«Индивидуальная воспитательная работа с нахимовцами»

Самойленко Александр Борисович

Ребенок, воспитанник, а в основе своей человек – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От того как и кого мы воспитаем, какие привьем ему духовные, морально-нравственные, деловые качества зависит не только его дальнейшая жизнь, но и будущее нашей страны. Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый воспитатель должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Воспитателя 6 учебного курса

Самойленко  Александра Борисовича

На тему: «Индивидуальная воспитательная работа с нахимовцами»

Уважаемые коллеги, тема предложенная к рассмотрению наверное самая важная и обширная в работе воспитателя и педагога.

            Ребенок, воспитанник, а в основе своей человек – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От того как и кого мы воспитаем, какие привьем ему духовные, морально-нравственные, деловые качества зависит не только его дальнейшая жизнь, но и будущее нашей страны.

          Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый воспитатель  должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.

Система индивидуальной воспитательной работы (Слайд 2)

              Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения воспитателя организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

            Мальчишки, ( младшие воспитанники),поступившие в училище оказываются выдернутыми из обычного для них семейного уклада жизни и втиснуты в строгие рамки распорядка дня и требований уставов и правил, зачастую многие из них не подготовлены к самообслуживанию и выполнению правил личной гигиены. Помочь им адаптироваться, научить ухаживать за собой и бережно относиться к форме одежды, привыкнуть и вжиться в эти условия так, чтобы жизнь в училище их не тяготила, заменить им материнскую любовь и заботу, отцовскую  справедливость и строгость – одна из главных задач воспитателя. Основу, идею воспитательного процесса в училище заложил первый начальник училища в своем высказывании:  Николай Георгиевич Изачик,    (Слайд 3)

  На современном этапе Воспитательным отделом нашего училища определена и цель воспитания в Нахимовском училище на этом же слайде.

                      Старших же  воспитанников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развиваются высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов. (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.)

             Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным»  воспитанникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно. Эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, поступки и мотивы. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

(Слайд 4)

            Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удаётся. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший путь диагностики глубинных качеств.

                   Существуют основные методы воспитательного воздействия, это способы прямого или опосредованного влияния на личность. Основные из них это убеждение, поощрение и наказание.    Суть этих методов показана на

 (Слайде 5).   

Убеждение - Основные инструменты метода убеждения -это может быть лекция, рассказ, беседы, диспуты, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых.

Особо следует отметить личный пример.

Сила примера, обладающей особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Римский  философ Сенека, — короток путь примера».

             Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

             Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.  

Поощрение  Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

            Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным, следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание – это метод следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

              Главное в работе воспитателя это искренняя любовь и забота к своему подопечному, вера в идеалы, которые воспитатель стремиться привить своему воспитаннику, справедливое и уважительное отношение к подростку, и тогда через некоторое время, которое исчисляется годами прорастёт то, что мы смогли заложить в душу этому человеку.

«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас».

(Эрнст Легуве)   французский прозаик и драматург.