Методические рекомендации по ВКР

Вельмисова Валентина Аркадьевна

   Государственная итоговая аттестация выпускника является частью программы подготовки  специалистов среднего звена Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области  Сергиевский губернский техникум по специальности 36.02.01 Ветеринария.

    Государственная  итоговая аттестация по специальности установлена в виде защиты выпускной квалификационной работы.

     Выпускная квалификационная работа (ВКР) является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по программе  подготовки специалистов среднего звена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРГИЕВСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ)

специальность 36.02.01 Ветеринария  

( базовая подготовка)

Сергиевск, 2018


Методические рекомендации  по выполнению и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работы) для специальности среднего профессионального образования 36.02.01 Ветеринария (базовой подготовки)

Составитель: Вельмисова В.А преподаватель ГБПОУ СО  «Сергиевский губернский техникум»

Рецензент:   Гурылева О.А председатель Предметной (цикловой)  комиссии «Профессиональные модули специальностей естественнонаучного  профиля»

Методические рекомендации адресованы преподавателям, научным руководителям выпускных квалификационных работ, студентам очной формы обучения  по специальности 36.02.01Ветеринария.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения………………………………………………………4

2. Основные требования к выпускной квалификационной работе…….. 7

  1. Тематика, задания и составление графика выполнения

 дипломной работы, функции научного руководителя…………………  9

  1. Порядок выполнения дипломной работы…………………….............11
  2. Структура  и содержание выпускной квалификационной работы…12
  3. Оформление выпускной квалификационной работы………………..25
  4. Защита выпускной квалификационной работы  …………………….38
  5. Критерии оценки дипломной работы…………………………………43
  6. Примерные темы дипломных работ…………………………………..47
  7.  Приложения ……………………………………………………………51


1.Общие положения

   Государственная итоговая аттестация выпускника является частью программы подготовки  специалистов среднего звена Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области  Сергиевский губернский техникум по специальности 36.02.01 Ветеринария.

    Государственная  итоговая аттестация по специальности установлена в виде защиты выпускной квалификационной работы.

     Выпускная квалификационная работа (ВКР) является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по программе  подготовки специалистов среднего звена.

Методические рекомендации составлены на основании следующих  нормативных документов:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2014 № 74    О внесении изменений в порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 16.08 2013, № 30306

- ФГОС СПО

- Инструкция по ведению делопроизводства

Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по  специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.

 Выпускная квалификационная работа по специальности 36.02.01 (базовая подготовка) выполняется в виде дипломной работы  - для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена.

Цели выпускной квалификационной работы:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности 36.02.01Ветеринария;

- развитие навыков умения четко формулировать рассматриваемую задачу, определять ее актуальность и значимость, структурировать решаемую задачу;

- формирование навыков обоснованно выбирать и корректно использовать наиболее эффективные методы решения задач, уметь генерировать и анализировать альтернативные варианты и принимать оптимальные решения с учетом множественности критериев, влияющих факторов и характера информации;

- формирование навыков овладения методикой анализа, исследования, использования современные информационные технологии, грамотного, с использованием специальной терминологии и лексики, четкого изложения содержание выполненных разработок.

   Выпускная квалификационная работа – самостоятельное творческое исследование обучающегося по одной из профессиональных проблем. Исследование должно носить законченный характер и отражать глубину и сформированность полученных знаний и навыков, способность выпускника анализировать факты и применять их в практической деятельности; находить варианты решения конкретной профессиональной задачи, формулировать и обосновывать свою позиции, аргументировать свой выбор.

    В выпускной квалификационной работе должны быть отражены умения работать  с информационными источниками (литературой); владение различными методиками научно-исследовательского анализа и обобщения материала.  При рассмотрении вопросов, имеющих несколько точек зрения, обучающийся должен продемонстрировать свой выбор, либо представить свой вариант видения данной проблемы.

   Этапы выполнения выпускной квалификационной работы:

-  выбор темы исследования;

- закрепление темы дипломной работы;

- ознакомление с основными требованиями выполнения и защиты дипломной работы;

- составление плана выполнения дипломной работы и согласование с руководителем ВКР;

- подбор и изучение литературных источников и нормативной базы ( актов, законов Российской Федерации  и т.п.) по теме дипломной работы;

- сбор и анализ практического материала по теме;

- оформление дипломной работы;

- подготовка к защите дипломной работы (получение отзыва, предзащита, рецензирование);

- защита ВКР (дипломной работы) на государственной итоговой аттестации.

     Данные методические рекомендации рассматривают этапы выполнения  и требования к оформлению ВКР, порядок защиты дипломной работы по специальности 36.02.01 Ветеринария.


 2.Основные требования к выпускной квалификационной работе

Дипломная работа - это документ, представляющий собой итоговую
квалификационную работу,   содержащую результаты самостоятельного научного исследования по определенной теме.

Цель дипломной работы – систематизация и закрепление теоретических знаний студента по специальности при решении практических задач исследовательского и аналитического характера, а также выявление его способности к самостоятельной работе. Этим обуславливается необходимость творческого, а не формального подхода к выбору тематики, выполнению содержательной части работы, написанию и оформлению дипломной работы.

Темы и вопросы дипломных работ должны содержать актуальность, новизну подхода к исследуемому материалу, теоретическое и практическое значение.

Темы выпускных квалификационных работ по специальности 36.02.01 Ветеринария определяются преподавателями техникума  совместно со специалистами предприятий и учреждений, заинтересованных в разработке данных тем и предлагаются для выбора студентам, рассматриваются на заседании ПЦК. Принятые на заседании ПЦК темы  рекомендуются к утверждению  приказом по закреплению тем дипломных работ.

Выполнение  дипломной работы является одним из основных видов самостоятельной работы студентов на заключительном   этапе обучения, направленной на расширение и закрепление профессиональных компетенций.

Дипломная работа - это документ, представляющий собой итоговую
квалификационную работу,   содержащую результаты самостоятельного научного исследования по определенной теме, подтверждающие степень подготовленности выпускника.

Дипломная работа должна отражать:

- актуальность, современное состояние рассматриваемого  вопроса;  

- умение четко формулировать рассматриваемую задачу, определять ее актуальность и значимость, структурировать решаемую задачу;

- обоснованный выбор и корректное использование наиболее эффективных методов решения профессиональных задач;

- научно-исследовательский характер;

- умение анализировать альтернативные варианты и принимать оптимальные решения с учетом множественности критериев, влияющих факторов и характера информации;

- навыки анализа и умение излагать соответсвующие выводы  и предложения;

- соответсвие требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению дипломной работы.

Объем дипломной работы – не менее 45  страниц машинописного текста (Приложения не входят в общее количество страниц). Дипломная работа состоит из глав с подразделением на параграфы (вопросы); дипломная работа должна содержать графика, таблицы, диаграммы и т.п.

При работе над дипломной работой следует использовать следующую научную литературу:

  - Законы, Указы и Постановления правительства

-   монографии (научные книги по специальным темам);

  • статьи, опубликованные в журналах, газетах и сборниках юридического и неюридического профиля;
  • рецензии на опубликованные монографии и научные статьи;
  • авторефераты диссертаций, имеющиеся в библиотеках;
  • научно-практические комментарии законодательства;
  • материалы “круглых столов” по научно-практическим проблемам.

Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следует использовать:

  • алфавитные, систематические каталоги библиотек, а также алфавитно-предметные указатели к систематическому каталогу;
  • систематическую картотеку газетно-журнальных статей
  • библиографические указатели;
  • реферативные журналы

Общими требованиями к дипломной работе являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения основных результатов и выводов, их научная и практическая значимость, обоснованность личных предположений и рекомендаций автора.

 3.Тематика, задания и составление графика выполнения

 дипломной работы, функции научного руководителя

       Темы дипломных работ должны отражать современные тенденции развития науки, общества, сфер деятельности. Основной критерий выбора темы – это научный и практический интерес выпускника. Тема - краткая словесная формулировка проблемы исследования. Студенты учатся конкретно разбираться в организации и осуществлении деятельности по оказанию ветеринарных услуг путем проведения профилактических, диагностических и лечебных мероприятий, приобретают навыки собирать, обрабатывать и обобщать практический материал с применением компьютерных технологий, анализировать его, работать с документами, отчетами, составлять таблицы, графики, диаграммы и на этой основе делать соответствующие выводы и предложения, направленные на повышение продуктивности  сельскохозяйственных животных и качества продукции.

Обучающимся предоставляется право выбора темы дипломной работы в пределах тематики, определяемой предметно-цикловой комиссией. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования по специальности  среднего профессионального образования 36.02.01 Ветеринария.

Наряду с этим, обучающийся может предложить свою тему для написания дипломной  работы, которая в таком случае должна быть согласована с председателем предметно-цикловой комиссии. В случае,  если обучающийся в установленные сроки не определился с темой дипломной работы, предметно-цикловая комиссия вправе определить ее по собственному усмотрению.

При выборе и закреплении темы дипломной работы также необходимо учесть  предполагаемую базу прохождения преддипломной практики и возможности сбора практического материала в период подготовки ВКР.

Закрепление тем, назначение научного руководителя дипломной работы оформляется приказом директора техникума, при необходимости,  также может быть назначен консультант.

Задание на выполнение дипломной работы является нормативным документом, устанавливающим границы и глубину исследования темы, а также сроки представления работы в завершенном виде. Задания выдаются не позднее, чем за 2 недели до начала преддипломной (квалификационной) практики. Задание  утверждается заместителем директора по реализации образовательных программ СПО, подписывается научным  руководителем и  выпускником.

Функции научного руководителя:

- помогает определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения работы;

- выдает задание  для выполнения дипломной работы;

- консультирует  в ходе выполнения дипломной работы;

- своевременно вносит отметки в календарный план выполнения дипломной работы;

- рекомендует необходимые информационные источники;

- проверяет качество  и своевременность оформления работы в соответствии с требованиями;

- составляет отзыв на выпускную квалификационную  работу.

    Следует иметь в виду, что научный руководитель не является редактором дипломной работы, и выпускник не должен рассчитывать на то, что руководитель будет исправлять имеющиеся стилистические, орфографические и другие ошибки. Кроме того, на различных стадиях подготовки и выполнения дипломной работы задачи научного руководителя изменяются.

4.Порядок выполнения выпускной

квалификационной  работы

Первым этапом выполнения выпускной квалификационной работы является выбор и утверждение темы выпускного исследования. Далее составляется задание, в котором указываются конкретные этапы и сроки представления руководителю как отдельных разделов работы (глава, параграф, таблицы, графики и прочее), так и дипломная работа в целом.

Задание по выполнению выпускной квалификационной работы должно быть составлено  и утверждено за 2 недели до преддипломной практики, график выполнения должен соответствовать срокам и объему полученного задания.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы выпускник посещает индивидуальные консультации научного руководителя. С учетом рекомендаций и замечаний, вносит коррективы и изменения в работу, при этом основополагающим критерием остается самостоятельность автора, мобильность.

В обязанности выпускника входит постоянное представление материалов работы в соответствии с утвержденным планом–графиком выполнения; ход выполнения дипломной работы отслеживается предметно-цикловой комиссией.

После представления итогового варианта работы, материалы прочитываются научным руководителем, подписывается выпускником; составляется отзыв руководителя, дипломная работа рецензируется. Выпускник ставит подпись  и число завершения работы. При необходимости решением предметно-цикловой комиссии может быть проведена предзащита дипломной работы.  Далее выносится решение о допуске работы к защите на Государственной итоговой аттестации. Выпускные квалификационные  работы, допущенные к защите, сдаются в учебную часть. Дипломная работа переплетается.

При необходимости, учебная часть назначает предзащиту дипломной работы. Предзащита может быть как всей группы специальности, так и индивидуальной. Предзащита дипломной работы осуществляется по графику, установленному техникумом в целях оценки ее соответствия установленным требованиям, степени ее готовности, а также  выявления тех недостатков, которые необходимо устранить в процессе ее доработки.

Результаты предзащиты не учитываются при оценивании выпускной квалификационной  работы.

5.Структура  и содержание выпускной квалификационной работы

      Выпускная квалификационная работа  по специальности 36.02.01 Ветеринария  должна носить исследовательский характер.

Структура дипломной работы:

  • титульный лист;
  • индивидуальный план подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы
  • задание к выпускной квалификационной работе;
  •  содержание;
  • введение, в котором подчеркивается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
  • основную часть, которая обычно состоит из двух-трех глав: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторая глава – аналитическая; третья - практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, результатами исследования и т.п.;
  • заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы; рекомендации по устранению выявленных недостатков; планирование проведения рекомендуемых мероприятий и т.п.
  • список используемой литературы и информационных источников;
  • приложения.

Объем дипломной работы – не менее 45  страниц (без  Приложений).

   Обязательным требованием, предъявляемым к языку написания дипломной работы, является безупречная грамотность. Наличие орфографических и грамматических ошибок, грубых стилистических погрешностей резко снижают ценность любого, пусть даже новаторского по содержанию, научного исследования.

 Содержание дипломной работы

Титульный лист; индивидуальный план подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы (дипломной работы); задание к выпускной квалификационной работе (дипломной работе) – оформляются по форме (Приложения 1).

Введение – вводная часть дипломной работы, которая призвана раскрыть основное содержание, теоретическое, практическое значение исследуемой темы. Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований. Актуальность – это значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния проблемы, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также отметить ее недостаточную разработанность в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в современных условиях. Выбор темы и обоснование ее актуальности – первый шаг к успешной защите работы.

Определяя объект и предмет исследования, нередко студенты испытывают затруднения. Это связанно с многочисленностью понятий, предметов, связей различных учебных  дисциплин и  видов деятельности.

Предмет исследования представляет собой элемент исследования (фрагмент), который подвергается теоретическому изучению и практическому применению. Например, объектом могут быть представлены молодежные движения России, а предметом исследования могут являться неформальные объединения подростков и молодежи.  

Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет исследования во всех его взаимосвязях, это явление или процесс реальной действительности, на который направлены исследование и поиск автора работы.

Объект исследования всегда шире, чем предмет.

Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Введение содержит обоснование выбора темы, степень разработанности, объект и предмет, цель и задачи,  гипотезу исследования, методы, научную новизну, практическую значимость. Введение по объему занимает примерно 10% от всего текста и раскрывает:

  • обоснование актуальности темы;
  • степень разработанности темы в академической науке, точки зрения ученых, а также пробелы в рассматриваемой теме;
  • цель исследования;
  • задачи, определяемые целью;
  • основная проблема;
  • объект и предмет исследования;
  • гипотеза исследования
  • методы исследования.
  • практическая значимость и новизна исследования.

Например, тема: «Исследование эффективности различных схем лечения эндометритов у коров»; объект исследования – эндометрит, возникающий в послеродовый период; предмет исследования – схемы лечения эндометрита.

Цель исследования – сравнительный анализ схем лечения эндометритов у коров. Это мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки дипломной работы.

Задачи исследования выпускной квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Например, тема: «Исследование эффективности различных схем лечения эндометритов у коров ». Задачи:

  1. Установить причины заболевания коров эндометритами.
  2. Проанализировать современные методики диагностики и схемы лечения эндометритов.
  3. Определить эффективность использования различных схем лечения эндометритов.
  4. Разработать комплекс профилактических мероприятий для предприятия по профилактике и лечению эндометритов.

Проблема –  болезни органов размножения у крупного рогатого скота являются основной причиной возникновения у коров длительного бесплодия, сопровождающегося снижением молочной продуктивности, прекращением лактации и преждевременной их выбраковкой.

Методы исследования:

 - абстрактно-логический;

-аналитический;

- опытно -экспериментальный;

- сравнительный.

Это способы получения достоверных научных знаний, умений и практических навыков. Метод – это совокупность приемов. При исследовании возможно использование следующих методов:

- изучение и анализ научной литературы;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

    - моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т. д. 

Гипотеза исследования есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой форму творческого поиска. Как прием познавательной деятельности гипотеза представляет собой совокупность догадок о способе достижения цели. Она может относиться к цели задачи, к условию ее получения или (и) принципу получения (достижения).

В исследовании выдвигаемая гипотеза, как бы определяет тот путь, по которому автор работы намерен идти к достижению поставленной цели. В процессе исследования гипотеза может неоднократно меняться, уточняться, дополняться. Именно содержание гипотезы несёт ту новизну исследования, которая и является несомненной ценностью работы.

Поскольку гипотеза – это утверждение, подлежащее доказательству или опровержению, то наиболее типичный способ ее формулировки – логическая импликация: «Если… то…», «…..будет, если…..». 

Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности – это предсказание. Гипотеза должна быть проверяемой, подтверждаемой. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах. Гипотеза вытекает их проблемы исследования.

  Например:

   Проблема исследования: болезни органов размножения у крупного рогатого скота являются основной причиной возникновения у коров длительного бесплодия, сопровождающегося снижением молочной продуктивности, прекращением лактации и преждевременной их выбраковкой.

Гипотеза исследования: если будут разработаны эффективные способы профилактики и лечения эндометритов, то можно предотвратить яловость коров  и экономический ущерб от недополучения молодняка.

Практическая значимость: на основе проведенного исследования разработать методические рекомендации для животноводческих хозяйств по профилактике эндометритов у коров.  

Введение содержит обоснование выбора темы, степень разработанности, объект и предмет, цель и задачи,  гипотезу исследования, методы, научную новизну, практическую значимость. Введение по объему занимает примерно 10% от всего текста и раскрывает:

  • обоснование актуальности темы;
  • степень разработанности темы в академической науке, точки зрения ученых, а также пробелы в рассматриваемой теме;
  • цель исследования;
  • задачи, определяемые целью;
  • основная проблема;
  • объект и предмет исследования;
  • гипотеза исследования
  • методы исследования.
  • Практическая значимость

Формулировки должны быть краткими, четкими, логичными и последовательными. Объем введения не должен превышать 3-4 страницы.

Основная часть должна состоять из 2-3  главы, каждая глава подразделяется на 2-3 параграфа.

Глава 1 носит теоретический и методологический характер. Как правило, первая глава содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему. Глава содержит анализ изученной литературы, причины возникновения исследуемой проблемы, этапы развития, точку зрения российских и зарубежных ученых, высказывается точка зрения самого выпускника.

 Работа над первой главой должна показать  руководителю уровень развития следующих общих компетенций выпускника:

      ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Глава 2 содержит подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики.  Содержание главы является своеобразным продолжением теоретического рассмотрения, но имеет аналитическую направленность. Здесь описываются результаты наблюдений и практик, намечаются пути решения проблемы.  Материалы данной главы – логическое продолжение первой главы; представленные материалы должны отражать современное видение и состояние практической составляющей рассматриваемых вопросов.

     Работа над второй главой должна позволить  отметить руководителю уровень  развития следующих общих  компетенций:

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

 ОК 5 .Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК.8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9.Ориентироваться в условиях  частой смены технологий в профессиональной деятельности;

       а также профессиональных компетенций в рамках освоения профессионального модуля, соответствующего выбранной теме выпускной квалификационной работы и установленных рабочей программой профессионального модуля.  

Если тематика выпускной квалификационной работы соответствует содержанию профессионального модуля  «Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-  санитарных мероприятий», то работа над второй главой должна позволить руководителю оценить и отметить следующие профессиональные компетенции выпускника:

1.1.Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными животными.

1.2.Организовывать и проводить профилактическую работу по предупреждению внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных.

1.3.Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.

Если тематика выпускной квалификационной работы соответствует содержанию профессионального модуля  «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных», то работа над второй главой должна позволить руководителю оценить и отметить следующие профессиональные компетенции выпускника:

2.1.Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе;

2.2.Выполнять ветеринарные лечебно- диагностические манипуляции;

2.3.Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной литературы и инструментария;

2.4.Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в неотложных ситуациях;

2.5.Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным;

2.6 Участвовать в проведении ветеринарного приема.

Если тематика выпускной квалификационной работы соответствует содержанию профессионального модуля  «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения», то работа над второй главой должна позволить руководителю оценить и отметить следующие профессиональные компетенции выпускника:

3.1.Проводить ветеринарный контроль убойных животных;

3.2.Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию;

3.3.Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно- санитарной экспертизы;

3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства;

3.5.Проводить обеззараживание не соответствующих стандартам качества продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов;

3.6.Участвовать в ветеринарно- санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья;

3.7.Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия;

3.8.Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке патологического материала.

     Если тематика выпускной квалификационной работы соответствует содержанию профессионального модуля «Проведение санитарно- просветительской  деятельности», то работа над второй главой должна позволить руководителю оценить и отметить следующие профессиональные компетенции выпускника:

ПК 4.1.Готовить и проводить консультации для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазионных болезней, а  также их лечения;

ПК 4.2.Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках, симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазивных болезней;

ПК 4.3 Знакомить работников живодноводства и владельцев сельскохозяйственных животных с приемами первой помощи животным.

ПК 4.4.Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных- производителей;

ПК 4.5.Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях.

     Если тематика выпускной квалификационной работы соответствует содержанию профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочего 15830 Оператор по Проведение санитарно- просветительской  деятельности», то работа над второй главой должна позволить руководителю оценить и отметить следующие профессиональные компетенции выпускника:

ПК 5.1 Проводить подготовку пунктов искусственного осеменения для животных и птиц.

ПК 5.2. Проводить подготовку животных и птиц, оборудования и материалов к проведению искусственного осеменения;

ПК 5.3.Проводить искусственное осеменение животных и птиц.

Глава 3 является основной частью исследования. В этой главе приводятся доказательства ранее выдвинутых положений, т.е. глава  представляет собой практическую часть, в ней формулируются предложения и рекомендации, делаются практические выводы. Данная глава основана  на  практическом материале, практическом опыте выпускника.

Важным моментом подготовки 3 главы является тщательность подбора  данных, проверка, апробация, предположения. Такой подход и является исследовательским.  Основные методы, используемые при выполнении главы,  анализ и синтез. Анализ предполагает разделение целого на отдельные элементы и изучение каждого элемента отдельно, при этом не забывая, что он взаимосвязан с целым. Синтез – это объединение результатов для формирования и проектирования целого.

Содержание практической части дипломной работы должно быть иллюстрировано таблицами, схемами, диаграммами. Такие данные оформляют в виде приложений, описание же и алгоритм  - в тексте самой главы.

Объем глав по страницам составляет от 15 до 20 страниц.

Заключение – обобщающая часть дипломной работы. В заключении даются выводы и предложения, оно должно отражать результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и рекомендаций (предложений). Допустима нумерация сделанных выводов. В заключении излагаются полученные выводы и их соотношение с целью исследования, конкретными задачами, гипотезой, сформулированными во введении.

Проведенное исследование должно подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. В случае опровержения гипотезы даются рекомендации по возможному совершенствованию деятельности в свете исследуемой проблемы.

По объему предполагает от 5 до 10% от общих параметров работы, т.е. 2-3 страницы.

Список используемой литературы  INTERNET-источников – это своеобразный проводник в процесс исследовательской деятельности, осуществляемой автором дипломной работы.

Список составляется в строго приоритетном порядке. Именно по библиографическому аппарату члены Государственной комиссии могут судить о степени осведомленности студента - выпускника о состоянии проблемы в теории и практике. Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов и сокращений.

Список используемой литературы включает в себя:

  • нормативные правовые акты;
  • научную литературу и материалы периодической печати;
  • практические материалы;
  • INTERNET-источники.

Список должен содержать не менее 20-30 наименований.

Приложения – это подбор справочных и вспомогательных  материалов, используемых и разработанных выпускником.  Это вспомогательная часть работы, своеобразное иллюстрирование дипломной работы.

В приложении могут содержаться копии документов, таблицы, графики, диаграммы, тесты, упражнения, творческие работы, фотографии и др. Приложение не входит в общую нумерацию работы. При использовании Приложений следует делать ссылку в тексте работы. Необходимость использования Приложений объясняется необходимостью детального пояснения или подтверждения материалов, выводов, алгоритма исследования, планирования. В правом верхнем углу  пишется «Приложение» и ставится соответствующий номер.

6. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

   Общие требования к оформлению выпускной квалификационной работы:

   1. По объему ВКР должна быть не менее  45  страниц печатного текста (без Приложений)

  2.  ВКР выполняется на белой бумаге, формата А 4. При компьютерном наборе текста следует использовать текстовый редактор Word со следующими параметрами: шрифт – TimsNewRoman, размер – 14 пт, межстрочный интервал – 1,5 пт. Параметры страницы:  поля: левое – 30мм, правое – 15 мм, верхнее – 20мм, нижнее – 20 мм.

  3. Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

 4. При выполнении ВКР необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе.

  5. Работы сдаются  в сброшюрованном виде.

  6. Заголовки структурных элементов работы («Содержание», «Введение», «Заключение», «Список  источников и литературы»,  «Приложения») и разделов основной части следует располагать  в середине строки, без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, 16-м  жирным шрифтом)

  7.  Заголовки подразделов и пунктов следует  печатать с абзацного отступа  без точки в конце, не подчеркивая, 14-м жирным шрифтом. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

      Расстояние между заголовком и текстом, между заголовками раздела и подраздела должно быть равно двум интервалам.

  8. Каждый раздел и структурный элемент  работы рекомендуется начинать с чистого листа (страницы), параграфы располагаются друг за другом. В тексте следует чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в абзац.

  9. В процессе печатания или набора текста при переходе на следующую страницу не рекомендуется:

- отрывать одну строку текста или слова от предыдущего абзаца;

- начинать одну строку нового абзаца на заканчивающейся странице (новый абзац следует начинать на другой странице);

- отрывать название таблице от самой таблицы.

  10. Страницы ВКР должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами от титульного листа до последней страницы, включая все листы с иллюстрациями, таблицами, схемами и  т.д;  на титульном листе номер страницы не ставится, он учитывается в общей нумерации. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

   11. Оформление разделов.

   11.1. Разделы основной части должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

  11.2. Если работа не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.

Пример:

ГЛАВА 1 ХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХ

  1. Ххххххххххх

    11.3.  Если работа имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

   11.4.   Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно их фактическому отсутствию.

   11.5.  Если текст работы подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всей работы.

  11.6. Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию  в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т.д.

   12. Оформление иллюстраций, рисунков

12.1. Иллюстрация (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации (фотоснимки)  могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

12.2.  Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

      Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки под рисунком.

Пример:

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0291984.wmf

Рисунок 1  Хххххххххххххх

12.3.  Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рисунок 1.1

12.4. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1  Детали прибора.

12.5. Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

12.6. При ссылках  на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «…в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

   13. Оформление таблиц.

13.1. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы,  при её наличии, должно отражать её содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером.

 

 Пример:

Таблица 1 Хххххх

№ п/п

Наименование

1

Хииииии

           При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

13.2. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

13.3. На все таблицы  должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием её номера.

13.4. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на  другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер её указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение»  и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над её первой частью.

13.5. Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть  под другой, в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой  части таблицы повторяется головная строка, во втором случае – боковик.

13.6. Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного и более слов, то  после первого написания допускается  их заменять на слова «То же». Цифры, знаки, математические и химические символы, марки заменять не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не  приводят, то в ней ставят прочерк.

13.7. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать  таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

13.8. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

          Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В..13.9. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе 12 кеглем жирным шрифтом по центру, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

13.10. Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

  14. Оформление формул.

14.1. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после  знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».

14.2. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует проводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

14.3. Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример:

  А =a:b

(1)

14.4.  Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

14.5.  Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример - … в формуле (1).

14.6.  Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделённых точкой, например (3.1)

   15. Оформление ссылок

15.1. Все цитаты, таблицы, фактические данные, приводимые в работе, должны быть снабжены сносками. Указание книг и статей в сносках должно соответствовать тем же требованиям, что и при составлении библиографии.

15.2. Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется, как прием аргументации. В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами, но и в этом  варианте необходимо делать ссылку на первоисточник.

15.3. Ссылка  она делается сразу после окончания цитаты или изложения чужой мысли  в тексте в квадратных скобках с указанием номера источника из списка литературы и страницы (например: [6,32]- шестой источник в списке литературы, страница 32, а подробное описание выходных данных источника делается в списке  использованных источников в конце работы.

  16. Оформление списка источников и  литературы

16.1. Все источники, использованные при  (дипломных) работ (проектов) (официальные документы, нормативные акты, монографии, учебники, справочные пособия, статьи из периодических изданий, сборников) должны быть описаны в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание.

16.2. Нормативные документы должны располагаться  по значимости (юридической силе), а внутри каждой выделенной группы – по хронологии. 

Примеры библиографического описания официальных документов:

Федеральный конституционный закон

           Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2004 г. №6-ФКЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. -№45. Ст.4376.

Федеральный закон

            Федеральный закон от 11 ноября 2010 г. №139-ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства российской Федерации. -2010. - №46 (Ч.1). -  Ст.4494.

Указ Президента РФ

           Указ Президента российской Федерации от 18 ноября 2004 г. №1459 «О приеме в гражданство Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации – 2004. - № 47. – Ст. 4645.

Постановление Правительства РФ

           Постановление Правительства Российской Федерации  от 2 декабря 2006 г. № 275 «О внесении изменений в Таможенный тариф российской Федерации в отношении масла пальмового» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. -№50. – Ст. 5066.

Установленные стандарты

16.3. Правила библиографического описания монографий, учебных пособий и справочных изданий. Каждый источник, используемый при написании работы, должен быть описан соответствующим образом. В описание должны входить:

          Фамилия и инициалы автора (если таковой имеется; при этом инициалы указываются после фамилии), например: Шишкин А.В.

          Полное название книги без кавычек, например: Шишкин А.В. Экономическая теория;

          После двоеточия указывается тип издания (учебное пособие, словарь и т.д.), если сведения об этом есть на титульном листе книги, например: Шишкин А.В. Экономическая теория: Учебник;

         После (-) – Названия города, в котором издана книга (для городов Москва и Санкт-Петербург приняты сокращения:М., СПб.), названия всех остальных городов пишутся полностью, затем название издательства, которое выпустило книгу, например: Шишкин А.В. Экономическая теория: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС;

 после запятой – указываем год издания, например:  Шишкин А.В. Экономическая теория: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2010;

16.4.  Библиографическое описание монографий. Например: Паперно И. Самоубийство как культурный институт. – М.: Новое литературное обозрение, 1999.

16.5.  Книга, у которой более чем три автора, на заглавии (в этом случае должен быть указан редактор или составитель).

Конфликтология: Учебник  / Под ред. В. П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2004.

16.6. Библиографическое описание справочных изданий (энциклопедий, словарей и справочников) производится следующим образом:

Борисов Е.Ф., Петров А.С., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

16.7. Правила библиографического описания статей  из газет, журналов.  В аналитическое описание входят: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется; инициалы указываются после фамилии);  полное название статьи, после двух косых черт (//) идет полное наименование источника (название журнала, газеты, после (-) – год издания газеты или журнала; после (-) номер журнала или дату выхода газеты; после (-) – указывается конкретная страница, на которой опубликован материал и его печатный объем (С.2-23).

Например…….из газет

        Алехин Б.И. К вопросу об эффективности российского фондового рынка // Бизнес и банки. – 2005. – 12 янв. – С. 7-8.

…………из журнала

        Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов // Законодательство и экономика. -2004. -№12. –С.24-37.

16.8.  Все источники, используемые при написании работы, располагаются в алфавитном порядке.

       Порядок перечисления используемой литературы и INTERNET-источников:

1. Конституция РФ

2. Кодексы, комментарии к кодексам

3. Законы РФ

4. Указы президента РФ

5. Постановления Государственной Думы, Верховного Совета РФ, и Правительства РФ

6. Указы министерства и ведомств

7. Постановления местного самоуправления

Книги, имеющие более трех авторов

Коллективные монографии

Название книги: сведения относящиеся к заглавию / И.О. Фамилия одного автора с добавлением слов [и др.] ; сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Сведения о произведении (например: 4-е изд., доп. и перераб.). - Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц.

  1. Наследственное право / А.В. Иванов [и др.]. – 4-е изд., доп. - Киров: Юридическая консультация 2009. - 144 с.

Сборник статей, официальных материалов

  1. Социальные льготы: сборник / сост. В. Зинин. – М. : Соц. защита, 2008.- Ч.1. – 106 с.
  2. Оценка методов лечения психических расстройств: доклад ВОЗ по лечению психических расстройств. - М. : Медицина, 1993. - 102 с.

Многотомное издание. Том из многотомного издания

  1. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М. : Астрель, 2000. – 4 т.
  2. Регионы России: в 2 т. / отв. ред. В.И. Галицин. – М. : Госкомстат, 2000. – Т.1. – 87 с.

Материалы конференций, совещаний, семинаров

Заглавие книги: сведения о конференции, дата и год проведения / Наименование учреждения или организации (если название конференции без указания организации или учреждения является неполным); сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Город: Издательство, год издания. – Количество страниц.

  1. Международная коммуникация : тез. докл. И сообщ. Сиб.-фр. Семинар (Иркутск, 15-17 сент. 1993 г.). – Иркутск : ИГПИИЯ, 1993. – 158 с.

Патентные документы

Обозначение вида документа, номер, название страны, индекс международной классификации изобретений. Название изобретения / И.О. Фамилия изобретателя, заявителя, патентовладельца; Наименование учреждения-заявителя. – Регистрационный номер заявки; Дата подачи; Дата публикации, сведения о публикуемом документе.

  1. Пат. № 2131699, Российская Федерация, МПК А61 В 5/117. Способ обнаружения диатомовых водорослей в крови утонувших / О.М. Кожова, Г.И. Клобанова, П.А. Кокорин ; заявитель и патентообладатель Науч.-исслед. Ин-т биологии при Иркут. Ун-те. - № 95100387 ; заявл. 11.01.95 ; опубл. 20.06.99, Бюл. №17. – 3 с.

Статьи из книг (сборников)

Фамилия И.О. одного автора (или первого). Заглавие статьи : сведения, относящиеся к заглавию / И.О. Фамилия одного (или первого), второго и третьего авторов // Заглавие документа : сведения относящиеся к заглавию/ сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Место издания, год издания. – Первая и последняя страницы статьи.

  1. Кундзык Н.Л. Открытые переломы костей кисти / Н.Л. Кундзык // Медицина завтрашнего дня : конф. – Чита, 2003. – С.16-27.

Если авторов более трех…

Заглавие статьи / И.О. Фамилия первого автора [и др.] // Заглавие документа : сведения относящиеся к заглавию/ сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Место издания, год издания. – Первая и последняя страницы статьи.

  1. Эпидемиология преступлнения / А.В. Лыков [и др.] // Юриспруденция завтрашнего дня : материалы конф. – Самара, 2009. – С.21-24.

…из журналов

При описании статей из журналов приводятся автор статьи, название статьи, затем ставятся две косые черты (//), название журнала, через точку-тире (.–) год, номер журнала честь, том, выпуск, страницы,  на которых помещена статья. При указании года издания, номера журнала используют арабские цифры.

Если один автор:

  1. Трифонова И.В. Вариативность социальной интерпретации феномена старения // Клиническая геронтология. – 2010. – Т.16, № 9-10. – С.84-85

Если 2-3 автора:

  1. Шогенов А.Г. Медико-психологический мониторинг / А.Г. Шогенов, А.М. Муртазов, А.А. Эльгаров // Медицина труда и промышленная экология. – 2010. - №9. – С.7-13

Если авторов более трех:

  1. Особенности эндокринно-метаболического профиля / Я.И. Бичкаев [и др.] // Клиническая медицина. – 2010. - №5ю – С.6-13.

Описание электронных ресурсов

Фамилия И.О. автора (если указаны). Заглавие (название) издания [Электронный ресурс]. – Место издания: Издательство, год издания. – Сведения о носителе (CD-Rom,DVD-Rom)

  1. Медицина: лекции для студентов. 4 курс [Электронный ресурс]. – М., 2005. – Электрон. опт. диск (CD-Rom).

Сетевой электронный ресурс

Фамилия И.О. автора (если указаны). Название ресурса [Электронный ресурс]. – Место издания: Издательство, год издания  (если указаны). – адрес локального сетевого ресурса (дата просмотра сайта или последняя модификация документа).

  1. Шкловский И. Разум, жизнь, вселенная [Электронный ресурс] / И. Шкловский. – М.: Янус, 1996. – Режим доступа: http: // www.elibrary.ru (21 сент. 2009).

17. Оформление приложений

В приложениях дипломной работы помещают материал, дополняющий основной текст.

Приложениями могут быть:

  • графики, диаграммы;
  • таблицы большого формата,
  • статистические данные;
  • фотографии,
  • процессуальные (технические) документы и/или их фрагменты и т.д.

Приложения оформляют как продолжение основного на последующих ее листах или в виде самостоятельного документа.

В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки.

Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием вверху справа страницы слова: Приложение 1. Приложения обозначают арабскими цифрами, за исключением цифры 0. Допускается обозначение приложений римскими цифрами.  Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой.

 

7.Защита выпускной квалификационной работы  

        Законченная выпускная квалификационная работа подписывается студентом и сдается научному руководителю.  Своеобразным допуском работы к защите является отзыв руководителя и рецензия внешнего рецензента.

  Защита дипломной работы проводится на открытом заседании ГЭК согласно графику, разработанному учебной частью и утвержденному директором техникума.

   Дипломная работа должна быть рецензирована и иметь отзыв научного руководителя.

   Отзыв научного руководителя – это упорядоченное перечисление профессиональных качеств выпускника, выявленных в ходе его работы над заданием. Особое внимание уделяется оценке научным руководителем соответствия знаний, умений, компетенций студента-выпускника требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, а также оценке его личностных характеристик: самостоятельность, ответственность, умение логически излагать материал, систематизировать информацию, умение организовать свой труд и т.д.

Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников предприятий, организаций, преподавателей техникума, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой дипломной  работы.

Рецензия должна включать:

- заключение о соответствии дипломной работы заданию;

- оценку качества выполнения каждой главы работы;

- оценку степени разработки новых вопросов, оригинальности решений (предложений), теоретической и практической значимости работы;

- общую оценку дипломной работы.

Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее чем за день до защиты работы. Внесение изменений в дипломную работу после получения рецензии не допускается.

         Рецензия – письменная оценка внешнего или внутреннего рецензента качества выполнения работы, ее объективная оценка на основании требований соответствующего ФГОС среднего профессионального образования. Рецензия, как правило, содержит подтверждение актуальности, научной новизны, практической значимости исследования, научно-практический профессионализм выполнения, достоинства (недостатки) работы, соответствие установленным требованиям. Оценка ставится по пятибалльной системе.

     Какой бы великолепной не была работа, без квалифицированного ее представления невозможно получить высокую оценку. Ведь оценка в значительной мере зависит от того, как ее представит студент-выпускник. Поэтому в ходе работы над оформлением диплома несколько раз будет изменяться и текст выступления для защиты работы перед Государственной экзаменационной комиссией .

    К защите дипломной работы выпускник готовит тезисы доклада и демонстрационный материал (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.) Материалы готовятся на листах А 4.  Количество экземпляров должно соответствовать количеству членов ГЭК. Комплект демонстрационного материала должен иметь титульный лист по аналогии с титульным листом дипломной работы. Также выпускник готовит электронную презентацию – сопровождение и иллюстрирование работы в ходе защиты.

    Процедура защиты одной дипломной работы предполагает продолжительность 15-20 минут. Защита начинается с доклада (краткого сообщения) студента, время выступления – 15 минут. Студент должен сделать свой доклад свободно, не читая письменного текста. После доклада студент должен ответить на вопросы членов комиссии.

    После ответов выпускника слово предоставляется научному руководителю, затем – рецензенту, в случае отсутствия на заседании, текст зачитывает секретарь ГЭК.

Процедура защиты:

  1. Секретарь объявляет тему, выпускника-дипломника, научного руководителя, консультанта, рецензента.
  2. Выступление студента (краткая характеристика положений дипломной работы, актуальность, цели, задачи, полученные результаты, основные выводы и рекомендации)
  3. Ответы студента-дипломника на вопросы присутствующих на защите.
  4. Зачитывание отзыва и рецензии.
  5. Закрытое заседание членов ГЭК, цель – обсуждение и выставление оценки.

    Текст выступления (доклада) должен быть максимально приближен к тексту дипломной работы, поэтому основу выступления будет составлять «Введение» и «Заключение», которые используются в выступлении почти полностью. Также практически полностью используются:

  • выводы в конце каждой из глав;
  • должны быть использованы только те схемы и диаграммы, которые приведены в дипломной работе;
  • структура текста должна соответствовать следующему порядку:
  • введение (обоснование темы исследования, объект, предмет, цель, задачи, методы и т.д.);
  • краткое содержание работы (выводы по главам);
  • результаты опытно-экспериментальной работы;
  • заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки дипломной работы, практическая значимость).

   Оценки объявляются после защиты всех студентов группы. Заседания ГЭК протоколируются. В дипломной работе ставится дата защиты и оценка.   Работа хранится в учебной части.

           Необходимо также подготовить текст выступления (доклада). Написание текста – наиболее трудоемкий этап подготовки выступления.  При написании текста выступления предлагается воспользоваться практическими рекомендациями по его составлению:

  1. в каждом разделе выступления желательно предусмотреть введение в раздел, констатацию, аргументацию, кульминацию, выводы по разделу, логический переход к следующей части выступления;
  2. следует избегать громоздких фраз, рекомендуется делить текст на простые предложения, что значительно облегчит заучивание текста, а для аудитории - восприятие в процессе защиты;
  3. необходимо найти оптимальную пропорцию между размерами частей текста, отведенными соответственно для изложения теории и практики;
  4. не следует злоупотреблять цифрами, их обилие может запутать не только слушателей, но и выступающего;
  5. рекомендуется избегать пространных цитат, необходимо использовать пространство текста, прежде всего для того, чтобы донести до аудитории собственные суждения;
  6. выводы должны быть предельно конкретными и убедительными;
  7. текст выступления следует завершить точными фразами, выражающими уверенность в правоте приведенной аргументации и целесообразности предложений студента по решению поставленной в дипломной работе проблемы;
  8. черновик текста необходимо тщательно отредактировать, наиболее важные места рекомендуется выделить курсивом или подчеркиванием;
  9. окончательный вариант текста следует распечатать через 1,5-2 интервала для удобства чтения (кроме того, в такой текст можно в последний момент внести дополнения и изменения), выводы лучше предварить словом «Выводы», желательно проставить нумерацию разделов и дать названия вступительной и заключительной частям выступления, общие выводы лучше всего вынести на отдельный лист.

После составления основного текста выступления необходимо составить его краткий конспект, которым можно будет пользоваться во время выступления. Конспект необходим для того, чтобы в процессе защиты не нарушить логику изложения, не потерять важную информацию и контролировать время выступления.

Рекомендации по составлению компьютерной презентации

       Компьютерная презентация дает ряд преимуществ перед обычным словесным выступлением и бумажными плакатами. Компьютерная презентация позволяет использовать ее студенту-выпускнику как наглядность, а членам ГЭК одновременно изучать работу и контролировать выступление. Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 15- 20 слайдов. Необходимо использовать программу PowerPoint.

Основные приемы использования презентации:

  • необходимо начать КП (компьютерную презентацию) с заголовочного слайда  и завершить итоговым
  • каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 30;
  • информация на слайде должна быть контрастна фону, подберите два-три различных фоновых оформления для того, чтобы иметь возможность варьировать фон при плохой проекции;
  • не злоупотребляйте анимацией, в первую очередь появляется заголовок, далее текст по абзацам;
  • помните, что визуальное   восприятие занимает от 2 до 5 секунд;
  • презентация поможет провести доклад, но она не может его заменить, поэтому не читайте текст со слайдов, а подготовьте распечатанные заметки к докладу;
  • в автоматическом режиме обязательно проконтролируйте временной интервал своего доклада;
  • содержание слайдов может включать в себя определение объекта, предмета, цели, задачи, а также таблицы, диаграммы, графики, фотографии и прочее, но  строго  по плану дипломной работы.

8.Критерии оценки дипломной работы

Дипломные работы оцениваются на основании:

- отзыва научного руководителя;

     - отзыва рецензента;

     - коллегиального решения Государственной экзаменационной комиссии.

   "Отлично» - работа исследовательского характера соответствующая одной или нескольким видам профессиональной деятельности: осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий; участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных; участие в проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения; проведение санитарно-просветительской деятельности; выполнение работ по рабочей профессии 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы. Соответствует заявленной теме, актуальность темы убедительно обоснована, цель и задачи исследования сформулированы верно, целесообразно определены объекты, предметы и различные методы исследования, выдвинута гипотеза исследования, проведен глубокий последовательный сравнительный анализ литературных источников (не менее двадцати), собственное практическое исследование соответствует индивидуальному заданию, выводы отражают степень достижения цели, работа оформлена в соответствии с Методическими рекомендации по выполнению  и защите выпускной квалификационной работы, имеются положительные отзывы рецензента и руководителя выпускной квалификационной работы. При публичном выступлении на защите студент демонстрирует свободное владение материалом работы, четко и грамотно отвечает на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии, мультимедийная презентация полностью соответствует содержанию доклада.

«Хорошо» - работа исследовательского характера соответствующая одной или нескольким видам профессиональной деятельности: осуществление

зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий; участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных; участие в проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения; проведение санитарно-просветительской деятельности; выполнение работ по рабочей профессии 15830 Оператор по  искусственному осеменению животных и птицы. Работа соответствует  заявленной теме, актуальность темы обоснована убедительно, цель и задачи исследования сформулированы верно, целесообразно определены объекты, предметы и методы исследования, проведен глубокий последовательный сравнительный анализ литературных источников (не менее шестнадцати), собственной практическое исследование соответствует индивидуальному заданию, выводы отражают степень достижения цели, в оформлении работы допущены отступления от Методических рекомендаций по выполнению  и защите выпускной квалификационной работы , имеются положительные отзывы рецензента и руководителя выпускной квалификационной работы. При публичном выступлении на защите студент демонстрирует свободное владение материалом работы, испытывает затруднения при ответах на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии, мультимедийная презентация полностью соответствует содержанию доклада.

«Удовлетворительно»  - работа исследовательского характера соответствующая одной или нескольким видам профессиональной деятельности: осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий; участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных; участие в проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения; проведение санитарно-просветительской деятельности; выполнение работ по рабочей профессии 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы.  Работа  соответствует  заявленной теме,  актуальность  темы обоснована неубедительно, цель и задачи исследования сформулированы некорректно, объекты, предметы и методы исследования определены нечетко или нецелесообразно, поверхностный анализ литературных источников (менее шестнадцати), собственное практическое исследование частично соответствует индивидуальному заданию, выводы не полностью соответствуют цели, в оформлении работы допущены отступления от Методических рекомендаций по выполнению  и защите выпускной квалификационной работы, имеются замечания со стороны рецензента и (или) руководителя выпускной квалификационной работы. При публичном выступлении на защите студент непоследовательно излагает работу, затрудняется  при ответах на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии, мультимедийная презентация частично отражает содержание доклада.

«Неудовлетворительно» - работа реферативного характера, не соответствует заявленной теме, актуальность темы не обоснована, цель и задачи исследования сформулированы некорректно или не сформулированы, объекты, предметы и методы исследования определены нецелесообразно или не сформулированы, теоретическая часть представлена выписками из литературных источников, собственное практическое исследование не соответствует индивидуальному заданию, выводы не соответствуют цели, работа оформлена без учета требований, изложенных в Методических рекомендациях по выполнению  и защите выпускной  квалификационной работы, имеются замечания со стороны рецензента и (или) руководителя выпускной квалификационной работы. При публичном выступлении на защите студент неконкретно и непоследовательно излагает работу, неправильно отвечает на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии, мультимедийная презентация не отражает содержания доклада.

 9.Примерные темы дипломных работ по специальности 36.02.01 Ветеринария

Темы ВКР по ПМ.01    Осуществление   зоогигиенических, профилактических  и   ветеринарно-санитарных  мероприятий

1.

Сравнительный анализ лечения аскаридозов у крупного рогатого скота

2.

  Эффективность применения препарата «Пиростоп» при пираплазмозе собак

3.

  Влияние гомеопрепаратов на сроки лечения котов при струвитном уролитиазе

4.

Анализ эффективности различных схем лечения гастроэнтеритов у   телят

5.

Сравнительная характеристика схем лечения экзем у собак  

6.

Эффективность лечения трихофетии телят в условиях молочно-животноводческого комплекса

7.

Сравнительная эффективность использования комплексной схемы лечения диспепсии

8.

Экономическая оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий при заболевании верхних дыхательных путей

9.

Фармокоррекция алиментарной анемии поросят

10.

Сравнительная эффективность лечения и профилактики демодекоза крупного рогатого скота

11.

Сравнительная эффективность использования комплексной схемы лечения бабезиоза у крупного рогатого скота

Темы  ВКР по ПМ.02     Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

1.

Сравнительный анализ применения различных схем лечения гастроэнтерита у поросят

2.

Фитотерапия как фактор, повышающий эффективность лечения маститов у коров

3.

Сравнительная эффективность лечения диспепсии у телят

4.

Сравнительная эффективность различных схем лечения эндометритов у коров

5.

Эффективность применения стимулирующей терапии при лечении бронхопневмонии телят

6.

Влияние экологических факторов на развитие новообразований

7.

Экономическая эффективность предупреждения заболеваний копытец у крупного рогатого скота

8.

Сравнительная эффективность различных схем лечения ламинита лошадей

9.

Влияние ранней диагностики мочекаменной болезни на лечебно-профилактические мероприятия

10.

Оценка эффективности различных схем лечения экзем

 Темы  ВКР  по  ПМ.03  Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения

1.

Организация и проведение санитарно-просветительской экспертизы продуктов убоя крупного рогатого скота на рынке

2.

Санитарная оценка продукции пчеловодства в условиях рынка и ветеринарной лаборатории

3.

Организация и проведение исследования молока в условиях промышленного животноводства

 Темы ВКР по ПМ.04  Проведение санитарно-просветительской деятельности.

1.

Санитарно-просветительская работа при инфекционных заболеваниях в условиях современного города

2.

Организация и планирование работы районной станции по борьбе с болезнями животных

3.

Методы и формы организации и проведения борьбы с бродячими животными в населенных пунктах

Темы  ВКР по ПМ.05  Выполнение работ по рабочей профессии 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы

1.

Разработка эффективных способов борьбы с бесплодием

2.

Особенности синхронизации коров в условиях молочно-животноводческого комплекса

3.

Влияние содержания , кормления и эксплуатации самцов сельскохозяйственных животных на качество получаемой спермы

4.

Эффективность проведения синхронизации половой охоты у самок сельскохозяйственных животных

Темы  ВКР по нескольким ПМ

1.

Анализ  современных  методов  лечения  инфекционных  болезней.

2.

Современные  методы  диагностики  внутренних  незаразных  болезней.

3.

Расчёт  экономического  ущерба   от болезней, связанных с нарушением минерального обмена.

                                                                                                                               

                                                                                       

                                                                                                                       

  Приложение 1            

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

«Сергиевский губернский техникум»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему

«ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СХЕМ ЛЕЧЕНИЯ У КОРОВ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 36.02.01ВЕТЕРИНАРИЯ

ПМ. 02 УЧАСТИЕ В ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Дата сдачи ВКР                                                     «___» ________ 2018 год

Студент                                                                                      Е.И.Полозкова

Дата защиты ВКР                                                «___» _________ 2018 год

Оценка выполнения и защиты  ВКР_______________________________

 Научный руководитель                                                          Н.Г. Горланова

Сергиевск, 2018

Приложение 2

«СОГЛАСОВАНО»

Главный  ветеринарный врач ГБУ СО «СВО» Структурного подразделения «Сергиевская СББЖ»

______________С.П. Куликов

«___»_______________20___г

МП

УТВЕРЖДАЮ

   Заместитель директора по  учебной работе

_________ Л.А.Терехова

«___»___________20__г.

ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

Студентке 4 курса 41 группы, специальности 36.02.01Ветеринария

Полозковой  Екатерины Игоревны

       Тема выпускной квалификационной работы «Исследование эффективности различных схем лечения эндометритов у коров»

утверждена приказом по ГБПОУ СО СГТ

  №     346-сс   от 30 ноября    2017 г.

    Вид выпускной квалификационной работы: дипломная работа

    Исходные данные по ВКР: схема клинического обследования животных, ветеринарное законодательство, журналы первичного ветеринарного учета, акты ветеринарных обработок животных, годовые и квартальные планы ветеринарных мероприятий, данные по падежу. Вынужденному убою  заболеваемости животных, инструкция по охране труда при работе с сельскохозяйственными животными.

        Содержание разделов ВКР (наименование глав):

1. Особенности проявления эндометритов у коров.

           Систематизировать и обобщить теоретические знания о причинах возникновения эндометритов у коров, о развитии патологического процесса при недостаточной защитной реакции организма и высокой патогенности микрофлоры, о формах проявления клинических признаков болезни, о методике дифференциальной диагностики, о различных способах  лечения и профилактики эндометритов у коров.

2. Экспериментальное исследование схем лечения.

Провести опытно-экспериментальную работу по разработке опытной схемы лечения послеродового эндометрита у коров и произвести сравнительный анализ эффективности контрольной и опытной схем лечения.

  Практическая часть ВКР

   1. Установить причины заболевания коров эндометритами.

   2. Применить и проанализировать современные методики диагностики и схемы лечения эндометритов.

  3. Опытным путем определить эффективность использования двух схем лечения эндометритов.

   4. Разработать комплекс профилактических мероприятий для животноводческого комплекса ООО «Радна» по профилактике и лечению эндометритов.

      Перечень приложений к ВКР

1. Наставления по применению препаратов, используемых в эксперименте.

    Наименование предприятия, на котором проходит преддипломную практику: общество с ограниченной  ответственностью «Радна» с. Беловка, Богатовского района, Самарской области

  Фамилия, имя, отчество и должность руководителя ВКР:

Горланова Наталья Геннадьевна преподаватель ГБПОУ СО СГТ

Дата выдачи задания   на ВКР   «___»  ______ 20__ г.

Срок сдачи ВКР «___» _______20__ г.

   Рассмотрено на заседании цикловой комиссии «Профессиональные модули специальностей естественнонаучного профиля» «___»_________20__ г    Протокол № ____

Председатель цикловой комиссии _________________ /О.А. Гурылёва/

Руководитель    ВКР __________________________/Н.Г. Горланова/

Студент ____________________________________/Е.И. Полозкова/

Приложение 3

«РАССМОТРЕНО»

на заседании цикловой комиссии «Профессиональные модули специальностей естественнонаучного профиля»                                                                                                                  

«_____» ________________ 20 ____ г. Протокол № ___________

Председатель_________/О.А.Гурылёва/

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

 по учебной работе

____________ Л.А.Терехова

«_____» ____________ 20 __ г.

Календарный план выполнения выпускной квалификационной работы

Студентки Полозковой Екатерины Игоревны,

курс  IV , группа  41, специальности 36.02.01 Ветеринария,

на тему «Исследование эффективности различных схем лечения эндометритов у коров»

Наименование этап работы

Плановый срок   выполнения

Отметка о выполнении

1

Обсуждение возможных путей раскрытия темы с руководителем

ноябрь-декабрь

2

Обоснование актуальности темы, определение целей и задач, объектов и методов исследования

декабрь

3

Обзор литературы по данной теме

декабрь-январь

4

Выполнение исследовательской части работы

апрель-май

5

Обработка результатов исследования

май

6

Формулировка выводов, оценка полученных результатов, разработка рекомендаций

май

7

Оформление дипломной работы

май-июнь

8

Представление работы руководителю, написание письменного отзыва преподавателя

июнь

9

Оформление рецензии

июнь

10

Представление работы заведующему учебной части

июнь

11

Публичная защита

июнь

Руководитель ВКР_____________________________/Н.Г. Горланова/

Студент ___________________________________/Е.И. Полозкова/

Дата_________________

Приложение 4

ОТЗЫВ

на выпускную  квалификационную  работу

1. Заключение по выбору разработанной темы в части актуальности и новизны

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Оценка практической значимости работы _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выводы по качеству выполненной работы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Уровень сформированности общих компетенций  ________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Уровень сформированности профессиональных компетенций ________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Оценка в целом дипломной работы  ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Замечания ________________________________________________________________

Руководитель работы __________________________/_____________________/

    «_________»_____________________20__год