Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Техническая механика Специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика на основе основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям). Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ГОС СПО, а также, для формирования у будущих специалистов основ теоретических знаний и практических навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 122.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий национальный университет
экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Шахтерский торгово-экономический колледж (филиал)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______________ «___» ______________ 20___г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор _______________ «___» _____________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 Техническая механика
Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям)
Шахтерск
2025
Программа учебной дисциплины ОП. 01 Инженерная графика разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от № 491.
Организация – разработчик: Шахтерский торгово-экономический колледж (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего образования «Донецкий национальный университет
экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Разработчик: Бучко Лилия Анатольевна, преподаватель, специалист первой категории.
Рецензенты: | |
Домахина Татьяна Алексеевна, преподаватель, специалист высшей категории. | |
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией
технических дисциплин
Протокол № ___ от «____» _____________ 20___ г.
Председатель цикловой комиссии _____________ Т.А. Домахина
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
Пояснительная записка | ||
1. 2. 3. 4. | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Структура и содержание учебной дисциплины Условия реализации учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 5 8 20 22 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика на основе основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ГОС СПО, а также, для формирования у будущих специалистов основ теоретических знаний и практических навыков.
Дисциплина ОП.03 Техническая механика является обязательной дисциплиной профессионального учебного цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов среднего звена по специальности Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям).
Основные задачи дисциплины:
- научиться использовать знания для расчётов механических передач простейших сборочных единиц;
- научиться читать и составлять кинематические схемы;
- развивать навыки выбора деталей и узлов на основе анализа их свойств для конкретного применения.
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении учебных дисциплин: Инженерная графика, Материаловедение и технология металлов, Метрология и стандартизация.
При формировании содержания курса учитывались принципы преемственности, последовательности, системности, связи с практикой, принцип единой содержательной процессуальной стороны обучения.
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы СПО в соответствии с ГОС СПО по специальности Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям).
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки ППССЗ
Учебная дисциплина ОП.03 Техническая механика является обязательной дисциплиной профессионального учебного цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов среднего звена по специальности Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям).
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Обязательная часть
- результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- производить расчёты механических передач простейших сборочных единиц - читать кинематические схемы;
- выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств, для конкретного применения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- основы технической механики;
- виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;
- методику расчёта элементов конструкций на прочность, жёсткость и устойчивость при различных видах деформации.
Вариативная часть – не предусмотрено.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, ОК и ПК, включающих в себя:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на освоение профессиональных компетенций (ПК), включающих в себя способность:
ПК Осуществлять обслуживание и эксплуатацию холодильного оборудования (по отраслям).
ПК Обнаруживать неисправную работу холодильного оборудования и принимать меры для устранения и предупреждения отказов и аварий.
ПК Анализировать и оценивать режимы работы холодильного оборудования.
ПК Проводить работы по настройке и регулированию работы систем автоматизации холодильного оборудования.
ПК Участвовать в организации и выполнять работы по подготовке к ремонту и испытаниям холодильного оборудования.
ПК Участвовать в организации и выполнять работы по ремонту холодильного оборудования с использованием различных приспособлений и инструментов.
ПК Участвовать в организации и выполнять различные виды испытаний холодильного оборудования.
ПК Участие в планировании работы структурного подразделения для реализации производственной деятельности.
ПК Участие в руководстве работой структурного подразделения для реализации производственной деятельности.
ПК Участвовать в анализе и оценке качества выполняемых работ структурного подразделения
Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 226 часов,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 214 часа;
- самостоятельной работы обучающегося - 12 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 226 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 214 |
В том числе: | |
-лабораторные занятия | 14 |
-практические занятия (семинары) | 46 |
-контрольные работы не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
в том числе: | |
-конспектирование материала | 4 |
-презентации | 4 |
-подготовка рефератов | 4 |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика
Наименование разделов и тем |
| Объем часов | Уровень освоения | Домашнее задание | |||||||||||||||
Раздел 1 Теоретическая механика | |||||||||||||||||||
Тема 1 Основные понятия и аксиомы статики | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с. 6-12 | ||||||||||||||||
1 | 1. Основные части теоретической механики: статика, кинематика, динамика. #1054;сновные понятия теоретической механики: материальная точка, абсолютно твёрдое тело, сила, #1057;истема сил, эквивалентные системы сил, равнодействующая сила. | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4. Аксиомы статики. 5. Связи и реакции связей. Определение направлений реакций связей. #1056;ешение задач | 2 | |||||||||||||||||
Тема 2 Плоская система сходящихся сил | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с. 16-26 | ||||||||||||||||
1 2 | #1055;лоская система сходящихся сил. #1056;авнодействующая сходящихся сил. Определение равнодействующей аналитическим способом. #1057;пособы сложения двух сил. Разложение сил на две составляющие. #1055;роекция силы на ось. Условие равновесия плоской системы сходящихся сил в аналитической форме. #1054;пределение равнодействующей геометрическим способом. Порядок построения многоугольника сил. #1059;словие равновесия плоской системы сходящихся сил. Решение задач. | 2 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие №1 «Определение реакций стержней, удерживающих грузы» | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 3 Пара сил и момент силы относительно точки | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с. 27-34 | ||||||||||||||||
1 | #1057;ложение двух параллельных сил. #1055;ара сил и её характеристики. #1052;омент пары сил. | 2 | |||||||||||||||||
2 | #1069;квивалентные пары. Сложение пар. Условие равновесия пары сил. #1052;омент силы относительно точки. #1056;ешение задач | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 2 «Определение реакций балочных опор» | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Тема 4 Плоская система произвольно расположенных сил | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.34-55 | ||||||||||||||||
1 | #1055;лоская система произвольно расположенных сил. #1055;риведение силы к данной точке. #1055;риведение к точке плоской системы произвольно расположенных сил. #1058;еорема Вариньона о моменте равнодействующей. | 2 | |||||||||||||||||
2 | #1059;равнения равновесия сил и их различные формы. #1054;пределение реакций опор и моментов защемления. Балочные системы. #1050;лассификация нагрузок и виды опор. #1054;пределение реакций опор и моментов защемления. | 2 | |||||||||||||||||
Лабораторная работа №1 «Определение реакций балочных опор» | 2 | 2,3 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Законспектировать вопрос «Теорема Вариньона | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 5 Пространственная система сходящихся сил | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с. 55-67 | ||||||||||||||||
1 | #1055;роекция силы на ось. #1052;омент силы относительно оси. #1055;ространственная система сходящихся сил, её равновесие. | 2 | |||||||||||||||||
2 | #1055;ространственная система произвольно расположенных сил. 5. Решение задач | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 3 «Определение реакций балочных опор при пространственной системе сходящихся сил» | 2 | 2,3 | |||||||||||||||||
Тема 6 Трение | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.50-55 | ||||||||||||||||
1 | #1058;рение скольжения. #1056;авновесие тела на наклонной плоскости. #1058;рение качения. | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4. Конус трения. Условие самоторможения 5. Решение задач | 2 | |||||||||||||||||
Лабораторная работа №2 «Определение коэффициента трения для различных материалов опытным путем» | 2 | 2,3 | |||||||||||||||||
Тема 7 Центр тяжести | Содержание учебного материала | 1 2 | Л.3 с.67-77 | ||||||||||||||||
1 | #1062;ентр тяжести тела. Общие определения и понятия #1062;ентр приложения силы тяжести. 3. Центр тяжести плоских геометрических фигур. | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4. Определение центра тяжести составных плоских фигур. #1057;ила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. 6. Статический момент сечения | 2 | |||||||||||||||||
3 | 7. Положение центра тяжести тела, имеющего плоскость или ось симметрии. 8. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие #1056;ешение задач | 2 | |||||||||||||||||
Лабораторная работа №3 «Определение центра тяжести составной фигуры опытным и аналитическим способом» | 2 | ||||||||||||||||||
Практическое занятие №4 «Определение центра тяжести составного прокатного профиля» | 2 | 2,3 | |||||||||||||||||
Тема 8 Условие равновесия тела, имеющего неподвижную точку или ось | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.77-81 | ||||||||||||||||
1 | #1057;татический момент сечения. 2. Виды равновесия. #1059;словие равновесия тела, имеющего опорную площадь. 4. Коэффициент устойчивости | 2 | |||||||||||||||||
Тема 9 Основные понятия кинематики | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.81-98 | ||||||||||||||||
1 | #1055;окой и движение. #1050;инематические параметры движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение. #1057;пособы задания движения. | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | |||||||||||||||||||
#1055;одготовить реферат на тему: «Способы задания движения» | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 10 Простейшие движения твёрдого тела. | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.98-111 | ||||||||||||||||
1 | #1050;инематика точки. Средняя скорость, скорость в данный момент. #1043;рафики движения. Простейшие движения твёрдого тела. 3. Скорость и ускорение точек вращающегося тела. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 11 Сложное движение точки и тела | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.112-123 | ||||||||||||||||
1 | #1057;ложное движение точки. 2. Переносное, относительное и абсолютное движение токи. #1057;корости движений. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 12 Основные понятия и аксиомы динамики | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с.123-149 | ||||||||||||||||
1 | #1054;сновные понятия. Содержание и задачи динамики. #1058;рение. Закон инерции. #1054;сновной закон динамики. Масса материальной точки. #1057;вободная и несвободная материальные точки. 5. Принцип кинетостатики. Принцип Даламбера. | 2 | |||||||||||||||||
Семинарское занятие №1 по т.т.8-12 | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Раздел 2. Сопротивление материалов | |||||||||||||||||||
Тема 13 Основные положения сопротивления материалов | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.150-158
| ||||||||||||||||
1 | #1054;сновные положения. Основные задачи сопротивления материалов. #1054;сновные гипотезы и допущения. 3. Классификация нагрузок и элементов конструкций. #1053;агрузки внешние и внутренние. | 2 | |||||||||||||||||
2 | 5. Силы внешние и внутренние. 6. Метод сечений. 7. Напряжение полное, нормальное, касательное. 8. Решение задач | 2 | |||||||||||||||||
Тема 14 Растяжение и сжатие | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.159-177 | ||||||||||||||||
1 | #1056;астяжение и сжатие. Внутренние силовые факторы, напряжение. #1055;родольные и поперечные деформации. 3. Закон Гука. Коэффициент Пуассона | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4. Построение эпюр. Эпюры продольных сил. 5 Эпюры нормальных напряжений. 6. Определение осевых перемещений поперечных сечений бруса. | 2 | |||||||||||||||||
3 | #1044;иаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов. #1050;оэффициент запаса прочности. #1059;словие прочности, расчёты на прочность. | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 5 «Определение нормальных сил и напряжений в поперечных сечениях бруса при растяжении (сжатии)» | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Тема 15 Практические расчёты на срез и смятие | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с. 177-180 | ||||||||||||||||
1 | #1057;рез, основные расчётные предпосылки, расчётные формулы #1059;словие прочности. #1057;мятие, условности расчёта, расчётные формулы, условие прочности. #1055;рактические расчёты на срез и смятие. Методика расчётов. 5. Примеры расчётов. | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 6 «Расчет на срез болтового соединения» | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Дифференцированный зачет | 1 | ||||||||||||||||||
Тема 16 Геометрические характеристики плоских сечений | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с. 192-201 | ||||||||||||||||
1 | #1043;еометрические характеристики плоских сечений. #1057;татические моменты сечений. #1054;севые, центральные и полярные моменты инерции. Моменты инерции. | 2 | |||||||||||||||||
2 | #1043;лавные оси и главные центральные моменты инерции. Осевые моменты инерции простейших сечений. #1055;олярные моменты инерции круга и кольца. #1054;пределение главных центральных моментов инерции составных сечений, имеющих ось симметрии. | 2 | |||||||||||||||||
Семинарское занятие № 2 по т.т.14-16 | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Законспектировать вопрос: Определение геометрических характеристик составного прокатного профиля | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 17 Кручение
| Содержание учебного материала | 1 | Л.3с.180-192 | ||||||||||||||||
1 | #1050;ручение. Основные понятия и определения 2. Деформация при кручении. #1063;истый сдвиг. Модуль сдвига. | 2 | |||||||||||||||||
2 | #1042;нутренние силовые факторы при кручении. #1054;сновные гипотезы. #1056;ешение задач | 2 | |||||||||||||||||
Тема 18 Крутящий момент. | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с.182-184 | ||||||||||||||||
1 | #1069;пюры крутящих моментов. 2. Метод сечений. Правило знаков 3. Напряжения и деформации цилиндрического бруса | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4. Кручение бруса круглого сечения. #1059;гол закручивания. #1056;ешение задач | 2 | |||||||||||||||||
Лабораторная работа №4 «Испытание на кручение образца из углеродистой стали » | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие №7«Расчет на кручение бруса круглого поперечного сечения» | 2 | 2,3 | |||||||||||||||||
Тема 19 Расчёты на прочность и жёсткость при кручении | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.187-189 | ||||||||||||||||
1 | #1056;асчёты на прочность и жёсткость при кручении. #1055;роверочный расчёт. 3. Проектировочный расчёт. 4. Определение нагрузочной способности. | 2 | |||||||||||||||||
Семинарское занятие № 3 по темам 17-19 | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Тема 20 Чистый и поперечный прямой изгиб | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.201-203 | ||||||||||||||||
1 | #1054;сновные понятия и определения при изгибе. Классификация видов изгиба. 2. Внутренние силовые факторы при изгибе. 3. Знаки поперечных сил и изгибающих моментов. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 21 Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов для балки с жесткой заделкой | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с.203-211 | ||||||||||||||||
1 | #1069;пюры поперечных сил и изгибающих моментов для балки с жесткой заделкой. #1055;равило знаков. #1054;сновные правила построения эпюр в случае приложения сосредоточенной нагрузки. | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4. Основные правила построения эпюр в случае приложения пары сил #1056;ешение задач | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 8«Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для балки с жесткой заделкой» | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Тема 22 Построение эпюр в случае приложения равномерно распределённой нагрузки | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с. 203-211 | ||||||||||||||||
1 | #1069;пюры поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки. #1054;сновные правила построения эпюр поперечных сил и изгибающих моментов в случае приложения равномерно распределенной нагрузки. #1055;римеры решения задач | 2 | |||||||||||||||||
Тема 23 Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов в случае приложения пары сил | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с. 203-211 | ||||||||||||||||
1 | #1069;пюры поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки. #1054;сновные правила построения эпюр в случае приложения пары сил. #1055;римеры решения задач | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 9 «Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки» | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Тема 24 Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов в случае приложения сосредоточенной нагрузки | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с. 203-211 | ||||||||||||||||
1 | #1069;пюры поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки, нагруженной распределенной нагрузкой 2. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки, нагруженной парой сил 3. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки, нагруженной сосредоточенной силой | 2 | |||||||||||||||||
2 | #1054;пределение реакций балочных опор. #1056;ешение задач | 2 | |||||||||||||||||
Тема 25 Рациональные формы поперечных сечений балок | Содержание учебного материала | 1 2 | Л.3 с. 203-211 | ||||||||||||||||
1 | 1. Рациональные формы поперечных сечений балок #1053;ормальные напряжения в произвольной точке поперечного сечения балки при прямом изгибе. #1056;аспределение нормальных напряжений в симметричных сечениях. | 2 | |||||||||||||||||
2 | #1048;спользуемые профили сечений: двутавр, швеллер, круг. #1056;ешение задач | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 10«Подбор рациональной формы поперечного сечения балки» | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 26 Расчеты на прочность при изгибе | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.214-219 | ||||||||||||||||
1 | #1056;асчет балки на прочность по наибольшим нормальным напряжениям. #1054;пределение максимальных значений напряжения в опасных точках. 3. Примеры решения задач. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 27 Касательные напряжения при поперечном изгибе | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с.219-221 | ||||||||||||||||
1 | #1042;озникновение касательных напряжений. #1060;ормула Журавского. #1055;рименение формулы Журавского к прямоугольному поперечному сечению. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 28 Линейные и угловые перемещения при изгибе | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.221-231 | ||||||||||||||||
1 | #1054;пределение упругой линии. Стрела прогиба. 2. Способы определения перемещений сечений при изгибе. #1044;ифференциальное уравнение упругой линии. Интеграл Мора. | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4. Правило Верещагина 5. Формулы для определения площадей эпюр и положений их центров тяжести. 6. Расчеты на жесткость | 2 | |||||||||||||||||
Лабораторная работа №5 «Определение стрелы прогиба и угла вращения сечения балки при изгибе» | 2 | 2,3 | |||||||||||||||||
Тема 29 Статически неопределимые балки | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с.173-177 | ||||||||||||||||
1 | #1041;алки и простые рамы. Неразрезные балки. 2. Основные методы расчета статически неопределимых систем: метод сил, метод перемещений, метод конечных элементов, смешанный метод, комбинированный метод. 3 Алгоритм расчета методом сил. Выбор основной системы. #1055;римеры решения задач. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 30 Сложное сопротивление | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.231-235 | ||||||||||||||||
1 | #1053;апряжённое состояние в точке упругого тела. #1043;лавные напряжения. Максимальные касательные напряжения. 3. Виды напряжённых состояний 4. Назначение гипотез прочности. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 31 Устойчивость сжатых стержней | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с.251-254 | ||||||||||||||||
1 | #1059;стойчивость сжатых стержней. 2. Критическая сила, критическое напряжение, гибкость. Формула Эйлера. #1060;ормула Ясинского. 4. Категории стержней в зависимости от их гибкости. 5. Расчёты на устойчивость сжатых стержней. | 2 | |||||||||||||||||
Практические занятия Семинарское занятие №4 по темам 28-31 | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Раздел 3. Детали машин | |||||||||||||||||||
Тема 32 Основные критерии работоспособности. | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.257-264 | ||||||||||||||||
1 | #1054;сновные понятия. 2. Современные тенденции в развитии машиностроения. 3. Требования к машинам и их деталям. 4. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 33 Сварные, паяные и клеевые соединения | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.268-273 | ||||||||||||||||
1 | #1057;варные соединения: достоинства, недостатки, область применения. #1054;сновные типы сварных швов. 3. Расчет сварных соединений встык и внахлестку при осевом нагружении соединяемых деталей. | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4. Краткие сведения о клеевых соединениях. 5. Краткие сведения о паяных соединениях | 2 | |||||||||||||||||
Тема 34 Резьбовые соединения | Содержание учебного материала | 1 2 | Л.3 с. 276-294 | ||||||||||||||||
1 | #1054;бщие сведения, классификация резьбы. #1043;еометрические параметры резьбы. #1054;сновные типы резьбы. | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4. Способы изготовления резьбы. #1050;онструктивные формы резьбовых соединений, стандартные крепежные изделия. #1057;пособы стопорения резьбовых соединений | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 11 «Расчет резьбовых соединений» | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 35 Шпоночные и шлицевые соединения | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.295-300 | ||||||||||||||||
1 | #1064;поночные соединения. Достоинства и недостатки. 2. Основные типы стандартных шпонок. #1055;роверочный расчет соединений. #1064;лицевые соединения, классификация. Достоинства и недостатки шлицевых соединений. | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 12 «Расчет и подбор шпонки» | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 36 Общие сведения о передачах. Плоские механизмы. | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с.300-303 | ||||||||||||||||
1 | #1054;сновные понятия. 2. Требования к машинам и их деталям. 3. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин. | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по теме: «Кривошипно-ползунные и кулисные механизмы» | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 37 Фрикционные передачи. Вариаторы. | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с.303-308 | ||||||||||||||||
1 | #1054;бщие сведения. Классификация фрикционных передач. 2. Достоинства, недостатки и применение фрикционных передач. КПД передачи. #1042;иды разрушения рабочих поверхностей фрикционных катков. #1042;ариаторы. Достоинства, недостатки и применение | 2 | |||||||||||||||||
Тема 38 Ременные передачи. | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.308-328 | ||||||||||||||||
1 | #1056;еменные передачи: принцип работы, устройство, достоинства, недостатки применение. #1044;етали ременных передач: приводные ремни #1044;етали ременных передач: шкивы, натяжные устройства. | 2 | |||||||||||||||||
2 | #1057;илы, действующие на валы и подшипники 5. Передаточное число. КПД передачи 6.Устройства для натяжения ремня | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие №13 «Расчет ременной передачи» | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Тема 39 Зубчатые передачи Основные теории зубчатого зацепления | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.329-344 | ||||||||||||||||
1 | #1054;бщие сведения о зубчатых передачах: достоинства, недостатки, область применения. #1050;лассификация зубчатых передач. 3. Основные теории зубчатого зацепления. | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4. Краткие сведения об изготовлении зубчатых колес. 5. Материалы и конструкции зубчатых колес. #1042;иды повреждения зубьев и критерии работоспособности зубчатых передач. Основные геометрические соотношения | 2 | |||||||||||||||||
Тема 40 Прямозубые цилиндрические передачи | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.341-345 | ||||||||||||||||
1 | #1054;бщие сведения. Основные геометрические соотношения. 2. Силы, действующие в зацеплении. 3. Расчет на контактную мощность и изгиб. | 2 | |||||||||||||||||
Семинарское занятие №5 по теме: «Зубчатые передачи» | 2 | ||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
Тема 41 Косозубые и шевронные цилиндрические передачи | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с. 345-355 | ||||||||||||||||
1 | #1054;бщие сведения. #1054;сновные геометрические соотношения. #1057;илы, действующие в зацеплении. | 2 | |||||||||||||||||
Лабораторная работа № 6 «Определение параметров зубчатых колес с помощью замеров» | 2 | 2,3 | |||||||||||||||||
Тема 42 Планетарные и волновые зубчатые передачи | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.368-373 | ||||||||||||||||
1 | #1054;бщие сведения. Основные геометрические соотношения. 2. Принцип работы и устройство. 3. Выбор основных параметров и расчетных коэффициентов. | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Презентация на тему: «Зубчатые передачи с зацеплением Новикова» | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 43 Общие сведения о редукторах | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.368-373 | ||||||||||||||||
1 | #1054;бщие понятия и определения. 2. Классификация редукторов по типу передачи, по расположению осей валов в пространстве. #1050;онструкция редуктора. | 2 | |||||||||||||||||
2 | #1057;мазка и смазочные материалы. #1055;ример расчета и подбора редуктора | 2 | |||||||||||||||||
Тема 44 Передача винт-гайка. | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.373-377 | ||||||||||||||||
1 | #1054;бщие сведения. Основные геометрические соотношения. #1055;ринцип работы и устройство. Область применения. #1052;атериал винтовой пары. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 45 Червячные передачи | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.377-387 | ||||||||||||||||
1 | #1054;бщие сведения о червячных передачах: достоинства, недостатки #1054;бласть применения, материалы червяков и червячных колес. #1063;ервячная передача с Архимедовым червяком, основные геометрические и кинематические соотношения. | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4 Понятие о червячных передачах со смещением 5. Конструктивные элементы передачи. #1057;илы, действующие в зацеплении. | 2 | |||||||||||||||||
Лабораторная работа № 7 «Изучение конструкции червячного редуктора» | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 46 Цепные передачи | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.392-398 | ||||||||||||||||
1 | #1062;епные передачи: принцип работы, устройство 2. Цепные передачи: достоинства, недостатки, область применения. #1044;етали цепных передач: приводные цепи, звездочки, натяжные устройства. | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 14 «Расчет цепной передачи» Семинарское занятие №6 по темам 44-46 | 2 2 | 2 2,3 | |||||||||||||||||
Тема 47 Валы и оси | Содержание учебного материала | 1 | Л.3с.400-408 | ||||||||||||||||
1 | #1054;сновные определения. #1053;азначение и классификация. #1052;атериалы валов и осей. 4. Проектный и проверочный расчет. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 48 Подшипники. | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.408-413 | ||||||||||||||||
1 | #1054;бщие сведения. 2. Подшипники скольжения: назначение, типы, область применения. #1055;одшипники качения: устройство, назначение, типы, область применения. | 2 | |||||||||||||||||
2 | #1057;равнительная характеристика подшипников качения и скольжения. #1050;лассификация подшипников качения и обзор основных типов. 6. Материалы для смазки | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 15 «Подбор подшипников» | 2 | ||||||||||||||||||
Тема 49 Муфты | Содержание учебного материала | 1 | Л.3 с.432-436 | ||||||||||||||||
1 | #1052;уфты, их назначение и классификация, #1050;раткие сведения о выборе и расчете муфты. #1059;пругие элементы. | 2 | |||||||||||||||||
2 | 4. Корпусные детали механизмов. #1055;ример методики подбора муфт | 2 | |||||||||||||||||
Практическое занятие № 16 «Методика подбора муфт» Семинарское занятие №7 по темам 47-49 | 2 2 | ||||||||||||||||||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||||||||||||||||
Всего: | 226 | ||||||||||||||||||
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет: «Техническая механика».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- наглядные пособия по технической механике:
- стенды (червячная передача, цилиндрический редуктор, подшипники скольжения и качения, виды и конструкции ремней ременной передачи и др.);
- модели планетарного редуктора, вариатора, червячной передачи, подшипников, шестерней;
-технические средства обучения: мультимедиа проектор, мультимедиа экран,
Оборудование кабинета и рабочих мест:
Комплекты оборудования лабораторных стендов для учебной лаборатории технической механики, в том числе:
- установка для испытания на кручение образца из углеродистой стали;
- установка для определения стрелы прогиба и угла вращения сечения балки при изгибе
-установка для определения центра тяжести плоских фигур;
-установка для определения опорных реакций балок;
- установка для определения коэффициента трения скольжения для различных материалов.
Информационное обеспечение реализации программы
Основная литература:
#1054;лофинская В.П. Техническая механика (курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий) – Москва, Форум, 2019.
2. Олофинская В.П. Детали машин– Москва, Форум, 2019.
#1040;ркуша А.И. Техническая механика. – Москва, Высшая школа, 2018.
4. Олофинская В.П. Техническая механика. Сборник тестовых заданий. – Москва, Форум, Инфра М, 2020.
5. Вереина Л.И. Техническая механика: Учебник / Л.И. Вереина. - М.: Academia, 2018. - 316 c.
6. Эрдеди А.А. Эрдеди Н. А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – Москва, Высшая школа, 2019
Дополнительная литература:
#1040;ркуша А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике. - М.: Высшая школа, 2019.
2. Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Высшая школа, 2018.
#1048;цкович Г.М. Минин М.С., Винокуров А.И. Руководство к решению задач по сопротивлению материалов. – М.: Высшая школа, 2018.
4. Файн А.М. Сборник задачпо теоретической механике. - М.: Высшая школа, 2020.
#1041;агреев В.Б., Винокуров А.И., Киселёв В.А., Панич Б.В., Ицкович Г.М. Сборник задач по технической механике.– М.: Высшая школа, 2010.
6. Лукьянов А.М., Лукьянов М.А. Сопротивление материалов: учеб. пособие. — М.: ФГБУ ДПО "УМЦ ЖДТ", 2017. — 598 с
7. Михайлов А.М. Техническая механика: Учебник / А.М. Михайлов. - М.: Инфра-М, 2018. - 160 c.
Интернет-ресурсы:
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование профессиональных и общих компетенций.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; - типы кинематических пар; -виды движений и преобразующие движения механизмы; - передаточное отношение и число; - характер соединения деталей и сборочных единиц; - основные сборочные единицы и детали; - типы соединений деталей и машин; -виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; - принцип взаимозаменяемости; - требования к допускам и посадкам; - принципы технических измерений; - общие сведения о средствах измерения и их классификацию. | Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии | Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - читать кинематические схемы; -проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; - производить расчет прочности несложных деталей и узлов; - подсчитывать передаточное число; - пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом; | Текущий контроль:
Итоговый контроль –экзамен, оценивающий освоение умений производить расчеты и выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения, индивидуальный опрос. |
