Особенности транспортировки баллонов со сжатым газом

Ломакин Иван Александрович

В данной статье описываются особенности транспортировки баллонов со сжатым газом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_transportirovki.docx82.64 КБ

Предварительный просмотр:

Ломакин Иван Александрович, студент

vanyalomakin@yandex.ru

Курский государственный университет, г. Курск

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ БАЛЛОНОВ СО СЖАТЫМИ ГАЗАМИ

Перевозка баллонов с сжатым газом на предприятия  может производиться как самими предприятиями, так и по соглашению с газоснабжающими организациями.

Транспортировка сжиженного газа от заводов-изготовителей до потребителей (кустовых баз) осуществляется главным образом железнодорожным транспортом в специальных цистернах.

Для перевозки СУГ применяют железнодорожные цистерны особой конструкции (рисунок 1).

https://konspekta.net/lektsiacom/baza4/1624872822897.files/image080.jpg

1 – лестница; 2 – узел манометродержателя, 3 – предохранительный колпак; 4 – площадка с поручнями; 5 – сосуд со сферическим днищем, 6 – четырехосная платформа.

      Рисунок 1   – Железнодорожная цистерна для перевозки СУГ

Сварной цилиндрический резервуар со сферическими днищами представляет собой используемую цистерну, расположенную на четырех-осной железнодорожной тележке. Стяжными болтами осуществляется крепление резервуара к раме. Цистерна оборудована люком диаметром 450 мм. На его крышке закреплена арматура. Предохранительным колпаком закрывается люк вместе с арматурой. Диаметр колпака – 685 мм, высота – 340 мм. Чтобы обслуживать арматуру вокруг колпака, осуществлена площадка оборудованная поручнями и стремянками по обе стороны цистерны.

Для контроля и правильного заполнения цистерны служат вентили,  заканчивающие внутри цистерны трубками на уровне максимального наполнения. При этом трубка вентилях, маховик которого окрашен в зеленый цвет, заканчивается на уровне максимально допустимого заполнения сосуда цистерны сжиженным газом, а трубка вентиля , маховик которого окрашен в красный цвет – на 50 мм выше. Таким образом, вентиль  является вентилем-сигналом, а слой жидкости в 50 мм представляет собой допустимое контролируемое переполнение железнодорожной цистерны сжиженными газами.

Железнодорожные цистерны оборудуются следующей арматурой: для налива и слива, для контроля степени заполнения и давления в ней, а также предохранительными устройствами. Для защиты от солнечных лучей цистерны оборудованы теневыми кожухами.

Самой распространенной и доступной в сельской местности является доставка сжиженного газа в баллонах. При этом можно использовать любой вид транспорта: тракторы с прицепами, автомобильный, водный и гужевой транспорт на мягких рессорах.

Перевозить баллоны можно в обычных бортовых автомашинах как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. При этом между ними должны прокладываться деревянные бруски, с вырезанными по размеру баллонов гнездами. На баллоны надеваются веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм.

Необходимо, чтобы цистерна была выкрашена в светло-серый цвет. На ней должны быть сделаны соответствующие надписи. Низ цистерны окрашивают в черный цвет. Вдоль оси применяют отличительную полосу красного цвета шириной 300 мм.

Доставку сжатого азота потребителям производят в специально оборудованных цистернах и в крытых вагонах, груженных баллонами. Этот вид транспортировки применяют для снабжения газом бытовых потребителей, которые расположены в районах, удаленных от кустовых баз. Иногда перевозка сжатых газов в баллонах по железнодорожным путям экономически эффективнее, чем доставка автомобильным транспортом.

При перевозке на специальных автомашинах баллоны, наполненные газом, защищаются от солнечных лучей тентом, а на бортовых автомашинах и другом транспорте накрываются брезентом.

При перевозке заполненных баллонов запрещается находиться людям в кузове автомашины.

Доставка газа потребителям в основном осуществляется двумя типами специальных автомашин, конструкцию которых разработал Саратовский институт Гипрониигаз.[4]

В одном случае на шасси автомашины ГАЗ-51 установлены 12 контейнеров, по три баллона (емкостью 55 л) в каждом. Погрузку и разгрузку контейнеров производит легкий кран, смонтированный между кузовом и кабиной водителя.

В другом случае на шасси автомобиля ГАЗ-51 устанавливается каркас, сваренный из уголков и труб с ячейками-клетками, в которые укладываются баллоны в горизонтальном положении. Такая автомашина типа «Клетка» может одновременно перевозить 32 баллона, однако при перевозке баллонов на значительные расстояния

Целесообразно перевозить большее количество баллонов. Для этого предполагается снять кузов автомашины типа «Клетка» (рисунок 2) и заменить обычным кузовом с сепаратором, который состоит из деревянных реек, отделяющих баллоны друг от друга. При этом емкость автомашины увеличивается с 32 до 45 баллонов.

Перевозка осуществляется в соответствии с «Правилами дорожного движения» и РД 51-3.10-93 по специально выбранным маршрутам. Они ,по возможности, не должны проходить через:

- населенные пункты;

- вблизи зрелищных, учебных и др. учреждений;

- зоны отдыха.

http://www.mini-koleso.ru/images/models/gruzoviki_avtopoezda_spetstehnika/revozka_gazovih_ballonov.v8_86_1/zil_4333_kt_602_1_perevozka_gazovih_ballonov.1.product.lightbox.jpg

Рисунок 2 – Автомобиль типа «клетка»

Бланки маршрутов находятся на хранении в организации и у водителя.

Перевозка баллонов с сжатым газов производится в автотранспортных средствах типа «клетка» или в грузовых автомобилях. В предназначенных для этих целей автомобилях выхлопная труба выводится в переднюю часть. При въезде на территорию ГНС (газонаполнительную станцию) на нее устанавливается гаситель искр. [14]

При остановке автотранспортного средства обязательно должен включаться стояночный тормоз, на уклоне – противооткатный упор.

Перевозящий сжатый газ водитель должен иметь стаж не менее 3 лет, пройти медицинское освидетельствование (оно проводится один раз в пять лет) и обязан пройти обучение в учебном комбинате и иметь «удостоверение газовика», допуск автомобиля на ГНС. [15,16]

Помимо перечисленных в «Правилах дорожного движения» документов водитель обязан при себе иметь:

- удостоверение газовика;

- маршрут перевозки;

- аварийную карточку с информацией об опасных грузах;

- свидетельство о допуске транспортного ср-ва для перевозки сжатого аза;

- в верхнем левом углу путевого листа должна быть отметка красного цвета – «опасный груз»

Баллоны с сжатым газом транспортируются с накрученными заглушками, и колпаками (кроме автомобилей типа «клетка»), и кольцами.

Автотранспортные средства оборудуются:

- двумя знаками «ОПАСНОСТЬ»;

- противооткатным упором (1 шт.);

- мигающими фонарями (2 шт. мигающими или постоянного оранжевого цвета);

- набором инструмента для мелкого ремонта автомобиля, войлок или асбестовое полотно;

- двумя огнетушителями (углекислотным и порошковым) емкостью не менее шести и второй не менее двух литров;

- медицинской аптечкой (специальной);

- лопатой;

- искрогасителем;

- цепочкой;

- заземлением переносным;

- двумя табличками об опасности груза(спереди и сзади);

- средствами индивидуальной защиты (костюм х/б, рукавицы х/б, ботинки кожаные, фильтрующий противогаз марки БКФ).

При перевозке баллонов со сжатым газом запрещается:

а) стоянка автотранспортного средства в близости мест с открытым огнем и мест, где возможно массовое скопление людей (рынки, магазины, кинотеатры);

б) бортовые машины и автомобиль типа «клетка» при необходимости допускается останавливать более чем на 1 час на расстоянии не менее 10 метров от жилых домов и 25 метров от общественных зданий;

в) расстояние от места стоянки машины для перевозки сжиженных газов до выгребных ям, погребов, крышек колодцев подземных коммуникаций - не менее 5 метров;

г) во время погрузки и разгрузки автомобиля двигатель должен быть заглушен.

Список использованных источников

1. ТУ 2114–002–77290008–2011. «Азот газообразный и жидкий. Технические условия».

2. Информационная карта РПОХБВ. «Азот. Свидетельство о государственной регистрации серия АТ №000128» от 02.11.1994 г.

3. Руководство по медицинским вопросам профилактики и ликвидации последствий аварий с опасными химическими грузами на железнодорожном транспорте/ Под ред. С.Д. Кривули, В.А. Капцова, С.В. Суворова, – М.: Изд-во ВНИИЖГ, 1996 г.

4. ППБ 01-03. «Правила пожарной безопасности в РФ» от 18 июня 2003 г. № 313.

5. Химическая энциклопедия. В пяти томах. Том 1./Под ред. И.Л. Кнунянца и др. – М.: Советская энциклопедия, 1988 г.