Особенности функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в современной России

Данная статья отражает проведенный анализ юридической литературы и современного российского законодательства, связанных с темой "Защита прав несовершеннолетних". Исследование направленно, прежде всего, на выявление проблем в процессе регулирования защиты прав детей и деятельности координирующего органа системы профилактики Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. А также поиск путей решения данных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_deyatelnosti_kdn_i_zp.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

Научная статья на тему«Особенности функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в современной России».

Автор:

учитель истории и обществознания

Романова Ирина Геннадьевна

Все законодательство Российской Федерации во главе с Конституцией РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. В частности, в статье 2 Конституции РФ говорится об этом, а также в ней установлено, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Так, в Российской Федерации на сегодняшний день достаточно активно идет процесс защиты прав и законных интересов любого человека, проживающего на ее территории, в том числе и несовершеннолетнего.

Разработан достаточно большой блок законодательства, основной целью которого является защита прав, свобод и законных интересов детей, например, такие законы, как: №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 года или №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 года, в которых также определяется создание системы органов профилактической деятельности в среде несовершеннолетних. А координирующим органом данной системы является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссия, как видно из ее наименования, осуществляет 2 функции: это защита прав и законных интересов несовершеннолетних от посягательства на них со стороны, прежде всего, законных представителей, а также иных лиц, и профилактика правонарушений несовершеннолетних. Сегодня перед Комиссиями стоит много проблем, связанных с их функционированием, от понимания и решения которых зависит эффективность их деятельности. Достаточно важно понимать и видеть, какие проблемы существуют перед Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и как их можно решить. Все это нужно для того, чтобы, впоследствии, более грамотно разрабатывать законодательные основы деятельности данного органа.

С этой целью нужно проводить анализ деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на основе федерального и регионального законодательства, а также проблематики осуществления данной деятельности и способы и пути решения стоящих сегодня перед комиссиями проблем, которые обсуждаются активно в научной литературе.

Кроме того, необходимо определять стоит ли разъединять функции Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, ведь, как известно, они выполняют две абсолютно противоположные функции, чтобы их выполняли разные органы для более качественной их работы, или же стоит оставить все как есть, и взвалить весь груз ответственности на них.

Для начала стоит проанализировать нормативно-правовые акты и юридическую литературу и определить, кого вообще в юридической литературе определяют как «несовершеннолетнего» и на основе чего осуществляется защита их прав. Было установлено следующее: так, в юридической литературе существуют разные подходы к определению защиты прав несовершеннолетних лиц. Одни считают, что защищать права и законные интересы детей необходимо посредством улучшения и развития законодательства, другие же считают, что необходима государственная и общественная поддержка семьи, как основного источника защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, иные же полагают, что нужно усиливать ответственность родителей и иных законных представителей, а также должностных лиц образовательных, воспитательных и иных учреждений за неисполнение ими своих обязанностей в отношении детей. Также было выявлено, что российское законодательство, базируясь на основных принципах и нормах международного права, всячески поддерживает и закрепляет необходимость защиты прав несовершеннолетних граждан, ставя это одной из приоритетных направлений деятельности государства в сфере детства. А также в РФ создан механизм защиты прав несовершеннолетних, представляющий собой совокупность органов государственной власти, силовых структур и общественных организаций, целью деятельности которых является необходимость защищать и восстанавливать нарушенные права несовершеннолетних, частью которого и являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Далее для определения особенностей и эффективности деятельности Комиссий нужно проанализировать правовые основы деятельности Комиссий и проблемы их функционирования. В ходе проведенного исследования было установлено, что деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав сегодня определена в законодательстве, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. Согласно положению №120-ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» порядок образования и деятельности КДН и ЗП определяется законами субъекта РФ. В ходе анализа было выявлено, что региональное законодательство, как правило, конкретизирует правовой статус Комиссий в зависимости от специфики данного региона по сравнению с федеральным законодательством (например: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2007 года №1279 конкретизирует положения ФЗ №120 от 24.06.1999 года). Важным же противоречием, существующим между федеральным и региональным законодательством, является тот факт, что на федеральном уровне до сих пор действует Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» от 03.06.1967 года, который регулирует деятельность именно «Комиссий по делам несовершеннолетних», в то время как региональное законодательство строится уже давно (с 1999 года) по принципу регулирования деятельности «Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», которая, по сути, является иным органом системы профилактики, с иными функциями, что отчасти является наиважнейшей проблемой, стоящей перед Комиссиями всех уровней.

Также в ходе анализа были выявлены следующие проблемы в деятельности Комиссий: во-первых, это отсутствие федерального закона, регламентирующего деятельность современных КДН и ЗП; во-вторых, низкое кадровое обеспечение, так как члены комиссии, за исключение ответственного секретаря, работают на общественных началах; в-третьих, совмещение в деятельности Комиссий полномочий, как по защите прав детей, так и по привлечению их к ответственности, в частности к административной, за совершение правонарушений.

В продолжение работы, для установления эффективности функционирования Комиссий как механизма защиты прав несовершеннолетних, проводился анализ эффективности деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Московского района города Санкт-Петербурга. В ходе беседы с сотрудниками Комиссии и анализа статистических данных было выявлено, что более половины своей деятельности Комиссия посвящает именно защите прав несовершеннолетних, что очень важно на сегодняшний день. Ежегодно Комиссия рассматривает более 500 дел несовершеннолетних и их родителей. На основе тех же статистических данных было установлено, что Комиссии Московского района удалось оказать помощь во всех случаях обращения к ним со стороны несовершеннолетних, а также осуществить проверки по обращениям со стороны образовательных учреждений и иных субъектов системы профилактики.

Также в ходе исследования эффективности функционирования Комиссий были определены перспективы ее развития, а также возможные пути решения поставленных проблем. Многие исследователи, правоведы и сотрудники субъектов системы профилактики сходятся во мнении, что сегодня назрела необходимость в принятии Федерального закона об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, который способствовал бы повышению эффективности ее профилактической деятельности и защиты прав детей. Кроме того, такой закон привел бы все остальное законодательство в соответствие с ним, а значит возникло бы единство в регулировании данной сферы. Также при разработке проекта можно было бы получить некоторые рекомендации и предложения от субъектов РФ, основываясь на практике деятельности региональных комиссий.

Для решения иной проблемы Комиссий, когда ей приходится совмещать в себе две разнохарактерных функции, что снижает эффективность ее деятельности, предлагается передача в полном объеме административно-юрисдикционной функции Комиссии в районные суды РФ, так как они и созданы для того, чтобы привлекать к ответственности. Тем более, что это не только бы позволило освободить комиссии от большого объема работы, но подтолкнуть тем самым в России расширение создания судебного института защиты прав детей. А также предлагается создать на базе Комиссии две равноправные коллегии, одна из которых бы занималась рассмотрением административных дел в отношении несовершеннолетних и привлекала бы их к ответственности, а другая – рассматривала дела в отношении родителей, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних.

Решением для другой проблемы Комиссии, связанной с формированием состава комиссий, является привлечением в постоянный состав комиссии специалистов в области юриспруденции, психологии и педагогики. Также нужно переводить деятельность всех членов комиссии на постоянную основу, включая председателя и его заместителя.

Таким образом, сегодня комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующие на территории Российской Федерации осуществляют свои функции эффективно, но не таком уровне, который видят законодатели и научные исследователи. Все это связано, конечно, с существующими проблемами, которые назрели до такой степени, что требуют скорейшего решения. Данный факт уже никем не отрицается, и все чаще обсуждается в научной литературе. Необходимо изменять ситуацию, чтобы в ближайшем будущем наши дети знали куда обратиться и что им всегда там окажут высококвалифицированную, нужную и быструю помощь.

Источники:

Нормативные акты:

1. Женевская декларация прав ребенка, принятая 26.11.1924 года пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве. Электронный ресурс: www.unesco.kz.

2. Закон Санкт-Петербурга от 08.05.2007 года №160-32 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»//Справ-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 года №195-ФЗ//Справ-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20.11.1989 г. Электронный ресурс: www.un.org/ru/ 

5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года//Справ.-правовая система «КонсультантПлюс»

6. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 №272 «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»//Справ-правовая система «КонсультантПлюс».

7. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 №995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»//Справ-правовая система «КонсультантПлюс».

8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2007 года №1279 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»//Справ-правовая система «КонсультантПлюс».

9. Проект Федерального закона "Об основах системы ювенальной юстиции"  от 14.02.05 года [Электронный ресурс]// Stop Ювенальной юстиции [Офиц. сайт.] www.juvenaljustice.ru/index.php/documenty/41-proekty/78-zakon-ob-osnovah-yuvenalnoy-sistemy

10. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 года №1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»//Справ-правовая система «КонсультантПлюс».

11. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» от 03.06.2967 года// Справ-правовая система «КонсультантПлюс».

12. Указ Президента РФ от 01.06.2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг»//Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

13. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года №1-ФКЗ (в ред. от 03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»//Справ-правовая система «КонсультантПлюс».

14. Федеральный закон от 24.07.1998 года №124-ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

15. Федеральный закон от 24.06.1999 года №120-ФЗ  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Монографии, научные статьи и иная литература:

16. Арутюнян А. С. Защита прав несовершеннолетних как приоритетное направление для будущего развития России. // Учены труды Российской Академии адвокатуры  и нотариата . – 2010. - №1. – С. 99-102.

17. Бакаев А. А., Остапенко Н. И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2003.

18. Бойко С.С. Проблемы административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. // Юристъ-Правоведъ. – 2009. - №6. – С. 34-38.

19. Вирге Миккола. Защита детей в Европе и России. Монография/Цент обучения и развития «Palmenia» Хельсинского университета. Хельсинки. – 2007.

20. Железный М. В. Дефиниция института семьи с точки зрения защиты прав несовершеннолетних. // Пробелы в российском законодательстве. - 2009.  - №2. - С. 183-186.

21. Неказаков В. Я. Конституционно-правовые основы защиты прав несовершеннолетних по делам об административных правонарушениях (новые аспекты) // Бизнес в законе. - 2010. - №2. - С. 65-67.

22. Пучнина С. А. О мерах повышения профилактической роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как правоприменительного органа // Вестник ТГУ. – 2010. - №3. – С. 383-387.

23. Пучнина С. А. Перспективы развития нормативного регулирования профилактической деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - №3-4. – С. 392-394.

24. Пучнина А. С., Шуняева В. А. Защита прав несовершеннолетних как основа профилактики их правонарушений: учебное пособие. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина. - 2011.

25. Танкова Т. А. Новые эффективные направления и методы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном и региональном уровнях // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2001. - №3. – С. 174-176.

Электронные ресурсы:

26. Аула М. К. Права ребенка в Финляндии и России. [Электронный ресурс]/ Посольство Финляндии [Офиц. сайт] – Режим доступа: http://www.finland.org.ru/Public/default.aspx?contentid=210225&nodeid=36881&culture=ru-RU

27. Должностная инструкция ведущего специалиста – ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.//Администрация Санкт-Петербурга [Офиц. сайт] – Режим доступа: www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_moscow/documents/reglaments/

28. История создания комиссий [Электронный ресурс]: официальный сайт Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области// http://kdn.aismo.ru/history/

29. Каганов В. Ш. Доклад о результатах проведения мониторинга практики организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в субъектах РФ [Электронный ресурс]//Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт] – Режим доступа: www.минобрнауки.рф/документы\3730

30. Отчет о деятельности совещательных и коллегиальных органов администрации Московского района Санкт-Петербурга за 2012 год [Электронный ресурс]//Администрация Санкт-Петербурга [Офиц. сайт] – Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_moscow/current_activities/groups/

31. Отчет о деятельности совещательных и коллегиальных органов администрации Московского района Санкт-Петербурга за 2013 год [Электронный ресурс]//Администрация Санкт-Петербурга [Офиц. сайт] – Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_moscow/current_activities/groups/ 

32. Отчет о деятельности совещательных и коллегиальных органов администрации Московского района Санкт-Петербурга в 1 квартале 2014 года [Электронный ресурс]// Администрация Санкт-Петербурга [Офиц. сайт] – Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_moscow/current_activities/groups/