Методическая разработка урока по Конституционному праву "Президент как глава государства"

Наталья Николаевна Дьячкова

Данная методическая разработка содержит подробное описание хода урока и методическое обоснование каждой его части. Возможно использование данного материала на уроках конституционного права

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

«Брасовский промышленно-экономический техникум» - филиал ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине «Конституционное право»

на тему: «Президент РФ как глава государства»

Локоть 2012


Рассмотрена на заседании цикловой комиссии

юридических дисциплин

Протокол №   от

Председатель комиссии  __________ Л.В. Попова

Автор: Дьячкова Н.Н. – преподаватель юридических дисциплин

Рецензент: Другова Г.Е. – методист «Брасовского промышленно-экономического техникума» - филиала ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

Аннотация:

Методическая разработка урока на тему: «Президент РФ как глава государства» предназначена для преподавателей, работающих на отделении «Право и организация социального обеспечения» по дисциплине Конституционное право с целью обмена опытом работы по проведению учебно-исследовательской работы студентов в рамках компетентностного подхода.

Цель написания разработки – формирование умений проводить правовой анализ нормативных актов, регулирующих положение Президента РФ в системе органов государственной власти России, заниматься исследованием проблем, относящихся к правовому положению Президента РФ.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями юридических дисциплин при проведении уроков по дисциплинам конституционное право, основы права по соответствующей теме.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...4

Рецензия……………………………………………………………………………5

Акт о внедрении…………………………………………………………………...6

План открытого урока……..……….......................................................................7

Методическое обоснование и методика проведения..………………………...11

Учебный материал к уроку……………………………………………………...20

Приложения……………………………………………………………………...32

Самоанализ урока………………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………………………………………...34


ВВЕДЕНИЕ

В сложных условиях развития современного общества повышаются требования к выпускникам средних специальных учебных заведений. Особенные требования выдвигаются к выпускникам отделения «Право и организация социального обеспечения».

Задача преподавателя юридических дисциплин состоит не только в том, чтобы передать знания будущим юристам, но и выработать практические навыки применения этих знаний, сформировать такие новые черты, как самостоятельность в принятии решений, предприимчивость, умение отслеживать новшества в текущем законодательстве. Сегодня совершенно меняется роль преподавателя юридических дисциплин, изменяется и роль студента. Студенты должны сами формулировать цели, выявлять проблемы, анализировать информацию. Поэтому появляется острейшая необходимость использования и осведомления методов активного обучения, среди которых особое место отводится электронной презентации с элементами деловой игры.

Одним из важнейших разделов по дисциплине Конституционное право является раздел, посвященный органам государственной власти в РФ.

С учетом принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, органы государственной власти подлежат делению по этому основанию, а так же по федеративному принципу на органы государственной власти федерального значения и органы государственной власти соответствующих субъектов в составе РФ.

Не случайно изучение федеральных органов государственной власти начинается с главы государства. В первую очередь это объясняется особым положением Президента РФ в системе органов государственной власти. Данная особенность заключается, во-первых, тем, что Президент не входит ни в одну из ветвей власти, а во-вторых, являясь главой государства, должен обеспечивать согласованное функционирование всех органов государственной власти.

Для реализации поставленных при подготовке к уроку задач и целей выбираю такую форму организации работы со студентами как электронная презентация с элементами деловой игры.

Цель написания методической разработки – обмен опытом работы по внедрению в учебный процесс инновационных форм обучения и воспитания с использованием информационных технологий.


РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку урока по учебной дисциплине «Конституционное право» на тему: «Президент РФ как глава государства», подготовленную преподавателем юридических дисциплин Дьячковой Натальей Николаевной.

Методическая разработка урока раскрывает методику проведения урока в форме электронной презентации с элементами деловой игры.

Урок-презентация насыщен разнообразными заданиями, выполняя которые студенты учатся применять изученный ранее материал и успешно усваивать новый учебный материал по теме урока.

Преподаватель достаточно подробно описала в методике проведения урока его ход, показала его содержание и дала методическое обоснование каждому этапу урока.

Методическая разработка урока отражает опыт работы преподавателя юридических дисциплин Дьячковой Н.Н. по внедрению в учебный процесс инновационных форм обучения с применением информационных технологий с целью выработки у будущих юристов практических навыков по анализу нормативной и научной информации.

Структура, содержание, оформление методической разработки урока соответствуют требованиям.

Методическая разработка может быть использована преподавателями техникума для изучения методики проведения урока в форме электронной презентации.

Рецензия составленаметодистом Брасовского промышленно-экономического техникума Друговой Г.Е.


АКТ О ВНЕДРЕНИИ

от  25.12. 11 года

Урок по дисциплине «Конституционное право» на тему: «Президент РФ как глава государства» был действительно проведен в группе Б 011 преподавателем юридических дисциплин Дьячковой Н.Н.

Урок был интересен как содержанием, так и формой проведения. Студенты работали с увлечением. Каждый этап урока имел логическое завершение.

По мнению присутствовавшей на уроке завуча Шведовой О.Е. студенты хорошо ориентируются в учебной информации и умеют её использовать.

На уроке присутствовали Другова Г.Е., Опутина В.В., Егоркина Л.А, Другова Г.Е.


ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема урока: «Президент РФ как глава государства»

Учебная задача:

студенты смогут определить место и роль главы государства в системе органов государственной власти РФ

Цель урока:

1. учебная -

научить студентов самостоятельно выбирать на основе положений Конституции полномочия Президента РФ по различным направлениям; сформировать представление студентов о месте Президента в системе федеральных органов государственной власти;

2. развивающая -

способствовать развитию логического мышления, внимания, умения анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие положение Президента РФ;

3. воспитывающая -

продолжить формирование основ правового сознания и правовой культуры.

Тип урока -

комбинированный

Вид урока – урок усвоения новых знаний

Оборудование -

Конституция РФ – комментарий; ФЗ «О выборах Президента РФ» 2011 г., учебник Кутафина О.Е. «Конституционное право» 2009 г., экран, документальный фильм (отрывки) с ежегодным Посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 21декабря 2011 года, название различных органов государственной власти.

Межпредметные связи:

1. Обеспечивающие:

Теория государства и права: «Формы государства», «Механизм государства»

2. Обеспечиваемые:

Административное право «Способы обеспечения законности в сфере государственного управления»

Ход урока:

I. Организационный момент - 2 мин

- приветствие студентов;

- заполнение журнала;

- проверка готовности аудитории к уроку.

II. Подготовка к проверке усвоения учебного материала - 5 минут.

(метод – самостоятельная работа студентов посоставлению логической схемына тему«Избирательное право»)

III. Проверка усвоения изученного материала - 25 минут

(Метод – уплотненный опрос)

1. Защита творческих работ по теме «Федеративное устройство России» у доски (3 студента.)

2. Решение практических ситуаций (4 студента) – см. Приложение № 1 к плану.

3. Устный опрос по вопросам:

а) Понятие, признаки и принципы организации и деятельности органов государственной власти РФ;

б) Виды органов государственной власти в РФ;

в) Система органов государственной власти.

4. Игра «Найди свое место» (название органов государственной власти см. Приложение № 2).

IV. Подведение итогов проверки - 4 минуты.

(рецензирование устных ответов студентов и выставление оценок)

V. Сообщение темы и целей урока. 3 минуты

План изучения нового материала:

1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти. Порядок проведения выборов и вступление Президента РФ в должность.

2. Полномочия Президента РФ.

3. Порядок прекращения  полномочий Президента РФ.

VI. Изучение нового материала - 40 мин.

(Метод – рассказ преподавателя с элементами самостоятельной работы студентов с нормами Конституции, обсуждение Послания Президента РФ Федеральному Собранию 21 декабря 2011 года по вышеуказанному плану.  Инсценировка на тему: «Процедура инаугурации Президента РФ»).

VII. Закрепление изученного материала - 5 минут.

(Метод –  фронтальная беседа по вопросам):

- Каково положение Президента в системе государственных органов власти?

- Какие сферы полномочий Президента вы знаете?

- Каков порядок назначения Президента РФ?

- Какие основания прекращения полномочий Президента РФ вы знаете?

VIII. Подведение итогов урока -3 минуты

IX. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время - 3 минуты:

- ознакомиться с гл. 4 Конституции РФ;

- учить материал лекции;

- повторить тему: «Органы государственной власти в РФ».

Преподаватель: Н.Н. Дьячкова.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Глобальной целью образования является передача следующим поколениям определенных способов мышления об окружающем мире, которые позволят им продолжить процесс его познания, сохранить и приумножить достижения человечества.

М. Е. Бершадский

Основными требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы является способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (ПК) и способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области (ОК).

Изменения в характере образования все более явно ориентируют на основные функциональные компоненты компетентностей техникума: на гармоничное вхождение в культурное пространство человечества, на творческую инициативу, на умение самостоятельно критически мыслить, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов, что требует качественно нового подхода к формированию будущего профессионала.

В ходе подготовки к уроку и его последующем проведении можно выделить два этапа – подготовительный и основной (непосредственно урок).

1. Подготовительный этап требует тщательного отбора информации и методов её донесения до студентов. Для этого просматриваю текст Конституции РФ, ФЗ «О выборах Президента РФ», выступление Президента РФ, обращенное к Федеральному Собранию РФ 21 декабря 2011 года (электронную версию), знакомлюсь с периодическими изданиями Брянской области и Брасовского района Брянской области, содержащими информацию об отношении населения к Ежегодному посланию Президента РФ к Федеральному Собранию.

Кроме того, на подготовительном этапе контролирую готовность студентов к защите творческих проектов на тему «Федеративное устройство РФ». Одного из студентов готовлю к инсценированию момента инаугурации (торжественного вступления Президента в должность).

На этом этапе нужно предварительно известить студентов о подготовке информации из журнала «Конституционное и муниципальное право» по основаниям прекращения Президентом РФ своих полномочий (научные публикации по данной теме имеются в периодических изданиях за 2010-2011 год).

2. Основной этап проведения урока проанализируем подробно.

Итак, урок начинается с организационного момента

I. Организационный момент

Приветствую студентов, проверяю готовность аудитории и студентов к уроку, отмечаю отсутствующих студентов.

II. Подготовка к проверке усвоения учебного материала

Каждый урок начинаю с вопроса о том, что студентам было непонятно при подготовке домашнего задания, что вызвало трудности и в связи с чем?

Для выработки навыков самостоятельной работы студентов с учебным материалом использую метод – самостоятельная работа студентов по составлению логической схемы по теме «Избирательное право».Одного студента вызываю к доске со своим вариантом логической схемы, у остальных бегло проверяю наличие схем.

Составление логических схем относится к наглядным методам обучения. Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от словесных и практических. Они предназначены для наглядно-чувственного знакомства с различного рода явлениями, предметами, процессами и т.д. Ознакомление происходит при помощи различных схем, как правило, схем по изученному учебному материалу. Этот метод позволяет решить двоякую задачу – научить студентов выбирать из всего массива информации самое важное и развивать логическое мышление студентов.

III. Проверка усвоения изученного материала

На данном этапе урока провожу уплотненный опрос, который позволяет использовать различные педагогические приемы и методы.

1. Защита творческих проектов по теме «Федеративное устройство России» у доски (3 студента.)

Необходимо отметить, что защита творческих проектов можно проводить различными способами: электронные презентации, таблицы, зарисовки и т.п.

Обязательно сразу оцениваю студентов, благодарю за публичное выступление у доски. Стимулирование добрым словом, пожеланиями в адрес выступающих подстегивает студентов и к дальнейшей работе на уроках.

2. Решение практических ситуаций (4 студента).

Метод практических работ (практический метод). Углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов. Апробация научных истин и положений, всегда связанная с их практической реализацией. В студенческой практике они проводятся после изучения конкретных тем и разделов.

Метод практических работ обеспечивает углубление, закрепление и конкретизацию приобретенных знаний. Формируя способы научного анализа теоретических положений, укрепляет связь теории и практики в учебном процессе и жизни. Он вооружает студентов комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, а также для выполнения различных трудовых заданий в профессиональной деятельности. Не случайно выбираю для использования этот метод, так как оно позволяет закрепить учебный материал по двум последним темам: «Федеративное устройство» и «Избирательное право».

3. Устный опрос по вопросам:

а) Понятие, признаки и принципы организации и деятельности органов государственной власти РФ;

б) Виды органов государственной власти в РФ;

в) Система органов государственной власти.

Устный опрос в данном случае индивидуальный является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что преподаватель ставит студентам вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. При устном опросе преподаватель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает студентам вопросы.

Данный метод позволяет выяснить степень готовности студентов, отвечающих у доски, по конкретной теме, а так же уровень усвоения учебного материала рецензентами – студентами данной учебной группы.

Вообще рецензирование устных ответов студентов у доски товарищами по учебной группе провожу на каждом уроке. Начиная с первого урока по учебной дисциплине, объясняю план рецензирования и студенты уже к середине семестра прекрасно в этом ориентируются и выставляют своим товарищам объективные оценки. Этим я подчеркиваю значимость каждого студента и учет его мнения в учебной деятельности. Кроме того, это позволяет оценить в два раза больше студентов и решить проблему наполняемости оценками журнала учебных занятий. Студенты при этом достаточно внимательны, т.к. заранее не известно, кто выступит в роли рецензента.

4. Игра «Найди свое место» (название органов государственной власти см. Приложение № 2).

Приблизить обучение к будущей профессиональной деятельности позволяют активные методы обучения, создающие благоприятные условия для развертывания творческого потенциала личности, способствующие развитию познавательного интереса к изучаемой дисциплине.

Поэтому особое внимание следует обратить на то, чтобы заинтересовать студентов, научиться выделять в предстоящей работе главное, решать любые производственные проблемы.

Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов считаю деловые и ролевые игры, а так же уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Игры дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Эта форма позволяет использовать самую древнюю форму обучения и воспитания молодого поколения методом игры. Она позволяет соединить знания из предпосылки действий в сами действия. Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу производственной деятельности, вырабатывают у них способность к критической оценке действующего законодательства, к умению находить решение по его совершенствованию и является мощным стимулом активизации самостоятельной работы студентов по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки позволяют молодому специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Игры использую не так часто, но стараюсь как на данном уроке применить хотя бы отдельные элементы игры. Для этого предлагаю студентам листочки бумаги с названием различных видов законодательных, исполнительных и судебных органов, а так же название главы нашего государства. Каждый ряд обозначаю как соответствующий вид органов власти, а студенты должны пересесть на тот ряд, к которому по их мнению принадлежит тот или иной орган государственной власти.

Студенты получают небольшуюфизминутку и одновременно тренирую умение определять вид органа государственной власти. Кроме того последовательно подхожу к изучению нового учебного материала.

IV. Подведение итогов проверки

(рецензирование устных ответов студентов и выставление оценок в журнал). На данном этапе не скуплюсь на слова «молодец», «умница», «я довольна твоими знаниями». Уверяю, что это определенно стимулирует студентов к еще более активной работе.

V. Сообщение темы и целей урока.

Для сообщения темы урока и плана изучения нового материала включаю электронную презентацию, которую прилагаю к методической разработке. Студенты наглядно видят название темы и записывают ее в тетрадь вместе с планом изучения.

План изучения нового материала:

1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти. Порядок проведения выборов и вступление Президента РФ в должность.

2. Полномочия Президента РФ.

3. Порядок прекращения  полномочий Президента РФ.

VI. Изучение нового материала

(Метод – рассказ преподавателя с элементами самостоятельной работы студентов с нормами Конституции, обсуждение Послания Президента РФ Федеральному Собранию 21 декабря 2011 года по вышеуказанному плану,инсценировка на тему:«Процедура инаугурации Президента РФ»).

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы, указать пути их решения. Они способствуют развитию абстрактного мышления студентов. Однако одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно студентами с наглядно-образной и моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления.

Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то я использую словесные методы вместе с методами наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации – просмотр обращения Президента РФ к Федеральному Собранию, а так же один из студентов инсценирует процедуру инаугурации Президента РФ на должность.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к студентам. Во время рассказа-изложения я раскрываю содержание новой темы, осуществляю изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Методом рассказа я  излагаю такой учебный материал, который несет в себе научную информацию, нуждающуюся в пояснениях, разъяснениях, так как для большинства студентов она является новой и по ней нельзя развернуть активную беседу. Преимущество отдается рассказу мной еще и потому, чтоя располагаювидеозаписями обращенияПрезидента РФ к Федеральному Собранию, который я скопировала из интернета на официальном сайте Президента РФ.

В ходе изучения учебного материала студенты ведут краткие конспекты с помощью использования четвертой главы Колнституции РФ.

VII. Закрепление изученного материала 5 минут.

(Метод –  фронтальная беседа по вопросам:

- Каково положение Президента в системе государственных органов власти?

- Какие сферы полномочий Президента вы знаете?

- Каков порядок назначения Президента РФ?

- Какие основания прекращения полномочий Президента РФ вы знаете?

Метод беседы открывает уникальные возможности для привлечения студентов к формулированию выводов и обобщений.

В целях усиления воспитательного характера обучения применяю беседу, ориентированную на формирование мировоззренческих взглядов и убеждений в области современной политики.

Чтобы возбудить у студентов интерес к новой теме применяю мотивирующие беседы, подводящие к основной теме.

Прежде всего, этот метод применяется для облегчения усвоения теоретических знаний. Опираясь на психологический принцип апперцепции, т. е. используя жизненный опыт и приобретенные ранее знания по даннойдисциплине, а также межпредметные знания студентов (знания из Теории государства и права), я с помощью серии вопросов постепенно подвожу их к усвоению нового материала, закона, к осознанию практического применения знаний. Когда учебный материал имеет средний уровень сложности, а студенты - достаточный запас исходных знаний, они могут в ходе беседы высказывать собственные предположения, аргументировать их и тем самым в значительной мере самостоятельно уже не просто запоминать, а активно приобретать новые знания.

В таком случае метод беседы применяю одновременно не только для усвоения теоретических знаний, но и для развития мышления, познавательных умений и навыков студентов. Этот метод содействует, как и рассказы студентов, развитию речи, умению аргументировать, доказывать, вести дискуссию. Таковы весьма широкие развивающие возможности данного метода.

Считаю, что полезно использовать метод беседы для анализа усвоения задачи и обсуждения (например, количества властных полномочий главы государства, закрепленных в Основном законе) возможных путей ее решения и выбора из них варианта, наиболее рационального с точки зрения быстроты, краткости, экономичности и оригинальности решения.

VIII. Подведение итогов урока.

На данном этапе урокане забываю благодарить всех студентов за активную и плодотворную работу, выставляю итоговые оценки студентам в журнал. Являясь человеком эмоциональным, я стараюсь передать чувства гордости и уважения к главе государства, показать, насколько ответственен и нелегок его труд в качестве Президента РФ, а так же напоминаю еще раз о действии принципа политизированности в конституционных правоотношениях.

IX. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:

- ознакомиться с гл. 4 Конституции РФ;

- учить материал лекции;

- повторить тему: «Органы государственной власти в РФ».

Домашнее задание для студентов не должно быть сложным, хотя это зависит от общего уровня подготовленности учебной группы. В каждом конкретном случае оно должно быть разумным, небольшим по объему, возможно с использованием индивидуальных заданий для отдельных студентов, которые могут дополнительно подготовить информацию по теме урока. Для чего необходимо обращать особое внимание на этот этап урока?

Правильная организация студентами самостоятельной работы - важный вопрос не только методики обучения конституционному праву в техникуме, но и других дисциплин. При этом важно понимать, какие трудности испытывают студенты при организации своей самостоятельной работы; какие виды домашних заданий являются для них наиболее трудными и требуют много времени; почему те или иные виды заданий являются трудными; что мешает студентам своевременно и правильно выполнять трудные самостоятельные задания; что может облегчить выполнение этих заданий и повысить эффективность самостоятельной работы студентов.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ПО ПРЕЗИДЕНТУ РФ КАК ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА

Вопросы для изучения материала

1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти. Порядок проведения выборов и вступление Президента РФ в должность.

2. Полномочия Президента РФ.

3. Порядок прекращения  полномочий Президента РФ.

1. Невозможно представить государство без его главы. Пост главы государства имеется практически во всех странах мира. Глава государства в современном мире – это монарх в монархиях или президент в республиках.

Термин «президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Родиной института президента справедливо считать США. Конституция этой страны 1787года в отличие от других государств того времени где исполнительная власть повсеместно имела монархический наследственный характер, установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти.

В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 года. Статус Президента определился специальным Законом «О Президенте РСФСР».

Учреждение поста Президента в России определилось рядом объективным и субъективных факторов, было связано с задачей усиления исполнительной власти, повышении ее мобильности и оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста позволило покончить и с искусственным соединением в рамках статуса бывшего председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правилами спикера парламента. Что находилось в явном противоречии с принципом разделения властей. Известное влияние на появление института президентства в России оказало и учреждение этой должности в СССР в 1990 году.

Правовой статус Президента России основан на учете мирового спада организации президентской власти. Отсюда актуальность темы данного исследования.

Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительными властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из 3х властей – законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные рамки, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависит от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Выборы Президента РФ осуществляются на основе конституции РФ, Федерального закона  «О выборах Президента Российской Федерации» и других федеральных законов.

Общие условия выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение кандидатов. Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Четырехлетний срок является самым распространенным в мировой практике, хотя в ряде стран глава государства избирается на более длительные сроки (чаще всего на 5-6 лет, а в Италии, Турции на 7 лет). Президент РФ может быть переизбран на второй четырехлетний срок, но избирание одного лица более чем на два срока подряд не допускается.

Следовательно, избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва.

2. Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. «В той мере, в какой функции и полномочие присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т.д.)»[1].

По Конституции РФ 1993г. Президент является главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть, то это может означать только особый статус Президента в системе 3х властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном – с исполнительной властью.

Совершенно неосновательны, поэтому расхожие упреки некоторых политических деятелей в смене конституционной формулы как стремление наделить Президента РФ некими «диктаторскими полномочиями». Опыт их десятилетий аналогично положения Президента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не существует. То же подтверждается и опытом его президентства в Российской Федерации.

Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федерального государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином районе. Федеральное собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но президент РФ, получал свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федерального государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т.д. Со временем, вероятно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков. В статус Президента РФ также всходит право на стандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента, как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

Указом Президента РФ от 5 августа 1996г. в качестве символов президентской власти установлены также Знак Президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ. Установлен порядок применения этих символов при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ.

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:

  1. является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека;
  2. в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  3. в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  4. представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого, он прежде всего должен  обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты, или действия в соответствии с Конституцией РФ[2].

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие отряда стран (Франция и другие) Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях. Исходя из этой роли Президент РФ создает мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношения. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ. «Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что  эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами»[3]. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание. Взаимоотношение Президента и парламента в данном процессе – самый болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т.д. в большей мере под силу Президенту. В целом процессе определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального собрания, но последнее всегда сохраняет возможность от корректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной властной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т.е. принадлежат исключительно ему, в других – соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. «Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений»[4].

В полномочия Президента входит и назначение референдума, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. Общие положения проведения референдума, порядок его назначения, процедуры голосования и другие вопросы определяются федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 2004 года.

Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседании Думы.

Президент РФ наделен правом вносить предложения о правах и пересмотре положений Конституции России. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу[5]. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ, который в течение четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В Конституции России установлено, что Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов. (Просмотр Послания Президента Федеральному Собранию от 21декабря 2011 года).

Послания Президента рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента.

Сфера деятельности Президента в области внешней политики очень широкая и многоплановая. Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договора на территории своей страны, так и во время пребывания в иностранном государстве. При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, т.к. Президент обладает ими по должности.

В данном случае необходимо знать, что международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации Федеральным Собрание (т.е. обе палаты принимают федеральный закон). Ратификация международного договора правомочным органом государства подтверждается ратификационной грамотой. Ратификационные грамоты нашего государства подписывает Президент и министр иностранных дел. Если в подписании договора участвуют две стороны – его участники обмениваются ратификационными грамотами. Как Глава государства Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.

Статус Президента включает полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации.

Президент РФ вводит своим Указом военное положение на всей территории страны или в ее отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Советом Федерации, который подтверждает юридическую силу этого Указа.

Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы:

- приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

- принимает решение по вопросам восстановления гражданства;

- дает разрешение на выход из гражданства;

- разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство[6];

До решения указанных вопросов Президентом они предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

3. Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранного Президента.

Однако возможно досрочное прекращение полномочий Президента. Это происходит в следующих случаях:

  1. Отставка Президента РФ.
  2. Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
  3. Отрешения от должности.

Первый случай предполагает добровольный уход Президента с занимаемой должности и наличие заявления Президента.

По второму случаю в Конституции РФ не предусмотрено никакой процедуры, но можно предложить, что инициатива проведения медицинского консилиум принадлежит Федеральному Собранию. Речь здесь идет не о кратковременном заболевании, а о неизменной болезни, делающей невозможным исполнением обязанностей.

Третий случай предполагает принудительные действия. Действующая Конституция России предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, составы этих преступлений определяются в Уголовном Кодексе.

«Конституция установила четкую процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации»[7].

Процедура отрешения Президента от должности проходит следующие этапы:

1) Государственная Дума, числом голосов не менее чем одной трети депутатов, выдвигает обвинение против Президента, которое может служить основанием для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты (т.е. квалифицированным большинством голосов);

2) Верховный Суд и Конституционный Суд России дают заключение по решению Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или несоблюдении порядка выдвижения обвинениям (в случае принятия решения о несоблюдении порядка – рассмотрение обвинения против Президента прекращается);

3) Принятие Советом Федерации решения об отрицании Президента от должности. Постановление об отрицании Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей) на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда[8].Совет Федерации вправе принять постановление об отрешении Президента от должности не позднее чем в трехмесячный после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, все обвинения против Президента считаются отклоненными. Отрешение Президента должности не состоится, если до истечения трехмесячного срока Совет Федерации отклоняет обвинения против Президента. После отрешения от должности (импичмента) Президент может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.

Итак, во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента. Председатель Правительства становится временно исполняющим обязанности Президента РФ в случаях смерти Президента, длительно болезни, при досрочном прекращении обязанностей в связи с отставкой или стойкой неспособностью выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Исполнение обязанностей в указанных возможных случаях (некоторые из них указаны в Конституции, другие не указаны), основываются на самой Конституции, а потому не требуют чьего бы то не было назначения. Временно исполняющий обязанности президента РФ ограничен в своих правах. Так, он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Эти ограничения вытекают из того, что исполняющий обязанности Президента получает свой мандат непосредственно от народа.

Приложение № 1.

Ситуация № 1.

На территории республики Ингушетия Президент республики своим Указом запретил использовать русский язык в учебных заведениях республики.

Вопрос: Усматриваете ли Вы нарушения в данном нормативно-правовом акте? В чем они заключаются? Подтвердите свои доводы конституционными нормами.

Ситуация № 2.

На одном из заседаний Совета Федерации представители из Свердловской области (губернатор и председатель областной Думы) заявили о своем намерении выйти из состава РФ.

Вопрос: Возможна ли такая ситуация в федеративном государстве?

Какие конституционные нормы закрепляют право субъектов на суверенитет и свободное определение национально-государственных форм существования?

Ситуация № 3.

Из участвующих в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления победителем явился кандидат Сергеев, который набрал 50% избирателей + 1 голос.

Вопрос: Какая избирательная технология применялась при подсчете голосов кандидатов? Назовите известные Вам виды избирательных систем.

Ситуация № 4.

Отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы в колонии строгого режима гражданин Петров, обратился с просьбой к администрации колонии о принятии участия в федеральных выборах Президента РФ. Администрация колонии отказала заключенному в этой просьбе.

Вопрос: Права ли администрация учреждения отбывания наказания? Свой ответ обоснуйте с помощью норм Конституции РФ.


Приложение № 2.

Парламент Чеченской республики

Брянская областная Дума

Губернатор Приморского края

Мэр г. Москвы

Президент республики Дагестан

Губернатор Брянской области

Правительство РФ

Министерство образования и науки РФ

Администрации Еврейской автономной области

Федеральное агентство правительственной связи и информации

Федеральная служба безопасности

Федеральное Собрание РФ

Губернатор Ханты-мансийского автономного округа

Законодательное Собрание Иркутской области

Глава Брасовского муниципального района

Министерство иностранных дел РФ

Локотской поселковый Совет народных депутатов

Президент РФ

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Каждый свой урок стараюсь объективно анализировать, чтобы избежать в дальнейшем каких – либо просчетов и нежелательных последствий.

Данный открытый урок изначально был направлен на правильное понимание места Президента РФ и его роль в системе органов государственной власти.

Учебная задача и цели урока в ходе проведения урока были полностью реализованы. Реализации поставленных задач способствовало умелое использование и сочетание различных педагогических методов и приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, вовлечения их в процесс обучения.

Распределенное правильно учебное время позволило быстро организовать и провести урок «на одном дыхании», плавно переходя из одного этапа в последующий этап урока: организационный момент, актуализация знаний, проверка изученного материала, изучение нового, закрепление и дозировку домашнего задания.

Применение элементов ролевой игры, презентации, заслушивание отрывков обращения Президента к Федеральному Собранию, решение практических ситуаций – дало положительные результаты, которые проявились в самооценке и оценивании преподавателем работы студентов на уроке, где более 75% студентов получили положительные оценки. Уверена, что такой подход еще более заинтересует и повлияет на познавательную активность студентов не только на уроке, но и во внеурочное время.

Считаю, что поставленные мной образовательные и воспитательные задачи решены в полном объеме.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном  референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
  2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» //Российская газета. 2004. 30 июня.
  3. Федеральный закон от 10.01.2003 № 32-ФЗ в ред. 2012 года «О выборах Президента РФ» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 2011г.// Российская газета 2011, декабрь.
  5. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 2007.
  6. Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. М., 2008.
  7. Государственное право РФ/Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2006.


[1] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 2010. С.126.

[2] Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Э.П. Григонеха. М., 2012. С. 103.

[3]Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное право России. М., 2006. С.184.

[4] Новый юридический словарь – справочник. Под.ред. Бутенко Е.В. М., 2009. С.142.

[5] Государственное право РФ. Под ред. О.Е. Кутафина. М., 20011. С.302.

[6] Федеральный закон от 26 июля 2008 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ»// Собрание законодательства РФ.2002. № 22. Ст. 2031.

[7] Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика//Государство и право 207. №10. С.19.

[8] Государственное право РФ. Учебник/Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2006. С.281.