Курсовая работа Самовольное оставление части

Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях.

Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Конституционный долг по защите Отечества граждане вправе исполнять путем добровольного поступления на военную службу. При этом такие граждане проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и других нормативных правовых актов.

В случае самовольного оставление части или места службы граждане несут ответственность согласно –

 

Статья 337. Самовольное оставление части или места службы

 

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, -

наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, -

наказываются лишением свободы на срок до двух лет.

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, -

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца -

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_samovolnoe_ostavlenie_chasti.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВПО «ОМГУ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

САМОВОЛЬНОЕ ОСТАВЛЕНИЕ ЧАСТИ.

Курсовая работа

Выполнил: студент 2 курса

ускоренно-заочной формы обучения

группы ЮЮС-140-У

С.А.Салтыков

Эл. адрес: SRG27@mail.ru

Научный руководитель:

доктор экономических наук, кандидат

юридических наук, профессор

 Дмитриев Олег Владимирович

Омск

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. История и современность        5

ГЛАВА 2. Понятие самовольного оставления части        9

2.1. Объект и объективная сторона преступления        9

2.2. Продолжительность преступления        10

2.3. Сроки окончания преступления        12

2.4. Субъект и субъективная сторона преступления        14

2.5. Ответственность  за  самовольное  оставление  части  совершенное  военнослужащим,  отбывающим  наказание  в  дисциплинарной  воинской части        15

2.6. Стечение тяжелых обстоятельств при совершении преступления        17

2.7. Правовая характеристика заявления о явке с повинной и особенности его применения к военнослужащим, совершившим самовольное оставление части        18

2.8. Самовольное оставление службы при прохождении альтернативной гражданской службы        23

ГЛАВА 3. Отграничения самовольного оставления части или места службы от смежных составов преступлений и дисциплинарных проступков        25

3.1. Отграничения самовольного оставления части или места службы от дезертирства        26

3.2. Отграничения самовольного оставления части или места службы от уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами.        27

3.3. Отграничения самовольного оставления части или места службы от иных преступлений против военной службы        28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        32

 

ВВЕДЕНИЕ.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях.

Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Конституционный долг по защите Отечества граждане вправе исполнять путем добровольного поступления на военную службу. При этом такие граждане проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и других нормативных правовых актов.

В случае самовольного оставление части или места службы граждане несут ответственность согласно –

Статья 337. Самовольное оставление части или места службы

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, -

наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, -

наказываются лишением свободы на срок до двух лет.

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, -

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца -

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

ст. 337, "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Глава 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

Историю развития института ответственности за самовольное оставление части или места службы нельзя представить без соответствующих норм Воинского устава о наказаниях 1868 г.

Воинский устав о наказаниях - акт военной реформы, проведенной императором Александром II (1855 - 1881) наряду с реформами многих иных сфер общественной и государственной жизни во второй половине XIX в.

У истоков принятия этого акта стоял выдающийся деятель того времени - военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин (1860 - 1880). Именно им был предложен план перехода к комплектованию армии на основе воинской повинности, предполагающей всеобщность и общеобязательность военной службы с 21 года, а не на основе рекрутских наборов[1].  Данный план перехода был реализован с 1 января 1874 г.  В частности, срок службы для военнослужащих нижних чинов был установлен продолжительностью шесть лет в сухопутных войсках и семь лет на флоте, вместо прежних 25 лет[2].

Воинский устав о наказаниях 1868 г., конечно же, имел своей целью сохранить установленный военным законодательством порядок, выполнить свою охранительную функцию. Для этого в нем должны были своевременно появляться нормы, поддерживающие выполнение реформ в армии. К сожалению, как отмечал ординарный профессор Военно-юридической академии В.Д. Кузьмин-Караваев, редакция Воинского устава о наказаниях 1874 г. оказалась хуже редакции 1868 г., так как в ней не была отражена сущность изменений военного законодательства. Наиболее полно изменения военного законодательства были отражены в последующих редакциях Воинского устава о наказаниях, в частности в редакции 1896 г., нормы которой и положены в основу данной статьи.

В Воинском уставе о наказаниях исследуемому институту посвящено несколько статей. Это ст. ст. 128 - 132, 137 - 140.

В названных статьях предусматривалась ответственность за самовольное отсутствие (ст. ст. 128 - 139) и за неявку в срок на службу (ст. 140).

Под самовольным отсутствием, с объективной стороны, понималось совершение действия.

С позиций сегодняшнего дня можно сказать о том, что слово "отсутствие" по своему лексическому значению обладает неопределенностью: оно может выражать и действие, и бездействие, и даже их продолжительность. Но факт остается фактом - преступное действие тогда называлось отсутствием, а не оставлением, как в наши дни, - что, безусловно, лексически более точно.

Вывод о том, что самовольное отсутствие устанавливало ответственность за действие, мы делаем на основании мнения ученых того времени и правоприменительной практики[3], на основании системного толкования норм Воинского устава о наказаниях о рассматриваемом институте и, главным образом, на основании самой ст. 128 Воинского устава о наказаниях, в которой непосредственно говорится о том, что самовольное отсутствие признается побегом. Побег нельзя совершить путем бездействия.

Самовольное отсутствие признавалось побегом, когда оно продолжалось более шести дней в мирное время (ст. 128). Таким образом, время - продолжительность отсутствия более шести суток - признавалось обязательным признаком преступления. Самовольное отсутствие, совершенное продолжительностью менее шести дней в мирное время, признавалось самовольной отлучкой.

Под неявкой в срок на службу понималось бездействие, которое признавалось совершенно тождественным с самовольным отсутствием (т.е. неявка также признавалась побегом)  и которое определялось в Воинском уставе о наказаниях "как неявка в срок на службу без законных на то причин: из отпуска; при определении на службу, при переводе, при призыве на службу из отпуска, при выписке из госпиталя и т.п.".

Самовольное отсутствие и неявка в срок на службу в период действия Воинского устава о наказаниях, используя современную научную терминологию, признавались длящимися преступлениями, ибо они считались оконченными только вследствие действий виновного, направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления. Так, например, если задержанный военнослужащий, совершивший побег, скрывал свое имя, звание или место служения, то его побег считался продолжающимся, ибо он объективно не мог быть возвращен к месту служения для исполнения своих служебных обязанностей.

Рядовой И. был признан виновным в побеге. Он не согласился с таким решением, указав в своей жалобе, что совершил отлучку, а не побег, ибо отсутствовал менее шести дней. Однако суд разъяснил, что поскольку он при задержании ложно назвался бессрочно отпускным рядовым и скрыл свое место служения, настаивая на этом в течение 19 дней, то его отсутствие необходимо считать продолжившимся более шести суток, и оно правильно было признано побегом.

Данный пример весьма интересен, но он неприменим для дня сегодняшнего. Если военнослужащий-самовольщик задерживается в наши дни, то на него в силу ст. 49 Конституции РФ (и во исполнение требований законодательства и Уставов ВС РФ) не возлагается обязанность сообщать о себе какие-либо сведения.

Поэтому в случае совершения рассматриваемых преступлений военнослужащим, сегодня они будут длиться до явки военнослужащего или до его задержания (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы").

Субъектом рассматриваемого преступления в ст. 128 Воинского устава о наказаниях называется военнослужащий. Под понятие "военнослужащий" подпадали следующие категории военнослужащих: 1) нижние чины, отслужившие свыше 6 месяцев срочной службы; 2) офицеры. Кроме того, субъектом преступления признавались и гражданские чиновники военного ведомства (ст. 132).

Нижние чины, не отслужившие 6 месяцев срочной службы, не признавались совершившими побег при продолжительности отсутствия более 6 дней. Они признавались совершившими побег при продолжительности отсутствия более 15 дней в мирное время (ст. 128). До истечения 15 дней их действия признавались самовольной отлучкой.

Таким образом, для указанной категории военнослужащих был предусмотрен специальный состав преступления - привилегированный. В установлении такой привилегированной (льготной) уголовной ответственности усматривается более гуманное отношение к нижним чинам, не выслужившим 6 месяцев: законодатель входил в их положение, понимая, что они не сразу привыкали к лишениям и тяготам военной службы. Нередко особенно так называемые старослужащие солдаты к тяготам и лишениям военной службы относят психическое и физическое давление (рукоприкладство и т.п.) к более слабым военнослужащим или к тем, кто имеет меньшую выслугу лет. Это неверно, так как ничем не связано с настоящей военной службой. Поэтому оно и незаконно. Только то может быть признано тяготами и лишениями военной службы, что непосредственно связано с ее исполнением. Например, недоедание, недосыпание при выполнении своих служебных обязанностей в любую погоду, в любом состоянии, несмотря на усталость, травмы, раны и т.п.

Именно в связи с этим нас и заинтересовал вопрос о том, как сегодня обстоит дело с ответственностью "нижних" чинов - военнослужащих различных призывов: позднего и раннего, т.е. в отношении "молодых" лиц, не отслуживших 6 месяцев, и "старших" лиц, отслуживших более 6 месяцев?

Оно обстоит следующим образом. По ст. 337 УК РФ 1996 г. все военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (независимо от их призыва - позднего или раннего), отвечают одинаково: для них криминализирована единая продолжительность самовольного отсутствия - свыше 2 суток. Установление иной, льготной ответственности для "молодых" военнослужащих нецелесообразно. Срок военной службы по призыву с 1 января 2008 г. установлен равным 1 году, а не 6 (7) годам, как по Уставу о воинской повинности от 1 января 1874 г.  В течение одного года по действующему законодательству производится всего два призыва, т.е. в одном месте службы проходят службу военнослужащие только двух призывов. Они почти не отличаются по возрасту и сроку службы, и на них в равной мере возлагаются обязанности по поддержанию обороноспособности конкретного подразделения. Поэтому сегодня, по существу, отсутствует смысл дифференцировать (устанавливать различную) ответственность данных лиц по признаку продолжительности самовольного отсутствия.

Вместе с тем стоит отметить, что нормой ст. 337 УК РФ дифференцирована ответственность по признаку продолжительности самовольного отсутствия для военнослужащих "низших" чинов, проходящих военную службу по призыву, и "высших" чинов, проходящих военную службу по контракту (офицеров и прапорщиков в большей своей части). Однако в отличие от норм Воинского устава о наказаниях сегодня "высшие", а не "низшие" чины отвечают в более льготном режиме: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - при продолжительности самовольного отсутствия свыше 10 суток, а проходящие военную службу по призыву - при продолжительности самовольного отсутствия свыше 2 суток.

Некоторые авторы, изученные мной, считают такое положение дел необоснованным.

Еще при подготовке Воинского устава о наказаниях 1868 г. высказывалось мнение о том, что нельзя устанавливать различие между офицером и солдатом в сроках самовольного отсутствия, нельзя офицеров наказывать слабее солдат за однородные преступления, ибо они имеют больше прав законно увеличить время своего отсутствия. Более того, если бы они наказывались слабее солдат, то тем самым поощрялись бы распущенность и неаккуратность. В наше время это мнение не просто забыто, а отражено в уголовном законодательстве с обратной пропорциональностью - в ст. 337 УК РФ закреплено различие в сроках криминального самовольного отсутствия для "высших" (свыше 10 суток) и "низших" чинов (свыше 2 суток).

Существующее различие, по мнению авторов, противоречит ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом независимо от должностного положения и других обстоятельств.[4]

Глава 2. ПОНЯТИЕ САМОВОЛЬНОГО ОСТАВЛЕНИЯ ЧАСТИ.

2.1. ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

Объектом данного преступления является установленный порядок прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ и выполнения обязанности по прохождению военной службы.

Объективная сторона выражается в действии - самовольном оставлении части или места службы, или бездействии - неявке в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, - совершенных военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Ответственность по ст. 337 УК РФ наступает за уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы, совершенное лишь указанными в диспозиции этой статьи способами (самовольное оставление части или места службы, неявка в срок без уважительных причин на службу).

Под оставлением части или места службы применительно к ст. 337 УК РФ следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части (например, место нахождения военнослужащего в командировке или место его лечения). В случае если подразделения одной части расположены обособленно, оставление военнослужащим подразделения следует признавать оставлением части, а не места службы.

Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, без соответствующего разрешения командира (начальника).

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью. При этом для квалификации содеянного по ст. 337 УК РФ необходимо установить наличие цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы на срок свыше десяти суток, но не более одного месяца (ч. 3), либо на срок свыше одного месяца (ч. 4).

Под расположением части понимается обособленная территория, на которой размещаются подразделения и службы данной воинской части. Если подразделения одной части расположены обособленно, самовольное оставление подразделения следует признавать самовольным оставлением части.

Под местом службы, не совпадающим с расположением части, понимается любое иное место, определенное военнослужащему для исполнения обязанностей по военной службе или где он должен находиться по приказу либо с разрешения командования.

Местом службы являются, в частности, места хозяйственных работ, проведения учебных, культурно-массовых и воспитательных мероприятий, нахождение команды при передвижении (в эшелоне, поезде и т.д.), место пребывания в командировке, на гауптвахте и т.п.

Местом службы признается также и место лечения военнослужащего вне зависимости от того, является ли оно военным госпиталем или медицинским учреждением иной ведомственной принадлежности.

Таким образом, территория воинской части - это место ее расположения (казарменного, походного, лагерного). Местом службы, как правило, является территория воинской части, но к нему может быть отнесено и место фактического исполнения обязанностей военной службы.[5]

Под неявкой в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, следует понимать неприбытие указанных лиц при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения на службу в срок, установленный в соответствующих документах (например, в увольнительной записке, отпускном билете).

Как неявку в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (ч. ч. 3 и 4 ст. 337 УК РФ), следует понимать не только неявку при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения, но и неприбытие указанных лиц на службу ко времени, установленному регламентом служебного времени или приказом (распоряжением) командира (начальника).

2.2. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу, указанной в ст. 337 УК РФ, понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.

В случае самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток (ч. 1 и ч. 2 ст. 337 УК РФ), свыше десяти суток, но менее одного календарного месяца (ч. 3 ст. 337 УК РФ), течение срока начинается при самовольном оставлении части (места службы) с часа убытия, а при неявке в срок на службу - с часа, следующего за установленным временем явки (если час не установлен, то с ноля часов суток, следующих за датой явки), а оканчивается в час фактической явки, либо задержания виновного.

Если самовольное оставление части (места службы) или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц, содеянное следует квалифицировать по ч. 3 ст. 337 УК РФ. При этом в расчет следует принимать календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней (например, с 31 января по 28 (29) февраля или с 15 февраля по 15 марта). Течение срока начинается со дня самовольного оставления части (места службы) или истечения срока явки на службу, а оканчивается в день фактической явки либо задержания.

Так, например, началом неявки в срок без уважительных причин на службу следует считать истечение времени, указанного в соответствующем документе: увольнительной записке, отпускном билете, командировочном удостоверении, предписании и т.д., а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - и неприбытие на службу в установленное распорядком дня время.

В тех случаях, когда незаконно пребывающий вне части (места службы) военнослужащий временно появляется в расположении части (в месте службы) без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению либо задерживается органами власти за совершение другого правонарушения и при этом скрывает от них наличие у него статуса военнослужащего, либо после уведомления командования о месте своего нахождения не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, течение срока самовольного отсутствия не прерывается.

В случае если в период незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) соответствующий командир (начальник) издает приказ об исключении такого лица из списков личного состава воинской части, срок самовольного отсутствия не прерывается, поскольку законных оснований для издания этого приказа не имелось.

Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 337 УК РФ, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла лица, уклонившегося от военной службы. При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеет и может составлять менее двух суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - менее десяти суток).

В случае, когда лицо добровольно возвращается в часть (к месту службы) до окончания срока, в течение которого оно намеревалось самовольно отсутствовать, содеянное подлежит квалификации по соответствующим частям ст. 337 УК РФ в зависимости от фактической продолжительности самовольного отсутствия. Если при этом лицо находилось вне части (места службы) не свыше двух суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - не свыше десяти суток), содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком.

Состав преступления по конструкции объективной стороны формальный. Деяние окончено по истечении двух суток с момента самовольного оставления или неявки в часть или к месту службы.

Срок самовольного оставления части для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК РФ, должен составлять свыше двух суток, но не более десяти суток.

Преступление носит длящийся характер. Моментом его окончания является время, когда виновный добровольно прекратил преступное пребывание вне службы (возвратился в часть, явился в органы военного управления или государственной власти и т.д.) либо когда это преступление было пресечено военным командованием или органами власти.

Несколько уклонений от военной службы, когда продолжительность одного из них составляла свыше двух суток, но не более десяти, другого - свыше десяти суток, но не более месяца, третьего - свыше месяца, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 337 УК РФ.

Вместе с тем совершение лицом нескольких уклонений, подпадающих под признаки одной части ст. 337 УК РФ, совокупности преступлений не образует и подлежит квалификации по этой части названной статьи.[6]

2.3. СРОКИ ОКОНЧАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

Преступления, предусмотренные статьями 328 и 338 УК РФ, являются длящимися. В случае если лицо не явилось с повинной или не было задержано, указанные преступления оканчиваются вследствие отпадения у него обязанностей по призыву на военную службу, прохождению военной или альтернативной гражданской службы. Таким моментом следует считать достижение лицом возраста, после наступления, которого указанные обязанности ни при каких обстоятельствах на него не могут быть возложены, либо возраста, который является предельным для пребывания на альтернативной гражданской или военной службе.

Уклонение от призыва на военную службу оканчивается с момента достижения лицом 27-летнего возраста.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается оконченным преступлением для лиц, направленных на альтернативную гражданскую службу после 1 января 2008 г., с момента достижения ими возраста 28 лет 9 месяцев или 28 лет 6 месяцев в зависимости от ее срока.

Дезертирство для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., считается оконченным с момента достижения ими возраста 28 лет.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дезертирство будет оконченным преступлением по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе в зависимости от воинского звания (например, в случае совершения дезертирства военнослужащим, имеющим воинское звание "капитан", преступление будет оконченным с момента достижения этим лицом возраста 45 лет).

Если преступления, предусмотренные статьями 328 и 338 УК РФ, в силу отпадения у лица соответствующих обязанностей окончены, но при этом оно уклоняется от следствия или суда, течение сроков давности приостанавливается. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной (часть 3 статьи 78 УК РФ).

Для военнослужащих проходящих военную службу по призыву.

Для военнослужащих проходящих военную службу по контракту.

2.4. СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ  СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Ответственность по ст. 337 УК РФ наступает лишь при наличии у лица намерения временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы и по истечении определенного срока возвратиться в часть (к месту службы) для прохождения военной службы.

Субъект преступления специальный - военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.

К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, следует относить сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). При этом на положении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, находятся военнослужащие (бывшие курсанты), отчисленные по различным основаниям из военных образовательных учреждений профессионального образования и направленные для прохождения военной службы по призыву, если они к моменту отчисления достигли возраста восемнадцати лет (п. 4 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), а также военнослужащие, которые заключили контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, однако как не выполнившие условия контракта или не выдержавшие испытания были вновь направлены для прохождения военной службы по призыву (п. 2.1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Рассматривая вопрос о субъекте преступления, следует обратить внимание на то обстоятельство, что, если лицо не подлежало призыву на военную службу, но было призвано в нарушение закона, оно не является субъектом преступлений против военной службы.

Кроме того, вопрос о субъекте преступления необходимо решать также с позиции правильного определения момента начала и окончания воинской службы. К примеру, субъектом преступлений против военной службы являются и лица, еще не принявшие присягу. Это обусловлено тем, что в соответствии с п. 10 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" началом военной службы считается для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы. Указанным Законом устанавливаются и иные сроки начала военной службы для других категорий граждан. Срок окончания военной службы определен в п. 11 указанной статьи этого же Закона.

2.5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА САМОВОЛЬНОЕ ОСТАВЛЕНИЕ ЧАСТИ  СОВЕРШЕННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ.

Частью 2 ст. 337 УК РФ установлена ответственность за рассмотренные выше деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части.

К военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, следует относить военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части и зачисленных в списки переменного состава дисциплинарного батальона (роты).

Особенности состава данного преступления заключаются в том, что самовольное оставление или неявка относятся исключительно к дисциплинарной воинской части, а субъектом преступления (субъект специальный) является осужденный военнослужащий, отбывающий наказание в указанной воинской части.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. N 669 "Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части"  дисциплинарные воинские части (отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты) предназначены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Они создаются и ликвидируются приказами Министра обороны Российской Федерации по представлению командующих войсками военных округов (командующих флотами). Организационная структура дисциплинарных воинских частей и их численность определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Дисциплинарная воинская часть размещается отдельно от других воинских частей гарнизона.

Частью 3 ст. 337 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца.

Основные признаки данного состава преступления аналогичны рассмотренным выше. Квалифицирующим признаком в данном случае является продолжительность самовольного оставления части или неявки в нее - свыше десяти суток, но не более одного месяца.

Законом также расширен круг субъектов этого состава преступления. Субъект преступления, так же, как и ранее, специальный, но помимо военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, субъектом преступления являются и военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.

Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, являются офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, заключившие контракт о прохождении военной службы (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Военную службу по контракту могут проходить следующие категории граждан:

- военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее шести месяцев;

- граждане, пребывающие в запасе;

- граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

- граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

- другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ;

- граждане, поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, заключившие контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном законом;

- контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

Применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, как неявку к месту службы следует квалифицировать и ситуации, когда, проживая за территорией части, указанные лица не являются на службу, тем самым уклоняясь от исполнения обязанностей военной службы.

Деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 337 УК РФ, продолжительностью свыше одного календарного месяца (например, с 15 мая по 16 июня) квалифицируются по ч. 4 этой же статьи.

В соответствии с примечанием к ст. 337 УК РФ военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств: болезнь самого военнослужащего, его родителей, близких родственников, тяжелое положение семьи вследствие стихийного бедствия, унижение со стороны других военнослужащих и т.п.

Таким образом, возможность освобождения от уголовной ответственности по данному основанию ограничена, с одной стороны, кругом лиц (уклонившихся от службы впервые) и, с другой стороны, перечнем составов, подпадающих под действие этих примечаний.

Лицо считается совершившим рассматриваемое преступление впервые, если оно ранее не совершало данное преступление. Расширительное толкование при этом недопустимо.

К указанной категории относятся также и совершавшие названные преступления лица, в отношении которых истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ), исполнения приговора (ст. 83 УК РФ), если судимость с них снята вследствие актов амнистии (ст. 84 УК РФ), помилования (ст. 85 УК РФ) либо снята или погашена на общих основаниях (ст. 86 УК РФ).

Наличие тяжелых обстоятельств подлежит установлению и оценке в каждом конкретном случае.

2.6. СТЕЧЕНИЕ ТЯЖЕЛЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

Под стечением тяжелых обстоятельств следует понимать объективно существовавшие на момент самовольного оставления части (места службы) неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление. К ним могут относиться, в частности, такие жизненные обстоятельства, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, похороны указанных лиц и др.) либо существенно затрудняют его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего, невозможности получить медицинскую помощь).

Если тяжелые обстоятельства устранены или отпали (например, отпала необходимость ухода за близким родственником), а военнослужащий продолжает незаконно пребывать вне части (места службы), за последующее уклонение от военной службы он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

Самовольное оставление части (места службы) вследствие стечения тяжелых обстоятельств может совершаться в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Например, самовольное оставление части (места службы) вследствие применения к военнослужащему насилия со стороны сослуживцев или командиров, когда в конкретной ситуации у него отсутствовала возможность иным способом сохранить жизнь или здоровье. В этом случае суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.[7]

2.7. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЯВЛЕНИЯ О ЯВКЕ С ПОВИННОЙ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ К ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, СОВЕРШИВШИМ САМОВОЛЬНОЕ ОСТАВЛЕНИЕ ЧАСТИ.

УК РФ в ст. 61 содержит перечень обстоятельств, смягчающих уголовное наказание. Одно из таких обстоятельств - заявление виновного лица о явке с повинной, под которым понимается добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК РФ).

Статья 62 УК РФ закрепляет положение, согласно которому при наличии заявления о явке с повинной и отсутствии отягчающих обстоятельств в действиях виновного лица срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Соблюдение данного положения - важная задача правоохранительных органов, направленная на реализацию принципа справедливости наказания - его соответствия степени общественной опасности и соотношения с личностью виновного лица. На практике нарушение положений ст. 62 УК РФ при назначении наказания является основанием для пересмотра уголовного дела в суде соответствующей инстанции.

Вместе с тем не всякое добровольное сообщение виновного в совершении преступления лица можно расценивать как явку с повинной и, соответственно, применять к этому лицу смягчающие обстоятельства при назначении наказания.

Условия, поставленные законодателем для применения явки с повинной, подчеркивают особое значение, которое было придано этому смягчающему обстоятельству. Поэтому большое значение в практической работе органов, осуществляющих предварительное расследование, прокуратуры и суда имеет правильная квалификация добровольного сообщения лица о себе как о виновном в совершении преступления.

Для определения возможностей применения заявления о явке с повинной как обстоятельства, смягчающего уголовное наказание, в том числе и за ряд преступлений против военной службы, необходимо провести его анализ. Разъяснение возможности применения явки с повинной дано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".

Явка с повинной в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, учитывается в тех случаях, когда лицо в устном или письменном виде добровольно сообщило органу, осуществляющему уголовное преследование, о совершенном им или с его участием преступлении.

Если же органы, осуществляющие предварительное расследование, располагали сведениями о преступлении (показаниями потерпевших, свидетелей, процессуальными документами и т.п.) и задержанному лицу было известно об этом, то подтверждение им факта участия в совершении преступления не может расцениваться как явка с повинной, а признается в качестве иного смягчающего наказание обстоятельства (например, изобличение других участников преступления).[8]

Разъяснения, данные указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, позволяют представить конструкцию оснований для возможности применения заявления о явке с повинной в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, следующим образом.

С одной стороны, ключевым элементом в мотивации лица на совершение явки с повинной в правоохранительные органы будет являться раскаяние. Под раскаянием следует понимать искреннее внутреннее осуждение лицом совершенного им поступка и вызванное этим желание каким-либо образом искупить содеянное. Для примера можно представить ситуацию, когда лицо, совершившее преступление, которое осталось неизвестным или нераскрытым, под воздействием угрызений совести добровольно является в правоохранительные органы и заявляет о себе как о виновном. В этом случае заявленная лицом явка с повинной, согласно ст. 142 УПК РФ, будет являться основанием для возбуждения уголовного дела и, поскольку до ее заявления событие преступления было либо вовсе не известно, либо не раскрыто, она имеет особое значение в характеристике личности виновного лица и свидетельствует об искренности его намерения понести наказание за совершенное преступление. В силу этого применение льгот при назначении наказания этому лицу целесообразно и справедливо. Виновное лицо уже не представляет такой общественной опасности, так как под воздействием раскаяния изменило свои взгляды на саму возможность совершения преступных действий.

С другой стороны, формулировки указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не исключают принятие явки с повинной, совершенной на основе других мотивов, например страха перед уголовным наказанием. При этом в качестве обязательного условия для признания явки с повинной как обстоятельства, смягчающего наказание, также будет являться отсутствие у правоохранительных органов сведений о совершенном преступлении или, в случаях если факт преступления известен, о лице, его совершившем. Это условие призвано максимально возможно исключить использование заявления о явке с повинной виновным лицом в целях избежать справедливого наказания.

Так, можно представить ситуацию, когда лицо совершает преступление (допустим, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершает убийство). На следующий день, осознав весь характер последствий совершенного деяния и понимая, что данное преступление станет известно и виновный будет установлен, приходит в правоохранительные органы и заявляет о явке с повинной. Поскольку до заявления лица событие преступление было неизвестно, то нет оснований для непризнания явки с повинной в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.

Представляется, что действия лица в первой ситуации изначально создали основания для включения явки с повинной в перечень обстоятельств, смягчающих наказание. Во втором же случае признание явки с повинной скорее является следствием сложности в возможности объективно определить, в каком случае она была совершена на основе искреннего раскаяния, а в каком - по другим мотивам. И поэтому для исключения случаев несправедливого непризнания явки с повинной в качестве смягчающего обстоятельства, в тех случаях, когда ее заявление действительно было основано на раскаянии, законодатель признает явку с повинной смягчающим обстоятельством и во втором описанном случае.

Формулировка, данная в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", направлена на то, чтобы минимизировать возможность для виновных в совершении преступления лиц воспользоваться положениями о явке с повинной и избежать справедливого наказания.

Руководствуясь представленной выше характеристикой оснований для признания явки с повинной как обстоятельства, смягчающего наказание, можно провести анализ возможности его применения к некоторым преступлениям против военной службы.

Рассматривая данные преступления, можно сделать вывод, что некоторые из них, например самовольное оставление части (ст. 337 УК РФ) или дезертирство (ст. 338 УК РФ), в подавляющем большинстве случаев совершаются в условиях очевидности, когда факт совершения преступления становится известен сразу или через непродолжительное время после его совершения и лица, совершившие указанные преступления, осознают то, что их противоправные действия не останутся незамеченными. При этом возможны случаи, когда военнослужащий, совершивший самовольное оставление части или дезертирство, через определенное время самостоятельно и добровольно является в правоохранительные органы или военную комендатуру и сообщает о себе как о лице, совершившем преступление против военной службы. При этом он дает признательные показания, содействует следствию и облегчает тем самым задачу по расследованию совершенного им преступления. Можно ли в данном случае применять к такому лицу положения о явке с повинной?

Так, С.Н. Шарапов считает несправедливым неприменение явки с повинной в качестве обстоятельства, смягчающего уголовное наказание, к военнослужащим за совершенные ими преступления, предусмотренные ст. 337 и ст. 338 УК РФ, по тому лишь основанию, что для признания явки с повинной необходимым условием является отсутствие у органов следствия сведений о совершенном преступлении или о лице, его совершившем.

Для справедливого применения данного смягчающего обстоятельство С.Н. Шарапов считает необходимым провести разграничение между заявлением о своей вине, сделанным виновным лицом после его задержания, и заявлением лицом о совершенном им преступлении при наличии у этого лица реальной возможности скрываться от правоохранительных органов, даже в том случае, если и само событие преступления, и причастность лица к его совершению были известны.

Ко второй ситуации, по мнению С.Н. Шарапова, положения о явке с повинной вполне применимы, так как подобные действия облегчают задачу правоохранительным органом в раскрытии преступления. Следовательно, положения о явке с повинной вполне можно применять и к военнослужащим, совершившим дезертирство или самовольное оставление части, в случае их добровольной явки.[9]

Однако подобный подход не может подтвердить наличие раскаяния как основного мотивационного элемента явки с повинной. А исключение факта неизвестности события преступления или неустановленности виновного в его совершении лица до момента совершения им явки с повинной как обязательного элемента создает широкие возможности для различного рода махинаций с признательными показаниями, целью которых явилось бы желание виновного лица избежать наказания в полном объеме. Поэтому судебная практика придерживается положений, согласно которым явкой с повинной можно считать лишь такое заявление лица, которое касается преступления, вообще неизвестного правоохранительным органам, иначе говоря, незарегистрированного, или же преступления известного, но не раскрытого, когда лицо, его совершившее, не установлено следственным путем (негласные оперативно-розыскные данные не в счет) и в деле не было ни подозреваемого, ни обвиняемого, а заявление о явке с повинной сделано исключительно на добровольных началах.[10]

При этом сведения, данные лицом о событии совершенного им преступления, предоставленные как при добровольной явке, так и после его задержания, можно считать обстоятельством, смягчающим наказание.

Сообщение о преступлении, сделанное лицом после его задержания по подозрению в совершении преступления, не исключает признания этого сообщения в качестве смягчающего наказание обстоятельства.[11]

Вместе с тем сообщение лица, задержанного по подозрению в совершении конкретного преступления, об иных совершенных им преступлениях, неизвестных органам уголовного преследования, следует признавать как явку с повинной и учитывать при назначении наказания при осуждении за эти преступления. Поэтому если военнослужащий, совершивший дезертирство или самовольное оставление части, после своего задержания сообщает сведения о других совершенных им преступлениях, факт совершения которых был неизвестен правоохранительным органам, либо отсутствовали сведения о виновном в их совершении лице, то применительно к назначению наказания за данные преступления положения о явке с повинной применимы.

При совокупности совершенных преступлений явка с повинной как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается при назначении наказания за преступление, в связи с которым лицо явилось с повинной. Если заявление о явке с повинной касалось всех совершенных лицом преступлений, то положения ч. 1 ст. 62 УК РФ применяются к каждому преступлению в отдельности.

Все приведенные положения в полном объеме применимы и к преступлениям, совершенным военнослужащими против военной службы, в том числе и к самовольному оставлению части или дезертирству. Руководствуясь ими, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев нельзя рассматривать в качестве явки с повинной действия военнослужащего в тех случаях, когда он оставляет часть с целью полностью или временно уклониться от военной службы, но по истечении определенного срока в силу тех или иных причин сам возвращается в часть или является в органы военного управления (военкомат, военную комендатуру). Добровольная явка военнослужащего в этом случае может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. В отдельных случаях, когда военнослужащий добровольно явился после кратковременного (например, в пределах одних-двух суток) пребывания вне части, его действия, в силу их малозначительности, вообще могут не рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 337 или ст. 338 УК РФ. В таких случаях военнослужащий не подлежит уголовной ответственности по критерию малозначительности на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ. Кроме того, освобождение от уголовной ответственности военнослужащего, совершившего самовольное оставление части или дезертирство вследствие стечения тяжелых обстоятельств, возможно на основании примечаний к ст. 337 и ст. 338 УК РФ.[12]

На практике вполне возможна и следующая ситуация. Военнослужащий совершает дезертирство или самовольное оставление части, но факт совершения преступления либо остается незамеченным ввиду попустительства командования, либо специально замалчивается в течение определенного времени. Позже виновное лицо само обращается в правоохранительные органы с заявлением о факте совершения им преступления против военной службы. Поскольку ранее в отношении этого лица уголовного дела заведено не было и какие-либо сведения о совершенном им дезертирстве или самовольном оставлении части отсутствовали, то, есть все основания для признания такого заявления явкой с повинной, которая на основании ст. 142 УПК РФ будет являться поводом для возбуждения уголовного дела. В этом случае такие действия лица дают все основания применять при назначении наказания в отношении его ст. 62 УК РФ.

На основании рассмотренной выше характеристики явки с повинной как обстоятельства, смягчающего наказание, можно сделать вывод о том, что оно применимо к дезертирству и самовольному оставлению части лишь в некоторых случаях. В большинстве случаев заявление о явке с повинной к указанным преступлениям ввиду их особенностей, а также в связи с приведенными теоретическими основаниями возможности и обоснованности его применения использоваться не может, но оно может быть применимо к другим преступлениям, совершенным лицом в процессе уклонения от прохождения военной службы.[13]

2.8. САМОВОЛЬНОЕ ОСТАВЛЕНИЕ СЛУЖБЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ.

Субъектом преступления, предусмотренного частью 2 статьи 328 УК РФ, может быть гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу.

Граждане приобретают статус лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы. При этом началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием - день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы.

Гражданин, уклоняющийся от мероприятий, связанных с направлением на альтернативную гражданскую службу (например, в случае неявки без уважительных причин в военный комиссариат для получения предписания, отказа от получения предписания), не является субъектом преступления, предусмотренного частью 2 статьи 328 УК РФ. Такие лица подлежат призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Если установлено, что в соответствии с законом лицо не могло быть направлено на альтернативную гражданскую службу ввиду наличия оснований, при которых лицо не призывается на военную службу, то состав преступления в деянии отсутствует.

В случаях, когда в период уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы возникли предусмотренные статьей 23 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" основания для увольнения с нее, суд освобождает лицо от наказания в связи с изменением обстановки при наличии условий, предусмотренных в статье 80.1 УК РФ.

При совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 328 УК РФ, лицо имеет цель полностью уклониться от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. В случае установления у лица такой цели фактическая продолжительность незаконного пребывания вне места службы (день, неделя, месяц и т.д.) для квалификации содеянного им значения не имеет.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы на определенный период (например, на один месяц), по истечении которого лицо возвращается к месту прохождения альтернативной гражданской службы, не образует состав преступления, предусмотренный частью 2 статьи 328 УК РФ. В этом случае лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства. При этом следует иметь в виду, что в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются периоды времени, указанные в пункте 5 статьи 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" (в частности, прогулы, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня).

Способами совершения преступления, предусмотренного частью 2 статьи 328 УК РФ, с учетом особенностей трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, являются, в частности, неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки, самовольное оставление места работы (рабочего места), неявка в срок без уважительных причин на работу, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор, досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы путем обмана.

Глава 3. ОТГРАНИЧЕНИЯ САМОВОЛЬНОГО ОСТАВЛЕНИЯ ЧАСТИ

ИЛИ МЕСТА СЛУЖБЫ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

И ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОСТУПКОВ

Самовольное оставление части или места службы как преступление и дисциплинарный проступок представляют собой разновидности воинских правонарушений. С формальной стороны суть всех воинских правонарушений заключается в нарушении требований, установленных в различных военно-правовых актах (законы об обороне, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, общевоинские уставы и т.д.). По данному вопросу видный представитель дореволюционного военно-уголовного права В.Д. Кузьмин-Караев полагал, что "разграничить воинские дисциплинарные поступки и воинские преступления по их сущности теоретически не представляется возможным. Все воинские преступления, по его мнению, есть, прежде всего, дисциплинарные нарушения".[14] Однако по характеру общественной опасности самовольное оставление части или места службы может являться преступлением и дисциплинарным проступком. Самовольное оставление части или места службы как преступление всегда обладает более высоким (криминальным) уровнем общественной опасности, чем дисциплинарный проступок. Вместе с тем по своим внешним и внутренним признакам они зачастую во многом совпадают. Например, самовольное оставление части на срок до двух суток военнослужащим по призыву образует дисциплинарный проступок, а свыше этого срока - воинское преступление. В связи с этим на практике нередко возникает вопрос о разграничении сходных воинских преступлений и проступков. Основными критериями разграничения воинских преступлений и дисциплинарных проступков принято считать вид (характер) противоправности и общественную опасность правонарушений.[15]

Главное отличие самовольного оставления части или места службы от иных правонарушений состоит в различной степени общественной опасности. Этим свойством обладает всякое правонарушение, поскольку оно посягает на общественные отношения, регулируемые и охраняемые законом. Но количественная характеристика общественной опасности различных видов правонарушений неодинакова. Более высокая степень общественной опасности, отличающая преступление от иных правонарушений, может определяться различными обстоятельствами.

Самовольное оставление части или места службы - деяние уголовно-противоправное, оно предусмотрено только Уголовным кодексом - ст. 337; то же деяние как дисциплинарный проступок предусмотрено Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Различие в степени общественной опасности - основной признак, отграничивающий преступление от иных правонарушений. Однако между ними имеются и другие различия, производные от основного характера противоправности и юридических последствий.

3.1. ОТГРАНИЧЕНИЯ САМОВОЛЬНОГО ОСТАВЛЕНИЯ ЧАСТИ

ИЛИ МЕСТА СЛУЖБЫ ОТ ДЕЗЕРТИРСТВА

Что касается отграничения самовольного оставления части или места службы от дезертирства, то с субъективной стороны дезертирство может быть совершено только с прямым умыслом. Совершая дезертирство, военнослужащий сознает, что он незаконно оставляет воинскую часть или место службы и желает таким образом уклониться от несения обязанностей военной службы. С прямым умыслом совершается также дезертирство путем неявки в часть или к месту службы при назначении, переводе, возвращении из командировки, отпуска или лечебного учреждения. Важнейшим признаком субъективной стороны состава рассматриваемого преступления является цель уклониться от военной службы, о чем прямо говорится в диспозиции ст. 338 УК РФ. Наличие цели уклониться от несения обязанностей военной службы отличает дезертирство от самовольного оставления части (ст. 337 УК РФ).

Цель уклониться от военной службы заключается в намерении виновного вовсе, т.е. в течение всего предусмотренного законом срока, уклониться от несения воинских обязанностей. Случаи длительного уклонения от военной службы путем самовольного оставления части либо неявки в срок без уважительных причин на службу (например, в течение двух - трех месяцев), но без цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы должны квалифицироваться по ч. 4 ст. 337 УК РФ.

Цель уклониться от военной службы может появиться у военнослужащего не только перед оставлением части или места службы, она может возникнуть также в процессе совершения самовольного оставления части. В этих случаях одно, менее тяжкое, преступление против порядка прохождения военной службы перерастает в другое, более тяжкое, которое должно быть квалифицировано по ст. 338 УК РФ.

Следует различать цель уклониться от военной службы и мотивы дезертирства. Целью виновного при дезертирстве является уклонение от обязанностей военной службы путем самовольного оставления части или неявки в часть и пребывание, таким образом, вне военной службы. Цель обусловливается определенными мотивами. Мотивы эти могут быть весьма различными:

- нежелание переносить трудности военной службы;

- боязнь ответственности за совершенный проступок или преступление;

- боязнь смерти в военное время и др.

Мотивы дезертирства имеют важное значение для определения степени общественной опасности преступления и преступника, для правильного применения наказания.

3.2. ОТГРАНИЧЕНИЯ САМОВОЛЬНОГО ОСТАВЛЕНИЯ ЧАСТИ

ИЛИ МЕСТА СЛУЖБЫ ОТ УКЛОНЕНИЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПУТЕМ СИМУЛЯЦИИ БОЛЕЗНИ ИЛИ ИНЫМИ СПОСОБАМИ.

Что касается отличия самовольного оставления части или места службы и уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ), необходимо провести различие по объективной стороне.

С объективной стороны для квалификации состава преступления по ст. 339 УК РФ необходимо, во-первых, наличие того или иного обмана в целях уклонения от исполнения обязанностей военной службы и, во-вторых, постоянное или временное фактическое уклонение от исполнения этих обязанностей. Способы обмана перечислены в диспозиции указанной статьи УК РФ: симуляция болезни, причинение себе каких-либо повреждений (членовредительство), подлог документов или иной обман. Симуляция болезни или иной обман, не приведшие к фактическому освобождению от исполнения обязанностей военной службы, могут признаваться покушением на совершение этого преступления.

Следует, однако, иметь в виду, что ст. 339 УК РФ предусматривает уклонение от исполнения обязанностей военной службы, в котором подлог документов является способом совершения преступления. Поэтому подлог документа и его использование с целью скрыть совершенное преступление образуют состав другого преступления и подлежат самостоятельной квалификации. Если, например, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, представляет командованию фиктивный документ о болезни с целью скрыть неявку в срок без уважительных причин на службу из краткосрочного отпуска продолжительностью свыше двух, но не более десяти суток, то его действия образуют совокупность двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 337 и ст. 327 УК РФ. В этом случае лицо, подделавшее документ по просьбе военнослужащего, может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 327 УК РФ.

Кроме того, возможны случаи, когда, например, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, путем представления командованию подложных документов получает краткосрочный отпуск с выездом к месту жительства близких родственников, совершая тем самым преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 339 УК РФ, а после истечения срока отпуска он возвращается в часть с опозданием без уважительных причин на срок свыше двух, но не более десяти или свыше десяти суток. В подобных случаях неявка в срок без уважительных причин на службу после истечения срока незаконно полученного отпуска не охватывается ст. 339, а требует самостоятельной квалификации по ст. 337 УК РФ.

В отличие от ст. 337 УК РФ, в которой наказание дифференцируется в зависимости от продолжительности самовольного оставления части или места службы, ч. 1 ст. 339 УК РФ устанавливает одинаковое наказание за временное уклонение от обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами независимо от его продолжительности. При этом за самовольное оставление части или места службы в зависимости от его продолжительности может быть назначено наказание вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет (ч. 4 ст. 337 УК РФ), а за уклонение от исполнения обязанностей военной службы, квалифицируемое по ч. 1 ст. 339 УК РФ, наказание в виде лишения свободы вообще не предусмотрено, к виновным могут применяться лишь ограничение по военной службе на срок до одного года, либо арест на срок до шести месяцев, либо содержание в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Такое различие в санкциях указанных статей УК РФ, предусматривающих одинаковые по характеру преступления, совершаемые лишь различными способами, представляется необоснованным, оно не соответствует степени общественной опасности уклонения от исполнения обязанностей военной службы более ухищренными способами, чем самовольное оставление части или места службы, и создает реальные трудности в квалификации случаев длительного (свыше одного месяца) уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, членовредительства, подлога документов или иного обмана. Законодатель в ч. 2 ст. 339 УК РФ обоснованно определяет, что деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, наказывается аналогично дезертирству лишением свободы на срок до семи лет. Поэтому, следовало бы санкцию ч. 1 ст. 339 УК РФ привести в соответствие с санкцией ст. 337 УК РФ.

3.3. ОТГРАНИЧЕНИЯ САМОВОЛЬНОГО ОСТАВЛЕНИЯ ЧАСТИ

ИЛИ МЕСТА СЛУЖБЫ ОТ ИНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.

Юридическим критерием разграничения самовольного оставления части или места службы как воинского преступления и проступка выступает вид (характер) противоправности деяния. Преступлением против военной службы может быть признано лишь уголовно-противоправное деяние, т.е. деяние, предусмотренное в главе 33 УК РФ. Перечень правонарушений, признаваемых воинскими преступлениями, является исчерпывающим и определяется нормами главы 33 УК РФ. Однако сами преступления против военной службы в диспозициях соответствующих норм излагаются по-разному. Решение вопроса о преступном характере правонарушения зависит от способа описания в законе признаков преступления.

Если в статьях главы 33 УК РФ указаны точно определяемые (конкретные) признаки преступления, например причинение средней тяжести вреда здоровью при сопротивлении начальнику (ст. 333 УК РФ), то определение преступности деяния, как правило, не вызывает сложности. При установлении в содеянном всех конкретно описанных признаков в той или иной норме гл. 33 УК РФ следует относить данное правонарушение к воинскому преступлению, т.е. признать за ним свойство уголовно-правовой противоправности.

В отдельных нормах преступление против военной службы характеризуется не строго определенными, а так называемыми оценочными признаками. В этих случаях разграничить воинское преступление и проступок по характеру противоправности весьма затруднительно. Например, в отдельных составах указывается в качестве конструктивного признака "причинение существенного вреда интересам службы" (неисполнение приказа - ч. 1 ст. 332 УК РФ). Отнесение реально наступившего последствия к существенному вреду обусловливает признание деяния преступлением. Например, можно ли считать существенным вредом, нанесенным интересам службы, задержку приема пищи (допустим, обеда) на один час вследствие неисполнения дежурным по столовой определенных требований (приказа) дежурного по части? Закон предоставляет право суду либо иным правоприменительным органам каждый раз решать этот вопрос с учетом конкретных обстоятельств дела. В таких конструкциях критерием разграничения воинского преступления с проступком также следует считать противоправность. Это означает, что если причиненный вред не относится к существенному (тяжкому), то нет и состава преступления. Иными словами, правонарушение в данном случае не обладает признаком уголовно-правовой противоправности. В приведенном примере вряд ли саму по себе задержку приема пищи на столь непродолжительное время следует рассматривать в качестве существенного вреда интересам службы.

На практике возможны ситуации, когда воинское правонарушение хотя и содержит признаки деяния, описанного в статьях главы 33 УК РФ, но будет представлять собой не преступление, а дисциплинарный проступок. Не всякое правонарушение, формально содержащее признаки какого-либо преступного деяния, признается воинским преступлением. Согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ действие или бездействие, хотя и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не признается преступлением. В случаях, когда воинское правонарушение лишь формально содержит признаки того или иного деяния, предусмотренного главой 33 УК РФ, но в силу малозначительности подпадает под действие ч. 2 ст. 14 УК РФ, то это означает, что данное правонарушение не образует преступления, может быть признано дисциплинарным проступком.

Вопрос разграничения воинского преступления и проступка в указанных случаях решается по признаку общественной опасности. Основанием для применения ч. 2 ст. 14 УК РФ является малозначительность деяния, исключающая криминальный (уголовно-правовой) уровень его общественной опасности. Малозначительность правонарушения определяется как объективными, так и субъективными признаками. При определении большего или меньшего уровня общественной опасности деяния необходимо учитывать всю совокупность его объективных и субъективных признаков, а именно: направленность деяния на тот или иной объект посягательства, характер самого правонарушения, наступление или отсутствие вредных последствий (если они наступили, какова степень их тяжести), характер виновности (умысел или неосторожность), мотивы и цели и др.

Применительно к воинским правонарушениям малозначительными по объективным признакам могут быть признаны, например, утрата нескольких патронов к автомату, повреждение штык-ножа, которые лишь формально подпадают под признаки соответственно ст. 348 и ст. 347 УК РФ. В тех случаях, когда последствия воинских преступлений описываются с помощью оценочных понятий ("существенный вред", "тяжкие последствия"), недостижение соответствующего уровня преступного результата ("существенности", "тяжести") свидетельствует об отсутствии противоправности, а не о малозначительности. Такое правонарушение даже формально не подпадает под признаки преступления, а следовательно, применение правила о малозначительности деяния, сформулированного в ч. 2 ст. 14 УК РФ, недопустимо.

Малозначительными могут быть признаны как умышленные, так и неосторожные воинские правонарушения. Вместе с тем объективно малозначительные умышленные деяния лишь тогда не признаются преступлениями, когда малозначительность была субъективной, т.е. когда лицо желало совершить именно малозначительное деяние. В этих случаях следует учитывать направленность умысла (он может быть направлен и на причинение значительного вреда) и причины, по которым ожидаемое виновным последствие не наступило. Не может быть признано малозначительным деяние, если фактически совершенное незначительное действие или бездействие либо наступившее незначительное последствие стали результатом причин, не зависящих от воли виновного, стремившегося совершить более значимое действие и достичь более существенного последствия, чем фактически наступившее. Так, если виновный намеревался самовольно пребывать вне воинской части свыше десяти дней, однако был задержан органами военной прокуратуры через одни сутки, то содеянное не может быть признано малозначительным и не представляющим общественной опасности. В таких случаях содеянное образует покушение на совершение того преступления, которое охватывалось умыслом виновного. В данном примере - покушение на самовольное оставление части, например, продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца (ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 337 УК РФ).

На признание воинского правонарушения малозначительным не может повлиять то обстоятельство, что военнослужащий, кроме этого правонарушения, совершил еще другое общественно опасное деяние, являющееся преступлением. Наличие другого преступного правонарушения, совершенного одним и тем же лицом, само по себе не может превратить малозначительное (непреступное) деяние в преступное. Проступок не перерастет в преступление от того, что лицо впоследствии совершило уголовно наказуемое деяние. При этом не имеет значения, понес виновный за свой проступок наказание или решения командира об этом еще не было.

Факт совершения проступка следует, однако, учитывать как обстоятельство, характеризующее личность виновного при привлечении его к ответственности за вмененное ему преступление.

Малозначительными (непреступными) по существу могут быть признаны различные правонарушения, формально содержащие признаки деяний, предусмотренных Особенной частью УК РФ. Однако это еще не свидетельствует о том, что понятие малозначительности в одинаковой мере применимо к деяниям, подпадающим под признаки любого преступления. Отдельные преступные деяния практически всегда представляют весьма высокий уровень общественной опасности, в связи с этим отнесение их к деяниям малозначительным, как правило, исключается (например, убийство, изнасилование, государственная измена и др.). Из преступлений против военной службы к их числу относятся, как правило, квалифицированные виды воинских преступлений. В частности, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. "а" ч. 2 ст. 333 УК РФ), с применением оружия (п. "б" ч. 2 ст. 333 УК РФ). Высокая степень общественной опасности этих правонарушений очевидна.

Исходя из вышеперечисленного мы видим, что главное отличие самовольного оставления части или места службы от иных правонарушений в области порядка прохождения военной службы состоит в различной степени общественной опасности и характера противоправности деяния.[16]

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ.
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
  3. "Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации" (постатейный) (Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е. и др.) (под ред. А.В. Бриллиантова) ("Проспект", 2010))
  4. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации (научно-практический комментарий). М., 2004. С. 91.
  5. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации (научно-практический комментарий) / Под общ. ред. заместителя председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Военной коллегии Н.А. Петухова. М., 2004. С. 65.
  6. Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2008. С. 245.
  7. Кузьмин-Караваев В. Характеристика общей части Уложения и Воинского устава о наказаниях: Дис. на тему, предложенную конференцией Военно-юридической академии. СПб.: Кн. маг. Н.К. Мартынова, 1890. С. 36.
  8. Кузьмин-Караваев В.Д. // Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия. На 6 CD. (Р) 2002 IDDK. (C) 2002. Мультимедиа-издательство "Адепт". Менеджер проекта М. Злоказов. Гл. ред. Е. Александрова. Вед. программист В. Белобров.
  9. Кузьмин-Караев В.Д. Военно-уголовное право. Часть общая. СПб., 1895. С. 109.
  10. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".
  11. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" // РГ. 2008. 9 апр.
  12. Статья: Нормы Воинского устава о наказаниях 1868 г. (в ред. 1896 г.) и УК РФ 1996 г. о самовольном оставлении части или места службы (сравнительно - и конституционно-правовой аспекты) (Антонов Ю.И.) ("Военно-юридический журнал", 2009, N 10)
  13.  Статья: Правовая характеристика заявления о явке с повинной и особенности его применения к военнослужащим, совершившим дезертирство или самовольное оставление части (Куцев А.А.) ("За права военнослужащих", 2010)
  14. Устав о воинской повинности. 1 января 1874 г. // Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. М.: ТК Велби, Издательство "Проспект", 2008. С. 246
  15. Шарапов С.Н. Явка с повинной военнослужащих, самовольно оставивших часть, как обстоятельство, смягчающее наказание // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 4.


[1] Кузьмин-Караваев В. Характеристика общей части Уложения и Воинского устава о наказаниях: Дис. на тему, предложенную конференцией Военно-юридической академии. СПб.: Кн. маг. Н.К. Мартынова, 1890. С. 36.

[2] Устав о воинской повинности. 1 января 1874 г. // Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. М.: ТК Велби, Издательство "Проспект", 2008. С. 246

[3] Кузьмин-Караваев В.Д. // Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия. На 6 CD. (Р) 2002 IDDK. (C) 2002. Мультимедиа-издательство "Адепт". Менеджер проекта М. Злоказов. Гл. ред. Е. Александрова. Вед. программист В. Белобров.

[5] Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" // РГ. 2008. 9 апр.

[8] п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".

[9] Шарапов С.Н. Явка с повинной военнослужащих, самовольно оставивших часть, как обстоятельство, смягчающее наказание // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 4.

[10] Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2008. С. 245.

[11] п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".

[12] Военно-уголовное законодательство Российской Федерации (научно-практический комментарий). М., 2004. С. 91.

[14] Кузьмин-Караев В.Д. Военно-уголовное право. Часть общая. СПб., 1895. С. 109.

[15] Военно-уголовное законодательство Российской Федерации (научно-практический комментарий) / Под общ. ред. заместителя председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Военной коллегии Н.А. Петухова. М., 2004. С. 65.