РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 Электротехника и основы электроники 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт холодильно – компрессорных и теплонасосных машин и установок (по отраслям)

Бучко Лилия Анатольевна

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Электротехника и основы электроники разработана на основе основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт  холодильно – компрессорных и теплонасосных  машин и установок (по отраслям).   Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ГОС СПО, а также, для формирования у будущих специалистов основ теоретических знаний и практических навыков самостоятельной работы с научно-технической и справочной литературой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

gerb-DonNUET-chorno-bel

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

Шахтерский торгово-экономический колледж (филиал)

            СОГЛАСОВАНО

            Заместитель  директора

_______________

             «___» ______________  20___г.

 

  УТВЕРЖДАЮ

  Директор

_______________

  «___» _____________ 20___г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 07 Электротехника и основы электроники

15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт  холодильно – компрессорных и теплонасосных  машин и установок (по отраслям)

Шахтерск

 2025

Программа учебной дисциплины ОП. 07 Электротехника и основы электроники разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт  холодильно – компрессорных и теплонасосных  машин и установок (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 22.06.2022 № 491.

Организация – разработчик: Шахтерский торгово-экономический колледж (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего образования «Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

Разработчик: Бучко Лилия Анатольевна, преподаватель, специалист первой категории.

Рецензенты:

             

   

Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией

технических дисциплин

Протокол №  ___  от «____» _____________ 20___ г.

Председатель цикловой комиссии   _____________   Т.А. Домахина

 


СОДЕРЖАНИЕ

стр

Пояснительная записка

1

2

3

4

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Структура и содержание учебной дисциплины

Условия реализации учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

5

7

14

15


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Электротехника и основы электроники разработана на основе основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт  холодильно – компрессорных и теплонасосных  машин и установок (по отраслям).

  Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ГОС СПО, а также, для формирования у будущих специалистов основ теоретических знаний и практических навыков самостоятельной работы с научно-технической и справочной литературой.

Дисциплина ОП.07  Электротехника и основы электроники является вариативной дисциплиной профессионального учебного цикла общепрофессиональных  дисциплин подготовки специалистов среднего звена.

 Основные задачи дисциплины:

-   научиться использовать полученные знания для расчета параметров электрических и  магнитных цепей;

- научиться использовать полученные знания на практике для проектирования элементов оборудования с использованием нормативной документации;

- развивать        навыки чтения  принципиальных, электрических схем.

В методическом плане  дисциплина опирается на знания, полученные при изучении учебных дисциплин: Физика, Техническая механика, Холодильное оборудование  и проводится во взаимосвязи с дисциплинами Грузоподъемные и транспортные средства, Холодильно - компрессорные машины и установки, Автоматизация холодильных установок.

         Изучение ОП.07  Электротехника и основы электроники способствует развитию творческих способностей и аналитического профессионального мышления, выработке навыков самостоятельной работы с научно-технической и справочной литературой.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы СПО в соответствии с ГОС СПО по специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт  холодильно – компрессорных и теплонасосных  машин и установок (по отраслям).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки ППССЗ

Учебная        дисциплина        ОП.07 Электротехника и основы электроники является вариативной дисциплиной профессионального учебного цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.06 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт  холодильно – компрессорных и теплонасосных  машин и установок (по отраслям).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Обязательная часть

  • результате  освоения  учебной  дисциплины  обучающийся  должен уметь:

-составлять электрические цепи по схемам, анализировать работу схем;

-рассчитывать параметры различных электрических цепей;

-производить измерения электрических и некоторых неэлектрических величин, связанных с профилем профессиональной деятельности;

-включать электрические приборы и устройства, аппараты и машины, управлять ими, контролировать их эффективную и  безопасную работу;

-пользоваться справочной литературой.

В результате изучения учебной дисциплины  студент должен знать:

-роль и место знаний по учебной дисциплине при освоении основной профессиональной образовательной программы;

-основные законы электротехники;

-типы электрических схем;

           -правила графического изображения элементов электрических схем;

          - методы расчета электрических цепей постоянного и переменного  токов;

 -принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных  приборов,  электрических машин, аппаратуры управления и защиты;

-основные правила эксплуатации электрооборудования;

-способы экономии электроэнергии;

-основные электротехнические материалы.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, ОК и ПК, включающих в себя:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,   проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Осуществлять обслуживание и эксплуатацию холодильного оборудования (по отраслям).

ПК 1.2. Обнаруживать неисправную работу холодильного оборудования и принимать меры для устранения и предупреждения отказов и аварий.

ПК 1.3. Анализировать и оценивать режимы работы холодильного оборудования.

ПК 1.4. Проводить работы по настройке и регулированию работы  систем автоматизации холодильного оборудования.

ПК 2.1. Участвовать в организации и выполнять работы по подготовке к ремонту и испытаниям холодильного оборудования.

ПК 2.2. Участвовать в организации и выполнять работы по ремонту холодильного оборудования с использованием различных приспособлений и инструментов.

ПК 2.3. Участвовать в организации и выполнять различные виды испытаний холодильного оборудования.

ПК 3.1. Участие в планировании работы структурного подразделения для реализации производственной деятельности.

ПК 3.2. Участие в руководстве работой структурного подразделения для реализации производственной деятельности.

ПК 3.3. Участвовать в анализе и оценке качества выполняемых работ структурного подразделения.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 88 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 86 часа;

-самостоятельной работы обучающегося - 2 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

88

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

86

в том числе:

   - лекции

60

-лабораторные занятия      

8

-практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

в том числе:

- конспектирование материала

2

Промежуточная аттестация форме экзамена

Итоговая аттестация форме дифференцированного зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП.07 Электротехника и основы электроники

Наименование

 разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности

обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

Домашнее задание

1

2

3

4

5

 2 курс 2 семестр                                                                  Раздел 1. Электротехника

                                                                                                                                                                                             

Тема 1

Электрическое поле

Содержание учебного материала

1

Л.1, с.7-10

1

1

1.Электрическое поле. Основные свойства и характеристики.

2.Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

3. Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов.

4. Решение задач        

2

2

Тема 2

Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала

1

Л.1,с.13-27

1

1.Элементы электрической цепи, параметры и характеристики.

2. Закон Ома для участка цепи.

3. Последовательное и параллельное соединение проводников.

2

2

4. Законы Кирхгофа.

5.Закон Ома для полной цепи

2

6.Решение задач на  закон Ома

Лабораторная  работа № 1  «Опытная проверка свойств последовательного и параллельного соединения резисторов»

2

Тема 3

Электромагнетизм

Содержание учебного материала

1

Л.1,с.27-32

1

1.Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера.

2.Магнитные свойства вещества. Гистерезис.

3. Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции.

4. ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле.

5. Магнитные цепи: разветвленные и неразветвленные.

6. Энергия магнитного поля. Электромагниты и их применение.

2

2

Практическое занятие  №1  « Расчет параметров магнитной цепи»

2

2

Семинарское занятие №1 по темам 1-3

2

Тема 4

Электрические цепи переменного тока

Содержание учебного материал

1

Л.1,с.40-67

1

1.Понятие о генераторах переменного тока.

2.Общая характеристика цепей переменного тока.

3. Мгновенное, амплитудное, действующее и среднее значения ЭДС,

напряжения, тока.

2

2

4.Электрическая цепь: с активным сопротивлением; с катушкой

индуктивности; с емкостью.

5.Векторная диаграмма. Разность фаз напряжения и тока.

6.Неразветвленная электрическая RLC-цепь переменного тока, резонанс

напряжений и условия его возникновения

7. Решение задач

2

2

Лабораторная работа №2 «Исследование неразветвленной RLC цепи»

2

2,3

Тема 5

Трехфазные электрические цепи

Содержание учебного материала

1,2

Л.1,с.59-67

1

1. Принцип получения трёхфазной ЭДС

2. Схемы соединения обмоток генератора и фаз потребителя «звездой»

3. Схемы соединения обмоток генератора и фаз потребителя «треугольником»

4. Фазные и линейные напряжения, фазные и линейные токи, соотношения

между ними.

5.  Симметричная и несимметричная нагрузка.

6.  Четырех- и трехпроводные системы

7.Нейтральный (нулевой) провод и его назначение.

8. Мощность цепи при различных соединениях нагрузки.

2

2

Практическое занятие №2 «Расчет параметров трехфазной электрической цепи при соединении звездой»

Лабораторная работа №3 «Исследование трехфазной электрической цепи при соединении звездой»

2

2

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Соединение треугольником»

2

Тема 6

Трансформаторы

Содержание учебного материала

1

Л.1,с.97-110

1

1.Назначение, принцип действия и устройство однофазного трансформатора.

2.Режимы работы трансформатора.

3. Номинальные параметры трансформатора: мощность, напряжение и токи

4.Типы трансформаторов и их применение: трехфазные, многообмоточные,

измерительные, автотрансформаторы.

5. Идеальный и реальный трансформаторы.

6. Решение задач

2

2

Практическое занятие№ 3 «Расчет параметров трехфазного трансформатора »

2

2,3

Тема 7

Электрические машины переменного тока

Содержание учебного материала

1

   

Л.1,с.125-145

1

1.Назначение машин переменного тока и их классификация.

2.Устройство электрической машины переменного тока.  Принцип действия

3.Частота вращения магнитного поля статора и ротора.

4. Скольжение.

5. Пуск асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором.

2

2

Практическое занятие№ 4 «Расчет параметров асинхронного двигателя»

2

2

Промежуточная аттестация форме экзамена

Итого:

48

3 курс 1 семестр

Тема 8

Электрические машины постоянного тока

Содержание учебного материала

1

  Л.1,с.112-125

1

1.Назначение машин постоянного тока и их классификация.

2. Устройство и принцип действия машин постоянного тока

3.Электрические машины с независимым,  параллельным, последовательным и смешанным возбуждением.

4.Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока.

5.Сравнительная характеристика генераторов постоянного тока

6.  Сравнительная характеристика двигателей постоянного тока

2

2

Семинарское занятие № 2 по темам 5-8

2

Повторить темы

Тема 9

Электрические и магнитные элементы автоматики

Содержание учебного материала

1

Л.1,с.123-131

1

1.Основные понятия и определения.

2.Схемы автоматического регулирования.

3.Датчики в автоматических системах.

4.Реле. Классификация реле. 5.Принцип действия реле.

2

Раздел 2.   Электротехнические устройства. Основы электроники

Тема 10

Электрические измерения

Содержание учебного материала

1

Л.1,с.150-170

1

2

1. Основные понятия измерения. Погрешности измерений.

2. Классификация электроизмерительных приборов.

3. Измерение тока и напряжения.

4. Измерение мощности в цепях постоянного и переменного токов.

5. Измерение электрической энергии.

6. Измерение электрического сопротивления, измерительные механизмы.

7. Методы и приборы сравнения для измерения сопротивления

2

2

Тема 11

Электротехнические устройства

Содержание учебного материала

1

Л.1 с.198-194

1

1. Электротехническая отрасль

2. Основные виды электротехнических изделий

3.Электротехническое оборудование: применение и виды

2

Тема 12

Основы электроники.

Электронные приборы

 

Содержание учебного материала

1

Л.1,с.150-170

1

1.Электрофизические особенности полупроводников

2. Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, маркировка, область

применения.

3. Полупроводниковые транзисторы: классификация, принцип действия

4.Фотоэлектронные приборы

2

Тема 13

Полупроводниковые выпрямители и стабилизаторы

Содержание учебного материала

1

Л.1 с.198-194

1

1. Основные понятия

2.Однополупериодное выпрямление и его характеристики

3. Двухполупериодный выпрямитель 4. Трехфазное выпрямление

2

Семинарское занятие № 3 по темам 10-13

2

Тема 14

Электронные усилители

Содержание учебного материала

1

Л.1с.233-241

1.Назначение и классификация усилителей

2.Основные технические характеристики усилителей

3.Однокаскадные усилители с  ОБ, ОЭ, ОК

2

Лабораторная работа № 4 «Исследование схемы  полупроводникового выпрямителя»

2

2,3

Практическая работа № 5 «Исследование характеристик транзисторного усилителя»

2

1,2

Л.1с.219-223

Тема 15

Электронные генераторы и измерительные приборы

Содержание учебного материала

1.Колебательный контур.

2.Структурная схема электронного генератора.

3. Генераторы синусоидальных колебаний: генераторы LC-типа и RC-типа.

4. Импульсные генераторы.

5.Электронный осциллограф.

2

2

Тема 16

Электронные устройства автоматики

Содержание учебного материала

1

Л.1с.219-223

1.Исполнительные элементы

2.Измерительные преобразователи.

3.Измерение неэлектрических величин электрическими методами. 4.Параметрические преобразователи: резистивные, индуктивные, емкостные. 5.Генераторные преобразователи. Электромагнитное реле. Ферримагнитные бесконтактные реле .

2

2

Тема 17

Основы импульсной техники.

Содержание учебного материала

1

Л.1с.219-223

1.Сигналы импульсных устройств.

2. Электронные ключи и методы формирования импульсных сигналов.

3. Генераторы импульсных сигналов

2

Семинарское занятие №4 по темам 14-17

2

1

Л.1с.225-230

Дифференцированный зачет

2

Итого:

40

Всего:

88

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Лаборатория: «Электротехника и основы электроники». 

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

-лабораторные стенды для проведения лабораторных работ;

- комплект учебно – методической документации.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Основная литература:

1.

П.А.Бутырин, О.В.Толчеев, Ф.Н.Шакирзянов. Электротехника: учебник для нач. проф. Образования /- 7-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2019.-272 с.

2.

БИ.Петленко. Электротехника и электроника. М. : «Академия»,. 2018.-319 с.

3.

Ю.Г.Лапытин .В.Ф. Атарщиков. Контрольные материалы по электротехнике и электронике 2018

4.

В.И.Полещук. Задачник по электротехнике и электронике. М. М.Издательский центр«Академия», 2017 г 335.с. .

5.

П.Н.Новиков. Задачник по электротехнике М., Издательский, центр              «Академия», 2017, 413 с

 3.2.2.Дополнительная литература:

1.

А.С.Касаткин.,М.В.Немцов. лектротехника.М. : Издательский центр «Академия»,  2019 г..

2.

Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2-е-изд., стер.) Уч.пос.НПО. «Академия», 2019-2010.

3.

Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. Учебное пособие НПО. Феникс, 2010

3.2.3. Интернет-ресурсы:

1. http://www.youtube.com/ 

2.http://www.openclass.ru/

3.http://dom-en.ru/sprav/

4.http://radiopartal.tut.su/

5.http://www.electrik.org

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

-Рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических магнитных и электрических цепей.

-Включать электротехнические приборы, аппараты, машины, управлять ими и контролировать их эффективную и безопасную работу

«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

  • активная работа на учебном занятии;
  • выполнение самостоятельных работ;
  • выполнение практических работ;
  • выполнение лабораторных работ;
  • экзамен

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

-Основы электротехники, электроники.

-Электрические измерения и приборы.

-Электромеханические устройства холодильного оборудования