, землетрясения могут возникнуть и по другим причинам. Одной из таких причин являются вулканы. Извержение лавы из кратера сопровождается выделением энергии и порождает вулканические землетрясения.

Другую категорию образуют обвальные землетрясения, которые происходят в результате обрушения кровель шахт или подземных пустот и вызывают волны в грунте. Эти землетрясения относятся к категории слабых.

  • 1 балл (незаметное) — отмечается только специальными приборами
  • 2 балла (очень слабое) — ощущается только очень чуткими домашними животными и некоторыми людьми в верхних этажах зданий
  • 3 балла (слабое) — ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение от грузовика
  • 4 балла (умеренное) — землетрясение отмечается многими людьми; возможно колебание окон и дверей;
  • 5 баллов (довольно сильное) — качание висячих предметов, скрип полов, дребезжание стекол, осыпание побелки;
  • 6 баллов (сильное) — легкое повреждение зданий: тонкие трещины в штукатурке, трещины в печах и т. п.;
  • 7 баллов (очень сильное) — значительное повреждение зданий; трещины в штукатурке и отламывание отдельных кусков, тонкие трещины в стенах, повреждение дымовых труб; трещины в сырых грунтах;
  • 8 баллов (разрушительное) — разрушения в зданиях: большие трещины в стенах, падение карнизов, дымовых труб. Оползни и трещины шириной до нескольких сантиметров на склонах гор;
  • 9 баллов (опустошительное) — обвалы в некоторых зданиях, обрушение стен, перегородок, кровли. Обвалы, осыпи и оползни в горах. Скорость продвижения трещин может достигать 2 см/с;
  • 10 баллов (уничтожающее) — обвалы во многих зданиях; в остальных — серьёзные повреждения. Трещины в грунте до 1 м шириной, обвалы, оползни. За счет завалов речных долин возникают озёра;
  • 11 баллов (катастрофа) — многочисленные трещины на поверхности Земли, большие обвалы в горах. Общее разрушение зданий;
  • 12 баллов (сильная катастрофа) — изменение рельефа в больших размерах. Огромные обвалы и оползни. Общее разрушение зданий и сооружений.

Оползень

Оползень – это смещение на более низкий уровень части горных пород, слагающих склон, в виде скользящего движения, в основном без потери контакта между движущимися и неподвижными породами. Движение оползня начинается вследствие нарушения равновесия склона и продолжается до достижения нового состояния равновесия.

Оползни могут разрушать отдельные объекты и подвергать опасности целые населенные пункты, губить сельскохозяйственные угодья, создавать опасность эксплуатации карьеров, повреждать коммуникации, туннели, трубопроводы, телефонные и электрические сети, угрожать водохозяйственным сооружениям (плотинам).

Оползни, образующиеся на естественных склонах и в откосах выемок, принято подразделять на две группы:

1-я группа. Структурные оползни (структура – однородные связные глинистые породы: глины, суглинки, глинистые мергели). Основными причинами образования структурных оползней являются:

-чрезмерная крутизна склона (откоса);

-перегрузка верхней части склона различными отвалами и инженерными сооружениями;

-нарушение целостности пород склона траншеями, нагорными канавами или оврагами;

-подрезка склона и его подошвы;

-увлажнение подошвы склона.

Характерными местами (условиями) возникновения структурных оползней могут быть:

-искусственные земляные сооружения с крутыми откосами;

-выемки, образующиеся в однородных глинистых грунтах на водораздельных участках возвышенности;

-глубокие разрезы для открытой разработки месторождений полезных ископаемых;

-насыпи, отсыпанных такими же породами при переувлажнении почвенно-растительного покрова и глинистых пород, залегающих у поверхности.

2-я группа. Контактные (соскальзывающие, срезающие, скалывающие) - связные глинистые породы, залегающие в виде пластов с хорошо выраженными плоскостями напластования (глины, суглинки, мергели, неплотные известняки, некрепкие глинистые сланцы, лесс, лессовидные суглинки и др.).

Основными причинами образования контактных оползней являются :

-чрезмерное крутое падение слоев;

-перегрузка склона отвалами или различными земляными сооружениями;

-нарушение целостности пород на склоне траншеями или нагорными канавами;

-подрезка склона;

-смачивание плоскостей напластывания (контактов) подземными водами.

Характерными местами (условиями) возникновения оползней могут быть: естественные склоны возвышенностей и долин рек (на косогорах), откосы выемок, состоящих из слоистых пород, у которых падение слоев направлено в сторону склона или по направлению к выемке.

Сели

Селевой очаг – участок селевого русла или селевого бассейна, имеющий значительное количество рыхлообломочного грунта или условий для его накопления, где при определенных условиях обводнения зарождаются сели.

Селевым потоком (селем) называют стремительные русловые потоки, состоящие из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающие в бассейнах небольших горных рек.

Непосредственными причинами зарождения селей служат ливни, интенсивное таяние снега и льда, прорыв водоемов, землетрясения, извержения вулканов. Несмотря на разнообразие причин, механизмы зарождения селей имеют много общего и могут быть сведены к трем главным типам: эрозионному, прорывному и обвально-оползневому.

При эрозионном механизме зарождения идет насыщение водного потока обломочным материалом за счет смыва и размыва селевого бассейна и затем - формирование селевой волны в русле.

При прорывном механизме зарождения водяная волна за счет интенсивного размыва и вовлечения в движение обломочных масс сразу превращается в селевую волну, но с изменчивой насыщенностью.

При обвально-оползневом механизме зарождения, когда происходит смыв массива водонасыщенных горных пород (включая снег и лед), насыщенность потока и селевая волна формируются одновременно (насыщенность сразу практически максимальна).

Селевые потоки бывают: водно-каменными; водно-песчаными и водно-пылеватыми; грязевыми; грязекаменными; водно-снежно-каменными.

Водно-каменный сель – такой поток, в составе которого преобладает крупнообломочный материал. Формируется, в основном, в зоне плотных пород.

Водно-песчаный – такой поток, в котором преобладает песчаный и пылеватый материал. Возникает, в основном, в зоне лессовидных и песчаных почв во время интенсивных ливней, смывающих огромное количество мелкозема.

Грязевой сель близок к водно-пылеватому. Формируется в районах распространения пород преимущественно глинистого состава.

Грязекаменный сель характеризуется значительным содержанием в твердой фазе глинистых и пылеватых частиц с явным их преобладанием над каменной составляющей потока.

Водно-снежно-каменный сель – переходная стадия между, собственно, селем, в котором транспортирующей средой является вода, и снежной лавиной.

Формирование селей обусловлено определенным сочетанием геологических, климатических и геоморфологических условий: наличием селеформирующих грунтов, источников интенсивного обводнения грунтов, а также геологических форм, способствующих образованию достаточно крутых склонов и русел.

Источниками питания селей твердыми составляющими являются ледниковые морены с рыхлым заполнением, рыхлообломочный материал осыпей, оползней, обвалов, смывов, русловые завалы и загромождения, образованные предыдущими селями, древесно-растительный материал. Источниками питания селей водой являются дожди и ливни, ледники и сезонный снежный покров, воды горных рек.

Наиболее часто образуются сели дождевого питания, основным условием формирования которых является количество осадков, способных вызвать смыв продуктов разрушения горных пород и вовлечь их в движение.

Формирование селей происходит в селевых водосборах, наиболее распространенной формой которых является грушевидная с водосборочной воронкой и веером ложбинных и долинных русел, переходящих в основное русло. Селевой водосбор включает три основные зоны, в которых формируются и протекают селевые процессы:

-зона селеобразования (питания селей водой и твердой составляющей);

-зона транзита (движение селевого потока);

-зона разгрузки (массового отложения селевых выносов).

Площади селевых водосборов колеблются от 0,05 до нескольких десятков квадратных километров. Длина русел колеблется в пределах от 10-15 м (микросели) до нескольких десятков километров, а их крутизна в транзитной зоне колеблется от 25°-30° (в верхней части) до 8°-15° (в нижней части). При меньших уклонах начинается процесс отложения селевой массы. Полностью движение селя прекращается при крутизне 2°-5°.

Плотность селевого потока зависит от состава и содержания твердой составляющей. Обычно она составляет не менее 100 кг в одном кубическом метре воды, что при плотности породы 2,4-2,6 г/см3 приводит к плотности селевых потоков примерно 1,07-1,1 г/см3. Как правило, плотность селевого потока колеблется в пределах 1,2-1,9 г/см3. 

Скорость движения селевого потока в транзитных условиях (в зависимости от глубины потока, уклона русла и состава селевой массы) составляет от 2-3 до 7-8 м/с, а иногда и более. Максимальная скорость может превышать среднюю в 1,5-2 раза.

Высота селевого потока варьируется в значительных пределах и может составлять: для мощных и катастрофических селей – 3-10 м, для маломощных – 1-2 м.

Ширина селевого потока зависит от ширины русла и в большинстве горных бассейнов на транзитных участках колеблется от 3-5 м (узкие каньоны, горловины, глубоко врезанные русла небольших бассейнов) до 50-100 м.

Максимальный расход селя колеблется от нескольких десятков до 1000-1500 м3/с.

Объем селевых отложений (объем рыхлообломочной породы в естественном залегании, вынесенный из селевого очага и русла) определяет зону воздействия селя. Как правило, суммарный объем селевого выноса определяет тип селя.

Продолжительность селей колеблется от десятков минут до нескольких часов.

Максимальные размеры крупнообломочных включений характеризуются размерами отдельных глыб и валунов скальных и полускальных пород и могут быть 3-4 м в поперечнике. Масса таких глыб может составлять до 300 т.

Вязкость связных селей колеблется от 3-4 пуаз (единица динамической вязкости (П) до нескольких десятков, а иногда и сотен пуаз. При значительной вязкости сель напоминает густой бетонный раствор

Снежные лавины

Лавина (от латинского labina – оползень) – снежный обвал массы снега на горных склонах, пришедшей в интенсивное движение. Снежные лавины представляют серьезную опасность. В результате их схода гибнут люди, разрушаются спортивные и санаторно-курортные комплексы, железные и автомобильные дороги, линии электропередач, объекты горнодобывающей промышленности и другие объекты экономики, блокируются целые районы, а также могут вызываться наводнения (в том числе прорывные) с объемом подпруженного водоема до нескольких миллионов кубометров воды. Высота прорывной волны в таких случаях может достигать 5-6 метров. Лавинная активность приводит к накоплению селевого материала, так как вместе со снегом выносятся каменная масса, валуны и мягкий грунт.

Возникновение лавин возможно во всех горных районах, где устанавливается снежный покров. Возможность схода лавин обусловливается сочетанием лавинообразующих факторов, а также наличием склонов крутизной от 20 до 50° при толщине снежного покрова не менее 30-50 см. К лавинообразующим факторам относятся:

-высота снежного покрова;

-плотность снега;

-интенсивность снегопада;

-оседание снежного покрова;

-температурный режим воздуха и снежного покрова;

-метелевое распределение снежного покрова.

В отсутствии осадков сход лавин может быть следствием интенсивного таяния снега под воздействием тепла, солнечной радиации и процесса перекристаллизации, приводящих к разрушению снежной толщи (вплоть до образования мелкодисперсной снежной массы в глубине этой толщи) и ослаблению прочности и несущей способности отдельных слоев.

Формирование лавин происходит в лавинном очаге, представляющем собой участок склона и его подножия, в пределах которого движется лавина. Лавинный очаг принято характеризовать тремя зонами:

-зоной зарождения (лавиносбор);

-зоной транзита (лоток);

-зоной остановки (конус выноса) лавины (рис.1.).

Классификация лавин по природе их формирования представлена в таблице 1.

До 70% всех лавин обусловлены снегопадами. Эти лавины сходят во время снегопадов или в течение 1-2 суток после их прекращения.

По частоте схода (повторяемости) различают:

-систематические лавины (сходят каждый год или один раз в два года);

-спорадические лавины (сходят 1-2 раза в 100 лет и реже, место схода трудно определить).

Таблица 1.Классификация снежных лавин

Тип лавин

О с о б е н н о с т и


Лотковая


Движение по фиксированному руслу


Осов (склоновая)


Отрыв и движение по всей поверхности склонов


Прыгающая


Свободное падение с уступов склонов


Пластовая


Движение по поверхности нижележащего слоя снега


Грунтовая


Движение по поверхности грунта


Сухая


Сухой снег в лавинном очаге


Мокрая


Мокрый снег в лавинном очаге

а) План горного склонаhttp://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2208/7z-docs/6_html_m42468b16.png

б) Расчетные параметрыhttp://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2208/7z-docs/6_html_ma44b8c1.png

Рис. 1. Схема лавинного очага:

(Lmax – дальность выброса лавины; В – ширина лавиносбора; b – ширина выброса; α1 – средний угол наклона площади лавиносбора; α2 – средний угол наклона лотка; ΔН – превышение лавинного очага (разность максимальной и минимальной высот склона в пределах лавинного очага); L – длина лавиносбора; F – площадь лавиносбора)

Основные характеристики снежных лавин

Показатели

Диапазоны

изменений

Масса (m), т


от единицы до 10
7


Объем (V), м
3


от единицы до 10
7


Скорость движения (V), м/с: мокрые


10-20


сухие


20-100


Динамическое давление (
ρn), мПа


до 2


Дальность выброса (L
max), м


до 2000


Плотность лавинного снега (
ρ), т/м3: сухая


0,2-0,4


мокрая


0,3-0,8


Высота фронта лавины (Н
л), м


до 10


Площадь сечения лавинного потока, м
2


до 10
3


Коэффициент лавинной активности, к
s *


0,3-1,0


Коэффициент поражения дна долины, к
дн **


0,2-1,0


Объем лавинных завалов на дне долин и дорогах, м
3


до 10
7


* отношение лавиноактивной площади к суммарной.

** отношение поражаемой длины дна долины ко всей длине на данном участке.

http://dogend.ru/texts/415/414816/414816_html_m56d8592b.png

ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЕГО ТРАНСПОРТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

        Без современной индустрии, высокоразвитого сельского хозяйства, развитой системы транспорта, мощного научного потенциала невозможно решение задач ни мирового, ни военного времени.  Нарушение нормального функционирования их в результате ЧС может привести к нарушению нормальных условий жизнедеятельности населения, а в военное время решить исход войны в пользу агрессора. Поэтому одной из важных задач государства становятся защита населения и территорий в ЧС мирного и военного времени. Эта задача решается путем повышения устойчивости функционирования (работы) объектов и отраслей экономики в ЧС мирового и военного времени.

        Цели повышения устойчивости работы объекта (ПУРО) в ЧС: обеспечения функционирования объекта в ЧС, а в случае нарушения работы – восстановление в короткие сроки.

        Задачи ПУРО: защита объектов экономики и членов их семей, снижение или исключение материальных потерь, ущерба природной среде.

        На железнодорожном транспорте кроме чисто транспортных объектов имеются промышленные предприятия, поэтому в главе рассматриваются мероприятия по повышению устойчивости работы транспортных и промышленных объектов.

        Под устойчивостью работы объекта в ЧС понимают его способность в условиях ЧС производить продукцию в заданных размерах и номенклатуре, а в случае нарушения процесса производства – в короткие сроки восстановить его. В понятии «устойчивость объекта» входит также его способность предупреждать возникновение ЧС, особенно техногенного характера, предупреждать или уменьшать угрозу жизни и здоровью людей, ущерб природной среде.

        Под устойчивостью работы железнодорожного транспорта понимают его способность в условиях ЧС выполнять перевозки в заданных размерах, а в случае нарушения перевозочного процесса – в короткие сроки восстанавливать его.

        Роль транспорта определяется тем, что он является связующим звеном между экономическими районами, отраслями экономики, производством и потреблением, а в военное время – между фронтом и тылом. При возникновении ЧС дополнительно появляются перевозки, не свойственные для нормальных условий жизнедеятельности населения. Это – подвоз аварийно-спасательных формирований и техники в зоны ЧС для проведения АСДНР, вывоз пораженных из зоны ЧС, эвакуация населения и другие. Значительная часть этих перевозок падает на железнодорожный транспорт.

        Под объектом железнодорожного транспорта (ОЖДТ) понимают железнодорожную станцию (узел) с расположенным в ее районе предприятиями, учреждениями, организациями железнодорожного транспорта.

        К важнейшим элементам ОЖДТ относятся основные железнодорожные пути, устройства автоматики, связи и СЦБ, стрелочные переводы, искусственные сооружения, устройства энергоснабжения и другие. Для участковой, сортировочной, грузовой и других подобных станций в зависимости от их назначения и характера работы важными элементами являются также сооружения и устройства локомотивного и вагонного хозяйства, сортировочные, грузовые и другие устройства.

        Устойчивость ОЖДТ зависит от многих факторов, в том числе от места расположения объекта относительно источника ЧС, характера и важности выполняемой работы, устойчивости инженерно-технического комплекса (зданий, сооружений, оборудования, устройств).

        Под устойчивостью инженерно-технического комплекса (ИТК) понимают способность комплекса противостоять воздействию поражающих факторов источника ЧС, в первую очередь воздушной ударной волны. устойчивость ИТК иногда называют физической и статической устойчивостью, а устойчивость работы – технологической устойчивостью объекта.

        Поскольку обеспечить абсолютную защиту от воздействия воздушной ударной волны невозможно, устанавливают целесообразный предел устойчивости ИТК.

        За предел устойчивости ИТК принимают величину избыточного давления на фронте воздушной ударной волны, при превышении которой объект выходит из строя, прекращает работу.

        Большинство зданий, сооружений, оборудования считаются вышедшими из строя при средних разрушениях. При таких разрушениях восстанавливать их возможно. При этом за предел устойчивости принимают средние значения табличных данных для средних разрушений. Как правило он задается вышестоящим органом, но может быть определен и на месте объектовой комиссией устойчивости, но не ниже заданного вышестоящим органом.

        Предел устойчивости ИТК объекта в целом определяют в зависимости от устойчивости его элементов (путевого развития, зданий, оборудования и тд.), существенно влияют на работу объекта (для промышленного объекта – это основные цехи, для ОЖДТ – основные пути, устройства связи и СЦБ, локомотивного и вагонного хозяйства и другие, непосредственно связанные с обслуживанием движения поездов). При этом низкая устойчивость элементов, которые в случае разрушения могут быть восстановлены или заменены в короткие сроки, на определение предела устойчивости не должна влиять.

        Пределу устойчивости по ударной волне должны соответствовать пределы устойчивости по тепловому излучению и других поражающих факторов. При разработке мероприятий по повышению устойчивости должна быть обеспечена равная устойчивость по всем поражающим факторам источников ЧС.

        Повышение устойчивости работы объекта (ПУРО) в ЧС состоит в разработке и в осуществлении инженерно-технических, технологических, организационных и других мероприятий, направленных на повышение предела устойчивости ИТК, надежности работы объекта, исключение или снижение возможных потерь среди работников, разрушений зданий, сооружений и других элементов объекта, созданий условий для проведения АСДНР и восстановительных работ в короткие сроки. Попутно решаются задачи по обеспечению безопасности труда, предотвращению ущерба природной среде.

        Технологические мероприятия по ПУРО сводятся к внесению изменений в технологию производства в условиях ЧС. К ним можно отнести, например, пропуск поездов по обходам крупных узлов, перераспределение количество энергоносителей по потребителям с учетом условий ЧС и тд.

        Организационные мероприятия касаются действий людей в условиях ЧС. Примеры: определение порядка действий по сигналам оповещения, приведения в полную готовность формирований ГО и др.

        Основными являются инженерно-технические мероприятия (ИТМ) они направлены на инженерную подготовку объектов к работе в условиях ЧС. Примеры: строительство защитных сооружений, обход крупных железнодорожных узлов и тд.

        Проведение ИТМ регламентируется государственными и отраслевыми нормативными документами (в дальнейшем нормами).

        Нормы применяют при проектировании новых, реконструкции и расширении действующих объектов промышленности, транспорта (в том числе при строительстве вторых железнодорожных путей), энергетики, связи, расположенных в зонах возможных сильных разрушений. На остальной территории мероприятия выполняются в основном объеме радиационной и химической защиты, а также связанные с защитой от стихийных бедствий.

        Внедрение ИТМ на стадии проектирования дает наибольший экономический эффект, т. к. позволяет целесообразно сочетать интересы экономики и ГОЧС, достигать максимальных результатов при минимальных затратах.

        ЗАДАЧА 5

Вблизи здания депо на расстоянии 250 метров произошел взрыв взрывчатого вещества ЭТЕН массой 45 тонн. Определить параметры воздушной ударной волны у здания депо. Ударная волна направлена перпендикулярна к зданию депо.

Решение:

  1. Найти массу тротила С, т., эквивалентную массе ВВ

  1. Найти избыточное давление, кПа, на фронте воздушной ударной волны (ВУВ).

  1. Найти скоростной напор, кПа, для ВУВ:

Где  - атмосферное давление, кПа.

  1. Определить время, с, действия ВУВ:

  1. Суммарное избыточное давление, кПа, на фронте отраженной волны:

ЗАДАЧА 6

        Через 2 часа после аварии реактора типа РБМК произошло радиоактивное загрязнение территории объекта. Мощность дозы радиации на это время . Обеспечит ли необходимую степень защиты суточный режим, предусматривающий пребывание в одноэтажных производственных зданиях = 6 часов, в пятиэтажных каменных жилых домах = 13 часов, в автобусах = 1 час, на открытой местности = 4 часа, если общий срок соблюдения данного режима – двое суток, а заданная на этот срок доза облучения  Соблюдение режима начинается с двух часов после аварии.

Решение:

  1. Определить коэффициент защищенности для суточного режима:

Где 24 – число часов в сутках;

t – время пребывания на открытой местности, 4 ч;

 - время пребывания в зданиях и сооружениях ();

 – 3.67 коэффициент ослабления дозы радиации соответственно зданиями, сооружениями и т.д.

  1. Определить коэффициент безопасной защищенности :

D/ , рад.,

Где:

Сделать вывод: коэффициент суточной защищенности не высок, необходимо увеличить время пребывание на открытой местности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1.Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

3. Безопасность жизнедеятельность в чрезвычайных ситуациях. Сычев Ю.Н. М.: МЭСИ. 2005. – 226 с.