«Экспертиза и безопасность товаров» . Методические указания по изучению дисциплины, выполнению курсовой работы для студентов факультета заочного обучения по профилю ГВН.

Савостина Татьяна Владимировна

Методические указания и темы курсовых работ составлены в соответствии с программой  дисциплины «Экспертиза и безопасность товаров» по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования бакалавриат), профиль: государственный ветеринарный надзор на основе требований ФГОС ВО по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования -  бакалавриат), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1516 от 01.12.2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 36.03.01_zao_eib_tov_gvn_17.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

Кафедра товароведения
продовольственных товаров и
ветеринарно-санитарной экспертизы

Т.В. Савостина

 «Экспертиза и безопасность товаров»

Методические указания по изучению дисциплины,

выполнению курсовой работы для студентов факультета
заочного обучения

Уровень высшего образования бакалавриат

Направление подготовки: 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Профили подготовки: Государственный ветеринарный надзор

Форма обучения: заочная

Троицк  2017


УДК 619:614.31:637.5 (07)

ББК 48.171 я73

Утверждено на заседании кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы (протокол № 11 от  17 марта 2017 г.)

Зав.кафедрой товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы, доктор вет. наук, профессор

                       _____________  И.А. Лыкасова

Утверждено на заседании методической комиссии факультета заочного обучения (протокол № 5 от «30» марта 2017 г.)

Декан факультета _____________

Рецензент: Сайфульмулюков Э.Р., канд. вет. наук, доцент кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

Составитель: Т.В. Савостина, канд. вет. наук, ассистент кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

Савостина, Т.В. Экспертиза и безопасность товаров: методические указания по изучению дисциплины, выполнению курсовой работы для студентов факультета заочного обучения направления подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования бакалавриат), профили подготовки: государственный ветеринарный надзор / Т.В. Савостина. – Троицк: ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ, 2017.– 22 с.

Методические указания и темы курсовых работ составлены в соответствии с программой  дисциплины «Экспертиза и безопасность товаров» по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования бакалавриат), профили подготовки: государственный ветеринарный надзор на основе требований ФГОС ВО по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования -  бакалавриат), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1516 от 01.12.2016.

УДК 619:614.31:637.5 (07)

ББК 48.171 я73

© Федеральное государственное бюджетное образовательное

                                     учреждение высшего образования  «Южно-Уральский

                                     государственный аграрный университет»


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        4

1 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        5

1.1 Разделы дисциплины        5

1.2 Вопросы для экзамена        8

1.3 Рекомендуемая литература        10

1.4 Вопросы для курсовой работы        11

2 Требования к оформлению курсовой работы        12

2.1  Структура курсовой работы        12

2.2 Требования к оформлению курсовой работы        16

ПРИЛОЖЕНИЯ        20


        ВВЕДЕНИЕ

Бакалавр по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза должен быть подготовлен к научно-исследовательской,  производственной и организационно-управленческой деятельности.

Дисциплина «Экспертиза и  безопасность товаров» входит в Блок 1, относится к её вариативной части программы (Б1.В), является дисциплиной по выбору (Б1.В.ДВ 5.1).

Дисциплина «Экспертиза и  безопасность товаров» имеет междисциплинарные связи с последующими дисциплинами: «Фитосанитарный контроль», «Технологический контроль качества молока и молочных продуктов», «Технологический контроль качества мяса и мясных продуктов», «Ветеринарно-санитарный контроль на продовольственных рынках», «Радиационный контроль на продовольственных рынках».

        Цель изучения  дисциплины  –  формирование теоретических знаний и практических умений, необходимых для изучения дисциплин профессионального цикла; формирование практических навыков, необходимых для осуществления экспертизы и безопасности товаров на всех этапах товародвижения в соответствии с формируемыми компетенциями.

Учебные задачи дисциплины включают:

- изучение:  основных нормативно-правовых документов в области качества и безопасности пищевой продукции, пищевой ценности продуктов; основных видов экспертизы, методов и принципов товарной экспертизы; этапов проведения экспертизы, порядка оформления документов; требований к качеству продовольственных товаров, установленных в отечественных и международных стандартах; критериев, характеризующих безопасность и анализ степени риска, вызванного употреблением пищевых продуктов, содержащих ксенобиотики; классификации токсичных компонентов продуктов питания; возможных путей попадания токсичных соединений в пищевые продукты, механизмов неблагоприятных воздействий отдельных токсикантов на организм человека; государственных законов, нормативных документов, обеспечивающих безопасность сырья и технологии производства продукции; современных методов исследования безопасности сырья  и продукции; методологии исследований.

- формирование  практических навыков: определения основных видов загрязнений продовольственного сырья и продукции;  приемов экспертизы товарно-сопроводительных документов, подтверждающих безопасность, количество и качество товаров; проведения контроля за безопасностью сырья, пищевых продуктов и правилами оформления результатов испытаний; основных принципов и механизмов функционирования безопасности товаров.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Разделы дисциплины

№ п/п

Раздел дисциплины

1

Теоретические основы, организация и порядок проведения экспертизы товаров

2

Факторы загрязнения товаров ксенобиотиками химического и биологического происхождения

Раздел 1. Теоретические основы, организация и порядок проведения экспертизы

                   товаров

Вопросы программы раздела: основные понятия, цели, задачи  экспертизы и безопасности товаров. Порядок проведения и оформление результатов экспертизы. Виды экспертиз (экологическая, санитарно-гигиеническая, фитосанитарная и т.д.). Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. Товар как объект экспертизы (качество товара (понятие),  градация качества товаров, дефекты товаров).  Расшифровка маркировки продовольственных товаров. Методы экспертизы продовольственных товаров. Порядок проведения и оформление результатов экспертизы. Экспертиза качества и количества товаров. Факторы, формирующие и сохраняющие свойства товара.

Студент должен знать: основные термины и понятия в области экспертизы, её цели и задачи. Классификацию методов экспертизы; основные положения ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»,   методики проведения испытаний по органолептическим и физико- химическим показателям. Градации качества товара. Порядок проведения экспертизы и перечень документов, оформляемых в ходе экспертизы.

Уметь: использовать теоретические знания при проведении экспертизы товаров животного и растительного происхождения. Пользоваться нормативной документацией. Идентифицировать вид товара по содержанию маркировки. Правильно оформлять экспертные документы и решать ситуационные задачи.

Владеть: Терминологией в соответствии с национальными стандартами и ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011. Методами оценки экспертизы продуктов животного и растительного происхождения (органолептическими и физико-химическими методами исследований), методами идентификации экспертной документации.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем суть предмета, цели, задач и принципов экспертизы и безопасности товаров?
  2. Перечислите требования, предъявляемые к экспертам.
  3. Каковы права и обязанности экспертов?
  4. Какие виды экспертизы вы знаете?
  5. Какие экспертные учреждения существуют в РФ?
  6. В чем заключается классификация и сущность методов экспертизы продовольственных товаров?
  7. Перечислите этапы проведения экспертизы.
  8. Какие нормативно-правовые документы регламентируют безопасность пищевых продуктов?
  9. Дайте определение: «безопасность пищевых продуктов», «пищевая ценность», «биологическая ценность», «биологическая эффективность»,  «энергетическая ценность».
  10. В чем заключаются основы санитарно-эпидемиологической безопасности?
  11. Раскройте общую схему отбора проб пищевых продуктов для экспертизы.
  12. Как определить безопасность упаковки продовольственных товаров?
  13.  Кто или что является объектами, субъектами санитарно-гигиенической экспертизы?
  14.  Какие существуют разновидности санитарно-гигиенической экспертизы?
  15.  В чем суть и различие идентификационной экспертизы и экспертизы подлинности товаров?
  16.  На каких критериях основана классификация фальсификации?
  17.  В чем заключается  связь фальсификации с идентификацией?
  18.  В чем суть технологической и предреализационной фальсификации?
  19.  Дайте понятие «Качество товаров» (основные понятия, классификация свойств и показателей).
  20. Оценка качества товаров. Методы идентификации, оценки качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров.
  21. По каким критериям проводят градацию качества?
  22.  На чем основана классификация дефектов?
  23.  Дайте понятие гигиенической экспертизе товаров. Для чего она проводится?
  24. Что относится к факторам, формирующим качество товаров?
  25. Перечислите нормативные документы, устанавливающие требования к товарной информации. Маркировка товаров: назначение, виды, носители, составные элементы.

Раздел 2. Факторы загрязнения товаров ксенобиотиками химического и

                  биологического происхождения

Вопросы программы раздела: продовольственная безопасность и основные критерии ее оценки. Нормативно-законодательная основа безопасности пищевой продукции в РФ, факторы, определяющие государственную политику в области обеспечения химической и биологической безопасности. Основные пути загрязнения сырья и продуктов животного и растительного происхождения ксенобиотиками (меры токсичности веществ; токсичные элементы; контроль за содержанием токсичных элементов в пищевых продуктах; пестициды; удобрения; нитраты; антибиотики; регуляторы роста растений, гормональные препараты; радиоактивное загрязнение, применение ГМО). Безопасность товаров и  факторы ее обуславливающие. Биологические загрязнители (микробиологические показатели безопасности пищевых продуктов; санитарно-показательные микроорганизмы; условно-патогенные микроорганизмы; патогенные микроорганизмы; микотоксины; афлатоксины; трихотецены). Характеристика токсикоинфекций. Роль пищевых продуктов как первичных и вторичных объектов  инфицирования. Экспертиза безопасности товаров. Показатели безопасности продовольственных товаров.

        Студент должен знать: основные пути загрязнения сырья и продуктов животного и растительного происхождения, их негативное влияние на живой организм. Факторы, обуславливающие химическую и биологическую безопасность и критерии ее оценки. Требования основных нормативных документов, регламентирующих безопасность продовольственных товаров. Показатели безопасности продовольственных товаров. Значение лабораторных исследований сырья и продуктов животного и растительного происхождения. Случаи, при которых проводятся лабораторные исследования сырья и продуктов животного и растительного происхождения.

Уметь: использовать теоретические знания в оценке определения безопасности товаров животного и растительного происхождения, проводить лабораторные исследования продовольственных товаров, на основании результатов которых обосновывать их санитарно-гигиеническую оценку.

Владеть:  методами оценки экспертизы и безопасности продуктов животного и растительного происхождения, методиками лабораторного исследования экспертизы и безопасности продовольственных товаров.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Основные критерии оценки безопасности пищевых продуктов.
  2. Классификация ксенобиотиков химического и биологического происхождения.
  3. Допустимые уровни содержания ксенобиотиков в сельскохозяйственном сырье и в пищевых продуктах.
  4. Пути попадания токсичных веществ в пищевые продукты.
  5. Характеристика биологической активности и уровня токсичности отдельных видов ксенобиотиков. Виды и характер токсичного воздействия ксенобиотиков на организм человека.
  6. Радионуклиды. Классификация и характеристика радионуклидов. Пути попадания в пищевые продукты. Влияние на организм человека. Пути удаления из пищевых продуктов.
  7. Микробиологические критерии безопасности пищевых продуктов.
  8. Роль пищевых продуктов как первичных и вторичных источников инфицирования
  9. Пищевые инфекции. Значение пищевых продуктов в распространении пищевых инфекционных заболеваний.
  10. Характеристика токсигенности пищевых продуктов, определяемая жизнедеятельностью  микроорганизмов.
  11. Микробиологические показатели оценки санитарно-гигиенического состояния    пищевых продуктов.
  12. Характеристика санитарно-показательных, условно-патогенных, патогенных и микроорганизмы порчи, нормируемых ТР ТС 021/2011.
  13. Микотоксины. Характеристика основных видов микотоксинов. Нормирование содер/жания в пищевых продуктах.
  14. Чем отличаются пищевые токсикоинфекции от токсикозов?
  15. Назовите источники сальмонеллезной токсикоинфекции человека.
  16. Трансгенные продукты (генная инженерия и проблемы безопасности; трансгенное сырье: особенности использования и контроля; санитарно-гигиеническое нормирование; регистрация и маркировка ГМИ).
  17. Источником каких потенциально опасных веществ является пища?
  18. Каковы основные принципы радиозащитного питания?
  19. Перечислите основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья.
  20. По каким критериям оценивают  меры токсичности веществ?
  21. Какими метаболитами микробиологического загрязнения происходит загрязнение  пищевых продуктов?
  22. Каковы меры профилактики токсикозов и токсикоинфекций?
  23. Какие вещества входят в группу загрязнителей сельскохозяйственных ядохимикатов?
  24. Как осуществляется загрязнение  пищевых продуктов пестицидами? Дайте понятие, характеристику, классификацию пестицидов.
  25. Каковы основные факторы загрязнения тяжелыми металлами?
  26. Как осуществляется загрязнение  пищевых продуктов нитратами, нитрититами и нитрозоаминами  (понятие, характеристика?
  27. Как осуществляется загрязнение  пищевых продуктов регуляторами роста растений? Дайте понятие и харатеристику регуляторов роста растений.
  28. Как осуществляется загрязнение  пищевых продуктов удобрениями? Дайте понятие и харатеристику удобрений.


  1. Вопросы для экзамена

Теоретический блок

  1. Предмет, цели, задачи и принципы экспертизы и безопасности товаров.
  2. Пища как возможный источник и носитель потенциально опасных веществ.
  3. Основные принципы радиозащитного питания.
  4. Классификация и характеристика субъектов экспертизы.
  5. Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья.
  6. Требования, предъявляемые к экспертам. Права и обязанности экспертов.
  7. Меры токсичности веществ.
  8. Классификация экспертизы.
  9. Токсикозы и токсикоинфекции (понятие, характеристика возбудителей).
  10. Экспертные учреждения РФ.
  11. Загрязнение  пищевых продуктов метаболитами микробиологического загрязнения.
  12. Классификация и сущность методов экспертизы продовольственных товаров.
  13. Загрязнение  пищевых продуктов микотоксинами. Микотоксины (понятие, характеристика).
  14. Этапы проведения экспертизы.
  15. Меры профилактики токсикозов и токсикоинфекций.
  16. Понятие радиация, виды ионизирующих излучений. Механизм влияния на организм.
  17. Общая схема отбора проб продуктов для экспертизы.
  18. Основные факторы загрязнения токсичными элементами.
  19. Понятие экологической экспертизы. Экологическая маркировка.
  20. Токсиколого- гигиенические характеристики токсичных элементов.
  21. Объекты, субъекты и разновидности санитарно-гигиенической экспертизы.
  22. Группа загрязнителей сельскохозяйственных ядохимикатов.
  23. Идентификационная экспертиза, экспертиза подлинности товаров.
  24. Загрязнение  пищевых продуктов пестицидами (понятие, характеристика, классификация).
  25. Основные факторы загрязнения тяжелыми металлами.
  26. Классификация фальсификации и ее связь с идентификацией.
  27. Загрязнение  пищевых продуктов нитратами, нитрититами и нитрозоаминами  (понятие, характеристика).
  28. Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья.
  29. Ассортиментная фальсификация (пищевые и непищевые заменители, имитаторы, контрафакция).
  30. Загрязнение  пищевых продуктов регуляторами роста растений (понятие, харатеристика).
  31. Пища как возможный источник и носитель потенциально опасных веществ.
  32. Квалиметрическая фальсификация (добавки и пересортица).
  33. Загрязнение  пищевых продуктов удобрениями (понятие, характеристика).
  34. Генно-модифицированные и трансгенные организмы (понятия, методы определения).
  35. Количественная фальсификация, способы ее достижения.
  36. Загрязнение  пищевых продуктов диоксинами.
  37. Технологические способы снижения содержания полициклических ароматических углеводородов в пищевой продукции. Методы определения.
  38. Информационная фальсификация.
  39. Загрязнение  пищевых продуктов полициклическими ароматическими углеводородами.
  40. Технологические способы снижения содержания диоксинов в пищевой продукции. Методы определения.
  41. Технологическая фальсификация.
  42. Группа загрязнителей пищевых продуктов, применяемых в животноводстве.
  43. Радионуклиды  (понятие, характеристика, классификация).
  44. Предреализационная фальсификация.
  45. Загрязнение  пищевых продуктов антибиотиками.
  46. Качество товаров: основные понятия, классификация свойств и показателей.
  47. Загрязнение  пищевых продуктов сульфаниламидами  и нитрофуранами.
  48. Оценка качества товаров. Методы идентификации, оценки качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров. Градации качества, классификация дефектов.
  49. Загрязнение  пищевых продуктов гормональными препаратами.
  50. Технологические способы снижения остаточных количеств пестицидов в пищевом сырье и продуктах питания.
  51. Гигиеническая экспертиза товаров .
  52. Загрязнение  пищевых продуктов транквилизаторами и антиоксидантами.
  53. Современные методы определения микотоксинов в продуктах питания.
  54. Факторы, формирующие качество товаров.
  55. Радиоактивное загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов.
  56. Методы определения пестицидов в пищевой продукции.
  57. Факторы, сохраняющие качество товаров.
  58. Метаболизм чужеродных соединений.
  59. Методы определения нитратов и нитрозаминов в пищевой продукции.
  60. Условия и сроки хранения (годности) продовольственных товаров. Товарные потери сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров.
  61. Меры профилактики загрязнения  пищевых продуктов диоксинами.
  62. Приемка сырья и продовольственных товаров, контроль качества. Нормативная и техническая документация по приемке продовольственных товаров.
  63. Безопасность упаковки продовольственных товаров.
  64. Нормативные документы, устанавливающие требования к товарной информации. Маркировка товаров: назначение, виды, носители, составные элементы.
  65. Биобезопасность пищевой продукции и продовольственного сырья.
  66. Нормативные документы, устанавливающие требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.
  67. Оценка опасности пищевых продуктов.
  68. Суть способов пробоподготовки пищевых продуктов для определения токсичных элементов.
  69. Приемка продовольственных товаров по количеству и качеству.
  70. Методы исследования тяжелых металлов.
  71. Меры по предупреждению загрязнения ксенобиотиками зерновых культур и зернопродуктов.
  72. Штриховое кодирование товаров (системы, применение, структура кода).
  73. Микробиологические методы исследования мяса на наличие возбудителей кишечных инфекций. Схема исследования.
  74. Уровни, выделяемые в системе организации контроля за загрязнением продовольственного сырья и пищевых продуктов.
  75. Основные правила идентификации товаров и выявления дефектов и фальсификатов.
  76. Технологические способы снижения нитратов в пищевой продукции.

 Практический блок

  1. Определите допустимые уровни токсичных элементов,  микотоксинов  и радионуклидов в сыром молоке  по ТР ТС 021/2011.
  2. Определите допустимые уровни гигиенических показателей в рыбном фарше по ТР ТС 021/2011.
  3. Определите допустимые уровни микробиологических показателей  и радионуклидов в мясных полуфабрикатах  по ТР ТС 021/2011.
  4. Определите допустимые уровни токсичных элементов,  микотоксинов  и радионуклидов в пшенице  по ТР ТС 021/2011.
  5. Определите допустимые уровни токсичных элементов,  микотоксинов  и радионуклидов в пшенице  по ТР ТС 021/2011.
  6. Определите допустимые уровни токсичных элементов, пестицидов и радионуклидов в свежих овощах по ТР ТС 021/2011.
  7. Определите допустимые уровни санитарно-гигиенических показателей в замороженной  плодоовощной продукции  по ТР ТС 021/2011.
  8. Определите микробиологические показатели вареных колбас по ТР ТС 021/2011.
  9. Экспертиза и безопасность грибов. Определите допустимые уровни токсичных элементов и радионуклидов в свежих грибах по ТР ТС 021/2011.
  10. Экспертиза и безопасность типичных хлебов. Определите допустимые уровни токсичных элементов и радионуклидов в пшенице  по ТР ТС 021/2011.
  11. Экспертиза и безопасность плодов и овощей. Определите допустимые уровни токсичных элементов и радионуклидов в свежем картофеле по ТР ТС 021/2011.
  12. Экспертиза и безопасность мяса. Определите допустимые уровни микробиологических показателей в мясе по ТР ТС 021/2011.
  13. Экспертиза и безопасность свежей рыбы. Определите допустимые уровни токсичных элементов и радионуклидов в мороженой рыбе по ТР ТС 021/2011.
  14. Экспертиза и безопасность молока коровьего сырого. Определите допустимые уровни микробиологических показателей в сыром молоке по ТР ТС 021/2011.

  1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература

  1. Товароведение и экспертиза мяса птицы, яиц и продуктов их переработки. Качество и безопасность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. К. Мотовилов [и др.]. – Санкт-Петербург : Лань, 2016. — 320 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71724.
  2. Деликатная, И. О. Безопасность товаров (продовольственных) [Электронный ресурс] / И. О. Деликатная, И. Ю. Ухарцева. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 254 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136425
  3. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. А. Рогов, Н. И. Дунченко, В. М. Позняковский [и др.]. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 228 с. - (Питание). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57574.

б) Дополнительная литература

  1. Экспертиза специализированных пищевых продуктов. Качество и безопасность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. А. Маюрникова [и др.]. – Санкт-Петербург : Гиорд, 2016. — 448 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=69878.
  2. Другов, Ю. С. Контроль безопасности и качества продуктов питания и товаров детского ассортимента: практическое руководство [Электронный ресурс] / Ю. С. Другов, А. А. Родин. – Москва : Лаборатория знаний, 2015. — 443 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=66222.
  3. Экспертиза молока и молочных продуктов. Качество и безопасность [Электронный ресурс] / под общ. ред. В. М. Позняковского. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 480 с. - (Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57551
  4. Экспертиза хлеба и хлебобулочных изделий. Качество и безопасность [Электронный ресурс] / под ред. В. М. Поздняковского. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. - 288 с. - (Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57546
  5. Позняковский, В. М. Экспертиза мяса и мясопродуктов. Качество и безопасность [Электронный ресурс] / В. М. Позняковский. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 528 с. - (Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57534
  6. Экспертиза грибов. Качество и безопасность [Электронный ресурс] / Н. П. Кутафьева, В. И. Бакайтис, И. Э. Цапалова, В. М. Позняковский. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 288 с. - (Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57536

Периодические издания

  1. «Наука и жизнь» ежемесячный научно-популярный журнал.
  2. «Пищевая промышленность» ежемесячный научно-популярный журнал.
  3. «Молочная промышленность» ежемесячный научно-популярный журнал.
  4. «Мясная индустрия» ежемесячный научно-популярный журнал.
  5. «Ветеринария» ежемесячный научно-популярный журнал.

в) Интернет-ресурсы и электронные ресурсы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет

  1. Научный журнал «АПК России» http: //www.rusapk.ru
  2. Южно-Уральский государственный аграрный университет [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – 2016. – Режим доступа: http://agroun.ru/.
  3. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс] : федер. портал. – 2005-2016. – Режим доступа: http://window.edu.ru/.
  4. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
  5. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
  6. Библиокомплектатор [Электронный ресурс] : электронно-библиотечная система. – Саратов, 2016. – Режим доступа: http://www.bibliocomplectator.ru/.

  1. Вопросы для курсовой работы
  1. Экспертиза и безопасность  говядины.
  2. Экспертиза и безопасность  свинины.
  3. Экспертиза и безопасность мяса птицы.
  4. Экспертиза и безопасность  колбасных изделий.
  5. Экспертиза и безопасность  мясных рубленых полуфабрикатов.
  6. Экспертиза и безопасность  мясных полуфабрикатов в тесте.
  7. Экспертиза и безопасность  деликатесных продуктов из свинины.
  8. Экспертиза и безопасность  деликатесных продуктов из мяса птицы.
  9. Экспертиза и безопасность  безопасности мясных баночных консервов.
  10. Экспертиза и безопасность  безопасности пищевых яиц (или куриных или перепелиных).
  11. Экспертиза и безопасность  свежей рыбы (или живой или охлажденной или мороженой).
  12. Экспертиза и безопасность  соленой рыбы (или маринованной).
  13. Экспертиза и безопасность  сушеной рыбы (или вяленой).
  14. Экспертиза и безопасность  копченой рыбной продукции.
  15. Экспертиза и безопасность  рыбных пресервов.
  16. Экспертиза и безопасность  рыбных консервов.
  17. Экспертиза и безопасность  молока-сырья.
  18. Экспертиза и безопасность  питьевого молока.
  19. Экспертиза и безопасность  кисломолочных напитков.
  20. Экспертиза и безопасность  йогуртов.
  21.  Экспертиза и безопасность сметаны.
  22. Экспертиза и безопасность  творога (или творожных продуктов).
  23.  Экспертиза и безопасность  сыров (или сырных продуктов).
  24. Экспертиза и безопасность  мороженого.
  25. Экспертиза и безопасность  масла коровьего (или спредов или топленого масла).
  26. Экспертиза и безопасность  молочных консервов.
  27. Экспертиза и безопасность  сухого молока (или сухих сливок).
  28. Экспертиза и безопасность  меда.
  29. Экспертиза и безопасность  свежих овощей.
  30. Экспертиза и безопасность  свежих плодов.
  31. Экспертиза и безопасность  варенья.
  32. Экспертиза и безопасность  соленых овощей (или квашеных или маринованных).
  33. Экспертиза и безопасность  томатных продуктов (или кетчупов или томатной пасты).
  34. Экспертиза и безопасность  соковой продукции.
  35. Экспертиза и безопасность  муки.
  36. Экспертиза и безопасность  крупы (или рисовая или гречневая или пшенная и т.д.).
  37. Экспертиза и безопасность  макаронных изделий.
  38. Экспертиза и безопасность  хлеба (или хлебобулочных изделий).
  39. Экспертиза и безопасность  сухарных (или бараночных) изделий.
  40. Экспертиза и безопасность  картофельных чипсов.
  41. Экспертиза и безопасность  пищевых концентратов (или обеденные концентраты первых или вторых или сладких (третьих) блюд).
  42. Экспертиза и безопасность  майонезов (или майонезных соусов).
  43. Экспертиза и безопасность  растительных масел.
  44. Экспертиза и безопасность  кофе (или кофейных напитков или кофемиксов).
  45. Экспертиза и безопасность  алкогольной продукции.
  46. Экспертиза и безопасность  безалкогольных напитков.
  47. Экспертиза и безопасность  сухофруктов.
  48. Экспертиза и безопасность  черного байхового чая (или зеленого).
  49. Экспертиза и безопасность приправ.
  50. Экспертиза и безопасность  жареных семечек.

Тематика (номер темы) курсовой работы для конкретного студента определяется по его индивидуальному учебному шифру (Приложение А).

Студентами (по согласованию с преподавателем) может быть выбрана другая тематика курсовой работы.

2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

2.1  Структура курсовой работы

Структура курсовой работы должна соответствовать  приведенной ниже схеме, в которых дается логическая последовательность изложения отдельных разделов и примерного объема каждого из них:

Содержание………………………………………………………………..1стр

Введение……………………………………………………..….......….1-2 стр.

  1. Обзор литературы………………………………………………..10-12стр.

1.1  Общая характеристика товарной группы (химический   состав,    пищевая,   биологическая   и энергетическая ценность)

1.2 Классификация и ассортимент ….

1.3 Факторы, формирующие качество... 

1.4 Требования к качеству и безопасности …

1.5 Факторы, сохраняющие  качества….

1.6 Способы загрязнения ……. ксенобиотиками

  1.  Заключение к обзору литературы

2 Собственные исследования………………………………………..8-10 стр.

2.1  Материал и методика исследований……………………………2 – 3стр.

2.2  Результаты собственных исследований и их анализ………….5 – 9 стр.

2.2.1 Анализ упаковки и полноты маркировки……

2.2.2 Результаты  органолептических и физико-химических исследований…..

2.2.3 Результаты исследований показателей безопасности ….

Заключение…………………………………………………..……..….2-3 стр.

Выводы и предложения ………………………………………………….1стр.

Список использованной литературы………………………………....2-3 стр.

Приложение

Примечание: вместо …… продукт, выбранной для исследования группы продовольственных товаров.        

Общий объем работы – 27…35 страниц текста компьютерного набора или до 45 страниц рукописного текста, написанного четким, разборчивым подчерком.

Содержание разделов курсовой работы

Титульный лист является первой страницей. На титульном листе приводят  сведения об организации, в которой выполнялась работа, сведения о вышестоящей организации, соответственно соподчинению, название темы курсовой работы, фамилия и инициалы исполнителя, должность, ученая степень, ученое звание руководителя. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением А.

В содержании приводится перечень названий разделов, указываются страницы начала каждого раздела. Содержание следует за титульным листом.

Введение должно содержать краткую характеристику современного состояния исследуемого вопроса, актуальность темы, теоретическую и практическую значимость исследуемых задач. Введение следует заканчивать целью, согласно теме курсовой работы и задачами, поставленными для выполнения установленной цели.

Цель работы представляет собой ответ на вопрос, обозначенный в актуальности. Ошибочна формулировка цели в виде процесса «Изучение...». Цель можно формулировать как результат «Установление закономерностей ...», допускается начать формулировку цели со слов «выявление», «определение», «доказать» и т.п.

Задачи ставятся исходя из цели работы и носят исследовательский характер.

Например:

Цель курсовой работы: проведение сравнительной экспертизы и безопасности ультрапастеризованного молока, реализуемого в ТС «Монетка».

Задачи курсовой работы:

  1. Определить качество упаковки и полноту маркировки молока на соответствие нормативных документов;
  2. Провести экспертизу молока по органолептическим показателям на соответствие ТР ТС 033/2013;
  3. Провести экспертизу молока по физико-химическим показателям на соответствие ТР ТС  033/2013;
  4. Определить качество тепловой обработки молока;
  5. Определить содержание химических элементов в молоке;
  6. Обосновать полученные данные и дать рекомендации ….

  1. Обзор литературы. Литературный обзор не должен иметь формы простого изложения, а содержать анализ важнейших проблем, критический разбор и систематизацию отдельных мнений и положений авторов. В этом разделе излагаются современные представления по разрабатываемой проблеме на основе литературных данных (монографий, статей из журналов («Стандарты качества»; «Товаровед продовольственных товаров»)  и трудов, информационных листов, нормативных данных, инструкций, положений, законодательных актов) за последние 10 –15 лет.

Внутритекстовые отсылки на литературные источники из списка литературы оформляются единообразно по всей курсовой работе в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5-2008 и ГОСТ Р 7.0.11.2011.

Отсылка в конце цитаты заключается в квадратные скобки, внутри которых обозначаются инициалы и фамилия автора (авторов), порядковый номер, под которым источник обозначен в списке литературы, или год его издания, и номера страниц источника, на которые делается отсылка. Например: «…колбасные изделия идентифицируются по органолептическим и физико-химическим показателям. [К.М. Симонов, 23, с 15]» или «…нормируются показатели безопасности. [Б.Е. Немцов, 2015, с. 27-28]» или «…в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы. [В.А. Макаров, С.А. Иванова, 2012, с. 56]». Сначала пишутся инициалы, затем  фамилии авторов. Между инициалами авторов и фамилиями ставится пробел.  Отсылка ставится после точки в конце предложения. Если авторов литературного источника более двух, то через запятую пишутся инициалы и фамилии двух первых с добавлением сокращения «и др.»: «…специальные методы исследований мяса. [А.А. Степанов, Т.Н. Савельева и др., 2014, с. 75]»

Если отсылка на один и тот же литературный источник приводится несколько раз, или приводится на конкретный фрагмент текста, а в описании источника в списке литературы указано только общее количество страниц в нем, то в отсылке указываются инициалы и фамилия автора или авторов, порядковый номер источника в списке литературы (или год его издания) и страница (страницы), на которые ссылается автор курсовой работы: «…колбасные изделия идентифицируются по органолептическим и физико-химическим показателям. [В.С. Смирнов, 23, с. 213]» или «…показатели качества и безопасности баночных консервов. [И.В. Иванов, А.В. Никифоров, 2009, с. 23-24]». Перед цифрой (цифрами), указывающими номера страниц, ставится пробел. 

Отсылка внутри предложения оформляется следующим образом  «…По мнению А.А. Смирнова [54, с. 22], мясные продукты…» или «…По данным И.А. Лебедева, Т.Н. Голодец и др. [34, с. 45-46], исследование мяса на трихинеллез…» или  «…Как сообщает П.С. Белов [2009, с. 51], мясные товары классифицируются…» или «…Как следует из сообщения В.А. Степанова, В.В. Мартынова и др. [2013, с. 33], производство копченостей…».

Если в отсылке содержатся сведения о нескольких литературных источниках, то они разделяются точкой с запятой: [С.А. Пенкин, 3, с. 14; А.М. Некрасов, 12, с. 32; Д.А. Медведев, 22, с. 154-157] или [В.А. Леонович, 2010, с. 37; О.П. Невзоров, 2012, с. 35-38]. Авторы перечисляются в порядке, представленном в списке литературы, или по году издания.

В целях упрощения записи при отсылке на ГОСТы, ТУ, СанПиН допускается указывать только обозначение документа без указания его названия: «…определяли в соответствии с ГОСТ 5898-87 [С. 12] методом…» или «…в соответствии с СанПиН 2.3.2.1078-01 [С. 11-12] показатели безопасности колбас…».

В отсылке на интернет-ресурс в квадратных скобках указывается его электронный адрес: [URL: http://www. bestreferat.ru/referat-203933.html].

Обзор литературы должен быть систематизирован и составлен не менее, чем по 20 источникам литературы. В конце раздела необходимо обобщить изученный материал и сделать заключение по обзору литературы. 

Раздел «Собственные исследования» является практическим, при его выполнении нужно провести необходимые эмпирические, аналитические, практические исследования на примере конкретных групп товаров.

Собранные или полученные данные нужно будет проанализировать для формирования выводов и предложений.

Подраздел «Материал и методика исследований» должен включать подробную характеристику  исследуемого образца исследуемого товара (наименование, нормативный документ, по которому выпущено изделие, производитель, дата изготовления, срок годности, дата и место приобретения), а также краткое описание методик исследований со ссылкой на соответствующие нормативно-технические документы.

Например: «Исследования для курсовой работы были  проведены в ноябре 2016 г в лаборатории кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы и ИНИЦ ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ.

Объектами исследования были 4 образца полукопченой колбасы «Краковская» следующих торговых марок (приложение А):

Образец 1 - «Княжий сокольник» (Россия, г. Челябинск).

Образец 2 - «Ромкор» (Россия, Республика Башкортостан).

Образец 3 - «Мясное царство» (указать страну и город).

Образец 4 - «Лучшие колбасы» (указать страну и город).

Исследования проводились по следующей схеме:

  1. отбор проб колбасных изделий;
  2. органолептические исследования;
  3. физико-химические исследования;
  4. определение показателей безопасности.

Подраздел «Результаты собственных исследований и их анализ». В соответствии с целью, материалами и задачами курсовой работы студент анализирует изучаемую группу товаров или конкретного товара, проводит экспертизу и устанавливает наличие фальсификации, безопасность товаров.

Данный подраздел оформляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков с необходимыми пояснениями, в которых дается анализ качественных показателей продукта. Здесь студент должен показать собственное отношение к решаемой проблеме, технике проведения экспертизы, формированию рынка и конкурентоспособности товаров, совершенствованию их потребительских свойств, обнаружения различных видов фальсификаций и т.д. Исследования подтверждаются актами отбора проб (приложение Б) и протоколами испытаний по органолептическим и физико-химическим показателям (приложение В), в том числе по показателям безопасности: из ИНИЦ ФГБОУ ВО ЮУрГАУ (по содержанию  химических элементов, в т.ч. токсичных, радионуклидов), с кафедры микробиологии (по микробиологическим показателям).

В каждой главе следует приводить краткие выводы, что позволит четко сформулировать итоги каждого этапа работы.

Содержание раздела  «Заключение» должно касаться всех разделов работы в сжатой форме. Должен быть представлен анализ полученных данных в соответствии с поставленными целями и задачами, приведены необходимые пояснения, в которых дается анализ товарного ассортимента, предложения по его совершенствованию, результаты качественных показателей продукта и указывается соответствие (или несоответствие) его органолептических, физико-химических показателей, показателей безопасности требованиям соответствующего стандарта. В случае несоответствия показателей качества требованиям соответствующего стандарта указываются вероятные причины этого несоответствия.  Сведения из «Обзора литературы» используются для подтверждения основных выводов, сделанных по результатам собственных исследований.

Заключение по курсовой работе должно быть четким и конкретным, в котором по пунктам последовательно в соответствии с поставленными во введении задачами излагаются теоретические и практические результаты, выводы и предложения, характеризующие работу.

Выводы и рекомендации по результатам работы должны соответствовать материалу, изложенному в собственных исследованиях, задачам, поставленным во введении, пронумерованы и сформулированы кратко в виде тезисов, при этом оптимальное количество выводов - 4-5 (количество  задач = количеству выводов).

 При обнаружении фальсификации продукта делается вывод о возможных виновниках фальсификации. При выявлении не безопасной продукции решается вопрос о причинах их вызвавших и дальнейшего его использования.  Указываются  возможные последствия для виновного, предусмотренные в нашем законодательстве. На основании выводов даются рекомендации о принятии мер, направленных на  пресечение  на нашем рынке продукции не соответствующей требованиям НД.

Список использованной литературы должен включать не менее 20 литературных источников, включая нормативно-техническую документацию, периодические издания, интернет-ресурсы.

 Не допускается включать в список литературу, ссылки на которую отсутствуют в тексте курсовой работы. В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются источники литературы, использованные в курсовой работе. В первую очередь перечисляются работы, опубликованные на русском языке, после работы зарубежных авторов и тоже  в алфавитном порядке.  Все работы имеют сквозную нумерацию. Библиографические данные источников литературы указываются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.2003 (Приложение Г).

В приложении помещают материалы справочного или вспомогательного характера. Это могут быть большие таблицы, графики, анкеты, инструкции, сертификаты соответствия, заключения экспертизы, ассортиментный перечень, акт отбора проб, протокол исследования, копия нормативного документа, на основании которого производилась экспертиза качества и т.д. Приложения необходимо располагать в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слово «Приложение», затем следует буква, обозначающая его последовательность. Приложение обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё,З,И,О,Ч,Ь,Ы,Ъ. После этого следует заголовок приложения, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

2.2 Требования к оформлению курсовой работы

  1. Согласно «Положению о курсовом проектировании и выпускной квалификационной работе»  общий объем текстовой документации (в страницах) в зависимости от характера работы должен находиться пределах от 25 до 45, а общий объем обязательной графической документации (в  листах формата  А1) в пределах – 2.
  2. Курсовая работа выполняется машинописным текстом (шрифт TimesNewRoman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5).
  3. Работа должна быть написана на одной стороне белой бумаги формата А 4. Междустрочный интервал должен быть одинаковым по всей работе. Текст работы должен иметь разделы и подразделы в соответствии с оглавлением. Не допускать сокращения слов.
  4. Основная часть работы печатается основным текстом с одним интервалом между подразделами. Каждый раздел, начиная с «Введения», печатается с новой страницы. Все разделы располагаются в том же порядке, в каком они описаны в данной работе. Каждый раздел нумеруется. Разделы: «Введение, заключение, выводы и список использованной литературы» не нумеруются.
  5.  Разделы  должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Нумерация подразделов двойная:  номер раздела – разделительная точка – номер подраздела. Например: 2.1 или 2.4 и в конце номера раздела, подраздела точка не ставится. Переносы слов в заголовках разделов, подразделов  не допускаются. Точки в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
  6. Если текст подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всего раздела.
  7. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, применяя шрифты разной гарнитуры. Шрифт или рукописный текст должны быть четкими и нерасплывшимися.  
  8. Поля должны быть: левое  - 3 см; правое – 1,5 см; нижнее – 2,0 см; верхнее – 2 см.
  9. Страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, титульный лист должен быть включен в общую нумерацию, но номер на нем не ставят. На последующих страницах номер должен быть в середине нижней части листа без точки.
  10. Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах всего отчета, за исключением таблиц, приведенных в «Приложениях». Номер и название таблицы пишутся слева, без абзацного отступа. После слова «Таблица» знак «№» не ставится, после номера таблицы ставится тире, после названия таблицы точка не ставится.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.  Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Например:

Таблица _______  - _______________________

                 номер                         название

 

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу, и ее оформляют следующим образом:  

Таблица  _______ - ______________________

                                           номер                                      название

1

2

3

4

5

6

На следующей странице

Продолжение таблицы  ______

номер

1

2

3

4

5

6

Ссылка на таблицу в тексте оформляется словом «Таблица» и ее номером, например:  Таблица 1.

  1. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных страницах работы, включают в общую нумерацию страниц.
  2. Примечания приводят при необходимости пояснения содержания текста, таблиц(ы) или графического(их) материала(ов). Примечания помещают после материала, к которым они  относятся.     Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и дается пояснение с прописной буквы при этом примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание - ____________________________________

                                                                                         или

Примечания

1_______________________________________________

2_______________________________________________

3_______________________________________________

или

Показатель

Требования по ГОСТ1

Фактический результат

Внешний вид

Вкус

----

Примечание – 1- ГОСТ Р 52969-2008. Масло сливочное. Технические условия.

  1. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства или после математических знаков « плюс», «минус», причем знак в начале следующей строки повторяют. Для операции умножения применяют знак «×». Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении в строке.

Пример:                                                                   ( 1)

Ссылки в   тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример: « …….. в формуле (1)».

  1. Формулы и уравнения в работе должны иметь сквозную нумерацию. Допускается нумерация формул в пределах раздела, в этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.
  2. Если работа выполняется печатным способом, рекомендуется для набора формул и уравнений использовать программу Microsoft Equation 3.0.
  3. Иллюстрации располагают так, чтобы их  было удобно рассматривать без поворота текста и непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы  в курсовой работе имеют единое название – рисунок. Рисунки можно располагать на отдельных листах или в приложении. Рисунки также должны иметь сквозную нумерацию. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (например: Рисунок 1). Каждый рисунок должен сопровождаться названием и при необходимости - поясняющими данными. В этом случае слово «Рисунок» и его наименование помещают после поясняющих данных.

Например:

Рисунок 1 -  Пыльцевые зерна хлопчатника (Gossipium hirsutum L.)

  1. Слово «рисунок» и его наименование располагают по центру строки. При  ссылках на иллюстрации при сквозной нумерации следует писать « в соответствии с рисунком 1»;  при нумерации в пределах раздела «в соответствии с рисунком 1.1»  Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А 2……….  .
  2. Фотоснимки размером меньше формата А 4 должны быть наклеены на стандартные листы  белой бумаги.
  3. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слово «Приложение», затем следует буква, обозначающая его последовательность. Приложение обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е,З,И,О,Ч,Ь,Ы,Ъ.  После этого следует заголовок приложения, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой (по центру). Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.      

Курсовая работа, не соответствующая теме, неправильно или небрежно  оформленная, не засчитывается. При возврате курсовой работы студент дорабатывает её в соответствии с указанными замечаниями и вторично сдает на кафедру для проверки. В случае, если курсовая работа не сдана или не доработана, студент к экзамену по дисциплине не допускается.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Распределение вопросов для курсовой работы согласно

учебного шифра студента

Предпослед-

няя цифра шифра

Последняя цифра шифра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

3

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

4

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

5

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

8

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

9

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

0

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

В данном приложении приведены  номера вопросов, которые должны быть освещены в курсовой работе с учетом учебного шифра студента. Для  нахождения номеров вопросов  курсовой работы нужно в первой (заглавной) строке таблицы найти последнюю  цифру шифра. В клетке таблицы, находящейся  на месте пересечения  граф  «последняя -   и предпоследняя цифра шифра» указаны номера вопросов курсовой работы.


Приложение Б

Образец титульного листа курсовой работы

Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Южно-Уральский Государственный Аграрный Университет»

Институт ветеринарной медицины

    Кафедра товароведения
продовольственных товаров и
ветеринарно-санитарной экспертизы

Курсовая  работа

по дисциплине «Экспертиза и безопасность товаров»

на тему: _________________________________________

Выполнил (ла)  студент (ка) __ курса                                                                                                                           факультета  заочного обучения

направления подготовки 36.03.01

Ветеринарно-санитарная экспертиза, профили подготовки: государственный ветеринарный надзор 

____________________

(Ф.И.О.)

Шифр:

Проверил(а):

                                       

Троицк 20__    

Приложение В

Рекомендации по составлению и оформлению списка использованной

литературы (согласно ГОСТ 7.1-2003)

         Книга одного автора

Абелева, И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека / И. Ю. Абелева. – Москва : Логос, 2004. – 304 с.

        Книга двух-трех авторов 

Бергер, П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – Москва : Моск. филос. фонд, 1995. – 322 с.

Дунченко, Н. И. Управление качеством  в отраслях пищевой промышленности : учеб. пособие / Н. И. Дунченко, М. Д. Магомедов, А. В. Рыбин. – 2-е изд. - Москва : Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 212 с.

        Книга под заглавием или четырех и более авторов

Основы теории коммуникации : учебник / М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов [и др.] ; под ред. М. А. Василика. – Москва : Гардарики, 2006. – 615 с.

Товароведение и экспертиза продовольственных товаров : учебник / В. В. Шевченко, И. А. Ермилова, А. А. Вытовтов [и др.]. – Москва : ИНФРА, 2001. – 544 с.

        Если у литературного источника четыре и более авторов, то после названия упоминаются первые три и др.

        Статья из сборника трудов или глава из книги

Сиротинина, О. Б. Структурно-функциональные изменения в современном русском литературном языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов : материалы междунар. науч. конф. – Волгоград, 2007. – Т. 1. – С. 14-15.

Браславский П. И. Интернет как средство инкультурации и аккультурации / П. И. Браславский, С. Ю. Данилов // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности : монография : в 2 ч. / под общ. ред. Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой. – Воронеж, 2004. – Ч. 1, гл. 3. – С. 215-320.

        Статья из журнала 

Войскунский, А. Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. – 2001. – № 11. – С. 64-79.

Колеснов, А. Ю. Проблемы качества и аутентичности соков / А. Ю. Колеснов, Н. Ф. Орещенко, А. В. Берестень // Молочная промышленность. – 2008. – № 5. – С. 3-12.

Основные проблемы идентификации вареных колбасных изделий / Березина В. В. [и др.] // Товаровед продовольственных товаров. – 2016. – № 2. – С. 7-14.

Автореферат диссертации

Берлявский Л.Г. Влагосвязывающая способность говядины: автореф. дис. ... д-ра вет. наук / Берлявский Леонид Гариевич. – Ростов на Дону, 2014. – 46 с.

        Нормативно-технические документы

ГОСТ 21-94. Сахар-песок. Технические условия. – Взамен ГОСТ 21-78 ; введ. 01.01.97.– Москва : Стандартинформ, 2012. – 10 с.

СанПиН 2.3.2.1078-01. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5214/; (дата обращения: 12.10.2016).

Технический регламент Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» [Электронный ресурс] : Tsouz.ru [web - сайт]. – URL: http://www.tsouz.ru/db/techreglam/Documents/TR%20TS%20PishevayaProd.pdf; (дата обращения: 20.04.2016).

        Описание электронных ресурсов удаленного доступа

1.Орехов, С. И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности [Электронный ресурс] // Вестник Омского государственного педагогического университета : электронный научный журнал. – 2006. – Режим доступа: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf; (дата обращения: 06.05.2016).

2. Райкова, Е. Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы [Электронный ресурс] : учебник / Е. Ю. Райкова. – Москва : Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 412 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56306; (дата обращения: 06.05.2016).