Выступления

Бурцева Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательные технологии. Методы и приемы обучения.

Слайд 2

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, -он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он- совершенный учитель. Л.Толстой .

Слайд 3

Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности Педагогическая технология ̶ это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько)

Слайд 4

Технология развития критического мышления Формирует умение решать проблему, умение видеть ее, проанализировать с разных точек зрения, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный. Развивает критическое мышление, творческие способности учащихся Реализуется по 3-х этапной схеме: 1) вызов 2) реализация 3) рефлексия

Слайд 5

Прием «Инсерт» I – interactive самоактивизирующая N – noting (диалоговая) «  » – уже знал S – system системная разметка «+» – новое E – effective для эффективного «–» – думал иначе R - reading & чтения и «?» – есть вопросы T – thinking размышления

Слайд 6

Кластеры Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2

Слайд 7

Схема Фишбоун История развития ЭВМ Вывод Детям даются ссылки на сайты, где можно найти информацию по данной теме. Они работают с информацией, выбирают главное, выстраивают ее в хронологическом порядке

Слайд 8

Корзина идей, понятий, имен

Слайд 9

Методы и приемы Метод мозгового штурма Метод записной книжки Хефеле Метод синектики Сократовский диалог Таблица ЗУХ Шляпа мышления Мудрые совы Работа с ключевыми понятиями

Слайд 10

Игровые технологии Формируют интерес к предмету Повышают активность учащихся Формируют навыки коллективной работы Расширяют кругозор Удовлетворяют потребности личности самовыражении Формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

Слайд 11

терапевтическая ИГРА Эмоциональная диагностическая релаксационная коммуникативная самореализация социокультурная сюжет правила участники хронотоп реквизит Итог игры Функциональность и структура игровой технологии

Слайд 12

Технология проектов Формирует навыки проектной деятельности Развивает индивидуальные творческие способности учащихся, позволяющие более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования: тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания; итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания, выполняемые на протяжении длительного периода времени. Типы проектов исследовательские,творческие,ролевые,игровые,ознакомительно-ориентированные(информационные), практико-ориентированные(прикладные)

Слайд 13

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации I модуль - устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий; II модуль - самостоятельные и практические работы . III модуль - повторение и обобщение материала темы; IV модуль- контроль знаний учащихся по всей теме. Технология модульного обучения

Слайд 14

Дальтон-технология основывается на принципах свободы, самостоятельности, сотрудничества. Цели: • обеспечить индивидуальное развитие ученика; • обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Реализуется эта технология через систему индивидуальных творческих заданий (дальтон - задания), лабораторную работу (индивидуальная и коллективная учебно-познавательная самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности, успеха. Дальтон-технология

Слайд 15

Технология проблемного обучения Заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос. Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.

Слайд 16

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Развивает системное мышление- потому что решение творческих задач подразумевает понимание не только самой системы, но и ее окружения Учит формулировать и разрешать противоречия- потому что творческие задачи возникают тогда, когда есть противоречие Обучает методам креативного мышления и методам нахождения нового результата Требование к педагогу- безусловная компетентность в своей предметной сфере, но вместе с тем имея больше свободы в рассуждениях, педагог имеет право на ошибку.

Слайд 17

Технология «Дебаты» Дебаты – форма проведения учебного занятия в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме. Развивает логическое и критическое мышление. Развивает навык организации своих мыслей, устной речи и стиля публичного выступления. Учит умению слушать. Развивает способности добывать информацию и работать с ней.

Слайд 18

Технология дифференцированного обучения Дифференциация осуществляется по: • По возрастному составу • По области интересов (гуманитарные, физико-математические и др. группы) • По личностно-психологическим типам (типу мышления, характера, темпераменту и др.) • По уровню здоровья • По уровню умственного развития (уровню достижений) Дифференциация по уровню ориентирована на: • Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; • Приспособление (адаптация) к особенностям различных групп учащихся.

Слайд 19

Кейс- технология От англ. С ase – ситуация - это метод активного проблемно- итуационного анализа , основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций Цель метода- совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающие при конкретном положении дел, и выработать практическое решение(определенный алгоритм решения проблемы). Развивает систему ценностей учащихся , профессиональных позиций, жизненных установок на преобразовательную деятельность Формирует практические умения и навыки

Слайд 20

Методы кейс - технологии

Слайд 21

Веб-квест Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Виды заданий для веб-квестов: Пересказ Планирование и проектирование Самопознание Компиляция Творческое задание Аналитическая задача Научные исследования Убеждение

Слайд 22

Технология педагогических мастерских Способствует осознанию учащимися самих себя и своего места в мире, перспектив своего будущего. Цели достигаются путем алгоритма поисковой деятельности: проблематизации; индивидуального поиска; работы в парах, представление результатов работы всему классу; обсуждение работы. Приемы 1.Круги Вартека (развивающие фантазию, логическое мышление) ; 2.Азбука словесного искусства; 3 . Ассоциативное мышление; 4Словарь настроений; 5.Музыкальная педагогика и др.

Слайд 23

Результаты применения технологий Умение ученика адаптироваться в постоянно меняющейся социально- экономической среде, самостоятельно приобретать и применять необходимые знания Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникшие проблемы и искать пути их рационального решения Грамотно работать с информацией Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, ситуациях Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня

Слайд 24

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому. Ж.Ж.Руссо.



Предварительный просмотр:

МОБУ «Основная общеобразовательная школа №5»

«Интерактивные формы организации учебного процесса»

Бурцева О.Ю.

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Китайская притча

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий.

Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.

Необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально-активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений

•Учителя с детьми

•Детей друг с другом

•Каждого ребёнка с учителем

•Ученика с коллективом

Суть интерактивного обучения – достижение результатов в обучении и достигается она только в непрерывном взаимодействии, взаимообогащении, сотрудничестве, взаиморазвитии, диалоге, коммуникации, рефлексии между учителем и учеником.

Что же такое интерактивное обучение?

• это научение (стихийное или специальное), основанное на прямом взаимодействии учащихсяс учебным окружением (учебной предметно-развивающей средой).

Михаил Кларин

• это обучение, основанное на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, имеющих интеллектуальную автономность.

Ж. Жак

• это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично поисковым, поисковым и исследовательским видам деятельности учащихся

В широком смысле интерактивное обучение – это диалог любых субъектов с использованием доступных им средств и методов.

Основное значение интерактивного обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

• стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

• повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

• развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

• саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Активность и инициатива. Прежде всего, важна ли для интерактивного обучения именно активность? Этот вопрос может показаться странным. Ведь чем активнее, тем лучше... Но задумаемся: есть множество приемов и ухищрений, с помощью которых ведущий может поддерживать высокую активность участников, но они все же будут оставаться... пассивными зрителями и слушателями (например, при разучивании хором).

Различают физическую, социальную и познавательную активность обучающихся.


В полноценном обучении учащиеся взаимодействуют как с физическим окружением (предметами, разнообразными пособиями, карточками и др.), так и с социальным окружением (друг с другом и с учителем), и с изучаемым содержанием. Все три вида активности разнообразны, взаимозависимы и в обязательном порядке должны быть использованы на каждом уроке.

Какова же роль учителя в учебном процессе?

В традиционном обучении педагог выступает в позиции лектора-эксперта, где излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы и т.д.

При интерактивном обучении педагог выступает в позиции консультанта-фасилитатора. Слово "фасилитация" происходит от латинского корня, обозначающего "помощь". Так отмечают особую позицию, которую занимает учитель, отказывающийся от роли эксперта в пользу роли помощника. Он обращается к личному опыту учащихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д. В данном случае учитель на некоторое время выходит из роли «носителя знаний», поручая её учащимся. Его задача – поддержать процесс выработки нового опыта, вооружить учащихся инструментами для успешной работы. Результаты обучения устойчивы, когда ученик знает, как создавать их самостоятельно.

В самом общем виде задача фасилитатора - направлять процесс обмена информацией. В этом основное отличие от роли эксперта, задача которого - самому предоставлять информацию, выстраивать и направлять решения. Образно говоря, задача эксперта - прокладывать маршрут, задача фасилитатора- помогать движению.

Формы организации учебного процесса.

Формы организации учебного процесса - это устанавливаемый порядок организации актов, процессов, действий, направленных на более эффективное решение поставленных целей и задач.

Интерактивные формы – это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения:

• опора на опыт обучающихся (преобразование имеющегося опыта)

• активность обучаемых

• позиция учителя: консультант-фасилитатор

К основным интерактивным формам организации учебного процесса относятся:

• Игры

• Пары и группы

• «Мозговой штурм»

• Дискуссия

• Проекты

• Семинары

Рассмотрим некоторые формы организации урока.

1.Фронтальная работа в кругу.

Мы привыкли работать фронтально, когда дети сидят перед нами за партами. От такого вида коллективного обучения мы не отказываемся. Но дополнительно можно предложить поработать в кругу, когда общение взрослого и ребёнка происходит на одном уровне, «глаза в глаза».

Круг можно организовать в самом начале урока, когда будет определена его тема, поставлены (в сотворчестве с детьми) цели и задачи, проведена пропедевтическая (введение в какую-н. науку, сообщение предварительных знаний о чем-н.) работа. В такой форме можно провести, например, словарный диктант. Обратная связь осуществляется с помощью мимики, жестов, устных ответов учащихся.

Фронтальную работу в кругу можно провести в середине урока, когда требуется зафиксировать, обобщить результаты проведённого поиска, исследований, т.е. подвести промежуточные итоги.

В кругу можно подвести общий итог урока, прокомментировать домашнее задание.

Дети придают особую значимость своим идеям, считая их в отличии от содержания учебников собственным персональным достоянием, обижаются, когда взрослые не относятся к ним всерьёз. Спор с равным – лучшее средство объективной самооценки своих идей, мобилизации таланта, проявления индивидуальности.

#1055;ары и группы

Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.

Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

а) Работа в парах постоянного состава.

Учителям хорошо знакома работа учеников в постоянных парах: большое задание выполняют два ученика по очереди или совместно, сверяют результаты друг с другом или со справочным материалом.

Преимущества такой формы работы:

♦детям легче и приятнее работать, общаясь;

♦присутствует внешнеречевой этап интериоризации (формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения) знаний.

Основной недостаток работы в статичных парах в том, возможна несовместимость партнёров по стилю и уровню общения.

б) Работа в парах сменного состава.

Принципиальным разработчиком и организатором работы в парах сменного состава стал Александр Григорьевич Ривин.В основе теории А.Г.Ривина лежат «три кита».
I.
Общение. Человеку свойственно общаться. Более того, человеческое общество существует благодаря общению.
II. Человеку, как виду, присущ
полиморфизм. Значит, человеку должна быть предоставлена возможность обогащать других своей уникальностью, только ему одному свойственными чертами, при этом обогащаться самому, учась, передавать свою неповторимость в процессе взаимодействия с людьми.
III
. Единство речевой и мыслительной деятельности. Эти стороны человеческой деятельности неразрывно связаны: одна всегда является «катализатором» для реализации другой. Так, непрерывно сменяясь, они наделяют человеческое существо способностью к разумному общению.

Цели применения работы в парах сменного состава:

♦ повторить, закрепить пройденный материал;

♦ подготовить учащихся к изучению нового материала.

Преимущества работы в парах сменного состава:

♦ проработка большого количества однородных заданий в индивидуальном режиме с высокой степенью мотивации;

♦ знакомство с разными способами общения и мышления;

♦ самоорганизация и самоконтроль;

♦ социализация ( процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе).

Недостатки такой формы работы:

♦ высокие энергозатраты труда педагога (подготовка большого количества карточек и т.п.);

♦ необходима сформированность умения обучающихся вести учебный диалог, перемещаться, фиксировать результаты работы разными способами;

♦ учителю необходимы новые организационные навыки (ориентироваться в движущем гудящем классе, организовывать учёт и контроль учебным процессом).

3. Дискуссия

Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Участие в дискуссии способствует формированию у учащихся следующих умений:

• слушать

• высказывать свою точку зрения

• сочетать индивидуальное и коллективное

Виды дискуссий

Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока

Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника

Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»

Вид дискуссии выбирает учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, возможно сочетание различных видов дискуссий.

Работа по данному методу нацелена не столько на обучение, сколько на самораскрытие учащегося. Он учится слушать других и одновременно выражать словами собственные мысли, чувства, представления; обретает веру в себя, начинает ощущать состояние успеха.

4. Игры

Принципы ролевой игры.

Во-первых, ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. В отличие от деловой игры, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения.

Во-вторых, ролевая игра предполагает подражание ее участников действительности в речевом и неречевом поведении.

В-третьих, взаимодействие участников игры не только на основе диалога и полилога (разговор многих участников), наличие сотрудничества и партнерства между участниками.

Организация целесообразного взаимодействия в результате ролевой игры считается невозможной без соблюдения определенных ее правил:

- наличие ролей;

- доброжелательная, творческая атмосфера проведения;

- активное взаимодействие всех участников игры.

Таким образом, при подготовке к игре совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

б)Деловая игра.

Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Основной целью деловой игры является моделирование определенной ситуации и формирование умений анализировать её и принимать оптимальные решения.

Выделяются следующие существенные признаки деловой игры как формы обучения:

• Имитация в игре реального процесса с помощью модели

• Различие интересов участников игры

• Наличие общей игровой цели

• Реализация цепочки решений

• Использование гибкого масштаба времени.

Деловые игры в школе являются новой формой совершенствования теоретических знаний и практических навыков. Они активизируют учебный процесс, способствуют более качественной подготовке учащихся, прочному закреплению знаний, актуализируют мыслительную деятельность, формируют практические навыки, прививают необходимые деловые качества.

  1. «Мозговой штурм»

«Мозговым штурмом» обычно называют метод активизации творческого мышления человека посредством специальных приемов, которые снижают критичность и самокритичность, что, в свою очередь, положительно влияет на степень уверенности человека в себе и своих возможностях. В результате чего человек может позволить себе спонтанность, открытость новому.

Продолжительность «мозгового штурма» может варьироваться от нескольких минут до одного урока в зависимости от целей и глубины проблемы.

  1. Проектная деятельность

Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.

Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.

Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

  1. Семинар

Один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.

Цели:

♦ более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета;

♦ овладение научно-теоретической и конструктивной методологией.

По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся.

Суммируя вышеизложенное, подведем итог:

•Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

•Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.