2020г. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 "Охрана труда" по профессии 23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ».

Козлов Дмитрий Анатольевич

         Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ». Программа разработана на  основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» (утв. приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1581).

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 «СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 «ОХРАНА ТРУДА»

23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ»

г. Советский

2020 г.

Рабочая  программа учебной дисциплины ОП.02 «Охрана труда» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ»

Организация-разработчик: БУ «Советский политехнический колледж»

Разработчики:

Козлов Дмитрий Анатольевич – преподаватель

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК

Протокол № ___

от «___» ________ 202__ г.,

Председатель ________/___________/

РЕКОМЕНДОВАНА

учебно-методическим советом.

Протокол  № ____

от «___» ________ 202__ г.

Председатель ________/____________/

Содержание

п/п

Наименование разделов программы

Стр.

1

Паспорт  программы  учебной  дисциплины

4-5

2

Структура и содержание учебной дисциплины

6-12

3

Условия реализации программы учебной дисциплины

13

4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14-15

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 «ОХРАНА ТРУДА»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ».

Программа разработана на  основании:

1.        Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» (утв. приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1581).

2.        Рабочего учебного плана, разработанного в БУ «Советский политехнический колледж» и утверждённого приказом № 122 от 28 мая 2020 года.

Учебная дисциплина изучается на 3 курсе.

Практикоориентированность учебной дисциплины  составляет 56%.

Место учебной дисциплины в структуре ППКРС: относится к общепрофессиональному циклу.

Реализация программы учебной дисциплины способствует формированию у обучающихся:

           Умений:

   У 1. Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для проведения ремонтных работ и технического обслуживания автомобиля;

   У 2. Безопасно управлять транспортными средствами;

   У 3. Устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности;

    У 4. Выполнять требования безопасности при проведении ремонтных работ и техническом обслуживании автомобиля.

          Знаний:

    З 1. Правила эксплуатации транспортных средств и правила дорожного движения;  

    З 2. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;

    З 3. Основы безопасного управления транспортными средствами; 

    З 4. Инструкции и правила охраны труда.

        Общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

и профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.

ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.

ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.

ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.

ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.

ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.

ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.

ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.

ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.

В целях формирования знаний и умений по дисциплине при организации образовательного процесса используются современные педагогические технологии – интерактивные технологии, проблемного и развивающего обучения, информационные.

Допускается реализация части образовательной программы с применением дистанционного обучения с использованием электронного ресурса СДО ПРОФ.

        Контроль формируемых знаний и умений проводится в процессе  текущего контроля, а также при проведении практических работ. Промежуточная аттестация предусмотрена  в форме дифференцированного зачета на 3 курсе.

          Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

          максимальной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов,

          в том числе:

     обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов,

     самостоятельной работы обучающегося – 2 часов;

промежуточной аттестации – 2 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     лабораторные  работы

0

     практические занятия

18

     контрольные работы

0

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

в том числе:

- реферат

2

Промежуточная  аттестация в форме   дифференцированного зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 «ОХРАНА ТРУДА»

Наименование раздела

Объем часов на раздел

Тема занятия

Объем часов

Вид занятия

Домашнее задание

Самостоя-тельная работа обучаю-щихся

Объем самостоя-тельной работы

Уро-вень освое-ния

Раздел 1.       Общие вопросы охраны труда на автомобильном транспорте

2

В.А.Корж

Охрана труда: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2016. 

 

 

 

 Тема 1.1. Правовые основы охраны труда

 

Правовые источники охраны труда. Трудовой договор. Права и гарантии прав работников в области охраны труда.

1

урок изучения нового материала

глава 4

§ § 4.2, 4.4, 4.7.

Ответить на вопросы 22-26,

стр. 398.

 

 

 1,2

 Тема 1.2. Государственное регулирование в сфере охраны труда

 

Государственное управление охраной труда. Государственный надзор и контроль. Общественный контроль охраны труда.  

1

комбини-рованное занятие

глава 6

§ § 6.2-6.3, 6.7. Отве-тить на вопросы 42-46,

стр. 402.

 

 

 1,3

Раздел 2.

Обеспечение требований охраны труда и безопасности производствен-ной деятельности на автомобильном транспорте

10

 Тема 2.1.

Вредные и (или) опасные производствен-ные факторы.

 

Микроклимат производственных помещений. Запыленность и загазованность воздуха в производственных помещениях. Освещение помещений и рабочих мест. Воздействие шума и вибрации. Опасные производственные факторы биологической природы. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников.

Практические занятия.

Воздействие шума и вибрации, меры защиты.

2

4

комбини-рованное занятие

глава 19

§ § 19.1-19.4, 19.9.-19.10, 19.14.

Ответить на вопросы 80-89,

стр. 408-409.

 

 

 1,3

Тема 2.2.

Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. 

 

Требования к помещениям для ТО и ремонта автомобилей. Организационные мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках.

2

комбини-рованное занятие

глава 21

§ § 21.1-21.2.  

Глава 24

§  24.7

Ответить на вопросы 92-97,

стр. 410.

 

 

 1,2

Тема 2.3.

Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях.

Действия при пожаре. Устройство огнетушителя и порядок его использования. Действия при несчастном случае на производстве.

2

комбини-рованное занятие

Глава 26

§ § 26.1-26.2, 26.7.

Глава 27

§ § 27.2-27.3.

Ответить на вопросы 98-101,

стр. 411.

 

 

 1,2

 Раздел 3.

Организация работ по охране труда

12

 

 

 

 Тема 3.1.

Повышение компетентности работников в вопросах охраны труда.

 

 

Общие положения. Обучение работников рабочих профессий. Проверка знаний требований охраны труда. Проведение инструктажа по охране труда. Виды инструктажей.

2

урок изучения нового материала

Глава 14

§ § 14.1-14.2, 14.4-14.5.

Ответить на вопросы 64-67,

стр. 406.

 Реферат: Обязано-сти ра-ботодателя и работ-ников по выполне-нию требо-ваний охраны труда

 2

 1,2

 

Практические занятия.

Составление инструкций по охране труда по профессиям и видам работ на автомобильном транспорте.

4

практичес-кое занятие

 

 

 

Тема 3.2.

Специальная оценка условий труда

Общие положения и основные понятия. Порядок подготовки к проведению специальной оценки условий труда. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Декларирование соответствий условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

2

комбини-рованное занятие

Глава 12

§ § 12.1-12.4.

Ответить на вопросы 58-60,

стр. 405.

 

 

 1,3

Практические занятия.

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

4

практичес-кое занятие

Раздел 4.

Социальная защита пострадавших на производстве

8

 

 

 

 

Тема 4.1.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету. Обязанности работодателя при несчастном случае. Порядок извещения о несчастных случаях. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев. Сроки расследования несчастных случаев. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве.

2

урок изучения нового материала

Глава 30

§ § 30.2-30.6, 30.10.

Ответить на вопросы 106-109,

стр. 412-413.

 

 1,2

Тема 4.2.

Оказание первой помощи пострадавшим на производстве.

Практические занятия.

Наружный массаж сердца и искусственная вентиляция легких.

Навыки первой помощи при различных травмах и внезапных заболеваниях.

6

практичес-кое занятие

Дифференци-рованный зачет

2

2

дифферен-цирован-ный зачет

Всего:

32

 

 

 

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Охрана труда».

        Оборудование учебного кабинета:

1)доски: учебная, интерактивная.

2) посадочные места по количеству обучающихся – 25.

3) рабочее место преподавателя.

4) стенды, плакаты, учебные пособия.

5) наглядные пособия: аптечка первой помощи, перевязочные средства,  средства иммобилизации, маски с клапанами для искусственного дыхания, носилки.

6) комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением на рабочем месте преподавателя с выходом в Интернет;

- принтер;

- сканер;

- мультимедиа-проектор;

- контрольно-измерительные приборы: термометр, аспирационный психрометр, крыльчатый анемометр, люксметр, шумомер, универсальный газоанализатор;

- учебный тренажёр сердечно-легочной реанимации и искусственной вентиляции легких «Максим-II» с выносным контроллером.

Дополнительные средства обучения:

Система дистанционного обучения https://sovpk.cdoprof.ru 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

1. Корж В.А. Охрана труда: учебное пособие / В.А. Корж, А.В. Фролов, А.С. Шевченко; под ред. А.В. Фролова. – М.: КНОРУС, 2016. – 424 с.

2. Туревский И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие/ И.С. Туревский. - М.: ЭБС «Знаниум», 2018. – 240 с.

Дополнительные источники:  

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.(действующая редакция)

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1. .(с последними изменениями)

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3. .(с последними изменениями)

Электронные ресурсы:

- https://studopedia.ru/

      - http://znanium.com/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (сформированные общие и профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.

ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.

ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.

ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.

ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.

ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.

ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.

ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.

ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.

    З 1. Правила эксплуатации транспортных средств и правила дорожного движения;  

    З 2. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;

    З 3. Основы безопасного управления транспортными средствами; 

    З 4. Инструкции и правила охраны труда.

   У 1. Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для проведения ремонтных работ и технического обслуживания автомобиля;

   У 2. Безопасно управлять транспортными средствами;

   У 3. Устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности;

    У 4. Выполнять требования безопасности при проведении ремонтных работ и техническом обслуживании автомобиля.

Практические работы, текущий контроль, тестирование,  дифференцированный зачет.