Классный час на тему : "Овеянный историей и славой"

Варова Ольга Юрьевна

         Каждому человеку должны быть хорошо известны сим­волы государства, в котором он живет — флаг, герб и гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь. Мы не всегда это замечаем, но каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов.

        Классный час, посвященный символам государства, проводится с учащимися колледжа на 1-2 годах обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: "Овеянный историей и славой"

Каждому человеку должны быть хорошо известны символы государства, в котором он живет — флаг, герб и гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь. Мы не всегда это замечаем, но каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов.

Классный час, посвященный символам государства, проводится с учащимися колледжа на 1-2 годах обучения. Необходима предварительная подготовка: для проведения мероприятий класс делиться на 3 группы «Эмблематы», «Геральды» «Щитодержатели». Каждой группе дано задание - подготовить материал для классного часа и представить его в виде презентации в программе Power Point, интернет - статьи в формате Wiki-статьи на letopicy.ru или буклетов в программе Publisher. В процессе выступления групп оставшиеся учащиеся заполняют таблицы – памятки.

Цели: расширить знания учащихся об истории герба России; определить периоды изменения герба России; способствовать воспитанию чувства патриотизма.  

Оборудование: мультимедийная установка; презентация PowerPoint; карточки с определениями.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель:

(Слайд) на фоне музыки песни Любэ «Березы» читает стихотворение

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.

Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
Российский герб  - слава и сила,
Зовущая нас за собой.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор на нашем классном часе?

Ответы учащихся: о России, о государстве, о символах, о гербе

Учитель: Вы совершенно правы. Мы с вами продолжим знакомство с государственными символами России. Когда они сложились? Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Однако практически  все были призваны официальными символами сравнительно недавно -  в течение последнего тысячелетия.

Вопрос чем это объяснить?

Ответы учащихся: Россия только недавно стала независима, самостоятельным государством. До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна. СССР имел собственные государственные символы. Новой России потребовались новые символы.  

Учитель: Правильно. А сегодня мы поговорим об одном из символов России - о гербе. Начнем с того, что дадим определение слову герб? (Групповая работа – учащиеся выбирают из предложенных понятий определения, соответствующие определению герба.) 

Перечень понятий:

1.  Особые фигуры или символические изображения, представленные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельному лицу, роду, сообществу или учреждению, а также городу, области или целому государству.

2. Эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца.

3. Это оберег вашей семьи, ее фамильная ценность!

4. Полотнище правильной геометрической (чаще всего, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку
Правильные ответы зачитываются и размещаются на доске.

Учитель: Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав.

Слайд с изображением гербов других государств  Российского государства.

В истории создания государственных символов отразились различные уровни страны. Посмотрев на слайд, скажите – какие? (Групповая работа)

Ответы учащихся: национально-государственное строительство, экономический и культурный уровень страны, развитие ее народного хозяйства.

Учитель: Из предложенных на слайде гербов выберите современный герб России.

Учащиеся выбирают герб России

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на современный герб России. Какова история происхождения и эволюции российского герба? Когда и почему двуглавый орел стал главной эмблемой нашего государства? Что означают другие элементы герба? Ответить на эти вопросы мы постараемся совместно.

Учитель: При подготовке классного часа вам было предложено провести исследование истории герба по трем направлении: герб Древней Руси, Российский герб в 18-19 веке, государственные гербы 20 века. Таким образом, появились три группы исследователей геральдики: «Эмблематы», «Геральды» «Щитодержатели».

Слово представляем учащимся первой группы «Эмблематам».

Учащиеся готовят материал о княжеских и великокняжеских эмблемах, существовавших в Древней Руси, о появление и становление герба Московского государства по плану:

  1. Эмблемы Древних Русских князей
  2. Возникновение Российского герба
  3. Происхождение эмблем российского герба
  4. Российский герб в 16-17 веках.

Учитель: Учащиеся оставшихся двух групп, заслушав выступление группы  «Эмблематы», заполняют таблицу. (Смотри приложение 1)

Учитель: И так в конце 15 века в России появляются сразу две официальные эмблемы. Их появление связано со становлением Российского государства. На протяжении 16 -17 веков изображения двуглавого орла и всадника-драконоборца закрепляется и фактически превращается в герб России. Наш современный герб - наследник герба Древней Руси.

(видео фрагмент фильма "Александр Невский")

Учитель: Об истории Российского герба в период Российской империи, начиная со времени Петра I, о связи между историческими событиями и геральдическими нововведениями расскажет нам группа «Геральды». Учащиеся представляют групповой проект на тему Российский герб в 18-19 веке по плану: 

  1. Российский герб при Петре Iи преемниках;
  2. Герб в период правление Павла I и Александра I;
  3. Большой государственный герб Российской империи 1882 года.

Учитель: Большой государственный герб соответствовал всем правилам геральдики, однако получился слишком тяжеловесным, что предопределило его непопулярность и малую распространенность. Наибольшим распространением пользовался Малый герб, который более всего походил на старый герб Империи.

Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный,—
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.

Но не орел, не лев, не львица
Собой украсили наш герб,
А золотой венок пшеницы,
Могучий молот, острый серп.

Мы не грозим другим народам,
Но бережем просторный дом,
Где место есть под небосводом
Всему, живущему трудом.

Не будет недругом расколот
Союз народов никогда.
Неразделимы серп и молот,
Земля, и колос, и звезда!

С.Маршак.

Учитель: После свержение монархии в 20 веке происходит трансформация государственного герба, в которой находит отражение различные эпохи отечественной истории. Слово предоставляется учащимся группы «Щитодержатели», который представит государственные гербы 20 века в соответствии с планом:

  1. Герб России при Временном правительстве;
  2. Эмблемы советской власти;
  3. Герб РСФСР;
  4. Утверждение герба СССР;
  5. Современный герб Российской федерации.

Учащиеся заполняют таблицу приложение 2 .

Учитель: Наш современный герб является прямым наследником того герба, который имела Россия, начиная с конца 15 века до 1917 года.

Изображение герба является официальной эмблемой РФ, демонстрируя ее суверенитет. В свое время в двуглавом орле видели символ Российской империи, «проклятого царизма». Однако мы, потомки, должны видеть в нем знак суверенности России, интереснейший памятник прошлого, который неразрывно связан с историей нашей страны.

Когда-то царь Иван Великий,
Решил печать стране создать.
Орёл-стал гербом двухголовый,
Чтоб смело мог страну держать!

И три короны появились,
Орёл под ними золотой,
Державу, Скипетр,как силу-
Держал он в лапах за Страной!

Ну а потом всё поменялось,
Сменилась власть, распад в стране…
И в конституции вписалось,
О смене власти и гербе!

В Республике стал новый символ-
Крестьян, рабочих поддержать,
Народа серп и молот сильный,
Чтобы страну сильней создать!

Но вот СССР распад-
Страна теперь Россия.
И стало всё идти на лад-
Россия стала сильной!

Создали гимн, создали флаг,
И герб стране вернули
Орёл двуглавый гербом стал-
В Россию Верим! Любим!

В конце классного часа ребята зачитывают ответы из таблицы- памятки .