Правовое воспитание подрастающего поколения

Проблемы, связанные с преололением в нашем обществе правового цинизма и нигилизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie_podrastayushchego_pokoleniya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

С.М. Срабионян, учитель истории и обществознания  МБОУ Лицея №57

город  Ростов-на-Дону

Российская Федерация, согласно Конституции РФ, является правовым государством, характеризующимся высоким престижем права, его социальной значимостью, активным использованием гражданами и должностными лицами юридических средств  для достижения общественно-значимых результатов. Однако сегодня в сознании большинства наших соотечественников преобладает неверие в силу и эффективность Конституции РФ, других нормативно - правовых актов, в возможность реального торжества справедливости. Можно выделить следующие проявления правового нигилизма в молодежной среде современной России: несоблюдение и неисполнение  самых элементарных правовых норм, таких как нарушение общественного порядка, правил дорожного движения, правил поведения в общественных местах -  курение в неположенных местах (практически все водители общественного транспорта курят за рулем) употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ  и т.д. Достаточно отметить, что только некоторые представители молодежи готовы безоговорочно подчиняться требованиям закона. Основная же масса готова это делать только при одном условии - что закон един для всех, и представители власти будут следовать нормам закона так же, как и все остальные граждане. Можно отметить, что часто стереотипы молодого человека намного сильнее, чем чувство долга и гражданской ответственности. Существует как бы некий приоритет ценностей, который стоит у молодых людей выше закона. Например, в нашем обществе пока ещё есть предубеждения против гражданской активности. Участие в общественной жизни считают уделом фанатиков, чудаков или людей с тайными корыстными помыслами. Необходимо прививать представление о том, что это обыденная, массовая традиция поведения. Проявляется нигилизм в самых различных формах: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в него и явно негативного отношения к нему. Распространение правового нигилизма среди молодежи во многом вытекает из ее правовой некомпетентности. Молодое поколение зачастую не знает о своих правах, обязанностях и об ответственности за свои неправомерные действия. Поэтому в современном российском обществе имеют место такие явления, как незнание и игнорирование законов молодыми людьми, неверие в справедливость правосудия, отсутствие неприятия любых правонарушений и правовой нигилизм в молодежной среде. Между тем, правовой нигилизм очень опасен, так как способствует  утверждению в обществе обстановки вседозволенности (если депутату можно сесть за руль в нетрезвом состоянии, то почему мне нельзя?)

В нашем обществе пока отсутствует не только уверенность граждан в эффективном, справедливом правосудии, действующем на основе Конституции РФ, но и та практика, которая такую уверенность и соответствующие модели поведения могла бы сформировать. Своей кульминации правовой нигилизм достиг в эпоху перестройки. Именно тогда на население страны хлынули потоки информации об ужасах ГУЛАГ'а, о злоупотреблениях партийной верхушки и коррумпированности государственного аппарата. Самобичевание стало одной из добрых традиций. На прошлое выливались целые ушаты часто незаслуженной грязи. Все наследие прежних поколений безоговорочно отметалось, при этом отвергался даже положительный опыт истории. Образовался так называемый мировоззренческий вакуум, который  в условиях отсутствия единой национальной идеи и развала семьи как социального института может заполняться всякого рода экстремистскими и националистическими идеями…

Каковы реальные механизмы преодоления сложившейся ситуации? Прежде всего, необходимо понимание того, что процесс преодоления правового нигилизма, а порой и цинизма - это длительный процесс, связанный с изменением общественного сознания. У нашей страны мизерный демократический опыт. Нужно время, чтобы сформировать уважение к Закону, равенство всех без исключения перед Законом и особый менталитет целого поколения, выросшего в условиях зрелого правосознания, когда потребность соблюдать закон становится внутренней необходимостью. Особая  роль отводится школе: курс «Права ребенка» должен изучаться с 5 класса и включать в себя такие модули, как Основы предпринимательских знаний, Что значит быть избирателем, Личные  и политические права ребенка, Правовая культура, Культура потребителя товаров и услуг и т. д. Преподавать такой курс должен человек с высокой правовой культурой и развитым правосознанием с целью дать  ребенку не базовый минимум знаний, а заинтриговать его получить свой индивидуальный максимум. Такой ученик будет чувствовать себя комфортно, расширяя свое правосознание и горизонты своей правовой культуры. Очень важно, чтобы ребенок получал возможность применять свои знания на практике, через систему общественно полезных дел. Я считаю, что ежедневно увлекая детей интересными, общественно - полезными делами, показывая им личный нравственный пример, можно воспитать их гражданами своего города, своей страны, мирового сообщества, которым по- хорошему до всего есть дело, начиная от знания и защиты  своих прав и заканчивая выборами президента.

Любой опыт, приобретаемый учащимися  в той или иной позитивно направленной социальной деятельности, является позитивным социальным опытом. И в конечном итоге не столь важно, что именно делает ребенок для социума, в котором он живет: сажает ли он дерево, помогает инвалиду  реабилитироваться или рассуждает об обществе без насилия. Главное, что он не пройдет мимо несправедливости, не будет равнодушно взирать на проблемы, которые есть в обществе, а будет в меру своих сил, способностей и возможностей пытаться их решать. Такая позиция называется гражданской. В основе данной позиции лежит уважительное отношение к  системе права.

Преодоление правового нигилизма в значительной мере связано с созданием качественной системы правового обслуживания, в том числе правового информирования населения, с действенностью юридического всеобуча, призванного повысить правовую компетентность граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности и правовой ментальности как необходимое условие ее жизнедеятельности в условиях правового государства. Обращая внимание на меры, призванные обеспечить правовую раскрепощенность личности, расширить границы ее юридической свободы, создать условия для роста гражданских инициатив и тем самым устранить почву для проявления правового недовольства, следует в то же время поставить прочный заслон произволу, правовой распущенности, ввести в границы правопорядка деятельность граждан и их объединений. Создание условий для плюрализма мнений, углубление демократизма общественного строя не означает вступления общества на путь охлократии, утверждения в нем анархистских воззрений на свободу и ответственность. Демократический правовой строй особо нуждается в ответственном поведении государственных структур, должностных лиц, населения в целом. В связи с этим возрастает роль социально-правового контроля, призванного обеспечивать в обществе атмосферу подлинного уважения к закону, правам и интересам личности и общества, утверждать прочный режим законности и цивилизованный правопорядок. В этой связи чрезвычайно важно формировать у населения доверие к институтам и учреждениям государственной власти, без чего невозможно цивилизованными средствами обеспечить организованность и порядок в общественных отношениях. Существенным здесь является то, чтобы власть на любых ее уровнях соответствовала общественным ожиданиям с точки зрения компетентности, норм этического поведения. Особо значимым представляется обеспечение личностной направленности юридической политики, при которой стратегия правового развития была бы сориентирована на человека, его приоритеты и интересы. Юридическая политика должна быть подчинена задаче утверждения в общественной жизни качественного правового закона, который отражал бы приоритеты и ценности личности, баланс интересов различных социальных групп; отвечал международно-правовым стандартам, передовым моральным воззрениям, прогрессивным национальным и историческим традициям; действовал эффективно и стабильно, а при его отмене или изменении не ухудшал фактического положения добросовестных участников правоотношений. Внедрение в общественную систему качественного правового закона укрепит у людей веру в то, что не они существуют для закона, а закон для них.…Особо хочу остановиться на роли семьи как социального института общества. Совершенно очевидно, что сегодня эта ячейка общества не отвечает современным требованиям и запросам общества. В погоне за материальным благополучием родители забыли о воспитании и образовании своих детей, полностью передав эти функции школе. Необходимо  совершенствование законодательства в области повышения ответственности родителей за воспитание детей. Актуальна также проблема повышения правовой культуры родителей. Только совместные усилия семьи, школы, общественности и самой личности способны изменить ситуацию в правовом поле личности и сформировать новую ментальность.

В правовом пространстве все должны быть равны: особенно это касается профессиональных юристов. Юридическое сообщество должно показывать пример уважения к закону. Но все ли здесь благополучно, в том числе с точки зрения морального статуса юридической корпорации, нравственной профессиональной пригодности юристов, их роли в пропаганде права? По этому поводу мы слышим и читаем много негатива: народ нередко называет юристов проводниками беззакония, некоторые подчеркивают острейший дефицит доверия к тем, кто принимает и применяет закон, говорят о коррупции правосознания юридического сообщества, о выборочном правосудии и т. д. Сегодня  из юридического образования уходит моральная идея служения обществу, юристы начинают осознавать себя не столько профессионалами, сколько предпринимателями или чиновниками, где бы они не находились. Происходят отрицательные изменения в этических принципах подбора юридических кадров: в юристе больше ценится безоглядная принадлежность “команде”, лояльность и конформность, нежели профессионализм и честность. Через такие “мягкие” институты неформальной правки социального статуса юриста происходит “корректировка” правосудия, правоохранительной деятельности и даже законотворчества, что значительно деформирует правовую культуру. Эти проблемы, конечно, напрямую связаны с правосознанием будущего юриста, с формированием его жизненной позиции — служить закону или суметь безнаказанно его обойти. Такие вопросы не могут оставаться незамеченными в обществе при воплощении в жизнь модернизационных подходов в отношении высшего юридического образования. Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.

Правовая культура является частью культуры вообще. К сожалению, большой потенциал СМИ, театра, кино в воспитании уважения к праву, закону используется далеко не в полной мере. Телевидение эксплуатирует низменные инстинкты человека, расшатывает моральные устои, насаждает насилие, жестокость, стяжательство и другие антиценности, продуцирующие противоправное поведение и усугубляющие социально-психологическую напряженность в обществе. Совершенно очевидно, что СМИ сегодня нужна цензура. Используя СМИ и прессу нужно повести активное наступление на противоправные    поведенческие    установки,    проповедуя     всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти). 

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом. Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Только в комплексе все эти меры могут быть действенны. Нельзя сформировать высокую правовую культуру на фоне низкой общей культуры. Воспитание личности, способной нести ответственность за свой выбор, обладающей активной гражданской позицией, высоким уровнем правосознания - это вопрос не одного дня. И результаты здесь будут видны не сегодня и даже не завтра. Нужно время, чтобы совместные усилия всех социальных институтов привели к созданию правового пространства вокруг каждого индивида, когда априори будет сформирована установка жить и действовать строго в соответствии с буквой Закона.