Конструкт занятия "Волшебный мир птиц" (мир природы)

Чумичева Елена Александровна

Данный материал поможет провести открытое занятие в старшей группе по теме "Мои пернатые друзья" или "Волшебный мир птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnyy_mir_ptits.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект (конструкт) проведения НОД

Дата: 17.02.2017 г.

Группа: старшая

Воспитатель: Чумичева Е.А.

ДОУ: МБДОУ «Детский сад №25 комбинированного вида».

Образовательная область:  Познавательное развитие. Речевое развитие.

Вид НОД:  Интегрированное занятие: Ознакомление с миром природы. Развитие речи.

Тип НОД:   Традиционное занятие с элементами развивающего.

Тема НОД:  «Волшебный мир птиц».

Цель: уточнить и закрепить знания детей о птицах: перелётных и зимующих.

Задачи:

  1. Воспитательная:  воспитывать  интерес к деятельности; вызывать эмоциональный отклик. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, любовь к природе и птицам.

 2)  Развивающая: развивать  воображение, любознательность, память и мышление детей; повышать речевую активность детей; развивать умение отвечать на вопросы; развивать зрительное восприятие.

 3) Образовательная:  Уточнить и закрепить знания детей о птицах: расширить знания детей о жизни птиц, об их внешнем виде, об особенностях питания; об их строении; как загрязнение водоёмов влияет на водоплавающих птиц.

Активизировать в речи обобщающие слова:  «зимующие птицы», «перелётные птицы»; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно. Уточнить и расширить словарь по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Обогащение и активизация словаря по теме. Систематизировать знания детей о птицах.

Методы воспитания и обучения: пояснение, показ, похвала, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, анализ, сюрпризный момент, игровая ситуация, дидактическая игра,  создание ситуации успеха.

Принципы воспитания и обучения:

- традиционные: принцип наглядности, доступности, сознательности и активности;

- развивающего обучения: принцип деятельности, взаимодействие со сверстниками и педагогом; интеграции (реализация в игровой, речевой, познавательной деятельности).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат: дети принимают заинтересованное участие в образовательном процессе; используют вербальные и невербальные средства общения; способны решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту; овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Нормативно-правовая основа:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

2. Рабочая программа МБДОУ «Детский сад №25 комбинированного вида» на 2016 – 2017 учебный год старшей группы №2 (разработчики: Ли О.И., Чумичева Е.А.).

Список литературы:

  1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 112 с.
  2. Интернет источник http://festival.1september.ru/articles/214580/
  3. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ptitsy/pernatye-druzya.html
  4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/03/29/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-nashi-pernatye
  5. http://ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-mihailovna-car-va/scenarii-zanjatija-v-starshei-grupe-pernatye-druzja.html
  6. http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-quot-nashi-pernatye-druzya-quot-1266572

Оборудование:  Иллюстрации с изображением  птиц. Аудиозапись «Голоса птиц». Корм для птиц. Телевизор. Схема. Для опыта: ёмкость для масла, пёрышки, салфетки, клеёнка. Муляжи деревьев. Палочки Кюизенера. Центры воды и песка.

Связь НОД с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”. Просмотр фильмов о загрязнении водоёмов. Работа над проектом: «Каждой пичужке – своя кормушка».

План:

1.   Организационный момент

2.   Мотивационно-целевой

  1. Закрепление знаний

4.   Подведение итогов занятия

Ход занятия

Этапы

занятия

Задачи

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационный момент

Задачи: подготовить детей к занятию

Сюрпризный момент, создание положительного эмоционального подъема,

вопросы

Дети заходят в группу и приветствуют гостей.

Воспитатель: 

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! 

(Звучит запись «Птицы леса).

 Ребята, что вы слышите?

(Правильно, голоса птиц)

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это — …

Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о птицах.

(Слайды на экране ТВ)

Мы отправляемся в волшебный мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные. Ребята, чем они отличаются? (Окрасом, оперением, пением, размером, особенностями питания, перелётные или зимующие)  

Чем помогают птицы человеку?  (Уничтожают вредителей).

- И сейчас я вам предлагаю вспомнить строение птицы при помощи  палочек Кюизенера.

 «Птицы из палочек КЮИЗЕНЕРА»

Дети выполняют задание, воспитатель напоминает детям, что если кто забыл, как выложить птицу, то дети могут воспользоваться схемой, закреплённой на мольберте.

Воспитатель уточняет знания детей (кто раньше закончил) о строении птиц (Клюв, голова, туловище, хвост, лапки, шея, крылья).

Молодцы, ребята! Какие красивые птицы у вас получились!

Ребята, для выполнения следующего задания нам с вами потребуется внимание и зоркость наших глаз, поэтому я вам предлагаю выполнить гимнастику для глаз. (Смотрим на экран телевизора.)

Дети приветствуют гостей.

Дети выполняют упражнение. 

Голоса птиц, пение птиц.

Птицы

Они бывают большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.

Дети выполняют задание – выкладывают птиц из палочек Кюизенера

Называют строение птиц

Дети выполняют гимнастику для глаз

Дети настроены на занятие

Мотивационно-целевой

Задачи: Привлечь внимание детей к выполнению заданий

Использование художественного слова,

Иллюстрации

Дидактические игры

Динамическая пауза

Эксперимент

-Ребята, а какое у нас сейчас время года (Зима). А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие). Правильно, а те птицы, которые улетают в тёплые края, а весной возвращаются (Перелётные)

-Ребята, я вам предлагаю отгадать загадки, а вы мне скажете - о какой птице идёт речь, назовёте характерные особенности этой птицы, определите,  зимующая это птица или перелётная. (Схема, алгоритм выполнения задания на экране телевизора) Воспитатель загадывает одну загадку о зимующей птице и одну о перелётной птице.

  • Эта птица сизокрылая

Любит зернышки клевать

И тихонько ворковать.

Правильно, дети, это голубь. Характерные особенности: среднего размера, самец крупнее самки, лапы короткие, окрас серо-голубой. Голубь – зимующая птица.

  • Угадайте, что за птичка

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца.

Правильно, ребята, это ласточка. Характерные особенности: ласточка имеет продолговатое тело, приплюснутую голову с большими глазами, коротким, широким и плоским клювом. В верхней части оперения преобладает чёрный цвет, приобретающий на свету синий оттенок. Низ от клюва до хвоста ярко-белый, при этом вырезка на хвосте достаточно неглубокая. Ласточка – это перелётная птица.

- Ребята, к нам  прилетело много разных птиц. И сейчас я вам предлагаю и перелётных, и зимующих птиц рассадить на деревья в нашем волшебном лесу.

 - А почему он волшебный? А потому что в этом лесу встречаются сразу несколько времён года.  Зимующих птиц вы можете посадить на берёзу, а перелётных на цветущую яблоню.  

- Ребята,  а перед тем как пойти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу:  не шуметь, беречь глаза от веточек, быть внимательными, не толкаться и уважительно относиться друг к дургу.  (Дети берут птиц и рассаживают их, воспитатель ставит перед детьми проблему: а всех ли птиц можно разместить на дереве? На какие группы делятся перелётные птицы?)

Ребята, посмотрите какой красивый лес у нас получился.

Предлагает детей  сделать водоём для водоплавающих птиц.

Привлечь детей к анализу (обратить внимание детей): ребята, посмотрите, правильно ли мы рассадили всех птиц?

Ребята, присаживайтесь на стульчики.

«Угадай, чей голос?»

А давайте, ребята, прислушаемся и попробуем определить  – какой голос какой птице принадлежит. Слушаем внимательно!

Звучит аудиозапись «Голоса птиц» (6 голосов)

Молодцы, ребята!

А теперь игра «Кто как голос подаёт?»

Воспитатель даёт образец: Сорока что делает? - стрекочет               снегири - свистят

воробьи - чирикают                                 синицы - свистят
голуби - воркуют                                     вороны - каркают  

гуси – гогочут                                          скворцы – щебечут

соловей – поёт                                         журавли – кричат

кукушка – кукует                                    дятел – долбит, стучит

Ребята, кто хочет провести физминутку?

«Холодно птичкам»

(Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр)

Птички летают, в стаи сбиваясь

Кружатся в нашем саду,

Прыгают птички, крыльями машут,

Только тепла не найдут.

Холодно птичкам, голодно птичкам

Птички устали летать

Ветер колючий крылышки студит

Хочется им отдыхать.

Холодно птичкам, голодно птичкам

Птички устали летать

Зерен возьмите, птиц покормите

Хочется им поклевать.

Молодцы, ребята!

Ребята, я приготовила для вас сегодня эксперимент. Для него нам потребуются перья птиц, которые они сбросили с себя во время линьки.

Воспитатель: (Воспитатель задает вопрос детям) Для чего нужны перья птицам? Какую роль играют? (Перья нужны для полёта;  для того, чтобы сохранять температуру тела; защищают от повреждений и травм; для привлечения особей противоположного пола).
Ребята, как вы думаете, какие эксперименты можно провести с перьями? (дети предлагают варианты). Воспитатель открывает коробку с перьями птиц и раздаёт их детям, проводят эксперименты (Полёт пера, плавает)

А для эксперимента, который я хочу вам предложить, мне понадобится помощь дежурных (дежурные расставляют на столы: салфетки, клеёнки, кисти, подставки-крышечки для кистей).

Ребята, вы мне назвали такую группу птиц, как «водоплавающие».  Они называются так... (потому что живут на водоёмах).

Ребята, существует несколько видов загрязнения водоемов. Самый опасный — это загрязнение нефтепродуктами, такими как нефть, топливо и пластик, которые попадают в воду с кораблей и танкеров в результате протечки, а также предприятия сбрасывают отходы в воду.

 Эти сбросы очень опасны для водного мира и приводят к гибели огромного количества водных обитателей.

Мы с вами смотрели об этом видеофильмы.

Ребята, а давайте с вами проведем эксперимент, который называется:

«Птицы и нефть»

и попробуем понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

(Материал: пуховые птичьи перья, любое жидкое масло (растительное), клеёнка, кисточки, салфетки).

Ход эксперимента:

             Ребята, мы уже с вами проследили за полётом пера. И сейчас вместо нефти мы с вами возьмём растительное масло, потому что по  своим свойствам оно схоже с нефтью. Смажем перышко с помощью кисточки растительным маслом (избытки масла убрать салфеткой) и еще раз подбросим вверх над столом. Можете подбросить и проследить за полётом пера несколько раз.

Ребята, на что вы обратили внимание, как загрязнённое перо падает вниз?

Строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, лебедь, гусь) садятся на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

Фиксация результатов эксперимента (схема на мольберте)

Ответы детей:

Зимующие и перелётные птицы

Голубь

Ласточка

Дети рассаживают птиц на деревья, проводят анализ

Дети называют правила поведения в лесу

Анализ детей

Дети определяют, какой голос принадлежит какой птице.

Ответы детей

Дети выполняют физминутку

Перья нужны для полёта;  для того, чтобы сохранять температуру тела; защищают от повреждений и травм; для привлечения особей противоположного пола.

Дети предлагают свои варианты опытов.

Дети выполняют эксперимент

Делают вывод и фиксируют результат

Закрепление знаний

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих птицах

Создание проблемной ситуации;

игровая ситуация, пояснение

А сейчас мы с вами подумаем, а легко ли зимующим птицам зимой? Почему из леса они прилетают ближе к людям? А чем мы люди можем помочь зимующим птицам? (Мы можем смастерить кормушки и кормить птиц зимой).

Ребята, правильно, именно поэтому у нас на участке кормушки. А сейчас ребята, мы с вами поиграем.

И сейчас я вам предлагаю определить «Чем питаются птицы зимой?»

Для этого девочки принесут различный корм и подумают, какая птица чем питается, а мальчики в это время возьмут зимующих птичек с дерева и принесут к тому корму, который она любит. Ребята, если вы сомневаетесь в правильности выбора, вы можете обратиться за помощью к девочкам. А девочки проверят, правильно ли мальчики выполнили задание (хлопают или топают).  Напоминаю, что мы уточняем, чем питаются зимующие птицы.

Кто питается пшеном? (воробей)

Кто – хлебными крошками? (воробей, синица, голубь)

Кто – тем, что не доел человек? (сорока, ворона)

Чем питается дятел? (шишками и желудями)

Чем питаются свиристели и снегири?  (рябиной)

Чем питаются синички? (салом, семенами подсолнечника)

А чем категорически запрещено кормить птиц? (Солёным салом, жареными и солёными семечками, свежим хлебом, ржаным хлебом).

 Ребята, а давайте с вами вспомним, чем питаются перелётные птицы? Назовите.

Молодцы, ребята, вы правильно определили особенности питания птиц.

Я вам предлагаю пойти на стульчики, я хочу вам что-то показать.

Я в волшебном лесу нашла коробку. Давайте посмотрим, что внутри. Это же перо и яйцо! Хотите узнать, какой птице принадлежат найденное мною перо и яйцо? Посмотрите, а вот и она. (Телевизор)

Кто знает, что это за птица? Это страус. Это домашняя или дикая птица?  Кто знает что-нибудь о страусе.

Ребята, я вам хочу предложить, чтобы вы вместе с родителями нашли информацию об этой птице. (Проект).

Нет. Потому что птицам зимой холодно и трудно добывать себе корм (голодно).

Дети выполняют задание, анализируют, оценивают

Ответы детей.

Актуализация знаний детьми

Подведение итогов

Задачи:

Систематизировать знания детей

Обобщение,

Анализ, похвала

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в волшебном мире птиц. Каких птиц мы с вами встретили в волшебном лесу?

 Каких птиц называют перелётными, а каких зимующими? Почему? Как мы должны относиться к птицам? Я уверена, что вы будете беречь птиц, которые живут рядом. А какую опасность для птиц несут загрязнённые водоёмы? А о какой птице вы дома вместе с родителями найдёте информацию?

Я предлагаю вам провести эксперимент с перьями дома с родителями и рассказать им, чем опасно для птиц загрязнение водоёмов нефтепродуктами. (Раздать мини-схемы для фиксации результатов и принести показать, поделиться опытом с другими детьми).

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, экспериментировали. Вы молодцы. А сейчас я вам предлагаю прибрать всё оборудование на свои места,

Ответы детей.

(Подведение итогов).

Дети обобщают в краткой форме результаты своей деятельности