РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 Электротехника и основы электроники 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Электротехника и основы электроники разработана на основе основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям). Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ГОС СПО, а также, для формирования у будущих специалистов основ теоретических знаний и практических навыков самостоятельной работы с научно-технической и справочной литературой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 97.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий национальный университет
экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Шахтерский торгово-экономический колледж (филиал)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______________ «___» ______________ 20___г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор _______________ «___» _____________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07 Электротехника и основы электроники
15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям)
Шахтерск
2025
Программа учебной дисциплины ОП. 07 Электротехника и основы электроники разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 22.06.2022 № 491.
Организация – разработчик: Шахтерский торгово-экономический колледж (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего образования «Донецкий национальный университет
экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Разработчик: Бучко Лилия Анатольевна, преподаватель, специалист первой категории.
Рецензенты: | |
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией
технических дисциплин
Протокол № ___ от «____» _____________ 20___ г.
Председатель цикловой комиссии _____________ Т.А. Домахина
СОДЕРЖАНИЕ
стр | ||
Пояснительная записка | ||
1 2 3 4 | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Структура и содержание учебной дисциплины Условия реализации учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 5 7 14 15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Электротехника и основы электроники разработана на основе основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ГОС СПО, а также, для формирования у будущих специалистов основ теоретических знаний и практических навыков самостоятельной работы с научно-технической и справочной литературой.
Дисциплина ОП.07 Электротехника и основы электроники является вариативной дисциплиной профессионального учебного цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов среднего звена.
Основные задачи дисциплины:
- научиться использовать полученные знания для расчета параметров электрических и магнитных цепей;
- научиться использовать полученные знания на практике для проектирования элементов оборудования с использованием нормативной документации;
- развивать навыки чтения принципиальных, электрических схем.
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении учебных дисциплин: Физика, Техническая механика, Холодильное оборудование и проводится во взаимосвязи с дисциплинами Грузоподъемные и транспортные средства, Холодильно - компрессорные машины и установки, Автоматизация холодильных установок.
Изучение ОП.07 Электротехника и основы электроники способствует развитию творческих способностей и аналитического профессионального мышления, выработке навыков самостоятельной работы с научно-технической и справочной литературой.
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы СПО в соответствии с ГОС СПО по специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки ППССЗ
Учебная дисциплина ОП.07 Электротехника и основы электроники является вариативной дисциплиной профессионального учебного цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Обязательная часть
- результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-составлять электрические цепи по схемам, анализировать работу схем;
-рассчитывать параметры различных электрических цепей;
-производить измерения электрических и некоторых неэлектрических величин, связанных с профилем профессиональной деятельности;
-включать электрические приборы и устройства, аппараты и машины, управлять ими, контролировать их эффективную и безопасную работу;
-пользоваться справочной литературой.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
-роль и место знаний по учебной дисциплине при освоении основной профессиональной образовательной программы;
-основные законы электротехники;
-типы электрических схем;
-правила графического изображения элементов электрических схем;
- методы расчета электрических цепей постоянного и переменного токов;
-принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
-основные правила эксплуатации электрооборудования;
-способы экономии электроэнергии;
-основные электротехнические материалы.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, ОК и ПК, включающих в себя:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Осуществлять обслуживание и эксплуатацию холодильного оборудования (по отраслям).
ПК 1.2. Обнаруживать неисправную работу холодильного оборудования и принимать меры для устранения и предупреждения отказов и аварий.
ПК 1.3. Анализировать и оценивать режимы работы холодильного оборудования.
ПК 1.4. Проводить работы по настройке и регулированию работы систем автоматизации холодильного оборудования.
ПК 2.1. Участвовать в организации и выполнять работы по подготовке к ремонту и испытаниям холодильного оборудования.
ПК 2.2. Участвовать в организации и выполнять работы по ремонту холодильного оборудования с использованием различных приспособлений и инструментов.
ПК 2.3. Участвовать в организации и выполнять различные виды испытаний холодильного оборудования.
ПК 3.1. Участие в планировании работы структурного подразделения для реализации производственной деятельности.
ПК 3.2. Участие в руководстве работой структурного подразделения для реализации производственной деятельности.
ПК 3.3. Участвовать в анализе и оценке качества выполняемых работ структурного подразделения.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 88 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 86 часа;
-самостоятельной работы обучающегося - 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 88 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 86 |
в том числе: | |
- лекции | 60 |
-лабораторные занятия | 8 |
-практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
в том числе: | |
- конспектирование материала | 2 |
Промежуточная аттестация форме экзамена Итоговая аттестация форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Электротехника и основы электроники | |||||||||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Домашнее задание | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
2 курс 2 семестр Раздел 1. Электротехника | |||||||||||
Тема 1 Электрическое поле | Содержание учебного материала | 1 | Л.1, с.7-10 | ||||||||
1 1 | 1.Электрическое поле. Основные свойства и характеристики. 2.Проводники и диэлектрики в электрическом поле. 3. Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. 4. Решение задач | 2 2 | |||||||||
Тема 2 Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 1 | Л.1,с.13-27 | ||||||||
1 | 1.Элементы электрической цепи, параметры и характеристики. 2. Закон Ома для участка цепи. 3. Последовательное и параллельное соединение проводников. | 2 | |||||||||
2 | 4. Законы Кирхгофа. 5.Закон Ома для полной цепи | 2 | |||||||||
6.Решение задач на закон Ома | |||||||||||
Лабораторная работа № 1 «Опытная проверка свойств последовательного и параллельного соединения резисторов» | 2 | ||||||||||
Тема 3 Электромагнетизм | Содержание учебного материала | 1 | Л.1,с.27-32 | ||||||||
1 | 1.Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера. 2.Магнитные свойства вещества. Гистерезис. 3. Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. 4. ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. 5. Магнитные цепи: разветвленные и неразветвленные. 6. Энергия магнитного поля. Электромагниты и их применение. | 2 2 | |||||||||
Практическое занятие №1 « Расчет параметров магнитной цепи» | 2 | 2 | |||||||||
Семинарское занятие №1 по темам 1-3 | 2 | ||||||||||
Тема 4 Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материал | 1 | Л.1,с.40-67 | ||||||||
1 | 1.Понятие о генераторах переменного тока. 2.Общая характеристика цепей переменного тока. 3. Мгновенное, амплитудное, действующее и среднее значения ЭДС, напряжения, тока. | 2 | |||||||||
2 | 4.Электрическая цепь: с активным сопротивлением; с катушкой индуктивности; с емкостью. 5.Векторная диаграмма. Разность фаз напряжения и тока. 6.Неразветвленная электрическая RLC-цепь переменного тока, резонанс напряжений и условия его возникновения 7. Решение задач | 2 2 | |||||||||
Лабораторная работа №2 «Исследование неразветвленной RLC цепи» | 2 | 2,3 | |||||||||
Тема 5 Трехфазные электрические цепи | Содержание учебного материала | 1,2 | Л.1,с.59-67 | ||||||||
1 | 1. Принцип получения трёхфазной ЭДС 2. Схемы соединения обмоток генератора и фаз потребителя «звездой» 3. Схемы соединения обмоток генератора и фаз потребителя «треугольником» 4. Фазные и линейные напряжения, фазные и линейные токи, соотношения между ними. 5. Симметричная и несимметричная нагрузка. 6. Четырех- и трехпроводные системы 7.Нейтральный (нулевой) провод и его назначение. 8. Мощность цепи при различных соединениях нагрузки. | 2 2 | |||||||||
Практическое занятие №2 «Расчет параметров трехфазной электрической цепи при соединении звездой» Лабораторная работа №3 «Исследование трехфазной электрической цепи при соединении звездой» | 2 2 | 2 2,3 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Соединение треугольником» | 2 | ||||||||||
Тема 6 Трансформаторы | Содержание учебного материала | 1 | Л.1,с.97-110 | ||||||||
1 | 1.Назначение, принцип действия и устройство однофазного трансформатора. 2.Режимы работы трансформатора. 3. Номинальные параметры трансформатора: мощность, напряжение и токи 4.Типы трансформаторов и их применение: трехфазные, многообмоточные, измерительные, автотрансформаторы. 5. Идеальный и реальный трансформаторы. 6. Решение задач | 2 2 | |||||||||
Практическое занятие№ 3 «Расчет параметров трехфазного трансформатора » | 2 | 2,3 | |||||||||
Тема 7 Электрические машины переменного тока | Содержание учебного материала | 1
| Л.1,с.125-145 | ||||||||
1 | 1.Назначение машин переменного тока и их классификация. 2.Устройство электрической машины переменного тока. Принцип действия 3.Частота вращения магнитного поля статора и ротора. 4. Скольжение. 5. Пуск асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. | 2 2 | |||||||||
Практическое занятие№ 4 «Расчет параметров асинхронного двигателя» | 2 | 2 | |||||||||
Промежуточная аттестация форме экзамена | |||||||||||
Итого: | 48 | ||||||||||
3 курс 1 семестр | |||||||||||
Тема 8 Электрические машины постоянного тока | Содержание учебного материала | 1 | Л.1,с.112-125 | ||||||||
1 | 1.Назначение машин постоянного тока и их классификация. 2. Устройство и принцип действия машин постоянного тока 3.Электрические машины с независимым, параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. 4.Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока. 5.Сравнительная характеристика генераторов постоянного тока 6. Сравнительная характеристика двигателей постоянного тока | 2 2 | |||||||||
Семинарское занятие № 2 по темам 5-8 | 2 | Повторить темы | |||||||||
Тема 9 Электрические и магнитные элементы автоматики | Содержание учебного материала | 1 | Л.1,с.123-131 | ||||||||
1 | 1.Основные понятия и определения. 2.Схемы автоматического регулирования. 3.Датчики в автоматических системах. 4.Реле. Классификация реле. 5.Принцип действия реле. | 2 | |||||||||
Раздел 2. Электротехнические устройства. Основы электроники | |||||||||||
Тема 10 Электрические измерения | Содержание учебного материала | 1 | Л.1,с.150-170 | ||||||||
1 2 | 1. Основные понятия измерения. Погрешности измерений. 2. Классификация электроизмерительных приборов. 3. Измерение тока и напряжения. 4. Измерение мощности в цепях постоянного и переменного токов. 5. Измерение электрической энергии. 6. Измерение электрического сопротивления, измерительные механизмы. 7. Методы и приборы сравнения для измерения сопротивления | 2 2 | |||||||||
Тема 11 Электротехнические устройства | Содержание учебного материала | 1 | Л.1 с.198-194 | ||||||||
1 | 1. Электротехническая отрасль 2. Основные виды электротехнических изделий 3.Электротехническое оборудование: применение и виды | 2 | |||||||||
Тема 12 Основы электроники. Электронные приборы
| Содержание учебного материала | 1 | Л.1,с.150-170 | ||||||||
1 | 1.Электрофизические особенности полупроводников 2. Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, маркировка, область применения. 3. Полупроводниковые транзисторы: классификация, принцип действия 4.Фотоэлектронные приборы | 2 | |||||||||
Тема 13 Полупроводниковые выпрямители и стабилизаторы | Содержание учебного материала | 1 | Л.1 с.198-194 | ||||||||
1 | 1. Основные понятия 2.Однополупериодное выпрямление и его характеристики 3. Двухполупериодный выпрямитель 4. Трехфазное выпрямление | 2 | |||||||||
Семинарское занятие № 3 по темам 10-13 | 2 | ||||||||||
Тема 14 Электронные усилители | Содержание учебного материала | 1 | Л.1с.233-241 | ||||||||
1.Назначение и классификация усилителей 2.Основные технические характеристики усилителей 3.Однокаскадные усилители с ОБ, ОЭ, ОК | 2 | ||||||||||
Лабораторная работа № 4 «Исследование схемы полупроводникового выпрямителя» | 2 | 2,3 | |||||||||
Практическая работа № 5 «Исследование характеристик транзисторного усилителя» | 2 | 1,2 | Л.1с.219-223 | ||||||||
Тема 15 Электронные генераторы и измерительные приборы | Содержание учебного материала | ||||||||||
1.Колебательный контур. 2.Структурная схема электронного генератора. 3. Генераторы синусоидальных колебаний: генераторы LC-типа и RC-типа. 4. Импульсные генераторы. 5.Электронный осциллограф. | 2 2 | ||||||||||
Тема 16 Электронные устройства автоматики | Содержание учебного материала | 1 | Л.1с.219-223 | ||||||||
1.Исполнительные элементы 2.Измерительные преобразователи. 3.Измерение неэлектрических величин электрическими методами. 4.Параметрические преобразователи: резистивные, индуктивные, емкостные. 5.Генераторные преобразователи. Электромагнитное реле. Ферримагнитные бесконтактные реле . | 2 2 | ||||||||||
Тема 17 Основы импульсной техники. | Содержание учебного материала | 1 | Л.1с.219-223 | ||||||||
1.Сигналы импульсных устройств. 2. Электронные ключи и методы формирования импульсных сигналов. 3. Генераторы импульсных сигналов | 2 | ||||||||||
Семинарское занятие №4 по темам 14-17 | 2 | 1 | Л.1с.225-230 | ||||||||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||||||||
Итого: | 40 | ||||||||||
Всего: | 88 | ||||||||||
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория: «Электротехника и основы электроники».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
-лабораторные стенды для проведения лабораторных работ;
- комплект учебно – методической документации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основная литература:
1. | П.А.Бутырин, О.В.Толчеев, Ф.Н.Шакирзянов. Электротехника: учебник для нач. проф. Образования /- 7-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2019.-272 с. |
2. | БИ.Петленко. Электротехника и электроника. М. : «Академия»,. 2018.-319 с. |
3. | Ю.Г.Лапытин .В.Ф. Атарщиков. Контрольные материалы по электротехнике и электронике 2018 |
4. | В.И.Полещук. Задачник по электротехнике и электронике. М. М.Издательский центр«Академия», 2017 г 335.с. . |
5. | П.Н.Новиков. Задачник по электротехнике М., Издательский, центр «Академия», 2017, 413 с |
3.2.2.Дополнительная литература:
1. | А.С.Касаткин.,М.В.Немцов. лектротехника.М. : Издательский центр «Академия», 2019 г.. |
2. | Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2-е-изд., стер.) Уч.пос.НПО. «Академия», 2019-2010. |
3. | Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. Учебное пособие НПО. Феникс, 2010 |
3.2.3. Интернет-ресурсы:
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: -Рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических магнитных и электрических цепей. -Включать электротехнические приборы, аппараты, машины, управлять ими и контролировать их эффективную и безопасную работу | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
|
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: -Основы электротехники, электроники. -Электрические измерения и приборы. -Электромеханические устройства холодильного оборудования |





