Программа Семейное Право 2014

Шадрова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по семейному праву

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»                                          

                                       УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НПО

___________  Л.В. Царева

                              «____»___________2014 г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

СЕМЕЙНОЕ  ПРАВО

по специальности  030912 Право и организация социального обеспечения (для заочной формы обучения)

 

Городской округ город Бор

2014

        

        Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее ФГОС) по специальности (специальностям)  среднего профессионального  образования        (далее СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения  базовый уровень, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «13» июля 2010 г. №770

 

Организация-разработчик:

 Государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования «Борский Губернский колледж».

Разработчик:

Шадрова Т.А. – преподаватель правовых дисциплин высшей категории

Рекомендована предметной цикловой комиссией  

преподавателей экономико-правовых дисциплин

ГБОУ СПО БГК

Протокол  №  1  от   30  августа  2014г.

Председатель ПЦК   ____________________ Булюлина Н.С.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Семейное право» является общепрофессиональной и относится к профессиональному циклу ОПОП специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения, входящей, в свою очередь, в состав укрупненной группы специальностей 030000 Гуманитарные науки.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целью изучения данной дисциплины заключается в формировании знаний и четких представлений о природе и сущности семейных правоотношений и механизму их правового регулирования.

Исходя из поставленной цели, задачами изучения дисциплины являются:

  • освоение семейно-правовой терминологии;
  • изучение институтов семейного права и их особенностей;
  • формирование представлений о научных концепциях по вопросам семейного права;
  • овладение методикой правового анализа семейно-правовых норм;
  • приобретение навыков по комментарию и толкованию правовых актов, законоположений и норм текущего законодательства, регламентирующих данную сферу общественных отношений.

В результате  освоения  учебной дисциплины студент должен знать:

  • основные понятия и источники семейного права;
  • содержание основных институтов семейного права;

В результате  освоения  учебной дисциплины студент должен уметь:

  • применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
  •  составлять брачный договор и алиментное соглашение;
  • оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
  • анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
  • из них практическая работа 2 часа
  • самостоятельной работы обучающегося 68 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

10

в том числе:

     лабораторные занятия – не предусмотрено

     практические занятия

2

     контрольные работы – не предусмотрено

     курсовая работа (проект) – не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

68

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

     домашняя работа (конспектирование, выполнение тестовых          заданий, решение ситуационных задач, работа с вопросами для самоконтроля)

     домашняя контрольная работа

48

20

Итоговая аттестация в форме экзамена    


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «СЕМЕЙНОЕ  ПРАВО»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические и контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

8

Содержание учебного материала

2

Содержание дисциплины «Семейное  право»,  ее задачи. Связь с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Значение  семейного права для подготовки юриста

1

Самостоятельная работа: Самостоятельное изучение истории развития   семейного права в России

6

Раздел 1. Семейное право как отрасль права

28

Тема 1.1Понятие, предмет, и принципы семейного права

Содержание учебного материала

2

Общественные  отношения, регулируемые  семейным правом.  

2

Метод регулирования семейно- правовых отношений.

2

Понятие  семейного права как науки и его место в системе права.

2

Проблемы совершенствования  правового регулирования семейных отношений.

3

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Определение  предмета правового регулирования семейного права, характеристика основных понятий системы семейного права.  Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля

6

Тема 1.2. Система и источники семейного права

Содержание учебного материала

Система   семейного права

1

Источники семейного права и их виды

2

Классификация источников семейного права

2

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельное изучение  основных источников семейного права в соответствии с рекомендуемыми экзаменационными вопросами и вопросами для самоконтроля. Выполнение проверочных тестов для самоконтроля полученных проверочных знаний

6

Тема 1.3. Семейные правоотношения

Содержание учебного материала

2

Понятие  семейных  правоотношений, их особенности.

1

Виды  и элементы семейных  правоотношений.  

2

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельное изучение оснований возникновения, изменения и прекращения  семейных  правоотношений.          

Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля

6

Тема 1.4. Субъекты семейного права

Содержание учебного материала

      Виды субъектов семейного права

1

      Правовой статус субъектов семейного права

2

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Определение статуса субъектов семейного права. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля

6

Раздел 2. Брак и брачные правоотношения в семейном праве.

20

Тема 2.1. Понятие брака и брачного правоотношен

Содержание учебного материала

2

Понятие брака и юридические признаки  брака

1

Брачные правоотношения

2

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельное определение  характера брачных отношений. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля

6

Тема 2.2.   Основание и порядок заключения брака

Содержание учебного материала

Порядок заключения брака

1

       Условия заключения брака.

2

       Обстоятельства, препятствующие заключению брака

1

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

 Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля. Решение ситуационных задач.

6

Тема 2.3. Прекращение брачных правоотношений

Содержание учебного материала

Основания для прекращения брака

1

Порядок расторжения брака.

2

Рассмотрение споров при расторжении брака.

2

 Расторжение брака в судебном порядке.

2

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Определение порядка признаниея брака недействительным. Лица, имеющие право требовать признание брака недействительным. Выделение обстоятельств, устраняющих недействительность брака.  Определение последствия признания брака недействительным.   Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля 

6

Раздел 3. Семья

22

Тема 3.1. Понятие семьи, супругов, детей в семенном праве

Содержание учебного материала

       Понятие семьи в социологическом, философском и  юридическом смыслах

2

Супруги, дети, родители и другие члены семьи как субъекты семейных правоотношений, их характеристика

2

Государственная  политика по охране детства и укреплению семьи

2

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа по определению  статуса и правового положения отдельных членов семьи. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля.

6

Тема 3.2. Личные и имущественные правоотношения                                                                                                        между супругами

Содержание учебного материала

       Понятие и содержание государственного управления экономикой.

2

Понятие личных неимущественных и имущественных правоотношений супругов

2

Законный и договорный режимы имущества супругов (общая характеристика).

Совместная собственность супругов: понятие, объекты; владение, пользование и распоряжение супругами их общим имуществом. Собственность каждого из супругов. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью.

2

Договорный режим имущества супругов. Понятие брачного договора (контракта). Субъекты, порядок заключения и форма брачного договора. Содержание брачного договора. Срок действия договора. Изменение и расторжение брачного договора. Признание брачного договора недействительным.

2

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Определение ответственности  супругов по обязательствам. Личные и общие обязательства (долги) супругов. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля.

6

Тема 3.3. Личные и имущественные правоотношения между родителями и детьми

Содержание учебного материала

2

Права и обязанности родителей и детей. Установление происхождения детей. Права и обязанности несовершеннолетних. Права и обязанности родителей. Алиментные обязательства родителей и детей

 Практическая работа №1. Решение ситуационных задач  по темам : права и обязанности родителей и детей; установление происхождения детей; права и обязанности несовершеннолетних; права и обязанности родителей; алиментные обязательства родителей и детей

1

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Определение личных и имущественных правоотношения между другими членами семьи:

Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных братьев и сестер.

Обязанности бабушки и дедушки по содержанию внуков. Обязанность внуков содержать бабушку и дедушку.

Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей.

Обязанность пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи.

Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи в судебном порядке

4

Тема 3.4. Правовое положение детей оставшихся без попечения родителей

Содержание учебного материала

Приемная семья

2

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Понятие усыновления (удочерения). Порядок и условия усыновления (удочерения).

2

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Определение правовых последствий усыновления (удочерения)

4

Всего

78

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Семейного права».

Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, нормативная литература, официальные, справочно-библиографические и периодические издания по правовой тематике, дидактический и раздаточный материал с заданиями разного уровня, практикумы и комплекты практических заданий для решения с использованием Интернет ресурсов систем СПС), посадочные места по количеству обучающихся.

Технические средства обучения: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Методическое обеспечение дисциплины: ФГОС по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения, рабочая программа по дисциплине «Семейное право», методические рекомендации по выполнению практических работ, КИМы по дисциплине, тестовые задания, ситуационные задачи.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Муратова С. А. Семейное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Муратова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2010. — 375 с.

Дополнительные источники:

  1. Антокольская М. В. Курс лекций по семейному праву. М.: Юристъ. 1995.
  2. Вишнякова А.В. Семейное и наследственное право: учебное пособие / отв. ред. В.М. Хин- чук. М.: Контракт, Волтере Клувер, 2013.-244с.
  3. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2006.
  4. Ильина О.Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2007.
  5. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / О.Г. Алексеева, JI.B. Заец, Л.М. Звягинцева и др.; под общ. ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010.
  6. Комментарий к судебной практике по семейным спорам / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М. 2011.
  7. Король И.Г. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие. Москва: Проспект, 2010.

Электронные учебные и учебно-методические материалы, размещенные в электронно- библиотечной системе

  1. Беспалов Ю.Ф. Рассмотрение и разрешение судами гражданских и семейных дел с участием ребенка: учебно-практическое пособие. - Изд. ЮНИТИ-ДАНА. 2010.

http://www.kni gafund.ru/books/106634

  1. Капитова О.В. Правовая природа механизма алиментирования в семейном праве Российской Федерации: монография. - Изд. Юриспруденция. 2010. http://www.knigafund.ru/books/73231
  2. Семейное право: учебник / под ред. Ю.Ф. Беспалова, О.А. Егоровой, О.Ю. Ильиной. - Изд. ЮНИТИ-ДАНА. 2009. http://www.knigafund.ni/books/l 06754

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устного опроса, проведения практических занятий, тестирования, самостоятельных и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
  •  составлять брачный договор и алиментное соглашение;
  • оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
  • анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений;

.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и источники семейного права;
  • содержание основных институтов семейного права;

Формы контроля обучения:

  • устный опрос;
  • письменное тестирование;
  • выполнение домашней контрольной работы;
  • письменное решение ситуационных задач;
  • выполнение индивидуальных домашних заданий;
  • составление    семейно-правовых документов с использованием информационных справочно-правовых систем;
  • индивидуальные занятия;
  • практические занятия;
  • экзамен.

Методы  оценки результатов обучения:

  • традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу и ответ на вопрос по экзаменационному билету на основе которых выставляется итоговая оценка за экзамен;