Ситуационные задачи кака средство развития познавательного интереса
В педагогическом словаре интерес рассматривается как форма проявления познавательной потребности,обеспечивающая направленность личности на осознание целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situacionnye_zadachi_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnogo_interesa.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуационные задачи как средство развития познавательного интереса.
1. Познавательные интересы и потребность в самостоятельной
творческой деятельности
В. Б. Бондаревский рассматривает интерес как специфическую направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения развития интереса можно говорить о познавательной направленности и активности в обучении.
В педагогическом словаре (авт, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) интерес рассматривается как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.
С учетом содержания, глубины, направленности, устойчивости выделяют три уровня познавательного интереса:
- Ситуативный интерес. Данный уровень проявляется в интересе к от
дельным фактам, понятиям, в отношении к преподавателю, в возникшем стрем-
лении получить хорошую отметку. - Интерес к учебной дисциплине. Данный уровень проявляется уже не
к отдельным фактам, а к целостному содержанию учебной дисциплины, в
стремлении узнать как можно больше. - Повышенный познавательный интерес. Данный уровень проявляет-
ся в интересе и к учебному содержанию, и к способам познавательной деятель
ности.
В воспитании интереса к предмету и развитии мотивации учения большую роль играет формирование личностно-смыслового отношения к учебной дисциплине и ценностного отношения к реальной действительности. В частности, осознание студентами социальной, практической и личностной значимости учебного материала по дисциплине. В результате усиливается заинтересованность в освоении учебных дисциплин, потребность в овладении знаниями, что является основой для раскрытия творческих способностей у студентов.
2. Ситуационные задачи как системообразующий фактор опыта развития познавательного интереса у студентов
В системе обучения выделяются следующие компоненты (элементы):
- Цели обучения, которые конкретизируются в цели отдельного учебного
занятия. Цели учебного занятия складываются из цели преподавания, регламен
тирующие деятельность преподавателя, и цели учения, регламентирующие дея
тельность студента. - Содержание учебного материала (СУМ).
- Методы обучения (МО).
- Формы организации познавательной деятельности (ФОПД).
- Конечный результат (КР).
Таблица 1
Реализация компонентов учебного занятия в процессе решения
ситуационных задач
№ п/п | Компонент учебного заня- тия | Содержание |
1. | Цели учебного занятия | Ситуационная задача выступает средством принятия цели обучения студентами, средством постановки ими целей учения. В процессе решения ситуационной задачи студенты актуализируют знания, необходимые для решения данной задачи. При этом обнаруживается недостаток знаний и опыта познавательной деятельности для решения данной задачи. Создается проблемная ситуация. В процессе эвристической беседы формируется тема занятий. И студенты ставят (под руководством преподавателя) цели учения. Как правило, они связанны с необходимостью усвоения новых знаний и умений применять эти знания в процессе решения ситуационных задач, которые отражают существующую практику разрешения правовых ситуаций (практическая направленность обучения). Если преподаватель организует групповую работу, то студенты выдвигают следующие цели учения: высказывают свою точку зрения, умения слушать других, умение учитывать многообразие точек зрения и др. |
2. | Содержание учебного материала | При отборе СУМ можно выделить особенности:
|
3. | Методы обучения | В представляемой системе работы при изучении нового у преподавателя сложились стереотипы применения лекционного метода и метода эвристической беседы (в данном названии объединяются методы: словесной, относящиеся к перцептивным (по источнику информации_ методам и частично-поисковый, относящийся к гностическим (по степени включения в познавательную деятельность) методам). Зачастую лекционный метод и эвристическая беседа сочетаются. Этот выбор не случаен. В процессе лекции четко структурируется материал, подлежащий усвоению. В процессе лекции четко структурируется материал, подлежащий усвоению. В процессе эвристической беседы включаются студенты и активную деятельность по освоению новыми знаниями. При решении ситуационных задач доминируют самостоятельная работа, практический, проблемно-поисковый и дискуссионный методы. Зачастую эвристическая беседа перерастает в дискуссию. |
4. | Формы организации познавательной деятельности | ФОПД должны способствовать развитию сотрудничества в обучении и включению каждого студента в процессе достижения цели занятия. При формирования новых знаний оптимально сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная ФОПД, при решении ситуационных задач возрастает доля времени, отводимого на групповую и индивидуальную работу. |
5. | Конечный результат | Конечный результат занятия преподаватель связывает с реализацией основных (приоритетных задач) занятия. Поэтому устанавливает обратную связь в виде включения студентов в рефлексию познавательной деятельности, в подведении итогов занятия, в коррекцию познавательной деятельности. На основе эффективности достижения приоритетных задач занятия преподаватель вносит коррективы. |
6. | Общий вывод (обобщение) | Эффективность обучения по юридическим дисциплинам зависит от степени включения студентов в самостоятельную индивидуальную работу по решению ситуационных задач, которые отражают существующую практику разрешения правовых ситуаций. В ходе решения задач происходит актуализация существующих знаний, проблематизация к усвоению новых знаний, к освоению способами деятельности по решению ситуационных задач, к включению в общение и коммуникацию. Как следствие, успешно решается задача развития повышенного познавательного интереса студентов. |