Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы ветеринарно-санитарной экспертизы. Основы научных исследований»

Сайфульмулюков Эрнест Раисович

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по подготовке магистров по направлению 111900 «Ветеринарно-санитарная экспертиза», утверждённого Министерством образования Российской Федерации 28 октября  2009 г. (регистрационный № 499), и учебным планом подготовки магистров направления 111900 «Ветеринарно-санитарная экспертиза»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины»

Факультет ветеринарной медицины

Кафедра товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе,

 ____________ Р.Р.Ветровая

“____”______________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Современные проблемы ветеринарно-санитарной экспертизы. Основы научных исследований»

Направление подготовки: 111900 «Ветеринарно-санитарная экспертиза»

Квалификация (степень) выпускника – магистр

Форма обучения: очная

Троицк 2013


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по подготовке магистров по направлению 111900 «Ветеринарно-санитарная экспертиза», утверждённого Министерством образования Российской Федерации 28 октября  2009 г. (регистрационный № 499), и учебным планом подготовки магистров направления 111900 «Ветеринарно-санитарная экспертиза»

Составитель  Сайфульмулюков Э.Р., доцент кафедры ТПТ и ВСЭ, канд. вет. наук

                             

                                        

Рецензент: Мифтахутдинов А.В., к.в.н., доцент кафедры физиологии и фармакологии      

Рабочая  программа утверждена на заседании кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы, протокол №___ от «___» _____________ 2013 г.

Зав. кафедрой ________________         Лыкасова И.А., д.в.н., профессор

Одобрена методической комиссией факультета ветеринарии, протокол № ___ от «____» _____________2013 г.

Председатель комиссии _______________ Мифтахутдинов Н.Т., к.в.н., доцент

Декан факультета __________________ Сиренко С.В., к.в.н., доцент


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ        

1.1. Цели освоения дисциплины        

1.2. Учебные задачи дисциплины        

1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО        

1.4. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами        

1.5. Требования к результатам освоения содержания дисциплины        

1.6. Формы контроля        

1.7. Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине        

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        

2.1. Тематический план изучения дисциплины        

2.2.Содержание разделов дисциплины «Товароведение и экспертиза продуктов животноводства и растениеводства»        

2.3 Содержание разделов дисциплины        

2.4 Лекционный курс        

2.5 Практические занятия (лабораторный практикум)        

2.6. Самостоятельная работа студентов        

2.7. НИР студентов        

2.8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации        

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        

3.1. Основная литература        

3.2 Дополнительная литература        

3.3 Программное обеспечение        

3.4 Рекомендации по использованию интернет-ресурсов и других электронных информационных источников        

3.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины        

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цели освоения дисциплины

Подготовка студента к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, овладение нормативно-законодательной базой в области ветеринарии, действующей на территории РФ,  передовыми научными разработками лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы научно-исследовательских ветеринарных институтах и в области совершенствования методов ветеринарно-санитарной экспертизы на перерабатывающих предприятиях и на рынках. Изучение проблемы ВСЭ в рамках ветеринарных съездов, конгрессов и конференций.

Подготовка студента к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, овладение методологией и методами научных исследований, генерации идей, анализа научных исследований, совершенствование методов публичного выступления, подготовки докладов, научных статей, курсовых и выпускных квалификационных работ. Формирование у студентов таких качеств личности как вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность, инициативность, творческое отношение к труду, стремлению к самосовершенствованию.

1.2. Учебные задачи дисциплины

  1. Учебные задачи дисциплины включают изучение и овладение студентами навыками:
  2. Освоение особенностей производства продуктов животноводства и ведение животноводства в  современных  условиях развития рыночных отношений.
  3. Изучение качества продуктов при кормлении животных нетрадиционными кормами, при применении минеральных, биологически активных других веществ.
  4. Овладение способами определения их остаточных количеств в продуктах.
  5. Изучение вопросов управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП.
  6. Умение применять  современные  подходы к изысканию и составлению новых дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств.
  7. Использование новых технологических приемов и способов применения аппаратов для  ветеринарно-санитарных  мероприятий.
  8. Пользоваться всеми доступными источниками информации, рационально подбирать и читать научную литературу (Интернет-сообщение);
  9. Составлять картотеки, аннотации, конспекты прочитанного, применять на практике методы индивидуальной и коллективной генерации идей;
  10. Владеть приемами логического и латерального мышления, вести наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализировать результаты;
  11. Поставить научный эксперимент, подготовить отчет по работе, тезисы, научный доклад, статью;
  12. Выступать с научным сообщением, докладом, вести полемику, оппонировать и пропонировать, готовить и защищать курсовые проекты и выпускную квалификационную работу.

1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Современные проблемы ветеринарно-санитарной экспертизы. Основы научных исследований» входит в профессиональный цикл – вариативную часть. Данная дисциплина базируется на знаниях дисциплин:  биологическая физика; биологическая        химия; микробиология; биология; ветеринарно-санитарная экспертиза, философия, история,  статистика, математика, психология и социология.


1.4. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Номера разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.5. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

  • После изучения дисциплины у студента должны быть сформированы профессиональные компетенции:
  • способность и готовность проводить научные эксперименты на современных и зарубежных научных приборах и оценивать результаты исследования (ПК-3);
  • способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ПК-4);
  • способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-5);
  • способность организовывать и разрабатывать методы и средства повышения безопасности сырья и продуктов животного и растительного происхождения для обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия продукции (ПК-6);
  • способность выявлять необходимые усовершенствования и разрабатывать новые, более эффективные средства для контроля качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения (ПК-7);
  • способность к планированию и разработке ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности сырья и продуктов животного и растительного происхождения (ПК-11);
  • способность организовывать и планировать эксперименты по мероприятиям для повышения качества продуктов животного и растительного происхождения (ПК-14);
  • способность проводить исследования, анализ и разработку методов контроля качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения (ПК-15);
  • готовность собирать, обрабатывать, анализировать, обобщать научно-техническую информацию, передовой, отечественной и зарубежный опыт в области ветеринарно-санитарной экспертизы и составлять отчеты и участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-18);
  • способность усовершенствовать научные методики и разработки в области ветеринарно-санитарной экспертизы, производственного ветеринарного контроля, ветеринарной санитарии, биотехнологии и генной инженерии (ПК-19).

1.6. Формы контроля

Контроль знаний проводится в форме текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация — оценка знаний и умений студентов проводится постоянно на практических занятиях, оценки самостоятельной работы студентов включая рефераты и коллоквиумы. Итоговая аттестация проводится в форме зачёта в устной форме.

1.7. Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине

При итоговой оценке результатов изучения дисциплины применяется балльно-рейтинговая оценка. Принципы формирования балльно-рейтинговой оценки по дисциплине приведены в таблице.

Работа студента на занятиях

Коэффициент перевода в баллы

Общее количество баллов

Примечание

Лекции

2

2*4=8

0 баллов - неявка; попытки помешать другим студентами адекватно воспринимать лекцию, отсутствие конспекта; 2 балла - сосредоточенная работа, адекватный конспект

Лабораторно-практические занятия

1

1*16=16

0 баллов - неявка; попытки создать препятствия плодотворной работе других студентов; 0,5 баллов - пассивность; слабая подготовка; 1 балл - активная работа

Самостоятельная работа

1

1*68=68

0 баллов – отсутствие конспекта;

1 балл – конспект без замечаний, хорошая подготовка к собеседованию

Зачёт

8

8

Итого баллов

100

Итоговая оценка работы студента с использованием балльно-рейтинговой системы формируется следующим образом:

Балльно-рейтинговая оценка

Итоговая оценка

0… 54

Не зачтено

55…100

Зачтено


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план изучения дисциплины

№ п/п

Название разделов

дисциплины

Аудиторные часы

Внеаудиторные часы

Итого

Формы текущего контроля

Лекции

Практические занятия

Всего

Самостоятельная работа

Реферат

Всего

1.

Нормативно-законодательная база в области ветеринарии

2

8

10

8

9

17

27

Текущие опросы, подготовка рефератов, докладов

2.

Научные разработки и изобретения в области совершенствования методов ветеринарно-санитарной экспертизы

2

8

10

8

9

17

27

3.

Общие основы научного исследования

2

8

10

8

9

17

27

4.

Методология и методы научного исследования

2

8

10

8

9

17

27

ИТОГО:

8

32

40

32

36

68

108

Зачёт


2.2.Содержание разделов дисциплины «Товароведение и экспертиза продуктов животноводства и растениеводства»

2.3 Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Название раздела дисципли-ны

Тру-до-ёмкость ча-сы

Содержание

Фор-мируе-мые ком-петен-ции

Результаты освоения

Образо-ватель-ные техноло-гии

Раздел 1

Нормативно-законодательная база в области ветеринарии

27

Реализация федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных  болезней животных,  включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных,  пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Федеральные программы по подготовке специалистов  в  области ветеринарии,  производству препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии. Контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами,  предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности,  общественными объединениями,   международными  организациями,  иностранными юридическими лицами,  гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации. Охрана территории Российской Федерации от заноса  заразных  болезней животных из иностранных государств. Осуществление государственного ветеринарного и ведомственного  ветеринарно-санитарного надзора

ПК 6

ПК 7

ПК 11

ПК 14

ПК 15

Знать: государственные законы, нормативные документы, обеспечивающие безопасность сырья животного происхождения; современные методы исследования сырья животного происхождения, гидробионтов и готовых изделий с целью создания безопасной для здоровья населения России продукции

Уметь: пользоваться нормативно-законодательной базой по ВСЭ

Владеть: основными ведомственными нормативными документами, в том числе при экспорте и импорте и перевозках подконтрольных госветслужбе грузов  

Лекции, практические занятия, подготовка научных рефератов, докладов,  консультации преподавателей

Раздел 2

Научные разработки и изобретения в области совершенствования методов ветеринарно-санитарной экспертизы

27

Положение о государственной лаборатории ветсанэкспертизы на продовольственных рынках. Планирование и оборудование. Функции и задачи. Требования к доставке на рынки пищевых продуктов животного и растительного происхождения и правила их ветеринарно-санитарной экспертизы. Пищевые продукты, не подлежащие продаже на рынках.

Радиометрический контроль растительных пищевых продуктов. Ветеринарно-санитарный надзор за торговлей пищевыми продуктами на продовольственных рынках

ПК 6

ПК 7

ПК 11

ПК 14

ПК 15

Знать: государственные законы, нормативные документы, обеспечивающие безопасность сырья животного происхождения; современные методы исследования сырья животного происхождения, гидробионтов и готовых изделий с целью создания безопасной для здоровья населения России продукции

Уметь: применять современные методы ВСЭ.

Владеть: научными разработками по ветеринарно-санитарной экспертизе в научно-исследовательских и ветеринарных учреждениях; основными законами РФ, регулирующими качество и безопасность сырья и продуктов животного        происхождения  

Раздел 3

Общие основы научного исследования

27

Планирование научных исследований. Подготовка научного доклада: генерация темы, цель доклада, задачи, плана № 1, сбор материала, его анализ, план доклада № 2, написание, апробация. Отчет о научных исследованиях: титульных лист, исполнители, реферат и ключевые слова, содержание, введение, выбор направления исследований, экспериментальные исследования, выводы, библиография. Публичное выступление: цель, время и место, знакомство с залом, изучение социальной характеристики предполагаемых слушателей, внешний вид, выход, невербальное поведение, публичная речь – как публичное мышление,

ответы на вопросы. Интерактивная составляющая публичного выступления с лекцией (докладом). Анализ выступления.

ПК 3

ПК 4

ПК 5

ПК 18

ПК 19

Знать: цели, задачи, структуру основ научных исследований; задачи и формы научно-исследовательской работы студентов; методику подготовки и написания выпускной квалификационной работы; методики проведения научного исследования, оформление отчета, методы подготовки научной статьи и доклада.

Уметь: пользоваться всеми доступными источниками информации; рационально подбирать и читать научную литературу (Интернет-сообщение); составлять картотеки, аннотации, конспекты прочитанного.

Владеть: методикой подготовки и написания выпускной квалификационной работы; методикой проведения научного исследования, оформление отчета, методами подготовки научной статьи и доклада.

Раздел 4

Методология и методы научного исследования

27

Выборочный метод в исследованиях.

Статистические характеристики для оценки признаков при количественной и качественной изменчивости.

Статистические методы проверки гипотез.

Дисперсионный анализ, сущность и модели дисперсионного анализа результатов вегетационных и полевых опытов.

ПК 3

ПК 4

ПК 5

ПК 18

ПК 19

Знать: методологию, методы и совокупность приемов исследования конкретных и общих явлений процессов в агропромышленном производстве; планирование и организацию научных исследований; нормативные и технические документы для организации и выполнения НИР

Уметь: применять на практике методы индивидуальной и коллективной генерации идей; владеть приемами логического и латерального мышления; вести наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализировать результаты; поставить научный эксперимент; подготовить отчет по работе, тезисы, научный доклад, статью; выступать с научным сообщением, докладом, вести полемику, оппонировать; готовить и защищать курсовые проекты и выпускную квалификационную работу.

Владеть: методами и методологией научного исследования

ИТОГО:

108

зачёт


2.4 Лекционный курс

№ п/п

Название разделов дисциплины

Темы лекций

Трудоемкость

(часов)

1.

Нормативно-законодательная база в области ветеринарии

Нормативно-законодательная база в области ветеринарии действующая на территории РФ

2

2.

Научные разработки и изобретения в области совершенствования методов ветеринарно-санитарной экспертизы

Научные разработки и изобретения в области совершенствования методов ветеринарно-санитарной экспертизы в перерабатывающих предприятиях и на рынках, экспресс-методы анализа

2

3.

Общие основы научного исследования

Общие основы научного исследования

2

4.

Методология и методы научного исследования

Методология и методы научного исследования

2

ИТОГО:

8

2.5 Практические занятия (лабораторный практикум)

№ п/п

Название разделов дисциплины

Темы лабораторных работ

Трудоемкость

(часов)

1

Нормативно-законодательная база в области ветеринарии

Анализ  Федерального законодательства в области ВСЭ

2

Анализ Постановлений правительства в области ВСЭ

2

Анализ законодательства Челябинской области в области ВСЭ

2

Изучение нормативной документации: ГОСТ, СанПиН, ВетПиН

2

2

Научные разработки и изобретения в области совершенствования методов ветеринарно-санитарной экспертизы

Современные методы ВСЭ мяса и мясных продуктов

2

Современные методы ВСЭ молока и молочных продуктов

2

Современные методы ВСЭ рыбы

2

Современные методы ВСЭ меда

2

3

Общие основы научного исследования

Основные этапы научного исследования при подготовке магистерской работы

2

Написание и оформление научных работ по ВСЭ

2

Особенности подготовки, оформления и защиты студенческих работ в ФГБОУ ВПО УГАВМ

4

4

Методология и методы научного исследования

Методология и методы научного исследования

4

Математические и статистические методы научного исследования в ветеринарии

2

Статистические методы научного исследования в ветеринарии

2

ИТОГО:

32


2.6. Самостоятельная работа студентов

Раздел

Тема СРС

Виды СРС

Часы

Литература

Интернет-ресурсы

Нормативно-законодательная база в области ветеринарии

Нормативно-законодательная база в области ветеринарии за рубежом

Конспект

8

1,2,3, 8, 9, 10, 11, 12

по рекомендации педагога

Научные разработки и изобретения в области совершенствования методов ветеринарно-санитарной экспертизы

Научные разработки и изобретения в области совершенствования методов ветеринарно-санитарной экспертизы за рубежом

Конспект

8

1,2,3, 8, 9, 10, 11, 12

по рекомендации педагога

Общие основы научного исследования

Основы научного исследования в аграрных вузах

Конспект

8

4,5,6,7,13

по рекомендации педагога

Методология и методы научного исследования

Методология и методы научного исследования в биологических дисциплинах

Конспект

8

4,5,6,7,13

по рекомендации педагога

ВСЕГО

32

2.7. НИР студентов

При изучении дисциплины предусматривается использование следующих видов научно-исследовательской работы студентов (НИРС), выполняемой в рамках учебной практики:

Виды научно-исследовательской работы

Объем в часах

Научный реферат

36

Примерная тематика научных рефератов (докладов):

  1. Анализ отечественной и международной нормативно-законодательной базы в сфере ветеринарии;
  2. Отечественные и международные научные разработки и изобретения в области ветеринарно-санитарной экспертизы;
  3. Современные проблемы в ВСЭ мяса  и мясных продуктов и пути их решения;
  4. Современные проблемы в ВСЭ молока и молочных продуктов и пути их решения;
  5. Современные проблемы в ВСЭ продуктов растительного происхождения и пути их решения;
  6. Современные проблемы в сфере государственного надзора за качеством сельскохозяйственной продукции и пути их решения;
  7. Современные проблемы судебной ВСЭ и пути их решения;
  8. НТП и его последствия;  
  9. Структура и классификация наук;  
  10. Функции высшего профессионального образования;  
  11. Общие представления о реферате, курсовой работе и дипломной работе;  
  12. Защита диссертации, присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий;  
  13. Внедрение научных исследований;  
  14. Современное состояние и тенденции развития науки в России;  
  15. Современное состояние и тенденции развития науки за рубежом;  
  16. История становления и развития академической науки;  
  17. Организация труда научных работников.  

2.8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются вопросы для самопроверки студентов, вопросы к зачёту.

Вопросы для самопроверки

  1. Современное состояние ветеринарии в РФ, и за рубежом.
  1. Государственный ветконтроль за безопасностью продукции.
  1. Качество продуктов при кормлении животных нетрадиционными кормами.
  1. Генетически модифицированные продукты.
  1. Санитарная оценка продуктов при карантинных болезнях.
  1. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП.
  1. Современные подходы к изысканию, составлению новых дезинфицирующих средств.
  1. Современные подходы к изысканию, составлению новых дезинсекционных средств.
  1. Современные подходы к изысканию, составлению новых дератизационных средств.
  1. Новые технологические приемы и способы применения аппаратов для ветеринарно-санитарных мероприятий.
  1. Ветеринарно-санитарная оценка нетрадиционных кормов.
  1. Способы определения остаточных количеств нетрадиционных кормов в продуктах.
  1. Ветеринарно-санитарная оценка генетически модифицированных продуктов.
  1. Оценка пищевой ценности продуктов животных, которые получали нетрадиционные корма.
  1. Санитарная оценка продуктов при особо опасных антропозоонозах.
  1. Исторический метод исследования.
  2. Статистико-экономический метод исследований.
  3. Монографический метод исследования.
  4. Экспериментальный метод исследования.
  5. Расчетно-конструктивный метод исследования.
  6. Балансовый метод исследования.
  7. Абстрактно-логический метод исследования.
  8. Комплексно-программно-целевой метод исследования.
  9. Экономико-математический метод исследования.
  10. Социологический метод исследования.
  11. Функции и задачи научно-исследовательской работы магистрантов сельскохозяйственного ВУЗа.
  12. Организация НИРС в сельскохозяйственном ВУЗе.
  13. Правила (алгоритм) чтения научной статьи. Сделайте конспект прилагаемой статьи по алгоритму – НАВДОТФКН.
  14. Методы быстрого чтения. Вам будет выдана на короткое время статья, прочитайте ее методом скорочтения, напишите ключевые слова и реферат-аннотацию по материалам статьи.
  15. План научного доклада. Сделайте план доклада по гипотетической проблеме (для Вас): Организация научной деятельности магистрантов в УГАВМ.
  16. План научного доклада. Сделайте план доклада по гипотетической проблеме (для Вас): Организация сбытового (кредитного, потребительского, ремонтного, строительного и т.д.) сельского кооператива в (населенном пункте).
  17. План научного доклада. Сделайте план доклада по гипотетической проблеме (для Вас): Пути повышения эффективности агропромышленного производства в Уральском регионе.
  18. План научного доклада. Сделайте план доклада по гипотетической проблеме (для Вас): Пути повышения эффективности агропромышленного производства в районе.
  19. Понятие реферата и ключевых слов научной статьи. Сделайте список ключевых слов и реферат предложенной статьи.
  20. Состав, структура и функции научно-технического совета Министерства хозяйства и продовольствия Забайкальского края.
  21. Основные положения об аспирантуре.
  22. Гипотеза, цель, задачи и структура выпускной квалификационной работы в сельскохозяйственном ВУЗе.
  23. Гипотеза, цель, задачи и структура кандидатской диссертации.
  24. Особенности, задачи, структура и порядок подготовки отчета о научном исследовании.
  25. Социологический опрос, интервьюирование, анкетирование. Подготовьте примерный план анкеты для анонимного опроса по гипотетической выбранной Вами проблеме.
  26. Социометрические исследования. Методика проведения. Матричный анализ.
  27. Метод генерации идей Мозговая атака. Приведите пример.
  28. Метод генерации идей Пробежка по алфавиту. Приведите пример.
  29. Метод генерации идей Вхождения в исторический образ. Приведите пример.
  30. Метод генерации идей Синектика. Приведите пример.
  31. Метод генерации идей Фокальные объекты. Приведите пример.
  32. Метод генерации идей Морфологический анализ. Приведите пример.
  33. Метод генерации идей Контрольные вопросы. Приведите пример.
  34. Цель, задачи и структура вводной части выпускной квалификационной работы.
  35. Цель, задачи и структура литературного обзора выпускной квалификационной работы.
  36. Цель, задачи и структура разделов (глав) основной части выпускной квалификационной работы.
  37. Цель, задачи и структура выводов, предложения и заключения выпускной квалификационной работы.
  38. Порядок подготовки библиографического списка в конце выпускной квалификационной работы.
  39. Алгоритм написания научной статьи. Подготовьте план статьи на тему: Особенности развития АПК Челябинской области в конце ХХ века.
  40. Алгоритм написания научной статьи. Подготовьте план статьи на тему: Аграрное образование.
  41. Алгоритм написания научной статьи. Подготовьте план статьи на тему: Научно-исследовательская деятельность магистрантов в УГАВМ.
  42. Алгоритм написания научной работы. Подготовьте план статьи на тему: Пути развития агропромышленного производства.
  43. Научная степень, ученое звание. Дайте понятия, особенности, иерархические ряды.
  44. Общая характеристика экономических методов исследования.
  45. Раскройте понятия: научная статья. Тезисы. Отчет о научной работе. Реферат статьи (отчета). Доклад. Оппонирование. Пропонирование.
  46. Сущность и составные части экономического исследования. Единица, объект и предмет исследований.
  47. Экономический факторный анализ. Приведите развернутый пример по материалам Ваших курсовых работ.
  48. План научного исследования. Приведите пример.
  49. Порядок, методика и характерные особенности выпускной квалификационной работы защиты (выступления с докладом) в сельскохозяйственном ВУЗе.
  50. Раскройте понятия: библиография. Системный и алфавитный каталог. Межбиблиотечный абонемент. Учебник. Пособие. Методичка. Реферативный журнал. Прайс-лист. Реферат (научный). Материалы. Статья. Заметка. Информация. Очерк. Зарисовка. Подборка.
  51. Конспекты. Лекции. Статья. Научный доклад. Продемонстрируйте любой Ваш конспект по дисциплине.

Вопросы к зачёту

  1. Анализ современного ветеринарного законодательства и нормативной документации в области ВСЭ.
  1. Современные методы ВСЭ.
  1. Изучение изысканий НИИ в сфере ВСЭ.
  1. Проблемы ВСЭ в рамках ветеринарных съездов, конгрессов и конференций.
  1. Особенности производства продуктов животноводства в условиях развития рыночных отношений.
  1. Значение генетически модифицированных продуктов.
  1. Закон «О пищевой безопасности продуктов.
  1. Проблемы создания новых дезинфицирующих средств.
  1. Современные методы определения антибактериальной эффективности дезинфицирующих средств.
  1. Методы определения дезинсектицидной эффективности новых дезинсекционных средств.
  1. Методы определения дератизационной эффективности дератизационных средств.
  1. Принципы ХАССП.
  1. Современное состояние ветеринарии в РФ, и за рубежом.
  1. Государственный ветконтроль за безопасностью продукции.
  1. Качество продуктов при кормлении животных нетрадиционными кормами.
  1. Генетически модифицированные продукты.
  1. Санитарная оценка продуктов при карантинных болезнях.
  1. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП.
  1. Современные подходы к изысканию, составлению новых дезинфицирующих средств.
  1. Современные подходы к изысканию, составлению новых дезинсекционных средств.
  1. Современные подходы к изысканию, составлению новых дератизационных средств.
  1. Новые технологические приемы и способы применения аппаратов для ветеринарно-санитарных мероприятий.
  1. Ветеринарно-санитарная оценка нетрадиционных кормов.
  1. Способы определения остаточных количеств нетрадиционных кормов в продуктах.
  1. Ветеринарно-санитарная оценка генетически модифицированных продуктов.
  1. Оценка пищевой ценности продуктов животных, которые получали нетрадиционные корма.
  1. Санитарная оценка продуктов при особо опасных антропозоонозах.
  1. Понятие научного знания.  
  2. Наука как отрасль знания и ее связь с вопросами этики, эстетики, философии и религии.
  3. Лженаука и признаки «великого» открытия.  
  4. Свойства знаний.  
  5. Вопросы экономики знаний.
  6. Классификация научно-исследовательских работ.  
  7. Выбор направлений научных исследований.  
  8. Структура теоретических и экспериментальных работ.  
  9. Оценка перспективности научно-исследовательских работ.  
  10. Виды и объекты интеллектуальной собственности.  
  11. Авторское право (личные неимущественные и имущественные права).
  12. Элементы патентного права.  
  13. Информационный поиск, оформление и представление результатов научно-исследовательских работ.
  14. Работа со специальной литературой.  
  15. Поиск, накопление и обработка научно-технической информации.  
  16. Методы информационного поиска.  
  17. Источники научно-технической информации.  
  18. Поиск научно-технической литературы.  
  19. Структура научно-исследовательской работы.
  20. Правила оформления научно-исследовательских работ.  
  21. Законы и формы мышления (мышление, понятие, абстракция).  
  22. Законы и формы мышления (сравнение, индукция и дедукция, анализ и синтез).
  23. Законы и формы мышления (обобщение, аналогия, гипотеза).  
  24. Методология исследований.  
  25. Задачи теоретических исследований.  
  26. Методология и классификация экспериментальных исследований.  
  27. Методы физических измерений.  
  28. Средства измерений и их классификация.  
  29. Метрологические характеристики средств измерений.  
  30. Анализ экспериментальных данных.  
  31. Элементы математической статистики.  
  32. Методы корреляционного и регрессионного анализа.  
  33. Математические методы оптимизации эксперимента.  
  34. Изобретательское творчество.  
  35. Методы изобретательского творчества.  


3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1. Основная литература

  1. Авдеева, Е.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыб и других гидробионтов: лаб. практ.: уч. пос. вуз. / Е.В. Авдеева, Н.А. Головина. – СПб.: Проспект науки, 2011. – 192 с
  2. Боровков, М.Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства: учеб. для вузов / М.Ф. Боровков, В.П. Фролов, С.А. Серков. - СПб: Лань, 2007. – 447 с.
  3. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы и рыбопродуктов: учеб. пос. для вуз. справочник / Под ред. В.Н. Кисленко. - М.: Колос, 2008. – 365 с.
  4. Волкова, Е.С. Методы научных исследований в ветеринарии / Е.С. Волкова, В.Н. Байматов. – М.: КолосС, 2010. – 183 с.: ил.
  5. Глуховцев, В.В. Практикум по основам научных исследований в агрономии: уч. пос. вуз. / В.В. Глуховцев, В.Г. Кириченко, С.Н. Зудилин. - М.: Колос, 2006. – 238 с.
  6. Кожухар, В.М. Основы научных исследований: учеб. пос. / В.М. Кожухар. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 216 с.
  7. Основы научных исследований / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина и др. – М.: Форум, 2009. – 272 с.
  8. Пронин, В.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства: практикум: учеб. пос. вуз. / В.В. Пронин, С.П. Фисенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Лань, 2012. - 240 с.
  9. Сборник нормативно-правовых документов по ветеринарно-санитарной экспертизе мяса и мясопродуктов : учеб. пос. / Сост. В.Г. Урбан; под ред. Е.С. Воронина. – СПб.: Изд. «Лань», 2010. – 384 с.
  10. Серегин, И.Г. Лабораторные методы в ветеринарно-санитарной экспертизе пищевого сырья и готовых продуктов / И.Г. Серегин, Б.В. Уша. – СПб.: Изд. «РАПП», 2008. – 408 с.
  11. Смирнов, А.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса больных и отравившихся животных и исследование мяса на свежесть: учеб. пос. / А.В. Смирнов. – СПб.: Гиорд, 2011. – 300 с.
  12. Справочник по ветеринарии: учеб. пос. для  вуз. / Под ред. А.А. Стекольникова, А.Ф. Кузнецова. – СПб.: Проспект науки, 2011. – 544 с.
  13. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: уч. пос. /М.Ф. Шкляр. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 244 с

3.2 Дополнительная литература

  1. Жарикова Г.Г. Микробиология продовольственных товаров. Санитария и гигиена. Учебник для вузов./ Г.Г. Жарикова – М.: Изд-во «Академия». – 2005. – 304с.
  2. Инструкция по ветеринарному клеймению мяса.
  3. Инструкция по товароведческой маркировке мяса.
  4. Коптев, В.В. Основы научных исследований и патентоведение: уч. пос. / В.В. Коптев, В.А. Богомягких. – М.: Колос, 1993. – 144 с.
  5. Крусь, Г.Н. Методы исследования молока и молочных продуктов / Г.Н.Крусь, А.М.Шалыгина, З.В.Волокитина; под общ. ред. А.М.Шалыгиной. – М.: КолосС, 2000. – 368с.
  6. Кудряшова, А.А. Экологическая и товароведная экспертиза рыбных товаров / А.А.Кудряшова, Л.Ю.Савватеева, Е.В.Савватеев. – М.: КолосС, 2007. – 302с.
  7. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93. – Т.2. – М.: Изд-во Госстандарта России, 1995.
  8. Основы научных исследований в агрономии: учеб. вуз. / В.Ф. Моисеенко, М.Ф.Трифонова, А.Х.Заверюха и др. – М.: Колос, 1996. – 336 с.
  9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». СанПиН 2.3.2.1078-01.
  10. Трифонова, М.Ф. Основы научных исследований: уч. пос. / М.Ф. Трифонова, П.М. Заика, А.П. Устюжанин. – М.: Колос, 1993. – 239 с.

3.3 Программное обеспечение

Название технических и компьютерных средств обучения

Название разделов дисциплины

-

-

3.4 Рекомендации по использованию интернет-ресурсов и других электронных информационных источников

  1. http://vniimp.ru – официальный сайт ВНИИМП.
  2. http://www.codexalimentarius.net – На сайте представлены международные стандарты качества и безопасности пищевых продуктов Комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус».
  3. http://www.complexdoc.ru/oks_list.php – общероссийский классификатор стандартов.
  4. http://www.fao.org/ - сайт ФАО о проблеме безопасности пищевых продуктов.
  5. http://www.justsite.itn.ru/fish – справочно-информационный материал по систематизации и идентификации рыб и нерыбных гидробионтов.
  6. http://www.meat-club.ru/ – мясной клуб (все о мясе).
  7. http://www.meatind.ru/ – сайт журнала «Мясная индустрия».
  8. http://www.meatmarket.info – информационный портал о рынке мяса.
  9. http://www.myasocom.ru – сайт журнала «Мясо».
  10. http://www.vniimp.ru/content.php?z=230 – методические компоненты проведения идентификации состава мясного сырья и продуктов.
  11. www.foodprom.ru – оциальный сайт издательства «Пищевая промышленность». Журналы «Пищевая промышленность».
  12. www.ikar.ru – сайт института конъюнктуры агарного рынка (рынок мясных товаров).
  13. www.meatbranch.com – сайт журнала «Мясные технологии».
  14. www.meat-industry.ru – мясная промышленность России.
  15. www.meatinfo.ru – новости мясной промышленности.
  16. www.meatland.ru  – новости рынка мяса.
  17. www.meatunion.ru – сайт Мясного Союза.
  18. www.pticeprom.ru – обзор цен на мясные продукты.
  19. www.spros.ru. Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос».
  20. www.stq.ru – официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество».
  21. Отчеты ФАО по рыболовству и аквакультуре 1996-2006 гг. [Электронный ресурс] // доступ http://www.fao.org/sof/sofia/index_en.htm.

3.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При преподавании дисциплины используются технические средства обучения:  видеокласс (2 телевизора, DVD-плеер, 30 мест),  видеопроектор,   ноутбук,  переносной экран.

приборы и лабораторное оборудование:  рН-метр лабораторный,   люминоскоп «Филин»,  анализатор молока «Лактан», нитратомер, аппарат сушильный АПС-2, рефрактометр, поляриметр, шкаф сушильный, шкаф вытяжной, баня водяная,  плитки электрические, весы электронные, лабораторная посуда.


4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционные занятия

Подготовка лекций по дисциплине «Современные проблемы ветеринарно-санитарной экспертизы. Основы научных исследований» осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планом, в котором представлены сведения по тематике лекционных занятий, их объему (в часах) и последовательности чтения. При подготовке лекции определяется её цель, которая должна иметь познавательную и воспитательную направленность.

Далее подбирается литературный материал и нормативно-техническая документация (при необходимости) по теме лекции. Лекция должна содержать только тот материал, который необходим для изучения конкретной темы (раздела) дисциплины. Объем лекционного материала рассчитывается так, чтобы в отпущенное на лекцию время прочитать всю тему или раздел и не переносить её окончание на следующее лекционное занятие.

В лекции включаются конкретные примеры из практики работы товароведов, а также результаты собственных научных исследований, научных исследований кафедры, академии.

В процессе подготовки лекции составляется её полный текст, что позволяет заранее точно сформулировать все определения и положения, исключить возможность ошибок и неточностей.

Примерная структура лекции:

  • название темы лекции, краткий план, введение;
  • изложение нового материала;
  • заключение.

Во вводной части лекции (до 3 минут) дается название её темы, краткий план (обычно 3-4 вопроса) и при необходимости – краткое обобщение материала предыдущей лекции (если темы лекций взаимосвязаны).

Основная часть лекции (до 80 минут) отводится на изложение нового материала в последовательности, определенной её планом, с соблюдением соразмерности и взаимосвязи отдельных частей лекции.

В заключительной части лекции  (2-3 минуты) лектор подводит итоги по изучаемому вопросу, отвечает на вопросы студентов.

Практические занятия

Практическими являются занятия, на которых студенты под руководством преподавателя в соответствии с учебной и рабочей программой дисциплины выполняют самостоятельную работу  исследовательского характера (определяют показатели качества продуктов).

Цель практических занятий – на практике раскрыть теоретические положения дисциплины «Современные проблемы ветеринарно-санитарной экспертизы. Основы научных исследований» и сформировать у будущих товароведов практические навыки.

Практического занятия предшествует организационная работа, которая включает  подготовку учебной аудитории, обеспечение занятия методическими пособиями, нормативно-техническими документами, таблицами, плакатами, наглядными пособиями, приборами и оборудованием. Данная работа проводится лаборантами кафедры.

Структура практического занятия по дисциплине следующая:

1. Формулировка темы занятия и цели его проведения  – до 5 минут

2. Устный опрос студентов – до 15 минут. Оценки по результатам опроса выставляются в журнал.

3. Методические пояснения к выполнению практической работы студентов. Преподаватель в устной форме излагает материал по изучаемой теме –  до 15 минут

4. Ответы на вопросы студентов –  3-5 минут

5. Практическая работа студентов (самостоятельная контролируемая работа) – до 45 минут

6. Проверка преподавателем тетрадей студентов – до 5 минут

На лабораторно-практических занятиях студенты должны присутствовать в белых халатах и колпачках. Студенты, нарушающие установленную форму одежды, к занятию не допускаются.

Организация самостоятельной работы студентов

Объем самостоятельной работы студентов планируется в соответствии с рабочей программой дисциплины, тематический план и график её выполнения составляются на кафедре ведущим преподавателем дисциплины и доводятся до сведения студентов через старост групп и информационный стенд кафедры.. До сведения студентов также доводятся сведения об учебниках, других литературных источниках и нормативно-технической документации, в которых можно найти материал по изучаемым самостоятельно темам и разделам дисциплины. Студенты берут нужную литературу или НТД в библиотеке или на кафедре и изучают её самостоятельно во внеурочное время, а затем отчитываются перед преподавателем в письменной (подготовка конспекта, реферата) или в устной (собеседование) форме в сроки, установленные планом самостоятельной работы.

Проведение зачета

Повышение качества подготовки товароведов во многом зависит от научно обоснованного и методически выдержанного контроля знаний студентов. Важной формой контроля знаний является зачет. В отличие от экзамена, где проверяется уровень теоретических знаний, на зачете основное внимание обращается на то, как студенты овладели практическими навыками работы по исследованию продуктов на лабораторно-практических занятиях.

При проведении зачета в аудиторию приглашается не более 4 студентов, которым задаются вопросы по пройденному материалу. Для подготовки ответа студентам отводится 10-15 минут, после чего они излагают  подготовленный материал в устной форме. Во время ответа преподаватель может задавать студенту наводящие вопросы.

После ответа студента в зачетную ведомость вносится «зачтено», затем отметка о зачете записывается в зачетную книжку. Если студент в процессе изучения дисциплины аккуратно посещал лабораторно-практические занятия, активно на них работал и показал хорошие и отличные знания на текущих опросах, то ему допускается поставить «зачет-автомат».

Студент, который не сдал зачет с первого раза, должен подготовиться и сдать его до экзаменационной сессии. Студентам, которые не сдали зачет до начала сессии, записывается в зачетную ведомость «не зачтено» и данный факт доводится до сведения деканата.


ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Номер изменения

Дата

Разделы с изменениями

Перечень и содержание откорректированных разделов рабочей программы


ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы ветеринарно-санитарной экспертизы. Основы научных исследований»:

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»__________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

Протокол междисциплинарного согласования рабочей программы

учебной дисциплины  «Современные проблемы ветеринарно-санитарной экспертизы. Основы научных исследований» с прочими дисциплинами учебного плана в 20___ /___учебном году

Программа дисциплины «Современные проблемы ветеринарно-санитарной экспертизы. Основы научных исследований» согласована:

Наименование дисциплин учебного плана

Кафедра

Предложения об изменениях в содержании материала, пропорциях, порядке изложения и т.д.

Принятое решение кафедрой, разработавшей программу

(протокол №, дата)

Зав. кафедрой ________________         Лыкасова И.А., д.в.н., профессор

Председатель комиссии _______________ Мифтахутдинов Н.Т., к.в.н., доцент

Декан факультета __________________ Сиренко С.В., к.в.н., доцент