Методическая разработка.

Вакарин Александр Николаевич

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа№2»

г.Тарко - Сале Пуровского района

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс для педагогов " исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС"

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность на уроках технологии

Учитель технологии: Вакарин Александр Николаевич.                                                                             МБОУ СОШ№2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  г. Тарко-Сале

                                                                       2019г.

                  

 

 

 

 

«Учитель выполняя свою основную функцию – обучение и воспитание ребят, вынужден в определенных ситуациях в той или иной степени превращаться и в методиста и в ученого. Исследовательский элемент был, есть и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важнейшим элементом педагогической деятельности».

                                                                                                  

Из всех направлений повышения профессионального уровня учителя с целью реализации нового ФГОС следует выделить навыки организации совместной учебной деятельности учителя и учащихся, в том числе навыки организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность к активной деятельности и продуктивным исследованиям, позволяющим решать жизненные и профессиональные задачи.

Современное общество, с его высокой динамичностью предъявляет к человеку очень высокие требования. Обществу нужны люди, способные принимать ответственные решения в любых ситуациях, люди творческие, инициативные, с нестандартным, гибким мышлением. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Образовательные стандарты второго поколения ориентируют учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведение её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки программы. Занятия исследовательской работой делают учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. 

 Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Однако процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися имеет ряд затруднений. Перечислю наиболее типичные:

 - замена исследовательской работы рефератом, т. е. обзором различных научных произведений;

- замена исследования работой компилятивного характера, т. е. соединением логично выстроенных в единое целое отрезков из разных научных текстов;

 - отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности (вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «штурмовщины»);

 - неспособность учащихся грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне;

- несоблюдение требований оформления исследовательской работы, где также действуют определенные правила и приемы.

Кроме перечисленных затруднений сам процесс вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность – процесс длительный и сложный. Для решения этой задачи можно выделить три этапа:

1. Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Это создание проблемных ситуаций на уроках, активизация познавательной деятельности уч-ся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Доказана применимость исследовательского метода обучения на любом материале и в любом школьном возрасте. Используются различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебные исследования выполняются и в ходе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, анкеты, творческие работы.

 2. Система дополнительного образования в кружках, факультативах, секциях, где происходит знакомство с историей науки, методикой проведения исследований, выполняются реферативные работы.

 3. Научно-исследовательская деятельность в НОУ (научные общества учащихся).

Для выявления наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и организации их научно-исследовательской деятельности в школе действует НОУ. Создан совет НОУ, сформированы предметные секции. Члены НОУ работают по выбранным темам с последующим выходом на конференции различного уровня: школьная научно-практическая конференция «Познание и творчество», районные конференции, областные научно-практические конференции. Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся школы являются:

проблемно-реферативный — аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

аналитико-систематизирующий — наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

проектно-поисковый — поиск, разработка и защита проекта — особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Любая исследовательская деятельность требует тщательной подготовки как ученика, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.

Задача моей педагогической деятельности на современном этапе – обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по технологии через развитие познавательной и исследовательской компетентности.

Предмет «Технология» для меня и моих учеников это экспериментальная творческая площадка, на которой путем интеграции с другими предметами я создаю следующие условия для развития навыков проектной и исследовательской деятельности школьников:

1. Творческая среда. Пытаюсь каждый урок превратить в творческий процесс, для этого использую научно-популярную литературу, интернет- ресурсы.

2. Учет возрастных особенностей. Любое исследование должно быть посильным, интересным, полезным, соответствовать возрасту учащихся.

3. Психологический комфорт. Стараюсь создать на уроке такую психологическую среду, чтобы каждый ребенок, независимо от своих умственных возможностей чувствовал себя значимым в процессе исследования.

Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской деятельности.

Организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

1. Подготовка к проведению исследования:

 - определение объекта и предмета исследования;

 - выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности;

 - планирование и разработка исследовательских действий;

 - изучение научной литературы;

 - формулирование гипотезы;

 - формулирование цели и задачи исследования.

2. Проведение научного исследования.

3. Оформление научно-исследовательской работы.

4. Защита результатов исследования.

Свою задачу вижу в поиске простых и удобных средств для практической реализации каждого из названных этапов.

Тематика исследовательских работ и проектов весьма разнообразна, например: «Исследование проблем экологичности конструкторских материалов», «Альтернативные источники электроэнергии», «Энергосберегающее освещение», «Экодом»  и  т. д. 

Дети пытаются разобраться в самом процессе исследования, привлекают архивные материалы, учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Исследовательская работа начинается с выбора и обоснования темы, а также ее актуальности для сегодняшнего дня. Это является, на мой взгляд, одним из важных моментов в исследовании. Тема может быть выбрана как самим ребёнком, так и предложена научным руководителем в соответствии с возрастом и наклонностями. При этом необходимо учитывать следующее: - тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам взрослым, не даст должного эффекта и превратиться всё это в скучное, добровольно-обязательное мероприятие;

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Способность находить необычные оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты;

- тема должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям ребенка. Это правило касается также и уровня ее подачи, одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами;

 - тема исследовательской работы должна быть реальной, так как отсутствие необходимой материальной базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению;

 - тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как способность ребенка долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, ограничена.

Исследовательская работа начинается с постановки проблемного вопроса, который даёт рождение большому количеству разнообразных по содержанию, объёму исследования и сложности тем.

Тема выбрана. Начинается кропотливая работа.

 Для того чтобы работа была плодотворной, обсуждается и составляется так называемый "план действий" в котором, поэтапно расписываются шаги следования к заданной цели. Порой нельзя предугадать те или иные моменты, и поэтому на протяжении всей работы в план вносятся изменения.

Следующим этапом является работа с литературой по выбранной теме. Ребята отправляются в библиотеку для самостоятельного поиска, используют предложенный мною подбор, а также ищут необходимый материал в Интернете.

 Далее - выбор методов и подбор материалов. Мы стараемся использовать такие методики исследования, которые не требуют сложных или специфических приборов и материалов.

Полученный материал систематизируем, а затем проводим анализ полученных данных или результатов, выявляем закономерности.

В каком виде могут быть представлены результаты исследования?

Этот непростой вопрос нуждается в индивидуальном рассмотрении. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, например макет плана обустройства пришкольной территории, наглядный демонстрационный опыт, научный отчет о проведенном эксперименте, публичный доклад, мультимедийная презентация и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

"Обучая других, обучаешься сам" - эта точная мысль Яна Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита работы или проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. В ходе защиты ребенок учится излагать найденную информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Все это позволяет ребятам быть настоящими исследователями.

Ежегодно в нашей школе проходит научно-практическая конференция «На пути к науке», где юные исследователи, после долгой и кропотливой работы, представляют свою работу на суд компетентного жюри и слушателей.

Выступление на конференции каждого ребенка отличается не только оригинальностью темы, но и наглядностью, кто - то представляет макет, кто - то иллюстрирует работу фотографиями, рисунками. На протяжении многих лет одним из обязательных требований к защите работы является создание мультимедийной презентации. Оценивается правильность ее составления, содержательность, дизайн, применение эффектов, например, анимации или звука. Фантазии не бывает предела, ведь применение компьютерных технологий увлекает современных детей.

Лучшие учащиеся выходят со своими работами на более высокий уровень и становятся участниками районных научно - практических конференций. Выступление на различных конференциях даёт неоценимый опыт конкурентной борьбы, способности отстаивать свои идеи, доказывать важность и актуальность выбранной проблемы.

Исследовательская работа способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, самостоятельность, ответственность, вера в собственные силы. Юные исследователи создают собственные проекты, эскизы, схемы, рисунки, иллюстрации, макеты, модели машин и механизмов. Это — первые серьезные попытки детей в исследовательской и творческой деятельности. Возможно, эти работы не являются еще целостными и законченными — они любопытны своей непосредственностью, свежим восприятием и оригинальным решением поставленных задач.

С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.

Заключение: исследовательские умения и навыки учащихся необходимо развивать на уроках, так же как и универсальные умения и навыки. Каждый учитель должен организовать исследовательскую деятельность учащихся, и это с введением новых ФГОС будет обязательным требованием в должностных обязанностях учителя. Истинный мастер обучения, талантливый педагог, достигает успеха тем, что ставит обучаемого в такие условия, чтобы он сам мог правильно действовать: мыслить, преобразовывать предметы внешнего мира, сопоставлять полученные результаты с целью, делать выводы. Искусство обучающего в том, чтобы направлять процесс мышления и действий обучающихся, мягко корректируя, не давать отклоняться от цели, верно и надежно ориентировать мыслительные поиски.

Успешного выпускника может подготовить успешный учитель, который владеет современными эффективными методами и средствами взаимодействия с учеником, умеет подготовить ученика к самоорганизации и самоуправлению познавательной деятельностью. Владение методикой исследования, системой исследовательских умений становится сегодня одной из важнейших качественных характеристик успешного учителя.

 

А.Н. Колмогоров справедливо утверждает: «Не существует сколько-нибудь достоверных  тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия в самой маленькой поисковой  исследовательской работе».

 

                                           Список используемой литературы

 1. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности. Журнал «Исследовательская работа школьников» 2003г - №3 – с.28-29

2. Полтавцева Н.Е., Филюшова Г.П. Особенности учебно- исследовательской деятельности школьников в сфере здоровья. Журнал «Исследовательская работа школьников» 2003г - №3 – с.18-20.

 3. Громова Т.В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников. Журнал «Практика административной работы в школе» 2006г - №6 – с.59-64.

4. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса. Основы исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Практика административной работы в школе» 2004г - №5 – с.51-59.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа№2»

г.Тарко - Сале Пуровского района

Конкурс для педагогов " исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС"

 

Исследовательская деятельность на уроках технологии

Учитель технологии: Вакарин Александр Николаевич.                                                                             МБОУ СОШ№2

                                                 

                                                                  г. Тарко-Сале

                                                                       2019г.

                   

«Учитель выполняя свою основную функцию – обучение и воспитание ребят, вынужден в определенных ситуациях в той или иной степени превращаться и в методиста и в ученого. Исследовательский элемент был, есть и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важнейшим элементом педагогической деятельности».

                                                                                                   

Из всех направлений повышения профессионального уровня учителя с целью реализации нового ФГОС следует выделить навыки организации совместной учебной деятельности учителя и учащихся, в том числе навыки организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность к активной деятельности и продуктивным исследованиям, позволяющим решать жизненные и профессиональные задачи.

Современное общество, с его высокой динамичностью предъявляет к человеку очень высокие требования. Обществу нужны люди, способные принимать ответственные решения в любых ситуациях, люди творческие, инициативные, с нестандартным, гибким мышлением. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Образовательные стандарты второго поколения ориентируют учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведение её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки программы. Занятия исследовательской работой делают учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.  

 Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Однако процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися имеет ряд затруднений. Перечислю наиболее типичные:

 - замена исследовательской работы рефератом, т. е. обзором различных научных произведений;

- замена исследования работой компилятивного характера, т. е. соединением логично выстроенных в единое целое отрезков из разных научных текстов;

 - отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности (вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «штурмовщины»);

 - неспособность учащихся грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне;

- несоблюдение требований оформления исследовательской работы, где также действуют определенные правила и приемы.

Кроме перечисленных затруднений сам процесс вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность – процесс длительный и сложный. Для решения этой задачи можно выделить три этапа:

1. Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Это создание проблемных ситуаций на уроках, активизация познавательной деятельности уч-ся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Доказана применимость исследовательского метода обучения на любом материале и в любом школьном возрасте. Используются различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебные исследования выполняются и в ходе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, анкеты, творческие работы.

 2. Система дополнительного образования в кружках, факультативах, секциях, где происходит знакомство с историей науки, методикой проведения исследований, выполняются реферативные работы.

 3. Научно-исследовательская деятельность в НОУ (научные общества учащихся).

Для выявления наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и организации их научно-исследовательской деятельности в школе действует НОУ. Создан совет НОУ, сформированы предметные секции. Члены НОУ работают по выбранным темам с последующим выходом на конференции различного уровня: школьная научно-практическая конференция «Познание и творчество», районные конференции, областные научно-практические конференции. Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся школы являются:

проблемно-реферативный — аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

аналитико-систематизирующий — наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

проектно-поисковый — поиск, разработка и защита проекта — особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Любая исследовательская деятельность требует тщательной подготовки как ученика, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.

Задача моей педагогической деятельности на современном этапе – обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по технологии через развитие познавательной и исследовательской компетентности.

Предмет «Технология» для меня и моих учеников это экспериментальная творческая площадка, на которой путем интеграции с другими предметами я создаю следующие условия для развития навыков проектной и исследовательской деятельности школьников: 

1. Творческая среда. Пытаюсь каждый урок превратить в творческий процесс, для этого использую научно-популярную литературу, интернет- ресурсы.

2. Учет возрастных особенностей. Любое исследование должно быть посильным, интересным, полезным, соответствовать возрасту учащихся.

3. Психологический комфорт. Стараюсь создать на уроке такую психологическую среду, чтобы каждый ребенок, независимо от своих умственных возможностей чувствовал себя значимым в процессе исследования.

Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской деятельности.

Организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

1. Подготовка к проведению исследования:

 - определение объекта и предмета исследования;

 - выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности;

 - планирование и разработка исследовательских действий;

 - изучение научной литературы;

 - формулирование гипотезы;

 - формулирование цели и задачи исследования.

2. Проведение научного исследования.

3. Оформление научно-исследовательской работы.

4. Защита результатов исследования.

Свою задачу вижу в поиске простых и удобных средств для практической реализации каждого из названных этапов.

Тематика исследовательских работ и проектов весьма разнообразна, например: «Исследование проблем экологичности конструкторских материалов», «Альтернативные источники электроэнергии», «Энергосберегающее освещение», «Экодом»  и  т. д.  

Дети пытаются разобраться в самом процессе исследования, привлекают архивные материалы, учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Исследовательская работа начинается с выбора и обоснования темы, а также ее актуальности для сегодняшнего дня. Это является, на мой взгляд, одним из важных моментов в исследовании. Тема может быть выбрана как самим ребёнком, так и предложена научным руководителем в соответствии с возрастом и наклонностями. При этом необходимо учитывать следующее: - тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам взрослым, не даст должного эффекта и превратиться всё это в скучное, добровольно-обязательное мероприятие;

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Способность находить необычные оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты;

- тема должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям ребенка. Это правило касается также и уровня ее подачи, одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами;

 - тема исследовательской работы должна быть реальной, так как отсутствие необходимой материальной базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению;

 - тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как способность ребенка долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, ограничена.

Исследовательская работа начинается с постановки проблемного вопроса, который даёт рождение большому количеству разнообразных по содержанию, объёму исследования и сложности тем.

Тема выбрана. Начинается кропотливая работа.

 Для того чтобы работа была плодотворной, обсуждается и составляется так называемый "план действий" в котором, поэтапно расписываются шаги следования к заданной цели. Порой нельзя предугадать те или иные моменты, и поэтому на протяжении всей работы в план вносятся изменения.

Следующим этапом является работа с литературой по выбранной теме. Ребята отправляются в библиотеку для самостоятельного поиска, используют предложенный мною подбор, а также ищут необходимый материал в Интернете.

 Далее - выбор методов и подбор материалов. Мы стараемся использовать такие методики исследования, которые не требуют сложных или специфических приборов и материалов.

Полученный материал систематизируем, а затем проводим анализ полученных данных или результатов, выявляем закономерности.

В каком виде могут быть представлены результаты исследования?

Этот непростой вопрос нуждается в индивидуальном рассмотрении. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, например макет плана обустройства пришкольной территории, наглядный демонстрационный опыт, научный отчет о проведенном эксперименте, публичный доклад, мультимедийная презентация и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

"Обучая других, обучаешься сам" - эта точная мысль Яна Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита работы или проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. В ходе защиты ребенок учится излагать найденную информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Все это позволяет ребятам быть настоящими исследователями.

Ежегодно в нашей школе проходит научно-практическая конференция «На пути к науке», где юные исследователи, после долгой и кропотливой работы, представляют свою работу на суд компетентного жюри и слушателей.

Выступление на конференции каждого ребенка отличается не только оригинальностью темы, но и наглядностью, кто - то представляет макет, кто - то иллюстрирует работу фотографиями, рисунками. На протяжении многих лет одним из обязательных требований к защите работы является создание мультимедийной презентации. Оценивается правильность ее составления, содержательность, дизайн, применение эффектов, например, анимации или звука. Фантазии не бывает предела, ведь применение компьютерных технологий увлекает современных детей.

Лучшие учащиеся выходят со своими работами на более высокий уровень и становятся участниками районных научно - практических конференций. Выступление на различных конференциях даёт неоценимый опыт конкурентной борьбы, способности отстаивать свои идеи, доказывать важность и актуальность выбранной проблемы.

Исследовательская работа способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, самостоятельность, ответственность, вера в собственные силы. Юные исследователи создают собственные проекты, эскизы, схемы, рисунки, иллюстрации, макеты, модели машин и механизмов. Это — первые серьезные попытки детей в исследовательской и творческой деятельности. Возможно, эти работы не являются еще целостными и законченными — они любопытны своей непосредственностью, свежим восприятием и оригинальным решением поставленных задач.

С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.

Заключение: исследовательские умения и навыки учащихся необходимо развивать на уроках, так же как и универсальные умения и навыки. Каждый учитель должен организовать исследовательскую деятельность учащихся, и это с введением новых ФГОС будет обязательным требованием в должностных обязанностях учителя. Истинный мастер обучения, талантливый педагог, достигает успеха тем, что ставит обучаемого в такие условия, чтобы он сам мог правильно действовать: мыслить, преобразовывать предметы внешнего мира, сопоставлять полученные результаты с целью, делать выводы. Искусство обучающего в том, чтобы направлять процесс мышления и действий обучающихся, мягко корректируя, не давать отклоняться от цели, верно и надежно ориентировать мыслительные поиски.

Успешного выпускника может подготовить успешный учитель, который владеет современными эффективными методами и средствами взаимодействия с учеником, умеет подготовить ученика к самоорганизации и самоуправлению познавательной деятельностью. Владение методикой исследования, системой исследовательских умений становится сегодня одной из важнейших качественных характеристик успешного учителя.

А.Н. Колмогоров справедливо утверждает: «Не существует сколько-нибудь достоверных  тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия в самой маленькой поисковой  исследовательской работе».

                                           Список используемой литературы

 1. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности. Журнал «Исследовательская работа школьников» 2003г - №3 – с.28-29

2. Полтавцева Н.Е., Филюшова Г.П. Особенности учебно- исследовательской деятельности школьников в сфере здоровья. Журнал «Исследовательская работа школьников» 2003г - №3 – с.18-20.

 3. Громова Т.В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников. Журнал «Практика административной работы в школе» 2006г - №6 – с.59-64.

4. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса. Основы исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Практика административной работы в школе» 2004г - №5 – с.51-59.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850   Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,                                            

   тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

«Рассмотрено»                                       «Согласовано»                                            « Утверждаю»

на заседании МО учителей                  Заместитель директора                     Директор МБОУ «СОШ № 2»                                                                                                                          

                                                                по ОП______________                     И.В.Бархатова________________

Протокол №__ от_______2017г.          «___»_____________2017г.             Приказ № _________________

Руководитель МО____________                                                                     от «___» ______________2017г.

                                                               ПРОГРАММА

 «Резьба по дереву»

Возраст детей: 7-17 лет

    Срок реализации: 2 года

                                                       Учитель технологии:

                                                                            Вакарин Александр Николаевич

                                                                               

                                                                 

                                                                 Тарко-Сале

                                                                     2017г.  

                                      Пояснительная записка.  

Среди художественных работ в нашей стране самой распространённой и любимой в народеиздавна была резьба по дереву. Существует много видов резьбы по дереву, которые можноподразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углублённая; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная или объёмная; домовая.

Россия-страна лесов, составляющих неоценимое богатство нашей Родины. На её огромных просторах растут лиственницы, хвойные и смешанные леса. На Руси во все времена дерево было и остаётся наиболее доступным и дешёвым.

Дерево - прекрасный строительный и поделочный материал, оно обладает рядом ценных качеств: легко колется, пилится, режется, достаточно прочное и твёрдое, упруго, легко склеивается и наконец имеет небольшой удельный вес, хотя обладает и недостатками: горит и гниет.

Дерево, как и всякий другой материал, существует в двух формах: исходная - круглый лес, бревно, ветки, корни и вторичная производная - доски, брус, фанера, шпон, щепа, кора и многое другое.

В современных условиях, когда древесину можно заменить другими материалами, спрос на неё остаётся, всё-таки большой, потому что любые заменители никогда не дают того тепла, цвета, красивой текстуры и рисунка, форм, запаха и много другого, чем отличается естественный материал.

Бурное развитие химической промышленности, производство различных антисептиков и защитных покрывных материалов позволяют в несколько раз продлить жизнь древесины. Создание новых лестных насаждений, сохранение и уход за существующими дадут возможность будущим поколениям любоваться лесом и использовать его дары.

Для резьбы пригодны самые различные породы древесины, которые подразделяются на лиственные и хвойные.

Но изготовление резных изделий требуют определённых знаний о дереве, его свойствах,

качестве, применение и обработке. По степени пригодности древесины для её обработки режущим инструментом, с учётом различных характеристик (влажности, пороков дерева, механических и физических свойств, например спелости или не спелости, т.е. способности к сокодвижению) все древесные породы делятся на мягкие, средней твёрдости и твёрдые.

Человек давно научился использовать природные материалы для удовлетворения своих потребностей. Кроме того, современный человек создал материалы, которые в природе не встречаютъся (пластмасса, пластилин и др.). Для художественных работ используют глину, камень, металл, дерево, пластмассу и др. Дерево - одно из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать ещё в глубокой древности. Разнообразно и широко использовалась древесина русскими мастерами.

Каждый народ использует в первую очередь те природные материалы, которые распространены в данной местности. Россия всегда была богата лесом, поэтому обработка дерева и производство художественных изделий из древесины издавна носят у нас национальный характер. Большого числа любителей резьбы по дереву нельзя объяснять только национальными традициями. Конечно это имеет немаловажное значение. Но главная причина в том, что древесина даёт резчику весьма широкие возможности для выражения его художественного вкуса и мастерства. Она сравнительно легко и хорошо обрабатывается, позволяя создавать изделия разнообразные по значению, формам, цвету и фактуре. В искусных руках древесины превращается в изящные поделки, тёплые по цвету, милые сердцу человека. Немаловажно и то, что их изготовление без особого труда можно организовать в домашних условиях.

Понятие "художественное изделие из дерева" охватывает очень широкий круг произведений, созданных народными мастерами и художниками разных стран в прошлом и в наши дни. Это и разные украшения домов русского Севера, и деревянные постройки древней столицы Японии - Киото, самобытные скульптуры мордовского скульптора С. Эръзи и знаменитая богородская игрушка. К числу художественных замечательных произведений из дерева мы по праву можем отнести изделия современных мастеров художественных народных промыслов и лучшие работы самодеятельных художников. Определяющими чертами всякого художественного изделия из дерева являются самостоятельность, авторского замысла, художественный вкус, мастерство исполнения, раскрытие свойств дерева как художественного материала - его цветового богатства, мягкости, пластики, в одних произведениях нас прельщает красота округлых форм, чистота линий силуэта, красота текстуры, в других - богатство резного узора, его не разрывная связь с формой предмета, его светотеневая игра, в - третьих - оригинальность композиции.

Скульптурный портрет не может не заинтересовать выразительностью человеческого лица, особенностью характера,  строем резьбы, штрихов, порезок, пластикой объёмов.

В произведениях "лесной скульптор" наших современников более всего манит "сотворчество" с природой-то, как человек раскрывает, доводит до логического и эстетического завершения художественный им в созданных природой естественных формах. Каждое художественное истинное изделие из дерева должно нести в себе художественный образ, но надо помнить о том, что эта образность весьма многолика, многообразна. Не следует стремиться внести в каждую вещь сложную повествовательность или символику, так как в ластике дерева, его теплоте, красоте текстуры, цвета уже живёт образ-образ леса, живой связи человека с природой. Образность следует отличить от вычурности, излишней усложнённости, тематической перегруженности, чуждой всякому произведению искусства.

В ряду художественных изделий из дерева заметное место занимали во все времена произведения, призванные украшать быт человека, сопутствовать ему в труде и отдыхе. Это домашняя утварь и мебель - от простой, но красивой по пропорциям, мастерски выполненной деревенским столяром, украшенной геометрическим или растительным орнаментом, до дворцовой из дорогих пород дерева, а то и сплошь золочёной. Это и орудие труда - прялки и ткацкие станки, точеные веретенца, вальки и рубели, без которых немыслим был бы быт старой русской деревни. Это детские санки и качалки, искусно вырезанные расписные зыбки. Это и пришедшие к нам с городским бытом резанные деревянные панели и панно, рамки для картин и фотографий, скульптура малых форм, фигурные сосуды, вазы, светильники и многое другое, что вносит в нашу жизнь удобство и красоту. Менялись со временем художественные вкусы, изменялись пропорции вещей, характер их украшения, но всегда единство красоты и пользы было главным критерием в оценке изделий декоративного искусства. Тот же критерий применим и к декоративным изделиям из дерева. При исполнении этих изделий и профессиональному художнику, и любителю более всего необходимо чувство меры, умение понять значение и место каждой вещи в быту современного человека. Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях.

Относительная простота геометрической резьбы, её декоративность, небольшой набор инструментов, необходимый для её выполнения, сделали этот вид резьбы очень популярным. Простые предельно чёткие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при определённом освещении хорошо украшают изделия, и дают возможность фантазировать и создавать оригинальные изделия.

Основные элементы геометрической резьбы - это двухгранные клинорезные выемки разной конфигурации, глубины и ширины; трёхгранные выемки различной ширины и глубины; четырёхгранные, а также криволинейные выемки в виде скобок. Различные узоры получают путём повторением прямых и криволинейных выемок, заключённых в какую - либо геометрическую фигуру( круг, многоугольник и т.д.)

Наиболее распространены в геометрической резьбе трёхгранные выемки (треугольники), отличающиеся формой и размером. Поэтому часто такую резьбу называют клинорезной, или трёхгранновыемчатой. Комбинациями из треугольников можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для художественного оформления поверхностей - выемки, змейки, ромбы, цепочки, различного вида "сияния" и т. д.

Широко распространенным мотивом геометрической резьбы являются круг - розетки.

Невозможно даже вообразить многочисленность ее вариантов. Некоторые, наиболее часто       употребляемые, с делением окружности на 4-10 частей и более. В сочетании с треугольниками, квадратами, ромбами, прямоугольниками, прямыми и ломаными линиями мотив розетки встречается  во многих композициях.

В технике трехгранно-выемчатой резьбы можно получать также различные  орнаменты растительных форм в виде листьев, цветов, плодов и т.д. В этой  технике характерными углублениями и порезками на плоской поверхности выполняют панно, орнаментальные полосы, всевозможный декор.

Художественная обработка древесины в старину была связана с плотницкими и столярными работами. Столяры изготавливали столы, стулья, окна, двери и т.д. Мастеров, красиво и чисто обрабатывающих деревянные изделия, называли краснодеревщиками. Это были люди, увлечённые работой с деревом. При изготовлении художественных изделий часто прибегали к операциям деревообрабатывающего производства. Пила, топор, рубанок, стамеска и другие инструменты столяра нужны резчику. Но он работает и специальными инструментами. К ним относятся: ножи -косяки,  ложечные резцы ("ложкари"), стамески-уголки и др. Художественная обработка дерева отличаешься от деревообработки не только применяемыми инструментами, но так же целью и способами обработки. В современном массовом производстве детали и изделия из дерева изготовляют специальные рабочие по определённым технологическим процессам, разработанным специалистами. Художественно-декоративные работы резчика - любители не связаны с массовым производством. Резчик сам обдумывает идею изделия и его композицию, выбирает материалы и инструменты, разрабатывает способы изготовления и отделки изделия. Изучая декоративное и изобразительное искусство, резчик-любитель осваивает мастерство изготовления художественных изделий, обработки и отделки древесины.

Обучающе – развивающая программа «Резьба по дереву рассчитана на 2  года, возраст детей 7-17 лет. В процессе обучения дети получают углубленные знания по истории ремесла.  Большой эффект в духовном развитии обучающихся, их эстетическом и трудовом воспитании дает знакомство с работами народных мастеров.

Занимаясь художественной обработкой древесины, обучающиеся совершенствуются в этом виде искусства, приобретают навыки в обработке древесины и отделке готовых изделий имитирующими составами, лаком, восковой мастикой, а также учатся работать на деревообрабатывающих станках.

Основные принципы построения программы:

  1. Дифференциации и индивидуализации обучения.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
  3. Создание ситуации успеха.

Цель программы – возрождение, развитие и сохранение искусства резьбы по дереву, ориентация учащихся на применение полученных знаний и навыков на практике, профессиональное самоопределение воспитанников.

Задачи:

  1. Формирование навыков резьбы по дереву,  работы с инструментом и на станочном оборудовании.
  2. Развитие конструкторского мышления и творческих способностей детей.
  3. Воспитание трудолюбия, терпеливости и настойчивости.

Структура построения программы.

Программа основана на постепенном углублении знаний. Реализация поставленных целей и задач производится поэтапно, от простого к сложному.

                                           Организация образовательного процесса.

         Учебный процесс строится таким образом, чтобы количество практических занятий на первом году обучения немногим более преобладало над теоретическими. Чтобы интерес воспитанников к теории был устойчивым и глубоким, его развитие происходит постепенно. Теоретический материал излагается по мере необходимости применения его на практике. На последующих этапах обучения теоретическая часть программы преподается аналогично первому году обучения, с той лишь разницей, что все темы объясняются более углубленно, изучаются более сложные понятия.. Продолжительность теоретической части занятия составляет не более 10 – 15 минут.

Режим занятий.

Этап

обучения

Кол-во часов/занятий в неделю

Общее кол-во часов в год

Первый          (1й год об.)

2/2

162

Второй          (2й год об.)

2/2

162

Количество детей в группах:

Количество воспитанников в группах: 10-12 человек.

Формы и методы занятий.

На первом этапе обучения используется фронтальная, мелкогрупповая и индивидуальная форма работы с детьми. Теоретический материал излагается в форме рассказа, беседы, объяснения, используя демонстрацию наглядных пособий.

На втором и последующих этапах обучения применяются методы консультаций и работы с технической и справочной литературой. Второй  год обучения включает в себя индивидуальную работу воспитанника над проектом.

Основной метод проведения занятий объединения – практические работы как важнейшее средство связи теории и практики в обучении.

Ожидаемые результаты.

К концу первого  года обучения  воспитанник

Должен знать:

  • Правила  техники безопасности при работе режущим инструментом и работе на заточном и сверлильном станке.
  • Принципы составления композиций из простейших геометрических элементов с применением контурной резьбы.
  • Приемы при выполнении рельефной резьбы.

Должен уметь:

  • Пользоваться  инструментом и материалами.
  • Работать на заточном станке.
  • Пользоваться имитирующими составами при отделке готового изделия.
  • Составлять композиции геометрических элементов и выполнять их в материале, соблюдая условия качества.
  • Составлять композиции в плоскорельефной резьбе с последующей моделировкой орнамента.

К концу второго года воспитанник

Должен знать:

  • Правила техники безопасности при работе на станках, режущим инструментом.
  • Строение древесины и ее раскрой на заготовки.
  • Последовательность работы над тем или иным изделием.
  • Основы рисунка и композиции, применяемые в разных работах.
  • Знать центры народных промыслов в России, краткую историю развития традиционной резьбы на Крайнем Севере.

Должен уметь:

  • Рационально раскроить чурку на нужное количество заготовок.
  • Выполнить любое изделие объемного характера.
  • Правильно пользоваться каждой стамеской, чувствовать объем обрабатываемого изделия.
  • Работать не только по образцам, но и составлять свою собственную композицию.
  • Выполнять различные виды резьбы.
  • Правильно пользоваться технической и справочной литературой.

В качестве форм оценки знаний, умений и навыков используются тест – карты, устные опросы, индивидуальные проекты изделий, результаты участия в конкурсах и выставках, мероприятиях внутри учреждения, городских, районных, окружных.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№ п/п

ТЕМА

Теоретические знания

Всего часов

     теория

практика

1.

Введение. Основы правила по ТБ.

Знакомство с режимом работы кружка и основными правилами по ТБ. Изучение специфики работы кружка и правила по ТБ при работе с режуще-колющими инструментами и электроприборами.

5

3

2

2.

Значение дерева в нашей жизни и обиходе.

Использование древесины в жизни и быту человека, как самого экологически чистого материала.

4

4

-

3.

Свойства и обработка древесины.

Подготовительные действия до начала работ с деревом. Ознакомление с разнообразными технологиями сушки древесины и заготовкой. Характеристика древесных пород, встречающихся в наших крае (береза, лиственница, кедр, сосна, ель)

8

4

4

4.

Крепежные инструменты и материалы

Подробное ознакомление с арсеналом инстркмента резчика стамески (полукруглые, плоские, клюкорезы ит.д.)

3

1

2

5.

Ознакомление с инструментами.

Подробное ознакомление с арсеналом инструмента резчика стамески (полукруглые, плоские, клюкорезы ит.д.)

3

2

1

6.

Упражнения по выполнению различной резьбы

Дать общие понятия по разным видам резьбы, их отличия и особенности при поэтапной операции

1.Контурная резьба

2.Плоскорельефная       резьба

3.Углубленная резьба

4.Ажурная резьба

5.Геометрическая резьба

6.Прорезная резьба

7.Накладная резьба

49

19

30

7.

Практическая проработка резьбовых навыков

Практическое обучение и применения резьбовых навыков на отдельных инструментах и композициях

18

2

16

8.

Изготовление изделий начального периода

Практическое применение теоретически полученных знаний в простых (несложных) формах изготовления разного рода поделок (игрушки, разделочные доски, стилизованные формы зверей, животных и т.п.)

62

10

52

9.

Дерево и художественная форма

Проработка накопленного материала и эскизов. Просмотр книг и журналов «Работа с деревом» Изготовление лекал, трафаретов и рисунков (эскизов)

10

6

4

ИТОГО:

162 часа

51

111

                                                                             

                                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                          

Вводное занятие.  Краткая история зарождения и развития резьбы по дереву. Демонстрация репродукций. Показ лучших работ обучающихся прошлых лет. Организация рабочего места. Оборудование и инструменты для резьбы. Безопасность труда и противопожарная безопасность. Организационные вопросы.

Значение дерева в нашей жизни и обиходе. Свойства и обработка древесины.

Использовании и применении древесины в жизни и быту человека, как самого экологически чистого продукта.

Подготовительные действия до начала работ с деревом. Ознакомление с разнообразными технологиями сушки древесины и заготовкой. Характеристика древесных пород, встречающихся в нашем  крае (береза, лиственница, кедр, сосна, ель)

Различные виды резьбы, их отличия и особенности при поэтапной операции

Контурная резьба. Плоскорельефная  резьба. Углубленная резьба. Ажурная резьба. Геометрическая резьба. Прорезная резьба. Накладная резьба.

Практическое обучение и применения резьбовых навыков на отдельных инструментах и композициях.

Практическая работа. Изготовление строганной основы по размерам и форме образца. Исполнение резной композиции. Анималистическая композиция. Специфика негативного рисунка.  Декоративные композиции, оформление панно, досок и других предметов. Подготовка основы. Работа над эскизом. Декоративная разработка форм растительного и животного мира. Перевод рисунка на основу и выполнение в резьбе.

Технологические операции при изготовлении деревянной основы под резьбу (раскрой, выпиливание, шлифовка)

Практическая работа. Заточка стамесок, составление композиции в сочетании геометрической, контурной, скобчатой  резьбами.  Подготовка основы, перенос рисунка на нее, выполнение резной композиции в полосе, в квадрате, в круге.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения.

№ п/п

ТЕМА

Теоретические знания

Всего часов

     теория

практика

1.

Введение. Основы правила по ТБ.

Знакомство с режимом работы кружка и основными правилами по ТБ. Изучение специфики работы кружка и правила по ТБ при работе с режуще-колющими инструментами и электроприборами.

5

3

2

2.

Значение дерева в нашей жизни и обиходе.

Использование древесины в жизни и быту человека, как самого экологически чистого материала.

4

4

-

3.

Свойства и обработка древесины.

Подготовительные действия до начала работ с деревом. Ознакомление с разнообразными технологиями сушки древесины и заготовкой. Характеристика древесных пород, встречающихся в наших крае (береза, лиственница, кедр, сосна, ель)

8

4

4

4.

Практические занятия по изготовлению ручного инструмента

Подробное ознакомление с наиболее употребляемыми инструментами         ( косяки, стамески). Поэтапное изготовление инструмента.

4

1

3

5.

Ознакомление с инструментами.

Подробное ознакомление с арсеналом инструмента резчика стамески (полукруглые, плоские, клюкорезы ит.д.)

3

2

1

6.

Изготовление ручек и черепков. Заправка

Расширенное ознакомление с формой и материалом , изготовление ручек для инструмента- Заточка инструмента: общие правила и рекомендации, ознакомление с абразивным материалом заточка и заправка инструмента.

5

1

4

7.

Приемы выполнения выправки древесины

Использование ручных и электроинструментов при выборке древесины. Техника среза и подрезки слоя древесины и выборка.

5

1

4

8.

Исправление ошибок и возможного «брака» при работе с поделками.

Заделка трещин. Исправление сколов. Склеивание. Ознакомление с основными видами клеев, их применение при работе.

5

1

4

9.

Отделка поверхности.

Шлифовка и полировка древесины. Покрытие маслом и лаком. Тонировка( искусственные и естественные красители). Рецепты т технологии приготовления красок и красителей для дерева.

5

1

4

10.

Работа в смешанной технике и декорирование поделок

Использование теоретических и практических навыков различных видов резьбы при смешивании и сочетании (комбинации)

Резьба с заоваленным контуром.

Резьба с подушечным фоном.

Резьба с выбранным фоном.

109

20

89

11.

Участие в выставках, фестивалях, конкурсах.

9

-

9

ИТОГО:

162 часа

38

124

                                      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Вводное занятие.  Краткая история зарождения и развития резьбы по дереву. Демонстрация репродукций. Показ лучших работ обучающихся прошлых лет. Организация рабочего места. Оборудование и инструменты для резьбы. Безопасность труда и противопожарная безопасность. Организационные вопросы.

Значение дерева в нашей жизни и обиходе. Свойства и обработка древесины.

Использовании и применении древесины в жизни и быту человека, как самого экологически чистого продукта.

Подготовительные действия до начала работ с деревом. Ознакомление с разнообразными технологиями сушки древесины и заготовкой. Характеристика древесных пород, встречающихся в нашем  крае (береза, лиственница, кедр, сосна, ель)

Практические занятия по изготовлению ручного инструмента

Подробное ознакомление с наиболее употребляемыми инструментами  ( косяки, стамески). Поэтапное изготовление инструмента.

Расширенное ознакомление с формой и материалом , изготовление ручек для инструмента- Заточка инструмента: общие правила и рекомендации, ознакомление с абразивным материалом заточка и заправка инструмента.

Приемы выполнения выправки древесины

Использование ручных и электроинструментов при выборке древесины. Техника среза и подрезки слоя древесины и выборка.

Заделка трещин. Исправление сколов. Склеивание. Ознакомление с основными видами клеев, их применение при работе.

Шлифовка и полировка древесины. Покрытие маслом и лаком. Тонировка( искусственные и естественные красители). Рецепты т технологии приготовления красок и красителей для дерева.

Работа в смешанной технике и декорирование поделок.

Использование теоретических и практических навыков различных видов резьбы при смешивании и сочетании (комбинации)

Резьба с заоваленным контуром. Резьба с подушечным фоном. Резьба с выбранным фоном.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы включает в себя:

- техническую библиотеку объединения, содержащую как справочный материал, чертежи и описания изделий, так и учебную техническую литературу;

- периодическую литературу, регулярно получаемую Домом детского творчества;

- большой объем материала из Интернета;

- методические пособия, разрабатываемые преподавателем с учетом конкретных ситуаций, возникающих в ходе реализации программы или при необходимости более глубокого изучения какой либо темы.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        - ксерокопии рабочих чертежей;

        - чертежи, разработанные с помощью компьютера;

        - плакаты.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     Материально-техническую базу объединения «Авиамоделирование» представляет техническая лаборатория, которая на данный момент полностью укомплектована необходимым инструментом и станочным оборудованием:

- сверлильный станок;

          - циркулярный станок;

          - лобзик электрический учебный;

          - заточный станок;

          - дрель ручная электрическая;

          - шлифмашина электрическая ручная.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Для педагога:

1.Афанасьев А.Ф. «Резчику по дереву».

2. Бурников В.Г., В.Н.Власов «Домовая резьба».

3. Лифарь М.П. Столярные работы, Траст Пресс, 1999 г.

4. Марис и Зайке Гайлис «Мебель для молодых».

5. Матвеева Т.А.Мозаика и резьба по дереву».

Для обучающихся:

1.Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву».

2. Журналы (подшивка) «Юный техник».

3. Коноваленко А.М. «Столярничаю сам».

4. Рихвк Э. В. «Мастерим из древесины».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование творческих способностей на уроках технологии через проектную деятельность. Обобщение опыта работы Учитель технологии МБОУ СОШ №2 г. Тарко- Сале . Вакарин Александр Николаевич

Слайд 2

Актуальность Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качественно решать существующие проблемы, творчески подходить к любым изменениям, вследствие чего, появляется необходимость использования в учебно-воспитательном процессе новых педагогических технологий.

Слайд 3

«Формирование творческих способностей на уроках технологии через проектную деятельность» Цель Задачи выявить эффективные приёмы формирования творческих способностей на уроках технологии через проектную деятельность. изучить степень разработанности проблемы в философской, психолого-педагогической литературе; использовать проектную деятельность для формирования творческих способностей; разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности. .

Слайд 4

Диагностика творческих способностей школьников Промежуточная диагностика. Диаграмма способностей восьмиклассников

Слайд 5

Стимулирует интерес обучающихся к предмету. Позволяет каждому ребенку увидеть себя компетентным человеком, способным самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Развивает у обучаемых умение себя оценивать, грамотно использовать свой творческий потенциал, базовые знания и универсально их использовать. Проектная деятельность способствует формированию творческих способностей

Слайд 6

Как заинтересовать проектированием Объяснение сути проектного метода. Представление вариантов выполненных проектов. Аннотирование перечня возможных тем проектов. Ознакомление с процедурой выполнения проекта. Ознакомление с процедурой оценивания и защиты проектов.

Слайд 7

Оценка проектов. Оценка проектов осуществляется по следующим критериям: - оригинальность, - доступность, - техническое совершенство, - эстетические достоинства, - безопасность, - соответствие общественным потребностям, - удобство эксплуатации, - технологичность, - стоимость.

Слайд 8

Заключение. «Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на создание детьми нравственной ценности трудового начала жизни».