МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА викторины по теме: «Знатоки технической механики» по общепрофессиональной дисциплине ОП.03. Техническая механика
Цели:
- формировать у студентов интерес к технической механике, повышать самооценку;
- развивать навыки работы в малых группах, формировать чувство ответственности, коллективизма;
- воспитывать внимательность, аккуратность, быстроту реакции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 304.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Шахтерский техникум»
Государственной организации высшего профессионального образования
«Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган – Барановского»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
викторины
по теме: «Знатоки технической механики»
по общепрофессиональной дисциплине ОП.03. Техническая механика
специальность 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
Шахтерск, 20___
Методическая разработка
Викторина
Тема: «Знатоки технической механики»
Цели:
- формировать у студентов интерес к технической механике, повышать самооценку;
- развивать навыки работы в малых группах, формировать чувство ответственности, коллективизма;
- воспитывать внимательность, аккуратность, быстроту реакции.
Дата проведения:
Для проведения турнира необходимо предварительно подготовить и сформировать состав команд, выбираются ведущие турнира, жюри – преподаватели. Студенты получают домашнее задание – сформировать 2 команды по 4 человека, придумать название команды и её девиз.
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники, члены жюри, группа поддержки! Сегодня в рамках декады цикловой комиссии технических дисциплин мы проводим викторину «Знатоки технической механики», в которой принимают участие студенты группы ХКМ 2/1, руководитель Яновская С.И. Все задания викторины основаны на знаниях 1 раздела механики – теоретическая механика - статика, кинематика и динамика.
Представляю уважаемое жюри: _____________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Сразу переходим к первому конкурсу, в котором себя презентуют наши команды.
Первый конкурс «Приветствие команд»
Первый конкурс “Эмблема и название” – оценивается соответствие предмету, актуальность, юмор.
1ая команда - «Мечта по эпюре»
2ая команда – «Стальной брус»
Жюри подводит итоги. Слово жюри
Второй конкурс «Теоретическая разминка»
Задание: Это задание из раздела «Плоская система сходящихся сил». От каждой команды надо по одному представителю. Необходимо найти углы между векторами. Кто быстрее и правильно найдет?
Пока представители работают, с командами проводится следующий конкурс.
Третий конкурс «Кто больше?»
Задание: необходимо за 3 мин собрать как можно больше слов, каждое слово – это понятие из технической механики. Слова разрезаны на слоги и перемешаны (сделать 2 комплекта). Всего 22 слова.
Понятия: путь, скорость, вектор, сила, плечо, статика, кинематика, динамика, аксиома, связь, реакция, опора, многоугольник, пара, механика, движение, масса, время, траектория, ускорение, покой, равновесие.
Жюри подводит итоги. Слово жюри
Четвертый конкурс «Острый глаз»
Задание: необходимо найти центр тяжести пластины без вычислений, при помощи линейки, построением по рисунку 1. На выполнение конкурса 2 минуты.
Рисунок 1
Жюри подводит итоги. Слово жюри
Пятый конкурс «Дальше…»
Задание: от каждой команды нужен один участник. Участнику необходимо за 2 минуты ответить на большее число вопросов, если он не знает ответ, то говорит “дальше”.
Вопросы для первой команды.
- Сила величина векторная или скалярная? (векторная).
- Единица измерения момента? (Нм).
- Пара сил создает движение, какое? (вращательное движение).
- Что изучает статика? (равновесие сил).
- Если сумма проекций сил равна нулю, то тело… (находится в равновесии).
- Что является связью для стула? (пол).
- Если сила сонаправлена с осью, то угол между ними… (ноль градусов).
- Как найти момент силы? (модуль силы умножить на плечо).
- Что является центром тяжести квадрата? (точка пересечения диагоналей).
- Что больше по модулю сила трения покоя или сила трения скольжения? (сила трения скольжения).
- Применение рычага дает выигрыш…(в силе).
- Что такое прямая, на которой лежит сила? (линия ее действия).
Вопросы для второй команды.
- На какие разделы делится теоретическая механика? (статика, кинематика, динамика).
- Масса величина векторная или скалярная? (скалярная).
- Единица измерения силы? (Н).
- При вращении по часовой стрелке момент имеет знак? (плюс).
- Что изучает кинематика? (движение тел без учета сил).
- Что имеет рычаг? (плечо и точку опоры).
- Если сумма моментов равна нулю, то тело… (находится в равновесии).
- Если сила противоположно направлена с осью, то угол между ними… (180 градусов).
- Где находится центр тяжести круга? (на пересечении диаметров).
- Сколько координат в пространственной системе? (три).
- Сколько основных форм равновесия? (три).
- Если силы пересекаются в одной точке, то это система…(сходящихся сил).
Жюри подводит итоги. Слово жюри
Шестой конкурс «Гонка за лидером»
Задание: на обдумывание вопроса 1 минута, кто первый будет готов, тот и отвечает. Если ответ не верный, то право ответа переходит другой команде. Каждая задача оценивается в один балл.
Задача 1. Почему буря, которая валит живые деревья летом, часто не может свалить стоящее рядом сухое дерево?
Ответ: у живого дерева есть листва, следовательно, дерево имеет достаточно большую общую поверхность. Сила ветра, действующая на площадь, большая. Сухое дерево не имеет листьев–площадь поверхности его мала, следовательно и давление со стороны ветра – мало.
Задача 2. От однородного вала отрезали конец длиной 40 см. Куда и насколько переместится центр вала?
Ответ: на 20 см к другому концу.
длина была х
центр тяжести х/2
длина стала х-40
центр тяжести х-40/2
смещение =х/2-(х-40)/2=х-х+40 /2=20 см
Задача 3. Почему человек, надевший на спину тяжелый рюкзак, наклоняется немного вперед?
Ответ: тяжелый рюкзак изменяет положение центра тяжести человека и его равновесие, чтобы восстановить равновесие – человек наклоняется вперед.
Задача 4. На рисунке изображены три одинаковых деревянных цилиндра с надетыми на них металлическими обручами. Сравните их устойчивость, расположите в порядке возрастания устойчивости.
Ответ: б, а, в.
Жюри подводит итоги. Слово жюри
Последний конкурс «Битва капитанов»
Выходят 2 капитана. Раздать вопросы капитанам и попросить выполнить указанное задание.
Задание выполняют одновременно и дают объяснения.
Вопросы капитанам:
Вопрос 1. Стать спиной к стенке, прислонив к ней пятки, а потом попытаться достать пальцами рук носки обуви, не сгибая ноги в коленях. Что произойдет? Почему?
Наверняка это ему не удастся сделать. Почему?
Ответ: Для того чтобы сохранить равновесие, необходимо, чтобы перпендикуляр, опущенный из центра масс, не выходил за площадь опоры его ног. При сгибании вперед этого можно добиться, если сместить назад остальную часть туловища, но мешает стена.
Вопрос 2. Встать к стенке лицом так, чтобы носки ботинок и нос касались стенки, и приподняться на носках. Что произойдет? Почему?
Это также не удается. Почему?
Ответ: Вставая на носки, необходимо для сохранения равновесия переместить все туловище вперед, но и этому мешает стена.
Таблица 1- Подведение итогов конкурсов
Название конкурса | Время на выполнение задания | Оценивание | Команда «Мечта по эпюре» | Команда «Стальной брус» |
1 конкурс «Приветствие команд» | - | 2 балла | ||
2 конкурс «Теоретическая разминка» | кто быстрее | 2 балла | ||
3 конкурс «Кто больше?» | 3 минуты | 2 балла | ||
4 конкурс «Острый глаз» | 2 минуты | 2 балла | ||
5 конкурс «Дальше…» | 2 минуты | 2 балла | ||
6 конкурс «Гонка за лидером» | 1 минута на обдумывание каждой задачи | 1 балл каждая задача | ||
7 конкурс «Битва капитанов» | 2 минуты | 2 балла | ||
ИТОГО: |
ПУ ТЬ |
ПЛЕ ЧО |
АКСИ ОМА |
МНОГО УГОЛЬ НИК |
МАС СА |
ПОК ОЙ |
ВЕК ТОР |
КИНЕ МАТИКА |
РЕАК ЦИЯ |
МЕХА НИКА |
ТРАЕК ТОРИЯ |
СКО РОСТЬ |
СТА ТИКА |
СВЯ ЗЬ |
ПА РА |
ВРЕ МЯ |
РАВ НОВЕ СИЕ |
СИ ЛА |
ДИНА МИКА |
ОПО РА |
ДВИ ЖЕНИЕ |
УСКО РЕНИЕ |
Третий конкурс «Кто больше?»
Задание: необходимо за 3 мин собрать как можно слов, каждое слово – это понятие из технической механики. Слова разрезаны на слоги и перемешаны (сделать 2 комплекта). Всего 22 слова.
Понятия: путь, скорость, вектор, сила, плечо, статика, кинематика, динамика, аксиома, связь, реакция, опора, многоугольник, пара, механика, движение, масса, время, траектория, ускорение, покой, равновесие.
Пятый конкурс «Дальше…»
Задание: от каждой команды нужен один участник. Участнику необходимо за 2 минуты ответить на большее число вопросов, если он не знает ответ, то говорит “дальше”.
Вопросы для первой команды.
- Сила величина векторная или скалярная? (векторная).
- Единица измерения момента? (Нм).
- Пара сил создает движение, какое? (вращательное движение).
- Что изучает статика? (равновесие сил).
- Если сумма проекций сил равна нулю, то тело… (находится в равновесии).
- Что является связью для стула? (пол).
- Если сила сонаправлена с осью, то угол между ними… (ноль градусов).
- Как найти момент силы? (модуль силы умножить на плечо).
- Что является центром тяжести квадрата? (точка пересечения диагоналей).
- Что больше по модулю сила трения покоя или сила трения скольжения? (сила трения скольжения).
- Применение рычага дает выигрыш…(в силе).
- Что такое прямая, на которой лежит сила? (линия ее действия).
Вопросы для второй команды.
- На какие разделы делится теоретическая механика? (статика, кинематика, динамика).
- Масса величина векторная или скалярная? (скалярная).
- Единица измерения силы? (Н).
- При вращении по часовой стрелке момент имеет знак? (плюс).
- Что изучает кинематика? (движение тел без учета сил).
- Что имеет рычаг? (плечо и точку опоры).
- Если сумма моментов равна нулю, то тело… (находится в равновесии).
- Если сила противоположно направлена с осью, то угол между ними… (180 градусов).
- Где находится центр тяжести круга? (на пересечении диаметров).
- Сколько координат в пространственной системе? (три).
- Сколько основных форм равновесия? (три).
- Если силы пересекаются в одной точке, то это система…(сходящихся сил).
Шестой конкурс «Гонка за лидером»
Задание: на обдумывание вопроса 1 минута, кто первый будет готов, тот и отвечает. Если ответ не верный, то право ответа переходит другой команде. Каждая задача оценивается в один балл.
Задача 1. Почему буря, которая валит живые деревья летом, часто не может свалить стоящее рядом сухое дерево?
Ответ: у живого дерева есть листва, следовательно, дерево имеет достаточно большую общую поверхность. Сила ветра, действующая на площадь, большая. Сухое дерево не имеет листьев–площадь поверхности его мала, следовательно и давление со стороны ветра – мало.
Задача 2. От однородного вала отрезали конец длиной 40 см. Куда и насколько переместится центр вала?
Ответ: на 20 см к другому концу.
длина была х
центр тяжести х/2
длина стала х-40
центр тяжести х-40/2
смещение =х/2-(х-40)/2=х-х+40 /2=20 см
Задача 3. Почему человек, надевший на спину тяжелый рюкзак, наклоняется немного вперед?
Ответ: тяжелый рюкзак изменяет положение центра тяжести человека и его равновесие, чтобы восстановить равновесие – человек наклоняется вперед.
Задача 4. На рисунке 3 изображены три одинаковых деревянных цилиндра с надетыми на них металлическими обручами. Сравните их устойчивость, расположите в порядке возрастания устойчивости.
Ответ: б, а, в.
а б в
Последний конкурс «Битва капитанов»
Выходят 2 капитана. Раздать вопросы капитанам и попросить выполнить указанное задание.
Задание выполняют одновременно и дают объяснения.
Вопросы капитанам:
Вопрос 1. Стать спиной к стенке, прислонив к ней пятки, а потом попытаться достать пальцами рук носки обуви, не сгибая ноги в коленях. Что произойдет? Почему?
Наверняка это ему не удастся сделать. Почему?
Ответ: Для того чтобы сохранить равновесие, необходимо, чтобы перпендикуляр, опущенный из центра масс, не выходил за площадь опоры его ног. При сгибании вперед этого можно добиться, если сместить назад остальную часть туловища, но мешает стена.
Вопрос 2. Встать к стенке лицом так, чтобы носки ботинок и нос касались стенки, и приподняться на носках. Что произойдет? Почему?
Это также не удается. Почему?
Ответ: Вставая на носки, необходимо для сохранения равновесия переместить все туловище вперед, но этому мешает стена.
Стать спиной к стенке, прислонив к ней пятки, а потом попытаться достать пальцами рук носки обуви, не сгибая ноги в коленях. Что произойдет? Почему? | Встать к стенке лицом так, чтобы носки ботинок и нос касались стенки, и приподняться на носках. Что произойдет? Почему? |





