Рабочая программа дисциплины «Фитосанитарный контроль». Профиль подготовки: ПВСК

Сайфульмулюков Эрнест Раисович

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 г. №1516. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpdfos_fsk_pvsk_ok2.docx69.59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по учебной работе Института ветеринарной медицины

_________________ Р.Р. Ветровая

 «____»______________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Фитосанитарный контроль»

Уровень высшего образования: бакалавриат

Направление подготовки: 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Профиль подготовки: Производственный ветеринарно-санитарный контроль

Форма обучения: очная

Троицк 2017


Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 г. №1516.

Составитель: Э.Р. Сайфульмулюков, кандидат ветеринарных наук, доцент

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы (протокол № 9 от 01.02.2017 г.)

Зав. кафедрой ____________________ И.А. Лыкасова, доктор ветеринарных наук, профессор

Прошла экспертизу в Методической комиссии факультета ветеринарной медицины, протокол № 9 от «29» марта 2017 г.

Рецензент __________________ И.А. Лыкасова, доктор ветеринарных наук, профессор

Председатель методической комиссии ________ И.Ф. Хазимухаметова, доктор ветеринарных наук, профессор

Декан факультета ветеринарной медицины __________ И.А. Лыкасова, доктор ветеринарных наук, профессор


ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ        4

1.1 Цель и задачи освоения дисциплины        4

1.2 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО        4

1.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами (модулями)        4

1.4 Требования к результатам освоения дисциплины        4

1.5 Формы контроля        4

1.6. Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине        4

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        5

2.1 Тематический план изучения дисциплины        5

2.2 Содержание разделов дисциплины «Фитосанитарный контроль»        6

2.3 Лекционный курс        8

2.4. Практические занятия        8

2.5 Самостоятельная работа студентов        9

2.6. Научно-исследовательская работа студентов        9

2.7 Фонд оценочных средств        9

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        9

3.1 Основная литература        9

3.2. Дополнительная литература        10

3.3 Периодические издания        10

3.4 Электронные издания        10

3.5 Учебно-методические разработки        10

3.6 Электронные ресурсы, находящиеся в свободном доступе в сети  Интернет        10

3.7 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)        11

3.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины        11

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ        22

ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ        23

 


1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Цель и задачи освоения дисциплины

Бакалавр по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза должен быть подготовлен к научно-исследовательской, производственной, организационно-управленческой деятельности.

Цель: освоение студентами теоретических знаний, приобретение умений и навыков в области фитосанитарного контроля, в соответствии с формируемыми компетенциями.

Учебные задачи:

Изучить:

  • нормативно-правовые акты, обеспечивающие фитосанитарный контроль;
  • современные методы фитосанитарного контроля;
  • меры профилактики и борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственной продукции растительного происхождения.

Овладеть практическими навыками:

  • фитосанитарного контроля сельскохозяйственной продукции растительного происхождения.

1.2 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина «Фитосанитарный контроль» входит в блок Б1, относящийся к вариативной части программы (Б1.В) и является дисциплиной по выбору (Б1.В.ДВ.3.2).

1.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами (модулями)

Дисциплина «Фитосанитарный контроль» не является обеспечивающей, так как реализуется на 4 курсе в последнем семестре.

1.4 Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

Компетенция

Индекс компетенции

Способность проводить ветеринарно-санитарную экспертизу сырья и продуктов животного происхождения и продуктов растительного происхождения

ПК-1

1.5 Формы контроля

Контроль знаний проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

1. Текущая аттестация — это оценка знаний и умений студентов, которая проводится постоянно на практических занятиях с помощью устных опросов, тестовых заданий, оценки самостоятельной  работы студентов.

2.  Промежуточная аттестация студента проводится в форме зачёта (в устной форме).

1.6. Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине

Не используется


2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Тематический план изучения дисциплины

№ п/п

Наименование разделов

дисциплины

Контактная работа 

СРС

Всего часов/ зач.ед.

Формы контроля 

Лекции

Практические занятия

КСР

Всего

1

Общие сведения о болезнях растений

2

8

2

12

20

32/0,9

Устные опросы, тестовые задания, оценка самостоятельной  работы студентов

2

Патогенез и

динамика

инфекционных болезней

растений

6

12

2

20

20

40/1,1

3

Система

защитных

мероприятий

6

8

2

16

20

36/1,0

ВСЕГО

14

28

6

48

60

108/3

Зачёт

Распределение учебной нагрузки по семестрам

Вид учебной работы

Очная форма обучения

Семестр

8 (14 недель)

Контактная работа, в т.ч.

48

Лекции

14

Практические занятия

28

Контроль самостоятельной работы

6

Самостоятельная работа

60

Контроль

Зачёт

Общая трудоёмкость: - часы/зачётные единицы

108/3



2.2 Содержание разделов дисциплины «Фитосанитарный контроль»

№ п/п

Название

разделов

дисциплины

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)

Инновационные образовательные технологии

1

Общие сведения о болезнях растений

Понятие о фитопатологии. Задачи, основные этапы развития. Предмет, объекты и методы фитопатологии на современном этапе. Основные исторические этапы развития фитопатологии. Задачи фитопатологии на данном этапе развития сельскохозяйственного производства. Роль мероприятий по защите растений от болезней в получении высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Новые достижения в области защиты растений отечественной и зарубежной науки передового опыта

ПК-1

Знать: методы  фитосанитарного контроля сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления

Уметь: осуществлять фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления

Владеть: умением проводить фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления

Тестовый опрос, лекции с презентациями

2

Патогенез и динамика

инфекционных болезней растений

Патологический процесс у растений, его роль и проявление. Классификация болезней растений. Сущность, проявление и вредоносность болезней. Патоморфологические изменения. Биохимические изменения. Взаимодействие патогена и растения. Симптомы болезней растений. Типы классификации болезней растений: по возбудителям; по культурам; по месту проявления болезни; по симптомам; по возрасту или фазе развития растений; по органам растений. Этиологическая классификация: неинфекционные и инфекционные болезни. Понятие о паразитизме. Паразитическая специализация. Основные группы возбудителей болезней. Понятие о паразитарных болезнях. Связь паразитизма с особенностями питания микроорганизмов. Степень паразитизма (условные сапрофиты, условные паразиты, обязательные паразиты) и характер проявления заболевания. Свойства возбудителей: патогенность, вирулентность и агрессивность. Специализация возбудителей болезней, её значение. Основные группы возбудителей инфекционных болезней и факторы, влияющие на их развитие. Основные группы возбудителей болезней и - вирусы микоплазмы, грибы, бактерии, актиномицеты, растения-паразиты. Факторы, влияющие на их развитие: влажность и температура воздуха, освещенность, кислотность почвы и др. Ареал болезни. Эпифитотии. Виды эпифитотий.

ПК-1

Знать: методы  фитосанитарного контроля сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления

Уметь: осуществлять фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления

Владеть: умением проводить фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления

Тестовый опрос, лекции с презентациями

3

Система

защитных

мероприятий

Общая характеристика методов. Принципы построения интегрированных систем по защите сельскохозяйственных культур от болезней. Профилактические и лечебные мероприятия.

Мероприятия общегосударственного значения: карантин растений, выведение устойчивых сортов, создание и использование здорового посадочного материала. Мероприятия внутрихозяйственного значения: комплекс агротехнических и специальных приемов, направленных на подавление источников инфекции, повышение болезнеустойчивости растений и создание неблагоприятных условий для развития возбудителей.

ПК-1

Знать: методы  фитосанитарного контроля сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления

Уметь: осуществлять фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления

Владеть: умением проводить фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления

Тестовый опрос, лекции с презентациями


2.3 Лекционный курс

№ п/п

Название разделов дисциплины

Тема лекций

Трудоемкость (часов)

1

Общие сведения о болезнях растений

  1. Понятие о фитопатологии, задачи, основные этапы развития. Предмет, объекты и методы фитопатологии на современном этапе

2

2

Патогенез и

динамика

инфекционных болезней

растений

2.1 Типы классификации болезней растений: по возбудителям; по культурам

2

2.2 Типы классификации болезней растений: по месту проявления болезни; по симптомам

2

2.3 Типы классификации болезней растений: по возрасту или фазе развития растений; по органам растений

2

3

Система

защитных

мероприятий

3.1 Принципы построения интегрированных систем по защите сельскохозяйственных культур от болезней

2

3.2 Мероприятия общегосударственного значения: карантин растений, выведение устойчивых сортов, создание и использование здорового посадочного материала

2

3.3 Мероприятия внутрихозяйственного значения: комплекс агротехнических и специальных приемов, направленных на подавление источников инфекции, повышение болезнеустойчивости растений и создание неблагоприятных условий для развития возбудителей

2

Всего

14

2.4. Практические занятия

№ п/п

Название разделов дисциплины

Тема практического занятия

Трудоемкость (часов)

1

Общие сведения о болезнях растений

  1. Изучение нормативной документации

2

  1. Изучение строения грибов, вызывающих болезни растений

2

  1. Изучение строения бактерий, вызывающих болезни растений

2

  1. Изучение строения вирусов, вызывающих болезни растений

2

2

Патогенез и

динамика

инфекционных болезней  растений

  1. Болезни и вредители плодов

2

  1. Болезни и вредители экзотических плодов

2

  1. Болезни и вредители вегетативных овощей

2

  1. Болезни и вредители генеративных овощей

2

  1. Болезни и вредители зерновых культур

2

  1. Болезни и вредители семян и рассадочного материала

2

3

Система

защитных

мероприятий

  1. Изучение агротехнических методов защиты от болезней растений

2

  1. Изучение биологических методов защиты от болезней растений

2

  1. Изучение физических методов защиты от болезней растений

2

  1. Изучение химических методов защиты от болезней растений

2

Всего

28

2.5 Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Название разделов дисциплины

Тема самостоятельной работы

Виды СРС

Часы

1

Общие сведения о болезнях растений

  1. Задачи фитопатологии на данном этапе развития сельскохозяйственного производства
  1. Подготовка реферата

10

  1. Роль мероприятий по защите растений от болезней в получении высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур

10

2

Патогенез и динамика инфекционных болезней  растений

  1. Патологический процесс у растений, его роль и проявление

10

  1. Сущность, проявление и вредоносность болезней

10

3

Система защитных мероприятий

  1. Улучшающий отбор, фитопатологическая экспертиза

10

  1. Обеззараживание посевного материала

10

Всего:

60

2.6. Научно-исследовательская работа студентов

При изучении дисциплины предусматривается использование следующих видов научно-исследовательской работы студентов (НИРС):

  1. Научный реферат
  1. Выступления с докладом на научных студенческих конференциях
  1. Участие в научных студенческих конференциях без доклада (стендовый доклад)
  1. Публикация в сборниках студенческих научных работ

2.7 Фонд оценочных средств

Для установления соответствия уровня подготовки студентов требованиям рабочей программы дисциплины разработан фонд оценочных средств (устный опрос, тестовые задания, вопросы для подготовки к зачёту). Фонд оценочных средств представлен в Приложении 1.

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Основная литература

1. Боровков, М. Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства [Электронный ресурс] : учебник / М. Ф. Боровков, В. П. Фролов, С. А. Серко. – Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 480 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/5703.

3.2. Дополнительная литература

2. Евдохова, Л. Н. Товарная экспертиза [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Н. Евдохова, С. Л. Масанский. – Минск : Вышэйшая школа, 2013. - 332 с. – Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235582.

3. Никитин, И. Н. Организация ветеринарного дела. [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. Н. Никитин. – Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 288 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/5847.

3.3 Периодические издания

  1. «Ветеринария» ежемесячный научно-производственный журнал. 
  2. «Достижения науки и техники АПК» ежемесячный теоретический и научно-практический журнал.

3.4 Электронные издания

Научный журнал «АПК России» http: //www.rusapk.ru

3.5 Учебно-методические разработки

Учебно-методические разработки имеются на кафедре товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы, в научной библиотеке и в локальной сети Института ветеринарной медицины ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ:

Сайфульмулюков, Э.Р. Фитосанитарный контроль [Электронный ресурс]: Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза  (уровень высшего образования бакалавриат) / Э.Р. Сайфульмулюков. – Троицк, ЮУрГАУ, 2017. – 30 с. – Режим доступа:

3.6 Электронные ресурсы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет

1.  Южно-Уральский государственный аграрный университет [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – 2016. – Режим доступа: http://agroun.ru/.

2.  Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс] : федер. портал. – 2005-2016. – Режим доступа: http://window.edu.ru/.

3.  Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/.

4.  Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.

5.  Библиокомплектатор [Электронный ресурс] : электронно-библиотечная система. – Саратов, 2016. – Режим доступа: http://www.bibliocomplectator.ru/.

3.7 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. Программное обеспечение MS Windows, MS Office.

2. Информационная справочная система Техэксперт http://www.cntd.ru.

3.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень учебных лабораторий кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы:

1. Лекционная аудитория № VII, оснащенная мультимедийным комплексом (ноутбук HP 4520s P 4500, проектор Viewsonic, экран на треноге Da-Life Versatol).

2. Учебная лаборатория № 260 с набором оборудования для проведения практических занятий

Наименование оборудования

1

Центрифуга

2

рН-метр рН-150МИ

3

Электроды для определения рН плодов и овощей

4

Люминоскоп «Филин»

5

Фотоэлектроколориметр ФЭК-2

6

Рефрактометр ИРФ-454 Б2М

7

Лабораторная центрифуга СМ-6М

8

Микроскопы «Микмед»

9

Электронные весы KERN 442

10

Шкаф вытяжной

11

Шкаф с муляжами плодов и овощей, чая, кофе, пряностей и приправ


Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

текущего контроля и промежуточной аттестации

по дисциплине «Фитосанитарный контроль»

Уровень высшего образования: бакалавриат

Направление подготовки: 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Профиль подготовки: Производственный ветеринарно-санитарный контроль

Форма обучения: очная

Троицк, 2017 г.


Содержание

1 Планируемые результаты обучения (показатели сформированности компетенций)        14

2 Соответствие компетенций, формируемых при изучении       дисциплины, и видов контроля        14

3 Учебно-методические разработки, используемые для контроля         знаний, умений и навыков        14

4 Оценочные средства для проведения текущего контроля        14

4.1 Устный ответ на практическом занятии        14

4.2 Тестирование        16

4.3 Оценка самостоятельной работы студентов        17

5 Оценочные средства для проведения зачёта        17

6 Процедура проведения промежуточной аттестации        21


1 Планируемые результаты обучения (показатели сформированности компетенций)

Контролируемые

компетенции

ЗУН

знания

умения

навыки

ПК-1. Способность проводить ветеринарно-санитарную экспертизу сырья и продуктов животного происхождения и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения

Знать: методы  фитосанитарного контроля сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления

Уметь: осуществлять фитосанитарный контроль сырья и продуктов

растительного происхождения непромышленного изготовления

Владеть: умением проводить фитосанитарный контроль сырья и продуктов

растительного происхождения непромышленного изготовления

2 Соответствие компетенций, формируемых при изучении       дисциплины, и видов контроля

Перечень

компетенций

Виды контроля по разделам дисциплины

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

ПК-1

устный ответ на практическом занятии; тестовый опрос; оценка самостоятельной работы; зачёт

устный ответ на практическом занятии; тестовый опрос; оценка самостоятельной работы; зачёт

устный ответ на практическом занятии; тестовый опрос; оценка самостоятельной работы; зачёт

3 Учебно-методические разработки, используемые для контроля         знаний, умений и навыков

Сайфульмулюков, Э.Р. Фитосанитарный контроль [Электронный ресурс]: Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования бакалавриат) / Э.Р. Сайфульмулюков. – Троицк, ЮУрГАУ, 2017. – 30 с. – Режим доступа:

4 Оценочные средства для проведения текущего контроля

4.1 Устный ответ на практическом занятии

Устный ответ на практическом занятии используется для оценки качества освоения студентом образовательной программы по отдельным вопросам и/или темам дисциплины. Задания и вопросы для устных ответов заранее сообщаются обучающимся. Ответ оценивается оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Критерии оценки ответа доводятся до сведения обучающихся в начале занятий. Ответы обучающихся оцениваются по следующей шкале:

Шкала

Критерии оценивания

Оценка 5

(отлично)

-  студент полно усвоил учебный материал;

- показывает знание основных понятий темы, грамотно пользуется терминологией;

- проявляет умение анализировать и обобщать информацию,  навыки связного описания  явлений и процессов;

-  демонстрирует умение  излагать учебный материал в определенной логической последовательности;

-  показывает умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- демонстрирует сформированность и устойчивость знаний, умений и навыков;

-  могут быть допущены одна–две неточности при освещении второстепенных вопросов.

Оценка 4

(хорошо)

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет место один из недостатков:

- в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

-   в изложении материала допущены незначительные неточности.

Оценка 3

(удовлетворительно)

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, описании явлений и процессов, исправленные после наводящих вопросов;

- выявлена недостаточная  сформированность знаний, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации.

Оценка 2

(неудовлетворительно)

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание большей  или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий,  при использовании терминологии, в описании явлений и процессов, решении задач, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов;

- не сформированы компетенции, отсутствуют соответствующие знания, умения и навыки.

Отказ от ответа.

Оценка объявляется студенту непосредственно после устного ответа.

Вопросы и задания для контроля знаний обучающихся в форме устного

ответа на практических занятиях

Раздел 1. Общие сведения о болезнях растений

  1. Укажите на современные проблемы службы карантина растений.
  2. Какая структура карантинной службы в России?
  3. Какие задачи и функции ЕОКЗР?
  4. Укажите права должностных лиц, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль
  5. Какие полномочия представителей карантинной службы: первичный и вторичный досмотр импортируемых и экспортируемых грузов?
  6. Перечислите страны–участники Европейской Организации по карантину и защите растений.

Раздел 2. Патогенез и динамика инфекционных болезней растений

  1. Какие методы используют в исследований в карантине растений: лабораторные, вегетационные, полевые?
  2. Какие методики выявления и локализации карантинных вредителей, болезней и сорных растений?
  3. Возможности метода полимеразной цепной реакции (ПЦР анализа).
  4. В чем особенности прогнозирования развития глободероза картофеля в очагах золотистой картофельной нематоды?
  5. Укажите на проблемы связанные с новым карантинным вредителем – самшитовая огневка – инвазия на Черноморское побережье России.

Раздел 3. Система защитных мероприятий

  1. Особенности ГИС-технологии в практике карантина растений.
  2. Особенности ELISA–метод в практике карантина растений.
  3. Методы обнаружения фитопатогенных нематод.
  4. Результативность отбора нематодоустойчивых форм в гибридных популяциях картофеля.
  5. Методы обнаружения скрытого заражения карантинными и другими особо опасными вредителями посадочного и посевного материала.

4.2 Тестирование

Тестирование используется для оценки качества освоения обучающимися образовательной программы по отдельным разделам дисциплины. Тест представляет собой комплекс стандартизированных заданий, позволяющий автоматизировать процедуру измерения знаний и умений обучающихся. Студентам выдаются тестовые задания с формулировкой вопросов и предложением выбрать один правильный ответ из нескольких вариантов ответов. По результатам теста студенту выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Критерии оценки ответа обучающихся приведены в таблице.

Шкала

Критерии оценивания

(% правильных ответов)

Оценка 5 (отлично)

80-100

Оценка 4 (хорошо)

70-79

Оценка 3 (удовлетворительно)

50-69

Оценка 2 (неудовлетворительно)

менее 50

Критерии оценки ответа обучающихся доводятся до их сведения до начала тестирования. Результат тестирования объявляется обучающимся непосредственно после его сдачи.

4.3 Оценка самостоятельной работы студентов

Оценка самостоятельной работы студентов проводится в форме подготовки рефератов. Требования к подготовке самостоятельных работ представлены в методических рекомендациях:

Сайфульмулюков, Э.Р. Фитосанитарный контроль [Электронный ресурс]: Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования бакалавриат) / Э.Р. Сайфульмулюков. – Троицк, ЮУрГАУ, 2017. – 30 с. – Режим доступа:

5 Оценочные средства для проведения зачёта

Зачет является формой оценки качества освоения студентом образовательной программы по разделам дисциплины. По результатам зачета студенту выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено».

Шкала

Критерии оценивания

Оценка «зачтено»

знание программного материала, усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой дисциплины, правильное решение инженерной задачи (допускается наличие малозначительных ошибок или недостаточно полное раскрытие содержание вопроса, или погрешность непринципиального характера в ответе на вопросы).

Дополнительным условием получения оценки «зачтено» могут стать хорошие показатели в ходе проведения текущего контроля и систематическая активная работа на учебных занятиях.

Оценка «не зачтено»

пробелы в знаниях основного программного материала,  принципиальные ошибки при ответе на вопросы.

Зачет проводится в специально установленный период, предусмотренный учебным планом.

Зачет проводится в форме собеседования. Форма проведения зачета и критерии оценки ответа доводятся до сведения студентов до начала зачета.

Результат зачета объявляется студенту непосредственно после его сдачи, затем выставляется в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

Перечень вопросов к зачёту

  1. История создания и развития карантина растений в России.
  2. Наследие отечественных ученых в развитии и совершенствовании службы карантина растений
  3. Сбор, хранение и пересылка карантинных насекомых
  4. Сбор, хранение и пересылка фитопатогенных микроорганизмов
  5. Правила отбора и пересылки растительного материала для определения карантинных возбудителей болезней
  6. Правила отбора образцов семенного материала и транспортировки в карантинную лабораторию
  7. Возможные пути и способы заноса карантинных объектов на территории России
  8. Нормативная база фитосанитарного контроля
  9. Проблемы карантина, связанные с участием России в международных организациях, конвенциях, соглашениях
  10. Проблемы карантина, связанные с особенностью организации карантинных лабораторий, использованием приборов, оборудования, автотранспорта, наличии складских помещений.
  11. Особенности проведения научно-исследовательских работ с карантинными объектами
  12. Методы постановки лабораторных опытов по изучению карантинных вредителей
  13. Методы постановки опытов по изучению карантинных сорных растений
  14. Методы проведения учетов степени развития и распространения карантинных болезней
  15. Методы проведения учетов карантинных вредителей
  16. Методы проведения учетов карантинных сорных растений
  17. Методы расчета биологической эффективности защитных мероприятий
  18. Методы расчета хозяйственной эффективности защитных мероприятий
  19. Методы расчета экономической  эффективности защитных мероприятий
  20. Методы расчета экологической эффективности защитных мероприятий
  21. Методы расчета достоверности различий по вариантам опытов
  22. Методы идентификации карантинных возбудителей болезней
  23. Методы идентификации карантинных вредителей
  24. Методы идентификации карантинных сорных растений
  25. Система контроля карантинных вирусных болезней
  26. Лабораторная фитосанитарная экспертиза и её методы
  27. Методы выявления калифорнийской щитовки
  28. Методы выявления западного цветочного трипса
  29. Методы выявления рака картофеля
  30. Методы выявления индийской головни пшеницы
  31. Методы выявления карантинных болезней цветочных растений
  32. Методы количественного определения семян карантинных сорняков в почве
  33. Перечислить карантинные сорные растения, ограниченно распространенные в РФ.
  34. Структура карантина в России.
  35. Структура карантина в странах Ближнего Зарубежья.
  36. Определение карантина растений.
  37. Понятие о специфике работы службы карантина растений, его цели и задачи.
  38. Основные термины и определения в карантине растений.
  39. Современные проблемы службы карантина растений.
  40. Основные направления и перспективы развития карантина растений в современной России.
  41. Международное сотрудничество в области карантина растений
  42. Внешний карантин: определение, структура, функции.
  43. Внутренний карантин: определение, структура, функции.
  44. Порядок и особенности досмотра подкарантинной продукции
  45. Структура и функции фумигационных отрядов
  46. Права должностных лиц, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль
  47. Флаг, вымпел и опознавательный знак государственной службы карантина растений Российской Федерации.
  48. Форма одежды должностных лиц государственной службы карантина растений Российской Федерации.
  49. Финансирование государственной службы карантина растений Российской Федерации
  50. Лабораторные методы исследований в карантине растений.
  51. Вегетационные методы исследований в карантине растений.
  52. Полевые методы исследований в карантине растений
  53. Организация и сроки проведения обследований на выявление техасской корневой гнили.
  54. Мониторинг возбудителей болезней и сорняков, ограниченно распространенных на территории РФ
  55. Методы обследования и выявления организмов, ограниченно распространенных на территории РФ
  56. Методика выявления бурой гнили картофеля
  57. Методика обследования посевов кукурузы на выявление южного гельминтоспориоза
  58. Клещи, нематоды, слизни, грызуны – вредители растений.
  59. Возбудители болезней растений
  60. Иммунитет растений
  61. Методы борьбы с вредными организмами.
  62. Основные направления агротехнического метода борьбы с вредителями
  63. Основные направления биологического метода борьбы с вредителями.
  64. Принципы классификации пестицидов. Современные группы пестицидов.
  65. Способы применения пестицидов.
  66. Инсектициды и акарициды.
  67. Карантин растений. Основные принципы.
  68. Современная структура государственной службы по карантину растений России.
  69. Функции Россельхознадзора по карантину растений с карантинными лабораториями и фумигационными отрядами.
  70. Задачи и функции пограничных пунктов по карантину растений в морских и речных портах, на железнодорожных станциях и аэропортах, на главпочтамтах и шоссейных дорогах.
  71. Интродукционно-карантинные питомники, оранжереи и сортоучастки.
  72. Карантинные мероприятия, проводимые в питомниках, оранжереях и на сортоучастках.
  73. Роль агрономов по защите растений хозяйств в выполнении карантинных функций.
  74. Координирующая роль Всерроссийского научно-исследовательского института карантина растений (ВНИИКР).
  75. Обязанности и права работников государственной службы по карантину растений.
  76. Внешний и внутренний карантин.
  77. Структура карантинных мероприятий. Включение их в технологию выращивания культур.
  78. Международные организации: ФАО, ЕОЗР, МОББ и др.
  79. Принципы интегрированной системы защиты растений
  80. Многоядные вредители. Карантинные вредители. Меры борьбы
  81. Вредители и болезни зерновых злаков. Карантинные организмы. Меры борьбы
  82. Вредители и болезни бобовых культур. Карантинные организмы. Меры борьбы
  83. Вредители и болезни технических культур. Карантинные организмы. Меры борьбы
  84. Вредители и болезни сахарной свеклы. Карантинные организмы. Меры борьбы
  85. Вредители и болезни картофеля. Карантинные организмы. Меры борьбы
  86. Вредители и болезни овощных крестоцветных культур. Карантинные организмы. Меры борьбы
  87. Вредители и болезни томатов в защищённом грунте, меры борьбы с ними  
  88. Вредители и болезни огурцов в защищенном грунте. Карантинные организмы. Меры борьбы в защищенном грунте,
  89. Вредители и болезни плодовых культур. Карантинные организмы. Меры борьбы
  90. Вредители и болезни ягодников. Карантинные организмы. Меры борьбы

6 Процедура проведения промежуточной аттестации

При проведении зачета в аудиторию приглашается не более 4 студентов, которым задаются вопросы по всему пройденному на лабораторных занятиях материалу. Для подготовки ответа студентам отводится 10-15 минут, после чего они излагают подготовленный материал в устной форме. Во время ответа преподаватель может задавать студенту наводящие вопросы.

В то же время зачет может проводится в форме собеседования, при этом студенту задаются отдельные небольшие вопросы по всему практическому курсу дисциплины.

Студент, который не сдал зачет с первого раза, должен подготовиться и сдать его до экзаменационной сессии.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, могут сдавать экзамены в межсессионный период в сроки, установленные индивидуальным учебным планом. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.      


ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Номер изменения

Дата

Разделы с изменениями

Перечень и содержание откорректированных разделов рабочей программы


ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа дисциплины «Фитосанитарный контроль»:

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»__________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________