"Этика общения уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образования"

Колосова Оксана Дмитриевна

      Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса – это правозащитник в структуре  органов  общественного управления образовательного учреждения, способствующий усилению гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении, а также восстановлению нарушенных прав.

     В своей деятельности уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса должен руководствоваться не только определенными умениями и знаниями, а также обладать определенными качествами, помогающими ему решать его профессиональные задачи.

      Ниже будет рассмотрена этика общения уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ.

        Колосова Оксана Дмитриевна

социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы»

 2016

          Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса – это правозащитник в структуре  органов  общественного управления образовательного учреждения, способствующий усилению гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении, а также восстановлению нарушенных прав.

       В своей деятельности уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса должен руководствоваться не только определенными умениями и знаниями, а также обладать определенными качествами, помогающими ему решать его профессиональные задачи.

    Ниже будет рассмотрена этика общения уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образования.

     Этика – это особое гуманитарное учение (наука), предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает.

      Этика в широком смысле может пониматься как универсальный закон, который регулирует отношения между частью и целым, а так же регулирующий отношения между частями внутри целого.

      Цель этики – создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения. Главный вопрос этики: определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Следовательно, в самой простой формулировке: мораль и нравственность – это представления общества и индивида о добре и зле, о том, как поступать хорошо и как – плохо.

    Этические нормы в педагогических отношениях базируются на общечеловеческих ценностях, нормах и правилах поведения. Этика уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должны руководствоваться субъекты данных отношений. Она включает в себя: моральные принципы участников образовательного процесса, профессиональную мораль, моральный климат внутри коллектива той или иной образовательной организации, нормы деловой этики, т.е. внешние нормы поведения.

    Необходимо оценивать уровень морального развития, как самого уполномоченного по защите прав образовательного процесса, так и самой образовательной организации в целом; насколько работают принципы справедливости, равенства прав человека и уважение достоинства человека.

      Моральные качества уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений являются объектом профессиональной деятельности. Они должны способствовать формированию у субъектов образовательного процесса определенных качеств: развитию знаний, навыков, умений, знание своих прав и обязанностей; выдержка, честность, принципиальность, доброта, гуманность, достоинство, уважение других, порядочность, мужество, честность, справедливость.

      Администрации  образовательного учреждения необходимо знать, какие этические нормы складываются в коллективе, как в детском, так и взрослом.

       Этические нормы (на примере образовательной организации) — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться участники образовательных отношений. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

      Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образования должен соблюдать этические нормы. Например,  правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса, язык, цвет кожи, религия, пол, национальность, социальное происхождение или имущественное положение и пр.

       Принципы - это обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Так и уполномоченному по защите прав участников образовательных отношений этические принципы дают некую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.д. При осуществлении возложенных на него полномочий, он должен руководствоваться определенными принципами, а именно: законом (Конституцией), гласностью, ответственностью, соблюдать нравственные нормы. Также среди основных этических принципов уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образования можно выделить:

- справедливость;

- терпимое отношение;

- постоянство своих убеждений (уважительного отношения);

- чувство долга и др.

       Участник образовательных отношений рассматривается в первую очередь как личность, создающая свой человеческий потенциал и активно проявляющая себя в своей деятельности (учебной или трудовой). Он должен стремиться к саморазвитию и применению личных качеств с целью повышения эффективности своей деятельности и деятельности образовательного учреждения в целом. А образовательное учреждение создает всем участникам образовательных отношений условия для взаимного сотрудничества.

        Свобода каждого - как участника образовательных отношений - реализуется не в ущерб свободе других участников данных отношений. Поэтому субъекты образовательных отношений несут ответственность перед самими собой, перед другими участниками образовательных отношений и перед образовательным учреждением в целом.

       Отношения между уполномоченным по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образования основаны на гуманистических принципах. Особую ценность представляет умение участников образовательных отношений работать в команде, при взаимном соблюдении прав и уважении человеческого достоинства. Во всех возникающих сложных (или конфликтных) ситуациях следует руководствоваться принципом соблюдения законных прав субъектов образовательных отношений.

      Таким образом, при взаимодействии уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с субъектами  образовательных отношений не допускается  унижение личности, проявление дискриминации по половому, национальному и религиозному признаку в отношении  других участников образовательных отношений.