"Инновационные (информационно-коммуникативные) технологии в работе уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений"

Колосова Оксана Дмитриевна

       Одним из важнейших направлений деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений является формирование  правового сознания у данных участников отношений их правового воспитания, а также обучение гражданственности, содействие просвещению в области прав человека. Кроме того, перед уполномоченным стоит еще одна задача – формирование правовой культуры. Будучи составной частью общече­ловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность людей в различных сферах жиз­ни. Не случайно большинство проблем развития нашего общества не­посредственно связано с необходимостью повышения правовой культу­ры в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ (ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

        Колосова Оксана Дмитриевна

социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы»

 2016

          Одним из важнейших направлений деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений является формирование  правового сознания у данных участников отношений их правового воспитания, а также обучение гражданственности, содействие просвещению в области прав человека. Кроме того, перед уполномоченным стоит еще одна задача – формирование правовой культуры. Будучи составной частью общечеловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность людей в различных сферах жизни. Не случайно большинство проблем развития нашего общества непосредственно связано с необходимостью повышения правовой культуры в целом.

       Для повышения правовой культуры участников образовательных отношений, уполномоченному необходимо немало потрудиться и тщательно проработать план своей деятельности, в том числе включить в свою работу инновационный (информационно-коммуникативный) метод.

       Начать можно с того, что уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений, должен следить за изменениями в области законодательства. Опираясь на тот или иной нормативно-правовой акт, необходимо быть уверенным в его актуальности на данный момент. Облегчить работу уполномоченному могут компьютерные справочно-правовые системы по законодательству Российской Федерации, например «Консультант плюс» или «Гарант».

      Кроме того, одной из основных задач уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений является защита и восстановление нарушенных прав участников таких отношений. Он должен проанализировать ситуации, которые потребовали его вмешательства в них на основе поступающих к нему жалоб и обращений участников образовательных отношений. В случае, когда Уполномоченным установлено нарушение прав и свобод человека, дискриминации, ущемление прав и пр.,  он может составить заключение, которое направляет вышестоящим лицам, в том числе должностным лицам, если оно того потребует. Бывают ситуации, когда обращения участников образовательных отношений, могут быть опубликованы и в средствах массовой информации, особенно это касается тех случаев, когда решение той или иной проблемы затягивается или не решается вообще. Поэтому, в каких-либо затруднительных ситуациях уполномоченный  может сотрудничать с различными правозащитными организациями.

       Одна из наиболее доступных и эффективных форм работы по правовому просвещению с использованием информационно-коммуникативных форм - выступления на правозащитные темы на страницах районных и городских газет, в информационном вестнике Уполномоченного (если таковой имеется). В конкретном образовательном учреждении, уполномоченный может организовать выпуск ежемесячной газеты, таким образом, просвещая участников образовательного процесса. Данной газете можно дать название, например -   «Права. Свободы. Человек». Накапливая определенный материал, уполномоченный сможет кроме запланированных мероприятий, дополнительно, используя данную газету, озвучивать насущные или часто задаваемые вопросы, делиться опытом решения тех или иных спорных ситуаций.

        Помимо этого, уполномоченный может организовывать встречи в других образовательных и социальных учреждениях для проведения бесед с целью распространения правовых знаний, делиться опытом, с этой же целью приглашать и других участников образовательных отношений. В образовательное учреждением могут быть приглашены сотрудники прокуратуры, КДН и защите их прав, ОДН и др.

С участием администрации и педагогов образовательного учреждения организовать  оформление и комплектование «Уголка права», в которых представлена специальная литература и информационные материалы.  В ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Непоседы», есть свой правовой уголок, который систематически обновляется. Для ребят готовится и раздаточный материал, в котором освещаются их права и обязанности или, как поступить в той или иной ситуации, куда стоит обращаться и т.д. В частности для выпускников нашего образовательного учреждения готовятся специальные буклеты. Выходя из стен учреждения, ребята приобретают самостоятельность, но вместе с ней и множество вопросов, ответы на которые, в силу определенных причин, им только предстоит решить. Поэтому ребятам регулярно предлагается правовая помощь. Кроме того, наше учреждение регулярно посещают гости с целью правового просвещения. 20 ноября, во Всероссийский день правовой помощи детям, нашу организацию посетил Уполномоченный по правам ребенка в Московской области. Ребятам были вручены буклеты с необходимой информацией в области прав человека.

С учетом того, что множество учреждений такого же типа, как мы соблюдают условия конфиденциальности, с участием администрации образовательного учреждения может быть организовано место для  «ящика доверия». В данном случае, ребята всегда могут анонимно задать свой вопрос, изложить волнующую их ситуацию или поделиться своей проблемой.  

С участием библиотекаря была организована выставка правовой литературы, чтобы еще раз акцентировать внимание на случаи, когда нарушаются права человека (а в нашем случае еще и ребенка-сироты или отставшего без попечения родителей), как поступать в этой ситуации, а также куда обращается в первую очередь.  Каждый из присутствующих получил комплект литературы по правам ребенка для ознакомления.

        С развитием информационных технологий все больше отводится внимание различным информационным ресурсам. Так, например, большинство образовательных организаций, перейдя на новый, информационный этап, обзаводятся своими сайтами. Сайт организации содержит всю необходимую информацию о работе данного учреждения: планы работы, педагогический состав, расписание занятий, работа педагога-психолога, социального педагога, педагога-логопеда и пр. Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений также можется завести раздел на сайте своей организации с целью просвещения участников образовательных отношений.

        Таким образом, на данный момент существует множество способов повысить правовую культуру участников образовательных отношений, в том числе, используя инновационные (информационно-коммуникативные) технологии в своей работе.