Деловая игра "Адвокатское бюро" (Тема урока: "Наследственное право". Практикум)

Филатова Елена Васильевна

Практикум по праву построен в виде деловой игры. Игра "Адвокатское бюро" может быть использована при изучении других разделов дисциплины, а также на уроках обществознания и в рамках воспитательного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_6.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра «Адвокатское бюро».

Дисциплина:  Право.

Профессия: Автомеханик.

Курс: первый.

Тема урока: Наследственное право.

Основное содержание темы: Право на наследство. Наследование. Наследство. Наследник. Завещание. Правила наследования по закону и по завещанию. Обязательная доля в наследстве. Время открытия наследства.

Планируемые результаты:

- предметные: обучающиеся смогут  применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принятых решений, будут сформированы навыки оценивания социальной информации, умения поиска информации.

- метапредметные: обучающиеся смогут самостоятельно оценивать  и принимать решения с учетом гражданских и нравственных ценностей, высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, владеть навыками успешной коммуникации, владеть навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания.

- личностные: сформированность гражданской позиции обучающегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, сформированность навыков сотрудничества со сверстниками.

Тип и вид урока: практическое занятие, деловая игра.

Информационные ресурсы: Гражданский Кодекс РФ (статьи 1111 – 1154).

Смоленский М. Б. Основы права: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 400 с.

Обществознание. 9 – 11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания / Авт.- сост.: С. А. Зинина, Т. А. Корнева, Т. В. Шарова. – М.: Планета, 2010. – 116 с.

Оборудование: Письма с «казусами» для каждой группы, статьи 1111 – 1154 ГК РФ в печатном варианте, бланк «бюро» для ответного письма.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Формулировка задания.

Обучающиеся делятся на 4 группы, каждая из которых – адвокатская контора. Название своей конторы группы придумывают и указывают его на бланке ответного «письма клиенту». Внутри группы распределяют роли: старший адвокат (начальник бюро), адвокаты и 1-2 секретаря.

Обязанности:

старший адвокат – принимает окончательное решение по спорным вопросам, организует работу всего бюро;

адвокаты – производят анализ «казуса», аргументируют его с точки зрения нормативно-правовых актов (ГК);

секретари – формулируют и оформляют письменный ответ «клиенту, приславшему «казус».

Правила игры: В каждую контору пришло по 2 письма с вопросами, касающимися получения наследства. Необходимо в течение 20 (приблизительно) минут проанализировать «казус» и дать клиентам письменный аргументированный ответ на фирменном бланке своего бюро.

3. Проверка задания.

После получения конвертов с ответами, производится проверка правильности выполнения заданий: письма зачитываются преподавателем или «спикером» (вначале без указания бюро-исполнителя), всеми желающими высказываются оценки точности, грамотности, аргументированности ответов.

4. Подведения итогов и рефлексия.

Выставление отметок за правильное и частично правильно выполненные задания (все участники одного и того же бюро получают одинаковую отметку).

Устная беседа:

- Как работа в группе повлияла на выполнение задания?

- Что вызвало трудности в работе?

Приложение:

«Казусы»

1. Новожилов, находясь в больнице, составил завещание. Согласно которому все свое имущество оставил жене и своему брату. Это завещание было удостоверено врачом больницы. Как следует разделить наследственное имущество? Правомерно ли это завещание?

2. Иванова, выйдя замуж за Пятина, всю жизнь не работала, а вела домашнее хозяйство и воспитывала детей, родившихся в этом браке. Через три года после достижения ею пенсионного возраста муж умер. В нотариальной конторе она узнала, что все их совместное имущество муж завещал приятелю Горохову.

Имеет ли Иванова в данной ситуации право на наследование?

3. Ивакин несколько раз был женат, в браке у него родилось двое сыновей. После его смерти о правах на наследство заявили его родители, бывшие жены и сыновья. Кто будет иметь право наследования по закону?

4. Смирнов передал закрытое завещание нотариусу. Когда Смирнов умер, нотариус в присутствии заинтересованных лиц - жены, невестки, дочери от первого брака, внука и внучки вскрыл завещание. В конверте оказался пустой лист.

Определите судьбу наследственного имущества.

5. . Паршин жил на отдаленном хуторе. Уже несколько лет о нем никто ничего не знал. В 1998 г. на хутор приехал его сын А. Паршин. Поиски С. Паршина результатов не дали. А Паршин и его сестра Викулова обратились в суд с заявлением об объявлении отца умершим. Такое решение было вынесено 11 марта 2002 г. и вступило в законную силу 21 марта этого же года. Однако 15 марта А. Паршин по­гиб. Между Викуловой и вдовой А. Паршина возник спор о том, кто из них и на какую часть наследства С. Паршина имеет право.

Определите время открытия наследства С. Паршина и А. Паршина?        ,

Кто из претендующих на наследство С. Паршина вправе получить это наследство?

6. Кротов завещал имущество жене и сыну без указания долей.                              

Как должно быть разделено наследственное имущество?

7. Ладожский завещал все свое имущество своей знакомой Пархоменко, отказав в наследстве жене и 13-летнему сыну.

В суде, куда обратилась жена Ладожского после его смерти, выяснилось, что она нетрудоспособна, так как является инвалидом первой группы, а их сын не достиг совершеннолетия. Других наследников в семье нет. Как решить дело?

8. 17 июля 2006 г. скоропостижно скончался Петров. Завещания он не оставил. На его наследство
претендуют:

1. Иван, племянник умершего, сын умершей ранее сестры Петрова.

2. Сидорова, 53 лет - гражданская жена, которая последние 7 лет проживала с Петровым и на­ходилась на его полном иждивении, поскольку в возрасте 48 лет она ушла с работы по требованию Петрова и доходов не имела.

3. Анна, совершеннолетняя трудоспособная дочь Петрова.

К какой очереди наследников по закону относятся претенденты на наследство, открывшееся после смерти Петрова? Имеет ли право на наследство Сидорова? На какую часть наследства имеет право каждый из перечисленных лиц?