Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы и рыбных продуктов: методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 36.04.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования магистратура) /

Мижевикина Анна Сергеевна

Методические рекомендации включают цели, задачи, рекомендации к организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы и рыбных продуктов» включает тематику конспектов, вопросы и задания для самоконтроля, список литературы и интернет-ресурсов, вопросы к зачету. Предназначены для обучающихся по направлению подготовки 36.04.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования магистратура)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_sr-ryba.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

А.С. Мижевикина

Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы и рыбных продуктов

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 36.04.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

(уровень высшего образования магистратура)

Форма обучения - очная

Троицк 2015


УДК [663/664+637](075.8)

ББК 36-9 973

Б-91

Утверждены на заседании Методической комиссии факультета ветеринарной медицины (протокол № 6 от 23.12.2015 г.)

Рецензент: Лыкасова И.А., профессор, доктор ветеринарных наук, заведующая кафедрой товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

А.С. Мижевикина. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы и рыбных продуктов: методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 36.04.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования магистратура) / А.С. Мижевикина.- Троицк, 2015. - 20 с.

Методические рекомендации включают цели, задачи, рекомендации к организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы и рыбных продуктов» включает тематику конспектов, вопросы и задания для самоконтроля, список литературы и интернет-ресурсов, вопросы к зачету. Предназначены для обучающихся по направлению подготовки 36.04.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования магистратура)

УДК [663/664+637](075.8)

ББК 36-9 973

© ФГБОУ ВО «Южно-Уральский ГАУ  Институт ветеринарной медицины»


Содержание

Введение……………………………………………………………………………4

1        Объем самостоятельной работы по разделам дисциплины и форма
отчетности        …………………………………………………….………........ …...6

  1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение……………………...…......7

3  Составление конспекта        15

4        Вопросы для зачета        18


Введение

Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, выполняемый обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебно-методические материалы. Она является обязательным звеном процесса обучения, предусматривающим, прежде всего, индивидуальную работу обучающихся по усвоению учебной программы.

Самостоятельная работа обучающихся рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них умений организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебном процессе в качестве целостной системы на всех этапах их обучения в вузе.

В процессе самостоятельной работы обучающиеся в условиях систематического уменьшения прямого контакта с преподавателем выполняют определенные учебные задания. К таким заданиям относятся контрольные и курсовые работы, рефераты, эссе, доклады и т.д. При этом цель самостоятельной работы - самостоятельное получение обучающимися новых знаний.

Учебная дисциплина «Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы и рыбных продуктов» входит в дисциплины по выбору подготовки магистров по направлению 36.04.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза.

Цель самостоятельной работы - формирование теоретических знаний и практических умений магистра ветеринарно-санитарной экспертизы, способного организовать и проводить полную ветеринарно-санитарную экспертизу сырья и продукции животного происхождения, используя современные методы исследований поднадзорных ветеринарно-санитарной службе объектов.

Задачи:

Изучение: нормативной документации на рыбу и рыбопродукты; требований к показателям качества и безопасности рыбы и рыбопродуктов; теоретических основ диагностики болезней рыб различной этиологии;  методов отбора проб мяса рыбы и рыбопродуктов для исследований; теоретических основ исследований (биохимических, микробиологических, токсикологических, радиологических), применяемых при ветеринарно-санитарной экспертизе рыбы и рыбопродуктов.

Овладение практическими навыками: уметь пользоваться нормативной документацией; уметь отбирать пробы рыбы и рыбопродуктов для исследований; владеть методиками исследований рыбопродукции, применяемыми в ветеринарно-санитарной экспертизе; уметь проводить ветеринарно-санитарную экспертизу рыбы и рыбопродуктов, используя органолептический и лабораторные методы исследований; уметь обосновать ветеринарно-санитарную оценку продуктов в зависимости от результатов экспертизы; уметь обосновать ветеринарно-санитарную оценку рыбы и рыбопродуктов при инфекционных и незаразных болезнях, гельминтозах рыбы.

Только правильно организованная, планомерно выполняемая самостоятельная работа обучающихся, результаты которой систематически контролируются преподавателем, будет обеспечивать усвоение знаний по учебной дисциплине в полном объеме.


1 Объем самостоятельной работы по разделам дисциплины и форма отчетности

Объем самостоятельной работы планируется в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, тематический план и график её выполнения составляются на кафедре ведущим преподавателем учебной дисциплины и доводятся до сведения обучающихся через старост групп и информационный стенд кафедры. До сведения обучающихся также доводятся сведения об учебниках, других литературных источниках, в которых можно найти материал по изучаемым самостоятельно темам и разделам учебной дисциплины. Обучающиеся берут нужную литературу и НТД в библиотеке или на кафедре и изучают её самостоятельно во внеурочное время, а затем отчитываются перед преподавателем в письменной (подготовка конспекта, сообщения, написание реферата) или в устной (собеседование) форме в сроки, установленные планом самостоятельной работы.


2 Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

Тема 1. Нормы и фактическое потребление рыбы. Определение терминов и понятий в соответствии с НТД.

Ветеринарно-санитарная экспертиза пресноводной рыбы. Химический состав и пищевая ценность.  Классификация и характеристика промысловых рыб.

Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса морских млекопитающих и беспозвоночных животных. Сырье и его использование. Химический состав и пищевая ценность. Классификация. Требования к показателям качества и безопасности.  Условия и сроки хранения. Пороки, дефекты и причины, их вызывающие.

Цель: Формирование знаний о пресноводной рыбе, классификации, порядок ветеринарно-санитарной оценки мяса морских млекопитающих и беспозвоночных животных.

Задание для самостоятельной работы обучающихся:

  1. Изучите самостоятельно материал темы, используя рекомендуемую литературу.
  2. Напишите конспект.

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение:

  1. Нормы и фактическое потребление рыбы. Определение терминов и понятий в соответствии с НТД.
  2. Ветеринарно-санитарная экспертиза пресноводной рыбы. Химический состав и пищевая ценность.  Классификация и характеристика промысловых рыб.
  3. Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса морских млекопитающих и беспозвоночных животных. Требования к показателям качества и безопасности.  Условия и сроки хранения. Пороки, дефекты и причины, их вызывающие.

Форма отчетности - конспект

Порядок написания конспекта изложен в разделе 3

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Каковы нормы и фактическое потребление рыбы. Определение терминов и понятий в соответствии с НТД.
  2. Классификация и характеристика промысловых рыб.
  3. Опишите порядок ветеринарно-санитарной экспертизы пресноводной рыбы.
  4. Опишите ветеринарно-санитарную экспертизу и оценку пресноводной и морской рыбы при инфекционных болезнях.
  5. Опишите ветеринарно-санитарную экспертизу и оценку рыбы при инвазионных болезных.
  6.  Опишите ветеринарно-санитарную экспертизу и оценку  рыбы при незаразных болезнях. Методы паразитологического исследования рыбы.  
  7. Опишите ветеринарно-санитарную экспертизу мяса морских млекопитающих и беспозвоночных животных.

Литература:

  1. Авдеева, Е. В. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыб и других гидробионтов. Лабораторный практикум : учеб. пособие / Е. В. Авдеева, Н. А. Головина. – Санкт-Петербург: Проспект Науки. 2011. – 192 с.
  2. Боровков, М. Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства [Электронный ресурс] : учебник / М. Ф. Боровков, В. П. Фролов, С. А. Серко. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – Санкт-Петербург : Лань, 2013. – 480 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45654; (дата обращения: 11.11.2015).
  3. Боровков, М. Ф. Практикум по ветеринарно-санитарной экспертизе / М.Ф. Боровков, В.Г. Урбан. – Санкт-Петербург : Лань, 2011. – 310 с.
  4. Ветеринарное законодательство : [в 4 т.] / под общ. ред. А. Д. Третьякова. – Москва : Колос, 1972-1988. – 4 т.
  5. Ветеринарное законодательство. Т. 1 / под ред. В. М. Авилова. – Москва, 2000. – 552 с.
  6. Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения. Лабораторный практикум : учеб. пособие / И. А. Лыкасова, В. А. Крыгин, И. В. Безина [и др.]. – Санкт-Петербург : Лань, 2015. – 304 с.
  7. Макаров, В. А. Ветеринарно-санитарной экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства : учебник / В. А. Макаров, В. П. Фролов, Н. Ф. Шуклин. – Москва : Агропромиздат, 1991. – 463 с.
  8. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс] : федер. закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901751351; (дата обращения: 16.11.2015).
  9. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы пресноводной рыбы и раков. – Москва : Агропромиздат, 1989. – 65 с.
  10. СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecobest.ru/snip/folder-sanpin/list-sanpin2-3-2-1078-01.html; (дата обращения: 16.11.2015).
  11. Сборник правил ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства и растениеводства. [Законодательные и нормативные акты]. Вып. № 2 / Департамент ветеринарии МСХ и продовольствия РФ. – Москва, 1998. – 235 с.
  12. Серегин, И. Г. Лабораторные методы в ветеринарно-санитарной экспертизе пищевого сырья и готовых продуктов : учеб. пособие / И. Г. Серегин, Б. В. Уша. – Санкт-Петербург : Изд-во «РАПП», 2008. – 408 с.
  13. Шепелев, А. Ф. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров : учеб. пособие / А. Ф. Шепелев, И. А. Печенежская. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Ростов-на-Дону : МарТ, 2004. – 992 с.
  14. Экспертиза рыбы, рыбопродуктов и нерыбных объектов водного промысла. Качество и безопасность : учеб. пособие / В. М. Позняковский, О. А. Рязанова, Т. К. Каленик, В. М. Дацун. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2005. –309 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Codex Alimentarius. Международные стандарты на пищевые продукты. [Электронный ресурс] : сайт. – 2015.  Режим доступа: http://www.codexalimentarius.org/codex-home/ru/; (дата обращения: 12.04.2015).
  2. База данных «Ветеринарное законодательство» [Электронный ресурс] // Agrozoo : сайт. – Режим доступа: http://agrozoo.ru/base_gvc/vetzac/start.html; (дата обращения: 21.04.2015).
  3. База знаний всех отраслей ветеринарии [Электронный ресурс] Ветеринарная медицина : сайт. – 2004-2015.  Режим доступа: http://www.allvet.ru/knowledge_base/; (дата обращения: 02.12.2015). http://www.allvet.ru/ knowledge_base/.
  4. Ветеринария [Электронный ресурс] : офиц. сайт журн. – Режим доступа: http://journalveterinariya.ru/; (дата обращения: 12.04.2015).
  5. Ветеринария: учебники, учебные пособия, рефераты [и др.] [Электронный ресурс] // Все для студента : сайт.  Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/medicine/veterinary/?-show=%20downloads; (дата обращения: 02.12.2015).
  6. Ветеринарная экспертиза [Электронный ресурс] // Ветэксперт : сайт. – 2011-2015.  Режим доступа: http://vetexpert.pro/stat/veterinarno-sanitarnaya-ekspertiza-ponyatie-i-opredelenie.html; (дата обращения: 21.04.2015).
  7. Ветеринарная экспертиза [Электронный ресурс] // Портал ветеринара : сайт  Режим доступа: http://effect3.ru/veterinary-expert-operation.html; (дата обращения: 21.04.2015).
  8. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] : информ.-аналит. портал. – 2000-2015. – Режим доступа: http://elibrary.ru/; (дата обращения: 12.10.2015).
  9. Общероссийский классификатор стандартов [Электронный ресурс] // Complexdoc : база нормативной технической документации. – 2014. – Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/norms/oks/; (дата обращения: 21.06.2015).
  10. Россельхознадзор (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – 2007-2015. – Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps; (дата обращения: 12.04.2015).
  11. Сборник нормативных документов, регламентирующих ветеринарно-санитарные требования в птицеводстве [web-сайт]// Pandia : сайт. – 2009-2015.   Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/169/5882.php; (дата обращения: 12.04.2015).
  12. Статьи для ветеринарных врачей [Электронный ресурс] // Ветеринар.ru. : сайт.  Режим доступа: http://www.veterinar.ru/articles/; (дата обращения: 02.12.2015).
  13. ФГБУ «Центр ветеринарии» [Электронный ресурс] : офиц. интернет-портал. – Режим доступа: http://www.vet-center.ru/; (дата обращения: 21.10.2015).

Тема 2. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбных продуктов. Химический состав и пищевая ценность. Классификация. Пороки, дефекты и причины, их вызывающие. Правила отбора проб и методы ветеринарно-санитарной экспертизы рыбных продуктов.

Ветеринарно-санитарная экспертиза консервированной рыбы (соленой, копченой, вяленой и сушеной) и рыбных изделий. Основы технологии производства. Химический состав и пищевая ценность. Требования к показателям качества и безопасности.

Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбных полуфабрикатов и кулинарных изделий. Классификация и ассортимент, требования к сырью, основы технологии изготовления, требования к качеству и безопасности.

Цель: Формирование знаний о рыбных продуктах, правилах отбора проб и порядке проведения ветеринарно-санитарной экспертизы рыбных продуктов.

Задание для самостоятельной работы обучающихся:

  1. Изучите самостоятельно материал темы, используя рекомендуемую литературу.
  2. Напишите конспект.

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение:

  1. Классификация рыбных продуктов. Химический состав и пищевая ценность.
  2. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбных продуктов. Пороки, дефекты и причины, их вызывающие.
  3. Ветеринарно-санитарная экспертиза консервированной рыбы (соленой, копченой, вяленой и сушеной) и рыбных изделий.
  4. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбных полуфабрикатов и кулинарных изделий.

Форма отчетности - конспект

Порядок написания конспекта изложен в разделе 3

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Опишите порядок ветеринарно-санитарной экспертизы рыбных продуктов.
  2. Изучите требования к показателям качества и безопасности. Условия и сроки хранения. Пороки, дефекты и причины, их вызывающие.
  3. Опишите ветеринарно-санитарную экспертизу консервированной рыбы (соленой, копченой, вяленой и сушеной) и рыбных изделий.
  4. Опишите ветеринарно-санитарную экспертизу рыбных консервов и пресервов.
  5. Опишите ветеринарно-санитарную экспертизу икры. Требования к качеству и безопасности икры, условиям и срокам ее хранения.
  6. Опишите ветеринарно-санитарную экспертизу рыбных полуфабрикатов и кулинарных изделий.

Литература:

  1. Авдеева, Е. В. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыб и других гидробионтов. Лабораторный практикум : учеб. пособие / Е. В. Авдеева, Н. А. Головина. – Санкт-Петербург: Проспект Науки. 2011. – 192 с.
  2. Боровков, М. Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства [Электронный ресурс] : учебник / М. Ф. Боровков, В. П. Фролов, С. А. Серко. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – Санкт-Петербург : Лань, 2013. – 480 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45654; (дата обращения: 11.11.2015).
  3. Боровков, М. Ф. Практикум по ветеринарно-санитарной экспертизе / М.Ф. Боровков, В.Г. Урбан. – Санкт-Петербург : Лань, 2011. – 310 с.
  4. Ветеринарное законодательство : [в 4 т.] / под общ. ред. А. Д. Третьякова. – Москва : Колос, 1972-1988. – 4 т.
  5. Ветеринарное законодательство. Т. 1 / под ред. В. М. Авилова. – Москва, 2000. – 552 с.
  6. Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения. Лабораторный практикум : учеб. пособие / И. А. Лыкасова, В. А. Крыгин, И. В. Безина [и др.]. – Санкт-Петербург : Лань, 2015. – 304 с.
  7. Макаров, В. А. Ветеринарно-санитарной экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства : учебник / В. А. Макаров, В. П. Фролов, Н. Ф. Шуклин. – Москва : Агропромиздат, 1991. – 463 с.
  8. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс] : федер. закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901751351; (дата обращения: 16.11.2015).
  9. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы пресноводной рыбы и раков. – Москва : Агропромиздат, 1989. – 65 с.
  10. СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecobest.ru/snip/folder-sanpin/list-sanpin2-3-2-1078-01.html; (дата обращения: 16.11.2015).
  11. Сборник правил ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства и растениеводства. [Законодательные и нормативные акты]. Вып. № 2 / Департамент ветеринарии МСХ и продовольствия РФ. – Москва, 1998. – 235 с.
  12. Серегин, И. Г. Лабораторные методы в ветеринарно-санитарной экспертизе пищевого сырья и готовых продуктов : учеб. пособие / И. Г. Серегин, Б. В. Уша. – Санкт-Петербург : Изд-во «РАПП», 2008. – 408 с.
  13. Шепелев, А. Ф. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров : учеб. пособие / А. Ф. Шепелев, И. А. Печенежская. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Ростов-на-Дону : МарТ, 2004. – 992 с.
  14. Экспертиза рыбы, рыбопродуктов и нерыбных объектов водного промысла. Качество и безопасность : учеб. пособие / В. М. Позняковский, О. А. Рязанова, Т. К. Каленик, В. М. Дацун. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2005. –309 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Codex Alimentarius. Международные стандарты на пищевые продукты. [Электронный ресурс] : сайт. – 2015.  Режим доступа: http://www.codexalimentarius.org/codex-home/ru/; (дата обращения: 12.04.2015).
  2. База данных «Ветеринарное законодательство» [Электронный ресурс] // Agrozoo : сайт. – Режим доступа: http://agrozoo.ru/base_gvc/vetzac/start.html; (дата обращения: 21.04.2015).
  3. База знаний всех отраслей ветеринарии [Электронный ресурс] Ветеринарная медицина : сайт. – 2004-2015.  Режим доступа: http://www.allvet.ru/knowledge_base/; (дата обращения: 02.12.2015). http://www.allvet.ru/ knowledge_base/.
  4. Ветеринария [Электронный ресурс] : офиц. сайт журн. – Режим доступа: http://journalveterinariya.ru/; (дата обращения: 12.04.2015).
  5. Ветеринария: учебники, учебные пособия, рефераты [и др.] [Электронный ресурс] // Все для студента : сайт.  Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/medicine/veterinary/?-show=%20downloads; (дата обращения: 02.12.2015).
  6. Ветеринарная экспертиза [Электронный ресурс] // Ветэксперт : сайт. – 2011-2015.  Режим доступа: http://vetexpert.pro/stat/veterinarno-sanitarnaya-ekspertiza-ponyatie-i-opredelenie.html; (дата обращения: 21.04.2015).
  7. Ветеринарная экспертиза [Электронный ресурс] // Портал ветеринара : сайт  Режим доступа: http://effect3.ru/veterinary-expert-operation.html; (дата обращения: 21.04.2015).
  8. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] : информ.-аналит. портал. – 2000-2015. – Режим доступа: http://elibrary.ru/; (дата обращения: 12.10.2015).
  9. Общероссийский классификатор стандартов [Электронный ресурс] // Complexdoc : база нормативной технической документации. – 2014. – Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/norms/oks/; (дата обращения: 21.06.2015).
  10. Россельхознадзор (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – 2007-2015. – Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps; (дата обращения: 12.04.2015).
  11. Сборник нормативных документов, регламентирующих ветеринарно-санитарные требования в птицеводстве [web-сайт]// Pandia : сайт. – 2009-2015.   Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/169/5882.php; (дата обращения: 12.04.2015).
  12. Статьи для ветеринарных врачей [Электронный ресурс] // Ветеринар.ru. : сайт.  Режим доступа: http://www.veterinar.ru/articles/; (дата обращения: 02.12.2015).
  13. ФГБУ «Центр ветеринарии» [Электронный ресурс] : офиц. интернет-портал. – Режим доступа: http://www.vet-center.ru/; (дата обращения: 21.10.2015).

3 .Составление конспекта

Конспект - это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

  • цитирование (полное или частичное) основных положений текста;
  • передача основных мыслей текста «своими словами»;
  • смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

  • проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;
  • выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
  • записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Различают четыре вида конспектов:

  • текстуальный;
  • плановый;
  • свободный;
  • тематический.

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Автору конспекта необходимо уметь выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

Плановый - это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект - индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

При составлении свободного конспекта требуется детальная проработка текста.

Тематический конспект - изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Как составлять конспект

Определить цель составления конспекта.

Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.

Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделить его на основные смысловые части, выделить главные мысли, выводы.

Для подготовки конспекта необходимо составить план текста - основу конспекта, сформулировать его пункты и определить, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) необходимо последовательно и кратко изложить своими словами или привести в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, рекомендуется располагать абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяя разнообразные способы подчеркивания, используя карандаши и ручки разного цвета.

Рекомендуется использовать реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», «раскрывает...»).

Собственные комментарии, вопросы, раздумья можно располагать на полях.

Оформление конспекта:

Конспектируя, рекомендуется оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

Необходимо применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений и соблюдать правила цитирования (цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы).

Необходимо научится пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом -подчеркивается названия тем, пишутся наиболее важные формулы; черным -подчеркиваются заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делаются выписки цитат, нумеруются формулы и т.д.

 4. Вопросы для зачета

        Перед зачетами проводятся групповые и индивидуальные консультации, на которых преподаватели  знакомят студентов с принятой на кафедре методикой приема зачета и предлагают перечень основных вопросов для подготовки.

  1. Причины быстрой порчи рыбы при хранении.
  2. Правила отбора проб рыбы для экспертизы в лаборатории рынка.
  3. По каким показателям оценивается степень свежести рыбы?
  4. Опишите органолептические показатели рыбы сомнительной свежести.
  5. Опишите органолептические показатели несвежей рыбы.
  6. Опишите органолептические показатели свежей рыбы.
  7. Лабораторные методы исследований рыбы на свежесть.
  8. Как поступают с рыбой сомнительной свежести?
  9. Методика компрессорного метода исследования рыбы на описторхоз.
  10. Способы обеззараживания рыбы, пораженной описторхисами.
  11. Что называется консервами?
  12. Что называется пресервами?
  13. Чем отличаются пресервы от консервов?
  14. Классификация рыбных продуктов
  15. Порядок проведения экспертизы пресервов.
  16. Порядок проведения экспертизы консервов.
  17. Какие рыбные консервы называются натуральными и в чем особенность их рецептуры?
  18. В чем особенность закусочных рыбных консервов и их отличие от натуральных?
  19. Дайте понятие партии рыбной продукции.
  20. Пороки и дефекты рыбных продуктов.
  21. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы при инвазионных болезнях.
  22. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы при незаразных болезнях.
  23. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы при инфекционных болезнях
  24. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы.
  25. Порядок отбора проб рыбы.
  26. Сопроводительные документы на партию рыбы.
  27. Химический состав и пищевая ценность пресноводной рыбы.
  28. Ветеринарно-санитарная экспертиза пресноводной рыбы.
  29. Классификация и характеристика промысловых рыб.
  30. Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса морских млекопитающих и беспозвоночных животных.
  31.  Требования к показателям качества и безопасности.
  32. Условия и сроки хранения промысловых рыб.
  33. Пороки, дефекты мяса морских млекопитающих и беспозвоночных животных и причины, их вызывающие.
  34. Химический состав и пищевая ценность консервированной рыбы.
  35. Ветеринарно-санитарная экспертиза консервированной рыбы.
  36.  Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбных полуфабрикатов и кулинарных изделий.
  37. Ветеринарно-санитарная экспертиза соленой рыбы.
  38. Ветеринарно-санитарная экспертиза копченой рыбы.
  39. Ветеринарно-санитарная экспертиза сушеной рыбы.
  40. Опишите ветеринарно-санитарную экспертизу икры.
  41. Требования к качеству и безопасности икры, условиям и срокам ее хранения.
  42. Основные физико-химические показатели рыбных консервов и пресервов.