Тема на 08.04.20 для группы 921

Воронцова Анна

Тема:Система ЕГАИС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ознакомиться с темой.17.98 КБ

Предварительный просмотр:

 ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) — автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Функциональность системы

Согласно утверждениям производителя, ЕГАИС позволяет:

  • обеспечивать полноту и достоверность учёта производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; с возможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объёма, правильности начисления акциза;
  • обеспечивать ведение учёта импорта спирта и алкогольной продукции с контролем правильности начисления акциза;
  • обеспечивать учёт федеральных специальных марок и акцизных марок;
  • производить анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ и её регионов;
  • затруднить сбыт контрафактной продукции за счёт проверки сопроводительных документов, удостоверяющих законность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Для рядового покупателя в системе реализован сервис проверки чека на алкогольную продукцию[1]. Для этого предназначен напечатанный в чеке QR-код, который содержит ссылку на страницу системы ЕГАИС с информацией о купленном товаре[2]. Информация включает в себя сведения о продавце алкогольной продукции (наименование, ИНН, адрес), данные чека (номер, дата и время продажи), серии и номера акцизных марок, сведения о продукте (точное наименование товара, объём, крепость, сведения о производителе).

История внедрения

Внедрена для обязательного использования предприятиями, работающими с оптовыми партиями спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в 2005 году. Разработана во ФГУП «Научно-технический центр „Атлас“», подведомственном ФСБ. Внедрение на начальном этапе сопровождалось техническими неполадками и значительным финансовым ущербом, понесенным участниками рынка и государством. Разработчики не имели полноценного технического задания для разработки, а правительством на тот момент не были на должном уровне подготовлены необходимые документы и постановления, контролирующие разработку и внедрение ЕГАИС. Ухудшали ситуацию постоянные требования по внесению изменений в ПО, ранее не запланированных.

Проблемы с системой стали заметны, когда под регулирование ЕГАИС было решено подвести производителей парфюмерии (поскольку при производстве те также применяют спиртосодержащие вещества) и организации оптовой торговли алкогольной продукцией: данные отрасли остановили свою деятельность на продолжительный срок. Приказами министерств пришлось вывести производителей парфюмерии из-под контроля ЕГАИС, а саму её — в срочном порядке доработать.

К концу 2007 года ЕГАИС функционировала устойчиво, но из-за отсутствия некоторых функций и необходимых отчётов система не позволяла осуществлять полное наблюдение рынка. При этом из-под действия системы были выведены оптовые предприятия, что в конечном итоге делало саму идею ЕГАИС неполноценной, поскольку отсутствовали все элементы цепи «производитель — потребитель».

В ноябре 2007 года было начато внедрение новой версии ЕГАИС, разработанной другой организацией — Главным научно-исследовательским вычислительным центром Федеральной налоговой службы (ФГУП «ГНИВЦ ФНС»). Закончить внедрение было запланировано в конце этого же года, однако из-за недоработок разработчиков системы (более 500 человек) сроки перехода на новую версию постоянно сдвигались.

Первоначально ПО, разработанное ГНИВЦ, по своей сути напоминало простой почтовый клиент, который обеспечивает отправку текстовых файлов. Производить в ней учёт и контроль было практически невозможно.

Окончательный переход на новую версию ПО был запланирован на ноябрь 2008 года, однако внедрение началось только в январе 2009 года. К сентябрю 2009 года ПО было в целом внедрено и функционировало с незначительными недоработками. К системе есть нарекания по производительности и стоимости обслуживания: так, типичная конфигурация компьютерного парка для работы ликёроводочного завода в данной системе, включая лицензионное ПО, стоит порядка 650 тыс. рублей. Дальнейшие затраты на обслуживание включают в себя ежегодную сертификацию комплекса (около 60—70 тысяч рублей), заработную плату обслуживающего персонала и обслуживание системы (свыше 300 тыс. рублей в год).

Существенный минус разработанной системы — в использовании полной синхронизации баз данных федерального центра управления и контроля с конечным предприятием. Проблема заключается в чрезвычайно больших объемах передаваемой и обрабатываемой информации.

При использовании ЕГАИС внедрение данного ПО практических не принесло положительных результатов, за исключением некоторого удорожания себестоимости продукции для небольших производств и увеличению доли контрафактной продукции на рынке. С конца 2009 года контроль над системой ЕГАИС постепенно начал передаваться во вновь созданную федеральную службу — Росалкогольрегулирование.

Летом 2012 года Росалкогольрегулированием (РАРом) поставлен вопрос о применении ЕГАИС при розничной продаже алкогольной продукции. В этом случае выстраивается система, которая обеспечит сплошное отражение сведений о движении алкогольной продукции от производителя (импортёра), поставщика до момента её продажи потребителю.

По оценке Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, «ущерб от ошибок при внедрении ЕГАИС для участников рынка составил сотни миллионов, если не миллиарды долларов»[4]

С 1 января 2016 года не зарегистрированные в ЕГАИС дистрибьюторы не смогут принимать отгрузки от производителей и законно поставлять крепкие напитки, вино, пиво, сидр, медовуху и пуарэ в розницу. Однако, на 1 ноября 2015 года, к системе подключено менее 5 % оптовых предприятий России.[5] В рознице — с 1 июля 2016