Ситуационные задачи кака средство развития познавательного интереса

В педагогическом словаре интерес рассматривается как форма проявления познавательной потребности,обеспечивающая направленность личности на осознание целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ситуационные задачи как средство развития познавательного интереса.

1. Познавательные интересы и потребность в самостоятельной

творческой деятельности

В. Б. Бондаревский рассматривает интерес как специфическую направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения развития интереса можно говорить о познавательной направленности и активности в обучении.

В педагогическом словаре (авт, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) интерес рассматривается как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

С учетом содержания, глубины, направленности, устойчивости выделяют три уровня познавательного интереса:

  1. Ситуативный интерес. Данный уровень проявляется в интересе к от
    дельным фактам, понятиям, в отношении к преподавателю, в возникшем стрем-
    лении получить хорошую отметку.
  2. Интерес к учебной дисциплине. Данный уровень проявляется уже не
    к отдельным фактам, а к целостному содержанию учебной дисциплины,    в
    стремлении узнать как можно больше.
  3. Повышенный познавательный интерес. Данный уровень проявляет-
    ся в интересе и к учебному содержанию, и к способам познавательной деятель
    ности.

В воспитании интереса к предмету и развитии мотивации учения большую роль играет формирование личностно-смыслового отношения к учебной дисциплине и ценностного отношения к реальной действительности. В частности, осознание студентами социальной, практической и личностной значимости учебного материала по дисциплине. В результате усиливается заинтересованность в освоении учебных дисциплин, потребность в овладении знаниями, что является основой для раскрытия творческих способностей у студентов.

2. Ситуационные задачи как системообразующий фактор   опыта развития познавательного интереса у студентов

В системе обучения выделяются следующие компоненты (элементы):

  1. Цели обучения, которые конкретизируются в цели отдельного учебного
    занятия. Цели учебного занятия складываются из цели преподавания, регламен
    тирующие деятельность преподавателя, и цели учения, регламентирующие дея
    тельность студента.
  2. Содержание учебного материала (СУМ).
  3. Методы обучения (МО).
  4. Формы организации познавательной деятельности (ФОПД).
  5. Конечный результат (КР).

Таблица 1

Реализация компонентов учебного занятия в процессе решения

ситуационных задач

п/п

Компонент учебного заня-

тия

Содержание

1.

Цели учебного занятия

Ситуационная задача выступает средством принятия цели обучения студентами, средством постановки ими целей учения. В процессе решения ситуационной задачи студенты актуализируют знания, необходимые для решения данной задачи. При этом обнаруживается недостаток знаний и опыта познавательной деятельности для решения данной задачи. Создается проблемная ситуация. В процессе эвристической беседы формируется тема занятий. И студенты ставят (под руководством преподавателя) цели учения. Как правило, они связанны с необходимостью усвоения новых знаний и умений применять эти знания в процессе решения ситуационных задач, которые отражают существующую практику разрешения правовых ситуаций (практическая направленность обучения).

Если преподаватель организует групповую работу, то студенты выдвигают следующие цели учения: высказывают свою точку зрения, умения слушать других, умение учитывать многообразие точек зрения и др.

2.

Содержание учебного материала

При отборе СУМ можно выделить особенности:

  1. Обязательность и необходимость осуществлять межпредметные связи (с родственными дисциплинами юридического цикла) и внутрипредметные связи внутри самой учебной дисциплины, между ее темами. То есть производится отбор того учебного содержания, котрое необходимо для решения ситуационных задач по теме учебного занятия.
  2. Подбор системы ситуационных задач, которые бы как можно глубже решали задачу усиления практической направленности обучения.
  3. Включать знания о способах работы в группах, об извлечении информации из текста пособия, справочной и иной литературы.

3.

Методы обучения

В представляемой системе работы при изучении нового у преподавателя сложились стереотипы применения лекционного метода и метода эвристической беседы (в данном названии объединяются методы: словесной, относящиеся к перцептивным (по источнику информации_ методам и частично-поисковый, относящийся к гностическим (по степени включения в познавательную деятельность) методам). Зачастую лекционный метод и эвристическая беседа сочетаются. Этот выбор не случаен. В процессе лекции четко структурируется материал, подлежащий усвоению. В процессе лекции четко структурируется материал, подлежащий усвоению. В процессе эвристической беседы включаются студенты и активную деятельность по освоению новыми знаниями.

При решении ситуационных задач доминируют самостоятельная работа, практический, проблемно-поисковый и дискуссионный методы. Зачастую эвристическая беседа перерастает в дискуссию.  

4.

Формы организации познавательной деятельности

ФОПД должны способствовать развитию сотрудничества в обучении и включению каждого студента в процессе достижения цели занятия. При формирования новых знаний оптимально сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная ФОПД, при решении ситуационных задач возрастает доля времени, отводимого на групповую и индивидуальную работу.  

5.

Конечный результат

Конечный результат занятия преподаватель связывает с реализацией основных (приоритетных задач) занятия. Поэтому устанавливает обратную связь в виде включения студентов в рефлексию познавательной деятельности, в подведении итогов занятия, в коррекцию познавательной деятельности.  На основе эффективности достижения приоритетных задач занятия преподаватель вносит коррективы.

6.

Общий вывод (обобщение)

Эффективность обучения по юридическим дисциплинам зависит от степени включения студентов в самостоятельную индивидуальную работу по решению ситуационных задач, которые отражают существующую практику разрешения правовых ситуаций. В ходе решения задач происходит актуализация существующих знаний, проблематизация к усвоению новых знаний, к освоению способами деятельности по решению ситуационных задач, к включению в общение и коммуникацию. Как следствие, успешно решается задача развития повышенного познавательного интереса студентов.