"Путешествие по цифровому океану!" 6 класс

Тип урока: Открытый урок-путешествие (квест) с элементами игры, практической работы и дискуссии.

 Цель:  Показать взаимосвязь информатики с повседневной жизнью, развить алгоритмическое и логическое мышление, навыки командной работы.

 Задачи:

1.  Образовательная:  Закрепить понятия «алгоритм», «информация», «кодирование», «исполнитель» на практических примерах.

2.  Развивающая:  Развивать критическое мышление, умение анализировать задачу и находить нестандартные решения.

3.  Воспитательная:  Формировать культуру безопасного и этичного поведения в цифровой среде, умение работать в команде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.51 КБ
Файл zadaniya_komandam.docx104.44 КБ

Предварительный просмотр:

Целевая аудитория: 6 класс (возраст 12-13 лет).

Тип урока: Открытый урок-путешествие (квест) с элементами игры, практической работы и дискуссии.

 Цель:  Показать взаимосвязь информатики с повседневной жизнью, развить алгоритмическое и логическое мышление, навыки командной работы.

 Задачи:

1.  Образовательная:  Закрепить понятия «алгоритм», «информация», «кодирование», «исполнитель» на практических примерах.

2.  Развивающая:  Развивать критическое мышление, умение анализировать задачу и находить нестандартные решения.

3.  Воспитательная:  Формировать культуру безопасного и этичного поведения в цифровой среде, умение работать в команде.

Сценарий открытого урока

      I. Организационный момент (2 минуты)

Приветствие:  «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие — по волнам цифрового океана. Информатика окружает нас повсюду: в смартфоне, в бытовой технике, на улице, даже в этом классе. Давайте это докажем!»

Деление на команды:  Ученики заранее (или прямо на входе в класс) получают карточки разного цвета/с символами (например, «Биты», «Байты», «Пиксели», «Гигагерцы»). Так формируются 4 команды по 5-7 человек. У каждой команды — свой «корабль» (стол с названием и флагом-логотипом).

      II. Актуализация знаний. Выход в «открытое море» (5 минут)

*   На экране — тематическая заставка (океан, кораблики, элементы кода).

*    Интерактивный опрос с помощью Mentimeter или Plickers  (или просто поднятием рук):

    1.  Информация — это... (варианты: только текст из учебника; сведения об окружающем мире; только то, что в компьютере).

    2.  Алгоритм — это... (варианты: исполнитель; программа для ПК; последовательность шагов для решения задачи).

    3.  Безопасный пароль — это... (варианты: qwerty123; MoйДеньРождениЯ; Tr0ub4dor&3).

Вывод учителя:  «Отлично! Вижу, вы готовы к плаванию. И помните, в нашем путешествии главное не скорость, а правильный маршрут — ваш алгоритм действий!»

      III. Основная часть. «Острова открытий» (30 минут)

Класс превращается в архипелаг из 4 «островов» (станций). Каждая команда начинает со своего острова и по сигналу переходит к следующему. На прохождение каждого острова — 6-7 минут.

 Остров 1: «Алгоритмический риф»

Задача:  Составить алгоритм для робота-исполнителя (им может быть один из членов команды).

   Конкретное задание:  Исполнитель стоит у доски.

Цель: взять яблоко со стола в другом конце класса, обойдя «минное поле» (стулья). Команда пишет инструкцию на листе (шаг вперёд, поворот налево и т.д.). Затем «робот» старается точно следовать алгоритму.

 Рефлексия:  Что важнее — скорость или точность команд? Что такое цикл (если нужно повторить действия)?

 Остров 2: «Бухта Криптографии»

Задача:  Расшифровать послание.

Конкретное задание:  Командам даётся шифр (например, А=1, Б=2... или более интересный — шифр Цезаря со сдвигом на 2). Само послание: «ПОЗДРАВЛЯЕМ ВЫ НАШЛИ КЛАД» (зашифрованное). Также можно добавить QR-код, ведущий на зашифрованную фразу.

 Рефлексия:  Где в жизни мы встречаем шифрование? (Пароли, HTTPS, банковские карты).

 Остров 3: «Порт Пикселей»

*    Задача:  Понимание растровой графики.

*    Конкретное задание:  На листе в клетку дана закодированная чёрно-белая картинка (например, смайлик или сердце). Пример: «Закрась клетки: (3,4), (4,3), (4,5)...». Команда совместно закрашивает клетки на своём листе и угадывает изображение.  Рефлексия:  Из чего состоит любая картинка на экране? Что такое разрешение?

 Остров 4: «Пролив Логики»

*    Задача:  Решение логических задач, связанных с ИКТ.

*    Конкретное задание:

    1.  «У трёх роботов разные цвета: красный, синий, зелёный. Робот в красном всегда говорит правду, в синем — всегда лжёт, в зелёный — иногда правду, иногда ложь. Они сказали: Первый: «Я — красный». Второй: «Я — синий». Третий: «Я — зелёный». Кто есть кто?» (Упрощённый вариант).

    2.  Задача на переливание (как получить ровно 4 литра воды, имея банки 3 и 5 литров) — аналогия управлению ресурсами памяти.

     Рефлексия:  Зачем программисту логика?

      IV. Финишная прямая. «Собираем карту сокровищ» (5 минут)

*   Все команды возвращаются на свои «корабли».

*    Итоговая дискуссия:  «Какое задание было самым интересным/сложным? Какое понятие информатики за ним скрывалось?»

*    Ключевой вывод учителя:  «Сегодня мы увидели, что информатика — это язык, на котором говорит наш цифровой мир. Алгоритмы — это его грамматика, информация — слова, а логика и криптография — правила построения мыслей и их защиты. Вы все были прекрасными капитанами и штурманами!»

*    Награждение:  Все команды получают «сокровища» — грамоты «Лучшим знатокам цифрового океана» в разных номинациях («Самые быстрые шифровальщики», «Самые точные алгоритмисты» и т.д.) .

      V. Рефлексия (3 минуты)

*   На доске или на экране — три пиктограммы:

    *   🙂 «Было интересно, всё понятно!»

    *   😐 «Было сложно, но я справился.»

    *   🤔 «Остались вопросы, хочу узнать больше!»

*   Ученики выходят и наклеивают стикер под нужной пиктограммой (или показывают смайлики на карточках). Это даёт обратную связь и учителю, и гостям.



Предварительный просмотр:

Остров 4: «Алгоритмический риф»

Задача:  Составить алгоритм для робота-исполнителя (им может быть один из членов команды).

   Конкретное задание:  Исполнитель стоит у доски.

Цель: взять кубок со стола в другом конце класса, обойдя «минное поле» (стулья). Команда пишет инструкцию на листе (шаг вперёд, поворот налево и т.д.). Затем «робот» старается точно следовать алгоритму.

 Рефлексия:  Что важнее — скорость или точность команд? Что такое цикл (если нужно повторить действия)?

Команды:

Остров 2: «Бухта Криптографии»

Задача:  Расшифровать послание.

Конкретное задание:  Командам даётся  QR-код  на зашифрованную фразу. Нужно расшифоровать и написаить ответ.

Ответ:______________________________________________________

 

Рефлексия:  Где в жизни мы встречаем шифрование? (Пароли, HTTPS, банковские карты).


Остров 3: «Порт Пикселей»

Задача:  Понимание растровой графики.

Конкретное задание:  На листе в клетку дана закодированная чёрно-белая картинка, нужно закрасить клетки где есть цифра  1 .

Рефлексия:  Из чего состоит любая картинка на экране? Что такое разрешение?

 Picture background

Ответ:


Остров 1: «Пролив Логики»

Задача:  Решение логических задач, связанных с ИКТ.

Конкретное задание:

  1. «У трёх роботов разные цвета: красный, синий, зелёный. Робот в красном всегда говорит правду, в синем — всегда лжёт, в зелёный — иногда правду, иногда ложь.

Они сказали: Первый: «Я — красный».

 Второй: «Я — синий».

 Третий: «Я — зелёный».

Кто есть кто?» (Упрощённый вариант).

    2.  Задача на переливание (как получить ровно 4 литра воды, имея банки 3 и 5 литров) — аналогия управлению ресурсами памяти.

     Рефлексия:  Зачем программисту логика?

3 литра

5 литров

1

2

3

4

5

6

7

8

9