МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

для специальности среднего профессионального образования

031001 «Правоохранительная деятельность» (базовая подготовка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuristy_metodichka_po_diplomu.docx65.85 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УСПО «ЯКУТСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

для специальности среднего профессионального образования

031001 «Правоохранительная деятельность» (базовая подготовка)

                                                                 Якутск 2013

         Методические указания к написанию дипломной работы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 031001 «Правоохранительная деятельность» (базовая подготовка).

        Методические указания включают тематику дипломных работ; перечень теоретических знаний и практических навыков, которые необходимы при написании итоговой работы  по специальности «Правоохранительная деятельность»; содержание этапов написания дипломной работы; структуру дипломного проекта. Рекомендации являются руководством для самоконтроля студентов в ходе написания дипломного проекта.

Разработчик:

Карлсон Т.Ю. – преподаватель правовых дисциплин  УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации»;

Рецензент:

Парников Л.С. - преподаватель правовых дисциплин  УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации».

Рассмотрена и рекомендована кафедрой гуманитарных дисциплин

Протокол №___________ от «______»_______________20       г.

Зав. кафедрой: Колодезникова А.М._________________

                                                                подпись

Утверждено зам.директора по уч.раб.___________________Черемисиной Л.В.

                                                                      подпись

Содержание

 Введение.....................................................................................................................................3

1. Цель и задачи выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы............ 3

2. Тематика дипломных работ……………….………………………………………..………..4

3. Этапы и сроки подготовки дипломной работы................................................................. 6

    3.1. Выбор и утверждение темы…………………………………………………………… 6

    3.2. Разработка целей и структуры работы…………………………………………………6

    3.3. Написание теоретико-методологической главы дипломной работы, уточнение    теоретических основ дипломной работы……………………………………………………..6

   3.4. Прохождение преддипломной практики………………………………………………6

   3.5. Завершение работы над текстом и предварительная защита…………………………7

   3.6. Получение отзыва и внешней рецензии………………………………………………. 7

4. Защита дипломной работы…………………………………………………………………. 9

5. Основные стадии разработки дипломной работы…………………………….…..……..11

    5.1. Выбор и утверждение темы дипломной работы……………………………………11

    5.2. Основные этапы работы над дипломным исследованием…………………………..12

          1.Составление плана дипломной работы…………………………………………….12

          2. Структура дипломной работы………………………………………………………13

          3. Изучение литературы и нормативно-правовых источников…………………….14

          4. Правоприменительная практика и ее изучение студентом при подготовке дипломного исследования…………………………………………………………………….18

          5. Написание дипломной работы………………………………………………………19

          6. Научное руководство дипломной работы и контроль за ней……………………20

          7. Основные требования к оформлению текста дипломной работы………………20

          8. Ссылки, сноски и библиографические источники в дипломной работе……….22

          9. Список использованных источников и литературы и его оформление………..27

Приложение 1. Образец заявления на утверждение темы дипломной работы………….29

Приложение 2. Отзыв научного руководителя……………………………………………..30

Приложение 3. Оформление рецензии………………………………………………………31

Приложение 4. Образец аннотации дипломной работы…………………………………..32

Приложение 5. Структура резюме……………………………………………………………33

Приложение 6. Структура доклада на защиту дипломного проекта……………………..33

Приложение 7. Оформление ссылок на литературные источники……………………….34

Приложение 8. Оформление титульного листа…………………………………………….36

Приложение 9. Задание на выполнение дипломной работы………………………………37

Приложение 10. Образец оформления списка использованных источников……………40

Приложение 11. Оформление содержания работы…………………………………………47

ВВЕДЕНИЕ

         Методические указания разработаны для студентов заочной формы обучения по специальности среднего профессионального образования 031001 «Правоохранительная деятельность» (базовая подготовка).

         Методические указания к написанию дипломной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 031001 “Правоохранительная деятельность» (базовая подготовка).

         Рекомендации продолжают идеи этого документа и образуют с ним методическое единство. Дипломная работа является завершающим и наиболее сложным этапом всего процесса профессионального образования. В методических указаниях определены цели, задачи, темы, этапы и структура дипломной работы, а также возможные варианты ее содержания и последовательность операций, обеспечивающих качество дипломной работы.

 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

     Выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы (далее по тексту – дипломная работа) имеет целью систематизировать и расширить знания, умения и навыки обучающихся в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью.

     К защите дипломных работ допускаются выпускники, успешно завершившие в полном объёме освоение основной образовательной программы по специальностям подготовки и успешно прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

     Дипломная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности. Дипломная работа – это самостоятельное исследование, в котором должны быть продемонстрированы глубокие знания автора по выбранной теме, его подготовленность по специальности в целом, умение анализировать собранный материал, обобщать различные наблюдения, выходить на решение практических проблем. Данный вид работы является заключительным этапом подготовки специалистов по юридическим специальностям.

     Основными задачами выполнения дипломной работы являются:

– теоретическое обоснование и раскрытие сущности основных категорий, явлений и проблем, связанных с избранной темой;

– анализ собранного и обработанного научного и фактического материала;

– разработка собственных предложений для решения вопросов, исследуемых в рамках конкретного направления предстоящей профессиональной деятельности;

–  формирование обоснованных выводов, предложений и рекомендаций по решению конкретных задач, рассматриваемых в работе.

     Дипломные работы выполняются в форме письменных исследовательских работ.

2. ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

     Специалист в области юриспруденции по специальности “Правоохранительная деятельность» (базовая подготовка) должен быть подготовлен к следующим видам деятельности:

- оперативно-служебная деятельность;

- организационно-управленческая деятельность.

     В связи с перечисленными направлениями на кафедре «Гуманитарных дисциплин» утвержден перечень основных сфер написания дипломных работ: реализация правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, охрана общественного порядка, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и других правонарушений.

     При выборе темы дипломной работы студенту следует руководствоваться следующими соображениями:

– тема должна соответствовать его личным профессиональным интересам;

– целесообразно браться за тему, предварительное изучение которой уже завершено студентом при написании курсовых работ;

– тема должна содержать элементы новизны, т.е. быть недостаточно разработанной в имеющейся литературе;

– тема дипломной работы должна быть практически значима.

     Студенту предоставляется право выбора из тем, предложенных кафедрой, или самостоятельного предложения темы дипломной работы для утверждения на заседании кафедры.

     Ниже приведена примерная тематика дипломных работ. Тема согласовывается с научным руководителем.

   

     Примерный перечень тем дипломных работ по специальности “Правоохранительная деятельность» (базовая подготовка):

  1. Темы дипломных работ по Административному праву:

1. Административная реформа в России.
2.  Соотношение материальных и процессуальных норм в административном праве.
3.  Административно-правовой статус гражданина в РФ.
4.  Роль и система полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти.
5.  Административное правонарушение: понятие, состав и виды.
6.  Административная ответственность: понятие, признаки, принципы.
7.  Административная ответственность: сущность и отличия от уголовной ответственности.
8.  Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения.
9.  Производство по делам об административных правонарушениях.

10.Административно-правовое регулирование антимонопольной деятельности.

     2. Темы дипломных работ по Гражданскому праву:

1.Гражданско-правовые отношения по коммунальному обслуживанию.
2.Договор управления многоквартирным домом.
3.Ответственность в рамках гражданского права в случае авиакатастрофы
4.Правовое обеспечение единства измерений.
5.Правовое положение воздушных судов и сделок с ними.

6.Государственный кадастр недвижимости как система учета объектов недвижимого имущества.

7.Правовое положение самовольной постройки.

8.Проблемы и пути повышения эффективности института нетарифного регулирования в РФ.

9.Возмещение вреда, причиненного действиями государственных органов и их должностных лиц.

10.Информация как объект гражданских прав.

  1. Темы дипломных работ по Праву социального обеспечения:

1. Правовое регулирование обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
2. Проблемы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.
3. Пенсионное обеспечение по инвалидности.
4. Пенсионное обеспечение семей, потерявших кормильца, по российскому законодательству.
5. Правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования
6. Материальная поддержка граждан, имеющих статус безработного.
7. Государственные пособия семьям, имеющим детей.

8. Пенсионная реформа и пути ее реализации.

9. Пенсионное страхование в системе государственного социального страхования.

10. Система денежных выплат гражданам, имеющим детей.

3. ЭТАПЫ И СРОКИ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

     Подготовка дипломной работы включает следующие действия:

 3.1. Выбор и утверждение темы

     Тему дипломной работы рекомендуется выбирать с учетом наработанного материала (контрольные, рефераты и курсовые работы). Также рекомендуется связать тему работы с местом прохождения преддипломной практики.

     Студент должен согласовать тему диплома со своим научным руководителем и написать заявление на утверждение темы заведующему кафедрой (см.приложение 1); предоставить научному руководителю обзор литературы по теме дипломной работы и анализ степени изученности темы. Тема утверждается на заседании кафедры не позднее 14 декабря и связывается с местом прохождения преддипломной практики.

3.2. Разработка целей и структуры работы

     Студент должен предоставить научному руководителю план своей дипломной работы, ее цели и задачи. Параллельно он разрабатывает методологию и программу собственного исследования, согласовывает методики сбора информации.

3.3. Написание теоретико-методологической главы дипломной работы, уточнение теоретических основ дипломной работы

     На данном этапе студент завершает описание теоретико-методологических предпосылок для всех последующих частей диплома. Теоретическая глава дипломной работы сдается научному руководителю перед уходом на преддипломную практику.

 3.4. Прохождение преддипломной практики

      Место прохождения преддипломной практики необходимо определить и согласовать с научным руководителем до 14 декабря.

     Во время преддипломной практики студент реализует практическую часть дипломной работы. Для этого студент должен предоставить научному руководителю план прохождения пред.дип. практики, направленный на решение проблемы, описанной в теоретической части, проработанной в ходе исследования.

     Роль научного руководителя на данном этапе заключается в контроле за прохождением практики и реализации внедренческих задач. Обобщенные результаты реализации плана студент предоставляет после прохождения практики в виде отчета до 19 мая.

3.5. Завершение работы над текстом и предварительная защита

     Студент завершает работу над текстом дипломной работы до 19 мая.

     Предварительная защита проводится на выпускающей кафедре за две недели до защиты дипломных работ. К предзащите студент должен предоставить предварительный текст диплома.

     На предварительной защите студент кратко, в течение 7-10 минут, отчитывается о проделанной в ходе подготовки диплома работе.

     На основании результатов предварительной защиты выпускающая кафедра принимает решение о допуске студента к защите дипломной работы.

3.6. Получение отзыва и внешней рецензии

     После предзащиты студент исправляет замечания и дорабатывает текст.

     Законченная дипломная работа, подписанная студентом, предоставляется научному руководителю не позднее, чем за 10 дней до защиты.

     После просмотра научный руководитель подписывает дипломную работу и составляет на нее свой отзыв.

     В отзыве научного руководителя должно быть отражено следующее:

1. Актуальность и теоретическая значимость темы исследования;

2. Цель и задачи дипломного исследования;

3. Общая оценка выполнения поставленной перед дипломником задачи. Указать основные достоинства и недостатки работы;

4. Степень самостоятельности и способности к исследовательской работе дипломника (умение и навыки искать, обобщать и анализировать материал и делать выводы);

5. Правильность и грамотность изложения и оформления материала;

6. Целесообразность и возможность внедрения результатов дипломного исследования в правоприменительную практику и в учебный процесс;

7. Соответствие работы всем требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям, возможность допуска к защите, вывод о положительной оценке.

     Отзыв сдается в печатном виде (см. приложение 2).

     Дипломная работа с отзывам научного руководителя представляется заведующему кафедрой, который решает вопрос о допуске ее к защите.

     Если научный руководитель и (или) заведующий кафедрой не считают возможным допустить дипломную работу к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием студента и научного руководителя.

     Отказ кафедры в допуске дипломной работы к защите оформляется в протоколе ее заседания. Заключение кафедры вместе с выпиской из протокола заседания кафедры представляются директору учебного заведения для решения вопроса об отчислении студента.

     При согласии допустить работу к защите заведующий кафедрой делает соответствующую запись на ее титульном листе. Дипломная работа, допущенная к защите, с отзывом научного руководителя направляется на рецензирование.

     Рецензентом дипломной работы могут выступить: преподаватель с ученой степенью, имеющий публикации по тематике дипломной работы студента или юрист-практик.

    В рецензии отражаются:

1. Степень актуальности и значимости исследования в теоретическом и практическом плане, новизны темы или отдельных ее аспектов;

2. Краткая характеристика структуры работы и отдельных ее разделов;

3. Достоинства работы, интересные материалы, положения, выводы, в которых проявилась самостоятельность студента, его эрудиция, оригинальное мышление, знание литературы, уровень теоретической подготовки и т.п.;

4. Анализ предложений и выводов, сделанных дипломником; имеют ли эти выводы практическую значимость, могут ли быть использованы в правоприменительной практике, опубликованы, внедрены, представлены на конкурс и т.п.;

5. Недостатки работы (как по содержанию, так и по оформлению);

6. Общий вывод о дипломной работе, о соответствии ее предъявляемым к данному виду научно-исследовательских работ требованиям.

     Подпись рецензента заверяется отделом кадров организации, в которой работает рецензент, либо гербовой печатью, если рецензент является руководителем организации.

     Рецензия сдается в печатном виде (см. приложение 3).

     Кроме того, вместе с дипломом, рецензией и отзывом студент должен предоставить на носителе CD-R (или CD-RW):

1. Текст дипломной работы со всеми приложениями;

2. Презентацию выступления на защите дипломной работы в формате MS Power Point, стендах, графиках, таблицах или иным способом. В материалы презентации рекомендуется включать небольшой видеосюжет, раскрывающий актуальность темы исследования, либо иллюстрирующий основные его результаты;

3. Аннотацию на дипломную работу (см. приложение 4);

4. Краткое резюме на автора (см. приложение 5);

5. Фотографию (в формате jpeg).

 

4. ЗАЗЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

     Защита проходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) в установленные сроки. На защите обязательно присутствие либо рецензента, либо научного руководителя. Обязательное требование к студентам – опрятный внешний вид и деловой стиль одежды во время защиты дипломных работ.

Для защиты студент готовит текст доклада (3-4 страницы) по дипломной работе (структуру доклада см. приложение 6), раздаточный материал для каждого члена комиссии (5-6 листов формата А4), материал презентации в MS Power Point, стендах, графиках, таблицах или иным способом.

     Защита дипломной работы проводится с соблюдением следующей процедуры:

  1. Краткое сообщение дипломника об основном содержании работы должно быть не более 5–7 минут. Вступительная речь должна быть заранее составлена по согласованию с руководителем, тщательно продуманной, четкой и логичной. Необходимо кратко обосновать практическую и научную актуальность и значимость темы исследования, показать степень ее научной разработанности. Основное внимание должно быть уделено краткой характеристике результатов дипломного исследования: выводов и предложений, которые сделаны в дипломной работе. По ходу доклада можно использовать подготовленные заранее для демонстрации  материалы презентации работы.

  2. Вопросы к выпускнику могут быть разноплановыми и касаться как непосредственно содержания проведенного исследования, так и близких к теме дипломной работы теоретических и практических проблем. Дипломник должен дать краткие, но содержательные и аргументированные ответы. На наиболее сложные вопросы студент может ответить в своем заключительном слове. Вопросы могут задаваться не только членами ГАК, но и всеми присутствующими на защите лицами.

  3. Выступление рецензента или заслушивание его рецензии (оглашает секретарь ГАК);

  4. Выступления других лиц, пожелавших высказать свое мнение по существу вопроса или по содержанию дипломной работы;

  5. Заключительное слово дипломника, в котором он отвечает на замечания, сделанные по его работе в отзыве и в рецензии. Он может высказать свое мнение и по другим вопросам.

  3. Критерии оценки дипломной работы:

     Комиссия оценивает как содержание и оформление работы, так и умение выпускника – соискателя звания «Юрист» – самостоятельно мыслить, грамотно и аргументированно обосновывать и объяснять существо правовых явлений, свои идеи, выводы и предложения. Комиссия должна быть убеждена, что по уровню своих профессиональных знаний, умений и навыков выпускник готов к самостоятельной юридической работе.

     При оценке дипломной работы ГАК исходит из следующих критериев:

1. Научный уровень работы, полнота, всесторонность раскрытия включенных в содержание работы вопросов;

2. Степень, качество использования специальной научной литературы, нормативных актов и юридической практики, в том числе и материалов своей преддипломной практики;

3. Творческий, самостоятельный подход к разработке темы;

4. Правильность и научная обоснованность выводов;

5. Соблюдение всех требований к оформлению работы, в том числе, к оформлению ссылок (Приложение № 7);

6. Степень профессиональной подготовленности, проявившейся и  в содержании дипломной работы и в процессе защиты.

     После защиты ГАК остается на закрытое заседание для определения оценки дипломной работы и ее защиты. На заседании присутствуют научный руководитель и рецензент (по крайней мере, один из них).

     Результаты защиты дипломной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Свое решение ГАК принимает на закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов ГАК. Решение ГАК объявляется ее председателем публично в тот же день после оформления соответствующих протоколов заседания.

     Работа, представляющая серьезное научное исследование, имеющая важную практическую значимость, может быть рекомендована ГАК к внедрению в практику, в учебный процесс, к опубликованию в виде статьи или самостоятельного издания.

     Название темы защищенной дипломной работы и полученная оценка заносятся в зачетную книжку и в выписку из экзаменационных ведомостей (вкладыш), прилагаемую к диплому об окончании учебного учреждения.

     В случае признания дипломной работы и (или) ее защиты «неудовлетворительной» ГАК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу после ее доработки или должен подготовить дипломную работу по новой теме, которую определит кафедра. В случае повторной неудовлетворительной защиты выпускник лишается права на последующую защиту и ему выдается справка установленного образца о завершении теоретического курса обучения.

     После защиты дипломная работа хранится на кафедре в течение

5 лет как документ строгой отчетности и студенту не возвращается. После истечения названного срока дипломные работы подлежат уничтожению с составлением акта.    Обязанности по хранению, составлению акта и уничтожению дипломных работ возлагаются на лаборанта кафедры.

5. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗРАБОТКИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

5.1. Выбор и утверждение темы дипломной работы

Выбор темы дипломной работы имеет исключительно большое значение. Качество дипломной работы во многом зависит от правильного и своевременного выбора ее темы.           Практика показывает, что правильно выбрать тему – значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.

Как научно-исследовательское сочинение дипломная работа должна:

- основываться на нормативно-правовых документах, специальной научной и справочной литературе, достоверном фактическом материале из практики деятельности правоприменительных органов;

- носить самостоятельный творческий характер;

- содержать элементы новизны (выдвижение и разработка новой проблемы, еще не получившей в литературе достаточного освещения, выявление неизвестных или неиспользованных ранее источников или фактов, постановка новых проблем и выработка предложений по их решению и т.д.);

- иметь научные и практические рекомендации по совершенствованию законодательства и практике его применения.

Выпускнику важно знать примерный перечень функциональных обязанностей преподавателя, назначенного кафедрой на роль научного руководителя. К ним относятся:

- проведение консультаций по вопросам выбора темы и предварительного ее утверждения;

- оказание помощи студенту в составлении календарного графика работы на весь период выполнения дипломного исследования;

- выдача студенту утверждённого задания на разработку дипломной работы;

- выдача студенту рекомендаций по сбору практических материалов к дипломной работе;

- оказание помощи студенту в согласовании структуры дипломной работы и определении ее рабочего плана;

- осуществление руководства выполнением студентом дипломной работы в соответствии с календарным графиком;

- проверка содержания дипломной работы, представление по ней замечаний, пожеланий или требований;

- рекомендация (письменно) кафедре допустить (или не допустить) дипломную работу к защите;

- участие в работе ГАК и высказывание ей своего мнения по данной дипломной работе.

Как правило, выбор темы дипломной работы начинается с ознакомления с тематикой, утвержденной на кафедре. Желательно незамедлительное консультирование с преподавателем, ведущим данную дисциплину. Это позволит рассмотреть избранную проблему с учетом ее особенностей.

Заблаговременный выбор темы позволит студенту без излишней спешки спланировать работу, подобрать необходимую литературу, изучить ее, провести сравнительный анализ нормативных документов, ознакомиться с опытом работы правоохранительных органов и юридических учреждений.

Тема дипломной работы должна носить проблемный характер, быть актуальной в теоретическом и (или) в практическом плане, социально и профессионально значимой. Выбранная студентом тема дипломной работы должна быть согласована с научным руководителем и утверждена кафедрой. Для этого студент обращается с письменным заявлением на имя заведующего кафедрой с просьбой закрепить за ним тему дипломной работы, указывает ее название и научного руководителя. На заявлении должно быть зафиксировано согласие научного руководителя на руководство данной дипломной работы и его подпись. Темы дипломных работ, списки студентов-дипломников и научных руководителей утверждаются на заседании кафедры и оформляются распоряжением директора учебного заведения.

5.2. Основные этапы работы над дипломным исследованием

1. Составление плана дипломной работы

После утверждения начинается важнейший период разработки темы, связанный с определением плана, отбором и изучением источников.

Прежде всего, важно определить структуру работы, т.е. составить рабочий план дипломного исследования. План должен быть тщательно продуман, взвешен и логически четко построен. Обычный развернутый рабочий план представляет собой детальный перечень согласующихся между собой разделов (глав) и подразделов (параграфов). Количество их определяется самим содержанием темы.

Студенту-дипломнику следует помнить, что недостаточно продуманный план влечет за собой серьезные недостатки дипломной работы.

К сожалению, некоторые студенты, используя Internet, пытаются заимствовать план и многие положения чужих дипломных работ и представить их как собственные. Данный факт быстро выявляется в ходе собеседования с научным руководителем, и тогда студенту приходится начинать все с начала.

После утверждения темы студент вместе с научным руководителем составляет задание на выполнение дипломной работы. Оно подписывается студентом, руководителем дипломной работы и утверждается заведующим кафедрой. Задание составляется в двух экземплярах: один выдаётся дипломнику, второй остаётся на кафедре и вместе с дипломной работой представляется к защите.

2. Структура дипломной работы

Дипломная работа должна включать в себя составные части в следующем порядке:

- титульный лист (Приложение № 8);

- задание на выполнение дипломной работы (Приложение № 9);

- план;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников (Приложение № 10);

- содержание (Приложение № 11);

- приложение – таблицы, схемы, копии протоколов, выписки из дел и др..

 Титульный лист включает: 1) наименование министерства, учебного заведения, кафедры, на которой выполняется работа; 2) наименование темы дипломной работы; 3) фамилию и инициалы автора работы, указание курса, отделения; 4) должность, ученую степень, ученое звание, фамилию, инициалы научного руководителя; 5) город и год написания дипломной работы.

В плане выделяются главы, в которых логически последовательно формулируются основные направления работы. Главы разбиваются на параграфы (подвопросы). Целесообразно выделять не более 3–4 глав и 3–4 параграфов в каждой главе. Желательно, чтобы главы и параграфы резко не отличались по объему.

Во введении излагаются: предмет исследования, актуальность темы, обоснованность выбора, значение темы для юридической науки и практики, степень ее освещения в литературе, проблемы законодательства по исследуемому вопросу, цели исследования, ожидаемый результат.

Основная часть отражает содержание работы как результат осмысления собранного материала: исследование юридической литературы, анализ законодательства и правоприменительной практики. Дипломник должен выражать собственное мнение, давать оценки позициям авторов, степени и качества урегулирования отдельных вопросов в законодательстве. Материалы практики могут быть представлены как иллюстрации к конкретной ситуации, либо в виде схем, таблиц, графиков, конкретных документов и т.д.

Материал глав и параграфов должен излагаться последовательно с логическим переходом от одного к другому. Каждая глава и параграф должны завершаться кратким самостоятельным выводом по очередному этапу исследования.

В заключении излагаются основные выводы, к которым пришел автор исследования, делаются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Библиография включает следующие разделы:

I. Нормативный материал;

II. Специальная литература (включаются только те источники, на которые имеются сноски в тексте);

III. Материалы правоприменительной практики;

IV. Электронные ресурсы.

В приложении могут быть представлены таблицы, документы (проекты, копии, выписки из дел), статистические, социологические обзоры в виде схем, графиков.

В оглавлении указываются номера страниц составных частей дипломной работы.

3. Изучение литературы и нормативно-правовых источников

Утверждение темы дипломной работы позволяет приступить к важнейшему этапу – разработке темы, связанной с отбором и изучением источников. Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки студента в поиске, отборе и систематизации необходимых источников и содержащихся в них нормативно-правовых актов.

На этом этапе важное место занимает накопленная база данных на электронных носителях. В компьютерной памяти заложены все нормативно-правовые акты с последовательной динамикой их изменения. Это значительно облегчит студенту поиск тех или иных законов и других нормативных документов, позволит сэкономить время на их анализе.

Практика дипломного проектирования позволяет выделить три группы дипломных работ:

1) Работы по фундаментальным, общенаучным юридическим проблемам, которые предполагают использование в основном научной литературы и лишь частично – нормативных источников (конституций, других источников общего характера);

2) Работы по актуальным научно-практическим проблемам, требующие разумного сочетания научных и правовых источников;

3) Работы «юридически-прикладного» характера, основанные на анализе и обобщении юридической практики с частичным использованием для обоснования и аргументации тех или иных задач и выводов исследования соответствующих теоретических положений (работы по криминалистике, по административной и судебной практике и т.п.).

Приступая к этому этапу работы, необходимо, прежде всего, установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме дипломного исследования.

Дипломное сочинение требует внимания к следующим видам научной литературы:

- монографии (научные книги по специальным темам);

- научные статьи;

- статьи в сборниках научных трудов, в том числе и ученых записках и других работах;

- статьи в материалах научных конференций;

- рецензии на опубликованные монографии и научные статьи;

- авторефераты диссертаций;

- аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках;

- научно-практические комментарии законодательства;

- материалы «круглых столов» по научно-практическим проблемам.

     Для списка специальной общенаучной и правовой литературы следует использовать:

- предметные и систематические каталоги библиотек;

- библиографические указатели «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Серия: Государство и право» (ежемесячное периодическое издание ИНИОН (Института научной информации по общественным наукам)). До 1992 года – два разных издания: «Новая советская литература по общественным наукам. Серия: Государство и право»;

- библиографические указатели «Книжная летопись» и «Летопись журнальных статей», издаваемые Российской книжной палатой;

- реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам. Серия 4. «Государство и право» (Отечественная литература; Зарубежная литература);

- указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Данные указатели помещаются в последнем номере за истекший год (или

в 1–2 номере следующего года) в журналах:

- Государство и право (до 1992 г. – Советское государство и право);

- Правоведение;

- Вестник МГУ. Серия: Право.

- Законность (до 1992 г. – Социалистическая законность);

- Закон;

- Российская юстиция (до 1993 г. – Советская юстиция);

- Российский юридический журнал;

- Социальная защита;

- Хозяйство и право;

- Человек и труд;

- Домашний адвокат;

- Московский журнал международного права;

- Журнал международного частного права;

- Экономика и право;

- История государства и права.

     Нужно иметь также в виду, что по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные «Библиографии», которые уже содержат систематизированный перечень всей изданной по данной отрасли науки или по той или иной теме (разделу, вопросу и проблеме) литературы за определенный период времени (5, 10, 20 и более лет).                                

     Информацию об этом можно получить у библиографов в учебных и научных библиотеках.      Кроме того, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) «Примечаниях», «Списке литературы» или «Библиографиях». Нельзя не учитывать определенную научную и фактологическую ценность советской и дореволюционной литературы. Следует использовать и поступающие из центральных ведомств и министерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности. Кроме того, нужно активно использовать получившие широкое распространение в последние годы автоматизированные компьютерные базы данных «Кодекс», «Гарант», «Консультант», «ЮСИС» и др., содержащие информацию обо всех действующих нормативно-правовых актах и тексты этих актов.

Изучение литературы в одном случае целесообразно начать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом – с журнальных статей. Все зависит от темы диплома, наличия, характера и полноты литературы, уровня подготовки студента.

Чтение научных работ (монографий) предполагает, прежде всего, общее знакомство с книгой, которое включает в себя внимательный просмотр титульного листа, выходных данных, изучение оглавления (содержания), предисловия (введения) и заключения. Это общее знакомство позволяет уяснить содержание книги в целом, выявить основные и второстепенные главы, направление и логику данного научного исследования. В дальнейшем студент более детально изучает разделы, имеющие непосредственное отношение к теме его дипломной работы, и вносит коррективы в план работы.

Изучая литературу и нормативные источники, следует выписывать те положения, высказывания, которые могут быть использованы при работе над дипломным исследованием (а иногда и для себя – «на будущее»). Выписки рекомендуется делать на отдельных листах (или карточках) с точным указанием фамилии и инициалов автора работы, ее полного и точного названия, издательства, года и места издания, указания страницы выписанного положения или цитаты. Это позволит при написании текста точно использовать изученный материал и существенно сэкономить время при оформлении сносок и библиографии.

На листах или карточках целесообразно указывать, к какому вопросу дипломной работы относится эта выписка. Карточки с выписками нужно распределить по соответствующим главам, параграфам, разделам (для чего необходимо завести отдельные папки, конверты и т.п.), что позволит дипломнику быстро найти и использовать этот отобранный материал без повторного обращения к литературным и нормативным источникам, тем самым значительно сэкономив время. Записи в карточках или на листах нужно делать продуманно, не следует выписывать общеизвестные факты. Выписка должна представлять целый фрагмент или законченную мысль, ограниченные тематически. Если по ходу чтения книги или статьи, а также при конспектировании возникают мысли по поводу прочитанного или выписанного, целесообразно также сразу их зафиксировать.

Студенту-юристу необходимо постоянно помнить, что законы нужно исследовать и изучать вначале по правовым источникам, а затем уже (или параллельно) по научной и учебной литературе. При выполнении дипломной работы необходимо использовать нормативно-правовые и другие официально-документальные источники, содержащиеся как в открытой печати, так и в соответствующих государственных или иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.) с разрешения руководителей этих учреждений. Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и другие документы международного характера. Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются:

- Собрание законодательства Российской Федерации;

- Ведомости Федерального Собрания РФ;

- Российская газета;

- Российские вести;

- Бюллетень международных договоров РФ;

- Сборник международных договоров СССР;

- Вестник Конституционного суда РФ;

- Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ;

- Бюллетень Верховного суда РФ;

- Вестник Высшего Арбитражного суда РФ;

- Бюллетень Министерства труда РФ;

- Бюллетень по авторскому праву;

- Сборник законов Приморского края.

При исследовании историко-правовых, сравнительно-правовых и статистических аспектов в дипломной работе следует обратиться к архивным источникам, в том числе и текущим архивам судебных учреждений.

4. Правоприменительная практика и ее изучение студентом при подготовке дипломного исследования.

Практически любая тема дипломных работ требует изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед студентом-дипломником стоит задача изучения и обобщения правоприменительной практики соответствующих органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки или «белые пятна» в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию практики применения этого законодательства.

Чтобы изучение практики было плодотворным, студент совместно с научным руководителем должен определить методику обобщения (в зависимости от характера обобщения и поставленной задачи).

Сбору материалов местной практики должно предшествовать тщательное изучение нормативных актов и опубликованных обзоров практики по тому или иному вопросу. Изучить следует такое количество материалов, которое позволило бы выявить определённые закономерности и сделать необходимые выводы. При этом следует избегать двух крайностей: обобщения практики за очень длительный или, наоборот, за короткий период. В первом случае часть материала может оказаться устаревшей, а во втором – его может быть недостаточно для выявления тенденций и достоверного вывода.

В ряде случаев целесообразно провести одновременно изучение нескольких связанных между собой категорий дел, например, уголовных – о нарушении правил охраны труда, техники безопасности и гражданских – о возмещении ущерба в связи с увечьем или смертью работника; дел о расторжении брака и взыскании алиментов на детей и т.п. Такое изучение позволит глубже и всесторонне разобраться в интересующем вопросе и комплексно проследить наметившиеся закономерности.

Материалы обобщения практики могут использоваться как для подтверждения и иллюстрации некоторых теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства и практического применения. Собранные студентом материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к дипломной работе. Практический материал собирается и обрабатывается студентом-дипломником, который несет всю ответственность за его достоверность, качественный сбор и обработку.

5. Написание дипломной работы

Исключительную трудность для студента представляет этап непосредственного написания текста дипломной работы. К нему можно приступить только после детальной проработки своей темы, глубокого изучения литературы и других источников, нормативного и архивного материала, практики применения законодательства. При составлении письменного текста автор должен продемонстрировать высокий научный уровень дипломной работы, свое умение аргументировать, убеждать, излагать собственные мысли, грамотно оформлять текст и научно-справочный аппарат. Творческая самостоятельность студента проявляется в умении находить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных позициях и мнениях, в способности приводить весомые аргументы в подкрепление тех или иных позиций.

Текст вначале следует составить вчерне, отработать его содержание и техническое оформление, а затем только переписывать. Есть два подхода к написанию дипломной работы. Одни начинают работу с введения, другие – с первой главы, а введение и заключение пишут уже после того, как закончат работу над основными главами, разделами, параграфами.

Дипломная работа должна быть написана грамотно, литературным языком. При затруднении в написании того или иного слова следует обратиться к словарю русского языка. Для чтения научному руководителю работа представляется, как правило, по главам в соответствии с заранее составленным графиком. Текст печатается или разборчиво пишется на одной стороне листа с полями несколько большего, чем принято, размера (на них руководитель будет иметь возможность делать подробные замечания). Главы рекомендуется дорабатывать после их проверки. Кафедра вправе заслушать отчет студента о ходе написания работы. Нарушение графика обычно приводит к «штурмовщине», а это отражается на качестве дипломной работы и в отдельных случаях делает невозможной ее своевременную защиту. При написании дипломной работы следует иметь в виду, что она должна носить исследовательско-аналитический, а не описательный характер; должна нести в своем содержании четкую последовательно сконструированную позицию автора по избранной проблеме с показом тенденции и законченности в развитии того или иного правового положения.

6. Научное руководство дипломной работы и контроль за ней

Каждому студенту-дипломнику кафедрой назначается научный руководитель, его функциональные обязанности строго определены соответствующим положением. В ходе разработки темы студент периодически отчитывается перед научным руководителем, уточняет отдельные положения, знакомит его с отобранными материалами, нормативными актами, документами и т.д. Он должен постоянно информировать научного руководителя о выполнении календарного графика и представлять ему на ознакомление дипломную работу по частям или в целом. В установленные сроки студент отчитывается перед руководителем дипломной работы и заведующим кафедрой о состоянии готовности своей работы. Следует иметь в виду, что за конкретное выполнение поставленных руководителем задач, принятых в дипломной работе решений и за достоверность всех данных, приведённых в исследовании, отвечает студент – автор дипломной работы.

7. Основные требования к оформлению текста дипломной работы

К оформлению дипломной работы предъявляются высокие требования. Существуют общепринятые правила оформления, которые необходимо соблюдать.

Государственная аттестационная комиссия в ходе защиты оценивает не только содержание работы и профессиональные знания будущего специалиста, но и умения, навыки и культуру оформления документов на примере оформления дипломной работы.

Дипломная работа исполняется печатно на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата 210х297 мм. или формата А4. Объем работы – в среднем 60–80 страниц машинописного текста, набранного через 2 интервала (на компьютере – через 1,5 интервала). Плотность текста должна быть одинаковой: на каждой странице до 30 строк, емкость строки до 58–60 знаков, вместе с пробелами и знаками препинания. Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 5 ударам пробельной клавиши (или 15–17 мм), первое слово начинается с прописной буквы.

Поля должны быть выдержаны в следующем размере: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Дипломная работа должна быть пронумерована и сшита в специальной папке. Заголовки глав печатаются симметрично тексту (с равным отступлением от краев текста) прописными буквами, подзаголовки печатаются строчными буквами (первая буква – прописная). Длина строки (строк) заголовка главы не должна быть более 40 знаков, переносы слов в заголовке не делаются, точка в конце не ставится. Расстояние от верхнего края листа до заголовка – 20 мм, от заголовка до текста – 20 мм (две пустые строки). Заголовки не подчеркиваются. Заголовки параграфов печатаются от абзаца строчными буквами, первая прописная. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Между заголовком и текстами – пропуск по одной пустой строке. Заголовки должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться: главы – римскими цифрами, параграфы и пункты – арабскими цифрами.

Например:

ГЛАВА II

 

СУБЪЕКТЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

 

2.1. Понятие субъектов права

2.2. Виды субъектов права

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист без номера, таблицы и схемы, выполненные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Если таблиц несколько, и они расположены в тексте главы (глав), они нумеруются: в правом верхнем углу страницы над соответствующим заголовком таблицы (схемы) печатают надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера. Например: «Таблица 2.3.» означает: третья таблица второй главы. Названия иностранных книг (и фамилии авторов) в тексте работы даются в русском переводе, названия газет, журналов не переводятся и пишутся в русской транскрипции.

8. Ссылки, сноски и библиографические источники в дипломной работе

Ответственным моментом в написании дипломной работы является обращение к источникам и их использование в своем труде.

Типичная ошибка многих дипломников-юристов – написание дипломной работы и представление ее первого варианта научному руководителю в виде сплошного авторского текста, без обращения (или редкого обращения) к правовым и литературным источникам, к мнениям и предложениям ученых и практикантов, материалам практики, без цитирования, без ссылок и сносок на использованный научный и правовой материал.

Дипломник-юрист не сочиняет, «не выдумывает из головы», он обобщает и анализирует юридически значимые факты, документы, литературу, поэтому не нужно стесняться делать ссылки. Использованные источники должны найти отражение в ссылках на них в тексте работы, в подстрочных сносках, в итоговом «Списке использованных источников».

Используемые в процессе исследования источники различаются между собой по многим признакам:

- по целевому назначению (документальные, научные, информационные);

- по форме (документы, монографии, сборники статей, периодическая печать и т.п.);

- по авторству (индивидуальные, коллективные);

- по стране издания (отечественные, иностранные);

- по времени издания (ХХ, XIX, XVIII и более ранние века, отечественные дореволюционные, советские, российские);

- по месту издания (городам) и видам издательств.

Для унификации библиографического обозначения источников необходимы единые государственные стандарты (требования) библиографического описания любых текстовых произведений.

Самые распространенные, типичные ошибки дипломников состоят в следующем:

- названия книг указываются без авторов;

- автором книги указывают одного из соавторов, фамилия которого стоит первой на титульном листе;

- автором указывают ответственного редактора книги.

При ссылках на книги нужно руководствоваться следующими правилами:

1. Если книга написана одним автором и его фамилия указана на титульном листе перед названием книги, то в такой последовательности нужно и описывать ссылку на книгу. Например: Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. – М.: Формула права, 2012.

2. Если книга написана двумя-тремя авторами и их фамилии указаны на титульном листе перед названием книги, то в такой же последовательности (как в первом примере) описывается и ссылка на книгу.

3. Если книга написана четырьмя и более авторами, то ее описание

в ссылке составляется по названию книги на титульном листе, а авторы перечисляются после названия книги под откосом.

4. Если книга написана коллективом авторов и после ее названия на титульном листе (или на оборотной странице титульного листа, или на последней странице) указано: «Под редакцией …» или «Ответственный редактор …», или «Составитель …», тогда книга описывается следующим образом:

Гражданское право. Ч. 1 / Под. ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. – СПб.: ТЕНИС, 1996.

Библиографические ссылки – это выдержки из источников и (или) указание источника, на который ссылаются. Ссылки употребляют:

- при использовании правовых и других официальных документов;

- при цитировании;

- при заимствовании отдельных положений, таблиц;

- при необходимости отсылки к изданию, где более полно изложен вопрос;

- при упоминании исторических событий, юридических фактов;

- при анализе в тексте опубликованных работ;

- при использовании материалов практики.

Виды библиографических ссылок:

•     По месту расположения:

- внутритекстовые (непосредственно в строке перед или после текста или сведений, к которым относятся);

- подстрочные (внизу страницы, под строками основного текста).

•     По форме описания:

- первичные (ссылки на источники, впервые используемые в дипломной работе – они описываются полно, со всеми выходными данными);

- повторные (ссылки на источники, уже ранее в дипломной работе описанные – они излагаются в сокращенном виде).

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда по ходу работы в основном тексте содержится указание на источник. По характеру и полноте описания оно может быть различным.

Например:

 Как утверждает профессор С.С. Алексеев в ряде своих работ …

Подобные внутритекстовые ссылки должны сопровождаться подстрочными ссылками с точным описанием названия статьи, других материалов.

Как следует из вышеприведенного примера, при ссылке в тексте на автора произведения вначале указывают его инициалы, а затем фамилию. Допускается (а иногда требуется) указание перед фамилией автора его ученого звания (если это точно известно), оценочного или характеризующего определения. Например: известный ученый-юрист, видный государственный деятель, премьер-министр страны, член Конституционного суда, английский ученый XVIII века, советский ученый, американский юрист-международник…

Внутритекстовые ссылки применяют и при использовании нормативных документов:

а) после пояснительного текста, если он следует за цитатой:

«Несправедливый закон не создает право» – такова формула, идущая еще от Цицерона;1

б) после слов, к которым относится библиографическая ссылка (при отсутствии цитаты):

В отечественной юридической литературе даются разные определения понятия убийства;2

в) подстрочные ссылки применяются и при использовании в работе опубликованной или неопубликованной судебной, прокурорской и арбитражной практики, а также практики органов МВД, налоговой инспекции и других органов. Например:

Суды сталкиваются с большими сложностями по возмещению вреда, причиненного повреждением здоровья;3

г) ссылки применяются при использовании материалов периодической печати. Например:

Проблема вступления России в Совет Европы активно обсуждается в печати.4

В подстрочных ссылках следует приводить:

а) все элементы библиографического описания (в соответствии с настоящими методическими указаниями);

б) недостающие элементы описания, если часть библиографических сведений об источнике указана в самом тексте дипломной работы.

Например:

«Сущность суверенитета воплощается в праве национальном (внутригосударственном) и международном…», – отмечает в своей статье «Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве» профессор Н.А. Ушаков.5

(В данном случае в подстрочной ссылке название статьи уже не указывается);

в) полное название собрания сочинений.

Например:

Карл Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».6

При обращении к одному и тому же источнику повторно (или несколько раз) подстрочные ссылки рекомендуется сокращать по сравнению с первичным описанием источника.

Например, при повторной ссылке опускают:

а) все элементы описания, кроме фамилии автора и заглавия, номер тома, части, страницы;

В первой ссылке:

Алексеев С.С. Теория права. – М., 1998. С. 56.

При повторной ссылке:

Алексеев С.С. Указ. соч. С.12;

б) конец заглавия источника (если название длинное), но так, чтобы по оставшимся словам легко можно было установить, на какое издание дается ссылка (но при условии, что нет другой работы у этого автора под аналогичным названием).

В первой ссылке:

Ларин А.М. Уголовный процесс: структура права и структура законодательства. – М.: Наука, 1985. С. 17.

При повторной ссылке:

Ларин А.М. Уголовный процесс… С. 21;

в) все элементы, кроме фамилии и инициалов автора, а заглавие работы автора заменяют словосочетанием «Указ. соч.».

В этом случае при повторной ссылке допускается сокращение.

Например:

Ларин А.М. Указ. соч. С. 17;

г) при цитировании не по первоисточнику используются слова «Цит. по:»;

д) полностью все элементы библиографического описания при условии, что повторная ссылка следует непосредственно за первой ссылкой на той же странице.

Например, при первой ссылке:

1 Лившиц Р.З. Теория права. – М.: БЕК, 1994. С. 88.

При повторной ссылке:

2 Там же.

3 Там же. С. 90 (или Он же [Она же]. С. 90);

е) название журнала, сборника научных трудов, если данные ссылки на одной странице подряд (одна за другой) на разные работы из этого издания.

Например:

1 Стриженко Г.П. Роль гражданского права в подготовке юриста высшей квалификации // Проблемы формирования специалистов в системе высшего гуманитарного образования. Научно-методическая конференция: Тезисы докладов. – СПб., 1996. С. 124.

2 Суздалев Е.Н. Теория аргументации – необходимый компонент гуманитарной подготовки юристов // Там же. С. 130.

При использовании иностранного источника внутри текста фамилии авторов, названия газет и журналов пишутся в русской транскрипции, а в подстрочной ссылке приводится точное название источника на языке оригинала.

Например, в тексте:

-      Английский юрист-международник Ян Броунли считает…1.

В подстрочной сноске:

1 Brownlie J. The Relation of law and Power // Contemporary Problems of International lew. L. 1988. S. 19.

Обычно все важнейшие положения работы излагаются автором своими словами. Однако в дипломном исследовании объяснение того или иного положения делается с помощью цитат из каких-либо источников. В связи с этим студенту важно знать основные правила оформления цитат и справочных сносок в связи с их использованием. Цитирование – это включение в текст работы выдержки из какого-либо документа или литературного источника. Цитата используется только в тех случаях, когда необходимо для большей достоверности, аргументированности или убедительности излагаемого материала, а также для подтверждения правильности своей мысли сослаться на положение документа, мнение ученого или другого автора, на какое-либо событие или факт.

Цитировать необходимо только из первоисточников, с которыми дипломник фактически работал: правовых актов, монографий, статей, сообщений журналов и газет и других источников. Приводимые цитаты должны быть абсолютно точными: не допускается никакого изменения содержания, формулировок, отдельных слов, порядка их расположения. В отдельных случаях, если выдержка очень длинная или содержит слова или словосочетания второстепенного характера, допускается, в виде исключения, опускание (исключение) нескольких слов или формулировок, если при этом не искажается смысл предложения. Но тогда вместо пропущенных слов ставится многоточие, а взамен пропущенных предложений – многоточие в угловых (или наклонных) скобках.

Если первоисточник по какой-либо причине недоступен (отсутствие в библиотеках, редкая книга, книга на иностранном языке или труднодоступна и т.п.), то разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в другом издании, но при этом в тексте, как правило, указывается первоисточник, а в подстрочной ссылке – точный фактический источник информации. Например, в тексте:

Русский юрист С.А. Котляревский еще в начале XX века писал: «Правовое государство стало одним из основных политических заданий»1.

В подстрочной ссылке:

1 Цит. по кн.: История политических и правовых учений XX века. – М.: Прогресс, 1995. С. 6.

По общему правилу, цитата, содержащая буквальную, точную выдержку из первоисточника, помещается (заключается) в кавычки.

При ссылке на «незакавыченную» цитату, на источник в целом (без цитирования текста), тексту ссылки предшествует сокращенное слово «Смотрите» (сокращенно: см.). Например, в тексте:

Для того чтобы жить в праве, необходимо, прежде всего, чтобы право это жило в нас.1

В подстрочной ссылке:

1 См.: Алексеев А.С. Начало верховенства права в современном государстве. –  М.: Проспект, 1910. С. 4, 13, 14.

9. Список использованных источников и литературы и его оформление

Студент-дипломник должен знать, что опубликованные и неопубликованные законодательные и нормативные документы следует относить к источникам, а к литературе – монографические работы, книги, сборники статей и т.д.

Список использованных официальных источников и литературы составляется с учетом определенных требований, по разделам и строго в алфавитном, хронологическом порядке, или с учетом юридической силы документов.

Примерная структура списка:

1. Нормативно-правовые и другие официальные документы.

2. Специальная литература.

2.1. Отечественная литература.

2.2. Иностранная литература.

2.2.1. На русском языке.

2.2.2. На иностранных языках).

3. Материалы практики (при необходимости).

4. Материалы периодической печати (при необходимости).

5.Электронные ресурсы.

Правовые и другие официальные документы располагаются по их юридической значимости, а одноименные акты – в хронологической последовательности.

Специальная литература располагается строго по алфавиту (по фамилии авторов или названиям книг, статей и т.п.). Библиографическое описание книги, статьи и т.п. начинают с фамилии, а затем инициалов автора или заглавий книг или статей (если автор не указан).

Книги необходимо описывать в соответствии с их титульным листом. Авторы-однофамильцы разных книг указываются в алфавитном порядке их инициалов. Чтобы облегчить или ускорить работу и правильно составить список, рекомендуется в период всей работы над дипломным сочинением пользоваться официальными библиографическими источниками (каталогами библиотек, библиографическими указателями, подстрочными ссылками на использованную литературу) и составлять «свою» библиографию по теме дипломной работы на отдельных карточках, точно переписав литературу этих официальных источников, в том числе количество страниц книг или номера страниц статей.

Источники и литература на иностранном языке приводятся, соответственно, в конце каждого раздела на языке оригинала по алфавиту.

Обязательным требованием является указание объема общего количества (или нумерации) приводимых в списке работ (монографий, статей и т.п.).

Как же оформлять неопубликованные (архивные) источники? Например, при показе в дипломной работе правовой статистики, или обращения к конкретным решениям административных и судебных органов и т.п.

В данном случае общепринятое оформление признано следующее:

Центральный текущий архив администрации г.Якутска за 2007 г.

После списка источников и литературы в дипломной работе следуют
«Приложения», если таковые имеются.

Приложение 1. Образец заявления на утверждение темы дипломной работы

   

 Заведующей кафедрой

 «Гуманитарных дисциплин»

 ___________________________

 (ФИО)

 От студентки группы _______

 ___________________________

 (ФИО)

 

Заявление

 

Прошу утвердить мне тему дипломной работы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(название темы)

и назначить научным руководителем _______________________________________________________________________________________________________

 (должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы преподавателя)

 ______________

 (дата)

______________

 (подпись)  

Приложение 2. Отзыв научного руководителя

 

                                                           ОТЗЫВ

     На дипломную работу студента УСПО «ЯКУТСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ» специальности среднего профессионального образования 031001 «Правоохранительная деятельность» (базовая подготовка) ФИО студента «тема дипломной работы».

 

     Дипломная работа посвящена актуальной теме _______. Ее достоинство заключается в том, что_____________________, разработаны рекомендации для ______________.

Рекомендации могут быть использованы ____________________________.

     В работе автор рассматривает развитие ________________________. Положительной особенностью этого анализа является то, что _________________________________.

     Рекомендуемая оценка выполненной работы «отлично».

        Руководитель

__________________________________________________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

 

________________________________________________________________

(ученая степень, звание, должность, место работы)

 

Приложение 3. Оформление рецензии

 

                                                    РЕЦЕНЗИЯ

     На дипломную работу студента УСПО «ЯКУТСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ» специальности среднего профессионального образования 031001 «Правоохранительная деятельность» (базовая подготовка) ФИО студента «тема дипломной работы».

     В работе исследованы современные проблемы ________________________________. Впервые изучены сложности_______________________________. Особенностью выступают выработанные рекомендации ________________________________________________________________________.

     Подробно изучена проблема _________________________________________________________.

     Выработаны рекомендации __________________________________________________________.

     Результаты проведенного исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы ________________________________________________________________________.

     Дополнением к работе может служить исследование _____________________________________.

Рекомендуемая оценка выполненной работы «отлично».

 

Рецензент

__________________________________________________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

________________________________________________________________

(ученая степень, звание, должность, место работы)

  Приложение 4. Образец аннотации дипломной работы

 

АННОТАЦИЯ

дипломной работы ФИО студента «тема дипломной работы».

     В дипломной работе приведены результаты исследования современных проблем ___________________________.

    Подробно изучена эволюция_________________________________________________________.

     Автором дипломной работы выработаны рекомендации _________________________________.

Дипломная работа содержит ____приложения из ____ страниц, _____таблицы, ____схемы, _____ литературных источника.

 

 Приложение 5. Структура резюме

 

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Адрес.

3. Телефон.

4. Образование:

 • специальность;

 • квалификация;

 • дополнительное образование.

5. Тема дипломной работы.

6. Профессиональные навыки.

7. Опыт работы.

8.Личные качества.

9. Сведения о себе.

Приложение 6. Структура доклада на защиту дипломного проекта

 

1. Представление автора, научного руководителя и темы дипломной

работы.

2. Актуальность изученной проблемы.

3. Предмет и объект исследования.

4. Цель и задачи работы.

5. Методология исследования.

6. Краткое описание исследуемого объекта.

7. Основные результаты исследования.

8. Основные выводы по результатам исследования.

9. Предложения, рекомендации и проекты по улучшению состояния

объекта исследования.

 

Приложение 7. Оформление ссылок на литературные источники

1.        В тексте ВКР при упоминании какого-либо автора надо указать сначала его инициалы, затем фамилию.

Например, как подчеркивает В.И. Петров; по мнению В.Н. Иванова; следует согласиться с В.С. Сергеевым и т.д.

В сноске (ссылке), наоборот, сначала указываются фамилия, затем инициалы автора:

Петров В.И., Иванов В.Н., Сергеев В.В.; и т. д.

2.        При использовании научной работы (книги, статьи) в первый раз в сноске даются все выходные данные о ней (фамилия и инициалы автора, название, место издания, издательство, год, страница).

Например: по мнению А.С. Комарова, в гражданском праве стран континентальной системы понятие договора не только теоретически, но и по существу опирается на понятие обязательства1.

__________________

1 Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте. М., «Юрид. лит.», 1991. С. 13

При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно написать:

__________________

Комаров А.С. Указ. соч. С. 57.

1.        При использовании статьи в сноске указываются фамилия и инициалы автора, название, журнал, год, номер, страница (на которой находится соответствующий текст).

Например: Суханов Е.А. Система юридических лиц // Советское государство и право, 1991, № 11, с. 10.

2.        При использовании коллективных работ приводится название работы и инициалы ее ответственного редактора.

Например: Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. М., «Статут», 1998. С. 51.

3.        Некоторые из принятых сокращений:

•        с. – страница (не «стр.»);

•        «Юрид. лит.» –издательство «Юридическая литература»;

•        М., СПб. – г. Москва, г. Санкт-Петербург;

•        «Вестник МГУ» - журнал «Вестник Московского Университета», сер.11, «Право».

Приложение 8. Оформление титульного листа

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОГ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯКУТСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

К защите допустить  «____»_______

Зав. кафедрой «Гуманитарных дисциплин»

____________________________________

ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «____________________________________________»

специальность 031001 «Правоохранительная деятельность» (базовая подготовка)

квалификация:  Юрист

Выполнил: Студент 3 курса

Заочного отделения Иванов Иван Иванович

Научный руководитель:

Преподаватель ____категории

____________________________

Рецензент:

К.ю.н., доцент____________________________

                                                          Якутск 2014

Приложение 9. Задание на выполнение дипломной работы

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОГ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯКУТСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра ___________________

___________________________

ЗАДАНИЕ

на дипломную работу

Студенту _________________________________________________

1. Тема работы ____________________________________________

_________________________________________________________

Утверждена приказом  № ___ от «___» ____ 200  г.

2. Срок сдачи работы на кафедру _____________________________

3. Содержание дипломной работы: введение, основная часть, заключение

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

4. График написания дипломной работы:

1). Согласование с руководителем дипломной работы плана написания работы _____________ 200__ г.

2). Утверждение кафедрами кандидатур рецензентов дипломных работ. До ___________ 200__ г.

3). Предоставление окончательного варианта дипломной работы. До ___________ 200__ г.

4). Студент, не представивший дипломную работу в окончательном варианте в сроки, установленные индивидуальным календарным графиком работ, к официальной защите не допускается.

5). Консультанты по разделам работы _________________________

__________________________________________________________

6). Рекомендуемая литература________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

7). Дата выдачи задания _______________

__________________________________________________________

Руководитель дипломной работы              ________________

Подпись студента-дипломника                   ________________

Приложение 10. Образец оформления списка использованных источников

I. Нормативно-правовые материал:

1. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Норма : Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.

 2. Кодекс РСРФСР об административных правонарушениях [Текст] : [с изм. и доп. на 19 июля 1997 г.] // Сборник кодексов Российской Федерации. – 4-е изд. – М. , 1998. – С. 7-69.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] / под общ. ред. В. М. Лебедева. – М. : Норма : Норма–Инфра-М, 2002. – 880 с.

4. Об архивном деле в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 22 окт. 2004 г. № 125-ФЗ // Рос. газ. – 2004. – 27 окт. – С. 9-10.  36

5. Об Администрации Президента Российской Федерации [Текст] : указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 // Рос. газ. – 2004. – 27 марта. – С. 2.

6. О федеральном казначействе [Текст] : постановление Правительства Российской Федерации от 1 дек. 2004 г. № 703 // Рос. газ. – 2004. – 8 дек. – С. 10.

 

II. Специальная литература:

1. Трудовой кодекс российской Федерации: Новая редакция (по состоянию на 1 ноября 2006 года). – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2006. – 282 с.

2. ГОСТ Р 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 2004-07-01. – М. : Изд-во стандартов, 2003. – 78 с.

3. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. – М.: Гном-Пресс, 1997. – 255 с.

4. Синяева, И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности : учебник для экон. спец. вузов / И. М. Синяева, Г. А. Васильев; под ред. Г. А. Васильева. – М. : ЮНИТИ, 1998. – 287 с.

5. Связи с общественностью в политике и государственном управлении/

под ред. В. С. Комаровского. – М. : РАГС, 2001. – 520 с.

6. Уткин, Эдуард Андреевич. Управление связями с общественностью. PR / Э. А. Уткин, В. В. Баяндаев, М. Л. Баяндаева. – М. : ТЕИС, 2001. – 296 с.

7. Связи с общественностью: PR : библиограф. указ. лит. / сост. Н. А. Михайлова. – Ульяновск: : УлГТУ, 2001. – 62 с.

8. Всероссийская 5 конференция заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных специальностей (Москва, 13–14 апреля 2001 г.) : сб. материалов / под ред. В. А. Евстафьева. – М. : РАРА, 2001. – 144 с.

9. Белов, А. Оценка PR / А. Белов // PR в России. – 2005. – № 1. – С. 10–12.

 

 Особенности оформления конкретных библиографических источников

В соответствии с принятым Гостом «Библиографическая запись. Библио-

графическое описание» приводим примеры библиографического описания

книг, статей из сборников, журналов, газет, нормативных документов и элек-

тронных ресурсов.

… одного автора

 

1. Блок, А. А. Избранное [Текст] / А. А. Блок; сост., вступ. ст., коммент. Е. А. Дьяковой. – М. : АСТ, 2003. – 528 с.

2. Ложкова, Т. А. Система жанров в лирике декабристов [Текст] : монография / Т. А. Ложкова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2005. – 415 с.

3. Мусский, С. А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С. А. Мусский. – М. : Вече, 2003. – 480 с.

4. Финни, М. Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие [Текст] : кн. для родителей / М. Р. Финни ; пер. с англ. А. В. Снеговой ; под ред. Е. В. Клочковой. – М. : Теревинф, 2001. – 336 с.

 

… двух авторов

 

 1. Безрукова, Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме [Текст] : учебник / Н. Л. Безрукова, В. С. Янкевич ; под ред. В. С. Янкевича. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 416 с.

 2. Рожков, М. И. Профилактика наркомании у подростков [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. М. Рожков, М. А. Ковальчук. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 144 с.

 

… трех авторов

 

1. Белобратов, А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария [Текст] : учеб. для студентов вузов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова ; под ред. А. Г. Березиной. – М. : Высш. шк., 2003. – 239 с.

2. Бельская, И. Л. Тесты для подготовки ребенка к школе [Текст] / И. Л. Бельская, Л. В. Елкина, С. А. Атейба. – Минск: Юнипресс, 2004. – 128 с.

 

… под заглавием

 

1. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб. для студентов вузов / Т. И. Губарева [и др.] ; под ред. С. Н. Попова. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 416 с.

2. Проблемы лингвистического образования [Текст] : материалы VIII всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27-28 марта 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т; сост. Н. Е. Богуславская [и др.]. – Екатеринбург: [б. и.], 2002. – 160 с.

 

Многотомные издания

 

 1. Консерватизм в России [Текст] : в 3 т. / Е. Н. Азизова [и др.] ; отв. ред. А. Ю. Минаков. – Воронеж : МОДЭК, 2004

 Т. 1 / С. Г. Аленов, В. С. Христофоров ; сост. А. В. Репникова. – 2004. – 264 с.

 Т. 2 / М. М. Федотов ; предисл. Е. А. Вишневского. – 2004. – 258 с.

 Т. 2, кн. 1 / Е. М. Мятов ; сост., предисл. Б. Б. Беляева. – 2004. – 222 с.

 2. Соловьев, С. М. Собрание сочинений [Текст] : в 3 т. / С. М. Соловьев ; сост., коммент. А. А. Егорова, С. Г. Горяйнова. – Ростов н/Д : Феникс, 1997

 Т. 3 : Император Александр I: политика, дипломатия. – 1997. – 640 с.  33

3. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений [Текст] : в 22 т. / Л. Н. Толстой ; гл. ред. М. Б. Храпченко. – М. : Худож. лит., 1978 – 1985

 Т. 1 : Детство. Отрочество. Юность / коммент. А. В. Чичерина. – 1978. – 422 с.

 

Энциклопедии и словари

 

1. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / авт.-сост. А. Карелин. – М. : Эксмо, 2005. – 416 с.

2. Краткий философский словарь [Текст] / под ред. А. П. Алексеева [и др.]. – М. : Проспект, 2006. – 496 с.

3. Павлов, И. Ю. Биология [Текст] : слов.-справ. / И. Ю. Павлов, Д. В. Вахненко, Д. В. Москвичев. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 576 с.

 

4. Психологический лексикон [Текст] : энцикл. слов. : в 6 т. / под общ. ред.А. В. Петровского ; ред.-сост. Л. А. Карпенко. – СПб. : Речь, 2005 –  Социальная психология / под ред. М. Ю. Кондратьева. – 2005. – 175с.  Психология развития / под ред. А. Л. Венгера. – 2005. – 176с.

5. Райзберг, Б. А. Экономика и управление [Текст] : словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский ; Моск. психол.-социал. ин-т. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. – 488 с.

6. Русские художники [Текст] : энцикл. слов. / И. А. Башинская [и др.]. – СПб. : Азбука, 2000. – 864 с.

 

Два места изданий и два издателя

 

1. Гиммерверт, А. Майя Кристалинская [Текст] / А. Гиммерверт. – М. : Олимп ; Смоленск : Русич, 1999. – 480 с.

2. Здоровый ребенок – в здоровом социуме [Текст] : науч.-практ. сб. инновац. опыта / авт.-сост. И. В. Чупаха [и др.]. – М. : Илекса ; Ставрополь : Ставро-

польсервисшк. , 1999. – 320 с.

3. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология [Текст] / Т. П. Зинченко ; Моск. психол.-социал. ин-т. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 608 с.

4. Иллюстрированная энциклопедия символов [Текст] / сост. А. Егазаров. – М. : Астрель : АСТ, 2005. – 723 с.  34

Авторефераты и диссертации

 

1. Лыкова, Н. Н. Генезис языка права: начальный этап ( на материале французских и русских документов X-XV веков) [Текст] : дис. … д-ра филол. наук / Н. Н. Лыкова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2005. – 410 с.

2. Питькова, О. А. Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека: опыт философского анализа [Текст] : автореф. дис. … д-ра филос. наук / О. А. Питькова. – Магнитогорск : [б. и.], 2005. – 46 с.

 

Статьи из энциклопедий

 

1. Губкин, О. П. Каслинское литье [Текст] / О. П. Губкин, Г. П. Шайдурова // Уральская историческая энциклопедия / гл. ред. В. В. Алексеев. – Екатеринбург, 1998. – С. 256-257.

 

2. Древний Египет [Текст] // Большая историческая энциклопедия / науч. ред. С. В. Новиков. – М. , 2004. – С. 360-362.

3. Комановский, Б. Л. Детская литература [Текст] / Б. Л. Комановский // Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. / гл. ред. А. А. Сурков. – М. , 1964. – Т. 2. – С. 607-619.

4. Михайлов, Т. М. Буряты [Текст] / Т. М. Михайлов // Народы России : энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. – М. , 1994. – С. 118-122.

5. Молок, А. И. Парижская коммуна [Текст] / А. И. Молок // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М. , 1975. – Т. 19. – С. 205-207.

6. Чернецова, Е. М. Веласкес [Текст] / Е. М. Чернецова // Е. М. Чернецова. Мировое искусство : энцикл. слов. / Е. М. Чернецова. – М. , 2005. – С. 67-68.

 

Статьи из сборников

 

1. Генисаретская, О. И. Творческая деятельность как проблема дизайна [Текст] / О. И. Генисаретская // Методология: вчера, сегодня, завтра : в 3 т. / ред.-сост. Г. Г. Копылов, М. С. Храпченко. – М. , 2005. – Т. 2. – С. 247-278.

2. Грунт, Е. В. Россия на пути от тоталитарной к демократической культуре [Текст] / Е. В. Грунт // Социология в российской провинции : тенденции и перспективы развития. – Екатеринбург, 2002. – Ч. 1. – С. 92-100.

3. Ермакова, Н. В. Самодельная музыкальная игрушка в аудиальном развитии дошкольников [Текст] / Н. В. Ермакова // Проблемы модернизации педагогического образования : тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. , Екатеринбург, 27-28 апр. 2004 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 135-137.

 

Статьи из журналов и газет

 

1. Анкудинов, К. Н. Напролом [Текст] : размышления о поэзии Ю. Кузнецова / К. Н. Анкудинов // Новый мир. – 2005. – № 2. – С. 137-152.

2. Даниленко, О. А. Язык конфликта как объект лингвосоциологии [Текст] / О. А. Даниленко // Социс. – 2006. – № 4. – С. 89-98.

 

3. Лукашин, Ю. П. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России [Текст] / Ю. П. Лукашин, Л. И. Рахлина // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2006. – № 3. – С. 87-94.

4. Марцинковская, Т. Д. Философия и социальная психология – попытка диалога [Текст] / Т. Д. Марцинковская // Вопр. философии. – 2005. – № 12. – С. 119-128.

5. Носкова, О. Г. О кризисах профессионально-личностного развития врача [Текст] / О. Г. Носкова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2004. – № 2. – С. 21-30.

 

III. Материалы правоприменительной практики:

3.1. Сборник Постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации по гражданским делам // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1997. № 1.

3.2. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1993. № 3.

3.3. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 10 августа 1995 г. // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1996. № 1.

3.4. Архив Фрунзенского районного суда г. Владивостока за 1996–2000 гг.

IV.Электронные ресурсы

 

Ресурсы локального доступа

 

1. Большая российская юридическая энциклопедия [Электронный ресурс] : электрон. правовой справ. – Электрон. дан. – СПб. : Кодекс, сор. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электрон-ный ресурс] : подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. / В. И. Даль. – Электрон. дан. – М. : АСТ [и др.], 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

 

Ресурсы удаленного доступа

1. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя [Текст] : автореф. дис… канд. пед. наук / Е. И. Артамонова. – М. , 2002. – Режим доступа : http://dissertationl.narod.ru/avtoreferats1.

2. Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн. : http://zhurnal.mipt.rssi.ru.

 

Приложение 11. Оформление содержания работы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ……………………………………………………………………………..…..… 2-4

Глава 1. Понятие законодательного процесса субъекта Российской Федерации…………4-5

1.1. Понятие законодательного процесса субъекта РФ……………………………….…..5-8

1.2. Основания деления законодательного процесса на стадии…………………………8-14

1.3. Субъекты законодательного процесса……………………………………………….14-19

 

Глава 2. Внесение законопроектов в законодательный орган…………………………20-50

2.1. Общий и специальный статус субъектов права законодательной инициативы….20-24

2.2. Процедура внесения законопроекта на рассмотрение…………………………….24-28

 

Глава 3. Принятие, опубликование и вступление в законную силу закона субъекта РФ…………………………………………………………………………………………..24-28

3.1. Принятие законопроекта………………………...…...……………………………... 50-56

3.2. Процедура и подписание……………………………………………………..………57-70

3.3. Порядок опубликования закона и вступления его в законную силу……………..71-75

 

Заключение ……………………………………………………………………………… 76-78

 

Список использованных источников……………………………………………………79-80

Приложения………………………………………………………………………………..80-90