Рабочая программа УД Семейное право специальности 030912 Право и организация социального обеспечения

Королева Валентина Васильевна

Рабочая программа включает в себя паспорт, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку усвоения дисциплины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op_07_rp_ud_030912_2_kurs_semeynoe_pravo_verno.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07. Семейное право

специальность 030912 (40.02.01) «Право и организация
социального обеспечения»

2014 г.

Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 030912 (40.02.01) Право и организация социального обеспечения (Приказ № 770 Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2010 г. и зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 06.09.2010 г. №18360) и на основе примерной программы (Разработчик примерной программы: Разработчик: Маракулина Н.В., преподаватель юридических дисциплин ФГОУ СПО «Челябинский юридический техникум»).

Рассмотрено на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол №_______
от «___» ______________20__ г.
Председатель МС_________С.А. Блохина

Составитель: В.В. Королева, преподаватель высшей квалификационной категории

        ГБПОУ «СПЭТ»


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 (40.02.01) «Право и организация социального обеспечения»

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Семейное право» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
  • составлять брачный договор и алиментное соглашение;
  • оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
  • анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и источники семейного права;
  • содержание основных институтов семейного права.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

  1. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

        практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

        работа с учебной литературой и законодательством

6

        подготовка рефератов, сообщений

7

        решение задач

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экологического права

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Понятие семейного права

Содержание учебного материала

Понятие, предмет и метод семейного права. Принципы семейного права. Система семейного права. Источники семейного права. Отграничение семейного права от гражданского права.

2

1

Самостоятельная работа: Подготовка сообщения на тему: «История развития семейного права».

2

Тема 2.

Семейные правоотношения

Содержание учебного материала

Понятие семейного правоотношения, его субъекты, объекты и содержание. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Юридические факты в семейном праве. Формы семейных правоотношений. Понятие родства, супружества и свойства.

2

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. Подготовить сообщение на тему: «Основание возникновения семейных правоотношений»

2

Тема 3.

Нормы семейного права

Содержание учебного материала

Запреты и дозволения. Императивные и диспозитивные нормы. Семейная правоспособность. Семейная дееспособность. Что такое родство и свойство.

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством (Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ)

1

Тема 4.

Защита семейных прав

Содержание учебного материала

Органы государства, на которые возложена защита семейных прав. Судебная защита семейных прав. Судебная защита. Органы опеки и попечительства. Исковая давность в Семейном Кодексе (виды сроков). Семейные отношения и нормы гражданского законодательства. Спорные семейные вопросы. Применение норм международного права к семейным отношениям.

4

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством. (Семейный кодекс РФ, Постановление от 27 мая 1998 г. №10 – Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» //БВС-1998 №7; 2007№5 (с послед.изменен.)

1

Тема 5.

Понятие брака

Содержание учебного материала

Понятие брака по семейному праву. Условия заключения и препятствия к заключению брака. Регистрация брака и ее значение. Порядок регистрации брака. Прекращение брака. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Юридические последствия прекращения брака. Признание брака недействительным. Основания признания брака недействительным.

4

2

Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой.

Подготовка реферата на тему: «Фиктивный брак».

            2

Тема 6.

Личные и имущественные правоотношения супругов.

Содержание учебного материала

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов.  Договорный режим имущества супругов (брачный договор). Ответственность супругов по обязательствам.

4

2

Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Составление брачного договора.

2

Тема 7.

Алиментные обязательства членов семьи.

Содержание учебного материала

Общие положения об алиментных обязательствах. Соглашение об уплате алиментов. Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи.

4

2

Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Составление соглашения об уплате алиментов.

2

Тема 8.

Правоотношение родителей и детей.

Содержание учебного материала

Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Споры о детях. Защита родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав.

2

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Подготовка сообщений по темам:

«Права несовершеннолетних детей», «Права и обязанности родителей».

2

Тема 9.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание учебного материала

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие, условия и порядок усыновления. Юридические последствия усыновления. Отмена усыновления. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приемная семья.

2

1

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством. Подготовка сообщений на темы:

«Права и обязанности опекунов и попечителей»; «Усыновление – как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей»; «Приемная семья».

2

Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

                        


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплин права.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- раздаточный материал.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12.12. 1993г. (в ред. от 05.02.2014 г.).
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223 (в ред. от 25.11.2013г.).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (в ред. от 05.05.2014г., от 28.12.2013г., 28.12.2013г., 23.07.2013г. соответственно).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.96 г. (в ред. от 05.05.2014г.).
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях №195-ФЗ от 30.12.2001 г. (в ред.05.05.2014г.).
  6. Федеральный закон от 15.11.97 «143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 05.05.2014г.).
  7. Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 02.12.2013г.).
  8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 02.04.2014г.).
  9. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 02.07.2013г.).
  10. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от24.04.2008 г.№ 48 (в ред. от 05.05.2014г.).
  11. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,  имеющих детей» от 29.12.2006 г. №256 (в ред. от 02.07.2013г.).
  12. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

Основная литература:

1.        Гомола А.И. Семейное право: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.И.Гомола, И.А.Гомола,  - 9-е изд., перер. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 176с.

Дополнительная литература:

2.        Ильина О.Ю. Семейное право: Практикум: Учебное пособие  для студ. вузов / Под ред.  О.Ю. Ильиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2009. - 143с.

3.        Кубанкина Е.И. Семейное право: Учебное пособие / Е.И.Кубанкина, В.В.Павленко. - М.: Изд.-торг. корп. Дашков и К, 2010. - 240с.

4.        Семейное право:  Учебник   для студ. вузов / Под ред. Ю.Ф.Беспалова,О.А. Егоровой, О.Ю. Ильиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009. - 367с.

Информационные справочно-правовые системы:

«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.gks.ru/
  2. http://www.vsrf.ru/
  3. http://www.mnr.gov.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, обсуждения и оценки, сообщений, рефератов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

толковать и применять нормы экологического права

оценка выполнения практических занятий; обсуждение и оценка, сообщений, рефератов

анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по экологическим правоотношениям

оценка выполнения практических занятий; обсуждение и оценка, сообщений, рефератов

применять правовые нормы для решения практических ситуаций

оценка выполнения практических занятий

Знания:

понятие и источники экологического права

обсуждение и оценка, сообщений, рефератов

экологические права и обязанности граждан

оценка выполнения практических занятий

право собственности на природные ресурсы, право природопользования

оценка выполнения практических занятий; обсуждение и оценка, сообщений, рефератов

правовой механизм охраны окружающей среды

обсуждение и оценка, сообщений, рефератов

виды экологических правонарушений и ответственность за них.

оценка выполнения практических занятий; обсуждение и оценка, сообщений, рефератов