Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов для обучающихся по специальности 36.05.01 Ветеринария

Мижевикина Анна Сергеевна

 Методические рекомендации содержат цели, задачи и требования к организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза», темы рефератов, вопросы для самоконтроля, список литературы (основной и дополнительной) и Интернет-ресурсов, вопросы к экзамену. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности Ветеринария, квалификация – ветеринарный врач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации55.71 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

А.С. Мижевикина

ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Методические рекомендации

по организации и  выполнению самостоятельной работы студентов

для обучающихся по специальности

36.05.01 Ветеринария

Уровень высшего образования специалитет

Форма обучения очная

Троицк  2017

УДК 619:614.31

ББК 48

В- 39

Утвержден на заседании Методической комиссии факультета ветеринарной медицины (протокол № 7 от  21.12.2016 г.)

Рецензент: Лыкасова И.А, доктор ветеринарных наук, профессор, заведующий кафедры незаразных болезней

Ветеринарно-санитарная экспертиза: Методические рекомендации по организации и  выполнению самостоятельной работы студентов для обучающихся по специальности 36.05.01 Ветеринария, уровень высшего образования специалитет, форма обучения очная / А.С. Мижевикина -Троицк, 2016.- 44с.

 Методические рекомендации содержат цели, задачи и требования к организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза», темы рефератов, вопросы для самоконтроля, список литературы (основной и дополнительной) и Интернет-ресурсов, вопросы к экзамену. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности Ветеринария, квалификация – ветеринарный врач.

УДК 619:614.31

ББК 48

© ФГБОУ ВО Южно-УральскийГАУ 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................4

1.Объем и виды учебной работы по дисциплине...............................................5

2. Тематика самостоятельной работы студентов по дисциплине...................6

3. Основные вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение................7

4.Составление конспекта......................................................................................16

5. Вопросы для зачета ..........................................................................................18

6. Вопросы для экзамена.......................................................................................21

Список использованной литературы ………………………….…….………28

Введение

        Цель дисциплины - формирование теоретических знаний и практических навыков по санитарно-гигиеническому контролю и ветеринарно-санитарной оценке продуктов животноводства и растениеводства.

        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить порядок ветеринарно-санитарной экспертизы на различных этапах технологического цикла производства продуктов животноводства;
  • знать механизмы развития болезней в организме и оценивать степень опасности продуктов для человека;
  • знать предубойные и послеубойные признаки болезни ,
  • принимать верное решение по  экологически безопасной утилизации трупов и хозяйственному использованию вторичного сырья;
  • знать методы судебной ветеринарно-санитарной экспертизы для проведения в необходимых случаях экспертизы.

        Место дисциплины в структуре ОПОП:

        Дисциплина «Ветеринарно-санитарная экспертиза» относится к базовым дисциплинам.

        Приступая к изучению дисциплины студенты должны:

 

        знать: особенности биологии отдельных видов сельскохозяйственных животных, общие закономерности и видовые особенности строения животных в возрастном аспекте; закономерности осуществления физиологических процессов и функций и их качественное своеобразие в организме разных видов животных, механизмы их нейрогуморальной регуляции, понятия о нозологии и этиологии болезней,  патогенез типовых патологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных; основные генетические аномалии у различных видов, классификацию лекарственных средств, их фармакокинетику, фармакодинамику, особенности применения при различных физиологических состояниях у животных; особенности топографической и клинической анатомии животных, патологическую анатомию основных заболеваний животных.

        уметь: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с биофизической точки зрения, грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с точки зрения общебиологической и экологической науки; использовать знания физиологии при оценке состояния животного;

        владеть: знаниями об основных физических, химических и биологических законах и их использовании в ветеринарии; методами оценки топографии органов и систем организма; навыками по исследованию физиологических констант функций.

        Процесс изучения дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза» направлен на формирование следующих компетенций:

  • иметь понятие о перечне с/х животных и птиц, а также диких животных, являющихся сырьем для производства мяса и мясопродуктов;
  • разбираться в проблемах ветеринарно-санитарного контроля к продукции сыро-животного происхождения, а также знания основ технологии и стандартизации продуктов животноводства;
  • иметь понятие о ветеринарно-санитарных требованиях при различных болезнях животных, птиц.

        Самостоятельные занятия студентов как вид учебной деятельности – весьма индивидуальный процесс. Кроме того, он предполагает и элементы управления, которые могут осуществляться как во время аудиторных занятий, так и во время самостоятельных занятий.

1.Объем и виды учебной работы по дисциплине

Вид учебной нагрузки

        Очное обучение

Заочное обучение

очно-заочное обучение

Всего

семестры

Всего

Семестры

всего

Семестры

7

8

7

8

8

9

Контактная работа

137

108

180

28

14

14

76

38

38

В т.ч. лекции

48

18

30

12

6

6

30

12

18

Лабораторные занятия

76

36

40

20

8

8

46

26

20

КСР

13

5

8

Самостоятельная работа

124

49

75

238

130

130

194

142

70

Контроль

Зачет,

курсо-

вая

Экза

мен

Зачет

Курсо

вая

Экзамен

Зачет

Кур

совая

Экза

мен

Общая  трудоемкость дисциплины

288

108

180

288

144

144

288

180

108

2. Тематика самостоятельной работы студентов по дисциплине

п\п

Название

Раздела

Очное обучение

Вид контроля

1

Понятие об убойных животных. Технология первичной переработки скота. ВСЭ субпродуктов,  и технического сырья

40

Устный опрос по конспекту

2

ВСЭ молока и молочных продуктов

40

Устный опрос по конспекту

3

ВСЭ  растительных продуктов  и других подконтрольных госветслужбе продуктов и товаров

40

Подготовка к тестированию

4

Научно-исследовательская работа

4

Устный ответ

5.

Итого

124

        

п\п

Название

Раздела

Заочное / очно-заочное обучение

Вид контроля

1

Понятие об убойных животных. Технология первичной переработки скота. ВСЭ субпродуктов,  и технического сырья

80/40

Собеседование по

конспекту

2

ВСЭ молока и молочных продуктов

60/60

Собеседование по

конспекту

3

ВСЭ  растительных продуктов  и других подконтрольных госветслужбе продуктов и товаров

80/80

Подготовка к тестированию  

4

Научно-исследовательская работа

18/14

Собеседование по конспекту

5.

Итого

238/194

Самостоятельные занятия студентов относятся к основным видам учебных занятий в вузе, в процессе которых студенты, руководствуясь непосредственной помощью преподавателя или соответствующей методической литературой и выполняя учебные задания преподавателя, самостоятельно совершенствуют свои знания, умения и опыт творческой деятельности, приобретенные на аудиторных занятиях.

3.Основные вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение:

Раздел  1. Понятие об убойных животных. Технология первичной переработки скота. ВСЭ субпродуктов,  и технического сырья

     Изучение стандартов на все виды мяса (конину, говядину, баранину, свинину, крольчатину, мясо птицы)

        Изучение расположения лимфоузлов на тушах разных видов животных

Порядок составления конспекта см. п. 4.

Вопросы для контроля знаний в устной форме

  1. Перечислите случаи, при которых убой животных на мясо запрещен.
  2. По каким визуальным признакам можно определить степень обескровливания мяса?
  3. Какие лабораторные методы определения степени обескровливания мяса Вы знаете?
  4. Какие биохимические показатели определяют при биохимическом исследовании мяса вынужденно убитых животных?
  5. Какова величина рН мышечной ткани больных и убитых в агональном состоянии животных?
  6. Что характеризует коэффициент «кислотность-окисляемость» мяса? Каково его значение для мяса здорового, больного, убитого в агональном состоянии животного?
  7. Какие показатели определяются при бактериоскопическом исследовании мяса?
  8. Дайте характеристику мазка-отпечатка мяса больного животного.
  9. Какие способы обезвреживания мяса Вы знаете?
  10. Назовите режимы, при которых проводится проварка мяса.
  11. В каких случаях определяется видовая принадлежность мяса?
  12. Какие виды фальсификаций мяса Вы знаете?
  13. Какие показатели определяются при органолептическом исследовании мяса?
  14. Как проводится проба варкой?
  15. Какие дополнительные приемы, применяемые при установлении запаха мяса Вы знаете?
  16. Какие лабораторные методы определения видовой принадлежности мяса Вы знаете?
  17. Мышечная ткань каких видов животных состоит их тонких и длинных пучков волокон?
  18. От чего зависит коэффициент рефракции жира?
  19. В мышечной ткани каких животных содержание гликогена более 1 %?
  20. В чем сущность реакции преципитации?

Рекомендуемая литература:

  1. Пронин В. В. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства. Практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. В Пронин., С.П. Фисенко. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2012. — 239 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3738
  2. Боровков, М.Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства [Электронный ресурс] : учебник / М.Ф. Боровков, В.П. Фролов, С.А. Серко. — СПб. : Лань, 2013. — 476 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45654
  3. Сборник нормативно-правовых документов по ветеринарно-санитарной экспертизе мяса и мясопродуктов [Электронный ресурс]:учебное пособие/сост В.Г.Урбан.- Санкт-Петербург:Лань,2010.-84с.Режимдоступа:http^//lanbook/com/books/element.php/pll_id=395.
  4. ГОСТ Р 54315-2011. Крупный рогатый скот для убоя. Говядина и телятина в тушах, полутушах  и четвертинах. Технические условия.
  5. ГОСТ Р 52843-2007. Овцы и козы для убоя. Баранина, ягнятина и козлятина в тушах. Технические условия.
  6. ГОСТ Р 53221 -2008. Свиньи для убоя. Свинина в тушах и полутушах. Технические условия.
  7. ГОСТ  Р 52702-2006. Мясо кур. (Тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части). Технические условия.

Интернет-ресурсы:

  1. Единое окно доступа к учебно-методическим разработкам http://юургау.рф/about/library/lib-res/detail.php 
  2. ЭБС «Лань» http://e.lanbook.com/ 
  3. Университетская библиотека ONLINE http://biblioclub.ru/ 

Раздел 2. ВСЭ молока и молочных продуктов.

Технология производства кисломолочных продуктов. Особенности контроля качества кисломолочных продуктов. Особенности технологии и контроля качества спиртосодержащих молочных продуктов

Порядок составления конспекта см. п. 4.

Вопросы для контроля знаний в устной форме

  1. Какие документы необходимо иметь при сдаче партии молока на молокозавод?
  2. Что такое молоко-сырье?
  3. Какие показатели определяются при органолептическом исследовании молока?
  4. В чем суть сернокислотного метода определения массовой доли жира в молоке?
  5. Каков порядок внесения поправки в показатель плотности молока, имеющего температуру, отличную от 20 °С?
  6. В чем суть метода определения группы чистоты молока?
  7. В чем суть редуктазного метода определения бактериальной обсемененности молока?
  8. Какие виды фальсификаций молока Вы знаете?  Способы их распознавания.  
  9. В каких случаях молочные продукты подлежат ветеринарно-санитар-ной экспертизе?
  10. Правила отбора проб молочных продуктов.
  11. Какие органолептические показатели определяют при ветеринарно-санитарной экспертизе молочных продуктов?
  12. Опишите органолептические показатели доброкачественной сметаны и сливок.
  13. Какие показатели определяют при лабораторных исследованиях молочных продуктов?
  14. Как определяется массовая доля влаги в твороге?
  15. В каких молочных продуктах определяется массовая доля поваренной соли?
  16. В каких случаях молочные продукты не допускаются к реализации?

Рекомендуемая литература:

  1. Пронин В. В. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства. Практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. В Пронин., С.П. Фисенко. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2012. — 239 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3738
  2. Боровков, М.Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства [Электронный ресурс] : учебник / М.Ф. Боровков, В.П. Фролов, С.А. Серко. — СПб. : Лань, 2013. — 476 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45654
  3. 3.Сборник нормативно-правовых документов по ветеринарно-санитарной экспертизе мяса и мясопродуктов [Электронный ресурс]:учебное пособие/сост В.Г.Урбан.- Санкт-Петербург:Лань,2010.-84с.Режимдоступа:http^//lanbook/com/books/element.php/pll_id=395.
  4. 1.Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. А. Лыкасова [и др.]. – Санкт-Петербург : Лань, 2015. — 304 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=61365
  5. 2.Смирнов, А.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии молока и молочных продуктов [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб. : ГИОРД, 2013. — 136 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=58744
  6. 5.Смирнов, А.В. Практикум по ветеринарно-санитарной экспертизе: учеб. Пособие [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб. : ГИОРД, 2015. — 320 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=69877

Интернет-ресурсы:

  1. Единое окно доступа к учебно-методическим разработкам http://юургау.рф/about/library/lib-res/detail.php 
  2. ЭБС «Лань» http://e.lanbook.com/ 
  3. Университетская библиотека ONLINE http://biblioclub.ru/ 

       Раздел 3. ВСЭ  растительных продуктов  и других подконтрольных госветслужбе продуктов и товаров.

Ветеринарно-санитарная экспертиза жиров. Ветеринарно-санитарная экспертиза при трихинеллезе. Ветеринарно-санитарная экспертиза свежих и консервированных фруктов

Примерные  тесты по теме:

Вариант 1

  1. Пищевые животные жиры представляют собой смесь:

а) веществ липидной и нелипидной природы;

б) триглицеридов высших жирных кислот;

в) оба ответа верны.

  1. К окислительной порче жиров относится:

а) прогоркание;

б) гидролиз;

в) оба ответа верны.

  1. Несвежий животный жир подлежит:

а) перетопке;

б) технической утилизации;

в) оба ответа верны.

  1. Трихинеллезом болеют:

а) крупный и мелкий рогатый скот;

б) нутрии, киты, тюлени, моржи;

в) кролики, свиньи, медведи.

  1. Личинки трихинелл дифференцируют от:

а) саркоцист;

б) паразитарных узелков при нематодозах;

в) оба ответа верны.

Вариант 2

  1. В зависимости от вида сырья жир бывает:

а) говяжий, свиной, бараний, конский;

б) костный, сборный;

в) оба ответа верны.

  1. Процесс присоединения к жиру воды, в результате которого он распадается на свободные жирные кислоты и глицерин называется:

а) окислением;

б) гидролизом;

в) прогорканием.

  1. Жиры, не реализованные на рынке в течение дня и хранившиеся вне рыночного холодильника:

а) реализуются на общих основаниях;

б) подлежат повторной экспертизе;

в) подлежат промпереработке.

  1. Прижизненную диагностику трихинеллеза проводят методом:

а) клинического осмотра;

б) иммуноферментного анализа;

в) серологической типизации.

  1. Исследованию на трихинеллез подлежат:

а) мясо и субпродукты свиные;

б) солонина, копчености свиные;

в) оба ответа верны.

Вариант 3

  1. В зависимости от качества пищевые животные жиры подразделяют на сорта:

а) первый, второй, третий;

б) высший, первый, второй;

в) высший, первый.

  1. В результате гидролиза жира увеличивается его:

а) кислотное число;

б) перекисное число;

в) температура плавления.

  1. Цвет жира устанавливают:

а) в отраженном дневном рассеянном свете;

б) после нанесения жира на пластинку молочного стекла;

в) оба ответа верны.

  1. Для исследования мяса на трихинеллез отбирают пробы мышц:

а) поясничных, жевательных, межреберных, шейных;

б) языка, глазного яблока, пищевода, сердца;

в) оба ответа верны.

  1. Для трихинеллоскопии готовят:

а) срезы мышечной ткани;

б) экстракт из мышечной ткани;

в) отпечаток мышечной ткани на предметное стекло.

Рекомендуемая литература:

  1. Пронин В. В. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства. Практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. В Пронин., С.П. Фисенко. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2012. — 239 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3738
  2. Боровков, М.Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства [Электронный ресурс] : учебник / М.Ф. Боровков, В.П. Фролов, С.А. Серко. — СПб. : Лань, 2013. — 476 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45654
  3. 3.Сборник нормативно-правовых документов по ветеринарно-санитарной экспертизе мяса и мясопродуктов [Электронный ресурс]:учебное пособие/сост В.Г.Урбан.- Санкт-Петербург:Лань,2010.-84с.Режимдоступа:http^//lanbook/com/books/element.php/pll_id=395.
  4. 1.Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. А. Лыкасова [и др.]. – Санкт-Петербург : Лань, 2015. — 304 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=61365
  5. 2.Смирнов, А.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии молока и молочных продуктов [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб. : ГИОРД, 2013. — 136 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=58744
  6. 5.Смирнов, А.В. Практикум по ветеринарно-санитарной экспертизе: учеб. Пособие [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб. : ГИОРД, 2015. — 320 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=69877

Интернет-ресурсы:

  1. Единое окно доступа к учебно-методическим разработкам http://юургау.рф/about/library/lib-res/detail.php 
  2. ЭБС «Лань» http://e.lanbook.com/ 
  3. Университетская библиотека ONLINE http://biblioclub.ru/ 

Раздел 4. Научно-исследовательская работа 

Изучение правил заполнения ветеринарных сопроводительных документов.

Вопросы для контроля знаний в устной форме

  1. Организация ветеринарного надзора при экспортно-импортных поставках подконтрольной ветеринарной службе продукции.
  2. Документация на продукцию, подконтрольную ветеринарной службе.
  3. Правила сдачи-приемки скота на мясоперерабатывающие предприятия.
  4.  Организация рабочего места ветсанэксперта на мясоперерабатывающих предприятиях, в лабораториях ветсанэкспертизы.
  5. Какие документы необходимо иметь при сдаче партии молока на молокозавод?
  6. Порядок дезинфекции помещений и оборудования при переработке больного инфекционными болезнями скота.
  7. Инструкция по ветеринарному клеймению мяса.
  8. Инструкция по товароведной маркировке мяса.

Рекомендуемая литература:

  1. Пронин В. В. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства. Практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. В Пронин., С.П. Фисенко. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2012. — 239 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3738
  2. Боровков, М.Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства [Электронный ресурс] : учебник / М.Ф. Боровков, В.П. Фролов, С.А. Серко. — СПб. : Лань, 2013. — 476 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45654
  3. 3.Сборник нормативно-правовых документов по ветеринарно-санитарной экспертизе мяса и мясопродуктов [Электронный ресурс]:учебное пособие/сост В.Г.Урбан.- Санкт-Петербург:Лань,2010.-84с.Режимдоступа:http^//lanbook/com/books/element.php/pll_id=395.
  4. 1.Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. А. Лыкасова [и др.]. – Санкт-Петербург : Лань, 2015. — 304 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=61365
  5. 2.Смирнов, А.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии молока и молочных продуктов [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб. : ГИОРД, 2013. — 136 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=58744
  6. 5.Смирнов, А.В. Практикум по ветеринарно-санитарной экспертизе: учеб. Пособие [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб. : ГИОРД, 2015. — 320 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=69877

Интернет-ресурсы:

  1. Единое окно доступа к учебно-методическим разработкам http://юургау.рф/about/library/lib-res/detail.php 
  2. ЭБС «Лань» http://e.lanbook.com/ 
  3. Университетская библиотека ONLINE http://biblioclub.ru/ 

4. Составление конспекта

        Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

        В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

        Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

- смешанный вариант.

        Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

  • проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;
  • выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
  • записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

- текстуальный

- плановый

- свободный

- тематический.

        Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время.

 Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

        Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

        Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

        Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 

        Как составлять конспект:

        Определите цель составления конспекта.

        Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.

        Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

        Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

        Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите  своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и  примеры.

        Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова,  применять условные обозначения.

        Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

        Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").

        Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Оформление конспекта:

        Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

        Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

        Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

        Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется подчеркивание.

5. Вопросы для зачета

        Перед зачетами проводятся групповые и индивидуальные консультации, на которых преподаватели  знакомят студентов с принятой на кафедре методикой приема зачета и предлагают перечень основных вопросов для подготовки. С использованием лекционного материала, рекомендованной основной и дополнительной литературы необходимо закрепить знание содержания изученного курса.

  1. Предмет, цели, задачи и содержание дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза». Связь с другими науками.
  2. Транспортирование убойных животных и птицы.
  3.  Правила сдачи-приемки скота на мясоперерабатывающие предприятия.
  4. Предубойное содержание животных и птицы. Предубойный осмотр животных. Болезни и состояния, при которых животных не допускают к убою на мясо.
  5. Организация рабочего места ветсанэксперта на мясоперерабатывающих предприятиях, в лабораториях ветсанэкспертизы.
  6. Порядок и методика экспертизы голов, внутренних органов и туш различных видов животных, птицы.
  7. Классификация мяса. Показатели, характеризующие качество и безопасность мяса.
  8. Сущность процесса созревания мяса. Особенности созревания мяса больных животных.
  9. Виды порчи мяса немикробного и микробного характера (загар, ослизнение, плесневение, гниение).
  10. Методы определения степени свежести мяса.
  11. Токсикоинфекции и токсикозы. Профилактика пищевых токсикоинфекций и токсикозов по линии ветеринарной службы.
  12. Классификация инфекционных болезней животных по степени опасности для человека.
  13. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при сибирской язве.
  14. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при туберкулезе.
  15. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при ящуре.
  16. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при роже свиней.
  17. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при лейкозе.
  18. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при бешенстве.
  19. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при актиномикозе.
  20. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при классической чуме свиней.
  21. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при африканской чуме свиней.
  22. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при пастереллезе.
  23. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при эмкаре.
  24. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при медленных инфекциях (скрепи, губкообразная энцефалопатия КРС).
  25. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при трихинеллезе.
  26. Методики исследования мяса на трихинеллез.
  27. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при цистицеркозе крупного рогатого скота и свиней.
  28. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при эхинококкозе.
  29. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя птицы при инфекционных и инвазионных болезнях.
  30. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при незаразных болезнях.
  31. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов животноводства при отравлениях животных.
  32.  Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов животноводства при обработке животных фармпрепаратами.
  33. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов при радиоактивном заражении.
  34. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при вынужденном убое животных.
  35. Методы обеззараживания мяса и субпродуктов. Утилизация конфискатов.
  36. Ветеринарное клеймение мяса.
  37. Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса и мясопродуктов на холодильниках.
  38. Требования к качеству и безопасности мясных консервов. Пороки и дефекты баночных консервов.
  39. Методы ветсанэкспертизы мясных баночных консервов.
  40. Общая характеристика колбасных изделий. Классификация и ассортимент колбасных изделий. Требования к качеству и безопасности колбасных изделий. Пороки и дефекты колбасных изделий.
  41. Методы ветсанэкспертизы колбасных изделий.
  42. Требования ГОСТов и «Технического регламента» к качеству и безопасности молока и молочных продуктов.
  43. Источники микробного обсеменения молока. Пороки молока и их предупреждение.
  44. Методы обеззараживания молока.
  45. Методы ветеринарно-санитарной экспертизы молока.
  46. Ветеринарно-санитарная экспертиза кисломолочных продуктов.
  47. Ветеринарно-санитарная экспертиза сычужных сыров.
  48. Ветеринарно-санитарная экспертиза коровьего масла.
  49. Классификация товарных яиц по ГОСТ.
  50. Пороки яиц.
  51. Методы ветеринарно-санитарной экспертизы яиц.
  52. Методы исследования рыбы и рыбопродуктов на свежесть.
  53. Ветеринарно-санитарная экспертиза и санитарная оценка рыбы при инфекционных болезнях.
  54. Ветеринарно-санитарная экспертиза и санитарная оценка рыбы при инвазионных болезнях.
  55. Методы ветеринарно-санитарной экспертизы меда.
  56. Положение о лаборатории ветсанэкспертизы на рынках. Функции и задачи. Устройство и оборудование. Права и обязанности ветеринарных врачей ЛВСЭ рынка.
  57. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы и оценки мяса и мясных продуктов в ЛВСЭ рынка.
  58. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы и оценки молока и молочных продуктов в ЛВСЭ рынка.
  59. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы и оценки меда, рыбы, пищевых яиц, растительных продуктов в ЛВСЭ рынка.
  60. Организация ветеринарного надзора при экспортно-импортных поставках подконтрольной ветеринарной службе продукции. Документация на продукцию, подконтрольную ветеринарной службе.

6.Подготовка к экзамену

Экзаменационная сессия – очень тяжелый период работы для студентов и ответственный труд для преподавателей. Главная задача экзаменов – проверка качества усвоения содержания дисциплины.

На основе такой проверки оценивается учебная работа не только студентов, но и преподавателей: по результатам экзаменов можно судить и о качестве всего учебного процесса. При подготовке к экзамену студенты повторяют материал курсов, которые они слушали и изучали в течение семестра, обобщают полученные знания, выделяют главное в предмете, воспроизводят общую картину для того, чтобы яснее понять связь между отдельными элементами дисциплины.

Экзаменам, как правило, предшествует сдача зачетов. К экзаменам допускаются только те студенты, которые сдали зачеты.

При подготовке к экзаменам  основное направление дают программы курса и конспект, которые указывают, что в курсе наиболее важно. Основной материал должен прорабатываться по учебнику, поскольку конспекта недостаточно для изучения дисциплины. Учебник должен быть проработан в течение семестра, а перед экзаменом важно сосредоточить внимание на основных, наиболее сложных разделах. Подготовку по каждому разделу следует заканчивать восстановлением в памяти его краткого содержания в логической последовательности.

До экзамена обычно проводится консультация, но она не может возместить отсутствия систематической работы в течение семестра и помочь за несколько часов освоить материал, требующийся к экзамену. На консультации студент получает лишь ответы на трудные или оставшиеся неясными вопросы. Польза от консультации будет только в том случае, если студент до нее проработает весь материал. Надо учиться задавать вопросы, вырабатывать привычку пользоваться справочниками, энциклопедиями, а не быть на иждивении у преподавателей, который не всегда может тут же, «с ходу» назвать какой-либо факт, имя, событие.

На экзамене нужно показать не только знание предмета, но и умение логически связно построить устный ответ.

Получив билет, надо вдуматься в поставленные вопросы для того, чтобы правильно понять их. Нередко студент отвечает не на тот вопрос, который поставлен, или в простом вопросе ищет скрытого смысла. Не поняв вопроса и не обдумав план ответа, не следует начинать писать. Конспект своего ответа надо рассматривать как план краткого сообщения на данную тему и составлять ответ нужно кратко. При этом необходимо показать умение выражать мысль четко и доходчиво.

Отвечать нужно спокойно, четко, продуманно, без торопливости, придерживаясь записи своего ответа.

На экзаменах студент показывает не только свои знания, но и учится владеть собой. После ответа на билет могут следовать вопросы, которые имеют целью выяснить понимание других разделов курса, не вошедших в билет. Как правило, на них можно ответить кратко, достаточно показать знание сути вопроса. Часто студенты при ответе на дополнительные вопросы проявляют поспешность: не поняв смысла того, что у них спрашивают, начинают отвечать и нередко говорят не по сути.

Следует помнить, что необходимым условием правильного режима работы в период экзаменационной сессии является нормальный сон, поэтому подготовка к экзаменам не должна быть в ущерб сну. Установлено, что сильное эмоциональное напряжение во время экзаменов неблагоприятно отражается на нервной системе и многие студенты из-за волнений не спят ночи перед экзаменами.

Вопросы для экзамена

  1. Предмет, цели, задачи и содержание дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза». Связь с другими науками.
  2. Требования ГОСТ к КРС для убоя.
  3. Требования ГОСТ к свиньям для убоя.
  4. Требования ГОСТ к МРС для убоя.
  5. Требования ГОСТ к лошадям для убоя.
  6. Требования ГОСТ к птице для убоя.
  7. Требования ГОСТ к кроликам для убоя.
  8. Транспортирование убойных животных и птицы.
  9. Правила сдачи-приемки скота на мясоперерабатывающие предприятия.
  10. Предубойное содержание животных и птицы.
  11. Предубойный осмотр животных. Болезни и состояния, при которых животных не допускают к убою на мясо.
  12. Организация рабочего места ветсанэксперта на мясоперерабатывающих предприятиях, в лабораториях ветсанэкспертизы.
  13. Порядок и методика экспертизы голов, внутренних органов и туш различных видов животных, птицы.
  14. Топография лимфатической системы КРС.
  15. Топография лимфатической системы свиней.
  16. Топография лимфатической системы мелкого рогатого скота.
  17. Топография лимфатической системы лошадей.
  18. Понятие о мясе. Его морфологический и химический состав.
  19. Особенности химического и морфологического состава мяса различных видов убойных животных. Факторы, влияющие на химический и морфологический состав мяса.
  20. Классификация мяса.
  21. Показатели, характеризующие качество и безопасность мяса.
  22. Требования ГОСТ к мясу-говядине.
  23. Требования ГОСТ к мясу-свинине.
  24. Требования ГОСТ к мясу-баранине и козлятине.
  25. Требования ГОСТ к мясу кроликов.
  26. Требования ГОСТ к мясу птицы.
  27. Морфологический и химический состав мяса кроликов и нутрий.
  28. Морфологический и химический состав мяса птицы.
  29. Методы определения видовой принадлежности мяса.
  30. Сущность процесса созревания мяса.
  31. Особенности созревания мяса больных животных.
  32. Виды порчи мяса немикробного и микробного характера (загар, ослизнение, плесневение, гниение).
  33. Определение степени свежести мяса по органолептическим показателям.
  34. Определение степени свежести мяса по биохимическим показателям.
  35. Определение степени свежести мяса птицы.
  36. Определение степени свежести мяса кроликов.
  37. Микроскопическое исследование мяса: случаи, при которых оно проводится, методика исследования, оценка результатов.
  38. Ветеринарно-санитарная экспертиза туш и органов животных при отклонении от норм, имеющих санитарное значение.
  39. Пищевые болезни людей и их классификация.
  40. Токсикоинфекции сальмонеллезной этиологии.
  41. Токсикоинфекции, вызываемые условно патогенной микрофлорой.
  42. Токсикоинфекции, вызываемые Cl.perfringens, Bac.cereus.
  43. Токсикозы, вызываемые кокковой микрофлорой.
  44. Токсикоз, вызываемый Cl.botulinum.
  45. Микотоксикозы.
  46. Профилактика пищевых токсикоинфекций и токсикозов по линии ветеринарной службы.
  47. Схема исследования мяса на наличие возбудителей пищевых токсикоинфекций.
  48. Классификация инфекционных болезней животных по степени опасности для человека.
  49. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при сибирской язве.
  50. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при туберкулезе.
  51. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при бруцеллезе.
  52. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при ящуре.
  53. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при роже свиней.
  54. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при туляремии.
  55. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка  продуктов убоя при лейкозе.
  56. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при лептоспирозе.
  57. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при листериозе.
  58. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при сапе.
  59. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при бешенстве.
  60. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при актиномикозе.
  61. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при столбняке и злокачественном отеке.
  62. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при классической чуме свиней.
  63. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при африканской чуме свиней.
  64. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при пастереллезе.
  65. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при эмкаре.
  66. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при медленных инфекциях (скрепи, губкообразная энцефалопатия КРС).
  67. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при трихинеллезе.
  68. Методики исследования мяса на трихинеллез.
  69. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при цистицеркозе крупного рогатого скота и свиней.
  70. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при эхинококкозе.
  71. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя кроликов и нутрий при инфекционных и инвазионных болезнях.
  72. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя птицы при инфекционных и инвазионных болезнях.
  73. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при болезнях обмена веществ (истощение, гидремия, уремия, желтухи, кетоз, остеодистрофия).
  74. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при гнойных процессах, травмах, опухолях, незаразных болезнях отдельных органов и систем, болезнях, связанных с транспортировкой животных.
  75. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов животноводства при отравлениях животных.
  76. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов животноводства при обработке животных фармпрепаратами.
  77. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов при радиоактиивном заражении.
  78. Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов убоя при вынужденном убое животных.
  79. Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса диких промысловых животных.
  80. Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса пернатой дичи.
  81. Методы обеззараживания мяса и субпродуктов. Утилизация конфискатов.
  82. Ветеринарное клеймение мяса.
  83. Товароведческая маркировка мяса.
  84. Ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых животных жиров.
  85. Методы определения доброкачественности пищевых животных жиров.
  86. Ветеринарно-санитарная экспертиза субпродуктов.
  87. Ветеринарно-санитарная экспертиза крови и кровепродуктов.
  88. Ветеринарно-санитарная экспертиза кишечного сырья.
  89. Ветеринарно-санитарная экспертиза кожевенно-мехового сырья.
  90. Ветеринарно-санитарная экспертиза эндокринно-ферментного сырья.

Список использованной литературы

  1. Алханов,А. Самостоятельная работа студентов / А.Алханов // Высшее образование в России. – 2005. – №11. – С.86-89.
  2. Лапина, О.А. Как учиться самостоятельно: Учебно-методическое пособие / О.А. Лапина  – Иркутск: ИГЛУ, 2004. – 68 с.
  3. Плотникова,О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход / О.Плотникова // Высшее образование в России. – 2005. – №1.
  4. Портных,В. О воспитании самостоятельности студентов / В.Портных // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.155-157.
  5. Росина,Н. Организация СРС в контексте инновационного образования / Н.Росина // Высшее образование в России. – 2006. – №7. – С.109-114.
  6. Рубаник,А. Самостоятельная работа студентов / А.Рубаник, Г.Большаков, Н.Тельных // Высшее образование в России. – 2005. – №6. – С.120-124.
  7. Сенашенко,В. Самостоятельная работа студентов, актуальные проблемы /В.Сенашенко, Н.Жалнина // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.103-109.