Методические указания по выполнению и защите курсовой работы для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Методические указания с достаточной полнотой знакомят студентов с требованиями, которые предъявляются к выполнению и защите курсовой работы в учреждениях среднего профессионального образования.

Данные указания подготовлены на базе Общероссийских Госстандартов, стандартов выполнения научно-исследовательских работ, а также методических рекомендаций, изданных другими образовательными учреждениями. Стандарт устанавливает требования к структуре, представлению и оформлению курсовых работ, а также к порядку их выполнения и защиты.

Методические указания предназначены для студентов ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум» специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Утверждена

решением методического совета

      протокол № ___от________ 20__г.

Методические указания

 по выполнению и защите курсовой работы

для специальности 030912  

«Право и организация социального обеспечения»

г. Апшеронск 2013 г.


Рассмотрено и одобрено                                                 Согласовано

цикловой комиссии                                              зам. директора по учебной работе

юридических дисциплин         О.В. Марченкова _____________

Протокол № ___ от _____20___г.        «____» ___________  _____г.

Председатель ЦК        

Саралидзе И.В.        

__________________

 

Автор:

Саралидзе И.В., - председатель цикловой комиссии юридических дисциплин. Квалификация – юрист.

Методические указания по выполнению  и защите курсовой работы  для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»  Апшеронск, 2013. – 22 с.

Методические указания с достаточной полнотой знакомят студентов с требованиями, которые предъявляются к выполнению и защите курсовой работы в учреждениях среднего профессионального образования.

Данные указания подготовлены на базе Общероссийских Госстандартов, стандартов выполнения научно-исследовательских работ, а также методических рекомендаций, изданных другими образовательными учреждениями. Стандарт устанавливает требования к структуре, представлению и оформлению курсовых работ, а также к порядку их выполнения и защиты.

Методические указания предназначены для студентов ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум» специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».

Содержание

Введение  ---------------------------------------------------------------------- 4                                                                                

Общие положения------------------------------------------------------------ 5-6                                                                      

Структура курсовой работы-------------------------------------------------7-10            

Технические аспекты работы над исследованием----------------------11-12                    

Защита курсовой работы------------------------------------------------------13                                                          

Критерии оценки курсовой работы-----------------------------------------14                                              

Литература-----------------------------------------------------------------------15                                                                                

Приложения----------------------------------------------------------------------16-26                                                                              


Введение

Проведение самостоятельных письменных работ студентами учреждений среднего профессионального образования имеют свою специфику, отличную от школьной и вузовской. Письменные работы студента - это первые исследовательские работы. Существует целый перечень видов этих работ, начиная с самых простых, таких как: контрольная работа, доклад, реферат, и, заканчивая все более и более сложными видами: курсовая работа, дипломная работа, научная статья и т.д.

Каждая из них - это самостоятельное, научно-прикладное исследование и является одной из форм отчетности и контроля знаний студентов. Это доказательство знаний по избранной проблеме, творческое осмысление соответствующей научной мысли литературы. Научная информированность, компетентность специалиста - это его интеллектуальный потенциал, ориентированный на познавательную активность, систему определенных исследовательских умений, без которых невозможна творческая деятельность в рамках его специальности.

Выполнение письменных заданий помогает студентам поэтапно включиться в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу, которая способствует формированию творческих качеств и творческого отношения к своей профессии.

Курсовые работы являются важнейшим средством изучения учебных дисциплин, повышения теоретического и методического уровня профессиональных знаний студентов.

Однако опыт показывает, что студенты испытывают большие трудности в работе с книгой, научной литературой, подменяя исследование на работы реферативного содержания из Интернет-ресурса. Возникает также ряд сложностей с целеполаганием, определением объекта и предмета исследования, его практического значения; логическим построением исследования, раскрытием, в полной мере, содержания темы. Техническое  оформление работы, которое является необходимым критерием к допуску к защите исследования, зачастую не выдерживает никаких требований.

Именно этим проблемам посвящены настоящие методические указания студентам. Четкое и последовательное планирование организации и проведения научно-исследовательской деятельности поможет студентам в преодолении трудностей, связанных с написанием и оформлением курсовых работ.

Общие положения

Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной научно-исследовательской работы студентов в техникуме.

Именно эта работа помогает расширить, обобщить и систематизировать знания. Студент овладевает современными методами поиска, обработки и использования информации, осваивает некоторые методы исследовательской работы, определяется в своей профессиональной позиции и учиться ее отстаивать и защищать.

Курсовая работа тесно связана с профессиональной практикой. Именно на практике будет происходить апробация проведенного студентом исследования, осмысления приобретаемого опыта.

Курсовая работа - это документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной научно-исследовательской работе студента, включающий аналитическую, эмпирическую, исследовательскую (практическую) части.

Курсовая работа - более глубокое и объемное исследование избранной проблемы курса, это первая ступенька в овладении методикой исследовательской работы.

Целью выполнения курсовых работ является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.

Задачами выполнения курсовых работ являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по определенному комплексу учебных дисциплин, а также овладение умениями, навыками научного исследования.

При выполнении курсовой работы студент должен обнаружить способности:

  • собрать и обработать информацию по теме;
  • изучить и критически проанализировать полученные материалы;
  • систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;
  • самостоятельно решить поставленные творческие задачи;
  • логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации.

Курсовая работа все более усложняется в зависимости от года обучения. Это проявляется в постепенном усложнении объектов и методов исследования.

Первая курсовая работа представляет собой аналитический обзор литературы, полученный в результате отбора и анализа разных видов издания по теме исследования.

Целью первой курсовой работы является выработка навыков работы с литературой, в том числе поиска и отбора документов, критического анализа их содержания, синтеза полученной информации.

Вторая и последующие курсовые работы наряду с аналитическим обзором должны содержать результаты самостоятельно проведенного эмпирического исследования.

Целью второй и последующих курсовых работ является выработка навыков проведенного эмпирического научного исследования.

Задачи второй и последующих курсовых работ:

  • овладение методами сбора и обработки эмпирической информации;
  • сравнение теоретических данных, полученных в ходе эмпирического исследования;
  • обобщение имеющейся информации, формирование выводов и рекомендаций.


Структура курсовой работы

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Введение
  4. Основная часть
  5. Заключение
  6. Библиография
  7. Приложения

Студент определяет тему курсовой работы в соответствии с перечнем тем, разработанных и утвержденных цикловыми комиссиями, а также руководствуясь своими научными интересами и склонностями, в рамках предложенного круга тем. Для правильного выбора темы студент консультируется с научным руководителем, который и поможет определить тему, поставить цели и задачи курсовой работы, даст советы по методике выполнения курсовой работы. Студент вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.

Титульный лист исследования оформляется в соответствии с требованиями общероссийских стандартов и образовательного учреждения (см. Приложение 1).

Содержание работы формулируется согласно логике построения исследования с целью полного раскрытия темы. Указываются: Ведение, Главы и пункты основной части, Заключение, Библиография, Приложения. Все нумеруется соответствующими страницами (см. Приложение 2).

Введение курсового исследования - один из самых важных элементов  работы. Именно здесь, с самых первых строк, автор должен приложить все усилия, чтобы заинтересовать читателя обоснованностью выбранной темы, ее актуальностью и значимостью как для конкретного читателя, так и для развития науки в целом. Во Введении необходимо:

  • обосновать тему курсовой работы;
  • обозначить новизну, актуальность и значимость, в том числе практическую значимость темы;
  • степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике;
  • выделить объект и предмет исследования;
  • поставить цели и задачи;
  • назвать методы и технологию сбора и обработки информации;
  • обосновать выбор используемых литературных источников.
    Именно данные критерии определяют структуру Введения.

Структура Введения:

  • Актуальность;
  • Объект;
  • Предмет;
  • Цель;
  • Задачи;
  • Методология и методы исследования;
  • Практическая значимость.

Наибольшую сложность, как правило, представляет собой определение Объекта и Предмета исследования.

Объект и предмет исследования.

Исследовательские подходы

Объект исследования

Предмет исследования

1 подход: через отношение общего и частного (целого и части)

Процесс, система, явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

То, что находится на границе объекта

2 подход: через испытуемых.

Кто исследуется: индивид, группа людей, общность и т.д.

Что познается: свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных исторических условиях в теоретическом, эмпирическом, прикладном исследовании.

Цели исследования - это то, что должно быть достигнуто в результате работы. Цель должна соответствовать теме исследования.
         
Задачи исследования - это конкретизация цели. Выделение 3-4 задач достаточно для решения проблемы исследования. Задачи исследования формулируются в строгом соответствии с пунктами Содержания  курсовой работы.        

В методологической основе указываются теоретические положения, на которые опирается в своей работе студент.  Методы исследования - перечисляются и обосновываются предполагаемые методы исследования.

В практической значимости работы указывается то новое, что пытается доказать студент в предстоящем курсовом исследовании и каким образом результаты проведенного исследования возможно использовать на практике.

Объем Введения – 1,5-2 стр. (см. Приложение 3)

Основная часть  должна состоять как минимум из 2-х глав, в них из 2-4х пунктов.

Количество глав зависит от вида курсовой работы (теоретическая, прикладная, экспериментальная и т.д.), а также от характера и объема собранного материала. Обязательными требованиями к Основной части курсовой работы являются:

  • аналитический обзор литературы по теме;
  • анализ и обработка данных эмпирического исследования;
  • каждый элемент основной части должен быть логически законченным в смысловом отношении фрагментом работы;
  • названия глав и подглав должны четко отражать конкретное содержание написанного текста;
  • каждая глава должна заканчиваться резюме и краткими выводами по ходу текста главы или пункта (без их выделения);
  • текст глав и пунктов должен быть выстроен аналитически четко, пропорционально и соподчинено.

Требования, предъявляемые к тексту основной части следующие:

  • полнота и достоверность информации;
  • наличие критической оценки использованной информации;
  • логичность структуры;
  • композиционная целостность;
  • аргументированность выводов;
  • ясность, четкость и лаконичность изложения.

Рекомендуемый объем Основной части – 25 стр.

Заключение. В Заключении кратко излагаются выводы в соответствии с поставленными задачами по каждому пункту исследования, выдвигаются предложения и рекомендации по дальнейшему развитию темы и внедрению полученных результатов.

Объем Заключения, как правило, 2-3 стр.

Библиография. Студент подбирает литературу в соответствии с избранной темой, отбирает из нее наиболее важную для углубленного изучения и ту, которую надо просмотреть, чтобы познакомиться с решением проблемы в разных источниках.  

К Библиографии предъявляются следующие требования:
1. соответствие теме курсовой работы и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения;
2. разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и т.д.;

3. библиографические описания источников располагаются в алфавитном порядке по фамилии с инициалами автора (авторов), либо по названию документа;
4. нумеровать список литературы следует арабскими цифрами с точкой.

В библиографическом списке литературу необходимо разбить по рекомендуемым направлениям:

  • Источники (нормативно-правовые акты);
  • Основная литература (научно-методическая литература);
  • Периодические издания (газеты, журналы);
  • Справочные издания (словари, справочники, энциклопедии);
  • Интернет-ресурс (указываются официальные сайты министерств и ведомств, автор, название научной статьи).

         Если в списке присутствует только Основная литература, название указывается как Список используемой литературы. Рекомендуемое количество – не менее 25 источников (см. Приложение 4).

Приложения в курсовой работе создаются для аргументации фактов, изложенных в работе, и предназначены для облегчения восприятия содержания курсовой работы.

Объем этого элемента курсовой работы не ограничивается.

В него входят: таблицы, иллюстрации, рисунки, графики, гистограммы, диаграммы (выносятся из текста Основной части, если занимают более половины стр. А4), бланки анкет, опросные листы, промежуточные и результативные данные исследования и т.п. (см. Приложение 5)

 Приложения помещают в конце курсовой работы после Списка используемой литературы. Основные требования к Приложениям:

  • на все Приложения в основном тексте должны быть ссылки;
  • слово "Приложение" пишется первой строкой от полей курсивом и выравнивается по правому краю над содержательным названием приложения;
  • номер приложения размещают в правом верхнем углу после слова "Приложение" над заголовком приложения. Номер приложения обозначается арабскими цифрами без точки в конце;
  • если в тексте одно Приложение, то оно не нумеруется;
  • каждое новое по содержанию Приложение должно начинаться с новой страницы и должно иметь содержательный заголовок;
  • на каждое Приложение в основной части курсовой работы должны быть ссылки в круглых скобках и с большой буквы;
  • нумерация номеров страниц Приложений идет сквозная от начала курсовой работы, т.е. общая с остальной частью курсовой работы.


Технические аспекты работы над курсовым исследованием.

  1. Редакция текста. Задать параметры:

Шрифт – Times New Roman                       Размер шрифта - 14

Последовательность открываемых «окон»:

Файл – Параметры страницы – Поля.

Поля

Верхнее – 1,5 см                                                 Нижнее – 1,5 см

Левое -      2,5 см                                                 Правое -   1,5 см

Переплет – 0 см                        Положение переплета -  слева

Последовательность открываемых «окон»:

Формат – Абзац – Отступы и интервалы

Общие

Выравнивание – по ширине                    Уровень – основной текст

Отступ

слева – 0 см                                               первая строка:      

справа – 0 см                                             Отступ     на:     1,25/1,27 см

  1. Нумерация страниц.

Последовательность открываемых «окон»:

Вставка – Номера страниц

Положение

Внизу страницы

Выравнивание

Справа

  1. Сноски.

Последовательность открываемых «окон»:

Вставка – Ссылка – Сноска

Положение

  • сноска – Внизу страницы

Формат

Формат номера 1,2,3….

Нумерация на каждой странице

Применить ко всему документу

   Нумерация страниц производится на полях по нижнему краю справа, начиная с Введения (в курсовой работе Введение, как правило, будет 3-ей страницей). Титульный лист и Содержание считаются, но не нумеруются.

Общий объем курсовой работы, как правило, 25-30 листов. С исследовательской частью - 30-40 листов. В курсовой работе должны использоваться ссылки. В тексте могут быть сделаны ссылки на: таблицы, иллюстрации, формулы, перечисления, приложения и т.п.

Таблицы представляют собой определенный способ организации информации, систематизирующий и сокращающий текст для обеспечения наглядности и обозримости информации:

  • на все таблицы в тексте должны быть ссылки;
  • таблицы непосредственно приводятся сразу после ссылки, либо на следующей странице;
  • таблица отделяется от текста одной строкой отступа как до, так и после него;
  • таблицы нумеруются порядковыми номерами (арабскими цифрами) с указаниями номера пункта;
  • слово "Таблица" выравнивается по правому краю и находится над содержательным названием таблицы;
  • если в тексте одна таблица, то она не нумеруется;
  • таблицы выполняются 12м шрифтом.

Иллюстрации. К ним относятся: рисунки, схемы, планы, графики, гистограммы, диаграммы и др. Они позволяют раскрыть, пояснить и дополнить словесную информацию:

  • иллюстрация отделяется от текста одной строкой отступа как до, так и после него;
  • иллюстрации нумеруются порядковыми номерами (арабскими цифрами) по ходу всего текста;
  • слово "Рис.", и его порядковый номер и название помещают под иллюстрацией (по центру, без точки в конце названия). Размер шрифта – 12, жирным;
  • если в тексте одна иллюстрация, то она не нумеруется;
    на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки в круглых скобках;
  • иллюстрации располагаются непосредственно сразу после ссылки, либо на следующей странице.

Названия глав и пунктов выполняется 14м шрифтом, жирным и выравнивается посередине. Между пунктами главы отступ – 3 полуторных интервала. Недопустимо оставлять название пункта на одной стр., а текст – на следующей. Каждая Глава, Заключение, Библиография, Приложение начинаются с новой страницы.


Защита курсовой работы

Курсовая работа с мультимедийным сопровождением (на электронном носителе) представляется на отделение с визой научного руководителя «Допущено к защите» за 10 дней до начала зачетно-экзаменационной сессии. В случае несоблюдения установленного срока работа к защите не допускается. Студент допускается к защите курсовой работы после проверки ее научным руководителем, при условии предварительной положительной оценки.

Защита проводится в присутствии студентов группы и аттестационной комиссии. На защите студент делает краткое сообщение (7-10 мин.). Доклад к защите, при правильном выполнении курсовой работы, состоит из Введения и Заключения. Мультимедийное сопровождение выполняется в соответствии с содержанием доклада и с целью наглядной иллюстрации исследования в программе Microsoft Office PowerPoint. Рекомендованное количество слайдов – 7-17.

 В своем выступлении студент должен последовательно изложить:

  • актуальность и обоснование выбранной темы;
  • объект и предмет исследования;
  • цель и задачи исследования;
  • методы исследования;
  • выводы в соответствии с поставленными задачами;
  • общее заключение по курсовой работе;
  • практическую значимость исследования.

По курсовой работе ставится дифференцированный зачет.


Критерии оценки курсовой работы

«Отлично» выставляется за курсовую работу, в которой:

  • Используется основная литература по проблеме.
  • Дано теоретическое обоснование темы и анализ передового опыта работы.
  • Показано применение научных методик и передового опыта в своей работе с предметом, обобщен собственный опыт, иллюстрируемый различными наглядными материалами, сделаны выводы и даны практические рекомендации.
  • Работа безукоризненна в отношении оформления (орфография, стиль, цитаты, ссылки, мультимедийное сопровождение и т. д.)
  • Все этапы выполнены в срок.

«Хорошо» выставляется в случае, если:

  • Использована основная литература по теме (методическая и научная).
  • Дано теоретическое обоснование и анализ передового опыта работы.
  • Все этапы выполнены в срок.
  • Работа правильно оформлена.
  • Недостаточно описан личный опыт работы, применение научных исследований и передового опыта работы.

«Удовлетворительно»:

  1. Библиография ограничена.
  2. Нет должного анализа литературы по проблеме.
  3. Хорошо обобщен собственный опыт работы.
  4. Оформление работы правильное.
  5. Большая часть выполнена в срок.


Литература

  1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2005.
  2. Березин Ф.Б., Мирошников М.П. Методики многостороннего исследования личности. М. 2004.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. М., 2003.
  4. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология научного исследования. СПб, 2006.
  5. Ерофеева Т.И. Методология и методика научного исследования. М., 2005.
  6. Загвязинский В.И. Методология и методы социально-педагогического исследования. Тюмень, 2003.
  7. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. М., 2007.
  8. Скалкова Я. и др. Методология и методы научного исследования. М., 2004.


Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

(РОСЛЕСХОЗ)

Государственное образовательное учреждение

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ”

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:  Муниципальное право

на тему:   «Стили лидерства и их эффективность»

Выполнил студент отделения

«Право и организация         социального обеспечения»

курс 3 группа 36

Кичатый А.В.

                                                                      Научный руководитель

Мельник А.В.

Дата защиты______________

Оценка___________________

Апшеронск  2010


Приложение 2

Содержание                                                                                                        стр.

Введение………………………………………………………………….………3

Глава 1. Власть и управление в организации.

     1.1. Руководство и лидерство……………… ………………………..………5

1.2.  Власть, влияние и авторитет  руководителя…………………………..12

1.3  Функции, обязанности и качества руководителя…………………..….15

Глава 2. Сравнительный анализ стилей управления.

2.1. Стиль управления: понятие, основные виды………………………..…19

2.2. Классификация стилей управления   …………………………………...24

2.3  Сравнение критериальных характеристик стилей управления………27

Заключение………….………………………………………………………..….30

Библиография………………………………..……………………..……….…..33

Приложения......................................................................................................35


Приложение 3

Введение

Актуальность данного исследования определяет тот факт, что в современной теории и практике менеджмента и управления персоналом недостаточно четко определено понятие стиля и существует проблема выбора наиболее эффективного стиля руководства коллективом.

Человеческий фактор в фирмах все больше и больше становится интеллектуальным дополнением к технологии и современной организации различной деятельности. И эффект человеческого фактора будет тем выше, чем грамотнее руководитель, в зависимости от условий работы и обстоятельств, будет  применять определенный стиль руководства.

Со времен К.Левина изучаются стили лидерства,  где стиль рассматривается как система приемов воздействия, описанных преимущественно в терминах поведенческой психологии. Близко к этому определение Р.С. Немова: “Стиль лидерства - это совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы, среди которых он имеет высокий статус. Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный”.[1]

Практика показывает, что именно от стиля руководителя зависит психологическая атмосфера в коллективе, которая, в свою очередь, создает условия для повышенной или пониженной конфликтогенности, т.е. угрозы зарождения конфликтов. Знание факторов эффективности основных стилей руководства способствует их успешной реализации в практике управления коллективом.

Цель исследования - изучение факторов эффективности основных стилей лидерства.

Объект исследования – система современных стилей управления.

Предмет исследования – критериальные характеристики современных стилей управления.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

  • сравнить понятия руководства и лидерства;
  • рассмотреть власть, влияние и авторитет  руководителя в организации;
  • выделить основные функции, обязанности и качества руководителя;
  • охарактеризовать стили управления;
  • провести сравнительный анализ эффективности современных стилей управления.

Методология  и методы исследования. В нашем исследовании мы использовали теорию и практику современного менеджмента, разработки таких авторов, как: Вудкок М., Френсис Д. (“Раскрепощенный менеджер”, 2004); Попов Г.Х. (“Проблемы теории управления”, 2002); Доценко Е.Л. (“Психология манипуляции”, 2006);  Маслова Н.Ф. (“Стили руководства”, 2005) и пр. В качестве методов исследования мы использовали системный и сравнительный анализ.

Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации выявленных и систематизированных нами  факторов эффективности основных стилей руководства в практике менеджмента, в частности, для формирования ситуативного подхода к управлению.


Приложение 4

Библиография

Основная литература

  1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Е & М, 2006.
  2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 2005.
  3. Ансофф И. Стратегическое управление.  М.: Экономика, 2004.
  4. Беклемышев Е. П. Оценка деловых качеств руководителей и специалистов. М., 2004.
  5. Вейлл Питер. Искусство менеджмента. Пер. с англ.  М.: Новости, 2003
  6. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 2004
  7. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998, 2000, 2002.
  8. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.  Дело, 2004
  9. Жариков Е. С. Уроки психологии для руководителя.  М., 2006.
  10. Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления.  М.: Дело, 2003.
  11. Идрисов А. Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2006.
  12. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы.  М.: Экономика, 2004.
  13. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме.  М.; Финансы и статистика, 2006.
  14. Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ им. Орджоникидзе, 2003.
  15. Менеджмент организации. /Под ред. проф. Румянцевой 3. П.  М., 2003.
  16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента. (Пер. с англ.)  М.: Дело, 2002.
  17. Оучи У. Методы организации производства: Японский и американский подходы. (Сокр. пер. с англ.)  М.: Экономика, 2004
  18. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М.: Экономика, 2003.
  19. Секреты умелого руководителя.  М.: Экономика, 2005.
  20. Щекин Г. В. Основы менеджмента.  Киев, 2003.
  21. Экономическая стратегия фирмы/ под ред. А. П. Градова. СПб., 2005.
  22. Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 2004.

Периодические издания

  1. 25.Дюжердиль Р. Управление человеческими ресурсами. Маркетинг. №3   2003.
  2. 26.Калашникова Л., Лайфуров С. Стиль и методы управления в современном бизнесе. Служба кадров. №10 2002.
  3. 27.Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3 2005.
  4. 28.Леонова А.А. Управление персоналом: искусство или наука? Деньги и кредит. №9 2002.
  5. 29.Розанова В.А. Психологические основы предпринимательской деятельности руководителей. //Управление персоналом.  2004, №11.
  6. 30.Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя. //Управление персоналом. –2002.-№8.
  7. 31.Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства. Социально-гуманитарные знания. №6 2003.

Справочные издания.

  1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.  М., 2004
  2. Управление предприятием: Словарь-справочник.  М., 2006.
  3. Управленческое консультирование. В 2-х томах. Пер с англ.  П.: СП "Интерэкспорт", 2002.


Приложение 5

Таблица 1. Характеристика стилей руководства

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Стили руководства

Авторитарный (автократический)

Демократический

Либеральный

Приемы принятия решений

Единолично решает вопросы

Перед принятием решения советуется с подчиненными

Ждет указаний от руководства или решения совещаний

Способ доведения решения до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит

Просит, упрашивает

Распределение ответственности

Берет на себя или перекладывает на подчиненных

Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями

Снимает с себя всякую ответственность

Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

Отношение к подбору кадров

Боится квалифицированных работников, старается от них избавится

Подбирает деловых, грамотных работников

Подбором кадров не занимается

Отношение к недостаткам собственных знаний

Все знает - все умеет

Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику

Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных

Стиль общения

Держит дистанцию, не общителен

Дружески настроен, любит общение

Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе

Характер отношений с подчиненными

Диктуется настроением

Ровная манера поведения. Постоянный самоконтроль

Мягок, покладист

Отношение к дисциплине

Приверженец формальной жесткой дисциплины

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

Требует формальной дисциплины

Отношение к моральному воздействию

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам

Использует различные виды стимулов постоянно

Действует таким же образом


Приложение 6

        Перечень тем курсовых работ специальности

030504 «Право и организация социального обеспечения»

Гражданское право:

  1. Предмет, метод, задачи и функции гражданского права.
  2. Правосубъектность граждан.
  3. Товарищество как юридическое лицо.
  4. Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо.
  5. Акционерное общество как юридическое лицо.
  6. Производственные и потребительские кооперативы как юридические лица.
  7. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.
  8. Субъекты и объекты наследственного права.
  9. Ценные бумаги как объекты гражданского права.
  10.  Осуществление гражданских прав и осуществление обязанностей.
  11.  Защита гражданских прав.
  12.  Понятие и виды сроков в гражданском праве.
  13.  Исковая давность и ее гражданско-правовое значение.
  14.  Гражданско-правовая охрана личной жизни граждан.
  15.  Понятие и виды вещных прав.
  16.  Собственность и право собственности.
  17.  Субъекты и объекты права собственности хозяйственных товариществ и производственных кооперативов.
  18.  Субъекты и объекты права собственности общественных и религиозных организаций.
  19.  Право собственности граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
  20.  Понятие и виды общей собственности.
  21. Право собственности на жилые помещения.
  22.  Защита права собственности и других вещных прав.
  23.  Ответственность за нарушение обязательств.
  24.  Договор как важнейшее основание организации взаимных связей участников имущественного оборота.
  25.  Виды договоров и их классификация в гражданском праве.
  26.  Содержание договора и классификация его условий.
  27.  Стадии и порядок заключения договоров.
  28.  Основания поставки товаров для государственных нужд.
  29.  Договор аренды.
  30.  Договор аренды транспортного средства с экипажем, без экипажа.
  31.  Договор аренды здания или сооружения.
  32.  Договор аренды предприятия.
  33.  Финансовая аренда (лизинг). Договор финансовой аренды.
  34.  Договор найма жилого помещения.
  35.  Договор безвозмездного пользования вещью.
  36.  Договор подряда.
  37. Договор бытового подряда.
  38.  Договор строительного подряда.
  39.  Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
  40.  Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
  41. Кредитный договор.
  42. Договор банковского вклада.
  43.  Договор банковского счета.
  44.  Понятие и виды расчетов.
  45. Договор хранения.
  46.  Договоры имущественного и личного страхования.
  47. Договор поручения.
  48.  Договор комиссии.
  49.  Агентский договор.
  50.  Договор доверительного управления имуществом.
  51.  Договор коммерческой концессии.
  52.  Договор простого товарищества.
  53.  Публичные конкурсы, проведение игр и пари.
  54.  Основания ответственности за причинение вреда.
  55.  Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств.
  56.  Компенсация морального вреда.
  57.  Гражданско-правовые формы опеки и попечительства.
  58.  Гражданско-правовые основы частной собственности в России.
  59.  Защита прав патентообладателей и авторов.
  60.  Авторское право. Авторский договор.

Семейное право:

  1. Система и источники семейного права
  2. Понятие брака и брачного правоотношения в семейном праве
  3. Основания и порядок заключения брака
  4. Прекращение брачных отношений
  5. Понятие семьи, супругов, детей, в семейном праве
  6. Личные и имущественные правоотношения между супругами
  7. Приемная семья
  8. Опека и попечительство
  9. Брачный договор
  10. Установление отцовства
  11. Права несовершеннолетних детей
  12. Права и обязанности родителей
  13. Алиментные обязательства
  14. Приемная семья
  15. Основания применения норм
  16. Заключение брака
  17. Взыскание алиментов в судебном порядке
  18. Воспитание детей оставшихся без родителей
  19. Условия и порядок усыновления (удочерения)

Право социального обеспечения:

  1. Финансовая основа пенсионного обеспечения.
  2. Функции социального обеспечения.
  3. Принципы организации социального обеспечения в свете пенсионной реформы.
  4. Государственное пенсионное страхование: источники финансирования, субъекты, виды и размеры выплат, органы управления.
  5. Государственная социальная помощь: источники финансирования, субъекты, виды и размеры выплат, органы управления.
  6. Негосударственные формы социального обеспечения.
  7. Социальное обеспечение в России до 1917 года.
  8. Особенности советской системы социального обеспечения.
  9. Пенсионная реформа в Российской Федерации. Основные этапы развития.
  10. Правовое регулирование системы обязательного пенсионного страхования; в РФ.
  11. Индивидуальный (персонифицированный) учет и его роль в пенсионном обеспечении.
  12. Общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению
  13. Виды правоотношений по социальному обеспечению: материальные, процедурные, процессуальные.
  14. Трудовой стаж и его виды, и значение в социальном обеспечении.
  15.  Трудовые пенсии по старости.
  16. Трудовые пенсии по инвалидности.
  17. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца.
  18. Конвертация пенсионных прав застрахованных лиц.
  19. Пенсии за выслугу лет военнослужащим.
  20. Пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим.        
  21. Пенсии по государственному обеспечению гражданам, пострадавшим и результате радиационных или техногенных катастроф и их семьям
  22. Пенсии, но государственному пенсионному обеспечению военнослужащим, проходившим военную службу по, призыву и их семьям
  23. Социальные пенсии нетрудоспособным.
  24. Пособие по временной нетрудоспособности.
  25. Пособие по безработице: понятие размеры и сроки выплаты.
  26. Государственные пособия гражданам, имеющим детей.
  27. Компенсационные выплаты по системе социального
    обеспечения.
  28.  Правовые   вопросы   государственной   системы
    обязательного медицинского страхования.
  29. Правовые основы организации социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания.
  30. Стационарные формы социального обслуживания.
  31. Срочная социальная помощь: се назначение и сущность.
  32. Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  33. Обеспечение инвалидов средствами .передвижения.
  34. Льготы по системе социального обеспечения.
  35. Льготы ветеранам труда и труженикам тыла.
  36. Сотрудничество стран СНГ в социальном обеспечении.
  37. Международно-правовое регулирование социального обеспечения.
  38. Социальное обеспечение за рубежом.

Председатель цикловой комиссии

 юридических дисциплин                                                  И.В. Саралидзе


[1] Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е издание. М.: Просвещение: ВЛАДОС,

2005., с. 459