"Путешествие по цифровому океану!" 6 класс
Тип урока: Открытый урок-путешествие (квест) с элементами игры, практической работы и дискуссии.
Цель: Показать взаимосвязь информатики с повседневной жизнью, развить алгоритмическое и логическое мышление, навыки командной работы.
Задачи:
1. Образовательная: Закрепить понятия «алгоритм», «информация», «кодирование», «исполнитель» на практических примерах.
2. Развивающая: Развивать критическое мышление, умение анализировать задачу и находить нестандартные решения.
3. Воспитательная: Формировать культуру безопасного и этичного поведения в цифровой среде, умение работать в команде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.51 КБ | |
| 104.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Целевая аудитория: 6 класс (возраст 12-13 лет).
Тип урока: Открытый урок-путешествие (квест) с элементами игры, практической работы и дискуссии.
Цель: Показать взаимосвязь информатики с повседневной жизнью, развить алгоритмическое и логическое мышление, навыки командной работы.
Задачи:
1. Образовательная: Закрепить понятия «алгоритм», «информация», «кодирование», «исполнитель» на практических примерах.
2. Развивающая: Развивать критическое мышление, умение анализировать задачу и находить нестандартные решения.
3. Воспитательная: Формировать культуру безопасного и этичного поведения в цифровой среде, умение работать в команде.
Сценарий открытого урока
I. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие: «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие — по волнам цифрового океана. Информатика окружает нас повсюду: в смартфоне, в бытовой технике, на улице, даже в этом классе. Давайте это докажем!»
Деление на команды: Ученики заранее (или прямо на входе в класс) получают карточки разного цвета/с символами (например, «Биты», «Байты», «Пиксели», «Гигагерцы»). Так формируются 4 команды по 5-7 человек. У каждой команды — свой «корабль» (стол с названием и флагом-логотипом).
II. Актуализация знаний. Выход в «открытое море» (5 минут)
* На экране — тематическая заставка (океан, кораблики, элементы кода).
* Интерактивный опрос с помощью Mentimeter или Plickers (или просто поднятием рук):
1. Информация — это... (варианты: только текст из учебника; сведения об окружающем мире; только то, что в компьютере).
2. Алгоритм — это... (варианты: исполнитель; программа для ПК; последовательность шагов для решения задачи).
3. Безопасный пароль — это... (варианты: qwerty123; MoйДеньРождениЯ; Tr0ub4dor&3).
Вывод учителя: «Отлично! Вижу, вы готовы к плаванию. И помните, в нашем путешествии главное не скорость, а правильный маршрут — ваш алгоритм действий!»
III. Основная часть. «Острова открытий» (30 минут)
Класс превращается в архипелаг из 4 «островов» (станций). Каждая команда начинает со своего острова и по сигналу переходит к следующему. На прохождение каждого острова — 6-7 минут.
Остров 1: «Алгоритмический риф»
Задача: Составить алгоритм для робота-исполнителя (им может быть один из членов команды).
Конкретное задание: Исполнитель стоит у доски.
Цель: взять яблоко со стола в другом конце класса, обойдя «минное поле» (стулья). Команда пишет инструкцию на листе (шаг вперёд, поворот налево и т.д.). Затем «робот» старается точно следовать алгоритму.
Рефлексия: Что важнее — скорость или точность команд? Что такое цикл (если нужно повторить действия)?
Остров 2: «Бухта Криптографии»
Задача: Расшифровать послание.
Конкретное задание: Командам даётся шифр (например, А=1, Б=2... или более интересный — шифр Цезаря со сдвигом на 2). Само послание: «ПОЗДРАВЛЯЕМ ВЫ НАШЛИ КЛАД» (зашифрованное). Также можно добавить QR-код, ведущий на зашифрованную фразу.
Рефлексия: Где в жизни мы встречаем шифрование? (Пароли, HTTPS, банковские карты).
Остров 3: «Порт Пикселей»
* Задача: Понимание растровой графики.
* Конкретное задание: На листе в клетку дана закодированная чёрно-белая картинка (например, смайлик или сердце). Пример: «Закрась клетки: (3,4), (4,3), (4,5)...». Команда совместно закрашивает клетки на своём листе и угадывает изображение. Рефлексия: Из чего состоит любая картинка на экране? Что такое разрешение?
Остров 4: «Пролив Логики»
* Задача: Решение логических задач, связанных с ИКТ.
* Конкретное задание:
1. «У трёх роботов разные цвета: красный, синий, зелёный. Робот в красном всегда говорит правду, в синем — всегда лжёт, в зелёный — иногда правду, иногда ложь. Они сказали: Первый: «Я — красный». Второй: «Я — синий». Третий: «Я — зелёный». Кто есть кто?» (Упрощённый вариант).
2. Задача на переливание (как получить ровно 4 литра воды, имея банки 3 и 5 литров) — аналогия управлению ресурсами памяти.
Рефлексия: Зачем программисту логика?
IV. Финишная прямая. «Собираем карту сокровищ» (5 минут)
* Все команды возвращаются на свои «корабли».
* Итоговая дискуссия: «Какое задание было самым интересным/сложным? Какое понятие информатики за ним скрывалось?»
* Ключевой вывод учителя: «Сегодня мы увидели, что информатика — это язык, на котором говорит наш цифровой мир. Алгоритмы — это его грамматика, информация — слова, а логика и криптография — правила построения мыслей и их защиты. Вы все были прекрасными капитанами и штурманами!»
* Награждение: Все команды получают «сокровища» — грамоты «Лучшим знатокам цифрового океана» в разных номинациях («Самые быстрые шифровальщики», «Самые точные алгоритмисты» и т.д.) .
V. Рефлексия (3 минуты)
* На доске или на экране — три пиктограммы:
* 🙂 «Было интересно, всё понятно!»
* 😐 «Было сложно, но я справился.»
* 🤔 «Остались вопросы, хочу узнать больше!»
* Ученики выходят и наклеивают стикер под нужной пиктограммой (или показывают смайлики на карточках). Это даёт обратную связь и учителю, и гостям.
Предварительный просмотр:
Остров 4: «Алгоритмический риф»
Задача: Составить алгоритм для робота-исполнителя (им может быть один из членов команды).
Конкретное задание: Исполнитель стоит у доски.
Цель: взять кубок со стола в другом конце класса, обойдя «минное поле» (стулья). Команда пишет инструкцию на листе (шаг вперёд, поворот налево и т.д.). Затем «робот» старается точно следовать алгоритму.
Рефлексия: Что важнее — скорость или точность команд? Что такое цикл (если нужно повторить действия)?
Команды:
Остров 2: «Бухта Криптографии»
Задача: Расшифровать послание.
Конкретное задание: Командам даётся QR-код на зашифрованную фразу. Нужно расшифоровать и написаить ответ.
Ответ:______________________________________________________
Рефлексия: Где в жизни мы встречаем шифрование? (Пароли, HTTPS, банковские карты).
Остров 3: «Порт Пикселей»
Задача: Понимание растровой графики.
Конкретное задание: На листе в клетку дана закодированная чёрно-белая картинка, нужно закрасить клетки где есть цифра 1 .
Рефлексия: Из чего состоит любая картинка на экране? Что такое разрешение?
Ответ:
Остров 1: «Пролив Логики»
Задача: Решение логических задач, связанных с ИКТ.
Конкретное задание:
- «У трёх роботов разные цвета: красный, синий, зелёный. Робот в красном всегда говорит правду, в синем — всегда лжёт, в зелёный — иногда правду, иногда ложь.
Они сказали: Первый: «Я — красный».
Второй: «Я — синий».
Третий: «Я — зелёный».
Кто есть кто?» (Упрощённый вариант).
2. Задача на переливание (как получить ровно 4 литра воды, имея банки 3 и 5 литров) — аналогия управлению ресурсами памяти.
Рефлексия: Зачем программисту логика?
№ | 3 литра | 5 литров |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 |




