Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Техническая механика Специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям)

Бучко Лилия Анатольевна

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03  Техническая механика на основе основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям).  Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ГОС СПО, а также, для формирования у будущих специалистов основ теоретических знаний и практических навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.rabochaya_programma_po_tehnicheskoy_mehanike.docx122.29 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

Шахтерский торгово-экономический колледж (филиал)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_______________

«___» ______________ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______________

«___» _____________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 03 Техническая механика

Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям)

Шахтерск

2025

Программа учебной дисциплины ОП. 01 Инженерная графика разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от № 491.

Организация – разработчик: Шахтерский торгово-экономический колледж (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего образования «Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

Разработчик: Бучко Лилия Анатольевна, преподаватель, специалист первой категории.

Рецензенты:

Домахина Татьяна Алексеевна, преподаватель, специалист высшей категории.

Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией

технических дисциплин

Протокол № ___ от «____» _____________ 20___ г.

Председатель цикловой комиссии _____________ Т.А. Домахина

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Пояснительная записка

1.

2.

3.

4.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Структура и содержание учебной дисциплины

Условия реализации учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

5

8

20

22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика на основе основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ГОС СПО, а также, для формирования у будущих специалистов основ теоретических знаний и практических навыков.

Дисциплина ОП.03 Техническая механика является обязательной дисциплиной профессионального учебного цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов среднего звена по специальности Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям).

Основные задачи дисциплины:

- научиться использовать знания для расчётов механических передач простейших сборочных единиц;

- научиться читать и составлять кинематические схемы;

- развивать навыки выбора деталей и узлов на основе анализа их свойств для конкретного применения.

В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении учебных дисциплин: Инженерная графика, Материаловедение и технология металлов, Метрология и стандартизация.

При формировании содержания курса учитывались принципы преемственности, последовательности, системности, связи с практикой, принцип единой содержательной процессуальной стороны обучения.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы СПО в соответствии с ГОС СПО по специальности Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям).

Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки ППССЗ

Учебная дисциплина ОП.03 Техническая механика является обязательной дисциплиной профессионального учебного цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов среднего звена по специальности Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям).

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Обязательная часть

  • результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- производить расчёты механических передач простейших сборочных единиц - читать кинематические схемы;

- выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств, для конкретного применения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- основы технической механики;

- виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

- методику расчёта элементов конструкций на прочность, жёсткость и устойчивость при различных видах деформации.

Вариативная часть – не предусмотрено.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, ОК и ПК, включающих в себя:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на освоение профессиональных компетенций (ПК), включающих в себя способность:

ПК Осуществлять обслуживание и эксплуатацию холодильного оборудования (по отраслям).

ПК Обнаруживать неисправную работу холодильного оборудования и принимать меры для устранения и предупреждения отказов и аварий.

ПК Анализировать и оценивать режимы работы холодильного оборудования.

ПК Проводить работы по настройке и регулированию работы систем автоматизации холодильного оборудования.

ПК Участвовать в организации и выполнять работы по подготовке к ремонту и испытаниям холодильного оборудования.

ПК Участвовать в организации и выполнять работы по ремонту холодильного оборудования с использованием различных приспособлений и инструментов.

ПК Участвовать в организации и выполнять различные виды испытаний холодильного оборудования.

ПК Участие в планировании работы структурного подразделения для реализации производственной деятельности.

ПК Участие в руководстве работой структурного подразделения для реализации производственной деятельности.

ПК Участвовать в анализе и оценке качества выполняемых работ структурного подразделения

Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 226 часов,

в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 214 часа;

- самостоятельной работы обучающегося - 12 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

226

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

214

В том числе:

-лабораторные занятия

14

-практические занятия (семинары)

46

-контрольные работы не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:

-конспектирование материала

4

-презентации

4

-подготовка рефератов

4

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и

формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

Домашнее задание

Раздел 1 Теоретическая механика

Тема 1

Основные понятия и аксиомы статики

Содержание учебного материала

1

Л.3 с. 6-12

1

1. Основные части теоретической механики: статика, кинематика, динамика.

#1054;сновные понятия теоретической механики: материальная точка,

абсолютно твёрдое тело, сила,

#1057;истема сил, эквивалентные системы сил, равнодействующая сила.

2

2

4. Аксиомы статики.

5. Связи и реакции связей. Определение направлений реакций связей.

#1056;ешение задач

2

Тема 2

Плоская система сходящихся сил

Содержание учебного материала

1

Л.3 с. 16-26

1

2

#1055;лоская система сходящихся сил.

#1056;авнодействующая сходящихся сил. Определение равнодействующей аналитическим способом.

#1057;пособы сложения двух сил. Разложение сил на две составляющие.

#1055;роекция силы на ось. Условие равновесия плоской системы сходящихся сил в аналитической форме.

#1054;пределение равнодействующей геометрическим способом. Порядок построения многоугольника сил.

#1059;словие равновесия плоской системы сходящихся сил. Решение задач.

2

2

Практическое занятие №1 «Определение реакций стержней, удерживающих грузы»

2

Тема 3

Пара сил и момент силы относительно точки

Содержание учебного материала

1

Л.3 с. 27-34

1

#1057;ложение двух параллельных сил.

#1055;ара сил и её характеристики.

#1052;омент пары сил.

2

2

#1069;квивалентные пары. Сложение пар. Условие равновесия пары сил.

#1052;омент силы относительно точки.

#1056;ешение задач

2

Практическое занятие № 2 «Определение реакций балочных опор»

2

2

Тема 4

Плоская система произвольно расположенных сил

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.34-55

1

#1055;лоская система произвольно расположенных сил.

#1055;риведение силы к данной точке.

#1055;риведение к точке плоской системы произвольно расположенных сил.

#1058;еорема Вариньона о моменте равнодействующей.

2

2

#1059;равнения равновесия сил и их различные формы.

#1054;пределение реакций опор и моментов защемления. Балочные системы.

#1050;лассификация нагрузок и виды опор.

#1054;пределение реакций опор и моментов защемления.

2

Лабораторная работа №1 «Определение реакций балочных опор»

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Законспектировать вопрос «Теорема Вариньона

2

Тема 5

Пространственная система сходящихся сил

Содержание учебного материала

1

Л.3 с. 55-67

1

#1055;роекция силы на ось.

#1052;омент силы относительно оси.

#1055;ространственная система сходящихся сил, её равновесие.

2

2

#1055;ространственная система произвольно расположенных сил.

5. Решение задач

2

Практическое занятие № 3 «Определение реакций балочных опор при пространственной системе сходящихся сил»

2

2,3

Тема 6

Трение

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.50-55

1

#1058;рение скольжения.

#1056;авновесие тела на наклонной плоскости.

#1058;рение качения.

2

2

4. Конус трения. Условие самоторможения

5. Решение задач

2

Лабораторная работа №2 «Определение коэффициента трения для различных материалов опытным путем»

2

2,3

Тема 7

Центр тяжести

Содержание учебного материала

1

2

Л.3 с.67-77

1

#1062;ентр тяжести тела. Общие определения и понятия

#1062;ентр приложения силы тяжести.

3. Центр тяжести плоских геометрических фигур.

2

2

4. Определение центра тяжести составных плоских фигур.

#1057;ила тяжести как равнодействующая вертикальных сил.

6. Статический момент сечения

2

3

7. Положение центра тяжести тела, имеющего плоскость или ось симметрии.

8. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие

#1056;ешение задач

2

Лабораторная работа №3 «Определение центра тяжести составной фигуры опытным и аналитическим способом»

2

Практическое занятие №4 «Определение центра тяжести составного прокатного профиля»

2

2,3

Тема 8

Условие равновесия тела, имеющего неподвижную точку или ось

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.77-81

1

#1057;татический момент сечения.

2. Виды равновесия.

#1059;словие равновесия тела, имеющего опорную площадь.

4. Коэффициент устойчивости

2

Тема 9

Основные понятия кинематики

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.81-98

1

#1055;окой и движение.

#1050;инематические параметры движения: траектория, путь, время, скорость,

ускорение.

#1057;пособы задания движения.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

#1055;одготовить реферат на тему: «Способы задания движения»

2

Тема 10 Простейшие движения твёрдого тела.

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.98-111

1

#1050;инематика точки. Средняя скорость, скорость в данный момент.

#1043;рафики движения. Простейшие движения твёрдого тела.

3. Скорость и ускорение точек вращающегося тела.

2

Тема 11

Сложное движение точки и тела

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.112-123

1

#1057;ложное движение точки.

2. Переносное, относительное и абсолютное движение токи.

#1057;корости движений.

2

Тема 12

Основные понятия и аксиомы динамики

Содержание учебного материала

1

Л.3с.123-149

1

#1054;сновные понятия. Содержание и задачи динамики.

#1058;рение. Закон инерции.

#1054;сновной закон динамики. Масса материальной точки.

#1057;вободная и несвободная материальные точки.

5. Принцип кинетостатики. Принцип Даламбера.

2

Семинарское занятие №1 по т.т.8-12

2

2

Раздел 2. Сопротивление материалов

Тема 13

Основные положения

сопротивления материалов

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.150-158

1

#1054;сновные положения. Основные задачи сопротивления материалов.

#1054;сновные гипотезы и допущения.

3. Классификация нагрузок и элементов конструкций.

#1053;агрузки внешние и внутренние.

2

2

5. Силы внешние и внутренние.

6. Метод сечений.

7. Напряжение полное, нормальное, касательное.

8. Решение задач

2

Тема 14

Растяжение и сжатие

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.159-177

1

#1056;астяжение и сжатие. Внутренние силовые факторы, напряжение.

#1055;родольные и поперечные деформации.

3. Закон Гука. Коэффициент Пуассона

2

2

4. Построение эпюр. Эпюры продольных сил.

5 Эпюры нормальных напряжений.

6. Определение осевых перемещений поперечных сечений бруса.

2

3

#1044;иаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов.

#1050;оэффициент запаса прочности.

#1059;словие прочности, расчёты на прочность.

2

Практическое занятие № 5 «Определение нормальных сил и напряжений в поперечных сечениях бруса при растяжении (сжатии)»

2

2

Тема 15

Практические расчёты на срез и смятие

Содержание учебного материала

1

Л.3 с. 177-180

1

#1057;рез, основные расчётные предпосылки, расчётные формулы

#1059;словие прочности.

#1057;мятие, условности расчёта, расчётные формулы, условие прочности.

#1055;рактические расчёты на срез и смятие. Методика расчётов.

5. Примеры расчётов.

2

Практическое занятие № 6 «Расчет на срез болтового соединения»

2

2

Дифференцированный зачет

1

Тема 16

Геометрические характеристики плоских сечений

Содержание учебного материала

1

Л.3 с. 192-201

1

#1043;еометрические характеристики плоских сечений.

#1057;татические моменты сечений.

#1054;севые, центральные и полярные моменты инерции. Моменты инерции.

2

2

#1043;лавные оси и главные центральные моменты инерции. Осевые моменты

инерции простейших сечений.

#1055;олярные моменты инерции круга и кольца.

#1054;пределение главных центральных моментов инерции составных сечений,

имеющих ось симметрии.

2

Семинарское занятие № 2 по т.т.14-16

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Законспектировать вопрос: Определение геометрических характеристик составного прокатного профиля

2

Тема 17

Кручение

Содержание учебного материала

1

Л.3с.180-192

1

#1050;ручение. Основные понятия и определения

2. Деформация при кручении.

#1063;истый сдвиг. Модуль сдвига.

2

2

#1042;нутренние силовые факторы при кручении.

#1054;сновные гипотезы.

#1056;ешение задач

2

Тема 18

Крутящий момент.

Содержание учебного материала

1

Л.3с.182-184

1

#1069;пюры крутящих моментов.

2. Метод сечений. Правило знаков

3. Напряжения и деформации цилиндрического бруса

2

2

4. Кручение бруса круглого сечения.

#1059;гол закручивания.

#1056;ешение задач

2

Лабораторная работа №4 «Испытание на кручение образца из углеродистой стали »

2

2

Практическое занятие №7«Расчет на кручение бруса круглого поперечного сечения»

2

2,3

Тема 19

Расчёты на прочность и жёсткость при кручении

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.187-189

1

#1056;асчёты на прочность и жёсткость при кручении.

#1055;роверочный расчёт.

3. Проектировочный расчёт.

4. Определение нагрузочной способности.

2

Семинарское занятие № 3 по темам 17-19

2

2

Тема 20

Чистый и поперечный прямой изгиб

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.201-203

1

#1054;сновные понятия и определения при изгибе. Классификация видов изгиба.

2. Внутренние силовые факторы при изгибе.

3. Знаки поперечных сил и изгибающих моментов.

2

Тема 21

Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов

для балки с жесткой заделкой

Содержание учебного материала

1

Л.3с.203-211

1

#1069;пюры поперечных сил и изгибающих моментов для балки с жесткой

заделкой.

#1055;равило знаков.

#1054;сновные правила построения эпюр в случае приложения сосредоточенной нагрузки.

2

2

4. Основные правила построения эпюр в случае приложения пары сил

#1056;ешение задач

2

Практическое занятие № 8«Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для балки с жесткой заделкой»

2

2

Тема 22

Построение эпюр в случае приложения равномерно распределённой нагрузки

Содержание учебного материала

1

Л.3с. 203-211

1

#1069;пюры поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки.

#1054;сновные правила построения эпюр поперечных сил и изгибающих моментов

в случае приложения равномерно распределенной нагрузки.

#1055;римеры решения задач

2

Тема 23

Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов в случае приложения пары сил

Содержание учебного материала

1

Л.3с. 203-211

1

#1069;пюры поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки.

#1054;сновные правила построения эпюр в случае приложения пары сил.

#1055;римеры решения задач

2

Практическое занятие № 9 «Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки»

2

2

Тема 24

Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов в случае приложения сосредоточенной нагрузки

Содержание учебного материала

1

Л.3с. 203-211

1

#1069;пюры поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки,

нагруженной распределенной нагрузкой

2. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки,

нагруженной парой сил

3. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов для двухопорной балки, нагруженной сосредоточенной силой

2

2

#1054;пределение реакций балочных опор.

#1056;ешение задач

2

Тема 25

Рациональные формы поперечных сечений балок

Содержание учебного материала

1

2

Л.3 с. 203-211

1

1. Рациональные формы поперечных сечений балок

#1053;ормальные напряжения в произвольной точке поперечного сечения балки

при прямом изгибе.

#1056;аспределение нормальных напряжений в симметричных сечениях.

2

2

#1048;спользуемые профили сечений: двутавр, швеллер, круг.

#1056;ешение задач

2

Практическое занятие № 10«Подбор рациональной формы поперечного сечения балки»

2

Тема 26

Расчеты на прочность при изгибе

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.214-219

1

#1056;асчет балки на прочность по наибольшим нормальным напряжениям.

#1054;пределение максимальных значений напряжения в опасных точках.

3. Примеры решения задач.

2

Тема 27

Касательные напряжения при поперечном изгибе

Содержание учебного материала

1

Л.3с.219-221

1

#1042;озникновение касательных напряжений.

#1060;ормула Журавского.

#1055;рименение формулы Журавского к прямоугольному поперечному сечению.

2

Тема 28

Линейные и угловые перемещения при изгибе

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.221-231

1

#1054;пределение упругой линии. Стрела прогиба.

2. Способы определения перемещений сечений при изгибе.

#1044;ифференциальное уравнение упругой линии. Интеграл Мора.

2

2

4. Правило Верещагина

5. Формулы для определения площадей эпюр и положений их центров тяжести.

6. Расчеты на жесткость

2

Лабораторная работа №5 «Определение стрелы прогиба и угла вращения сечения балки при изгибе»

2

2,3

Тема 29

Статически неопределимые балки

Содержание учебного материала

1

Л.3с.173-177

1

#1041;алки и простые рамы. Неразрезные балки.

2. Основные методы расчета статически неопределимых систем: метод сил,

метод перемещений, метод конечных элементов, смешанный метод, комбинированный метод.

3 Алгоритм расчета методом сил. Выбор основной системы.

#1055;римеры решения задач.

2

Тема 30

Сложное сопротивление

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.231-235

1

#1053;апряжённое состояние в точке упругого тела.

#1043;лавные напряжения. Максимальные касательные напряжения.

3. Виды напряжённых состояний

4. Назначение гипотез прочности.

2

Тема 31

Устойчивость сжатых стержней

Содержание учебного материала

1

Л.3с.251-254

1

#1059;стойчивость сжатых стержней.

2. Критическая сила, критическое напряжение, гибкость. Формула Эйлера.

#1060;ормула Ясинского.

4. Категории стержней в зависимости от их гибкости.

5. Расчёты на устойчивость сжатых стержней.

2

Практические занятия

Семинарское занятие №4 по темам 28-31

2

2

Раздел 3. Детали машин

Тема 32

Основные критерии работоспособности.

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.257-264

1

#1054;сновные понятия.

2. Современные тенденции в развитии машиностроения.

3. Требования к машинам и их деталям.

4. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин.

2

Тема 33

Сварные, паяные

и клеевые соединения

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.268-273

1

#1057;варные соединения: достоинства, недостатки, область применения.

#1054;сновные типы сварных швов.

3. Расчет сварных соединений встык и внахлестку при осевом нагружении

соединяемых деталей.

2

2

4. Краткие сведения о клеевых соединениях.

5. Краткие сведения о паяных соединениях

2

Тема 34

Резьбовые соединения

Содержание учебного материала

1

2

Л.3 с. 276-294

1

#1054;бщие сведения, классификация резьбы.

#1043;еометрические параметры резьбы.

#1054;сновные типы резьбы.

2

2

4. Способы изготовления резьбы.

#1050;онструктивные формы резьбовых соединений, стандартные крепежные

изделия.

#1057;пособы стопорения резьбовых соединений

2

Практическое занятие № 11 «Расчет резьбовых соединений»

2

Тема 35

Шпоночные и шлицевые соединения

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.295-300

1

#1064;поночные соединения. Достоинства и недостатки.

2. Основные типы стандартных шпонок.

#1055;роверочный расчет соединений.

#1064;лицевые соединения, классификация. Достоинства и недостатки шлицевых

соединений.

2

Практическое занятие № 12 «Расчет и подбор шпонки»

2

2

Дифференцированный зачет

2

Тема 36

Общие сведения о передачах.

Плоские механизмы.

Содержание учебного материала

1

Л.3с.300-303

1

#1054;сновные понятия.

2. Требования к машинам и их деталям.

3. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты по теме: «Кривошипно-ползунные и кулисные механизмы»

2

Тема 37

Фрикционные передачи.

Вариаторы.

Содержание учебного материала

1

Л.3с.303-308

1

#1054;бщие сведения. Классификация фрикционных передач.

2. Достоинства, недостатки и применение фрикционных передач. КПД передачи.

#1042;иды разрушения рабочих поверхностей фрикционных катков.

#1042;ариаторы. Достоинства, недостатки и применение

2

Тема 38

Ременные передачи.

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.308-328

1

#1056;еменные передачи: принцип работы, устройство, достоинства, недостатки

применение.

#1044;етали ременных передач: приводные ремни

#1044;етали ременных передач: шкивы, натяжные устройства.

2

2

#1057;илы, действующие на валы и подшипники

5. Передаточное число. КПД передачи

6.Устройства для натяжения ремня

2

Практическое занятие №13 «Расчет ременной передачи»

2

2

Тема 39

Зубчатые передачи

Основные теории зубчатого зацепления

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.329-344

1

#1054;бщие сведения о зубчатых передачах: достоинства, недостатки, область

применения.

#1050;лассификация зубчатых передач.

3. Основные теории зубчатого зацепления.

2

2

4. Краткие сведения об изготовлении зубчатых колес.

5. Материалы и конструкции зубчатых колес.

#1042;иды повреждения зубьев и критерии работоспособности зубчатых передач.

Основные геометрические соотношения

2

Тема 40

Прямозубые цилиндрические передачи

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.341-345

1

#1054;бщие сведения. Основные геометрические соотношения.

2. Силы, действующие в зацеплении.

3. Расчет на контактную мощность и изгиб.

2

Семинарское занятие №5 по теме: «Зубчатые передачи»

2

2

Тема 41

Косозубые и шевронные

цилиндрические передачи

Содержание учебного материала

1

Л.3с. 345-355

1

#1054;бщие сведения.

#1054;сновные геометрические соотношения.

#1057;илы, действующие в зацеплении.

2

Лабораторная работа № 6 «Определение параметров зубчатых колес с помощью замеров»

2

2,3

Тема 42

Планетарные и волновые

зубчатые передачи

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.368-373

1

#1054;бщие сведения. Основные геометрические соотношения.

2. Принцип работы и устройство.

3. Выбор основных параметров и расчетных коэффициентов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Презентация на тему: «Зубчатые передачи с зацеплением Новикова»

2

Тема 43

Общие сведения о редукторах

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.368-373

1

#1054;бщие понятия и определения.

2. Классификация редукторов по типу передачи, по расположению осей валов в

пространстве.

#1050;онструкция редуктора.

2

2

#1057;мазка и смазочные материалы.

#1055;ример расчета и подбора редуктора

2

Тема 44

Передача винт-гайка.

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.373-377

1

#1054;бщие сведения. Основные геометрические соотношения.

#1055;ринцип работы и устройство. Область применения.

#1052;атериал винтовой пары.

2

Тема 45

Червячные передачи

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.377-387

1

#1054;бщие сведения о червячных передачах: достоинства, недостатки

#1054;бласть применения, материалы червяков и червячных колес.

#1063;ервячная передача с Архимедовым червяком, основные геометрические и

кинематические соотношения.

2

2

4 Понятие о червячных передачах со смещением

5. Конструктивные элементы передачи.

#1057;илы, действующие в зацеплении.

2

Лабораторная работа № 7 «Изучение конструкции червячного редуктора»

2

Тема 46

Цепные передачи

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.392-398

1

#1062;епные передачи: принцип работы, устройство

2. Цепные передачи: достоинства, недостатки, область применения.

#1044;етали цепных передач: приводные цепи, звездочки, натяжные устройства.

2

Практическое занятие № 14 «Расчет цепной передачи»

Семинарское занятие №6 по темам 44-46

2

2

2

2,3

Тема 47

Валы и оси

Содержание учебного материала

1

Л.3с.400-408

1

#1054;сновные определения.

#1053;азначение и классификация.

#1052;атериалы валов и осей.

4. Проектный и проверочный расчет.

2

Тема 48

Подшипники.

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.408-413

1

#1054;бщие сведения.

2. Подшипники скольжения: назначение, типы, область применения.

#1055;одшипники качения: устройство, назначение, типы, область применения.

2

2

#1057;равнительная характеристика подшипников качения и скольжения.

#1050;лассификация подшипников качения и обзор основных типов.

6. Материалы для смазки

2

Практическое занятие № 15 «Подбор подшипников»

2

Тема 49

Муфты

Содержание учебного материала

1

Л.3 с.432-436

1

#1052;уфты, их назначение и классификация,

#1050;раткие сведения о выборе и расчете муфты.

#1059;пругие элементы.

2

2

4. Корпусные детали механизмов.

#1055;ример методики подбора муфт

2

Практическое занятие № 16 «Методика подбора муфт»

Семинарское занятие №7 по темам 47-49

2

2

Дифференцированный зачет

2

Всего:

226

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет: «Техническая механика».

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся;

- наглядные пособия по технической механике:

- стенды (червячная передача, цилиндрический редуктор, подшипники скольжения и качения, виды и конструкции ремней ременной передачи и др.);

- модели планетарного редуктора, вариатора, червячной передачи, подшипников, шестерней;

-технические средства обучения: мультимедиа проектор, мультимедиа экран,

Оборудование кабинета и рабочих мест:

Комплекты оборудования лабораторных стендов для учебной лаборатории технической механики, в том числе:

- установка для испытания на кручение образца из углеродистой стали;

- установка для определения стрелы прогиба и угла вращения сечения балки при изгибе

-установка для определения центра тяжести плоских фигур;

-установка для определения опорных реакций балок;

- установка для определения коэффициента трения скольжения для различных материалов.

Информационное обеспечение реализации программы

Основная литература:

#1054;лофинская В.П. Техническая механика (курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий) – Москва, Форум, 2019.

2. Олофинская В.П. Детали машин– Москва, Форум, 2019.

#1040;ркуша А.И. Техническая механика. – Москва, Высшая школа, 2018.

4. Олофинская В.П. Техническая механика. Сборник тестовых заданий. – Москва, Форум, Инфра М, 2020.

5. Вереина Л.И. Техническая механика: Учебник / Л.И. Вереина. - М.: Academia, 2018. - 316 c.

6. Эрдеди А.А. Эрдеди Н. А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – Москва, Высшая школа, 2019

Дополнительная литература:

#1040;ркуша А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике. - М.: Высшая школа, 2019.

2. Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Высшая школа, 2018.

#1048;цкович Г.М. Минин М.С., Винокуров А.И. Руководство к решению задач по сопротивлению материалов. – М.: Высшая школа, 2018.

4. Файн А.М. Сборник задачпо теоретической механике. - М.: Высшая школа, 2020.

#1041;агреев В.Б., Винокуров А.И., Киселёв В.А., Панич Б.В., Ицкович Г.М. Сборник задач по технической механике.– М.: Высшая школа, 2010.

6. Лукьянов А.М., Лукьянов М.А. Сопротивление материалов: учеб. пособие. — М.: ФГБУ ДПО "УМЦ ЖДТ", 2017. — 598 с

7. Михайлов А.М. Техническая механика: Учебник / А.М. Михайлов. - М.: Инфра-М, 2018. - 160 c.

Интернет-ресурсы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование профессиональных и общих компетенций.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

- виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;

- типы кинематических пар;

-виды движений и преобразующие движения механизмы;

- передаточное отношение и число;

- характер соединения деталей и сборочных единиц;

- основные сборочные единицы и детали;

- типы соединений деталей и машин;

-виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;

- принцип взаимозаменяемости;

- требования к допускам и посадкам;

- принципы технических измерений;

- общие сведения о средствах измерения и их классификацию.

Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии

Текущий контроль при проведении:

-письменного/устного опроса;

-тестирования;

-оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.)

Промежуточная аттестация

в форме дифференцированного зачета в виде:

-письменных/ устных ответов,

-тестирования

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

- читать кинематические схемы;

-проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;

- производить расчет прочности несложных деталей и узлов;

- подсчитывать передаточное число;

- пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;

Текущий контроль:

  • экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям;
  • оценка заданий для самостоятельной работы,

Итоговый контроль –экзамен, оценивающий освоение умений производить расчеты и выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения, индивидуальный опрос.