РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Этика ветеринарно-санитарного эксперта», направление подготовки – 111900.62 «Ветеринарно-санитарная экспертиза», квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Савостина Татьяна Владимировна

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по подготовке бакалавров по направлению 111900.62 «Ветеринарно-санитарная экспертиза», утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 498 от 28 октября 2009 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 83.7 КБ
Файл rp_evse_15.docx83.7 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ВЕТРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

         УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

____________ Р.Р. Ветровая

                                                     «____»______________2015 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «Этика ветеринарно-санитарного эксперта»

Направление подготовки – 111900.62 «Ветеринарно-санитарная                                          экспертиза»

  Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

  Форма обучения – очная

Троицк  2015

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по подготовке бакалавров по направлению 111900.62 «Ветеринарно-санитарная экспертиза», утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 498 от 28 октября 2009 г.

Составитель: Савостина Т.В., канд. вет. наук, доцент каф. товароведениия продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

                                                

Рецензент: Давыдова Т.Н., канд. вет. наук, доцент каф.  эпизоотологии, паразитологии и ОВД                

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы (протокол №7 от 02 февраля 2015 г.)

Зав. кафедрой ТПТ и ВСЭ, доктор вет. наук, профессор

                             _____________  И.А. Лыкасова

Одобрена методической комиссией факультета ветеринарной медицины  (протокол №___ от «___» ______  2015 г.)

Председатель комиссии, доктор вет. наук, профессор

                             _____________  И.Ф. Хазимухаметова

Декан факультета вет. медицины, доктор вет. наук, профессор

                             _____________  И.А. Лыкасова


СОДЕРЖАНИЕ

         

1        ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ        

1.1        Цель и задачи освоения дисциплины        

1.2        Место дисциплины  в структуре ООП ВПО        

1.3        Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи  с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами (модулями)        

1.4        Требования к результатам освоения содержания дисциплины        

1.5        Формы контроля        

1.6        Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине        

2        СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        

2.1        Тематический план изучения дисциплины        

2.2        Содержание разделов дисциплины        

2.3        Лекционный курс        

2.4        Практические занятия        

2.5        Самостоятельная работа студентов        

2.6        НИР студентов        

2.7        Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации        

3        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        

3.1     Основная литература        

3.2        Дополнительная литература:        

3.3        Программное обеспечение        

3.4        Интернет-ресурсы        

3.5        Материально-техническое обеспечение дисциплины        

4        МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО   ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        

Терминологический словарь        

Лист регистрации изменений, вносимых   в  рабочую программу        

Лист  переутверждения  программы учебной   дисциплины (модуля)        


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Цель и задачи освоения дисциплины

Основная цель изучения дисциплины – формирование теоретических знаний по этике с учетом специализации ветеринарно-санитарного эксперта, ознакомление студентов с основными категориями этики, связать их с профессиональными обязанностями.

Задачи изучения дисциплины:

  • формирование знаний об этике;
  • ознакомление с основными категориями этики (доброта, честность, справедливость, достоинство и т.д.);
  • отражение связи категорий этики с профессиональными обязанностями;
  • определение связи ветеринарии  с биологией, экологией, социологией, психологией, культурологией, философией и др. областями знаний;
  • соблюдение    основных    этических    принципов    в    ветеринарии;
  • ознакомление с ветеринарным образованием и общественной деятельностью в области ветеринарии;
  • показать связь ветеринарии с биологией, экологией социологией, психологией, философией, культурологией и др. областями знаний.

Овладение практическими навыками:

- общения с владельцами животных, коллегами в ветеринарных клиниках, лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы, на перерабатывающих предприятиях, рынках в условиях различных форм собственности;

 - нравственной культуры, верности долгу и делу, которому служит каждый высококвалифицированный ветеринарный специалист;

- соблюдения основных этических принципов в ветеринарно-санитарной экспертизе поможет совершенствоваться в профессиональной деятельности;

- соблюдения преемственности и наставничестве в ветеринарно-санитарной экспертизе.

  1. Место дисциплины  в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «Этика ветеринарно-санитарного эксперта» входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки бакалавров. Студентами изучается на третьем курсе. Она  базируется  на  знаниях  курсов:  история, культурология, философия,  политология,  социология и социальная экология.

Для  освоения  дисциплины «Этика  ветеринарно –санитарного эксперта»  важно  знание  студентами    основных  проблем,  изучаемых  отечественной  исторической  наукой,  основных  закономерностей  исторического  процесса;  результатов  деятельности  различных  исторических  общностей (классов,  социальных  групп,  партий); отношения  человека  к  природе  и  обществу; основных  принципов  и  положений  государственного,  трудового,  гражданского  и  административного  законодательства  РФ,  основных  законов,  правовых  актов,  правил  и  норм  в  области  ветеринарии.

  1. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи  с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами (модулями)

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, изучение которых обеспечивает последующие дисциплины

1

2

1.

Ветеринарно- санитарная экспертиза

+

+

2.

Организация государственного надзора

+

+

3.

Судебная экспертиза

+

+

4.

Социология и социальная экология

+

+

5.

Экономика, организация и отраслевое управление

+

-

6.

Экономика, организация, основы маркетинго в перерабатывающей промышленности

+

-


  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

После  изучения  дисциплины  у  студента  должны  быть  сформированы  общекультурные  компетенции:

          Компетенция

Индекс компетенции

а) должен  знать:

отношение  человека  к  природе  и  обществу,  основные                принципы  и  положения  государственного,  трудового, гражданского  и  административного  законодательства  РФ, основополагающие  законы,  правовые  акты,  правила

и  нормы в  области  ветеринарии.

            ОК -6

б) уметь:    

самостоятельно  анализировать  и  оценивать социальную       информацию, правила  поведения  и корпоративной  этики;  

планировать   и  осуществлять  свою  деятельность  с  учетом  этого  анализа; выстраивать   и  поддерживать  рабочие  отношения  с  другими  членами  коллектива.

               ОК-1

               ОК-2

               ОК-3        

в) владеть:  

навыками  публичной  речи,  аргументации,  ведения  дискуссии   и  полемики.                                                                            

              ОК-4

  1. Формы контроля

Контроль знаний проводится в форме текущей и итоговой аттестации.

Текущая аттестация – оценка знаний и умений студентов – проводится постоянно на лабораторно-практических занятиях с помощью текущих опросов по пройденным темам, оценки самостоятельной работы студентов, включая подготовку конспектов, докладов, устных сообщений и рефератов.

Итоговая аттестация студента проводится в форме зачета (в форме собеседования).

  1. Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине

При итоговой оценке результатов изучения дисциплины применяется балльно-рейтинговая оценка. Принципы формирования балльно-рейтинговой оценки по дисциплине «Этика ветеринарно-санитарного эксперта» приведены в таблице 1:

Таблица 1 - Балльно-рейтинговая оценка

Работа студента на

занятиях

Коэффициент перевода в баллы

Общее (максимальное)

количество баллов (итог)

Примечание

Лекции

1

9×1=9

0 баллов – неявка; попытки помешать другим студентами адекватно воспринимать лекцию, отсутствие конспекта;

0,5 баллов – присутствие, малоэффективный конспект;

1 балл – сосредоточенная работа, адекватный конспект.

Лабораторно-практические занятия

1

18×1=18

0 баллов – неявка; попытки создать препятствия плодотворной работе других студентов;

0,5 баллов – пассивность; слабая подготовка;

1 балл – активная работа.

Самостоятельная работа студентов

3

11×3=33

0 баллов – отсутствие

конспекта;

1,5 балла – конспект с замечаниями, слабая подготовка к собеседованию;

3 балла – конспект без замечаний, хорошая подготовка к собеседованию.

ВСЕГО БАЛЛОВ

60

 Согласно балльно-рейтинговой системы до зачета допускается студент, набравший не менее 60 баллов.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1.  Тематический план изучения дисциплины

№ п/п

Название разделов

дисциплины

Аудиторные часы

СРС

Всего часов / зач.ед.

Формы текущего контроля

Лекции

ПЗ

КСР

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Профессиональная этика в системе ветеринарной деятельности

10

20

3

33

25

58/1,61

Текущие опросы, ответы на вопросы для самоконтроля, тестирование, подготовка рефератов, докладов

2.

Понятие о деонтологии и биоэтике. Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

8

16

2

26

24

50/1,39

18

36

5

59

49

108 / 3,0

зачёт


  1.   Содержание разделов дисциплины

№№ пп

Название раздела дисциплины

Трудоёмкость (часы / зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1

Профессиональная этика в системе ветеринарной деятельности

58/1,61

Предмет этики и ее социальная сущность. Связь с другими гуманитарными дисциплинами. Общие вопросы теории и морали. Основные категории этики. Развитие, формы морали, сущность и структура морали (мораль доброты, мораль и наука, роль моральных принципов для науки, значение науки для морали).  Понятие, особенности и социальные функции этических категорий (добро и зло), понятие аспектов добра. Взаимосвязь культуры и морали ее ценности. Нравственная культура личности. Категории чести, профессиональной чести, достоинства, порядочности, правдивости. Категории   справедливости,   человеколюбия,   милосердия, почтительности, трудолюбия. Идея долга, моральной ответственности, их взаимосвязь. Культура поведения, нравственная культура личности. Моральный аспект человеческого поведения, понятия, поведения. Поступок. Деликатность, такт, хорошие манеры. Культура речи. Справедливость, совесть, профессиональная честь, долг, врачебная этика, порядочность, правдивость, достоинство. Служебный этикет, врачебные ошибки и некомпетентность. Справедливость, равенство и солидарность, обдуманность действия.

Синий   крест,   его   значение.   Заповеди   ветеринарного   врача, принципы благопристойности и милосердия

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-6

Знать: социальную значимость своей будущей профессии, нормы и правила поведения, которые в специфической форме отражают социальные функции ветеринарии и регулируют отношение врача к больному животному, врача к обществу, а также врачей между собой, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; отношение человека к природе и обществу, основные принципы и положения государственного, трудового, гражданского и административного законодательства РФ, основополагающие законы, правовые акты, правила и нормы в области ветеринарии; значение дисциплины в подготовке врача ветсанэксперта, роль ВСЭ в деле охраны здоровья людей и животных.

Уметь:  логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; преодолеть в себе отрицательные эмоции, скрывать свои личные неприятности, быть внимательным при обсследовании пациента; общаться с людьми, аргументировано излагать свою точку зрения, найти компромисс между разными взглядами или требованиями.

Владеть: правилами поведения и этики в профессиональной деятельности; умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы; возможностью современных научных методов познания природы и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

Лекции, ЛПЗ, лекции с презентацией, практические занятия с использованием производственных ситуаций

Раздел 2

Понятие о деонтологии. Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

50/1,39

Понятие мотив, результаты, оценка, стимул, цели. Основные функции, ценности, принципы   и   нормы   морали:   регулятивная,   оценочная, ориентирующая, коммуникативная,    идеологическая,    мировоззренческая. Профессиональная этика, виды профессиональной морали, профессиональная деонтология. Основные этические принципы (познай самого себя. Учение управлять собой, уважение человека как личности). Профессиональная деонтология. Критерии оценки качества работы ветеринарного врача в клинике, хозяйстве, на рынке, мясокомбинате, таможенных и пограничных войсках. Деонтологические требования к профилактике болезней. Деонтологические требования к диагностике и лечению

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-6

Знать: социальную значимость своей будущей профессии, нормы и правила поведения, которые в специфической форме отражают социальные функции ветеринарии и регулируют отношение врача к больному животному, врача к обществу, а также врачей между собой, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Значение дисциплины в подготовке ветеринарного врача-ветсанэксперта, роль ВСЭ в деле охраны здоровья людей и животных.

Уметь:  логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; преодолеть в себе отрицательные эмоции, скрыть свои личные неприятности, быть внимательным при исследовании пациента; общаться с людьми, аргументировано излагать свою точку зрения, найти компромисс между разными взглядами или требованиями.

Владеть: правилами поведения и этики в профессиональной деятельности; умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы; возможностью современных научных методов познания природы и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

Лекции, ЛПЗ, лекции с презентацией, практические занятия с использованием производственных ситуаций

ИТОГО:

108/3,0


  1.  Лекционный курс

№ п/п

Название разделов дисциплины

Темы лекций

Трудоемкость (часов)

1

2

3

4

1

Профессиональная этика в системе ветеринарной деятельности

1.Введения в этику.

2

2.Общие вопросы теории морали.

2

3.Моральная деятельность.

2

4.Происхождение морали и ее социальная сущность

2

5. Основные категории этики и морали.

2

2.

Понятие о деонтологии. Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

6.Понятие о видах этики и  деонтологии.

2

7.Понятие о видах этики и  деонтологии

 (продолжение)

2

8.Деонтологические требования к профилактике, диагностике и лечению болезней.

2

9.Символы ветеринарии

2

ИТОГО:

18

  1.  Практические занятия

№ п/п

Название разделов дисциплины

Темы практических занятий

Трудоемкость

(часов)

1.

Профессиональная этика в системе ветеринарной деятельности

1. Этика как наука о морали.  Основные функции, ценности и нормы морали

4

2. Сущность и структура морали. Нравственная культура общения

4

3. Особенности этики специалистов ветеринарной медицины

4

4. Этические требования к врачу ветеринарной медицины

4

5.Професиональное мышление ветеринарно- санитарного эксперта

4

2.

Понятие о деонтологии. Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

1. Профессиональные ошибки ветеринарно- санитарного эксперта

4

2.Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

4

3.Врачебная этика в условиях научно-технического прогресса

4

4.Символы ветеринарии. Итоговое занятие - зачет

4

        ИТОГО

36


  1. Самостоятельная работа студентов

Раздел

Тема СРС

Виды СРС (форма контроля)

Часы

Литература

Интернет-ресурсы

1

2

3

4

5

6

Профессиональная этика в системе ветеринарной деятельности

1.Этические понятия - мотив, стимул, цели, результаты, оценка

Конспект,

реферат,

собеседование,

подготовка эссе, доклад

(с презентацией)*  

4

1, 2,

6, 8,

9, 11, 12, 14,  16, 17,  25

2, 3,

5, 6,

7, 10,

12

2.Взаимосвязь культуры и морали, цивилизация, культура и мораль

4

3.Понятия: честь, совесть, долг, достоинство, порядочность

4

4.Умение общаться с коллегами, животными и их владельцами. Достоинство, ответственность, порядочность, правдивость

4

5.Клятва ветеринарного врача. Кодекс профессиональной этики в ветеиранрно-санитарного эксперта

6

6.Ветериарная тайна: история, этический и правовой аспекты.

4

КСР

3

Понятие о деонтологии. Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

7.Биоэтика: возникновение, структура, особенности.

4

1, 4,

 5, 6, 11, 14, 25

2, 3,

5, 6,

7, 10,

12  

8. Принципы биоэтики: этический смысл.

4

9.Соотношение биоэтики, медицинской этики и деонтологии

6

10.Дефекты ветеринарной помощи: умышленное преступление, преступление по неосторожности, врачебная ошибка, несчастный случай, проступок.

6

11.Право врача на ошибку. Отношение врача к собственным ошибкам.

5

КСР

2

ИТОГО

5/49

Примечание -* выбор вида самостоятельной работы на усмотрение студента

  1. НИР студентов

При изучении дисциплины предусматривается использование следующих видов научно-исследовательской работы студентов (НИРС), выполняемой в рамках учебной практики:

  • научный реферат;
  • выступления с докладом на научных студенческих конференциях;
  • участие в научных студенческих конференциях без доклада (стендовый доклад);
  • публикация в сборниках студенческих научных работ.

Примерная тематика научных рефератов (докладов):

  1. Нравственный идеал
  2. Влияние положительного  примера на формирование личности
  3. Создание модели современного ветеринарно-санитарного эксперта
  4. Нравственное воспитание молодежи в современных условиях
  5. Защита людей от болезней общих для животных и человека
  6. Роль ветеринарных специалистов в ликвидации эпизоотий
  7. Понятие этики ветеринарного врача.
  8. Профессиональная этика.
  9. Значение типологии в становлении личности ветеринарного специалиста.
  10. Биоэтика как наука.
  11. Исторический характер развития биоэтики, как науки.
  12. Биоэтические учения древности (Будда, Ашока, Пифагор).
  13. Этисты средневековья (Св. Франциск, Т. Мор.).
  14. Этисты эпохи возрождения (Декарт, Кант, Г. Мор).
  15. Этические учения в эпоху Просвещения (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Х.Примат).
  16. Универсальная этика А. Швейцера.
  17. Биоэтическая основа прав животных. 
  18. Место профессиональной этики, профессиональной деонтологии в становлении ветеринарного врача.
  19. Основные символы ветеринарной службы, государственной, таможенной, пограничной. Их отличие.
  1.  Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются вопросы для самопроверки студентов, вопросы к зачету, тесты.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Основная литература

Базовый учебник:

  1. Профессиональная этика врача ветеринарной медицины: Учебное пособие / Под ред. И.С. Панько. – СПб.: Издательство «Лань», 2014. – 288 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

Основная литература:

  1. Балашов, Л.Е.  Этика: Учебное пособие / Л.Е. Балашов. - М.: 2011, 3-е издание, расширенное. - 357 с.
  2.  Биомедицинская этика: Практикум /Под общ. ред. С.Д.Денисова, Я.С.Яскевич – Мн.: БГМУ, 2011. – 255  с.
  3. Бонни Штайнбок. Оксфордский учебник по биоэтике / Штайнбок  Бонни. - Oxford University Press, 2007. - 768 с.
  4. Воронин, Е.С. Развитие ветеринарного образования в России  / Е.С. Воронин, А.В. Коробов, В.А.  Чекан.  – М., 2000. – 138 с.
  5. Жуков, В.М. Этика ветеринарного врача: Монография / В.М. Жуков. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2014 - 114 с.
  6. Иванюшкин, А.Я. Биомедицинская этика / А.Я. Иванюшкин. - М.: КМК, 2010. – 272 с.
  7. Колганова О.А. Этика ветеринарного врача / О.А. Колганова. – Новосисирск, 2005. – 110 с.
  8. Колганова О.А. Этика ветеринарного врача и биоэтика / О.А. Колганова. – Новосибирск, 2005. – 105 с.
  9. Колганова, О.А. История ветеринарии с 9 по 20 века / О.А. Колганова. – Новосибирск, 2006. -150 с.
  10.  Корсан, Д. Ж. Деонтология. Прием в ветеринарной клинике / Корсан, Д. Ж., Маккей А.Р.  М.: Аквариум, 2002. – 80 с.
  11.  Крапоткин, В.А. Этика: Учебник /В.А. Крапоткин. –изд. «Лань», 2013. – 174 с.
  12.  Лопатин, П.В. Биоэтика: Учебник / П.В. Лопатин, О.В.  Карташова 4-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 272 с.
  13.  Орлов, А.Н. Основы клинической биоэтики: Монография / А.Н. Орлов. – Красноярск, 2000. - 356 с.
  14.  Петров, А.А. Этика ветеринарного врача: Курс лекций / А.А. Петров, Т.Н. Давыдова – г.Троицк: УГАВМ, 2012. – 96 с.
  15. Профессиональная этика: Учебное пособие для высших учебных заведений: под ред. М.Н. Росенко. -  М.: Петрополис, 2006. – 200 с.
  16.  Хрусталёв Ю.М. От этики до биоэтики: Учебник для вузов / Ю.М. Хрусталев. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 446 С.
  17. Чеботарев, Э.П. Основные проблемы профессиональной этики: методические указания / Э.П. Чеботарев. - М.,1996. – 70 с.
  18. Юдина, Б.Г. Введение в биоэтику: Учебник / Б.Г. Юдина. –М.: «Прогресс-Традиция», 1998. - 384 с. 
  1. Дополнительная литература:

  1. Закон Российской Федерации «О ветеринарии» от 14.05.93 № 4979-1. –М.: Росзооветснабпром, 2000.
  2. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», № 29-ФЗ от 2 января 2000 г. – Собрание законодательства Российской Федерации, 2000. – №2, ст.150.
  3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.- Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №14, ст.1650.
  4. Хрусталев, Ю. М. Основы биомедицинской этики / Ю.М. Хрусталев.  - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 288 с.
  5. Хрусталев, Ю. М. Введение в биомедицинскую этику/ Ю.М. Хрусталев.  -  Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 224 с.
  6. Хрусталев, Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья / Ю.М. Хрусталев.  - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 400 с.
  7. Хрусталёв Ю. М.  «Основы биоэтики»: Учебно-практический курс : Лекции по философии жизни и выживанию человечества [web-сайт]. − Режим доступа:  http://wpf-unesco.org/rus/univer/khr/khrust.htm.
  1.  Программное обеспечение

Контролирующая компьютерная программа iTest для итогового контроля знаний студентов (тестирования) по всем разделам изучаемой дисциплины.

  1. Интернет-ресурсы

  1. Вита. Центр защиты прав животных [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.vita.org.ru/educat/Metodich%20ukazania/metukaz.htm.
  2. Этика: мораль, философия, религия [web-сайт]. − Режим доступа: http://ethicscenter.ru.
  3. Этика и мораль общества  в разные периоды истории [web-сайт]. − Режим доступа:  http://bizaliz.ru.
  4. Психология общения [web-сайт]. − Режим доступа:  http://pro-psixology.ru.
  5. Школа эффективного текста. Вербальная и невербальная коммуникация [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.aka-media.ru/inside/137.
  6. Ветеринария. Официальный сайт [web-сайт]. − Режим доступа:. http://effect3.ru/ethics-veterinary-physician.html.
  7. Врачебная этика. Медицинский справочник [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/etika/vlast-kollektiva.shtml.
  8. Ветерианрный сайт [web-сайт]. − Режим доступа:  http://vetsait.com/veterinariya-etika-veterinarnogo-vracha.
  9. Мастервет. Скорая ветеринарная помощь [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.mastervet.ru/about.
  10. Психологос. Энциклопедия практической психологии. [web-сайт] − Режим доступа:  http://www.psychologos.ru/articles/view/avtoritet_rukovoditelya.
  11. Деловой мир. Психология - авторитет руководителя [web-сайт]. − Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal1-05.htm.
  12. Ветеринар.ru. Статьи [web-сайт]. − Режим доступа: http://www. veterinar.ru/articles/.
  13. Ветеринария: учебники, учебные пособия, рефераты и др. [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/medicine/veterinary/?-show= downloads.
  14. Ветеринарная медицина − ветеринария для всех. База данных всех отраслей ветеринарии [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.allvet.ru/ knowledge_base.
  15. Ветеринарная энциклопедия. Энциклопедия болезней животных [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.webvet.ru/.
  16. Департамент ветеринарии Минсельхоза России. База данных «Ветеринарное законодательство» [web-сайт]. −  Режим доступа: http://agro-zoo.ru/base_gvc/vetzac/start.html.
  17. Журнал «Ветеринария»: официальный сайт [web-сайт]. −  Режим доступа: http://journalveterinariya.ru.
  18. Издательский дом «Панорама». Журнал «Ветеринария сельскохозяйственных животных» [web-сайт]. −  Режим доступа: http://panor.ru. journals/veterinar/archive/?ELEMENT_ID=80496.
  19. Научная электронная библиотека elibrary.ru. Журнал «Ветеринария» [web-сайт]. − Режим доступа:   http://elibrary.ru/contents.asp?titleid= 10616.
  20. Общероссийский классификатор стандартов [web-сайт]. −  Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/oks_list.php.
  21. Официальный интернет-портал ФГБУ «Центр ветеринарии» [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.vet-center.ru.
  22. Россельхознадзор: официальный сайт [web-сайт]. −  Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps.
  23. Учебный материал. Лекции по ветеринарной медицине [web-сайт]. −  Режим доступа: gendocs.ru.
  1.  Материально-техническое обеспечение дисциплины

При преподавании дисциплины используются технические средства обучения:

-  компьютерный класс (9 мест);

-  видеокласс (2 телевизора, DVD-плеер, 30 мест);

-  видеопроектор;

-  ноутбук;

-  переносной экран.

Видеофильмы о работе ветеринарных специалистов (ликвидация африканской чумы свиней в Оренбургской области, борьба с птичьим гриппом и др.). Демонстрационные материалы.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО   ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Одним из основных методов изучения этики ветеринарного врача является строгое посещение лекций, практических занятий.

Лекционные занятия

Подготовка лекций по дисциплине «Этика ветеринарно-санитарного эксперта» осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планом, в котором представлены сведения по тематике лекционных занятий, их объему (в часах) и последовательности чтения. При подготовке лекции определяется её цель, которая должна иметь познавательную и воспитательную направленность.

Далее подбирается литературный материал и нормативная документация (при необходимости) по теме лекции. Лекция должна содержать только тот материал, который необходим для изучения конкретной темы (раздела) дисциплины. Объем лекционного материала рассчитывается так, чтобы в отпущенное на лекцию время прочитать всю тему или раздел и не переносить её окончание на следующее лекционное занятие.

В лекции включаются конкретные примеры из практики работы ветеринарно-санитарных врачей, а также результаты собственных научных исследований, научных исследований кафедры, академии.

В процессе подготовки лекции составляется её полный текст, что позволяет заранее точно сформулировать все определения и положения, исключить возможность ошибок и неточностей.

Примерная структура лекции:

  • название темы лекции, краткий план, введение;
  • изложение нового материала;
  • заключение.

В  вводной части лекции (до 3 минут) дается название её темы, краткий план (обычно 3-4 вопроса) и при необходимости – краткое обобщение материала предыдущей лекции (если темы лекций взаимосвязаны).

Основная часть лекции (до 80 минут) отводится на изложение нового материала в последовательности, определенной её планом, с соблюдением соразмерности и взаимосвязи отдельных частей лекции.

В заключительной части лекции  (2-3 минуты) лектор подводит итоги по изучаемому вопросу, отвечает на вопросы студентов.

 

Практические занятия

Практическими являются занятия, на которых студенты под руководством преподавателя в соответствии с учебной и рабочей программой дисциплины выполняют самостоятельную работу  исследовательского характера (определяют показатели качества продуктов).

Цель практических занятий – на практике раскрыть теоретические положения дисциплины «Этика ветеринарно-санитарного эксперта» и сформировать у будущих бакалавров практические навыки умения общения с животными и их владельцами.

Проведению практического занятия предшествует организационная работа, которая включает  подготовку учебной аудитории, обеспечение занятия методическими пособиями, нормативно-техническими документами, таблицами, плакатами, наглядными пособиями. Данная работа проводится лаборантами кафедры.

Структура практического занятия по дисциплине следующая:

1. Формулировка темы занятия и цели его проведения – до 5 минут

2. Устный опрос студентов по материалу, заданному на дом – до 15 минут. Оценки по результатам опроса выставляются в журнал.

3. Методические пояснения к выполнению практической работы студентов. Преподаватель в устной форме излагает материал по изучаемой теме –  до 15 минут.

4. Ответы на вопросы студентов –  3-5 минут

5. Работа студентов в виде дискуссий, по заранее подготовленным вопросам– до 45 минут

6. Подведение итогов занятия – до 5 минут

На практических занятиях студенты должны присутствовать в белых халатах и колпачках. Студенты, нарушающие установленную форму одежды, к занятию не допускаются.

Организация самостоятельной работы студентов

Объем самостоятельной работы студентов планируется в соответствии с рабочей программой дисциплины, тематический план и график её выполнения составляются на кафедре ведущим преподавателем дисциплины и доводятся до сведения студентов через старост групп и информационный стенд кафедры.. До сведения студентов также доводятся сведения об учебниках, других литературных источниках и нормативно-технической документации, в которых можно найти материал по изучаемым самостоятельно темам и разделам дисциплины. Студенты берут нужную литературу или НТД в библиотеке или на кафедре и изучают её самостоятельно во внеурочное время, а затем отчитываются перед преподавателем в письменной (подготовка конспекта, реферата, доклада, эссе) или в устной (собеседование) форме в сроки, установленные планом самостоятельной работы.

Проведение зачета

Повышение качества подготовки бакалавров ветеринарно-санитарных экспертов  во многом зависит от научно обоснованного и методически выдержанного контроля знаний студентов. Важной формой контроля знаний является зачет. В отличие от экзамена, где проверяется уровень теоретических знаний, на зачете основное внимание обращается на то, как студенты овладели практическими навыками работы по исследованию продуктов на практических занятиях.

Студенты, набравшие менее 60 баллов, сдают зачет.

 При проведении зачета в аудиторию приглашается не более 4 студентов, которым задаются вопросы по всему пройденному на практическом занятии материалу. Для подготовки ответа студентам отводится 10-15 минут, после чего они излагают  подготовленный материал в устной форме. Во время ответа преподаватель может задавать студенту наводящие вопросы.

В то же время зачет может проводится в форме собеседования, при этом студенту задаются отдельные небольшие вопросы по всему практическому курсу дисциплины.

После ответа студента в зачетную ведомость вносится «зачтено», затем отметка о зачете записывается в зачетную книжку.

Студент, который не сдал зачет с первого раза, должен подготовиться и сдать его до экзаменационной сессии. Студентам, которые не сдали зачет до начала сессии, записывается в зачетную ведомость «не зачтено» и данный факт доводится до сведения деканата.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

1.Этика – область философского знания, в которой изучаются проблемы морали и нравственности, поведения и образа жизни человека.

     2.Мораль – социально сформированная совокупность норм и правил, система, которая призвана регулировать сознание и поведение людей в конкретном обществе, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом).

     3.Нравственность – глубокие установки сознания индивида, включающие в себя и рефлексию (раздумья), и интуитивно нравственные переживания.

     4.Этические категории – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и нравственности.

     5.Идеал – высший образец конечной цели нравственной деятельности.

     6.Ценности – нравственно значимые представления

     7.Нормы – требования к человеку с определением границ дозволенного.

     8.Добродетель – обобщенная характеристика устойчивых положительных морально-нравственных качеств личности.

     9.Справедливость – принцип, регулирующий взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения).

     10. Совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля.

     11. Стыд – чувство, выражающее осознание человеком своего (а также близких людей) несоответствия принятым в данной среде нормам или предполагаемым ожиданиям.

     12. Вина – это переживание человеком нарушения или невыполнения им долга перед самим собой или перед обществом.

     13. Грех – религиозно - этическое понятие, обозначающее нарушение нравственного закона (заповеди), христианская интерпретация морального зла.

     14. Достоинство – характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

     15.Честь – понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также принятие или утверждение человеком  этого признания.

     16. Свобода – нравственная реальность, основанная на способности человека к самостоятельным поступкам.

     17. Нравственная свобода – это возможность определения и реализации нравственной позиции.

     18.Счастье – это одна из глобальных нравственных ценностей,  выступающая в качестве регулятора нравственной жизни.

     19.Добро – моральное, этическое понятие, выражающее положительное значение явлений или событий их в отношении к высшей цели.

     20.Удовольствие – это чувство и переживание сопровождающее удовлетворение потребностей или интереса.

     21.Предприниматель – это деловой человек и делец, новатор, самоотверженно отдающийся делу и видящий в деле лишь средство наживы, источник приобретательства.

     22.Конкуренция – это соревнование товаров и услуг, в ходе которого осуществляется отбор партнеров и потребителей.

     23.Милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

     24.Аскеза – жертвенное изменение самого себя.

     25.Прощение – это забвение обиды и согласие на мир.

     26.Духовность – это обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, это сознательное стремление человека  усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу – одухотвориться.

     27.Эвтаназия – специальное действие врача по ускорению смерти безнадежно больного, обеспечивающее безболезненность умирания.

     28.Эгоизм – это жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и игнорируются интересы других людей, решение общественных проблем.

     29.Благотворительность – деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателем в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем.

     30.Биоэтика – это раздел этики, рассматривающий область отношения человека к различным живым формам.

     31.Деонтология – наука о долге.

     32.Антропоцентризм – род этики, когда в центре внимания находится человек и его потребности, человек имеет нравственный долг только перед людьми.

     33.Патоцентризм – род этики, когда человек должен защищать все разумные существа на земле.

     34.Социоцентризм – род этики, когда нравственный долг личности распространяется на всех членов группы.


        ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ   В            РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Номер изменения

Дата

Разделы с изменениями

Перечень и содержание откорректированных разделов рабочей программы


ЛИСТ  ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ              ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Рабочая программа учебной дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза»:

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»__________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ВЕТРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

         УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

____________ Р.Р. Ветровая

                                                     «____»______________2015 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «Этика ветеринарно-санитарного эксперта»

Направление подготовки – 111900.62 «Ветеринарно-санитарная                                          экспертиза»

  Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

  Форма обучения – очная

Троицк  2015

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по подготовке бакалавров по направлению 111900.62 «Ветеринарно-санитарная экспертиза», утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 498 от 28 октября 2009 г.

Составитель: Савостина Т.В., канд. вет. наук, доцент каф. товароведениия продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

                                                

Рецензент: Давыдова Т.Н., канд. вет. наук, доцент каф.  эпизоотологии, паразитологии и ОВД                

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы (протокол №7 от 02 февраля 2015 г.)

Зав. кафедрой ТПТ и ВСЭ, доктор вет. наук, профессор

                             _____________  И.А. Лыкасова

Одобрена методической комиссией факультета ветеринарной медицины  (протокол №___ от «___» ______  2015 г.)

Председатель комиссии, доктор вет. наук, профессор

                             _____________  И.Ф. Хазимухаметова

Декан факультета вет. медицины, доктор вет. наук, профессор

                             _____________  И.А. Лыкасова


СОДЕРЖАНИЕ

         

1        ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ        

1.1        Цель и задачи освоения дисциплины        

1.2        Место дисциплины  в структуре ООП ВПО        

1.3        Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи  с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами (модулями)        

1.4        Требования к результатам освоения содержания дисциплины        

1.5        Формы контроля        

1.6        Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине        

2        СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        

2.1        Тематический план изучения дисциплины        

2.2        Содержание разделов дисциплины        

2.3        Лекционный курс        

2.4        Практические занятия        

2.5        Самостоятельная работа студентов        

2.6        НИР студентов        

2.7        Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации        

3        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        

3.1     Основная литература        

3.2        Дополнительная литература:        

3.3        Программное обеспечение        

3.4        Интернет-ресурсы        

3.5        Материально-техническое обеспечение дисциплины        

4        МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО   ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        

Терминологический словарь        

Лист регистрации изменений, вносимых   в  рабочую программу        

Лист  переутверждения  программы учебной   дисциплины (модуля)        


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Цель и задачи освоения дисциплины

Основная цель изучения дисциплины – формирование теоретических знаний по этике с учетом специализации ветеринарно-санитарного эксперта, ознакомление студентов с основными категориями этики, связать их с профессиональными обязанностями.

Задачи изучения дисциплины:

  • формирование знаний об этике;
  • ознакомление с основными категориями этики (доброта, честность, справедливость, достоинство и т.д.);
  • отражение связи категорий этики с профессиональными обязанностями;
  • определение связи ветеринарии  с биологией, экологией, социологией, психологией, культурологией, философией и др. областями знаний;
  • соблюдение    основных    этических    принципов    в    ветеринарии;
  • ознакомление с ветеринарным образованием и общественной деятельностью в области ветеринарии;
  • показать связь ветеринарии с биологией, экологией социологией, психологией, философией, культурологией и др. областями знаний.

Овладение практическими навыками:

- общения с владельцами животных, коллегами в ветеринарных клиниках, лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы, на перерабатывающих предприятиях, рынках в условиях различных форм собственности;

 - нравственной культуры, верности долгу и делу, которому служит каждый высококвалифицированный ветеринарный специалист;

- соблюдения основных этических принципов в ветеринарно-санитарной экспертизе поможет совершенствоваться в профессиональной деятельности;

- соблюдения преемственности и наставничестве в ветеринарно-санитарной экспертизе.

  1. Место дисциплины  в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «Этика ветеринарно-санитарного эксперта» входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки бакалавров. Студентами изучается на третьем курсе. Она  базируется  на  знаниях  курсов:  история, культурология, философия,  политология,  социология и социальная экология.

Для  освоения  дисциплины «Этика  ветеринарно –санитарного эксперта»  важно  знание  студентами    основных  проблем,  изучаемых  отечественной  исторической  наукой,  основных  закономерностей  исторического  процесса;  результатов  деятельности  различных  исторических  общностей (классов,  социальных  групп,  партий); отношения  человека  к  природе  и  обществу; основных  принципов  и  положений  государственного,  трудового,  гражданского  и  административного  законодательства  РФ,  основных  законов,  правовых  актов,  правил  и  норм  в  области  ветеринарии.

  1. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи  с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами (модулями)

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, изучение которых обеспечивает последующие дисциплины

1

2

1.

Ветеринарно- санитарная экспертиза

+

+

2.

Организация государственного надзора

+

+

3.

Судебная экспертиза

+

+

4.

Социология и социальная экология

+

+

5.

Экономика, организация и отраслевое управление

+

-

6.

Экономика, организация, основы маркетинго в перерабатывающей промышленности

+

-


  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

После  изучения  дисциплины  у  студента  должны  быть  сформированы  общекультурные  компетенции:

          Компетенция

Индекс компетенции

а) должен  знать:

отношение  человека  к  природе  и  обществу,  основные                принципы  и  положения  государственного,  трудового, гражданского  и  административного  законодательства  РФ, основополагающие  законы,  правовые  акты,  правила

и  нормы в  области  ветеринарии.

            ОК -6

б) уметь:    

самостоятельно  анализировать  и  оценивать социальную       информацию, правила  поведения  и корпоративной  этики;  

планировать   и  осуществлять  свою  деятельность  с  учетом  этого  анализа; выстраивать   и  поддерживать  рабочие  отношения  с  другими  членами  коллектива.

               ОК-1

               ОК-2

               ОК-3        

в) владеть:  

навыками  публичной  речи,  аргументации,  ведения  дискуссии   и  полемики.                                                                            

              ОК-4

  1. Формы контроля

Контроль знаний проводится в форме текущей и итоговой аттестации.

Текущая аттестация – оценка знаний и умений студентов – проводится постоянно на лабораторно-практических занятиях с помощью текущих опросов по пройденным темам, оценки самостоятельной работы студентов, включая подготовку конспектов, докладов, устных сообщений и рефератов.

Итоговая аттестация студента проводится в форме зачета (в форме собеседования).

  1. Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине

При итоговой оценке результатов изучения дисциплины применяется балльно-рейтинговая оценка. Принципы формирования балльно-рейтинговой оценки по дисциплине «Этика ветеринарно-санитарного эксперта» приведены в таблице 1:

Таблица 1 - Балльно-рейтинговая оценка

Работа студента на

занятиях

Коэффициент перевода в баллы

Общее (максимальное)

количество баллов (итог)

Примечание

Лекции

1

9×1=9

0 баллов – неявка; попытки помешать другим студентами адекватно воспринимать лекцию, отсутствие конспекта;

0,5 баллов – присутствие, малоэффективный конспект;

1 балл – сосредоточенная работа, адекватный конспект.

Лабораторно-практические занятия

1

18×1=18

0 баллов – неявка; попытки создать препятствия плодотворной работе других студентов;

0,5 баллов – пассивность; слабая подготовка;

1 балл – активная работа.

Самостоятельная работа студентов

3

11×3=33

0 баллов – отсутствие

конспекта;

1,5 балла – конспект с замечаниями, слабая подготовка к собеседованию;

3 балла – конспект без замечаний, хорошая подготовка к собеседованию.

ВСЕГО БАЛЛОВ

60

 Согласно балльно-рейтинговой системы до зачета допускается студент, набравший не менее 60 баллов.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1.  Тематический план изучения дисциплины

№ п/п

Название разделов

дисциплины

Аудиторные часы

СРС

Всего часов / зач.ед.

Формы текущего контроля

Лекции

ПЗ

КСР

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Профессиональная этика в системе ветеринарной деятельности

10

20

3

33

25

58/1,61

Текущие опросы, ответы на вопросы для самоконтроля, тестирование, подготовка рефератов, докладов

2.

Понятие о деонтологии и биоэтике. Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

8

16

2

26

24

50/1,39

18

36

5

59

49

108 / 3,0

зачёт


  1.   Содержание разделов дисциплины

№№ пп

Название раздела дисциплины

Трудоёмкость (часы / зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1

Профессиональная этика в системе ветеринарной деятельности

58/1,61

Предмет этики и ее социальная сущность. Связь с другими гуманитарными дисциплинами. Общие вопросы теории и морали. Основные категории этики. Развитие, формы морали, сущность и структура морали (мораль доброты, мораль и наука, роль моральных принципов для науки, значение науки для морали).  Понятие, особенности и социальные функции этических категорий (добро и зло), понятие аспектов добра. Взаимосвязь культуры и морали ее ценности. Нравственная культура личности. Категории чести, профессиональной чести, достоинства, порядочности, правдивости. Категории   справедливости,   человеколюбия,   милосердия, почтительности, трудолюбия. Идея долга, моральной ответственности, их взаимосвязь. Культура поведения, нравственная культура личности. Моральный аспект человеческого поведения, понятия, поведения. Поступок. Деликатность, такт, хорошие манеры. Культура речи. Справедливость, совесть, профессиональная честь, долг, врачебная этика, порядочность, правдивость, достоинство. Служебный этикет, врачебные ошибки и некомпетентность. Справедливость, равенство и солидарность, обдуманность действия.

Синий   крест,   его   значение.   Заповеди   ветеринарного   врача, принципы благопристойности и милосердия

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-6

Знать: социальную значимость своей будущей профессии, нормы и правила поведения, которые в специфической форме отражают социальные функции ветеринарии и регулируют отношение врача к больному животному, врача к обществу, а также врачей между собой, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; отношение человека к природе и обществу, основные принципы и положения государственного, трудового, гражданского и административного законодательства РФ, основополагающие законы, правовые акты, правила и нормы в области ветеринарии; значение дисциплины в подготовке врача ветсанэксперта, роль ВСЭ в деле охраны здоровья людей и животных.

Уметь:  логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; преодолеть в себе отрицательные эмоции, скрывать свои личные неприятности, быть внимательным при обсследовании пациента; общаться с людьми, аргументировано излагать свою точку зрения, найти компромисс между разными взглядами или требованиями.

Владеть: правилами поведения и этики в профессиональной деятельности; умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы; возможностью современных научных методов познания природы и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

Лекции, ЛПЗ, лекции с презентацией, практические занятия с использованием производственных ситуаций

Раздел 2

Понятие о деонтологии. Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

50/1,39

Понятие мотив, результаты, оценка, стимул, цели. Основные функции, ценности, принципы   и   нормы   морали:   регулятивная,   оценочная, ориентирующая, коммуникативная,    идеологическая,    мировоззренческая. Профессиональная этика, виды профессиональной морали, профессиональная деонтология. Основные этические принципы (познай самого себя. Учение управлять собой, уважение человека как личности). Профессиональная деонтология. Критерии оценки качества работы ветеринарного врача в клинике, хозяйстве, на рынке, мясокомбинате, таможенных и пограничных войсках. Деонтологические требования к профилактике болезней. Деонтологические требования к диагностике и лечению

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-6

Знать: социальную значимость своей будущей профессии, нормы и правила поведения, которые в специфической форме отражают социальные функции ветеринарии и регулируют отношение врача к больному животному, врача к обществу, а также врачей между собой, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Значение дисциплины в подготовке ветеринарного врача-ветсанэксперта, роль ВСЭ в деле охраны здоровья людей и животных.

Уметь:  логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; преодолеть в себе отрицательные эмоции, скрыть свои личные неприятности, быть внимательным при исследовании пациента; общаться с людьми, аргументировано излагать свою точку зрения, найти компромисс между разными взглядами или требованиями.

Владеть: правилами поведения и этики в профессиональной деятельности; умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы; возможностью современных научных методов познания природы и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

Лекции, ЛПЗ, лекции с презентацией, практические занятия с использованием производственных ситуаций

ИТОГО:

108/3,0


  1.  Лекционный курс

№ п/п

Название разделов дисциплины

Темы лекций

Трудоемкость (часов)

1

2

3

4

1

Профессиональная этика в системе ветеринарной деятельности

1.Введения в этику.

2

2.Общие вопросы теории морали.

2

3.Моральная деятельность.

2

4.Происхождение морали и ее социальная сущность

2

5. Основные категории этики и морали.

2

2.

Понятие о деонтологии. Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

6.Понятие о видах этики и  деонтологии.

2

7.Понятие о видах этики и  деонтологии

 (продолжение)

2

8.Деонтологические требования к профилактике, диагностике и лечению болезней.

2

9.Символы ветеринарии

2

ИТОГО:

18

  1.  Практические занятия

№ п/п

Название разделов дисциплины

Темы практических занятий

Трудоемкость

(часов)

1.

Профессиональная этика в системе ветеринарной деятельности

1. Этика как наука о морали.  Основные функции, ценности и нормы морали

4

2. Сущность и структура морали. Нравственная культура общения

4

3. Особенности этики специалистов ветеринарной медицины

4

4. Этические требования к врачу ветеринарной медицины

4

5.Професиональное мышление ветеринарно- санитарного эксперта

4

2.

Понятие о деонтологии. Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

1. Профессиональные ошибки ветеринарно- санитарного эксперта

4

2.Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

4

3.Врачебная этика в условиях научно-технического прогресса

4

4.Символы ветеринарии. Итоговое занятие - зачет

4

        ИТОГО

36


  1. Самостоятельная работа студентов

Раздел

Тема СРС

Виды СРС (форма контроля)

Часы

Литература

Интернет-ресурсы

1

2

3

4

5

6

Профессиональная этика в системе ветеринарной деятельности

1.Этические понятия - мотив, стимул, цели, результаты, оценка

Конспект,

реферат,

собеседование,

подготовка эссе, доклад

(с презентацией)*  

4

1, 2,

6, 8,

9, 11, 12, 14,  16, 17,  25

2, 3,

5, 6,

7, 10,

12

2.Взаимосвязь культуры и морали, цивилизация, культура и мораль

4

3.Понятия: честь, совесть, долг, достоинство, порядочность

4

4.Умение общаться с коллегами, животными и их владельцами. Достоинство, ответственность, порядочность, правдивость

4

5.Клятва ветеринарного врача. Кодекс профессиональной этики в ветеиранрно-санитарного эксперта

6

6.Ветериарная тайна: история, этический и правовой аспекты.

4

КСР

3

Понятие о деонтологии. Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

7.Биоэтика: возникновение, структура, особенности.

4

1, 4,

 5, 6, 11, 14, 25

2, 3,

5, 6,

7, 10,

12  

8. Принципы биоэтики: этический смысл.

4

9.Соотношение биоэтики, медицинской этики и деонтологии

6

10.Дефекты ветеринарной помощи: умышленное преступление, преступление по неосторожности, врачебная ошибка, несчастный случай, проступок.

6

11.Право врача на ошибку. Отношение врача к собственным ошибкам.

5

КСР

2

ИТОГО

5/49

Примечание -* выбор вида самостоятельной работы на усмотрение студента

  1. НИР студентов

При изучении дисциплины предусматривается использование следующих видов научно-исследовательской работы студентов (НИРС), выполняемой в рамках учебной практики:

  • научный реферат;
  • выступления с докладом на научных студенческих конференциях;
  • участие в научных студенческих конференциях без доклада (стендовый доклад);
  • публикация в сборниках студенческих научных работ.

Примерная тематика научных рефератов (докладов):

  1. Нравственный идеал
  2. Влияние положительного  примера на формирование личности
  3. Создание модели современного ветеринарно-санитарного эксперта
  4. Нравственное воспитание молодежи в современных условиях
  5. Защита людей от болезней общих для животных и человека
  6. Роль ветеринарных специалистов в ликвидации эпизоотий
  7. Понятие этики ветеринарного врача.
  8. Профессиональная этика.
  9. Значение типологии в становлении личности ветеринарного специалиста.
  10. Биоэтика как наука.
  11. Исторический характер развития биоэтики, как науки.
  12. Биоэтические учения древности (Будда, Ашока, Пифагор).
  13. Этисты средневековья (Св. Франциск, Т. Мор.).
  14. Этисты эпохи возрождения (Декарт, Кант, Г. Мор).
  15. Этические учения в эпоху Просвещения (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Х.Примат).
  16. Универсальная этика А. Швейцера.
  17. Биоэтическая основа прав животных. 
  18. Место профессиональной этики, профессиональной деонтологии в становлении ветеринарного врача.
  19. Основные символы ветеринарной службы, государственной, таможенной, пограничной. Их отличие.
  1.  Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются вопросы для самопроверки студентов, вопросы к зачету, тесты.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Основная литература

Базовый учебник:

  1. Профессиональная этика врача ветеринарной медицины: Учебное пособие / Под ред. И.С. Панько. – СПб.: Издательство «Лань», 2014. – 288 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

Основная литература:

  1. Балашов, Л.Е.  Этика: Учебное пособие / Л.Е. Балашов. - М.: 2011, 3-е издание, расширенное. - 357 с.
  2.  Биомедицинская этика: Практикум /Под общ. ред. С.Д.Денисова, Я.С.Яскевич – Мн.: БГМУ, 2011. – 255  с.
  3. Бонни Штайнбок. Оксфордский учебник по биоэтике / Штайнбок  Бонни. - Oxford University Press, 2007. - 768 с.
  4. Воронин, Е.С. Развитие ветеринарного образования в России  / Е.С. Воронин, А.В. Коробов, В.А.  Чекан.  – М., 2000. – 138 с.
  5. Жуков, В.М. Этика ветеринарного врача: Монография / В.М. Жуков. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2014 - 114 с.
  6. Иванюшкин, А.Я. Биомедицинская этика / А.Я. Иванюшкин. - М.: КМК, 2010. – 272 с.
  7. Колганова О.А. Этика ветеринарного врача / О.А. Колганова. – Новосисирск, 2005. – 110 с.
  8. Колганова О.А. Этика ветеринарного врача и биоэтика / О.А. Колганова. – Новосибирск, 2005. – 105 с.
  9. Колганова, О.А. История ветеринарии с 9 по 20 века / О.А. Колганова. – Новосибирск, 2006. -150 с.
  10.  Корсан, Д. Ж. Деонтология. Прием в ветеринарной клинике / Корсан, Д. Ж., Маккей А.Р.  М.: Аквариум, 2002. – 80 с.
  11.  Крапоткин, В.А. Этика: Учебник /В.А. Крапоткин. –изд. «Лань», 2013. – 174 с.
  12.  Лопатин, П.В. Биоэтика: Учебник / П.В. Лопатин, О.В.  Карташова 4-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 272 с.
  13.  Орлов, А.Н. Основы клинической биоэтики: Монография / А.Н. Орлов. – Красноярск, 2000. - 356 с.
  14.  Петров, А.А. Этика ветеринарного врача: Курс лекций / А.А. Петров, Т.Н. Давыдова – г.Троицк: УГАВМ, 2012. – 96 с.
  15. Профессиональная этика: Учебное пособие для высших учебных заведений: под ред. М.Н. Росенко. -  М.: Петрополис, 2006. – 200 с.
  16.  Хрусталёв Ю.М. От этики до биоэтики: Учебник для вузов / Ю.М. Хрусталев. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 446 С.
  17. Чеботарев, Э.П. Основные проблемы профессиональной этики: методические указания / Э.П. Чеботарев. - М.,1996. – 70 с.
  18. Юдина, Б.Г. Введение в биоэтику: Учебник / Б.Г. Юдина. –М.: «Прогресс-Традиция», 1998. - 384 с. 
  1. Дополнительная литература:

  1. Закон Российской Федерации «О ветеринарии» от 14.05.93 № 4979-1. –М.: Росзооветснабпром, 2000.
  2. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», № 29-ФЗ от 2 января 2000 г. – Собрание законодательства Российской Федерации, 2000. – №2, ст.150.
  3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.- Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №14, ст.1650.
  4. Хрусталев, Ю. М. Основы биомедицинской этики / Ю.М. Хрусталев.  - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 288 с.
  5. Хрусталев, Ю. М. Введение в биомедицинскую этику/ Ю.М. Хрусталев.  -  Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 224 с.
  6. Хрусталев, Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья / Ю.М. Хрусталев.  - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 400 с.
  7. Хрусталёв Ю. М.  «Основы биоэтики»: Учебно-практический курс : Лекции по философии жизни и выживанию человечества [web-сайт]. − Режим доступа:  http://wpf-unesco.org/rus/univer/khr/khrust.htm.
  1.  Программное обеспечение

Контролирующая компьютерная программа iTest для итогового контроля знаний студентов (тестирования) по всем разделам изучаемой дисциплины.

  1. Интернет-ресурсы

  1. Вита. Центр защиты прав животных [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.vita.org.ru/educat/Metodich%20ukazania/metukaz.htm.
  2. Этика: мораль, философия, религия [web-сайт]. − Режим доступа: http://ethicscenter.ru.
  3. Этика и мораль общества  в разные периоды истории [web-сайт]. − Режим доступа:  http://bizaliz.ru.
  4. Психология общения [web-сайт]. − Режим доступа:  http://pro-psixology.ru.
  5. Школа эффективного текста. Вербальная и невербальная коммуникация [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.aka-media.ru/inside/137.
  6. Ветеринария. Официальный сайт [web-сайт]. − Режим доступа:. http://effect3.ru/ethics-veterinary-physician.html.
  7. Врачебная этика. Медицинский справочник [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/etika/vlast-kollektiva.shtml.
  8. Ветерианрный сайт [web-сайт]. − Режим доступа:  http://vetsait.com/veterinariya-etika-veterinarnogo-vracha.
  9. Мастервет. Скорая ветеринарная помощь [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.mastervet.ru/about.
  10. Психологос. Энциклопедия практической психологии. [web-сайт] − Режим доступа:  http://www.psychologos.ru/articles/view/avtoritet_rukovoditelya.
  11. Деловой мир. Психология - авторитет руководителя [web-сайт]. − Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal1-05.htm.
  12. Ветеринар.ru. Статьи [web-сайт]. − Режим доступа: http://www. veterinar.ru/articles/.
  13. Ветеринария: учебники, учебные пособия, рефераты и др. [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/medicine/veterinary/?-show= downloads.
  14. Ветеринарная медицина − ветеринария для всех. База данных всех отраслей ветеринарии [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.allvet.ru/ knowledge_base.
  15. Ветеринарная энциклопедия. Энциклопедия болезней животных [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.webvet.ru/.
  16. Департамент ветеринарии Минсельхоза России. База данных «Ветеринарное законодательство» [web-сайт]. −  Режим доступа: http://agro-zoo.ru/base_gvc/vetzac/start.html.
  17. Журнал «Ветеринария»: официальный сайт [web-сайт]. −  Режим доступа: http://journalveterinariya.ru.
  18. Издательский дом «Панорама». Журнал «Ветеринария сельскохозяйственных животных» [web-сайт]. −  Режим доступа: http://panor.ru. journals/veterinar/archive/?ELEMENT_ID=80496.
  19. Научная электронная библиотека elibrary.ru. Журнал «Ветеринария» [web-сайт]. − Режим доступа:   http://elibrary.ru/contents.asp?titleid= 10616.
  20. Общероссийский классификатор стандартов [web-сайт]. −  Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/oks_list.php.
  21. Официальный интернет-портал ФГБУ «Центр ветеринарии» [web-сайт]. − Режим доступа: http://www.vet-center.ru.
  22. Россельхознадзор: официальный сайт [web-сайт]. −  Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps.
  23. Учебный материал. Лекции по ветеринарной медицине [web-сайт]. −  Режим доступа: gendocs.ru.
  1.  Материально-техническое обеспечение дисциплины

При преподавании дисциплины используются технические средства обучения:

-  компьютерный класс (9 мест);

-  видеокласс (2 телевизора, DVD-плеер, 30 мест);

-  видеопроектор;

-  ноутбук;

-  переносной экран.

Видеофильмы о работе ветеринарных специалистов (ликвидация африканской чумы свиней в Оренбургской области, борьба с птичьим гриппом и др.). Демонстрационные материалы.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО   ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Одним из основных методов изучения этики ветеринарного врача является строгое посещение лекций, практических занятий.

Лекционные занятия

Подготовка лекций по дисциплине «Этика ветеринарно-санитарного эксперта» осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планом, в котором представлены сведения по тематике лекционных занятий, их объему (в часах) и последовательности чтения. При подготовке лекции определяется её цель, которая должна иметь познавательную и воспитательную направленность.

Далее подбирается литературный материал и нормативная документация (при необходимости) по теме лекции. Лекция должна содержать только тот материал, который необходим для изучения конкретной темы (раздела) дисциплины. Объем лекционного материала рассчитывается так, чтобы в отпущенное на лекцию время прочитать всю тему или раздел и не переносить её окончание на следующее лекционное занятие.

В лекции включаются конкретные примеры из практики работы ветеринарно-санитарных врачей, а также результаты собственных научных исследований, научных исследований кафедры, академии.

В процессе подготовки лекции составляется её полный текст, что позволяет заранее точно сформулировать все определения и положения, исключить возможность ошибок и неточностей.

Примерная структура лекции:

  • название темы лекции, краткий план, введение;
  • изложение нового материала;
  • заключение.

В  вводной части лекции (до 3 минут) дается название её темы, краткий план (обычно 3-4 вопроса) и при необходимости – краткое обобщение материала предыдущей лекции (если темы лекций взаимосвязаны).

Основная часть лекции (до 80 минут) отводится на изложение нового материала в последовательности, определенной её планом, с соблюдением соразмерности и взаимосвязи отдельных частей лекции.

В заключительной части лекции  (2-3 минуты) лектор подводит итоги по изучаемому вопросу, отвечает на вопросы студентов.

 

Практические занятия

Практическими являются занятия, на которых студенты под руководством преподавателя в соответствии с учебной и рабочей программой дисциплины выполняют самостоятельную работу  исследовательского характера (определяют показатели качества продуктов).

Цель практических занятий – на практике раскрыть теоретические положения дисциплины «Этика ветеринарно-санитарного эксперта» и сформировать у будущих бакалавров практические навыки умения общения с животными и их владельцами.

Проведению практического занятия предшествует организационная работа, которая включает  подготовку учебной аудитории, обеспечение занятия методическими пособиями, нормативно-техническими документами, таблицами, плакатами, наглядными пособиями. Данная работа проводится лаборантами кафедры.

Структура практического занятия по дисциплине следующая:

1. Формулировка темы занятия и цели его проведения – до 5 минут

2. Устный опрос студентов по материалу, заданному на дом – до 15 минут. Оценки по результатам опроса выставляются в журнал.

3. Методические пояснения к выполнению практической работы студентов. Преподаватель в устной форме излагает материал по изучаемой теме –  до 15 минут.

4. Ответы на вопросы студентов –  3-5 минут

5. Работа студентов в виде дискуссий, по заранее подготовленным вопросам– до 45 минут

6. Подведение итогов занятия – до 5 минут

На практических занятиях студенты должны присутствовать в белых халатах и колпачках. Студенты, нарушающие установленную форму одежды, к занятию не допускаются.

Организация самостоятельной работы студентов

Объем самостоятельной работы студентов планируется в соответствии с рабочей программой дисциплины, тематический план и график её выполнения составляются на кафедре ведущим преподавателем дисциплины и доводятся до сведения студентов через старост групп и информационный стенд кафедры.. До сведения студентов также доводятся сведения об учебниках, других литературных источниках и нормативно-технической документации, в которых можно найти материал по изучаемым самостоятельно темам и разделам дисциплины. Студенты берут нужную литературу или НТД в библиотеке или на кафедре и изучают её самостоятельно во внеурочное время, а затем отчитываются перед преподавателем в письменной (подготовка конспекта, реферата, доклада, эссе) или в устной (собеседование) форме в сроки, установленные планом самостоятельной работы.

Проведение зачета

Повышение качества подготовки бакалавров ветеринарно-санитарных экспертов  во многом зависит от научно обоснованного и методически выдержанного контроля знаний студентов. Важной формой контроля знаний является зачет. В отличие от экзамена, где проверяется уровень теоретических знаний, на зачете основное внимание обращается на то, как студенты овладели практическими навыками работы по исследованию продуктов на практических занятиях.

Студенты, набравшие менее 60 баллов, сдают зачет.

 При проведении зачета в аудиторию приглашается не более 4 студентов, которым задаются вопросы по всему пройденному на практическом занятии материалу. Для подготовки ответа студентам отводится 10-15 минут, после чего они излагают  подготовленный материал в устной форме. Во время ответа преподаватель может задавать студенту наводящие вопросы.

В то же время зачет может проводится в форме собеседования, при этом студенту задаются отдельные небольшие вопросы по всему практическому курсу дисциплины.

После ответа студента в зачетную ведомость вносится «зачтено», затем отметка о зачете записывается в зачетную книжку.

Студент, который не сдал зачет с первого раза, должен подготовиться и сдать его до экзаменационной сессии. Студентам, которые не сдали зачет до начала сессии, записывается в зачетную ведомость «не зачтено» и данный факт доводится до сведения деканата.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

1.Этика – область философского знания, в которой изучаются проблемы морали и нравственности, поведения и образа жизни человека.

     2.Мораль – социально сформированная совокупность норм и правил, система, которая призвана регулировать сознание и поведение людей в конкретном обществе, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом).

     3.Нравственность – глубокие установки сознания индивида, включающие в себя и рефлексию (раздумья), и интуитивно нравственные переживания.

     4.Этические категории – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и нравственности.

     5.Идеал – высший образец конечной цели нравственной деятельности.

     6.Ценности – нравственно значимые представления

     7.Нормы – требования к человеку с определением границ дозволенного.

     8.Добродетель – обобщенная характеристика устойчивых положительных морально-нравственных качеств личности.

     9.Справедливость – принцип, регулирующий взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения).

     10. Совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля.

     11. Стыд – чувство, выражающее осознание человеком своего (а также близких людей) несоответствия принятым в данной среде нормам или предполагаемым ожиданиям.

     12. Вина – это переживание человеком нарушения или невыполнения им долга перед самим собой или перед обществом.

     13. Грех – религиозно - этическое понятие, обозначающее нарушение нравственного закона (заповеди), христианская интерпретация морального зла.

     14. Достоинство – характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

     15.Честь – понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также принятие или утверждение человеком  этого признания.

     16. Свобода – нравственная реальность, основанная на способности человека к самостоятельным поступкам.

     17. Нравственная свобода – это возможность определения и реализации нравственной позиции.

     18.Счастье – это одна из глобальных нравственных ценностей,  выступающая в качестве регулятора нравственной жизни.

     19.Добро – моральное, этическое понятие, выражающее положительное значение явлений или событий их в отношении к высшей цели.

     20.Удовольствие – это чувство и переживание сопровождающее удовлетворение потребностей или интереса.

     21.Предприниматель – это деловой человек и делец, новатор, самоотверженно отдающийся делу и видящий в деле лишь средство наживы, источник приобретательства.

     22.Конкуренция – это соревнование товаров и услуг, в ходе которого осуществляется отбор партнеров и потребителей.

     23.Милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

     24.Аскеза – жертвенное изменение самого себя.

     25.Прощение – это забвение обиды и согласие на мир.

     26.Духовность – это обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, это сознательное стремление человека  усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу – одухотвориться.

     27.Эвтаназия – специальное действие врача по ускорению смерти безнадежно больного, обеспечивающее безболезненность умирания.

     28.Эгоизм – это жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и игнорируются интересы других людей, решение общественных проблем.

     29.Благотворительность – деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателем в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем.

     30.Биоэтика – это раздел этики, рассматривающий область отношения человека к различным живым формам.

     31.Деонтология – наука о долге.

     32.Антропоцентризм – род этики, когда в центре внимания находится человек и его потребности, человек имеет нравственный долг только перед людьми.

     33.Патоцентризм – род этики, когда человек должен защищать все разумные существа на земле.

     34.Социоцентризм – род этики, когда нравственный долг личности распространяется на всех членов группы.


        ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ   В            РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Номер изменения

Дата

Разделы с изменениями

Перечень и содержание откорректированных разделов рабочей программы


ЛИСТ  ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ              ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Рабочая программа учебной дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза»:

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»__________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________