ЭТИКА ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОГО ЭКСПЕРТА Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы для обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 «Ветеринарно-санитарная экспертиза», квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Савостина Татьяна Владимировна

 Методическое издание содержит цели, задачи и рекомендации к организации и выполнению самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Этика ветеринарно-санитарного эксперта», темы рефератов, вопросы для самоконтроля, список литературы и Интернет-ресурсов. Предназначены для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 36.03.01 «Ветеринарно-санитарная экспертиза»  (квалификация (степень) выпускника – бакалавр), профили: государственный ветеринарный надзор; производственный ветеринарно-санитарный контроль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_sr_evse_15_profili_3_pokol.docx102.59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

Т.В. Савостина

ЭТИКА ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОГО ЭКСПЕРТА

Методические рекомендации

по организации и выполнению самостоятельной работы

для  обучающихся по направлению подготовки

36.03.01 «Ветеринарно-санитарная экспертиза»,

квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Профили: Государственный ветеринарный надзор;

Производственный ветеринарно-санитарный контроль

Форма обучения – очная

Троицк 2016

УДК 619:614.253(07)

ББК 48я73

Утверждены на заседании Методической комиссии факультета ветеринарной медицины  (протокол №      от «_____»  _____________.2016 г.)

Рецензент: Т.Д. Абдыраманова, доцент кафедры  инфекционных болезней, кандидат ветеринарных наук.

Савостина Т.В. Этика ветеринарно-санитарного эксперта. Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, (квалификация (степень) выпускника – бакалавр) / Т.В. Савостина. – Троицк: ЮУрГАУ, 2016. – 32 с.

 

 Методическое издание содержит цели, задачи и рекомендации к организации и выполнению самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Этика ветеринарно-санитарного эксперта», темы рефератов, вопросы для самоконтроля, список литературы и Интернет-ресурсов. Предназначены для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 36.03.01 «Ветеринарно-санитарная экспертиза»  (квалификация (степень) выпускника – бакалавр), профили: государственный ветеринарный надзор; производственный ветеринарно-санитарный контроль

УДК 619:614.253(07)

ББК 48я73

 ©  ФГБОУ ВО  ЮУрГАУ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        

1 Объем и виды учебной работы        

2 Объем самостоятельной работы студентов по разделам дисциплины и форма отчетности        

3 Основные вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение        

4 Рекомендуемая литература        

4.1 Основная литература        

4.2 Дополнительная литература        

4.3 Программное обеспечение        

4.4 Интернет-ресурсы        

5 Темы научных докладов для выступлений на конференциях        

6 Общие методические рекомендации        

6.1 Подготовка реферата        

6.2 Подготовка доклада        

6.3 Составление конспекта        

6.4 Подготовка эссе        

6.5 Подготовка презентации        

6.6 Поиск информации в интернете        

7 Вопросы для проведения зачета        

Приложение        


Введение

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебно-методические материалы. Она является обязательным звеном процесса обучения, предусматривающим, прежде всего, индивидуальную работу обучающихся по усвоению учебной программы.

Самостоятельная работа обучающихся должна рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения их в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них умений организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы обучающихся можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебном процессе в качестве целостной системы на всех этапах их обучения в вузе.

В процессе самостоятельной работы обучающиеся в условиях систематического уменьшения прямого контакта с преподавателем выполняют определенные учебные задания. К таким заданиям относятся контрольные и курсовые работы, рефераты, эссе, доклады и т.д. При этом цель самостоятельной работы – самостоятельное получение обучающимися новых знаний. 

Учебная дисциплина «Этика ветеринарно-санитарного эксперта» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин по выбору (Б1.В.ДВ.2) подготовки бакалавров по направлению 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза.

Цель изучения дисциплины  – формирование у студентов теоретических знаний об этике и применения их в дальнейшем на практике с учётом специализации ветеринарно-санитарного эксперта.

Учебные задачи дисциплины включают:

- изучение:  знаний об этике, морали, этикете; основных категорий этики (доброта, честность, справедливость, достоинство и т.д.); связи категорий этики с профессиональными обязанностями; связи ветеринарии  с биологией, экологией, социологией, психологией, культурологией, философией и др. областями знаний; основных    этических    принципов    в    ветеринарии;  общественной деятельности в области ветеринарии.

- овладение практическими навыками: общения с владельцами животных, коллегами в ветеринарных клиниках, лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы, на перерабатывающих предприятиях, рынках в условиях различных форм собственности, при этом, аргументировано излагать свою точку зрения, находить компромисс между разными взглядами или требованиями; нравственной культуры, верности долгу и делу, которому служит каждый высококвалифицированный ветеринарный специалист; соблюдения основных этических принципов в ветеринарно-санитарной экспертизе поможет совершенствоваться в профессиональной деятельности; соблюдения преемственности и наставничестве в ветеринарно-санитарной деятельности.

1 Объем и виды учебной работы

Виды учебной нагрузки

1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

108

Аудиторные занятия

59

Лекции

18

Практические занятия

36

Самостоятельная работа

49

Контроль самостоятельной работы

5

Виды итогового контроля

Зачет

2 Объем самостоятельной работы студентов по разделам дисциплины и форма отчетности

Таблица 1 - Тематика самостоятельной работы  для студентов очной формы обучения

№ п/п

Раздел

Тема самостоятельной работы

Виды самостоятельной работы

Часы

1

Профессиональная этика в системе ветеринарной  деятельности

1.Этические понятия - мотив, стимул, цели, результаты, оценка.

Оформление реферата (с собеседованием), конспекта; подготовка

доклада (с презентацией)*

25

2. Мораль рабовладельческого общества, периода средневековья (феодализма).

3. Взаимосвязь культуры и морали. Цивилизация, культура и мораль.

4.Умение общаться с коллегами, животными и их владельцами.

5. Служебный этикет. 

2

Понятие о деонтологии. Деонтологические подходы к работе ветеринарно-санитарного эксперта

  1. Биоэтика: возникновение, структура, особенности. Принципы биоэтики: этический смысл.

24

  1. Место профессиональной этики, профессиональной деонтологии в становлении ветеринарного врача.
  1. Дефекты ветеринарной помощи.
  1. Право врача на ошибку. Отношение врача к собственным ошибкам.
  1. Клятва и этический кодекс ветеринарных специалистов.

ВСЕГО

49

Примечание - * вид самостоятельной работы на выбор студента


3 Основные вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

РАЗДЕЛ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ВЕТЕРИНАРНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема1 : Этические понятия - мотив, стимул, цели,  результаты, оценка

На самостоятельное изучение: Понятие мотив, результаты, оценка, стимул, цели. Подчеркните различие. В этике различают множество структурных элементов: мотивы, стимулы (внешние стимулы), цели, внутренние побуждения, борьбу мотивов, принятие решения, действие, результат, оценку и др. Иногда, для этического анализа поступка, преследующего цель моральной квалификации поведения, достаточно различить в его структуре следующие элементы: субъективный мотив, общественно значимый результат, внешние условия перехода мотива в результат, т. е. совершения поступка. Приведите примеры.

Форма отчетности: по выбору студента.

Алгоритм подготовки отражен в п. 6.1- 6.4

Примерные темы докладов:

  1. Структура поступка как объекта этического анализа. Мотивы и мотивация.
  2. Проблемы моральных мотивов поведения.
  3. Зависимость мотивов от потребностей в моральной деятельности.
  4. Элементы сознания, выступающие в качестве мотивов.
  5. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы.
  6. «Мнимое благодеяние» или способы рационального объяснения морального поведения.

Тема2 : Мораль рабовладельческого общества, периода средневековья     (феодализма)

На самостоятельное изучение: Понятие «средние века», феодализм, периодизация истории средних веков, характеристика этапов феодализма).

Форма отчетности: по выбору студента.

Алгоритм подготовки отражен в п. 6.1- 6.4

Примерные темы докладов:

  1. Этические аспекты моральной деятельности рабовладельческого общества.
  2. Виды феодальной ренты.
  3. Этические аспекты моральной деятельности феодализма.
  4. Происхождение морали и её социальная сущность. Нравы и нормы поведения в условиях родового строя.
  5. Этические учения Руси. Этические нормы эпохи Возрождения и раннего капитализма, периода нового времени.
  6. Этика современного общества.

Тема 3 : Взаимосвязь культуры и морали. Цивилизация, культура и мораль

На самостоятельное изучение: Мораль и культура имеют единую духовную природу, они ориентированы на общий идеал, на единые абсолютные ценности. Взаимосвязь морали и культуры образуется, прежде всего, через общность факторов их духовной детерминации, исторически часто выражающейся в единой религиозной почве.

Форма отчетности: по выбору студента.

Алгоритм подготовки отражен в п. 6.1- 6.4

Примерные темы докладов:

  1. Историческое развитие представлений о культуре. Функции культуры.
  2. Мораль и нравственность в культуре. Мораль как вид культуры.
  3. Соотношение понятий культура и цивилизация.
  4. Культура России 19 века. «Золотой век» русской культуры.
  5. Искусство глазами современной молодежи. Культура в новое время.
  6. Культура поведения. Взаимосвязь культуры и морали.
  7. Цивилизация, культура и мораль.
  8. Мораль и религия, их принципы.
  9. Понятие культурный человек, культура речи. Деликатность, такт, хорошие манеры.

Тема 4 : Умение общаться с коллегами, животными и их владельцами

На самостоятельное изучение: Учение управлять собой, уважение человека как личности. Применение следующих категорий этики: достоинство, ответственность, порядочность, правдивость.

Форма отчетности: по выбору студента.

Алгоритм подготовки отражен в п. 6.1- 6.4

Примерные темы докладов:

  1. Критерий оценки качества работы врача в клинике, хозяйстве, на предприятиях перерабатывающей промышленности.
  2. Критерий оценки качества работы ветеринарного специалиста в таможне, государственной границе, ветеринарных лабораториях, лабораториях ветсанэкспертизы.
  3. Умение общаться с коллегами.
  4. Умение общаться с животными и их владельцами.
  5. Категории этики в работе ветеринарного специалиста: достоинство, ответственность, порядочность, правдивость.

Тема 5 : Служебный этикет

На самостоятельное изучение:  Служебный этикет - поведение в офисе и на работе.

Категории этики в служебном этикете: скромность, отзывчивость, компетентность, порядочность, справедливость, обдуманность действий.

 Форма отчетности: по выбору студента.

Алгоритм подготовки отражен в п. 6.1- 6.4

Примерные темы докладов:

  1. Характеристика понятий «деловая этика» и «этикет». Нормы этикета.
  2. Особенности служебного этикета. Правила служебного этикета при приветствии и представлении.
  3. Деловая этика, этикет и культура в сфере деловых коммуникаций. Этика и этикет делового общения.
  4. Категории служебного этикета: скромность, отзывчивость, компетентность, порядочность, справедливость, обдуманность действий.

РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ О ДЕОНТОЛОГИИ. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ ВЕТЕРИНАРНОГО СПЕЦИАЛИСТОВ

Тема 1. Биоэтика: возникновение, структура, особенности.  Принципы биоэтики: этический смысл 

На самостоятельное изучение: Биоэтика как вариант "новой этики": причины возникновения, определение и специфика. Развитие биоэтики обусловлено тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных преобразований. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, ненанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.

Форма отчетности: по выбору студента.

Алгоритм подготовки отражен в п. 6.1- 6.4

Примерные темы докладов:

  1. Соотношение биоэтики, ветеринарной этики и деонтологии.
  2. Типы медицинского вмешательства в репродуктивную функцию человека. Репродуктивное здоровье, право, выбор.
  3. Биоэтическая основа прав животных. 
  4. Биоэтические проблемы аборта.
  5. Биоэтические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).
  6. Жизнь – это право или обязанность человека? Формы реализации права человека на собственную смерть: суицид, эвтаназия, хоспис.
  7. Эвтаназия: термин и понятие. Практика эвтаназии в XX веке. Виды эвтаназии.
  8. Причины, обострившие интерес к эвтаназии в XX веке.
  9. Закон и эвтаназия: Россия, зарубежный опыт.
  10. Аргументы противников и сторонников эвтаназии.
  11. Трансплантация: история, виды, востребованность, проблемы.

Тема 2. Место профессиональной этики, профессиональной деонтологии в становлении ветеринарно-санитарного эксперта

На самостоятельное изучение: Понятия профессиональной этики, деонтологии. Деонтологические подходы к работе врача ветеринарной медицины.

Форма отчетности: по выбору студента.

Алгоритм подготовки отражен в п. 6.1- 6.4

Примерные темы докладов:

  1. Роль ветеринарных специалистов в ликвидации эпизоотий.
  2. Защита людей от болезней общих для человека и животных.
  3. Задачи ветеринарных специалистов определенных Ветеринарным  Законодательством и должностными обязанностями.
  4. Роль этических категорий и моральных принципов в работе и поведении ветеринарных специалистов.
  5. Профессиональная деонтология ветеринарных специалистов Федеральной службы в ветеринарно-санитарной и фитоэкспертизе.
  6. Задачи специалистов Федеральной службы.
  7. Деонтологические требования к профилактике болезней животных.
  8. Деонтологические требования к диагностике и лечению.
  9. Борьба с зооантропонозами и токсикоинфекциями.

Тема 3. Дефекты ветеринарной помощи 

На самостоятельное изучение: понятие и характеристика дефектов ветеринарной помощи: умышленное преступление, преступление по неосторожности, врачебная ошибка, несчастный случай, проступок.

Форма отчетности: по выбору студента.

Алгоритм подготовки отражен в п. 6.1- 6.4

Примерные темы докладов:

  1. Уголовные преступления ветеринарных специалистов.
  2. Умышленные профессиональные преступления ветеринарных специалистов.
  3. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ).
  4. Служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
  5. Преступления ветеринарных специалистов, совершенные по неосторожности (ст. 26 УК РФ).
  6. Юридические аспекты ответственности ветеринарного специалиста за совершение врачебной ошибки.

Тема 4. Право врача на ошибку. Отношение врача к собственным ошибкам

На самостоятельное изучение: Понятие ошибка и несчастные случаи. Классификация врачебных ошибок. Ошибки в антибиотикотерапии.

Форма отчетности: по выбору студента.

Алгоритм подготовки отражен в п. 6.1- 6.4

Примерные темы докладов:

  1. Нравственно-этический смысл понятия «врачебная ошибка» по Пирогову.
  2. Проблема соотношения врачебной ошибки и ответственности врача по И.В. Давыдовскому.
  3. Ошибки и несчастные случаи.
  4. Профессиональные ошибки и преступления.
  5. Пути предупреждения врачебных ошибок.

Тема 5.  Клятва и этический кодекс ветеринарных специалистов

На самостоятельное изучение: примеры клятв ветеринарных специалистов. История возникновения и суть этического кодекса ветеринарных специалистов.

Форма отчетности: по выбору студента.

Алгоритм подготовки отражен в п. 6.1- 6.4.

Примерные темы докладов:

  1. История создания этического кодекса ветеринарных специалистов.
  2. Структура кодекса ветеринарных специалистов.
  3. Общие положения (ветеринарный специалист и общество) кодекса.
  4. Отношения ветеринарного специалиста к животным, как одна из основных частей кодекса.
  5. Отношения с коллегами.
  6. Пределы действия этического кодекса, порядок его пересмотра и ответственность за его нарушения 

4 Рекомендуемая литература

4.1 Основная литература

  1. Профессиональная этика и деонтология ветеринарной медицины [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. А. Стекольников [и др.]. – Санкт-Петербург : Лань, 2015. — 448 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=64340; (дата обращения: 18.01.2016).

4.2 Дополнительная литература

  1. Лопатин, П. В. Биоэтика : учебник / П. В. Лопатин, О. В.  Карташова. – 4-е изд. – Москва : Гэотар-Медиа, 2010. – 272 с. 
  2. Профессиональная этика врача ветеринарной медицины : учеб. пособие / под ред. И. С. Панько. – Санкт-Петербург : Лань, 2004. – 288 с.
  3. Корсан, Д. Ж. Деонтология. Прием в ветеринарной клинике / Д. Ж. Корсан, А. Р. Маккей. – Москва : Аквариум, 2002. – 224 с.
  4. Балашов, Л. Е. Этика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Е. Балашов. – Москва, 2003. – 137 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3004696/; (дата обращения: 18.01.2016).
  5. Хрусталёв, Ю. М.  Основы биоэтики [Электронный ресурс]: учебно-практический курс / Ю. М. Хрусталев. − Режим доступа:  http://wpf-unesco.org/rus/univer/khr/khrust.htm; (дата обращения: 18.01.2016).
  6. О ветеринарии [Электронный ресурс] : федер. закон от 14.05.93 № 4979-1. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10108225/; (дата обращения: 18.01.2016).

4.3 Программное обеспечение

Контролирующая компьютерная программа МiTest для итогового контроля знаний студентов (тестирования) по всем разделам изучаемой дисциплины.

4.4 Интернет-ресурсы

  1. Биоэтика для вузов [Электронный ресурс] // Центр защиты прав животных «Вита» : сайт. – 2003-2015. − Режим доступа: http://www.vita.org.ru/educat/vuzamishkol.htm; (дата обращения: 15.01.2016).
  2. Этика: мораль, философия, религия [Электронный ресурс] : сайт. – 2004-2016. − Режим доступа: http://ethicscenter.ru/; (дата обращения: 15.01.2016).
  3. Pro-psixology.ru=Сайт о психологии [Электронный ресурс] : сайт. –Режим доступа: https://pro-psixology.ru/; (дата обращения: 15.01.2016).
  4. Мирошниченко, А. Вербальная и невербальная коммуникация [Электронный ресурс] // Школа эффективного текста «Медиа». − Режим доступа: http://www.aka-media.ru/inside/137/; (дата обращения: 15.01.2016).
  5. Профессиональная этика ветеринарного врача [Электронный ресурс] // Портал ветеринара : сайт. − Режим доступа: http://effect3.ru/ethics-veterinary-physician.html; (дата обращения: 15.01.2016).
  6. Врачебная этика [Электронный ресурс] // Медицинская энциклопедия : сайт. − Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/etika/; (дата обращения: 15.01.2016).
  7. Ветеринария: этика ветеринарного врача [Электронный ресурс] // Ветеринарный сайт : сайт. – 2013-2015. − Режим доступа: http://vetsait.com/veterinariya-etika-veterinarnogo-vracha/; (дата обращения: 15.01.2016).
  8. Этика в ветеринарной медицине [Электронный ресурс] // Мастервет – ветеринарная помощь : сайт. – 2000-2010. − Режим доступа: http://www.mastervet.ru/about; (дата обращения: 15.01.2016).
  9. Авторитет руководителя [Электронный ресурс] // Психологос. Энциклопедия практической психологии : сайт. – 2009-2016. − Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/avtoritet_rukovoditelya; (дата обращения: 15.01.2016).
  10. Авторитет [Электронный ресурс] // Управление персоналом : словарь-справочник. – 2001-2016. – Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal1-05.htm; (дата обращения: 15.01.2016).
  11. Статьи [Электронный ресурс] // Ветеринар.ru. : сайт / гл. ред. Болдырева Е. М. – 2002- . − Режим доступа: http://www.veterinar.ru/articles/; (дата обращения: 15.01.2016).
  12. Ветеринария: [учебники, учебные пособия, рефераты и др.] [Электронный ресурс] // Всё для студента : сайт. − Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/medicine/veterinary/?-show=%20downloads; (дата обращения: 15.01.2016).
  13. База данных всех отраслей ветеринарии [Электронный ресурс] // Ветеринарная медицина : сайт. – 2004-2015. − Режим доступа: http://www.allvet.ru/knowledge_base/; (дата обращения: 15.01.2016).
  14. Энциклопедия болезней животных [Электронный ресурс] // Ветеринарная энциклопедия : сайт. – 2006- . − Режим доступа: http://www.webvet.ru/disease/; (дата обращения: 15.01.2016).
  15. База данных «Ветеринарное законодательство» [Электронный ресурс] // АгроЗоо : сайт. – 2015. − Режим доступа: http://agrozoo.ru/base_gvc/vetzac/start.html; (дата обращения: 15.01.2016).
  16. Ветеринария [Электронный ресурс] : сайт журнала. – 2009- . − Режим доступа: http://journalveterinariya.ru/; (дата обращения: 15.01.2016).
  17. . Ветеринария сельскохозяйственных животных [Электронный ресурс] : журнал // Издательский дом «Панорама» : сайт. − Режим доступа: http://panor.ru/magazines/veterinariya-selskokhozyaystvennykh-zhivotnykh.html; (дата обращения: 15.01.2016).
  18. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс] : информ.-аналит. портал. – 2000-2015. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp; (дата обращения: 15.01.2016).
  19. Общероссийский классификатор стандартов [Электронный ресурс] // Complexdoc : сайт. – 2014. − Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/norms/oks/; (дата обращения: 15.01.2016).
  20. ФГБУ «Центр ветеринарии» [Электронный ресурс] : офиц. интернет-портал. − Режим доступа: http://vet-center.ru/; (дата обращения: 15.01.2016).
  21. Федеральная служба по фитосанитарному и ветеринарному контролю (Россельхознадзор) : офиц. сайт. − 2007-2016. – Режим доступа: http://www.fsvps.ru/; (дата обращения: 15.01.2016).
  22. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: информационно-аналитический портал. – 2000-2015. – Режим доступа: http://elibrary.ru/; (дата обращения: 21.10.2015).

5 Темы научных докладов для выступлений на конференциях

Для повышения количества баллов по учебной дисциплине, студентам предлагается участвовать в творческом рейтинге. Для этого необходимо выступить с докладом на  конференции (курсовой, вузовской), написать публикацию в сборник для студенческих научных работ, участвовать в работе кружка СНО.

Темы докладов (примерные):

  1. Развитие ветеринарии в древнем мире.
  2. Развитие ветеринарии в Европе, Азии, России, в области войска Донского, земская, военная ветеринария.
  3. Развитие учебных ветеринарных институтов, их роль в становлении ветеринарного врача: Санкт-Петербургский, Московский, ветеринарные институты. Варшавский (Новочеркасский, Донской) ветеринарные институты; Нижне-Новгородский, Харьковский, казанский, Омский, Саратовский, Воронежский, Ставропольский, Белгородский, Пермский, Новосибирский, Кубанский и др. ветеринарные институты и академии.
  4. Функции морали: регулятивная, оценочная, ориентирующая, коммуникативная, идеологическая, мировоззренческая. Свойство морали как специфической формы общественных отношений. Нравственная культура личности.
  5. Место профессиональной этики, профессиональной деонтологии в становлении ветеринарного врача.
  6. Роль ветеринарных врачей в ликвидации эпизоотий. Защита людей от болезней общих для человека и животных.
  7. Скромность. Отзывчивость. Компетентность. Порядочность. Справедливость. Обдуманность действий.
  8. Основные символы ветеринарной службы, государственной, таможенной, пограничной. Их отличие.
  9. Основные принципы милосердия, благопристойности, внешний вид, манеры, компитентность, учтивость, надежность, общительность, знание, доступность, доверие к действию врача.
  10. Мораль и этика в медицине: от Гиппократа до наших дней.
  11. Соотношение биоэтики, ветеринарной этики и деонтологии.
  12. Ветеринарная, медицинская тайна: история, этический и правовой аспекты.
  13. Типы медицинского вмешательства в репродуктивную функцию человека. Репродуктивное здоровье, право, выбор.
  14. Биоэтические проблемы аборта.
  15. Биоэтические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).
  16. Эвтаназия: термин и понятие. Практика эвтаназии в XX веке. Виды эвтаназии.
  17. Причины, обострившие интерес к эвтаназии в XX веке.
  18. Медицинская, ветеринарная этика и эвтаназия.
  19. Закон и эвтаназия: Россия, зарубежный опыт.
  20. Аргументы противников и сторонников эвтаназии.
  21. Трансплантация: история, виды, востребованность, проблемы.
  22. Особенности этического статуса донора и реципиента.
  23. Правовая регламентация пересадки органов. Презумпции «согласия» и «несогласия».
  24. Экономический аспект органной трансплантации. Проблема криминализации в трансплантологии.
  25. Психологические феномены органной трансплантации. Религия и трансплантация.
  26. Специфика психиатрической помощи: степень компетентности пациента, добровольность и принуждение.
  27. Дефекты ветеринарной помощи: умышленное преступление, преступление по неосторожности, врачебная ошибка, несчастный случай, проступок.
  28. Формы юридической ответственности ветеринарного персонала.
  29. Материальный и моральный вред в ветеринарии. Возмещение вреда.
  30. Эксперименты в медицине: востребованность, виды. Этико-правовой контроль экспериментов на человеке: Нюрнбергский кодекс /1947г./, Хельсинско-Токийская декларация /1964-1975гг./.
  31. Лабораторный эксперимент. Полемика «вивисекционистов» и «антививисекционистов». Этический аспект отношения к лабораторным животным.
  32. Этические вопросы генных технологий и терапии стволовыми клетками.
  33. Биоэтические проблемы клонирования человека: аргументы «за» и «против».
  34. Биоэтика и фармация.

Студенты могут предлагать свои темы для докладов.

6 Общие методические рекомендации

6.1 Подготовка реферата

Разновидность реферата, который задаётся студентам, представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Обычно сдача рефератов является формой зачета. Однако некоторые преподаватели практикуют подготовку и чтение в группе студенческих рефератов и докладов в ходе учебного семестра. Реферат — наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше всего требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.

Оценивая студенческий реферат, преподаватель обращает внимание на ваше умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через 1,5 интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Придерживаться заданной темы, не сворачивая в сторону и не добавляя «воды», при отсутствии опыта достаточно трудно. Это требует дисциплины ума и развитости логического мышления. Необходимо видеть границу между необходимым и лишним, ненужным.

Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Наконец, очень важно, быть может, даже важнее всего, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего научного работника умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст.

Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Оно напоминает строение школьного сочинения. Начинается реферат с титульного листа, образец оформления которого приведен в приложении А. Далее следует оглавление, соответствующее плану. Оглавление — это и есть план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три привычные части: введение, основную часть и заключение. Во введении вы должны обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

6.2 Подготовка доклада

Доклад — это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сообщения. Обычно доклад задается студенту в ходе текущей учебной деятельности, чтобы он выступил с ним устно на одном из семинарских или практических занятий. На подготовку отводится достаточно много времени (от недели и более). Как правило, текст доклада оформляется также, как и текст реферата, снабжается аналогичным титульным листом и планом и сдается преподавателю после устного выступления.

Конечно, поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст должен быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Устное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, то есть быть интересно для аудитории подано.

Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления. Преподаватель обычно заранее сообщает, сколько времени отводится каждому докладчику. Уложиться в регламент очень важно, так как у некоторых преподавателей этот момент даже выходит на первое место среди критериев оценки доклада. В противном случае вас прервут, вы не успеете сказать всего, что рассчитывали, причем, вероятно, самого главного, поскольку обычно в конце доклада делаются выводы. От этого, сами понимаете, качество выступления станет намного ниже и произведенное вами впечатление, как и полученная оценка, оставят желать лучшего.

Поэтому не меньшее внимание, чем написанию самого доклада, следует уделить отработке его чтения. Написав черновой вариант, попробуйте прочесть его самому себе или кому-то из родных и друзей вслух. При этом читать нужно не торопясь, но и без излишней медлительности, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух. Дело в том, что волнение во время чтения доклада перед аудиторией помешает вам все время контролировать темп своей речи, и она все равно самопроизвольно приобретет обычно свойственный вам темп, с той лишь разницей, что будет несколько более быстрой из-за волнения. Так что если ваш текст окажется невозможно прочитать за установленное регламентом время, не стоит делать вывод, что читать нужно вдвое быстрее. Лучше просто пересмотреть доклад и постараться сократить в нем не самое главное, избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов — там, где без них можно обойтись. Сделав первоначальные сокращения, перечитайте текст снова. Если опять не удается уложиться в регламент, значит, нужно что-то радикально менять в структуре текста: сократить смысловую разбежку во вводной части (сделать так, чтобы она быстрее подводила к главному), сжать основную часть, в заключительной части убрать все, кроме выводов, которые следует пронумеровать и изложить тезисно, сделав их максимально четкими и краткими. Идите в этом направлении до тех пор, пока не получится текст, который вы сможете без усилий прочесть, оставаясь в рамках регламента.

Очень важен и другой момент. Не пытайтесь выступить экспромтом или полуэкспромтом, не отступайте в момент выступления слишком далеко от подготовленного текста. Это может закончиться плачевно: даже если у вас хорошие ораторские способности, можно потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента. Некоторым студентам, которые хорошо владеют собой и обладают высокой культурой мышления и речи, следует использовать конспективный, или тезисный, способ разработки чернового текста (разумеется, если текст не нужно будет потом оформлять и сдавать преподавателю). В этом случае вы можете записать только основные идеи выступления, а также выстроить на бумаге общую схему логического развития своих мыслей, то есть разработать то, что называется логическим конспектом. Разумеется, делать это нужно только тогда, когда вы уверены, что сумеете таким конспектом воспользоваться. А уверенность приобретается на опыте. Так что тем, кто делает доклад в первый или второй раз в жизни, мы не советуем идти этим путем. Лучше написать текст полностью, как положено. Но вот опытным докладчикам, на счету которых уже есть несколько удачных выступлений подобного рода, можно попробовать таким образом облегчить себе работу.

В принципе, доклад, будучи устной формой сообщения, обладает определенными возможностями в плане проявления с вашей стороны чувства юмора, нетривиальности подачи информации, литературных дарований. Чтобы аудитория не уставала вас слушать (особенно если доклад будет длинным), попытайтесь предпринять некоторые шаги специально в этом направлении. Перемежайте сложные идеи, требующие напряженного внимания, шутками из разряда «научных» или забавными притчами, высвечивающими по-своему смысл сказанного вами ранее. Конечно, это следует делать только в том случае, если позволяет регламент.

Иногда доклады, сдаваемые в письменном виде, играют роль зачетных работ, как и рефераты. Тогда, как правило, у преподавателя, практикующего такую форму отчетности, есть заранее подготовленный список тем, которые предлагаются студентам для подготовки доклада или реферата. Выбирая тему, следует внимательно просмотреть список и выбрать несколько наиболее интересных и предпочтительных для вас тем. Необходимо учитывать и то, для каких тем у вас дома есть научная литература или даже готовые наработки, идеи, соображения. Потом из нескольких тем нужно выбрать одну самую предпочтительную.

При подготовке доклада, в отличие от других форм студенческих работ, достаточно часто используется метод коллективного творчества. Одну и ту же тему преподаватель может дать сразу нескольким (двум — трем) студентам одной и той же группы. Стратегия сотрудничества может быть разной. Например, вы можете каждый подготовить по докладу в порядке соревнования, а группа будет оценивать и выбирать лучшего докладчика. Достаточно часто используется метод докладчика и оппонента. В этом случае по одной и той же теме назначается основной докладчик и содокладчик, играющий роль оппонента. Основной докладчик выступает первым, содокладчик вслед за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценкой его выступления. Можно подготовить два доклада с противоположных точек зрения и устроить дискуссию, например, на занятии по философии — между материалистом и идеалистом.

После выступления докладчик и содокладчик, если он имеется, должны ответить на вопросы слушателей. Для того, чтобы ответы получились четкими и продуманными, лучше сначала записать вопросы в том порядке, в котором их задают, а затем, немного подготовившись в течение нескольких минут, ответить сразу на все.

6.3 Составление конспекта

Конспект - это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

В конспект  включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

- смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

• проанализировать   содержание   каждого   фрагмента  текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

• выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

• записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Правила составления конспекта:

1. Определите цель составления конспекта.

2.Запишите название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.

3.Осмыслите основное содержание текста, дважды прочитав его. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

Для составления конспекта составьте план текста - основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Оформление конспекта

Конспектируя, оставьте место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

Применяйте определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

Соблюдайте правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом -подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным -подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется подчеркивание.

6.4 Подготовка презентации

Презентация обычно состоит из нескольких слайдов. Каждый слайд может быть оформлен по-разному. Слайд, созданный по умолчанию, состоит из двух заголовков – Заголовок слайда и Подзаголовок слайда. Обратите внимание, что названия слайда размещаются внутри специальных прямоугольников – областей создания надписи. Вы можете увеличить их, перемещая угловые маркеры точно так же, как делали это, работая с графическими объектами текстового редактора Word.

Ввести текст в презентацию можно, щелкнув внутри прямоугольника. Вы можете изменить шрифт или цвет введенного текста, используя панель инструментов Форматирование. Кроме этого, доступны и другие элементы форматирования: вы можете создать нумерованный или маркированный список в слайде, добавить таблицу, построить диаграмму с использованием функции Microsoft Graph. Для каждой из этих возможностей предусмотрена специальная кнопка на панели инструментов PowerPoint.

Добавить в презентацию новый слайд можно, выполнив команду Вставка → Создать слайд. Если же вы хотите создать слайд точно такой же структуры, как предыдущий, используйте команду Вставка → Дублировать слайд.

Добавить дополнительную надпись можно, выполнив команду Вставка → Надпись. Далее следует отметить то место на слайде, внутри которого будет помещена надпись, после чего можно вводить ее текст.

Слайды в PowerPoint могут быть оформлены очень разнообразно. Например, вы можете раскрасить слайд разными цветами. Для этого нужно изменить цвет фона. Выполните команду Формат → Фон и, выбрав в раскрывающемся списке пункт Другие цвета, самостоятельно задайте цвет для вашего слайда. Если вас не устраивает однотонное оформление фона, выберите пункт Способы заливки. В результате вы получите целый набор возможных оформлений слайдов.

Для оформления слайдов можно также воспользоваться коллекцией шаблонов PowerPoint. Для этого выполните команду Формат → Оформление слайда. В правой части окна PowerPoint появится панель задач Дизайн слайда. Здесь вы можете выбрать необходимый шаблон, нажав на стрелочку

Если в вашей работе встречаются диаграммы или схемы, обязательно вставьте их в презентацию. PowerPoint поддерживает возможность вставки объектов, созданных в других приложениях Microsoft Office. Выполните команду Вставка → Объект и укажите нужный тип объекта. Например, вы можете выбрать Диаграмма Microsoft Excel и вставить диаграмму в презентацию. Для вставки графического файла (например, иллюстрации или схемы) следует выполнить команду Вставка → Рисунок → Из файла и в появившемся окне Добавление рисунка указать имя нужного файла. Вставив рисунок (или диаграмму), вы можете подогнать его размеры, переместив угловые маркеры рисунка так, чтобы он был нужным образом расположен на слайде.

Слайды, созданные в PowerPoint, могут иметь разную разметку. Разметка слайда – это способ размещения элементов на нем. Слайд, созданный по умолчанию, – это самый простой вариант. Изменить разметку можно, выполнив команду Формат → Разметка слайда. В правой части окна PowerPoint появится область задач Разметка слайда, в которой вы можете выбрать нужный вам вариант.

Слайды презентации можно дополнить своими заметками. Эта возможность очень удобна для подготовки выступления. В заметке можно разместить основные тезисы своего доклада, а во время презентации вы сможете вспомнить нужное, если вдруг что-то забыли. Перейти в режим ввода заметок можно, выполнив команду Вид → Страницы заметок. В нижней части экрана будут расположены поля для ввода заметок.

Некоторые элементы презентации можно заставить двигаться, что значительно увеличит зрелищность презентации. Для этого необходимо добавить анимационные эффекты к элементам слайдов. Выполните команду Показ слайдов → Настройка анимации. Выделите элемент слайда (например, заголовок) и нажмите кнопку Добавить эффект, после чего выберите нужный эффект. Обратите внимание: в области задач выделенный вами элемент появился в списке эффектов анимации. Среди дополнительных параметров настройки анимации вы можете задать скорость воспроизведения, способ запуска эффекта (доступен в поле Начало), а также в некоторых случаях – направление, путь и ряд других параметров.

Нажмите кнопку Просмотр, и вы увидите, как ваш слайд будет выглядеть при демонстрации презентации. Обратите внимание, что в области задач появляется временная шкала, демонстрирующая ход выполнения презентации.

Анимационные эффекты, примененные к презентации, могут иногда слишком замедлять показ слайдов. В этом случае необходимо осуществить их настройку относительно времени. После добавления анимационных эффектов их список будет размещен в области задач Настройка анимации. Выделив добавленный эффект, можно настроить время его показа. Сделать это можно, уменьшив прямоугольник, который отображает продолжительность действия эффекта. Доступ к дополнительным параметрам настройки анимации открывается при выборе пункта Параметры эффектов из раскрывающегося списка определенного эффекта на панели задач.

В открывшемся окне вы можете добавить звуковые эффекты, которые будут сопровождать анимацию слайда. Дополнительные настройки времени показа слайдов доступны на вкладке Время. В области задач Настройка анимации все элементы презентации размещаются в таком порядке, в каком они будут появляться при просмотре. Для изменения порядка отображения элементов воспользуйтесь кнопками со стрелочками, расположенными в области Порядок.

Кроме анимации отдельных элементов слайда, вы можете использовать анимацию всех слайдов. Для этого выполните команду Показ слайдов → Эффекты анимации. Появится область задач Дизайн слайда, в которой представлен список анимационных эффектов для слайдов, разделенный на три группы: Простой, Средний и Сложный.

Анимационные эффекты, применяемые при смене слайдов, можно задать, выполнив команду Показ слайдов → Смена слайдов. В появившейся области задач вы можете выбрать нужные эффекты, настроить скорость перехода, звук, а также способ смены слайдов.

После оформления всех слайдов просмотрите, как будет выглядеть ваша презентация.

Демонстрируется презентация в режиме показа слайдов. Выполните команду Показ слайдов → Начать показ или нажмите клавишу F5. На экране начнут появляться слайды.

Кроме этого, в нижней части экрана просмотра слайдов будут размещены управляющие кнопки – они позволяют просмотреть следующий и предыдущий слайд. Здесь также расположена кнопка, раскрывающая меню, с помощью которого можно будет управлять порядком показа слайдов, то есть выбирать, какой из слайдов будет отображен следующим.

Управление показом слайдов стандартными методами реализуется не всегда удобно. Исправить эту ошибку можно, если использовать меню управления показа, которое размещено в левом нижнем углу экрана. С его помощью можно перейти к произвольному слайду презентации, пропуская остальные, а также завершить показ. Воспользовавшись пунктом Заметки докладчика, можно отобразить окно с созданными ранее заметками слайдов.

Если вы хотите изменить порядок следования слайдов в презентации – перейдите в режим сортировщика слайдов (Вид → Сортировщик слайдов). В этом режиме будут размещены уменьшенные копии всех слайдов. Изменить порядок их следования очень просто – достаточно перетащить слайд мышью на нужное место. Вернуться в обычный режим можно, выполнив команду Вид → Обычный.

Для создания в презентации более удобного способа управления просмотром можно воспользоваться управляющими кнопками. Несколько кнопок выполняют стандартные действия, а есть такие, работу которых пользователь может настроить самостоятельно. Выполните команду Показ слайдов → Управляющие кнопки и выделите нужную кнопку, например Назад. Пометьте на слайде место, где она будет размещена. В появившемся окне Настройка действия можно задать параметры добавленной кнопки. В раскрывающемся списке поля Перейти по гиперссылке необходимо указать слайд, к которому будет осуществляться переход. В поле Звук можно настроить звуковое сопровождение. Указанные действия будут выполняться после щелчка на кнопке. Аналогично можно настроить действия, выполняемые по наведению указателя мыши. Для этого надо перейти на соответствующую вкладку.

Переход от одного слайда к другому осуществляется щелчком кнопкой мыши. Настроить время перехода можно командой Показ слайдов → Настройка времени.

В результате будет запущен показ слайдов, в окне которого откроется меню Репетиция. Кнопка таймера показывает отсчет времени. Переход к следующему слайду осуществляется нажатием кнопки Далее. Остановить просмотр можно, нажав кнопку Пауза.

Изменить стандартный порядок показа слайдов можно, настроив его как произвольный. Выполните команду Показ слайдов → Произвольный показ. В этом окне будет отображен список всех созданных показов.

В окне Задание произвольного показа можно настроить порядок просмотра слайдов. Для его отображения нажмите кнопку Создать в окне Произвольный показ. Для добавления слайдов необходимо выбрать название в левом списке и, воспользовавшись кнопкой Добавить, перенести в правый список названия слайдов. Используя кнопки Вверх и Вниз, можно управлять порядком следования слайдов в созданном произвольном показе. После создания произвольного показа не забудьте нажать кнопку Показать для просмотра.

Произвольный показ используется в том случае, если вы создали слишком длинную презентацию и не уверены, что слушатели вашего доклада позволят вам показать сразу все. В этом случае можно поместить в презентацию только основные слайды, и если вас ограничат во времени доклада, вы сможете представить созданный вами краткий произвольный показ.

Задать общие настройки презентации можно, выполнив команду Показ слайдов → Настройка презентации.

В появившемся окне вы можете задать основные настройки показа презентации. Например, в области Слайды выбирают показ всех слайдов, слайдов только определенного диапазона либо сохраненных в виде произвольного показа. Смену слайдов также настраивают в этом окне. Возможные варианты: вручную и по времени. Дополнительные настройки возможны в областях Показ слайдов и Параметры показа.

6.5 Поиск информации в интернете

В первую очередь определимся со средствами поиска информации в Интернете. По принципу организации и использования их можно разделить на поисковые каталоги (справочники, директории) и поисковые машины.

Каталоги веб-страниц. Поисковые каталоги напоминают систематические каталоги обычных библиотек. Каталоги – это электронные справочники, в которых собраны списки адресов интернет-страниц, сгруппированные по определенным признакам, чаще всего – по тематике. Обычно каталоги веб-страниц бывают многоуровневыми, каждая тема в них разбивается на несколько тем более частного характера. Верхний уровень представляет собой общую категорию, например «бизнес», «наука», «искусство», а элементы самого низкого уровня – это ссылки на отдельные страницы и серверы вместе с кратким описанием их содержимого.

Процедура поиска нужного сайта в каталогах состоит в последовательном переходе от одного уровня к другому. Таким образом, последовательно уточняя тематику поиска, можно, продвигаясь по каталогу, дойти до самых нижних ступеней иерархии и получить, наконец, нужный список сайтов. Каталоги чаще всего используются в тех случаях, когда необходимо получить набор сайтов по какой-то определенной проблеме. В каталогах отображены самые популярные ресурсы, относящиеся к одной теме, которые, кроме всего прочего, отсортированы в порядке значимости.

Наиболее популярными и серьезными каталогами считаются следующие: www.mail.ru (list.mail.ru), каталог поисковой системы «Яндекс» (yaca.Яндекс. ru), weblist.ru, www.vsego.ru, www.myweb.ru. Среди англоязычных ресурсов наиболее популярным является каталог Yahoo! (www.yahoo.com). Самым авторитетным в мире каталогом веб-страниц признан открытый каталог dmoz.org.

Главное преимущество поисковых каталогов заключается в том, что информация в них хранится упорядоченно, в соответствии с элементарной логикой.

Однако у поисковых каталогов существует множество недостатков. Например, в них могут отсутствовать некоторые ссылки: из-за того, что редакторы создают каталоги вручную, количество ссылок в них ограничено, более того, самые интересные из них могут не попадать в каталог, так как редакторы физически не успевают их вносить. Как результат – обновление происходит медленно.

Неоднозначность структуры – это еще один явный минус каталожной организации информации (хотя отчасти он нейтрализуется тем, что в каждом крупном каталоге существует своя система поиска).

Поисковые машины. Если вам необходимо получить подборку материалов по более конкретной и специальной информации, лучше воспользоваться поисковыми машинами. Поисковая машина – это комплекс специальных программ для поиска в Сети. Они лишены недостатков, присущих каталогам, и работают немного по-другому. Поиск с помощью поисковых машин происходит намного быстрее, кроме того, такие системы могут искать среди гораздо большего количества сайтов – область поиска в этом случае практически неограниченна.

Принцип действия поисковых машин заключается в постоянном последовательном исследовании всех веб-страниц. Из-за необходимости постоянного обновления информации время от времени машины возвращаются к просмотренным ранее сайтам, чтобы найти и зарегистрировать возникшие там изменения. Вся прочитанная информация индексируется, то есть создается специализированная база данных, в которой сохраяются просмотренные поисковиком веб-страницы. Там и осуществляется поиск. Эту базу данных наполняют специальные программы-роботы, которые, просматривая сайты, обращают внимание на некоторые дополнительные элементы. Например, на частоту употребления слова на странице, на его выделение, а также количество ссылок на данный документ на других сайтах. Поисковые машины проводят поиск по заданному пользователем поисковому запросу – специальной фразе или набору слов, которые выражают суть того, что нужно найти.

Кроме этого, с каждой веб-страницей связан набор ключевых слов. Эти слова лучше всего описывают ее содержимое. При поиске информации поисковые машины в первую очередь анализируют их совпадение со словами из поискового запроса.

Таким образом, поиск с помощью поисковых машин состоит в просмотре базы данных веб-страниц и розыске тех из них, которые соответствуют запросу.

Интерфейс всех поисковых систем построен примерно одинаково. Пользователю предлагается ввести запрос в специальное поле, а затем запустить поиск щелчком на кнопке Найти или Поиск. Система произведет поиск и выдаст результаты в окне браузера. Однако, несмотря на общие принципы работы и похожий интерфейс, поисковые машины отличаются между собой целым рядом параметров. Среди них – релевантность результатов, величина и частота обновления баз данных, скорость выдачи результатов и удобство работы.

Наряду с этим существуют и другие различия – языки запроса, зоны поиска, глубина поиска внутри документов, методы определения приоритетов, поэтому применение разных поисковых машин дает различные результаты.

Наиболее популярными поисковыми машинами являются следующие: www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.com, www.aport.ru, www.mail.ru, www.alltheweb.com, www.yahoo.com, www.lycos.com.

За время существования поисковых машин выработался определенный стандарт предоставления пользователю страницы с результатами поиска. Поэтому, разобравшись в форме выдачи результатов хотя бы одной поисковой машины, можно уверенно пользоваться остальными.

Страница с результатами поиска, полученными с помощью поисковой машины, содержит следующие элементы:

• заголовок найденной страницы;

• цитату из текста страницы, по которой видно, в каком контексте используются слова поискового запроса; искомые слова в цитате, как правило, выделены полужирным шрифтом или отличаются по цвету от основного текста;

• полный адрес страницы;

• размер страницы, дату последнего изменения.

В некоторых случаях в списке ссылок доступна возможность просмотра похожих документов. Отдельные поисковики анализируют содержание найденных по запросу страниц и группируют их по своим особым, внутренним критериям. Например, по близости словарей страниц, по одинаковым заголовкам, по совпадениям фраз, по количеству синонимов.

Кроме того, в некоторых случаях в результатах поиска можно увидеть рубрику веб-каталога, к которой относится найденный сайт (если последний участвует в каталоге или рейтинге).

Построение поискового запроса. Поисковая машина генерирует список документов, релевантных запросу пользователя. Если запрос не выражает то, что нужно найти, – соответственно, результаты поиска будут не те, которых вы ожидали.

Поэтому для эффективного поиска, в первую очередь, необходимо правильно сформулировать поисковый запрос. Его составляют так, чтобы область поиска была максимально конкретизирована и сужена. В запрос следует включать несколько ключевых слов, наиболее полно раскрывающих суть предмета, информацию о котором вы ищете.

Если в результате вы получите наиболее релевантные ссылки в верхней части списка, то можно считать, что поиск был произведен успешно.

При поступлении запроса от пользователя поисковая машина просматривает всю проиндексированную информацию и выдает соответствующий список документов. Поисковые механизмы на первом месте располагают документы, которые содержат максимум слов из вашего запроса. Найденные ссылки сортируются в зависимости от месторасположения ключевых слов (в заголовке, в начале текста, в первых параграфах) и частоты их появления. Таким образом, в верхней части списка, полученного с помощью поисковой машины, размещены ссылки на сайты, в которых искомые слова встречаются чаще всего. Поэтому основная задача пользователя во время поиска в Интернете – получить список ссылок, которые максимально соответствуют поисковому запросу.

Чрезвычайно важно при поиске информации в Интернете – как можно больше сузить область поиска. Найти нужные сайты возможно только в том случае, если пользователь сумел подобрать в поисковом запросе именно те слова, которые действительно несут основную смысловую нагрузку.

Например, набрав запрос реферат на тему Финансовый анализ в Excel, вы получите всего несколько ссылок, в которых представлена совсем не та информация, которую вы ищете. Дело в том, что поисковая система будет искать страницы, в которых встречаются все эти слова—и слово «реферат», и «на тему», и «финансовый анализ в Excel». Причем, учитывая особенности построения поисковых запросов, последняя фраза будет искаться в точности так, как она была сформулирована. Запрос финансовый анализ в Excel предоставит вам несколько другие результаты.

Не стоит винить поисковую машину в том, что она не нашла нужную информацию – она всего лишь ответила на ваш запрос. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Каков запрос – таков ответ».

В идеале процесс поиска должен выглядеть примерно так. Сначала лучше сформулировать общий запрос и получить результат, в котором следует выделить описания более-менее подходящих ссылок. Затем необходимо добавить к запросу общие ключевые слова, которые есть в описании нужных веб-страниц, и повторить процесс. Если вы все делаете правильно, то каждый запрос должен приближать вас к нужной информации. Вы должны выступать в виде своеобразной обратной связи, с каждым шагом уменьшая несоответствие между необходимой вам информацией и тем, что выдает поисковая система.

У каждой поисковой машины своя уникальная методика поиска, от эффективности которой зависит результативность поисковика, то есть релевантность полученного списка ссылок, и как результат – успех на рынке поисковых машин. Механизм поиска не только хранится в секрете, но и регулярно меняется.

В настоящее время поисковые механизмы ищут документы не только по строгому соответствию введенному запросу. Все поисковые машины, которые работают с русскоязычным текстом, умеют проводить морфологический поиск. Это означает, что программа будет искать формы слов, включенных в поисковый запрос, а также их синонимы. То есть поиск будет касаться не только определенного падежа или числа, но и всей парадигмы слова.

Сегодня многие поисковые машины используют технологии полнотекстового поиска. Этот способ отличается прежде всего тем, что поиск документов в этом случае не зависит от наличия словаря синонимов и форм использованных в запросе слов и позволяет находить документы в тех случаях, когда смысл слова меняется в зависимости от контекста. Второе важное отличие полнотекстовых систем – они работают со всем текстом документа, а не только с ключевыми словами.

Метапоиск. Одно из правил успешного поиска состоит в использовании нескольких поисковых машин. Причина, по которой следует так поступать, очевидна: все поисковые машины применяют разные алгоритмы поиска с разной скоростью, и страница, которая найдется при помощи одного поисковика, может остаться вне поля зрения другой системы – либо программа до нее еще не добралась, либо посчитала сайт несоответствующим запросу. Кроме этого, ни одна поисковая машина, даже самая хорошая, не может похвастаться полнотой своей базы данных.

Разработчики специальных поисковых машин решили воплотить в жизнь идею объединения результатов работы сразу нескольких таких систем. Эти технологии носят название метапоисковиков. Метапоисковые системы на самом деле являются лишь мостом между пользователем и набором стандартных поисковиков. Они не ведут собственную базу интернет-сайтов, а лишь обрабатывают результат, предоставляемый другими поисковыми машинами. Степень этой обработки может быть разной. Самые простые метапоисковики позволяют удалить повторяющиеся ссылки и создать единый список сайтов, упорядоченный по релевантности.

Первые метапоисковики фактически позволяли работать с несколькими видами поиска: не только на сайтах, но и, например, в словарях, энциклопедиях, каталогах и дискуссионных группах. Следующим шагом в развитии метапоиска стало появление новых способов обработки полученных результатов.

Очевидное преимущество метапоиска – более высокая релевантность выдаваемых ссылок. Не ограничиваясь данными одной поисковой системы, с помощью этой технологии можно собрать более полную информацию об интересующем вас предмете. С другой стороны, метапоисковые системы часто отбрасывают или выносят в самый конец результатов те страницы, которые содержатся лишь в одной поисковой базе, даже если ссылка идеально соответствует запросу. Проще говоря, вы можете потерять ценные ссылки, особенно если это достаточно новая страница, которая пока не внесена в базы данных большинства поисковых машин.

Работа с метапоисковой системой практически не отличается от поиска с помощью любой другой поисковой машины. Обычно она использует те же операторы построения запроса, имеет похожий формат вывода информации. Правда, при построении запроса в некоторых системах можно выбрать – в базах каких именно поисковых машин вы бы хотели искать информацию.

Обычно метапоисковые средства позволяют настраивать список используемых поисковых машин, а в некоторых случаях его можно дополнять самим. Эта возможность особенно важна для русскоязычных пользователей, так как в состав списка поисковых средств метапоисковых систем редко входят русскоязычные сайты.

В результатах поиска часто присутствует дополнительное поле – ссылка на поисковый сайт, с помощью которого была найдена данная ссылка.

Последние метапоисковики позволяют проводить кластеризацию (объединение) полученных адресов сайтов по разным критериям. Такие системы выявляют в списке полученных сайтов общие ключевые фразы и группируют страницы в соответствии с ними. Метапоисковые системы, поддерживающие кластеризацию, обычно предлагают как минимум два списка результатов поиска. Это обычный список сайтов и список кластеров – ключевых слов, в соответствии с которыми были сгруппированы полученные результаты поиска. Выбор ключевого слова в этом списке приведет к отображению соответствующих ему ссылок на найденные сайты.

Одна из первых метапоисковых систем, использующих группировку результатов документа на основе кластерной технологии – http://vivisimo.com. По запросу пользователя система строит дерево тем, в котором размещены не только ключевые слова, но и типы документов (статьи, новости). Если в кластерах-темах опять встречаются повторяющиеся комбинации, то создаются подтемы (подкластеры). Система предлагает не только удобное представление результатов поиска, но и не менее удобные средства работы с ними. Рядом с названием каждого сайта есть ссылки, которые открываются в новом окне, а во фрейме текущего окна можно осуществить предварительный просмотр страницы. Для каждой найденной ссылки указано также средство, с помощью которого она была обнаружена. Кроме того, возможен поиск в найденном. Следует отметить корректную работу сервиса с запросами, написанными кириллицей.

Виртуальные библиотеки. Интернет, являющийся гигантским хранилищем всевозможных сведений, представляет собой уникальный источник информации. Наряду с другими, библиографические ресурсы Сети помогут в поиске необходимых сведений. Они представлены, прежде всего, электронными каталогами библиотек и библиотеками электронных текстов.

Электронные библиотеки стали способом решения многих проблем для тех, кто пишет рефераты, курсовые и научные работы. Они являются уникальными сборниками текстов, доступных посетителям сайтов для скачивания. В основном в русскоязычном сегменте Интернета распространены библиотеки художественной литературы, но иногда можно найти и подборки текстов научной тематики. Наиболее популярными собраниями электронных книг являются lib.ru, lib.aldebaran.ru, fictionbook.ru. Однако не только они могут помочь вам в работе.

Сегодня практически каждая библиотека обзавелась электронным каталогом книг, доступ к которому иногда возможен через Сеть. Если к каталогу вашей библиотеки еще не открыт доступ через Интернет, то уточните, можно ли использовать электронный каталог непосредственно в залах библиотеки. Освоив его, вам будет гораздо проще работать с литературными источниками. Вместо того чтобы перебирать сотни ящичков с карточками, попробуйте поискать нужную вам книгу или книги при помощи электронного каталога. Он позволяет очень быстро просмотреть имеющиеся записи о книгах и отобрать для вас нужные. Поиск в электронных каталогах советую проводить в основном в тех случаях, когда вы ищете конкретную книгу: при этом в форме для поиска необходимо будет указать точные данные.

Поиск в электронных каталогах разных библиотек всегда подчинен единому принципу: вам необходимо заполнить форму для поиска, то есть указать автора и название нужной книги. Если вы не знаете точное название, можно указать одно или несколько слов из названия. Полезной является возможность поиска книг по ключевым словам или по рубрикам – в этом случае вы сможете получить подборку литературы нужной вам тематики. Однако эту возможность лучше использовать, если вы можете значительно сузить тематику поиска, указав более-менее точную предметную область: иначе список будет очень велик. Например, по рубрике «педагогика» вы получите несколько тысяч названий. Уточнив запрос для рубрики «педагогика» фразой «информационные технологии», вы получите меньше источников, но более конкретной направленности.

Кроме того, рекомендую обращать внимание на дополнительные возможности поиска, например такие, как расширенный поиск – в нем доступно гораздо больше параметров. Если вы не знаете точное название книги и указали несколько слов, вы можете указать принцип их использования для поиска – одновременное вхождение в название либо только одно из слов. В некоторых случаях можно указать использование нескольких слов рядом или задать поиск по точной форме слова.

Большинство библиотек предоставляют возможность поиска как минимум по трем признакам: по автору, заглавию и ключевым словам. В результате выдается ответ в виде библиографической записи, структура и полнота которой зависят от выбранного формата.

Перед посещением библиотеки, особенно крупной, попробуйте найти ее каталог в Интернете, воспользовавшись, например, каталогом «Яндекс»: http://yaca.yandex.ru/yca/ungrp/ca1/Science/Sciences/Administration/Libraries_1.

На серверах российских библиотек электронные каталоги пока относительно редки. Однако даже из их небольшого количества реальную ценность представляют лишь несколько десятков источников, отличающихся достаточным информационным наполнением и приемлемыми поисковыми возможностями.

7 Вопросы и задания для проведения зачета

1.Значение изучения курса этики для формирования ветеринарно-санитарного эксперта ветеринарной медицины?

2. Что такое этика, деонтология (дайте философское, профессиональное понятие)?

  1. Раскройте  происхождение  и  сущность  термина «этика».
  2. Дайте  характеристику  с  приведением  примеров таким  категориям  этики,  как: совесть,  стыд,  скромность.
  3. Дайте  характеристику  с  приведением  примеров таким  категориям  этики,  как: тактичность,  вежливость,  отзывчивость,  милосердие.
  4. Дайте  характеристику  с  приведением  примеров таким  категориям  этики,  как: долг,  честь  и  достоинство.  
  5. Поясните  происхождение  и  сущность  термина «мораль».
  6. Раскройте  сущность  этикета.
  7. Расскажите  о  видах  этикета  и  этикетные  формы  поведения у  разных  народов.
  8.  Характеризуйте  мораль  рабовладельческого  общества  и  периода  феодализма.
  9.  Этикетные  формы  поведения  в  России,  которые  ввел  Петр 1.
  10. Общие вопросы теории морали: доброта, религия, искусство, политика.
  11. В чем заключается сущность и структура морали?  Опишите развитие форм морали.
  12. Какие  существуют виды профессиональной морали?
  13.  Что такое мотив, результаты, оценка, стимулы, цели? Их связь с моралью?
  14.  На чем основаны функции, ценности, принципы и нормы морали: регулятивная, оценочная, ориентирующая, коммуникативная, идеологическая, мировоззренческая (придите примеры)?

9. Что такое профессиональная этика, виды профессиональной морали, профессиональная деонтология? Объясните, в чем их различие?

10. В чем особенности и социальные функции этических категорий (добро и зло)?  Дайте понятие.

11. В чем заключается взаимосвязь культуры и морали? Объясните ценности культуры и морали.

  1.  Категория долга, чести, достоинства. Дайте понятие и приведите примеры.
  2.  Дайте понятие поведению, поступку, милосердию. В чем различие благотворительности и милосердия?
  3.  На чем основаны идеи долга, моральной ответственности? В чем  их взаимосвязь?
  4.  В чем сходство и различие нравственной культуры личности, моральности, мудрости, благодарности? Приведите примеры.
  5.  В чем заключен моральный аспект человеческого поведения и культуры поведения?
  6.  Деликатность, такт, хорошие манеры -  как категории этики. Дайте понятия и приведите примеры.  Культура речи и ее роль в этике и морали.
  7.  В чем заключаются этические понятия: честь, совесть, обязанность, долг?
  8.  Скромность, смелость, мужество, терпение – как категории этики. Дайте понятия, приведите примеры.
  9.  Дайте характеристику категориям этики с приведением примеров: умение, благоразумие, осторожность, честность, компетентность и скромность, понятия, сходство и различия.
  10.  Перечислите принципы милосердия.
  11. Что  Вы  можете  рассказать  о  вербальных  и  невербальных обращениях  между  людьми.
  12. Расскажите  об  особенностях  этики  ветеринарного  врача  - предпринимателя.
  13. Что  можете  сказать  об  отношениях  предпринимателей и  потребителей  ветеринарных  услуг?  
  14. Что  можете  сказать  о  стилях  руководства?
  15. Расскажите о  темпераменте  руководителя  и  стиле руководства.
  16. По  каким  показателям  судят  о  качестве работы  ветврача в  клиниках?
  17. Какие  критерии  качества  работы  ветеринарных  клиник в  США?
  18. Что  такое  врачебная  деонтология?
  19. Какие  Вы  знаете  правила  обращения  по  телефону в  ветеринарных  клиниках?
  20. Какие  имеются  методы  решения  стрессовых  ситуаций?
  21. Как  вести  себя  в  конфликтных  ситуациях?  Есть  ли  польза  от  жалоб  клиентов?
  22. Расскажите об  особенностях  врачебного  мышления  с приведением  примеров.
  23. Что  Вы  знаете  о  присягах  медицинских  и  ветеринарных врачей?
  24. Расскажите  с  приведением  примеров  о  деонтологических требованиях к  ветеринарным  врачам.
  25. Какие  ошибки  допускают  ветеринарные  врачи  на производстве?  Приведите  примеры.
  26. Какие  виды  ятрогенных  ошибок  Вы  знаете? Приведите  примеры.
  27. Что  такое  несчастные  случаи,  когда  они  наблюдаются?
  28. Какие  виды  преступлений  допускают  ветеринарные  врачи? Приведите  примеры.
  29.  На чем основаны заповеди ветеринарного врача? Приведите примеры
  30.  В чем суть клятвы врача ветеринарной медицины?
  31.  Что такое символы ветеринарии? Приведите примеры.  Охарактеризуйте  символ «синий крест» и  его лучи как этические понятия.
  32.  Этика, биоэтика - дайте понятие, приведите примеры.
  33. На чем основано умение общаться с коллегами, владельцами животных?
  34.  Этика, мораль, нравственность, этикет. Объясните понятие каждого.
  35.  Что  означает  синий  крест?
  36.  Расскажите  о  форме  одежды  работников  государственной  ветеринарной  службы  России,  осуществляющих  государственный  ветеринарный  надзор  в  РФ.
  37.  Расскажите  о  форме одежды  женщин-работников    ветеринарной  службы  России,  осуществляющих  государственный  надзор  в  РФ.
  38.  Расскажите  о  знаках  различия  работников  государственной ветеринарной  службы  России,  осуществляющих  государственный  ветеринарный  надзор  в  РФ.


Приложение    

Приложение А

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра товароведения продовольственных

товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Этика ветеринарно-санитарного эксперта»

на тему: « __________________________________»

                                                                               

       Выполнил:

                                                                                     Студент ____курса

_____________группы                  

_________________________

     (ФИО)                    

                                                                                     Проверил:

________________________  

       

Троицк 20___