РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКСПЕРТИЗА И БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ» Профиль ПВСК

Савостина Татьяна Владимировна

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза   (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1516 от 01.12.2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpd_eib_tov_3pvsk_17_20.20.docx83.33 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по учебной работе Института ветеринарной медицины

_________________ Р.Р. Ветровая

 «____»______________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКСПЕРТИЗА И БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ»

Уровень высшего образования - БАКАЛАВРИАТ

Направление подготовки: 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Профиль подготовки: Производственный ветеринарно-санитарный

контроль

Форма обучения: очная

Троицк 2017


Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза   (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1516 от 01.12.2016.

Составитель:        Т.В. Савостина, кандидат ветеринарных наук, ассистент кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы (протокол № 9 от 01.02.2017 г.)

Зав. кафедрой товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

И.А. Лыкасова, доктор ветеринарных наук, профессор

Прошла экспертизу в Методической комиссии факультета ветеринарной медицины «22» февраля 2017 г. (протокол № 8)

Рецензент А.Ш. Каримова, кандидат ветеринарных наук, доцент

Председатель методической комиссии факультета ветеринарной медицины

                                       

И.Ф. Хазимухаметова, доктор ветеринарных наук, профессор

Декан факультета ветеринарной медицины

И.А. Лыкасова, доктор ветеринарных наук, профессор


ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ        2

1.1 Цели освоения дисциплины        2

1.2 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО        2

1.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами (модулями)        2

1.4 Требования к результатам освоения содержания дисциплины        2

1.5 Формы контроля        2

1.6 Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине        2

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        2

2.1 Тематический план изучения дисциплины        2

2.2 Содержание разделов дисциплины        2

2.3 Лекционный курс        2

2.4 Лабораторные занятия        2

2.5 Самостоятельная работа студентов        2

2.6 НИР студентов        2

2.7 Фонд оценочных средств        2

3  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        2

3.1 Основная литература        2

3.2 Дополнительная литература        2

Периодические издания        2

3.4 Электронные издания        2

3.5 Учебно-методические разработки        2

3.6 Электронные ресурсы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет        2

3.7 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)        2

3.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины        2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        2

1 Планируемые результаты обучения (показатели                          сформированности компетенций)        2

2 Соответствие компетенций, формируемых при изучении  дисциплины, и видов контроля        2

3 Учебно-методические разработки, используемые для контроля знаний, умений и навыков        2

4 Оценочные средства для проведения текущего контроля        2

4.1 Устный ответ на лабораторном занятии        2

4.2 Тестирование        2

4.3 Оценка самостоятельной работы студентов        2

5 Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации        2

5.1 Экзамен        2

5.2 Курсовая работа        2

6 Процедура проведения промежуточной аттестации        2

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ        2

ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ        2


1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Цели освоения дисциплины

Бакалавр по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза должен быть подготовлен к научно-исследовательской,  производственной и организационно-управленческой деятельности.

Цель изучения  дисциплины  –  формирование теоретических знаний и практических умений, необходимых для изучения дисциплин профессионального цикла; формирование практических навыков, необходимых для осуществления экспертизы и безопасности товаров на всех этапах товародвижения в соответствии с формируемыми компетенциями. 

Учебные задачи дисциплины включают:

- изучение:  основных нормативно-правовых документов в области качества и безопасности пищевой продукции, пищевой ценности продуктов; основных видов экспертизы, методов и принципов товарной экспертизы; этапов проведения экспертизы, порядка оформления документов; требований к качеству продовольственных товаров, установленных в отечественных и международных стандартах; критериев, характеризующих безопасность и анализ степени риска, вызванного употреблением пищевых продуктов, содержащих ксенобиотики; классификации токсичных компонентов продуктов питания; возможных путей попадания токсичных соединений в пищевые продукты, механизмов неблагоприятных воздействий отдельных токсикантов на организм человека; государственных законов, нормативных документов, обеспечивающих безопасность сырья и технологии производства продукции; современных методов исследования безопасности сырья  и продукции; методологии исследований.

- формирование  практических навыков: определения основных видов загрязнений продовольственного сырья и продукции;  приемов экспертизы товарно-сопроводительных документов, подтверждающих безопасность, количество и качество товаров; проведения контроля за безопасностью сырья, пищевых продуктов и правилами оформления результатов испытаний; основных принципов и механизмов функционирования безопасности товаров.

1.2 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина «Экспертиза и  безопасность товаров» входит в Блок 1, относится к её вариативной части (Б1.В), является дисциплиной по выбору (Б1.В.ДВ 8.1).

1.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами (модулями)

Дисциплина «Экспертиза и  безопасность товаров» обеспечивает последующие дисциплины:  «Фитосанитарный контроль», «Технологический контроль качества молока и молочных продуктов», «Технологический контроль качества мяса и мясных продуктов».

1.4 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции :

Компетенция

Индекс

компетенции

Готовность осуществлять лабораторный и производственный ветеринарно-санитарный контроль качества сырья и безопасности продуктов животного происхождения и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения

ПК-2

1.5 Формы контроля

Контроль знаний проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

1. Текущая аттестация – оценка знаний и умений студентов – проводится постоянно на лабораторных занятиях с помощью устных опросов, тестов по пройденным темам, оценки самостоятельной работы студентов.

2. Промежуточная аттестация студента проводится в форме курсовой работы и экзамена (в форме собеседования).

1.6 Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине

Не используется.


2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Тематический план изучения дисциплины

п/п

Название разделов

дисциплины

Контактная работа

Всего

Самосто-ятельная работа

Всего
часов/ зач.ед.

Формы

контроля

Лекции

Лабораторные
занятия

Контроль самостоятельной работы

1.

Теоретические основы, организация и порядок проведения экспертизы товаров

12

18

2

32

23

55/1,5

Устный опрос,  тестирование, оценка самостоятельной работы

2.

Факторы загрязнения товаров ксенобиотиками химического и биологического происхождения

16

24

3

43

28

71/2,0

3.

Всего

28

42

5

75

51

126+54/1,5

180/5

Курсовая

работа,

экзамен

Распределение учебной нагрузки по семестрам

Виды учебной нагрузки

Очная форма

обучения

Семестр, часов / зач.ед.

7

Контактная работа, в т.ч.

75/2,1

  • лекции

28/0,8

  • лабораторные занятия

42/1,2

  • контроль СРС

5/0,1

Самостоятельная работа

51/1,4

Контроль

54/1,5

Экзамен,  курсовая работа

Общая трудоемкость

дисциплины

180/5,0


2.2 Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Название раздела

дисциплины

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)

Инновационные образовательные технологии

1

Теоретические основы, организация и порядок проведения экспертизы

товаров

Основные понятия, цели, задачи  экспертизы и безопасности товаров.

Товар как объект экспертизы

Расшифровка маркировки

продовольственных товаров.

Методы экспертизы продовольственных товаров.

Порядок проведения и оформление результатов экспертизы. Экспертиза качества и количества товаров.

Факторы, формирующие и сохраняющие свойства товара.

Изучение документов и решение ситуационных задач по проведению экспертизы и идентификации

ПК-2

Знать: Основные термины и понятия в области экспертизы, её цели и задачи. Классификацию методов экспертизы; основные положения ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»,   методики проведения испытаний по органолептическим и физико- химическим показателям. Градации качества товара. Порядок проведения экспертизы и перечень документов, оформляемых в ходе экспертизы.

Уметь: Пользоваться нормативной

документацией. Идентифицировать вид товара по содержанию маркировки. Правильно оформлять экспертные документы и решать ситуационные задачи.

Владеть: Терминологией в соответствии с национальными стандартами и ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011. Органолептическими и физико-химическими методами исследований, методами идентификации экспертной документации.

Лекции с презентациями, тестовый опрос, демонстрация слайдов, видеофильмов.

2

Факторы загрязнения товаров ксенобиотиками химического и биологического происхождения

Проблемы загрязнения товаров продукции.

Нормативно- законодательная основа безопасности пищевой продукции в России.

Гигиеническое регламентирование загрязнений пищевых продуктов.

Опасности пищевых веществ

Контроль загрязнения товаров микроорганизмами и их метаболитами

Контроль загрязнения товаров микотоксинами, токсичными элементами и гельминтами

Контроль загрязнения товаров соединениями, применяемыми в растениеводстве и животноводстве.

Контроль радиоактивного загрязнения сырья и технологического производства

Контроль безопасности пищевых добавок и ГМО

ПК-2

Знать: виды загрязнения товаров микроорганизмами и их метаболитами, микотоксинами, токсичными элементами и гельминтами; соединениями, применяемыми в растениеводстве и животноводстве, радиоизотопами; специфику распространения ГМО. Проблемы загрязнения товаров; нормативно-законодательную базу безопасности пищевой продукции в России; гигиеническое регламентирование загрязнений пищевых продуктов; опасности пищевых веществ.

Уметь: выявлять проблемы загрязнения товаров; использовать методы контроля загрязнения товаров микроорганизмами и их метаболитами, микотоксинами, токсичными элементами и гельминтами;

соединениями, применяемыми в растениеводстве и животноводстве, радиоизотопами пользоваться нормативно-законодательной базой по безопасности сырья и продукции в России (ТР ТС 021/2011); пользоваться гигиеническими регламентами сырья и пищевых продуктов; выявлять опасности пищевых веществ.

Владеть: нормативно-технической базой по безопасности товаров и продукции

Лекции с презентациями, тестовый опрос.


2.3 Лекционный курс

№ п/п

Название разделов дисциплины

Темы лекций

Трудоемкость

(часов)

1.

Теоретические и практические основы, организация и порядок проведения экспертизы

товаров

  1. Основные понятия, цели и задачи экспертизы

2

  1. Порядок проведения и оформление результатов экспертизы

2

  1. Порядок проведения и оформление результатов экспертизы (продолжение)

2

  1. Экологическая экспертиза

2

  1. Санитарно-гигиеническая экспертиза

2

  1. Санитарно-гигиеническая экспертиза (продолжение)  

2

2.

Факторы загрязнения товаров ксенобиотиками химического и биологического происхождения

  1. Основные пути загрязнения товаров

2

  1. Загрязнение товаров ксенобиотиками биологического происхождения

2

  1.  Загрязнение товаров ксенобиотиками биологического происхождения (продолжение)

2

  1. Загрязнение товаров химическими элементами

2

  1. Загрязнение товаров веществами и соединениями, применяемыми в растениеводстве

2

  1. Загрязнение товаров веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве

2

  1. Радиоактивное загрязнение сырья и пищевых продуктов

2

  1. Загрязнение сырья и пищевых продуктов  диоксинами и полициклическими ароматическими углеводородами

2

Всего

28

2.4 Лабораторные занятия

№ п/п

Название разделов дисциплины

Темы занятий

Трудоемкость

(часов)

1.

Теоретические и практические основы, организация и порядок проведения

экспертизы

товаров

  1. Товар как объект экспертизы

2

  1. Расшифровка маркировки продовольственных товаров

2

  1. Упаковка (маркировка, безопасность)

2

  1. Методы экспертизы. Освоение дегустации белых вин

2

  1. Изучение документов и решение ситуационных задач по проведению и оформлению экспертизы

4

  1. Экспертиза качества и количества товаров. Факторы, формирующие и сохраняющие качества товаров.

2

  1. Идентификация и фальсификация товаров

4

2.

Факторы загрязнения товаров ксенобиотиками химического и биологического происхождения

  1. Понятие биобезопасности пищевой продукции и продовольственного сырья. Посещение межкафедральной лаборатории

2

  1. Изучение методов исследования тяжелых металлов.

2

  1. Экспертиза и безопасность рыбы и рыбной продукции

2

  1. Микробиологические методы исследования мяса на наличие кишечных инфекций

4

  1. Изучение методов определения нитратов и нитрозаминов в продукции.

2

  1. Экспертиза и безопасность корнеклубнеплодов

2

  1. Пестициды и их токсиколого-гигиеническая характеристика  (методы определения).

2

  1. Экспертиза и безопасность зерна, крупы

2

  1. Радионуклиды и технологические способы снижения их содержания в пищевой продукции. Методы определения.

2

  1. Экспертиза и безопасность грибов и продуктов их переработки

2

  1. Проблемы экспертизы и безопасности товаров

2

ВСЕГО

42

2.5 Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Раздел

Темы СРС

Виды СРС

Часы

1

Теоретические и практические основы, организация и порядок проведения

экспертизы

товаров

  1. Концепция государственной политики в области здорового питания населения России и ее реализация.
  2. Нормативно-правовая база количественной экспертизы (Гражданский кодекс РФ ст. 465, 466, 483, 521; Инструкция по приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; закон «О радиационной безопасности населения»).
  3. Опасности, связанные с дисбалансом питательных веществ в рационе человека.
  4. Экспертиза некачественных и опасных пищевых продуктов

Оформление конспекта,

реферата

23

2

Факторы загрязнения товаров ксенобиотиками химического и биологического происхождения

  1. Проблемы безопасности новых источников продовольственного сырья. 
  2. Европейская система анализа опасностей по критически контрольным точкам НАССР и ISO.
  3. Природные и социальные токсиканты.
  4. Полимерные и другие материалы как возможный источник загрязнения пищевой продукции.
  5. Генномодифицированные организмы: мифы и реальность. Безопасность генномодифицированных организмов.

28

ВСЕГО

51

2.6 НИР студентов

При изучении дисциплины предусматривается использование следующих видов научно-исследовательской работы студентов (НИРС):

  1. Выступления с докладом (с презентацией) на научных студенческих конференциях;
  2. Участие в научных студенческих конференциях без доклада (стендовый доклад);
  3. Публикация в сборниках студенческих научных работ.

2.7 Фонд оценочных средств

Для установления соответствия уровня подготовки студентов требованиям рабочей программы дисциплины разработан фонд оценочных средств (вопросы для текущих опросов, темы и вопросы для самостоятельной работы, тестовые задания, вопросы для зачета). Фонд оценочных средств представлен в Приложении 1.


3  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Основная литература

  1. Товароведение и экспертиза мяса птицы, яиц и продуктов их переработки. Качество и безопасность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. К. Мотовилов [и др.]. – Санкт-Петербург : Лань, 2016. — 320 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71724.
  2. Деликатная, И. О. Безопасность товаров (продовольственных) [Электронный ресурс] / И. О. Деликатная, И. Ю. Ухарцева. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 254 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136425
  3. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. А. Рогов, Н. И. Дунченко, В. М. Позняковский [и др.]. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 228 с. - (Питание). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57574.

3.2 Дополнительная литература

  1. Экспертиза специализированных пищевых продуктов. Качество и безопасность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. А. Маюрникова [и др.]. – Санкт-Петербург : Гиорд, 2016. — 448 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=69878.
  2. Другов, Ю. С. Контроль безопасности и качества продуктов питания и товаров детского ассортимента: практическое руководство [Электронный ресурс] / Ю. С. Другов, А. А. Родин. – Москва : Лаборатория знаний, 2015. — 443 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=66222.
  3. Экспертиза молока и молочных продуктов. Качество и безопасность [Электронный ресурс] / под общ. ред. В. М. Позняковского. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 480 с. - (Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57551
  4. Экспертиза хлеба и хлебобулочных изделий. Качество и безопасность [Электронный ресурс] / под ред. В. М. Поздняковского. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. - 288 с. - (Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57546
  5. Позняковский, В. М. Экспертиза мяса и мясопродуктов. Качество и безопасность [Электронный ресурс] / В. М. Позняковский. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 528 с. - (Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57534
  6. Экспертиза грибов. Качество и безопасность [Электронный ресурс] / Н. П. Кутафьева, В. И. Бакайтис, И. Э. Цапалова, В. М. Позняковский. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 288 с. - (Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57536

Периодические издания

  1. «Наука и жизнь» ежемесячный научно-популярный журнал.
  2. «Пищевая промышленность» ежемесячный научно-популярный журнал.
  3. «Молочная промышленность» ежемесячный научно-популярный журнал.
  4. «Мясная индустрия» ежемесячный научно-популярный журнал.
  5. «Ветеринария» ежемесячный научно-популярный журнал.

3.4 Электронные издания

Научный журнал «АПК России» http: //www.rusapk.ru

3.5 Учебно-методические разработки

  1. Учебно-методические разработки имеются на кафедре товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы, в научной библиотеке и в локальной сети Института ветеринарной медицины ФГБОУ ВО Южно- Уральский ГАУ:

1. Савостина Т.В. Экспертиза и безопасность товаров [Электронный ресурс]:  методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, профиль подготовки: государственный ветеринарный надзор, производственный ветеринарно-санитарный контроль, уровень высшего образования бакалавриат / Т.В. Савостина. – Троицк: ЮУрГАУ, 2017. –           с.  - Режим доступа:

2. Савостина Т.В. Экспертиза и безопасность товаров [Электронный ресурс]: методические указания к выполнению курсовой работы для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, профиль подготовки: государственный ветеринарно-санитарный эксперт, производственный ветеринарно-санитарный контроль, уровень высшего образования бакалавриат / Т.В. Савостина. – Троицк: ЮУрГАУ, 2017. –  24 с.  -  Режим доступа:

3. Савостина Т.В.Тестовые задания контроля  знаний по дисциплине «Экспертиза и безопасность товаров» для студентов обучающихся по направлению подготовки: 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, профили подготовки: государственный ветеринарный надзор, производственный ветеринарно-санитарный контроль, уровень высшего образования бакалавриат / Т.В. Савостина. – Троицк: ЮУрГАУ, 2017. –        с.  -  Режим доступа:

3.6 Электронные ресурсы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет

  1. 1.  Южно-Уральский государственный аграрный университет [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – 2016. – Режим доступа: http://agroun.ru/.
  2. 2.  Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс] : федер. портал. – 2005-2016. – Режим доступа: http://window.edu.ru/.
  3. 3.  Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
  4. 4.  Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
  5. 5.  Библиокомплектатор [Электронный ресурс] : электронно-библиотечная система. – Саратов, 2016. – Режим доступа: http://www.bibliocomplectator.ru/.
  1. 3.7 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. Программное обеспечение MS Windows, MS Office.

2. Информационная справочная система Техэксперт http://www.cntd.ru.

3.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень учебных лабораторий кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы:

Перечень учебных лабораторий кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы:

1. Лекционная аудитория № VII, оснащенная мультимедийным комплексом (ноутбук HP 4520s P 4500, проектор Viewsonic, экран на треноге Da-Life Versatol).

2. Учебная лаборатория № 255 - Лаборатория по курсу «Ветеринарно-санитарная экспертиза и товароведение мяса и мясных продуктов» с набором оборудования для проведения лабораторных занятий.

Наименование оборудования

1

Центрифуга

2

рН-метр рН-150МИ

3

Электроды для определения рН плодов и овощей

4

Люминоскоп «Филин»

5

Фотоэлектроколориметр ФЭК-2

6

Рефрактометр ИРФ-454 Б2М

7

Лабораторная центрифуга СМ-6М

8

Микроскопы «Микмед»

9

Электронные весы KERN 442

10

Шкаф вытяжной

11

Шкаф с муляжами колбасных изделий и мясных продуктов.

12

Шкаф демонстрационный с образцами потребительской упаковки мясных и мясосодержащих консервов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине

«Экспертиза и безопасность товаров»

Уровень высшего образования - БАКАЛАВРИАТ

Направление подготовки:  36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Профиль подготовки: Производственный ветеринарно-санитарный надзор

Форма обучения: очная, заочная

Троицк, 2017

        Содержание

1 Планируемые результаты обучения (показатели                          сформированности компетенций)        2

2 Соответствие компетенций, формируемых при изучении  дисциплины, и видов контроля        2

3 Учебно-методические разработки, используемые для контроля знаний, умений и навыков        2

4 Оценочные средства для проведения текущего контроля        2

4.1 Устный ответ на лабораторном занятии        2

4.2 Тестирование        2

4.3 Оценка самостоятельной работы студентов        2

5 Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации        2

5.1 Экзамен        2

5.2 Курсовая работа        2

6 Процедура проведения промежуточной аттестации        2

        


1 Планируемые результаты обучения (показатели                          сформированности компетенций)

Контролируемые компетенции

ЗУН

знания

умения

навыки

ПК-2

Готовность осуществлять лабораторный и производственный ветеринарно-санитарный контроль качества сырья и безопасности продуктов животного происхождения и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения

Знать:  основные термины и понятия в области экспертизы,  контроля, их цели и задач; методики проведения испытаний; порядок проведения экспертизы и перечень документов, оформляемых в ходе экспертизы и контроля; гигиеническое регламентирование пищевых продуктов,  основные загрязнители  сырья,  пищевых продуктов, кормов ксенобиотиками.

Уметь: пользоваться нормативной документацией; правильно оформлять экспертные документы и решать ситуационные задачи; осуществлять лабораторный и производственный ветеринарно-санитарный контроль качества сырья и безопасности пищевых продуктов, кормов.

Владеть: терминологией в соответствии с национальными стандартами и ТР ТС; органолептическими и физико-химическими методами исследований, методами идентификации экспертной документации; нормативно-техничес-кой базой по безопасности сырья, пищевых продуктов, кормов, методами контроля качества и загрязнения товаров

2 Соответствие компетенций, формируемых при изучении
дисциплины, и видов контроля

Перечень

компетенций

Виды контроля по разделам дисциплины

Раздел 1

Раздел 2

ПК-2

устный ответ на лабораторном
занятии; тестовый опрос; оценка самостоятельной работы; курсовая работа, экзамен

устный ответ на лабораторном
занятии; тестовый опрос; оценка

самостоятельной работы; курсовая работа, экзамен

3 Учебно-методические разработки, используемые для контроля знаний, умений и навыков

1. Савостина Т.В. Экспертиза и безопасность товаров [Электронный ресурс]:  методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, профиль подготовки: государственный ветеринарный надзор, производственный ветеринарно-санитарный контроль, уровень высшего образования бакалавриат / Т.В. Савостина. – Троицк: ЮУрГАУ, 2017. –           с.  - Режим доступа:

2. Савостина Т.В. Экспертиза и безопасность товаров [Электронный ресурс]: методические указания к выполнению курсовой работы для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, профиль подготовки: государственный ветеринарно-санитарный эксперт, производственный ветеринарно-санитарный контроль, уровень высшего образования бакалавриат / Т.В. Савостина. – Троицк: ЮУрГАУ, 2017. –  24  с.  -  Режим доступа:

3. Савостина Т.В.Тестовые задания контроля  знаний по дисциплине «Экспертиза и безопасность товаров» для студентов обучающихся по направлению подготовки: 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, профили подготовки: государственный ветеринарный надзор, производственный ветеринарно-санитарный контроль, уровень высшего образования бакалавриат / Т.В. Савостина. – Троицк: ЮУрГАУ, 2017. –        с.  -  Режим доступа:

4 Оценочные средства для проведения текущего контроля

4.1 Устный ответ на лабораторном занятии

Устный ответ на лабораторном занятии используется для оценки качества освоения студентом образовательной программы по отдельным вопросам и/или темам дисциплины. Задания и вопросы для устных ответов заранее сообщаются обучающимся. Ответ оценивается оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Критерии оценки ответа доводятся до сведения обучающихся в начале занятий. Ответы обучающихся оцениваются по следующей шкале:

Шкала

Критерии оценивания

Оценка 5

(отлично)

-  студент полно усвоил учебный материал;

- показывает знание основных понятий темы, грамотно пользуется терминологией;

- проявляет умение анализировать и обобщать информацию,  навыки связного описания  явлений и процессов;

-  демонстрирует умение  излагать учебный материал в определенной логической последовательности;

-  показывает умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- демонстрирует сформированность и устойчивость знаний, умений и навыков;

-  могут быть допущены одна–две неточности при освещении второстепенных вопросов.

Оценка 4

(хорошо)

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет место один из недостатков:

- в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

-   в изложении материала допущены незначительные неточности.

Оценка 3

(удовлетворительно)

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, описании явлений и процессов, исправленные после наводящих вопросов;

- выявлена недостаточная  сформированность знаний, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации.

Оценка 2

(неудовлетворительно)

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание большей  или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий,  при использовании терминологии, в описании явлений и процессов, решении задач, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов;

- не сформированы компетенции, отсутствуют соответствующие знания, умения и навыки. Отказ от ответа.

Оценка объявляется студенту непосредственно после устного ответа.

Вопросы и задания для контроля знаний обучающихся в форме устного ответа на лабораторных занятиях

Раздел 1. Теоретические основы, организация и порядок проведения          экспертизы товаров

  1. В чем суть предмета, цели, задач и принципов экспертизы и безопасности товаров?
  2. Перечислите требования, предъявляемые к экспертам.
  3. Каковы права и обязанности экспертов?
  4. Какие виды экспертизы вы знаете?
  5. Какие экспертные учреждения существуют в РФ?
  6. В чем заключается классификация и сущность методов экспертизы продовольственных товаров?
  7. Перечислите этапы проведения экспертизы.
  8. В чем заключаются основы санитарно-эпидемиологической безопасности?
  9. Раскройте общую схему отбора проб пищевых продуктов для экспертизы.
  10.  Перечислите микробиологические показатели безопасности.
  11. Что такое гигиенические показатели безопасности? Приведите примеры.
  12. Какие радионуклиды нормируются в пищевых продуктов?
  13. Как определить безопасность упаковки продовольственных товаров?
  14.  Кто или что является объектами, субъектами санитарно-гигиенической экспертизы?
  15.  Какие существуют разновидности санитарно-гигиенической экспертизы?
  16.  В чем суть и различие идентификационной экспертизы и экспертизы подлинности товаров?
  17.  На каких критериях основана классификация фальсификации?
  18.  В чем заключается  связь фальсификации с идентификацией?
  19.  Что такое информационная фальсификация? Приведите примеры.
  20.  Что такое квалиметрическая (качественная) фальсификация? За счет каких способов она достигается?
  21. В чем суть количественной фальсификации? Способы ее достижения.
  22.  За счет каких способов осуществляется ассортиментная фальсификация?
  23.  К способам какой фальсификации относятся пищевые и непищевые заменители, имитаторы, контрафакция?
  24. К способам какой фальсификации относятся добавки и пересортица?
  25.  В чем суть технологической и предреализационной фальсификации?
  26.  Дайте понятие «Качество товаров» (основные понятия, классификация свойств и показателей).
  27. Оценка качества товаров. Методы идентификации, оценки качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров.
  28. По каким критериям проводят градацию качества?
  29.  На чем основана классификация дефектов?
  30.  Дайте понятие гигиенической экспертизе товаров. Для чего она проводится?
  31. Что относится к факторам, формирующим качество товаров?
  32. Что относится к факторам, сохраняющим качество товаров?
  33. Как осуществляется приемка сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров и контроль качества?
  34. Перечислите нормативную и техническую документацию по приемке продовольственных товаров.
  35.  Перечислите нормативные документы, устанавливающие требования к товарной информации. Маркировка товаров: назначение, виды, носители, составные элементы.
  36.  В чем заключается биобезопасность пищевой продукции и продовольственного сырья?
  37.  Какими нормативными документами устанавливаются требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов?
  38. Как осуществляется приемка продовольственных товаров по количеству и качеству?
  39.  Что такое штриховое кодирование товаров (системы, применение, структура кода)?
  40. Каковы основные правила идентификации товаров и выявления дефектов и фальсификатов?
  41. Дайте классификацию и характеристику субъектов экспертизы.

Раздел 2. Факторы загрязнения товаров ксенобиотиками химического                                и биологического происхождения

  1. Источником каких потенциально опасных веществ является пища?
  2. Каковы основные принципы радиозащитного питания?
  3. Перечислите основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья.
  4. Определите допустимые уровни токсичных элементов,  микотоксинов  и радионуклидов в молоке  по ТР ТС 021/2011.
  5. По каким критериям оценивают  меры токсичности веществ?
  6. Определите допустимые уровни гигиенических показателей в рыбном фарше по ТР ТС 021/2011.
  7. Дайте понятие «токсикозы и токсикоинфекции». Привидите примеры дайте характеристику возбудителей.
  8. Определите допустимые уровни микробиологических показателей  и радионуклидов в мясных полуфабрикатах  по ТР ТС 021/2011.
  9. Какими метаболитами микробиологического загрязнения происходит загрязнение  пищевых продуктов?
  10. Определите допустимые уровни токсичных элементов,  микотоксинов  и радионуклидов в пшенице  по ТР ТС 021/2011.
  11. Что такое микотоксины (понятие, характеристика)?
  12. Какие продукты загрязнены преимущественно микотоксинами В1?
  13. Какие продукты загрязнены  микотоксинами М1?
  14. Определите допустимые уровни токсичных элементов,  микотоксинов  и радионуклидов в пшенице  по ТР ТС 021/2011.
  15. Каковы меры профилактики токсикозов и токсикоинфекций?
  16. Перечислите источники загрязнения токсичными элементами?
  17. Определите допустимые уровни токсичных элементов пестицидов и радионуклидов в свежих овощах по ТР ТС 021/2011.
  18. Дайте понятие экологической экспертизы. С какой целью проводится данная экспертиза?
  19. Что такое экологическая маркировка? Приведите примеры.
  20. Дайте токсиколого- гигиеническую характеристику токсичных элементов.
  21. Определите допустимые уровни санитарно-гигиенических показателей в замороженной  плодоовощной продукции  по ТР ТС 021/2011.
  22. Какие вещества входят в группу загрязнителей сельскохозяйственных ядохимикатов?
  23. Определите микробиологические показатели вареных колбас по ТР ТС 021/2011.
  24. Как осуществляется загрязнение  пищевых продуктов пестицидами? Дайте понятие, характеристику, классификацию пестицидов.
  25. Каковы основные факторы загрязнения тяжелыми металлами?
  26. Как осуществляется загрязнение  пищевых продуктов нитратами, нитрититами и нитрозоаминами  (понятие, характеристика?
  27. Как осуществляется загрязнение  пищевых продуктов регуляторами роста растений? Дайте понятие и харатеристику РРР.
  28. Как осуществляется загрязнение  пищевых продуктов удобрениями? Дайте понятие и харатеристику удобрений.
  29. Дайте понятие генно-модифицированным и трансгенным организмам. В чем польза и вред ГМО и ТГО?
  30. Что такое диоксины? Перечислите представителей диоксинов и пути загрязнения пищевых продуктов диоксинами.
  31. Какие существуют технологические способы снижения содержания диоксинов в пищевой продукции?
  32. Как осуществляется загрязнение  пищевых продуктов полициклическими ароматическими углеводородами?
  33. Какие существуют технологические способы снижения содержания ПАУ в пищевой продукции?  Методы определения.
  34. Какие вещества входят в группу загрязнителей пищевых продуктов, применяемых в животноводстве?
  35. Дайте понятие «радионуклиды»  (понятие, харатеристика, классификация), «ионизирующее излучение».
  36. Каковы пути попадания антибиотиков в  пищевые продукты?
  37. По каким показателям осуществляется экспертиза и безопасность грибов?
  38.  Определите допустимые уровни токсичных элементов и радионуклидов в свежих грибах по ТР ТС 021/2011.
  39. К какой группе загрязнителей  пищевых продуктов относятся сульфаниламиды и нитрофураны?
  40. Каковы пути попадания  гормональных препаратов в пищевых продукты?
  41. Перечислите технологические способы снижения остаточных количеств пестицидов в пищевом сырье и продуктах питания.
  42. Каковы современные методы определения микотоксинов в продуктах питания?
  43. Как осуществляется радиоактивное загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов. Источники загрязнения.
  44. Каковы методы определения нитратов и нитрозаминов в пищевой продукции?
  45. Что такое товарные потери для сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров?
  46. Перечислите меры профилактики загрязнения  пищевых продуктов диоксинами.
  47. По каким показателям осуществляется экспертиза и безопасность плодов и овощей?
  48. Определите допустимые уровни токсичных элементов и радионуклидов в свежем картофеле по ТР ТС 021/2011.
  49. По каким показателям осуществляется экспертиза и безопасность мяса.
  50. Определите допустимые уровни микробиологических показателей в свежем мясе по ТР ТС 021/2011.
  51. По каким показателям осуществляется экспертиза и безопасность свежей рыбы.
  52. Определите допустимые уровни токсичных элементов и радионуклидов в мороженой рыбе по ТР ТС 021/2011.
  53. Оценка опасности пищевых продуктов.
  54. В чем суть способов пробоподготовки пищевых продуктов для определения токсичных элементов?
  55. Какими методами осуществляют исследование тяжелых металлов?
  56. Раскройте схему исследования мяса на наличие возбудителей кишечных инфекций.
  57. Каковы уровни, выделяемые в системе организации контроля за загрязнением продовольственного сырья и пищевых продуктов?
  58. Каковы технологические способы снижения нитратов в пищевой продукции?
  59. По каким показателям осуществляется экспертиза и безопасность молока коровьего сырого? Перечислите показатели безопасности молока.

4.2 Тестирование

Тестирование используется для оценки качества освоения обучающимися образовательной программы по отдельным разделам дисциплины. Тест представляет собой комплекс стандартизированных заданий, позволяющий автоматизировать процедуру измерения знаний и умений обучающихся. Студентам выдаются тестовые задания с формулировкой вопросов и предложением выбрать один правильный ответ из нескольких вариантов ответов. По результатам теста студенту выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Критерии оценки ответа обучающихся приведены в таблице.

Шкала

Критерии оценивания

(% правильных ответов)

Оценка 5 (отлично)

80-100

Оценка 4 (хорошо)

70-79

Оценка 3 (удовлетворительно)

50-69

Оценка 2 (неудовлетворительно)

менее 50

Критерии оценки ответа обучающихся доводятся до их сведения до начала тестирования. Результат тестирования объявляется обучающимся непосредственно после его сдачи.

Тестовые задания представлены в методической разработке:

Савостина Т.В.Тестовые задания контроля  знаний по дисциплине «Экспертиза и безопасность товаров» для студентов обучающихся по направлению подготовки: 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, профили подготовки: государственный ветеринарный надзор, производственный ветеринарно-санитарный контроль,  уровень высшего образования бакалавриат / Т.В. Савостина. – Троицк: ЮУрГАУ, 2017. –        с.  -  Режим доступа:

4.3 Оценка самостоятельной работы студентов

Оценка самостоятельной работы студентов проводится в форме подготовки конспектов, написания рефератов. Требования к подготовке самостоятельных работ представлены в методических рекомендациях:

Савостина Т.В. Экспертиза и безопасность товаров [Электронный ресурс]:  методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, профиль подготовки: государственный ветеринарный надзор, производственный ветеринарно-санитарный контроль, уровень высшего образования бакалавриат / Т.В. Савостина. – Троицк: ЮУрГАУ, 2017. –         с.  - Режим доступа:

5 Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации

5.1 Экзамен

Экзамен является формой оценки качества освоения студентом образовательной программы по разделам дисциплины. По результатам экзамена студенту выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».  Экзамен проводится в форме опроса по билетам. Экзаменационные билеты утверждаются на заседании кафедры и подписываются заведующим кафедрой. В билете содержатся три вопроса. Экзамен проводится в период экзаменационной сессии, предусмотренной учебным планом. Экзамен начинается в указанное в расписании время и проводится в отведенной для этого аудитории, указанной в расписании.

        Критерии оценки ответа студента (табл.), а также форма его проведения доводятся до сведения студентов до начала экзамена. Результат экзамена объявляется студенту непосредственно после его сдачи, затем выставляется в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Если студент берет второй билет, то оценка снижается на один балл. Повторная сдача экзаменов – по разрешению деканата.

Шкала

Критерии оценивания

Оценка 5

(отлично)

- студент полно усвоил учебный материал;

- показывает знание основных понятий дисциплины, грамотно пользуется терминологией;

- проявляет умение анализировать и обобщать информацию,  навыки связного описания  явлений и процессов;

- демонстрирует умение  излагать материал в определенной логической последовательности;

- показывает умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- демонстрирует сформированность и устойчивость знаний, умений и навыков;

- могут быть допущены одна–две неточности при освещении второстепенных вопросов.

Оценка 4

(хорошо)

- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет место один из недостатков:

 - в усвоении учебного материала допущены пробелы, не исказившие содержание ответа;

- в изложении материала допущены незначительные неточности.

Оценка 3

(удовлетворительно)

- знание основного программного материала в минимальном объеме, погрешности непринципиального характера в ответе на экзамене: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопросов;

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, описании явлений и процессов, исправленные после наводящих вопросов;

- выявлена недостаточная  сформированность знаний, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации.

Оценка 2

(неудовлетворительно)

- пробелы в знаниях основного программного материала, принципиальные ошибки при ответе на вопросы;

- обнаружено незнание или непонимание большей  или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий,  при использовании терминологии, в описании явлений и процессов, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов;

- не сформированы компетенции, отсутствуют соответствующие знания, умения и навыки.

Перечень вопросов к экзамену по дисциплине

«Экспертиза и безопасность товаров»:

  1. Предмет, цели, задачи и принципы экспертизы и безопасности товаров.
  2. Пища как возможный источник и носитель потенциально опасных веществ.
  3. Основные принципы радиозащитного питания.
  4. Классификация и характеристика субъектов экспертизы.
  5. Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья.
  6. Определите допустимые уровни токсичных элементов,  микотоксинов  и радионуклидов в сыром молоке  по ТР ТС 021/2011.
  7. Требования, предъявляемые к экспертам. Права и обязанности экспертов.
  8. Меры токсичности веществ.
  9. Определите допустимые уровни гигиенических показателей в рыбном фарше по ТР ТС 021/2011.
  10. Классификация экспертизы.
  11. Токсикозы и токсикоинфекции (понятие, характеристика возбудителей).
  12. Определите допустимые уровни микробиологических показателей  и радионуклидов в мясных полуфабрикатах  по ТР ТС 021/2011.
  13. Экспертные учреждения РФ.
  14. Загрязнение  пищевых продуктов метаболитами микробиологического загрязнения.
  15. Определите допустимые уровни токсичных элементов,  микотоксинов  и радионуклидов в пшенице  по ТР ТС 021/2011.
  16. Классификация и сущность методов экспертизы продовольственных товаров.
  17. Загрязнение  пищевых продуктов микотоксинами. Микотоксины (понятие, характеристика).
  18. Определите допустимые уровни токсичных элементов,  микотоксинов  и радионуклидов в пшенице  по ТР ТС 021/2011.
  19. Этапы проведения экспертизы.
  20. Меры профилактики токсикозов и токсикоинфекций.
  21. Понятие радиация, виды ионизирующих излучений. Механизм влияния на организм.
  22. Общая схема отбора проб продуктов для экспертизы.
  23. Основные факторы загрязнения токсичными элементами.
  24. Определите допустимые уровни токсичных элементов, пестицидов и радионуклидов в свежих овощах по ТР ТС 021/2011.
  25. Понятие экологической экспертизы. Экологическая маркировка.
  26. Токсиколого- гигиенические характеристики токсичных элементов.
  27. Определите допустимые уровни санитарно-гигиенических показателей в замороженной  плодоовощной продукции  по ТР ТС 021/2011.
  28. Объекты, субъекты и разновидности санитарно-гигиенической экспертизы.
  29. Группа загрязнителей сельскохозяйственных ядохимикатов.
  30. Определите микробиологические показатели вареных колбас по ТР ТС 021/2011.
  31. Идентификационная экспертиза, экспертиза подлинности товаров.
  32. Загрязнение  пищевых продуктов пестицидами (понятие, характеристика, классификация).
  33. Основные факторы загрязнения тяжелыми металлами.
  34. Классификация фальсификации и ее связь с идентификацией.
  35. Загрязнение  пищевых продуктов нитратами, нитрититами и нитрозоаминами  (понятие, характеристика).
  36. Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья.
  37. Ассортиментная фальсификация (пищевые и непищевые заменители, имитаторы, контрафакция).
  38. Загрязнение  пищевых продуктов регуляторами роста растений (понятие, харатеристика).
  39. Пища как возможный источник и носитель потенциально опасных веществ.
  40. Квалиметрическая фальсификация (добавки и пересортица).
  41. Загрязнение  пищевых продуктов удобрениями (понятие, характеристика).
  42. Генно-модифицированные и трансгенные организмы (понятия, методы определения).
  43. Количественная фальсификация, способы ее достижения.
  44. Загрязнение  пищевых продуктов диоксинами.
  45. Технологические способы снижения содержания полициклических ароматических углеводородов в пищевой продукции. Методы определения.
  46. Информационная фальсификация.
  47. Загрязнение  пищевых продуктов полициклическими ароматическими углеводородами.
  48. Технологические способы снижения содержания диоксинов в пищевой продукции. Методы определения.
  49. Технологическая фальсификация.
  50. Группа загрязнителей пищевых продуктов, применяемых в животноводстве.
  51. Радионуклиды  (понятие, характеристика, классификация).
  52. Предреализационная фальсификация.
  53. Загрязнение  пищевых продуктов антибиотиками.
  54. Экспертиза и безопасность грибов. Определите допустимые уровни токсичных элементов и радионуклидов в свежих грибах по ТР ТС 021/2011.
  55. Качество товаров: основные понятия, классификация свойств и показателей.
  56. Загрязнение  пищевых продуктов сульфаниламидами  и нитрофуранами.
  57. Экспертиза и безопасность типичных хлебов. Определите допустимые уровни токсичных элементов и радионуклидов в пшенице  по ТР ТС 021/2011.
  58. Оценка качества товаров. Методы идентификации, оценки качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров. Градации качества, классификация дефектов.
  59. Загрязнение  пищевых продуктов гормональными препаратами.
  60. Технологические способы снижения остаточных количеств пестицидов в пищевом сырье и продуктах питания.
  61. Гигиеническая экспертиза товаров .
  62. Загрязнение  пищевых продуктов транквилизаторами и антиоксидантами.
  63. Современные методы определения микотоксинов в продуктах питания.
  64. Факторы, формирующие качество товаров.
  65. Радиоактивное загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов.
  66. Методы определения пестицидов в пищевой продукции.
  67. Факторы, сохраняющие качество товаров.
  68. Метаболизм чужеродных соединений.
  69. Методы определения нитратов и нитрозаминов в пищевой продукции.
  70. Условия и сроки хранения (годности) продовольственных товаров. Товарные потери сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров.
  71. Меры профилактики загрязнения  пищевых продуктов диоксинами.
  72. Экспертиза и безопасность плодов и овощей. Определите допустимые уровни токсичных элементов и радионуклидов в свежем картофеле по ТР ТС 021/2011.
  73. Приемка сырья и продовольственных товаров, контроль качества. Нормативная и техническая документация по приемке продовольственных товаров.
  74. Безопасность упаковки продовольственных товаров.
  75. Экспертиза и безопасность мяса. Определите допустимые уровни микробиологических показателей в мясе по ТР ТС 021/2011.
  76. Нормативные документы, устанавливающие требования к товарной информации. Маркировка товаров: назначение, виды, носители, составные элементы.
  77. Биобезопасность пищевой продукции и продовольственного сырья.
  78. Экспертиза и безопасность свежей рыбы. Определите допустимые уровни токсичных элементов и радионуклидов в мороженой рыбе по ТР ТС 021/2011.
  79. Нормативные документы, устанавливающие требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.
  80. Оценка опасности пищевых продуктов.
  81. Суть способов пробоподготовки пищевых продуктов для определения токсичных элементов.
  82. Приемка продовольственных товаров по количеству и качеству.
  83. Методы исследования тяжелых металлов.
  84. Меры по предупреждению загрязнения ксенобиотиками зерновых культур и зернопродуктов.
  85. Штриховое кодирование товаров (системы, применение, структура кода).
  86. Микробиологические методы исследования мяса на наличие возбудителей кишечных инфекций. Схема исследования.
  87. Уровни, выделяемые в системе организации контроля за загрязнением продовольственного сырья и пищевых продуктов.
  88. Основные правила идентификации товаров и выявления дефектов и фальсификатов.
  89. Технологические способы снижения нитратов в пищевой продукции.
  90. Экспертиза и безопасность молока коровьего сырого. Определите допустимые уровни микробиологических показателей в сыром молоке по ТР ТС 021/2011.

5.2 Курсовая работа

Курсовая работа является продуктом, получаемым в результате самостоятельного планирования и выполнения учебных и исследовательских задач. Она позволяет оценить знания и умения студентов, примененные к комплексному решению конкретной производственной задачи, а также уровень сформированности аналитических навыков при работе с научной, специальной литературой, типовыми проектами, ГОСТ и другими источниками. Курсовая работа направлена на подготовку обучающегося к выполнению итоговой выпускной квалификационной работы. Согласно «Положению о курсовом проектировании и выпускной квалификационной работе»  общий объем текстовой документации (в страницах) в зависимости от характера работы должен находиться пределах от 25 до 45, а общий объем обязательной графической документации (в  листах формата  А1) в пределах – 2.

Шкала

Критерии оценивания

Оценка 5

(отлично)

Работа оформлена в соответствии с методическими указания к курсовым работам по данной дисциплине. Тема курсовой работы раскрыта полностью, имеются все необходимые разделы работы. Результаты экспертизы проанализированы в полном объеме, выводы обоснованны и соответствуют задачам. Список литературы и библиографические ссылки оформлены без замечаний.

Оценка 4

(хорошо)

Работа оформлена в соответствии с методическими указания к курсовым работам. Тема курсовой работы раскрыта полностью, имеются все необходимые разделы работы. Результаты экспертизы проанализированы в полном объеме, выводы обоснованны и соответствуют задачам. Автор допустил неточности в оформлении, мало ссылок в обзоре литературы, имеются неточности в оформлении списка литературы.

Оценка 3

(удовлетворительно)

Работа оформлена в соответствии с методическими указания к курсовым работам.  Тема курсовой работы раскрыта полностью, имеются все необходимые разделы работы. Однако, результаты экспертизы проанализированы не в полном объеме, но сделаны в меру обоснованные выводы. Автор допустил неточности в оформлении, мало ссылок в обзоре литературы, имеются неточности в оформлении списка литературы.

Оценка 2

(неудовлетворительно)

Работа оформлена в несоответствии с методическими указания к курсовым работам.  Тема курсовой работы нераскрыта, разделы работы не соответствуют методическим указаниям. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер.

Примерная тематика курсовых работ

Примерная тематика курсовых работ представлена в методической разработке:

Савостина Т.В. Экспертиза и безопасность товаров [Электронный ресурс]: методические указания к выполнению курсовой работы для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, профили подготовки: государственный ветеринарный надзор, производственный ветеринарно-санитарный контроль,  уровень бакалавриата / Т.В. Савостина. – Троицк: ЮУрГАУ, 2017. –  24 с.  -  Режим доступа:

6 Процедура проведения промежуточной аттестации

Аттестационное испытание по дисциплине в форме экзамена обучающиеся проходят в соответствии с расписанием сессии, в котором указывается время его проведения, номер аудитории, форма испытания, время и место проведения консультации, ФИО преподавателя.

Утвержденное расписание размещается на информационных стендах, а также на официальном сайте Университета.

Вопросы к экзаменам составляются на основании действующей рабочей программы дисциплины, и доводятся до сведения студентов не менее чем за 2 недели до начала сессии. Экзаменационные билеты составляются по установленной форме в соответствии с утвержденными кафедрой экзаменационными вопросами, и утверждаются заведующим кафедрой ежегодно.

В билете содержится не более трех вопросов.

Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения декана не допускается. В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным распоряжением заведующего кафедрой.

Оценка за экзамен выставляется преподавателем в аттестационную ведомость в сроки, установленные расписанием экзаменов. Оценка в зачетную книжку выставляется в день аттестационного испытания. Для проведения аттестационного мероприятия ведущий преподаватель лично получает в деканате аттестационные ведомости. После окончания экзамена преподаватель в тот же день сдает оформленную ведомость в деканат факультета.

При проведении устного аттестационного испытания в аудитории не должно находиться более восьми обучающихся на одного преподавателя.

При проведении устного экзамена студент выбирает экзаменационный билет в случайном порядке, затем называет фамилию, имя, отчество и номер экзаменационного билета.

Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения ведущего преподавателя справочной и нормативной литературой и непрограммируемыми калькуляторами. Время подготовки ответа при сдаче экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа - не более 15 минут. При подготовке к устному экзамену обучающийся, как правило, ведет записи в листе устного ответа, который затем (по окончании экзамена) сдается преподавателю.

Обучающийся, испытавший затруднения при подготовке к ответу по выбранному им билету, имеет право на выбор второго билета с соответствующим продлением времени на подготовку. При окончательном оценивании ответа оценка снижается на один балл. Выдача третьего билета не разрешается.

Если обучающийся явился на экзамен, и, взяв билет, отказался от прохождения аттестации в связи с неподготовленностью, то в аттестационной ведомости ему выставляется оценка «неудовлетворительно».

Нарушение дисциплины, списывание, использование обучающимися неразрешенных печатных и рукописных материалов, мобильных телефонов, коммуникаторов, планшетных компьютеров, ноутбуков и других видов личной коммуникационной и компьютерной техники во время аттестационных испытаний запрещено. В случае нарушения этого требования, преподаватель обязан удалить обучающегося из аудитории и проставить ему в ведомости оценку «неудовлетворительно».

Экзаменатору предоставляется право задавать обучающимся дополнительные вопросы в рамках программы дисциплины текущего семестра, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи, которые изучались на занятиях.

Выставление оценок, полученных при подведении результатов промежуточной аттестации, в аттестационную ведомость и зачетную книжку проводится в присутствии самого обучающегося. Преподаватели несут персональную ответственность за своевременность и точность внесения записей о результатах промежуточной аттестации в аттестационную ведомость и в зачетные книжки. Обучающиеся имеют право на пересдачу результатов освоения ими дисциплин.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, могут сдавать экзамены в межсессионный период в сроки, установленные индивидуальным учебным планом. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов сопровождающих.

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Номер изменения

Дата

Разделы с изменениями

Перечень и содержание откорректированных разделов рабочей программы


ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа дисциплины «Экспертиза и безопасность товаров»:

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»__________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________

одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.

Ведущий преподаватель _________________

Зав. кафедрой __________________________